Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Паисию Величковскому     Икона и акафист прп. Паисию Величковскому         МОЛИТВА  СВЯТОМУ ПРЕПОДОБНОМУ  ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ Читать общую молитву преподобным МОЛИТВА 1-Я Преподобие отче (имя рек)! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходите путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своиму Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О. превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова. идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице слав имаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь. МОЛИТВА 2-Я О, священная главо, преподобие отче, преблаженне авво (имя рек), не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу.

http://isihazm.ru/1/?id=523

Святой Паисий перевел с греческого на славянский язык многие святоотеческие творения и жития святых. Им создан славянский свод «Добротолюбия», имевшего большое значение для развития русской духовной культуры. Авва Паисий возродил в монашестве спасительный подвиг старчества, призывал любить духовное образование. Старец Паисий почил 15 ноября 1794 года и был погребен в Нямецком монастыре. Прославление его совершилось на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 году. Преподобный Паисий оказал значительное влияние на многих православных подвижников России конца XVIII и XIX веков. Преподобный Серафим Саровский получил благословение на уход в Саров от затворника Китаевской пустыни старца Досифея, который был духовно связан с обителью преподобного Паисия и направлял туда своих учеников. Сборник «Добротолюбие» был настольной книгой преподобного Серафима. С духовным наследием Паисия связана история старчества в Оптиной пустыни. Первые оптинские старцы — преподобные Лев, Макарий, Моисей — были прямыми учениками учеников преподобного Паисия, а их учеником стал святой Амвросий Оптинский. Тропарь преподобному Паисию Величковскому, глас 2 Странен быв на земли,/Небеснаго Отечества достигл еси/преподобне отче Паисие,/добротолюбия подвижниче,/верных научил ум к Богу возводити/и сердцем к Нему взывати: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий,//помилуй мя, грешнаго. Кондак преподобному Паисию Величковскому, глас 8 Избранный иноческаго жития ревнителю,/яко пчела многотрудная писаньми отеческими души наша снабдил еси,/коегождо наставляя на путь спасения, сего ради зовем ти//радуйся, Паисие премудре, старчества духовнаго в стране нашей возродителю. Молитва преподобному старцу Паисию Величковскому О великий наставниче, ревнителю и учителю премудрый всех чающих спасения и подвига духовнаго, преподобне отче наш Паисие! Услыши нас, грешных, тебе верою и любовию призывающих, и вонми прошением нашим. Ты от юности любве ради Божия оставил еси отечество твое и в иных странах безмолвия ища, во Святей Горе Афонстей и обителех иноческих Молдовлахии небесное богатство стяжал еси. Ты великим воздержанием, в трудех, теснотах и крайнем лишении плоть твою духови покорив, стяжал еси сокрушение сердечное, трезвение, истинное безстрастие, молитву сердечную и сим обновитель древняго иночества и столп Православия показался еси; темже десница Божия учителя, наставника и чадолюбиваго отца возведе тя и благоволи собрати священный вертоград ученик твоих, иже простре отрасли своя во вся концы Российския земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Архив Пн Молитва преподобному Паисию Величковскому 18 июня 2021 г. 13:30 Текст молитвы преподобному Паисию Величковскому утвержден  к общецерковному богослужебному употреблению решением Священного Синода от 17 июня 2021 года ( журнал 34 ). Ноемвриа 15 О, великий наставниче и учителю премудрый всех чающих спасения и подвига духовнаго, преподобне отче наш Паисие! Ты от юности любве ради Божия оставил еси отечество твое и, в иных странах безмолвия ища, во Святей Горе Афонстей и обителех иноческих Молдовлахии Небесное богатство обрел еси. Ты великим воздержанием, в трудех, тесноте и крайнем лишении плоть свою духови покорив, сокрушение нелицемерное, трезвение бодренное, безстрастие ангельское, молитву сердечную стяжал еси, и сими обновитель древняго иночества и столп Православия показался еси и, яко учитель, наставник и отец чадолюбивый, священный вертоград ученик твоих, иже простре отрасли своя во вся концы Российския земли, насадил еси. Сего ради, услыши нас, грешных, верою и любовию призывающих тя и вонми прошением нашим. Умоли Всещедраго Бога, да сохранит святую Церковь Русскую и вся святыя Церкви Православныя в союзе веры, мира и братския любве, паче же от расколов пагубных и междоусобных нестроений избавит и в непоколебимем благостоянии утвердит, во спасение всех истинно исповедающих пресвятое имя Его. Испроси, угодниче Божий, отечеству и народу нашему мир и благоденствие, изобилие плодов земных и благоустроение весей и градов наших, обителем же иноческим житие богоугодное, да славится в них пресвятое имя Господа Бога и обретают в них вечное спасение любящии Его. Помози нам, в суетнем и грешнем мире сем странствующим, отче преподобне, и умоли Господа даровати нам оставление всех прегрешений, и во исходе душ наших избавити нас воздушных мытарств и мучения вечнаго, да молитвами твоими узревше неизреченную славу Христа Бога, возблагодарим тя, яко заступника и предстателя нашего, и прославим Безначальную, Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

http://patriarchia.ru/db/text/5821925.ht...

Монастырь Симонопетра на Афоне. Фото С. Шумило      Кстати, удалось обнаружить еще одно интересное неопубликованное письмо преподобного Паисия с Афона, из монастыря Симонопетра, где он короткое время пребывал игуменом. Я сейчас готовлю отдельное исследование по этой теме, которое будет издано вместе с письмами. – На Афоне слышали о Ваших находках, связанных с трудами прп. Паисия Величковского? Знают, что он был игуменом в монастыре Симонопетра? – В ноябре, при последней поездке на Афон, я был в монастыре Симонопетра, и я рассказал об этом. Игумен Елисей с братией очень обрадовались такой находке, предложили сделать совместный проект, поскольку до сегодняшнего дня еще не было ни одного документа, подтверждающего, что Паисий Величковский был игуменом в монастыре. Известны лишь косвенные упоминания в жизнеописаниях, написанных уже после смерти Паисия Величковского. Сам Паисий Величковский свою автобиографию закончил периодом до отплытия на Афон, и все дальнейшие события описаны уже из вторых-третьих уст, не очевидцами. – Т. е. те, кто писал жития Паисия, не были с ним на Афоне? – Не были. Они писали об этом или со слов Паисия, или по пересказам учеников преподобного. Поэтому прямых документальных подтверждений конкретному факту не было. В архиве монастыря Симонопетра, ноябрь 2015      – Сегодня мы можем точно сказать, исходя из найденных писем, что прп. Паисий был игуменом монастыря Симонопетра? – Да, удалось найти ряд документов, письмо самого Паисия Величковского и сопроводительное к нему письмо Константинопольского патриарха Кирилла, в котором последний сообщает, что «Царский Монастырь Симонопетра отдан на общее житие духовнику Паисию Малороссу и его ученикам Малороссам, которых при нем более тридесяти имеется». Эти документы подтверждают пребывание Паисия Величковского на Афоне в тот период, когда наше монашество потеряло здесь свою обитель – древний Русик был занят в это время греками, и, как писал Григорович-Барский, посещая Афон в это время, русским монахам на Афоне не было где голову преклонить. Поэтому предпринимались попытки воссоздать Русик на новом месте. Именно переход братства преподобного Паисия в монастырь Симонопетра был попыткой воссоздать древнерусский монастырь, старый Русик, на новом месте, как центр русского святогорского монашества на Афоне.

http://pravoslavie.ru/89783.html

С.В. Шумило 9. К вопросу духовничества прп. Паисия Величковского в Константиновской келлии на Афоне Важным дополнением к афонскому периоду биографии прп. Паисия Величковского могут служить краткие свидетельства из дела беглого насельника Черниговского Свято-Успенского Елецкого монастыря иеродиакона Иоасафа (в миру Ивана Юхимовича Петренко, потомственного казака Киселёвской сотни Черниговского полка) 100 . Из архивных материалов Черниговской духовной консистории за 1760 г. мы узнаём, что отец Иоасаф в октябре 1756 г. ночью сбежал из Елецкого монастыря из-за самодурства игумена обители. Из Чернигова он подался в пределы Речи Посполитой – в Мошногорский монастырь Переяславской епархии на Правобережной Украине, а оттуда через месяц – на Афон, в основанный запорожцами казачий скит Рождества Богородицы «Черный Выр» («Мавровыр»), где прожил больше года. Из дела иеродиакона Иоасафа мы узнаём одну очень важную деталь. Подвизаясь больше года в скиту «Черный Выр», на исповедь он ходил, как сказано в показаниях, к «духовнику Паисию» из обители св. царя Константина при Пантократорском монастыре. Упомянутый здесь Паисий – тот самый прп. Паисий Величковский , который в своё время тоже начинал свой монашеский путь на Черниговщине, но затем сбежал из Любечского монастыря на подконтрольную Речи Посполитой Правобережную Украину, а оттуда в Молдавию и на Афон. Пробыв больше года на Святой Горе, иеродиакон Иоасаф отбыл по каким-то делам на Запорожскую Сечь, оттуда в казачий Межигорский монастырь, а оттуда, узнав о смене игумена Елецкого монастыря, возвратился в Чернигов. К моменту посещения о. Иоасафом на Афоне прп. Паисия Величковского последнему было всего 35 лет, однако, судя по всему, слава о молодом подвижнике уже начинала распространяться среди славянских и молдавских святогорцев и с каждым годом число братии вокруг него стремительно возрастало. В показаниях о. Иоасафа прп. Паисий назван «духовником», к которому тот ходил на исповедь из отдалённого украинского скита «Черный Выр». Этот факт свидетельствует, что молодой подвижник на тот момент уже пользовался определённым духовным авторитетом среди святогорцев. Из показаний иеродиакона Иоасафа мы также узнаём, что на исповеди «духовник Паисий» советовал ему не служить и приступать к Божественным Тайнам «по-монашему» 101 .

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Содержание л. 1 Петра Дамаскина слова. «Преподобнаго отца нашего Петра Дамаскина словеса кратка 24, по алфавиту, исполненна суще духовнаго разума. Книга вторая». Нач.: «Первословие се и аз стихиа, духовную обдержит премудрость».   290/304 Житие Паисия Величковского с прибавлением 1-я четв. 19 в. 4о. 24х17. 118 л. Полуустав одного почерка. Писец схим. Климент. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Переплет картон с кожаным корешком. Без украшений. Записи На л. 115 запись писца: «Сочинены иеромонахом Ефремом Диаковским в схиме преименованном Иоанн, муж сей бяше высокаго учения, и Богословии не краем перста коснувыйся, был и проповедником святыя Софии в Киеве. Иже по четырех месяцех после старца Паисия и преставися в томже м(онастыре) Нямце в Молдавии. 1794 года». Содержание л. 1 Житие Паисия (Величковского), написанное схимонахом Митрофаном. «Месяца ноемврия в 15 день житие и подвиги блаженнаго отца нашего старца Паисия». Нач.: «Еже убо благия мужы похваляти, и венцы им плести и изящества сих воспевати и возвышати, успешно есть и полезно…». л. 115. Надгробные стихи Паисию (Величковскому) Иоанна Диаковского. «Надгробное рыдание блаженному старцу Паисию от всех чад его духовных». Нач.: «Образ лица твоего Паисие чудный, могл начертати худог искуством не трудный…».   293/307 Никита Стифат Житие Симеона Нового Богослова Конец 18 в. 4о. 23,5х19. I+52 л. Полуустав одного почерка. На полях имеются сноски руки писца. Нумерация буквенная. Переплет картон с кожаным корешком. Без украшений. Содержание л. 1. (часть I). Житие Симеона Нового Богослова, написанное Никитой Стифатом. «Житие и жителство иже во святых отца нашего Симеона Нового Богослова…». Нач.: «Добродетель есть вещь некая горяча и зело прилична…».   502/500 Сборник аскетический 1784 г. 4о. 236 л. 16,5х11см. Писец послушник Арсений. Полуустав неаккуратный одного почерка. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. Нумерация арабская, писца. Имеются следы жучка с незначительными потерями текста. Переплет картон в коже.

http://bogoslov.ru/article/6191995

С.В. Шумило 10. К истории игуменства прп. Паисия Величковского в афонском монастыре Симонопетра Житие прп. Паисия Величковского , составленное его учеником и келейником схимонахом Митрофаном, повествует, что, когда основанный старцем на Афоне Свято-Ильинский скит не мог более вмещать в своих стенах всех желающих насельников, преподобный с частью братии перешёл в монастырь Симонопетра. К сожалению, сообщения об игуменстве прп. Паисия в этой святогорской обители крайне скупы. Из Жития старца нам только известно, что «честные святогорцы посоветовали ему [Паисию] взять себе монастырь Симонопетра. Обитель эта имела долги, и братство её было немногочисленно. Блаженный подал об этом прошение Собору и вскоре получил его решение с благословением. Взяв половину братий, он переселился в монастырь, а прочих оставил в скиту. А когда в скором времени заимодавцы услышали, что в монастыре собралось братство, тотчас же приехали требовать долги, и неповинный в них блаженный отдал им семьсот левов. Вскоре, опасаясь прочих кредиторов и оставив монастырь, он возвратился в скит» 104 . Автор Жития схимонах Митрофан, уроженец Переяслава (на территории современной Украины) и выходец из казачьей семьи, был ближайшим учеником и келейником прп. Паисия Величковского . В послушание к старцу в буковинской Драгомирне он поступил в 1766 г., через два года принял от него монашеский постриг и выполнял различные послушания, в частности, переписчика святоотеческих книг в «скриптории» преподобного. В целом, под духовным руководством старца он пребывал около тридцати лет. По поручению братии Нямецкого монастыря Житие прп. Паисия он писал по свежим следам, вскоре после смерти наставника. Оно считается наиболее правдоподобным, поскольку составлено близким учеником и келейником старца на основе личных наблюдений или рассказов преподобного и его сподвижников. Однако, по причине того, что о. Митрофан не был очевидцем пребывания старца Паисия на Афоне, этот период не был им освещён достаточно подробно, и его описание может грешить неточностями, характерными для устного предания. Свой труд о. Митрофан так и не успел до конца исправить и отредактировать.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Архив Пн Состоялось пленарное заседание Синодальной богослужебной комиссии 19 марта 2020 г. 18:11 19 марта в Свято-Троицкой Сергиевой лавре под председательством митрополита Петрозаводского и Карельского Константина состоялось первое в 2020 году пленарное заседание Синодальной богослужебной комиссии . Митрополит Константин сообщил членам Комиссии об итогах заседания Священного Синода, состоявшегося 11 марта, на котором были утверждены  тексты молитвословий, представленные Комиссией, — тропари и кондаки следующим святым: сщмч. Василию Максимову , пресвитеру Кабановскому; сщмч. Иоанну Смирнову , пресвитеру; сщмч. Сергию Кудрявцеву , пресвитеру Анискинскому; прпмц. Дарии (Зайцевой) ; мч. Иоанну Попову . В ходе заседания также были рассмотрены и одобрены тексты служб прпмч. Ефрему Новому, прп. Паисию Святогорцу, прп. Поликарпу Брянскому. Одобренные тексты служб направлены на утверждение Священного Синода. Члены Комиссии рассмотрели и отредактировали тексты молитв, полученных из Издательства Московской Патриархии : сщмч. Владимиру, митрополиту Киевскому; прп. Гавриилу Самтаврийскому; апостолу Иакову, брату Господню; свт. Нектарию Эгинскому, митрополиту Пентапольскому, чудотворцу; прп. Иустину (Поповичу); прп. Косме Этолийскому; мч. Лонгину Сотнику; свт. Николаю (Велимировичу), Охридскому и Жичскому; равноап. Николаю, архиепискому Японскому; прп. Паисию Величковскому; прп. Паисию Святогорцу; сщмч. Петру, митрополиту Крутицкому; прав. воину Феодору Ушакову. Участники заседания рассмотрели и одобрили последование молебного пения для беременных и готовящихся к рождению ребенка. На заседании были также рассмотрены официальные и частные письма, поступившие в адрес Комиссии. Синодальная богослужебная комиссия /Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5609732.ht...

Строгим аскетом, затворником и пустынножителем был Феофан Соловецкий (1739[?]–1819). Вероятно, родом он был из Южной России; вначале он пришел в Киево-Печерскую лавру и подвизался там под руководством старца Досифея († 1788), потом отправился в странствие, вначале в Нямецкий монастырь к старцу Паисию Величковскому, а оттуда пешком в Соловецкий монастырь (1778). Здесь он много лет провел в лесной хижине, совершенно не общаясь с людьми, даже с монахами Соловецкого монастыря. Ему посвящена одна очень интересная рукописная повесть, в ней рассказывается о борьбе Феофана с бесом, который часто приходил в хижину отшельника и пытался вынудить его оставить пустынножительство. В русской агиографии и рассказах о подвижническом житии сравнительно редки подобные демонологические истории. Скончался Феофан 26 июля 1819 г. в возрасте 120 лет, как сообщается в повести, совершенно обессилев от старости, конец своей жизни он провел в соловецкой монастырской больнице . Другим суровым аскетом Соловецкой обители был современник Феофана схимонах Герасим (1740–1848). Вначале он спасался в рославльских лесах под началом старца Арсения. В 1823 г., после многолетнего странничества по святым местам, он пришел в Соловецкий монастырь, где 10 лет (1823–1833) подвизался в пещерке в лесу, потом в лесной хижине. В Киево-Печерской лавре во 2-й половине XVIII и 1-й половине XIX в. тоже подвизались несколько замечательных иноков. Прежде всего назовем уже упомянутого старца Досифея, который многие годы провел безвыходно в пещере. Это он дал будущему старцу Паисию, в ту пору юному послушнику, совет пойти в Молдавию к отцу Василию и там постигать основы иноческого жития. Несколько десятилетий спустя он направил Феофана Соловецкого для той же самой цели уже к Паисию. 30 лет провел старец Досифей в затворе и скончался в глубокой старости († 1788), вероятно, его учеником был схимонах Михаил († 1815). Здесь же подвизался и иеросхимонах Вассиан, с которым однажды (1816) долго беседовал император Александр I. Еще один строгий подвижник из этой лавры, иеросхимонах и старец Парфений (1790–1855), был особенно знаменит и почитаем. От своих посетителей и духовных чад он требовал только одной христианской добродетели — все время, свободное от трудов и мирских занятий, посвящать молитве. В его жизнеописании повествуется о видении, которого он был удостоен. В этом видении ему явилась Божия Матерь, и он спросил Ее, каковы обязанности монаха-схимника, а в ответ услышал: только одна обязанность — неустанно молиться за весь мир .

http://sedmitza.ru/lib/text/436699/

Деятельность Величковского невозможно правильно оценить, если не рассматривать ее с точки зрения международной и всеправославной перспективы, ибо рамки ее не ограничиваются одной страной или нацией. Его отношения с архиепископом Коринфа Макарием Нотарасом (1731–1805) и их сотрудничество при подготовке издания «Добротолюбия» 533 в большей степени свидетельствуют о правоте сказанного нами. Старец Паисий взял из греческого мира сокровища забытого православного мистического наследия и преподнес их затем всему православному миру. Достойно упоминания то обстоятельство, что крупнейший греческий религиозный писатель XVIII в. Никодим Святогорец , которому мы обязаны возрождением той же традиции в греческом мире, принял решение пойти в ученики к старцу Паисию. Таким образом, становится очевидно, что все «филокалическое возрождение» в славянском мире, отзвуки которого доходят до наших дней, обязано исключительно личности и деятельности старца Паисия Величковского . А.-Э. Н. Тахиаос. Предварительный список полной библиографию старце Паисии Величковском Книги и статьи, которые упоминаются здесь, относятся либо прямо к жизни и деятельности старца Паисия Величковского , либо к духовной проблематике его эпохи. В виду того, что настоящий список представляет первый опыт полной библиографии о ст. Паисии, разумеется, что пропуск в нем известного числа публикаций и другие недостатки становятся неизбежными. Надеемся, что в будущем этот список дополнится и другими исследованиями. Следующие два сборника статей цитируются в сокращенном виде: AdB – Amore del bello. Studi sulla Filocalia. Atti del “Simposio Internazionale sulla Filocalia”. Pontificio Istituto Greco. Roma, novembre 1989. Magnanö Comunità di Bose, 1991. ОПРК – Оптина Пустынь: Монастырь и русская культура. Материалы Международного симпозиума в г. Бергамо (Италия), 19–23 апреля 1990 г./Под ред. Н. М. Каухчешвили, Н. К. Бонецкой. М., 1993. Arseniev Nikolaj. La Sainte Moscou. Tableau de la vie religieuse et intellectuelle russe au XIX siècle. Paris, 1948.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010