Ибо он, более иных страстей, особенно боялся совращения с пути истины и падения юных и злолютой страсти сребролюбия, лучше же сказать – златолюбия и веществолюбия – корня всех зол, как сказано в Божественном Писании ( 1Тим. 6:10 ); почему и почти на всяком поучении приводил в пример Ананию и Сапфиру. Ибо он достоверно наперед знал, – о чем и весьма скорбел, – что если эта злолютая страсть любоимения воровски войдет в его братство, и если увлекутся ею любители ея: то заведенное им общежитие немедленно разорится до основания; что впоследствии и случилось. В самом деле, открыто и дерзновенно говорить – это твое, а это – мое, и иметь собственность, и каждому заботиться о себе и питаться, не есть ли это всесовершенное разорение единодушного общежития. Потому еще издавна в монастырях Драгомирне и Секуле, предохраняя братию (от упомянутой страсти), он прикровенно обличал их; и, показывая путь делания заповедей Христовых, часто со слезами увещевал их говоря: Братие! если будете усердно понуждаться к чтению Отеческих книг, и чрез содержащееся в них учение всегда себя исправлять и разогревать (души свои), по сказанному: согреяся сердце мое во мни, и в поучении моем разгорится огнь ( Пс. 38:4 ): также если будете понуждать себя к прилежному молению на всякий день со слезами пред Богом и к деланию святых Его заповедей: то подастся вам от Христа Бога теплое усердие и ревность. И пусть никто не говорит, что невозможно на всякий день плакать. Ибо говорящий сие говорит и то, что невозможно и каяться на всякий день. И таковые извращают и самую заповедь Господню, как говорит Божественный Симеон Новый Богослов . Прежде же всего этого должно вам, братие, несомненно, с твердою верою и теплою любовию, приступить ко Господу, и, по слову Его, всесовершенно отречься мира сего и всех его красот и сладостей, а еще и своей воли, и своего рассуждения, и быть нищими духом и телом. И таким образом возжется в душах совершенных святая ревность. По времени же, при возрастании сего делания, подадутся от Господа, по мере делания, слезы, плач и малая некая надежда в утешение души; а потом алчба и жажда правды, то есть разженное усердие, дабы ко всем заповедям Его направляться ( Пс. 118:128 ), как то: к смирению, терпению, милосердию и любви ко всем, в особенности же к бедствующим душевно, также и к больным (телом), злостраждущим и престарелым, что все, по Божественному апостолу, суть плоды Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Между тем Афанасий, не переставая, еще более просил его и увещавал не скорбеть и идти, и едва принудил его против воли идти с ним в скит. Тогда, вставши, пошел он с плачем и рыданием. Когда же пришел в скит и увидел Старца со всеми братиями, сидящих пред трапезою, о, какой тогда еще более напал на него страх и стыд безмерный! Он упал пред ними на землю, горько плача и неутешно рыдая, и просил прощения. Ужаснулись все. И тотчас вставши, Старец, начальник, и братия подняли его от земли. Когда же все братия от приведшаго его к ним монаха узнали причину его скорби и слез, удивились и, вздохнув каждый о себе, умолкли. Старец же, как отец чадолюбивый, начал утешать его своею духовною беседою. Он молил, просил и увещавал его не скорбеть чрезмерно о таком невольном с ним случае. Немного утешив его, все воздали Богу благодарение, что нашли его здоровым и душею и телом. За тем вошли в трапезу, и начали вкушать пищу. Велели и ему сесть с ними и есть. Однако по причине объявших его тогда печали и стыда он ничего из пищи не мог вкусить; и только после вкусил немного 8 . С того времени, во все свое тамошнее пребывание, он уже не ложился спать по ночам, а спал по немногу сидя на лавке. – Вышедши из трапезы, Старец и другие с ним старейшие духовные отцы сели под садовыми деревьями, и беседуя прославляли Бога Дародателя, удивляясь такой в юном Божественной ревности. Когда же о. Платон был еще в трапезе, Старец говорил всем присутствовавшим братиям и в особенности младшим: «видите, братие, какую ревность по Боге и огненную печаль имеет брат сей. Да будет он всем вам в пример и подражание, чтобы вам с усердием вставать и ходить на церковное правило. Ибо он, и по причине невольно случившагося с ним опущения молитвы, настолько опечалился душею и так много болезновал и плакал, что и хлеба лишил себя, и не хотел видеть света солнечнаго, вследствие великой болезни сердечной и сокрушения. Молитесь и вы от всей души Христу Богу, понуждаясь к исполнению всех Его заповедей, да подаст Господь и вам всем такую же ревность и огненную печаль, по Боге разженную, о которой Божественный Исаак (Сирин) во многих местах 9 и другие святые отцы повелевают молиться и просить себе у Бога».

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Нерушимо слово Спасителя, обещавшего верным исполнение их просьб: Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него ( Мф.7:9–11 ). Увы! Как часто мы пытаемся выклянчить у Господа именно «камней, змей и скорпионов». Мы просим для себя побольше мусора, чтобы погрязнуть в нем, выпрашиваем успех в недобрых начинаниях, вымаливаем отраву для погубления собственных душ. Врагами детям своим становятся родители, пичкавшие их вредными сластями, а потом снабжающие подросших оболтусов деньгами на пьянство и разгул. Исполнит ли Всеправедный Бог самоубийственные просьбы наши? Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений ( Иак.4:3 ). Самое разумное для человека прошение – это предание себя воле Вселюбящего и Всемогущего: «Да будет воля Твоя!» Отрекающийся от своеволия ради послушания Господу никогда не будет нуждаться в земном насущном хлебе – все, что необходимо для тела, Бог дает в качестве малого естественного приложения к великим духовным дарам. Я был молод и состарился, и не видел праведника оставленным и потомков его просящими хлеба , – свидетельствует святой пророк Давид ( Пс.36:25 ). Но на каждом шагу мы видим, как мгновенно разрушается благополучие самонадеянных людей, как бесплодны самые упорные труды и самые хитроумные расчеты, если на них нет благословения Божия. По слову преподобного Паисия Величковского , «Недремлющее Око день и ночь смотрит, что мы делаем, что помышляем, на кого возлагаем надежду во всякой нужде – на человека или на Божии щедроты. Лишь истинный Бог может избавить нас от всякой напасти». Суета земных забот, мнительность, страх перед будущим, малодушное уныние – от всех этих надуманных скорбей освобождается тот, кто «возложил печаль свою» на Всемогущего Бога. Взывающий ко Господу: «Да будет воля Твоя!», всецело доверившийся Небесному Отцу привлекает к себе безмерные щедроты Его.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Один некто на словах сообщил мне о братьях наших то же, что и вы в письме своем мне о них возвещаете: как будто бы они жаловались ему, что от вас претерпели то, что претерпели. Но поскольку в их письмах я этого не нашел, потому такому его сообщению отнюдь не поверил и счел это сообщение за некие праздные слова. Потому и святыню вашу молю: не имейте обо мне такого мнения, будто бы я союз любви с вами совсем разорвал, – да не попустит преблагой Бог мне, окаянному, такое претерпеть. Ведь хотя любви к Богу и ближнему по своему нерадению я отнюдь не стяжал, но знаю и твердо верую, что без любви к Богу и ближнему одной православной верой спастись совершенно невозможно, ибо вера без дел, по Писанию, мертва есть ( Иак. 2, 20 и 26). Я должен, если хотя бы малейшую надежду на спасение хочу иметь, с помощью Божией понуждать себя к ней по крайней мере отчасти и ни по какой причине не нарушать любви к ближнему, поэтому и к святыне вашей я должен по заповеди Божией (см. Мф. 22, 39 ; Мк. 12, 31 ; Лк. 10:27 ) иметь постоянную и никогда не нарушаемую любовь. Ради большего уверения святыни вашей, по любви Божией представляю вам залог моей душевной любви, какую я прежде к вам имел и ныне имею, о чем знает один Бог . Когда святыня твоя еще в скиту Цыбуканском пребывала, я имел о вас в душе моей такое извещение, что в эти последние дни Бог по благодати Своей явил подобного мужа (то есть святыню твою), который хотящих спастись может и словом и делом наставить на истинный путь спасения. Когда же святыня твоя возымела намерение перейти в монастырь Должешти и об этом просила у меня совета, я отнюдь вам не советовал это делать, боясь всесовершенного вашего душевного и телесного разорения, и сказал вам, что если вы это сделаете, то пойдете в тот монастырь с неизреченной радостью, а оттуда выйдете с неизреченной скорбью, что на самом деле с вами и случилось. После этого вы возымели намерение взять монастырь Берзунец, пришли ко мне в монастырь Драгомирну и прилежно молили меня написать прошение ктиторам, чтобы они дали вам тот монастырь. И по доброму своему произволению, по совести христианской святыня твоя дала обет пред Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом, взяв в свидетели Пресвятую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, что во всем по Бозе будет советоваться со мной и без моего совета ничего не станет начинать и творить, но будет иметь со мной в управлении братьями духовное единомыслие и единодушие и во всем последует правому разуму Священного Писания и учения святых отцов наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Тайна Креста есть тайна непоколебимой веры христиан в Избавление от безнадежной подвластности нашей злу, поразившему природу человека. Тайна Креста — эта тайна спасения людей, их освобождения от страшных последствий греха — и первого, и каждого человека. Тайна Креста — это тайна искупления, принятия вины всех на Себя Сыном Божиим. Да поможет тебе Бог сейчас, в отпущенную тебе меру веры и упования, в меру чувств и ума, приблизиться к этой тайне ради укрепления в вере и жизни в вере — твоей и вручаемой тебе паствы. Являясь благочинным Бельцкого округа долгие годы, ты знаешь пастырей и верующих твоей нынешней епархии и можешь словами Спасителя о добром пастыре сказать «знаю моих, и мои знают меня» (Ин. 10:14). Высота епископского служения налагает на тебя величайшую ответственность перед Богом и Его Святой Церковью. Епископ занимает в Церкви Божией место апостолов. Он кормчий церковного корабля, мудро ведущий его к тихой пристани, он должен явить себя «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12). Епископ должен вести народ Божий ко спасению, к жизни вечной, он одновременно и сам пастырь, и руководитель пастырей. Ты сам исповедал нам, что хотя и принимаешь призвание к епископскому служению, но сознаешь себя пребывающим «в немощи и в страхе и в великом трепете» (1 Кор. 2:3). Да, несомненно, труден путь епископства и требует особых сил для его свершения. Решаясь идти на предстоящий подвиг, не на себя надейся, не полагайся на свой разум, на свои силы, но уповай единственно, что «Бог, богатый милостью» (Еф. 2:4) обратит к тебе Свое слово: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:9). Только упование на всеукрепляющую благодать Божию даст тебе право вместе с апостолом Павлом засвидетельствовать: «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1 Кор. 2:4). Вместе с апостолом Павлом «напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе» (2 Тим. 1:6) через наше рукоположение молитвой и благочестием, проси молитвенного содействия в предстоящих трудах преподобного Паисия Величковского, проповедью своей и подвижническим житием огласившего землю Молдовы светом Христовой истины.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204677...

Телесными очами созерцали апостолы довершение земных чудес и знамений Христовых – дивное чудо Его Вознесения, которым утверждалась неразрывная связь зримого с незримым, вещественного с духовным, Церкви земной с Церковью Небесной. Великой радостью возрадовались в тот час ученики Христовы, ибо сбылось упование их и даровано было им великое обетование Господне: Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли ( Деян.1:8 ). Восходя в Царствие Свое, Сын Божий не оставлял Своею милостью дольний мир, но принимал попечение над ним в силе и славе. «Вознесся от нас Господь на небо, чтобы Ему с высоты призирать на нас, как Отцу на чад, как Пастырю на овец, как Орлу на птенцов, как Вождю на Свое воинство, чтобы всякого видеть и у каждого из нас рассматривать нужду и потребности, и каждому подавать помощь… Господь наш восшел на небо, как бы на гору, чтоб с высоты видеть подвиг каждого и подвизающимся подавать руку скорой помощи, – чтобы падших восстановлять и делать их сильнейшими против врагов, а гонящим нас полагать препятствие», – говорит светильник Церкви нашей, праведный Иоанн Кронштадтский. «Аз есмь с вами и никто же на вы», – поем мы в кондаке Вознесения слова как бы от лица Христа. Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечник, и светит всем в доме ( Мф.5:15 ), – прорек Спаситель. И Сам Он, соделывая вселенную Домом Божиим, вознесся не над одним Иерусалимом, но надо всем миром, изливая повсюду лучи Своей милости. Но, по слову преподобного старца Паисия Величковского , «чистым только сердцем, душою и умом созерцается Умное Солнце». И трудным кажется узреть Его тому, чьи взоры прикованы к земле. Возлюбленные о Господе братья и сестры! Перед тем, как явить ученикам чудо Своего Вознесения, Господь вывел их из города ( Лк.24:50 ). Вдали от шумных торжищ, толчеи и суеты Спаситель преподал апостолам благословение и восшел на небо. У каждого из нас есть свой внутренний «город», где суетятся житейские заботы и страхи, где стараются прельстить нас торгаши и менялы нечистых помыслов, где бряцают смертоносным оружием греховные страсти. Но если мы найдем в себе духовные силы отрешиться от этого сонмища и подняться на высокую гору Елеонскую, какими ничтожными представятся нам преходящие мирские заботы и соблазны пред бессмертным величием открывающегося нашим взорам Царствия Небесного!

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Хочется выразить большую признательность Татьяне Велк-Углановой. Она собирала свидетельства о старицах для очерков «Схимонахиня Серафима (Бирюлёвская)», «Старица Любовь (Измаиловская)», «Старица Евдокия Диева», помогла найти материал о старице Серафиме (Павлово-Посадской) и подвижнице Вере Емелиной. От всей души благодарю всех, кто помогал доставать необходимую для работы литературу, кто молитвенно поддерживал нас. Слава Богу, за всё! К сожалению, мы не располагали всей необходимой информацией. Будем весьма признательны всем, кто пришлёт нам ссылки на статьи и книги, свои свидетельства и воспоминания о старцах и старицах, имена которых не вошли в сборники. Введение «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на вершине горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».( Мф. 5:14–16 ) Иеродиакон Николай (Сахаров) в статье «Учению архимандрита Софрония (Сахарова) о старчестве…» пишет, что по учению греческих отцов: «…Старец играет роль посредника между послушником и Богом … Для этого старец непременно должен обладать, наряду со множеством иных необходимых добродетелей, и даром духовного рассуждения, то есть способностью распознавать в молитве волю Божию, что позволяет его ответам носить исключительно духовный, «пророческий» характер. Как посредник в сообщении божественной воли, старец считается продолжателем дела Самого Христа и причитается к лику пророков наравне с Моисеем (ср. Исх. 4:13 )… (В России) духовное наставничество достигло меры старчества в житиях прп. Серафима Саровского и монахов Оптиной Пустыни … (Возрождение старчества в русской монашеской традиции обычно связывают с именем преп. Паисия Величковского (1722–1794 гг.))». В послании святого Апостола Павла к Галатам сказано: «…Нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» ( Гал. 3:28 ). Даром духовного рассуждения, способностью распознавать в молитве волю Божию обладали и старицы последних времён, по Промыслу Божиему им суждено было играть роль посредника: одним между Богом и сестрами в монастырях, другим – между Богом и страждущими в миру. Прозорливых стариц называли матушками, к ним обращались люди со своими духовными нуждами, у них искали утешение в горе, получали благословения на предстоящие важные перемены в жизни, к ним спешили верующие люди со своими телесными недугами. По молитвам подвижниц страждущие обретали душевный покой, получали исцеление…

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Задачи предстоящей работы: 1) Кратко описать сущность исихазма, периоды его возникновения, упадка и возрождения на Востоке и на Руси с указанием причин; 2) Кратко описать житие и подвижничество прп. Паисия Величковского , его учение об умной молитве, личный вклад в возрождение в старчества и умного делания в Молдовлахии и в России в период конец XVIII-XIX вв.; 3) Привести прямых учеников преп. Паисия Величковского , которые с Афона и из молдовлахийского монашеского братства перешли в российские монастыри, а также установить его духовных последователей, оказавших наибольший вклад в возрождение исихазма в России в период конец XVIII-XIX вв. 4)Собрать из множественных разрозненных источников, в большинстве случаев, дореволюционного издания, находящихся в фондах Российской государственной библиотеки, более подробные сведения об этих подвижниках (прямых учениках и последователях); 5) Кратко изложить жития этих подвижников; 6) Выявить духовные связи между прп. Паисием Величковским , его учениками и духовными последователями; 7) Привести существующие источники (сочинения, письма), в которых изложены духовные наставления российских подвижников этого периода на тему умного делания. 8) Дать богословскую оценку феномену возрождения исихазма и практики умного делания в России в период конец XVIII-XIX вв. Данная работа имеет следующую структуру: • Введение с кратким изложением исторического зарождения и распространения исихазма на Востоке; • Краткое описание исихастской традиции на Руси с указанием периодов возникновения, упадка и возрождения; • Приведение сведений о подвижнической жизни прп. Паисия Величковского , его литературной и пастырской деятельности; • Жизнеописание непосредственные учеников прп. Паисия Величковского с указанием их вклада в возрождение исихазма и практики умного делания; • Жизнеописание духовных последователей прп. Паисия Величковского (учеников его учеников и приверженцев его духовного наследия); • Заключение и богословская оценка возрождения исихазма и практики умного делания в России в период конец XVIII-XIX вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

397 . Иларион (Огиэнко, Иван), митроп. Старець Naicuй Величковський. Його життя, праця та паука. Icmopuчha лimepamypho-бorocлobcьka монография. (Институт дocлibib Boлuhi). Winnipeg 1975. 398 . Илия (Читтерио), иером. Учение преподобного Паисия Величковского по письменным свидетельствам//Правосл. община. М. 1997. 42. 61–82. 399 . Иннокентий (Просвирнин) , архим. Школа преподобного схиархимандрита Паисия Величковского и издательская деятельность Введенской Оптиной Пустыни//ОПРК 9 .987). 93–99. 400 . Иннокентий (Просвирнин) , архим. Школа схиархимандрита Паисия Величковского //Книга в России. СПб. 1993. 85–87. 401 . Казанакли В. Паисий Величковский и его значение в истории православного монашества//Кишиневские епарх. ведомости. 1898. 18, 19, 20, 21, 22. 402 . Кенанов Д. Преводаческа школа на Паисий Величковский : тьрсене на истинните славянски книги//Palaeobulgarica/Старобългаристика. 1989. 1. 96–109. 403 . Кенанов Д. Стихова прослава на схиархимандрит Паисий Величковски: (Към 270-годишнината от рождението на преп. Старец Паисий)//Духовна култура. 1991. 9. 16–21. 404 . Кенанов Д. Личността на схиархимандрит Паисий Величковски и неговата книжовна школа//Духовна култура. 1993. 1. 20–27. же://ПВНШ 9 .413). 52–66. 405 . Леонид (Поляков), иером. Схиархимандрит Паисий Величковский (к 160-летию со дня смерти)//ЖМП 1954. 10. 53–59. 406 . Леонид (Поляков), иером. Старец Паисий Величковский как учитель аскетики (1722–1794 гг.)//ЖМП 1956. 10. 44–55. 407 . Леонид (Поляков), иером. Литературное наследие Паисия Величковского //ЖМП 1957. 4. 57–61. 408 . Леонид, архиеп. Литературная деятельность схиархимандрита Паисия Величковского //ВРЗПЭ 1973. 81–82. 69–105; 83–84. 203–237. 409 . Линца Е. Паисий Величковски – един измежду последните големи церковнославянски книжовници//Palaeobulgarica/Старобългаристика. 1983. 7(3). 14–42. 410 . Маринов Д. Богословската школа на схиархимандрит Паисий Величковски//Духовна култура. 1992. 12. 12–19. 411 . Павел (Стефанов), иером. Неизвестен ръкопис от школата на преп. Паисий Величковски//ПВНШ 9 .413). 121–130.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Принять должно во внимание еще и то, что в настоятеле Оптиной Пустыни о. игумене Моисее и в родном его брате о. игумене Антонии, который до конца 1839 года был начальником Оптинского скита, занятие о. Макария чтением и изучением святоотеческих писаний встретило самых достойных ценителей и пособников; ибо и сами они, будучи благими ветвями благого кореня, еще задолго до вступления в Оптину Пустынь (1821 г.) проводили безмолвную уединенную жизнь под руководством старцев духовной жизни, подвизавшихся в Рославльских лесах Смоленской губернии. Пребывая здесь, оба брата главным занятием своим в свободное от молитвы время имели поучение в святоотеческих писаниях; для чего и переписывали переводы старца Паисия с рукописей, бывших у одного из рославльских пустынножителей – иеросхимонаха о. Афанасия. Итак, по особому устроению и промышлению всеблагого Господа, в то время когда Ему благоугодно было послать способы и указать благоприятное время для издания на общую пользу остававшихся более пятидесяти лет под спудом духовных сокровищ – письменных трудов блаженного старца Паисия, в Оптиной Пустыни появились способные к тому люди и обрелись самые верные списки с Паисиевых рукописей. В числе их было даже несколько рукописей первоначальной редакции, принадлежавших самому старцу Паисию, переписанных по его благословению с черновых тетрадей ближайшими его учениками, исправленных и подписанных собственною его рукою. Такова, например, рукопись слов великого учителя внутренней жизни св. Исаака Сирина 75 . Печатание от Оптиной Пустыни книг духовных началось с 1845 года с малых размеров и как бы случайно. В этом деле принимали живое участие близкие к старцу Макарию почитатели его гг. Киреевские – известный христианский философ и в свое время редактор московского учено-литературного журнала «Москвитянин» Иван Васильевич и супруга его Наталья Петровна, которая поначалу и возбудила это дело. Еще с 1838 года она была духовною дочерью старца Макария. Через нее-то Иван Васильевич сначала и предложил ему, не благоугодно ли ему будет в издававшемся им журнале помещать статьи духовного содержания. Старец ответил на это предложение благодарением, уведомив Ивана Васильевича, что, если это возможно и удобно, то он предлагает поместить в журнале его «Жизнь старца Паисия Величковского ». Если же это будет почему-либо неудобно, то он пошлет статью эту в журнал «Маяк», издававшийся в свое время известным Бурачком. Разделяя мнение старца Макария об услугах, оказанных блаженным старцем Паисием всему православному иночеству и славянской литературе утверждением в ней аскетической терминологии, Иван Васильевич с удовольствием согласился на предложение старца украсить этою статьею страницы издававшегося им журнала. Статья эта на славянском наречии и была напечатана в 12-й книге «Москвитянина» за 1845 год и украшена портретом старца Паисия.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010