был Вассиан Санин, близкий родственник Иосифа Волоцкого и Досифея Топоркова. Хотя «слово» о расслабленном лишено риторической мантии, по развитию сюжета оно близко к рассказу Ионы о священнике, который, «творя любодеяние и дерзаа служити божественую литургию», был сражен жезлом святого Николая. За краткой информацией о «самовидце» чуда, месте действия и герое следует рассказ о последствиях наказания грешника, а затем объяснение, мотивация чуда, что придает патериковым «словам» сюжетную напряженность, занимательность. В обоих рассказах приводятся монологи героев, нравственно павших и осознавших свою вину людей, что оживляет и документирует повествование. Для поэтики патериковых миниатюр характерно внимание писателя к портретным описаниям: святой Николай «муж брадат и стар» (л. 359); у апостола Павла «брада черна, поизвита», а сам он «плешив и взором страшен» (л. 361). Использование приема словесного портретирования – яркая примета писательской манеры Досифея Топоркова. В патериковом «слове» об Арсении Святоше (Андрее Голенине) портрет святого, несмотря на жанрово-стилевую трафаретность, полон деталей индивидуального плана: это «муж благ и языком сладок, всех Господа славяше, и лицем светел, браду черну, и густу, и не добре велику имяше, на конець разсохата, и возрастом умерен»(л. 24). Для сочинений Досифея характерно также стремление автора к предельной конкретизации повествования, к «зримым» деталям развертывающегося действия: апостол Павел с «ярым оком» и «взором страшным» бьет грешника «десною рукою за ланиту» так, что «ис тоя страны испадоша зубы» (л. З61об.). Таким образом, тексты «слов», ранее не входившие в издание памятника, имеют патериковую природу и принадлежат автору иосифлянской литературной школы, а так как читаются в одном ряду с другими произведениями Досифея Топоркова и Вассиана Кошки, видимо, именно им. Исходя из того, что рассказы Паисия Ярославова (ум. 1501 г.) и Ионы, духовника тверского епископа Акакия (с 1522 г.), принадлежат одному автору, а их мог непосредственно слышать Досифей Топорков, то атрибуция этих произведений ему предпочтительна.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Может быть, и личность старца Паисия повлияла на выбор пути к Богу и на формирование личности Нила Сорского? Кто же таков этот человек? 3 Старец Паисий Ярославов известен как автор Сказания о Спасо- Каменном монастыре, написанного после пожара того в 1476 г. Значит, непременно он там бывал, какието годы, наверное, жил. Возмож- но, Нил был его учеником на Каменном острове, но кажется более вероятным (ибо мы ничего не знаем о пребывании Нила Сорского в Спасо–Каменном монастыре), что Паисий какоето время был «старцем» и имел право учить учеников в Кирилло–Белозерском монастыре, месте пострижения Нила. В числе книг, сохранившихся от библиотеки Кирилло–Белозерско- го монастыря, есть две рукописи, по–разному связанные с именем Па- исия. Одна из них — РНБ, Кирилло–Белозерское собр., 4/1081, Сборник слов и поучений конца XIV — началаХ в., называемый «Па- исиевским». Вторая книга из этой библиотеки, связанная с именем какогото Паисия — РНБ, Кирилло–Белозерское собр., 275/532, Сборник–Часослов, датируемый концом XV — началом XVI в. Она испещрена по полям выписками из монашеской исихастской литературы — той самой, которую использовал Нил Сорский в своем подвижничестве и в своих сочинениях. В конце сборника (л. 365 об.) помечено: «Часослов был у старца Паисе[я], изписал его он». Одна из выписок–приписок (на поле л. 10 об.), говорит, к примеру, как об образцовом, о человеке, обратившем все свои чувства вовнутрь — «иже действа внешних чювствъ къ внутрешним превратив чювством, и зрение убо къ зрещему уму простеръ, слух же къ разуму душевному, вкушение же к рассужению словесе, обоняние же къ смыслу ума, осязание же къ срдечной приложи бодрости…». В другой приписке (на нижнем поле л. 213 об. — 214), говорится об исихастском «блюдении ума и молчании»: «Иже бо на всяк день блюдение ума и молчание гонит и ищет, сей удобь презирает чювьственая вся, да не всуе трудится. Аще ли презирает свою совесть, горчае уснет забвениа смертию, о нем же молится не уснути святый Давид. Глаголеть бо апостолъ: ведя- щему добро творити и не творящу — грех ему есть» (Иак.

http://predanie.ru/book/97568-prepodobny...

6. 86. Стб. 643)). Игумены должны были побудить правосл. духовенство, князей и панов не принимать поставленного в Риме Киевского митрополита-униата Григория и сохранить верность Московскому митрополиту. Возможно, участие в такой миссии было связано с более ранними поездками К. и говорит о доверии к нему Василия II и митр. Ионы. Посольство посетило Киев, где игум. Вассиан получил вклад для Троице-Сергиева мон-ря. Когда Вассиан стал Ростовским архиепископом, былые контакты с ним, видимо, способствовали смягчению противоречий между Белозерским монастырем и Ростовской кафедрой, 5 марта 1468 г. архиепископ освободил от пошлины церкви в Романовой слободке (АСЭИ. Т. 2. С. 116. 183). Согласно «Сказанию о Спасо-Каменном монастыре», в благодарность за службу Василий II отпустил К. из Белозерского мон-ря «в пострижение его на Каменое» (Сказание Паисия Ярославова. 2005. С. 42). В этом фрагменте «Сказания…» хронологическая неувязка, поскольку Василий II скончался в 1462 г., а К. оставался игуменом Кириллова Белозерского мон-ря до 1470 или 1471 г. и какое-то время после своей отставки еще находился в обители, что подтверждается грамотой преемника К. игум. Игнатия: «Се яз, игумен Игнатей Кирилова монастыря, поговоря з братьею, с игуменом с старым с Касьяном... выменил есми» (АСЭИ. Т. 2. С. 139. 215, 1471-1475 гг.). По-видимому, со сменой настоятелей была связана выдача 6 дек. 1471 г. неск. грамот игум. Игнатию на вологодские владения Белозерского мон-ря (Там же. С. 122-129. 191-199). В «Сказании о Спасо-Каменном монастыре» сообщается, что К. постриг в монашество прп. Иоасафа Каменского (в Житии прп. Иоасафа его постриг отнесен к 1452 г., а преставление - к 1457 г., в это время К. был игуменом Кириллова мон-ря). В «Сказании…» кончина К. отнесена ко времени между преставлением прп. Иоасафа и пожаром в Спасо-Каменном мон-ре 3 сент. 1476 г. Если К. жил в Белозерском мон-ре до 1471-1475 гг., то скончался в Спасо-Каменном мон-ре, видимо, незадолго до 3 сент. 1476 г. Голубцов считал, что К.

http://pravenc.ru/text/1681245.html

XX в. К. назван местночтимым вологодским святым, его имени нет в составленном архиеп. Сергием (Спасским) «Верном месяцеслове всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903). Канонизацией К. следует считать включение его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, состав к-рого был определен в ходе подготовки к изданию богослужебных Миней в 70-80-х гг. XX в. (Минея (МП). Май. Ч. 3. М., 1987. С. 369). Имя К. вошло в Собор Вологодских святых (празднование установлено в 1841, возобновлено в 90-х гг. XX в.). Ист.: АСЭИ. Т. 2. С. 58-116. 97-183; С. 139. 215; С. 143-146. 223; С. 279-282. 315; Иосиф Волоцкий, прп. Отвещание любозазорным и сказание вкратце о святых отцех, бывших в монастырех, иже во Рустей земли сущих: Слово 10//Древнерус. иноческие уставы/Сост.: Т. В. Суздальцева. М., 2001. С. 98-112; Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном монастыре//ПС. 1861. Ч. 1. С. 197-216; то же//Памятники письменности в музеях Вологодской обл. Вологда, 1987. Ч. 1. Вып. 2: Рукописные книги XIV-XVIII вв. Вологодского обл. музея. С. 407-417; То же//Святые подвижники и обители Рус. Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дионисьев Глушицкий и Александров Куштский монастыри и их обитатели/Изд. подгот.: Г. М. Прохоров, С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 42-43; Жития Иоасафа Каменского, Александра Куштского и Евфимия Сянжемского: Тексты и словоуказатель/Ред.: А. С. Герд. СПб., 2007. С. 88-89; Житие Кирилла Белозерского, написанное Пахомием Логофетом//Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские/Изд. подгот.: Г. М. Прохоров, Е. Г. Водолазкин, Е. Э. Шевченко. СПб., 1993. С. 54-55, 86-91; [Братский синодик Кирилло-Белозерского мон-ря]// Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский мон-рь и его устройство до 2-й четв. XVII в. (1397-1625). СПб., 1897. Т. 1. Вып. 1. Прил. 5. С. LIX-LXXXIII. Лит.: СИСПРЦ. С. 144-145; Некрасов И. С. Пахомий Серб, писатель XV в. Од., 1871; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 284-285; Верюжский.

http://pravenc.ru/text/1681245.html

От брака с неизвестной по имени княгиней (Агафья Мстиславна?) у К. В. родились 3 сына: Ростовский и Белозерский кн. мч. Василий (Василько) Константинович , ярославский кн. Всеволод (Иоанн) Константинович и угличский блгв. кн. Владимир (Димитрий) Константинович . После погребения К. В. его жена «над гробом мужа своего» постриглась в монахини с именем Агафия († 1221). В XIII - нач. XX в. К. В. поминался на территории бывш. Ростовской епархии, в городах Ростово-Ярославской земли как родоначальник местной династии князей, а во Владимире, Москве и Н. Новгороде - как вел. князь Владимирский. Отдельные памяти К. В. встречаются в многочисленных синодиках соборов и мон-рей Ростовской епархии. «Великого князя Констянтина» с пометой «Всеволодичь» поминали в синодиках нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня муж. мон-ря (Синодик Нижегородского Вознесенского Печерского мон-ря 1552 г. Синодик опальных царя Иоанна Грозного. Н. Новг., 2009. С. 54. Л. 24 об.; РГБ. Рум. Ф. 256. 387. Л. 41). В вологодском соборном синодике 80-х гг. XVI в. читалась «великому кн(я)зю Константину Всеволодичю Володимерскому вечнаа памят(ь)» (РНБ. Погод. 1595. Л. 165). К. В. как предок легендарного кн. Глеба с сер. XVI в. также упоминался в Сказании о Спасо-Каменном в честь Преображения Господня муж. мон-ре ( Новикова О. Л. Летописные заметки в кирилло-белозерской рукописи 60-х гг. XVI в. и Сказание о Спасо-Каменном мон-ре//Очерки феод. России. М., 2008. Вып. 12. С. 38-90; ранее Сказание ошибочно приписывалось Паисию (Ярославову) и датировалось нач. XVI в.- Прохоров Г. М. Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном мон-ре//КЦДР. [Вып.:] XI-XVI вв.: Разные аспекты исслед. 1991. С. 139, 153). Ист.: Родословная книга князей и дворян российских и выезжих. М., 1787. Ч. 1. С. 15, 74-75, 92-93, 113; Родословная книга//ВОИДР. 1851. Кн. 10. Отд. 2. С. 15-16, 25, 35, 37, 140, 212, 219, 228, 231, 232; ПСРЛ. 2000. Т. 3. С. 55-57, 254-257; Т. 4. Вып. 1. С. 186-197; Т. 5. Вып. 1. С. 193-201; Т. 7. С. 120-124; Т. 15. Стб. 318-325; Т. 25. С. 111-114; Т. 26. С. 61-66; Т. 27. С. 38-41, 234, 320; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. СПб., 20022. С. 271, 278, 281, 283, 284, 286-287, 289-291, 294-295, 297, 300-309, 329; Новые родословные книги//РИИР. 1977. Вып. 2. С. 13, 96, 101; Памятники истории рус. служилого сословия/Сост.: А. В. Антонов. М., 2011. С. 18, 39, 47, 163, 164.

http://pravenc.ru/text/2057066.html

406 Ркп. сказание у Толстого 2. 368, 53; у Царского 124, 134. Этим сказанием немногое дополняется в известии Паисия Ярославова о Каменском монастыре (Православный собеседник. 1861. 1). Чудеса взяты с записки неизвестнаго. Сочинитель, как говорит сам, написал и службу святому. 407 Родословная книга князей и дворян российских и выезжих: В 2 ч./Изд. Н. Новиков. М., 1787 (далее – Родословная книга князей и дворян российских и выезжих. -Ред.). Паисий прямо называет кн. Андрея внуком кн. Василия Ярославского, а не внуком вел. кн. Василия Московского, – как называют иные. 409 Собрание государственных грамот и договоров. Ч. 1, 63, 64. Родословная: «кн. Димитрий Шемяка женился у князя Димитрия Заозерского». 410 Пишут: «он (Андрей) остался единственным наследником удела». Это – неправда. Равно несправедливо сказано Савваитовым, будто кн. Андрей «женился у кн. Ивана у Дея, и взял в приданое Кубену, а у него взял Кубену князь великий» (Известия Археологического общества. Т. II). По родословной книге это относится к брату кн. Андрея кн. Семену; другой брат его, кн. Феодор, по родословной книге, бездетен, как и Андрей, т. е. инок (Родословная книга князей и дворян российских и выезжих). 411 По ркп. сказанию, Андрей при вступлении в обитель был 12 лет; по топографическому описанию Вологды он постригся 20 лет (Словарь святых). Первое без сомнения несправедливо. Если Андрей родился в том же 1429 г., как убит отец его, то скончался он (1453 г.) 24 лет и вступил в обитель на 19 году. 412 Паисий: «и даст его старцу духовному наказати его иноческому житию». Писатель жития кн. Иоасафа называет старца Григорием и выдает его за того самого Григория, который был Ростовским архиепископом. Но Григорий был Ростовским архиепископом с 1395 г., т. е. далеко прежде поступления кн. Андрея в монастырь. 415 Ркп. «слово о житии прп. отца нашего Афанасия Высоцкого и ученике его игум. Афанасии», написанное в 1698 г. (у Ундольского 288); В Синод. ркп. XVIII в. 85 вместе с житиями св. Серапиона Новгородского и Дионисия Радонежского. Слово, как слово, написано красноречиво и назидательно, но скудно историческими известиями и с ошибками против истории. По слогу и по времени оно принадлежит Кариону Истомину.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Антифеодальные еретические движения. С. 378).) В янв. 1488 г. Г. просил Суздальского еп. Нифонта воздействовать на вел. князя и митрополита, чтобы они приложили больше усилий к искоренению ереси, поскольку «обыск... не крепок чинитца», «еретикам ослаба пришла» (Там же. С. 313). Благодаря усилиям Г. в нач. 1488 г. в Москве был созван Собор, на к-ром рассматривались присланные святителем сведения о еретиках, Новгородский архиепископ в Соборе не участвовал. О соборном решении Г. сообщили в посланиях вел. кн. Иоанн III и митр. Геронтий. По-видимому, центральная власть (как духовная, так и светская) не придала особого значения этому делу. Большая часть упомянутых в «списке» Г. новгородцев не была осуждена за недостатком свидетельств. Лишь 3 новгородца (2 священника и диакон) были признаны виновными в ереси и в осквернении икон, за что их «биша... по торгу кнутьем» (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 324; Т. 23. С. 186). Г. продолжал борьбу. (Писец Тимофей Вениаминов, работавший на владычном дворе, отметил в дек. 1488 в приписке к «Словам против ариан» свт. Афанасия I Великого (РГБ. Волок. 437. Л. 237-237 об.) заслуги Г. в обнаружении ереси: «Исплънися о Бозе благодати Духа Святааго пресвященный архиепископ Генадие, обнажил их еретичества злодеиство».) К следующему, 1489, году с помощью новгородских наместников Якова и Юрия Захарьичей Г. провел новое расследование. В послании архиеп. Иоасафу Новгородский архиерей выражал недовольство тем, что в Москве, очевидно, не придавали серьезного значения начатому им делу. Г. просил архиеп. Иоасафа, находившегося в Ферапонтовом мон-ре, пригласить в Новгород игум. Спасо-Каменного мон-ря Паисия (Ярославова) и прп. Нила Сорского для обсуждения с ними вопросов о ереси и об ожидаемом многими конце мира в 7000 г. По мнению издателей РФА, впосл. эти иноки писали Г. о «бесконечности обращения пасхалии» с пояснениями о ее вычислении (РФА. Ч. 3. 45. С. 695-696; др. т. зр.: Романова. Древнерус. календарно-хронол. источники. С. 176-177). Пока шел розыск, мн. новгородцы, обвиненные Г. в ереси, бежали в Москву. По благословению Г. в Новгороде создавались или переписывались предназначенные для борьбы с ересью книги, к-рые рассылались по мон-рям. В послании архиеп. Иоасафу Новгородский владыка интересовался, есть ли в заволжских мон-рях определенные библейские и богословские книги, в т. ч. антиеретические, «зане же те книги у еретиков все есть» ( Казакова, Лурье. Антифеодальные еретические движения. С. 320). В кон. 80-х - 90-х гг. XV в. перепиской и рассылкой рукописей по обителям руководил владычный архидиак. Герасим Поповка . При содействии Г. в 90-х гг. XV в. перепиской четьих книг в Новгороде по заказу Досифея, впосл. игум. Соловецкого мон-ря, было положено начало монастырской б-ке. Одной из книг, посланных игум. Досифеем из Новгорода на Соловки, была «Минея новым чудотворцам - кануны да и жития собраны» (Сол. 537/518), включавшая службы и жития рус. святых.

http://pravenc.ru/text/162054.html

89 Об этом единогласно свидетельствуют – как автор письма «о нелюбках» (Прибавл. к Твор. Св. Отцев, X, 505), так и биограф преп. Иосифа (там же, 509–510). – Преемник Ивана III, великий князь Василий Иванович также относился с уважением к нестяжателям, напр. к Гурию Тушину (которому подарил прекрасное «Софоновское Евангелие»), к Вассиану Патрикееву (Приб. к Тв. Св. Отц., X, 507–521), к Максиму Греку и проч. 92 Мнение о происхождении преп. Нила в русской литературе раз­дваивается: одни считают его боярином, другие крестьянином (Архангельский, 1. с., стр. 3). Последнего мнения держится и Архангельский, основываясь на словах преп. Нила: «невежда и поселянин есмь»; но слова эти, очевидно, могли быть вызваны глубоким смирением. Из сборника же Кирил. б. 101 /1178 (л. 253 об.), принадлежавшего старцу Гер­ману (ученику преп. Нила), видно, что у преп. Нила был брат Андрей, который преставился «с год спустя или мало больше» после кончины Паисия (Ярославова), последовавшей 22 или 23 декабря 1501 года. – По исследованию Н. П. Лихачева (Разрядные дьяки XVI в., СПБ. 1888, стр. 67–68), действительно известен во второй половине XV века дьяк Андрей Федорович Майко, в период с 1491 по 1501 г. принимавший послов и ведший с ними переговоры, а в 1495 году ездивший с Борисом Кутузовым послом в Литву (стр. 67). – Очевидно, что это и был брат преп. Нила, ибо время его жизни вполне совпадает с показанием сборника Кирил. б. 101 /1178. – Замечательно, что рядом с дьяком Майковым и всегда на первом месте упоминается дьяк Федор Васильевич Курицын (Н. П. Лихачев, о. с. стр. 68). – Не объясняет ли это связи между жидовствующими и сторонниками преп. Нила, которая выразилась в отсутствии казней их с 1488 по 1504 г. и в полемике против казни жидовствующих. Припомним слова автора письма о нелюбках относительно отношений Ивана к нестяжателям. – О сословном составе класса дьяков, см. у Н. П. Лихачева, Разрядные дьяки, стр. 549 и стр. 137 и след. Подробнее о приписках на рукописи Кирил. библ. 101/1178 см. в моем сообщении: «Описание рукописей Кирилло-Белозерского монастыря, составленное в конце XV века». СПб. 1897 (издание И. Общества Любит. Древн. Письменности стр. XXXV и след.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

он вернулся на Русь: архиеп. Новгородский свт. Геннадий (Гонзов) в своей грамоте к бывш. архиеп. Ростовскому Иоасафу (Оболенскому) просил прислать к нему старцев Н. и Паисия (Ярославова), чтобы посоветоваться с ними по поводу ереси жидовствующих (Н. А. Казакова и Я. С. Лурье на основании приписки о копировании грамоты («В лето 6997 февраля 23, 24, 25 преписах сие послание…») датировали ее февр. 1489 ( Казакова, Лурье. 1955. С. 320)). Поскольку отставка архиеп. Иоасафа, как установил Н. К. Голейзовский, состоялась между 2 и 28 июня 1488 г. ( Голейзовский. 2002. С. 20. Примеч. 2), О. Л. Новикова предложила датировать грамоту периодом между отставкой Иоасафа и 23 февр. 1489 г. ( Новикова. 2010. С. 257. Примеч. 54); С. Н. Кистерев посчитал возможным сузить временные границы документа: по его мнению, архиеп. Геннадий написал грамоту в период между 1 сент. 1488 и первыми числами янв. 1489 г. ( Кистерев. 2012. С. 308). Нек-рое время старец Н. жил неподалеку от Кириллова Белозерского монастыря («вне близ монастыря сътворих себе келию и тако живях»), а затем ушел и в 15 верстах от обители, на р. Соре, основал скит. Согласно позднему монастырскому преданию, Н. принес с собой на новое место из Кириллова Белозерского мон-ря Смоленскую икону Божией Матери, которую особо почитали в Ниловой пуст. в XIX - нач. XX в. (она имела 11 вершков в высоту и 8 - в ширину (49×35,5 см); в настоящее время не идентифицирована). Жизнь в Сорском скиту была устроена в соответствии с принципами древних скитов. Кельи, в к-рых монахи жили строго по одному, стояли на небольшом удалении друг от друга. Богослужебным уставом Ниловой пуст. стал «Скитский устав» («Предание уставом иже на внешней стране пребывающим иноком, рекше скитяном, о келеином трезвении и катадневном петии, еже приахом от отець наших»). По мнению Е. В. Беляковой, возникновение памятника связано с книжниками круга св. Григория Синаита. Как установили Г. М. Прохоров и Б. М. Клосс, один из списков «Скитского устава» включен в сборник Н. и отчасти переписан его рукой (ГИМ.

http://pravenc.ru/text/2577607.html

Паисий, игумен Пантелеимонова монастыря, писал также к Митрополиту, называя его равноапостольным и возлюбленным пастырем словесных овец, которых искупил Христос Бог своею кровию. «Смиренные иноки горы Афонской, священной и царской обители Св. Великомученика и целебника Пантелеймона, именуемой Руссик, молебники вашей державы и благочестия, игумен Паисий с братиею, челом бьют до лица земли и молят о здравии и спасении твоей святости, да упасешь Богом дарованное тебе стадо и изведешь на пажити благих овец, да услышишь блаженный глас: «благий рабе, вмале был еси мне верен и над многими тя поставлю, вниди в радость Господа твоего» ( Мф. 25:23 ). Также да ведает святое твое владычество: святопочивший Митрополит, твой предшественник, миловал святой наш монастырь и память имеет в святых наших поминовениях; так и святыня твоя, сколько тебя наставит Дух Святый, ради своего спасения и вечнаго поминовения, сотвори. Мы прислали к вам о Господе братию нашу, Савву, проигумена, Пахомия священноинока и Матфея инока, чтобы благословились у святаго твоего владычества вместо всех нас; они известят тебя о нашем жительстве; и опять молимся, жалуй и милуй святый монастырь наш и святыя молитвы твоего владычества да пребывают с нами.» Грамота без числа и года из Пантелеимонова Русского монастыря, прислана была от Игумена Паисия и всей братии, со старцами его Саввою и Пахомием, и она весьма умилительна, по той доверенности к державе Русской, которою исполнена. Несколько Малороссийских оборотов речи дают повод думать, что писавший ее Игумен был сам из числа Малороссиян, и это быть может внушило ему смелость обратиться к Русскому Самодержцу, тем более, что самая обитель сооружена была великим Ярославом, по свидетельству его иноков. Игумен Паисий пишет: «Благочестивому во Христе Боге благоверному и от Вышняго Промысла избранному Великому Государю Василию, милостию Божиею, славному и самодержавному правому Государю и Великому Князю всем землям Русским и Восточным и Северным и пр. ктитору монастыря Царския обители, пребывающей во Святой горе Афонской, святаго и славнаго Великомученика Христова Пантелеймона, нарицаемаго Русским. Мы, всегдашние молебники великаго твоего господства, молим Бога о твоем долголетнем царствии, и за всех своих бьем тебе челом до лица земли, и просим Господа Бога Вседержителя и Всенепорочную Матерь его и великаго целебника Пантелеймона, да даруется тебе, Государю великому, живот и здравие, и спасение и благоденствие от Бога, и победа светлая на врагов видимых и невидимых, и да покорятся под ноги твои все народы, нам на утешение, и по многом житии на земли да наследуешь со Христом и небесное царствие где нет конца, ни изменения, но свет вечный и радость неизреченная. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010