Мощно тебе Царю и Государю, солнцу христианскому, второму Константину на земли, сие дело доспеть своим царским приказом, ибо слышали от наместников Турецких: если бы Царь Московский до нашего Султана Сулеймана послал посла и грамату, чтобы с вас дани не брались и вернули вам пашни, какия поотнимали Греки, и отдали бы вам записи крепкия, то бы вас никто ничем не трогал. Все мы подробно твоему царству исповедали о всяких нуждах монастырских; умилосердись, покажи милость, не презри моления нашего. Будь милостив к отцу нашему Игумену Паисию и нам грешным богомольцам твоего царства, да услышишь блаженный глас Владыки Христа: «блажени милостивии, яко тии помилованы будут»; и паки: «странен бех и введосте мя, наг и одеясте мя и прочая.» Ныне наши монастыри Словенскаго языка, в Греческой земле, пребывают в чуждостранствии, и алчем и жаждем и наготуем, без своих Царей и ктиторов у безбожных Агарян. Сотвори милость с нами, да приимешь мзду от мздовоздаятеля Бога, с блаженнопочившим Великим Князем Ярославом, который создал обитель Св. Пантелеймона, и со Св. Симеоном и Святителем Саввою, которые снабдили сию святую обитель от основания многими трудами и подвигами. Умилосердись Царь Государь, Князь Великий Иван Васильевич всея Русии, на святый монастырь и на нас грешных своих богомольцев, пошли милости своей теплоту, от солнца православия лучу твоего царства, повелением и граматою до Турецкаго Султана, согреть нас от мраза належащаго гнева их.» (Ст. сп. 1. 55–65.) В следствие той грамоты и личного прошения Паисия, Царь дал ему свою грамоту к Султану, в которой писал так: «В настоящее время честнейшаго вашего царства, Св. горы монастыри Пантелеймонов и Хиландарь, просили нас, Бога ради, сотворить о них милостивейшее слово высокодостойному твоему царству, да сподобятся облегчения дани, поскольку оскудели в конец, и справедливейших твоих повелений, да дастся им сохранение от насильствующих и оскорбляющих их. И мы не презря их моления, пишем по твоей любви и доброму твоему к нам приятельству, да дастся им от тебя защищение и облегчение дани твоей да приимут ради нас, да не тощим сотворится моленье их к нам.» Грамота писана в Сентябре 1551 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Рассвет на Кубенском озере.      Известно о работе, исполненной великим художником русского средневековья преподобным Дионисием в Спасо-Каменном монастыре около 1481 года. Здесь было три иконы его письма. На острове сложилось уникальное книжное собрание. По переписи 1670 года, здесь хранилось 364 книги, из них только 66 книг были печатные. Среди древних письменных памятников шесть книг были «на харатье», то есть на пергаменте. И даже это богатство являлось лишь частью сохранившейся после пожара библиотеки. Здесь трудились переписчики древних книг, составители новых. Творчество инока Спасо-Каменного монастыря Паисия Ярославова – известного книжника, старца, автора «Сказания о Каменном монастыре» – известно каждому знатоку русской культуры.    Очень рано оформилась связь крошечного острова, затерянного в лесах и озерах Заволжского края, с великим духовным центром мирового Православия – с Афоном. При Московском князе Димитрии Ивановиче Донском игуменом был назначен пришелец из Константинополя – афонский монах Дионисий, впоследствии епископ Ростовский. Он ввел в Спасо-Каменном монастыре устав афонских обителей, заложил традиции, которые определили авторитет и славу монастыря на несколько столетий вперед.      В Спас-Камне – первом на Вологодчине – была введена архимандрития, что означало установление на длительное время его старейшинства среди монастырей. Архимандриты и старцы Кубенозерской обители участвовали в важнейших общероссийских мероприятиях – в Соборе 1503 года, где вместе с преподобным Нилом Сорским защитили чистоту Православия от ересей, в Соборе об учреждении Патриаршества (1589), в Соборе об избрании на царство Бориса Годунова (1598), в процессе избрания царем Михаила Федоровича Романова (1613). Так что, как видите, значение этого крошечного острова, казалось бы затерянного в водах и лесах нашего Севера, чрезвычайно велико – как для Русской Церкви, так и для Российского государства. И уж от нас зависит, будет ли этот остров затерян только в водах и лесах или и в нашей памяти.

http://pravoslavie.ru/64292.html

Фонды академической б-ки пополнялись также за счет пожертвований, в частности из собраний Ильминского и Ивановского, а также из 4 специализированных книжных собраний, полученных КазДА в период 1913-1915 гг.: проф. Бердникова (1855 названий в 2848 томах), почетного члена КазДА прот. А. В. Рождественского (917 названий в 1649 томах), проф. Богословского, а также проф. Катанова (ок. 5 тыс. книг по миссионерским, этнографическим и востоковедческим вопросам). В 1854 г. при содействии архиеп. Григория (Постникова) в КазДА была передана б-ка Соловецкого мон-ря (1513 ркп. и 83 старопечатных книги). Важным научным направлением в деятельности КазДА стала подготовка описания рукописей и книг Соловецкой б-ки под рук. проф. Знаменского, возглавившего в 1875 г. соответствующую комиссию. К работе привлекались студенты и молодые преподаватели. «Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской Духовной Академии» было опубликовано в 1881-1898 гг. в 3 томах. В 1-й том вошли описи рукописей по разделам: Библия и толкования Свящ. Писания, творения св. отцов, богословские; 2-й том составили разделы церковно-исторический и церковно-правовой; 3-й том содержал описания богослужебных рукописей. Изучению Соловецкой б-ки способствовало развитие школ церковной истории, древнерусской словесности, патрологии, церковного права в КазДА. Наличие в Соловецкой б-ке слав. текстов церковно-правовых памятников подтолкнуло ректора академии архим. Иоанна (Соколова) к началу масштабной работы по переводу на рус. язык Деяний Вселенских Соборов на основе рукописей Соловецкой б-ки. В КазДА были осуществлены переводы на рус. язык «Стоглава» , Деяний церковных Соборов. Большинство этих переводов при всех недостатках используются и в наст. время. По соловецким рукописям (с привлечением рукописей из других библиотек) учеными КазДА, прежде всего Порфирьевым (издавшим, кроме того, в 1877 и 1890 исследования «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки» и «Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки») и Знаменским, опубликовано множество памятников древнерусской письменности: «Просветитель» прп. Иосифа Волоцкого, сочинения прп. Максима Грека, Вассиана (Патрикеева) , святителей Кирилла Туровского , Серапиона еп. Владимирского, митр. Фотия ; послания святителей Киприана , митр. Киевского, Дионисия , еп. Суздальского, иером. Епифания Премудрого , книжника Д. Герасимова , старца Филофея , кн. А. М. Курбского , игум. Паисия (Ярославова) , Жития преподобных Авраамия Смоленского , Антония Римлянина , святителей Леонтия и Исаии Ростовских, Трифона Печенгского, Никодима Кожеозерского, Елеазара Анзерского, царевича Петра Ордынского и др.

http://pravenc.ru/text/1319800.html

В 1483 году вновь в отношениях между Геронтием и Иоанном наметилась рознь. Иоанн не мог скрыть своей неприязни к митрополиту, и в то же время не решался еще открыто сместить неугодного ему Первосвятителя. Несмотря на появление новой тенденции во взаимоотношениях великокняжеской власти и Священноначалия, Иоанн еще не решается открыто ломать старый стереотип взаимоотношений Церкви и монархии, а потому пытается действовать окольными путями. В конце 1483 г. Геронтий был болен и поэтому вновь уехал в Симонов монастырь для лечения. Митрополит даже намеревался в связи с болезнью покинуть митрополию и остаться в монастыре на покое. Но в конце концов Первосвятитель выздоровел и пожелал вернуться на митрополичью кафедру. Иоанн же решил использовать эту ситуацию, чтобы заменить неугодного ему митрополита своим ставленником. Он стал засылать в Симонов монастырь старца Паисия Ярославова с целью убедить Геронтия не возвращаться на кафедру. Но Геронтий был непреклонен, а сам Паисий, которого Иоанн хотел видеть митрополитом, отнюдь не стремился к такой чести. В результате великий князь на исходе 1484 г. принужден был согласиться на возвращение Геронтия в митрополичьи палаты московского Кремля. Лекция 16. Появление ереси «жидовствующих» в Новгороде. Деятельность Схарии и его соратников, совращение ряда видных представителей новгородского духовенства. Протопопы-еретики Денис и Алексей. Распространение ереси в Москве. Дьяк Феодор Курицын, архимандрит Зосима Симоновский, великая княгиня Елена Волошанка и др. адепты «жидовства». Обнаружение ереси в Новгороде. Розыск по делу о еретиках, предпринятый св. Геннадием, архиепископом Новгородским. Причины невнимания московских властей к делу «жидовствующих». Борьба св. Геннадия Новгородского с ересью. Время правления митрополита Геронтия стало для Русской Церкви временем весьма тяжелого испытания по причине появления и распространения на Руси так называемой ереси «жидовствующих». По сути ересью это лжеучение назвать нельзя. Этот термин применяют к «жидовствующим» весьма условно, так как любая ересь все же подразумевает некое искажение христианского учения. Здесь же имело место практически полное отрицание христианства и возврат к иудейскому исповеданию. Однако исторически наименование «ересь жидовствующих» давно закрепилось за этим движением, и мы по традиции будем им пользоваться.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Немногосложны правила для наружной жизни. Но преимущественный труд и подвиг скитского жития состоит во внутреннем подвижничестве, строгом наблюдении над состояниями души, в очищении ее молитвами и богомыслием. Сие-то подвижничество преподобный Нил изображает довольно подробно в завещании для учеников своих и в обширном сочинении «Предание о жительстве от святых отец учеником своим», или скитском уставе. Отличительная особенность сего «Предания», или устава преподобного Нила Сорского , от всех других уставов, писанных основателями монастырей, состоит именно в том, что все внимание преподобный Нил сосредоточивает на внутренней духовной жизни во Христе, на чисто духовном воспитании человека-христианина. Слава блаженного Нила воссияла гораздо далее стен русских обителей. Его знали и уважали русские иерархи. Когда в Новгороде открылась ересь жидовствующих и всюду распространены были ожидания кончины мира в 1492 году, архиепископ Новгородский Геннадий просил Иоасафа, архиепископа Ростовского, посоветоваться между прочим с преподобным Нилом, как он думает о сих ожиданиях: «Да что бы еси послал по Паисия (Ярославова), да по Нила, да с ними бы еси о том посоветовал: прейдут три лета, кончается седьмая тысяча и проч...». В 1490 году составился против ереси жидовствующих собор. Старцы Паисий и Нил приглашены были в Москву на собор. По летописям и актам известно, что в 1503 году был еще собор на Москве. Блаженный Нил присутствовал и на сем соборе. Замечательно, что этим строгим отшельником внесено было в соборные рассуждения предложение освободить монастыри от управления отчинами, то есть населенными имениями. Вопрос этот поднял жаркие рассуждения. Волоколамский игумен Иосиф, столько известный в древней духовноотечественной литературе своими трудами, защищал имения монастырские. А блаженный Нил, предлагая, чтобы у монастырей сел не было, требовал, «чтобы жили бы чернцы по пустыням, а кормилися бы рукоделием». К мнению Нила пристали многие иноки Кириллобелозерские и даже некоторые из других монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По древнему преданию, записанному в Никоновой летописи, это небесное посещение было в пост Рождества Христова, в ночь с пятницы на субботу и, как думают, в 1384 году; по другому предположению, это событие относят к Рождественскому посту 1379 года, указывая на то, что в наступивших летом 1380 года трудных обстоятельствах (нашествие Мамая), сам великий заступник земли Русской, преподобный Сергий, имел духовную нужду в особенном подкреплении, и обращают внимание на то, что преподобный послал на поле Куликово именно Богородичную просфору. В благодарное воспоминание сего чудного посещения в обители преподобного Сергия установлено каждую пятницу, с вечера, совершать всенощное бдение с акафистом Богоматери в юго-западном притворе Троицкого собора, на том месте, где, по преданию, стояла келлия преподобного Сергия и где красуется теперь величественная икона, изображающая это чудное пришествие Небесной Гостьи. А каждую субботу после ранней литургии в церкви преподобного Никона, в том же притворе, совершается молебное пение во славу Богоматери, причем поется нарочито составленный, по образу пасхального, канон в воспоминание сего посещения (попеременно с двумя другими канонами). Кроткий ученик кроткого старца преставился еще при жизни своего аввы, в 1385 году, 6 мая. Мощи его почивают под спудом в небольшой церкви, устроенной, по указу Святейшего Синода, «в честь явления Богоматери преподобному Сергию», свидетелем чего удостоился быть Михей. 7-й день. Преподобный Нил Сорский Преподобный Нил для русского иночества был таким же наставником-писателем, какими для восточного были преподобные отцы Исаак Сирин , авва Дорофей , Варсонофий Великий, Иоанн Лествичник , Нил Синайский и другие. К сожалению, подробного жития его не сохранилось; есть только краткие известия. Он происходил из дворянского рода Майковых, родился в 1433 году и положил начало иноческой жизни в Кирилловой обители, где пользовался советами мудрого и строгого старца Паисия Ярославова. Спустя несколько времени он пошел вместе с учеником своим и сотрудником, монахом Иннокентием, из рода бояр Охлебининых, к святым местам восточным и несколько лет провел на Афонской горе и в монастырях Константинопольских.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

219 О ересях и расколах, М. 1839 г. О г. Муроме и Строус в 1669 г. писал: «Муром – мордовское имя, ибо город основан этим племенем». 220 Ркп. житие «престаша (муромцы) скверного Моамева пророком нарицати». В начале: « церковь – возопи к Богу: помилуй мя, зле укоряются и заколяются чада моя от идолопоклонников и извергов агарян, живущих в велицом Муроме». 221 Житие: «кн. Константин слыша о Муроме, яко велик и славен и множество людей живущих в нем и богатством всяким кипящий, сиречь лесы пчелиными, реками и озеры рыбными и пожитьми сенокосными и в лесах зверьми, от их же кож господские кожухи учреждахуся»... По летописи. в 1019 г. финский Муром в Киеве считали ссыльным местом. В 1019 г. в. к. Ярослав, прогневавшись на новгор. посадника Константина Добрынина, заточил его в Ростов, «на третие лето повезе его убити в Муроме на р. Оке». Собр. л. 5, 134. 222 По изданию Кушелева, «от создания мира 6731 (1123) году посла Бог своего верного слугу – блаж. к. Константина». Это – год кончины кн. Давида, брата Ярославова. – После смерти Давидовой, Ярослав во второй раз пришел из Чернигова в Муром. 223 По раскопкам мерянских курганов открывается, что кресты и разные привески с изображениями христианскими встречаются в курганах вместе с монетами 11 в. и начала 12 в. Записки археол. общ. 8, 103. 224 На том месте, где лежало выброшенное тело св. к. Михаила, поныне стоит часовня; это при въезде в московскую заставу, пред мостом, переброшенным чрез овраг. Владимир. древн. стр. 84. 225 Это говорит писатель 16 в. когда городская крепость была уже при рождественском соборе, где мощи кн. Петра и к. Февронии. Писцовая книга 1687 г. «на посаде в осыпи, где бивал острог, монастырь благовещенский». – Владимир. сборн. 155. Ц. Феодор в грамоте от 26 мая 1595 г. «пожаловал есми благовещение прес. Богород. что в Муроме на посаде старого городища, где лежат муромские чудотворцы кн. Константин» и пр. муз. Рум. 99. 226 Житие: «невернии же людие, видяще сия, дивляхуся, еже не по их обычаю творимо бе погребение, яко погребаему сыну самодержцеву в знак, на восток лицом, могилы верх холмом не сыпаху, но равно с землею, ни тризнища, ни дани (по др.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Болгары и мордва увидели, что успехи христианства в Муроме опасны для их земных выгод и лжеверия. И они со злостью стали нападать на Муром. В 1088 г. брали Муром «булгары». 229 – В 1103 г. Ярослав бился с мордвою и потерпел поражение . 230 Но Константин твердо держался в просвещаемой стороне. Благочестивый и умный князь деятельно распространял веру и гражданственность в глухой стороне в 1095 г. «заложен был Переславль рязанский у церкви св. Николы старого», город, долго носивший имя своего основателя. 231 Христианский князь должен был испытать скорби за свой Муром не со стороны одних дикарей. Пока Муром оставался городом языческим, местом диким и глухим, никто из князей не предъявлял желания жить в нем. Но вот в 1096 г. видим в Муроме князя Изяслава, князя не из рода князей черниговских, тогда как Муром и Рязань входили в состав княжества черниговского. – Сын доброго Мономаха обманут был, как говорил отец, корыстолюбивыми слугами – Ярославу, конечно, не было это приятно. Но сам по себе не начал он междоусобия, – он был кроткий и богобоязненный. Не таков был брат его Олег. – Князья обязали его клятвою явиться в Киев на совещание, кому чем владеть при новом в. князе? А Олег явился с войском пред Муромом и послал сказать Изяславу: «ступай в Ростов, удел твоего отца, здешний, принадлежит мне: я хочу рассчитаться с отцом твоим». Изяслав был неправ и пал в сражении. Но Олег был столько же горд, сколько жаден до корысти. Вместо того, чтобы оставить в Муроме брата Ярослава и самому занять Рязань, он захватил Суздаль и Ростов. – В открывшейся войне заставил он Ярослава быть участником; великодушный победитель Мстислав оставил Ярослава в Муроме. Любечский съезд князей 1097 г. положил, «пусть Давид, Олег и Ярослав владеют уделом Святослава». 232 Ярослав употребил старание загладить следы тревог бранных. Особенно заботился он об утверждении христианского благочестия в народе. По его прошению м. Никифор (1104–1122 г.) прислал к нему послание о значении латинской веры; святитель осуждал латинян между прочим за то, что они запрещают хвалить Бога на другом языке, кроме еврейского, греческого и римского. 233 – Муромскому князю это открывало ту отрадную истину, что святое дело славить Господа и на русском и на финском и на всяком другом языке. – Полный любви христианской, он с радостью принимал без удельных бесприютных князей и покоил их в Рязани: в 1114 г. скончались здесь двое таких князей, под кровом любви Ярославовой. 234

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«Иноческая милостыня – помочь брату словом во время нужды, утешить в скорби духовным рассуждением; душевная милостыня настолько выше телесной, насколько душа выше тела. Если придет к нам странник, – успокоим его по силе, и если требует хлеба, – подадим ему и отпустим его», – говорил прп. Нил. Новая, до этого невиданная на Руси, жизнь скитская, часто высказываемая душевная скорбь о порче церковных книг и старание, по возможности, исправлять их, конечно, возбуждали против преподобного неудовольствия, но он терпеливо шел своим путем и был в уважении добрых святителей и даже вел. князей. Прп. Нил был на Соборе о жидовствующих еретиках в 1491. Сам ревнитель Православия, архиеп. Геннадий Новгородский , в 1492 желал лично видеть и слышать суждения прп. Нила о предметах недоумений, по делу о них. Даже вел. князь содержал Нила (Майкова) и учителя его Паисия (Ярославова) в великой чести. По окончании Собора 1503 о вдовых попах и диаконах старец Нил, как имевший доступ к самодержцу, по своей крепкой жизни и по великой добродетели, и как уважаемый самодержцем, предложил, чтобы не было сел у монастырей и жили бы монахи трудами рук своих. С ним согласны были все Белозерские подвижники. В своем предсмертном завещании прп. Нил, заповедуя ученикам бросить тело его в пустыни в пищу зверям или закопать его в яму с презрением, написал: «Оно тяжко согрешило перед Богом и недостойно погребения», а затем прибавил: «Сколько в моей силе было, старался я не пользоваться никакой честью на земле в этой жизни, так пусть будет и по смерти». Память прп. Нилу отмечается 7/20 мая. Архим. Иустин Нил Столбенский (Нил) Народное название дня прп. Нила Столбенского, 7/20 дек. В этот день заканчивали зимний праздник уходящего года. Девушки и молодые женщины принимались за шитье с молитвой, приговаривая: «Наперед стежка – Богу молись, наперед шитья – Бога славь». Нифонт Преподобный, еп. Кипрский (IV в.), празднуется 23 дек./5 янв., у русского народа почитался заступником от козней и наваждений нечистого духа. В «Сказании о святых» ему назначается особая молитва о прогнании лукавого духа от людей и скота. Верование это основывается на жизнеописании преподобного, который всю свою жизнь боролся с нечистыми духами и всегда побеждал их при помощи Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Со временем, к сожалению, высокий нравственный пафос, столь присущий самому Иосифу и так ярко выразившийся в его стремлении всех «просветить» и всем помочь, оказался несколько снижен в кругу его позднейших последователей (так называемых иосифлян), для которых монастырские владения порой начинали значить гораздо больше, чем они того заслуживали. Это иногда как бы бросало - совершенно несправедливо - некую «мирскую» тень на действенно живой, искренний, неизменно бескорыстный и духовно-возвышенный образ преподобного Иосифа. В какой-то степени здесь сказалась обычная человеческая слабость, которая была совершенно чужда самом у волоцкому игумену: «правда Иосифа», оставаясь собой, лишь значительно, увы, «потускнела от малодушия и податливости его преемников» . Не менее, чем преподобный Иосиф Волоцкий, в истории русского монашества того времени известен и воспитанник Кирилло-Белозерской обители - уже упоминавшийся преподобный Нил Сорский, из московского боярского рода Майковых. Он имел достаточно хорошее образование и в монастыре был некоторое время переписчиком книг. По благословению мудрого старца Паисия Ярославова, Нил, вместе со своим постоянным «содругом», сыном боярина, монахом Иннокентием (Охлябениным), ушел из Кириллова на Афон. Здесь, а также в константинопольских монастырях он провел несколько лет, до тонкости усвоив «путь внутреннего очищения и непрестанной молитвы, совершаемой умом в сердце», достигая иногда в ней высших «светоносных озарений» Святого Духа . Иначе говоря, он принес на Русь опытное познание высшей степени исихастского «монашеского делания», то есть «молчальнического», созерцательно-молитвенного состояния души - как постоянного образа жизни настоящего монаха-мистика. Возвратившись в Белозерский монастырь, Нил, однако, оставался в нем недолго и вскоре построил в 15 верстах от него в лесу, на болотистой речке Соре, часовню и келью, а затем - с присоединившимися к нему иноками - срубил здесь и деревянную Сретенскую церковь, создав постепенно еще одну скромную пустынножительную северную обитель. В ней преподобный Нил и продолжил свой иноческий подвиг - «как муж духовный в слове, жизни и рассуждении» - по строжайшему скитскому уставу, требовавшему предельно одиночного, отшельнического жития в трудах, в полном неприятии земных благ, в совершенном отвержении любых форм владения каким-либо имуществом или угодьями.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/o...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010