1929–12(25).02.1931: Лодейнопольская (обн.) 12(25).02.1931–1932: Тихвинская (обн.), в. у. 1932–1933: Новгородская (обн.), в. у. 1933–01.1934: Ялтинская (обн.) 1935–14(27).05.1936: Рыбинская (обн.) 14(27).05.1936–23.07(05.08).1936: Ярославская (обн.), в. у. 23 .07(05.08).1936–14(27).06.1938: Ярославская (обн.) Павел Флоринский 18(31).03.1924–30.12(12.01).1927: Пугачёвская 30 .12(12.01).1927–27.03(09.04). 1928: Котельничская 27 .03(09.04).1928–03(16).08.1931: Пугачёвская, паки 03(16).09.1931–14(27).10.1940: Покровская Павел Циприанович 1924–03.1926: Белоцерковская (обн.) 03 .1926–19.12(01.01).1927: Житомирская (обн.) 19 .12(01.01).1927–05.1928: Винницкая (обн.) 05 .1928–10.1928: Нежинская (обн.) 10 .1928–1934: Белоцерковская (обн.) 1934–27.01(09.02).1938: Черкасская (обн.) Павел Чистяков 04(17).05.1931–30.12(12.01).1931: Новоторжская 30 .12(12.01).1931–09(22).03.1932: Сызранская 01(14).04.1932–10(23).06.1932: Юрьевская 04(17).04.1933–28.11(11.12).1933: Сергачская 22 .10(04.11).1935–02.1936: Кузнецкая 02 .1936–07(20).01.1937: Ижевская Павел Луганская (обн.) Павлин Крошечкин 02(15).05.1921–14(27).10.1926: Рыльская 01(14).10.1926–18.11(01).12.1927: Витебская (Полоцко-Витебская) 11(24).12.1927–02(15)12.1930: Пермская 19 .11(02.12).1930–17(30).09.1931: Боровская 19 .11(02.12).1930–30.09(13.10).1931: Калужская, в. у. 30 .09(13.10).1931–16(29).06.1933: Калужская 16(29).06.1933–01.1936: Могилевская Паисий Образцов 13(26).08.1944–1944: Брестская 1944–31.12(13.01).1946: Саратовская Палладий Бельтюков 20 .03(02.04).1927–1928: Старорусская (обн.) 08(21).02.1928–09(22).06.1928: Архангельская (обн.), в. у. 09(22).06.1928–15(28).03.1930: Уржумская (обн.) 01(14).07.1930–01(14).07.1930: Челябинская (обн.) 1930–11(24).06.1931: Ирбитская (обн.) 11(24).06.1931–: Псковская (обн.) 1932–1932: Воткинская (обн.) Палладин Добронравов 30 .07(12.08)1914–06(19).05.1917; Саратовская 1917–1917: Сарапульская Палладий Селецкий 10 .1932–10.1933: Демянская (обн.) 10 .1933–27.08(09.09).1935: Сыктывкарская (обн.)

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Образцом для не и послужила т.н. германская коллегия в Риме, происхождение германской коллегии при папе Юлии III, учреждение ее по мысли Игнатия Лойолы, чт сделано этим последним в образовательном и дисциплинарном отношении для этой коллегии; – полное устройство ее при папе Григорий XIII, образовательная и дисциплинарная система этой коллегии при названном папе, – краткие сведения из истории этой коллегии в последующее время. – Греческая коллегия в Риме, ее происхождение при папе Григории XIII, цель и задача ее; замечательная заботливость его о греческой коллегии, первые ученики ее, первые ректора ее, первые же кардиналы-попечители в ней (сочувственное и несочувственное отношение к ней этих последних); подчинение ее ордену Иисуса; – сведения о системе образования и дисциплины в этой коллегии; введение в ней т.н. Мариинской конгрегации с целью утверждения в ее питомцах], (римско-католической) религиозности. – Важнейшие питомцы ее: Лев Алляций, Петр Аркудий, – Паисий Лигарид. – Упадок греческой коллегии и незначительность ее влияния на Востоке. – Успехи римского католицизма на Востоке в XIX-м веке, свидетельство об этом, пессимистические предсказания одного римско-католического писателя касательно будущности католической пропаганды на Востоке, утешительны я для православных. – Отношение греческой церкви к западной по данным греческого канонического сборника, именуемого «Пидалиона» резкость взглядов «Пидалиона»; свойства обыденных, практических отношений представителей греческой церкви к западной церкви. Из того, что было раскрыто выше касательно отношений турецких властей к греческой и латинской церквам, —506— следует, что латинская пропаганда до XIX века не могла иметь успеха на Востоке. Это понимали и папы. А потому папская курия хотела действовать другим путем для достижения своих целей. Она решилась воспитать возможно большее число Греков в духе папских стремлений и таким образом незаметно, чрез этих своих питомцев распространить идеи католицизма в среде Греческой церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  Служение людям из пустыни   Каливка Старца в Иверском лесу. Старца никогда не мучил выбор: безмолвие или миссионерство. Как однажды сам он выразился о себе самом, он был «монах-исихаст». Он молился о спасении всех людей, он желал, чтобы все познали Бога. Несмотря на то что он был монахом, всю жизнь он благовествовал Христа. Великая Благодать, которой он удостоился, «не тща бысть» в нем. Живя в пустыне, он совершал апостольское служение, помог множеству людей. И если говорить в этом смысле, то Старец Паисий был одовременно аскетом и миссионером. Его миссионерство — преизлияние его любви к людям, «избыток» Божественной Благодати. Он был похож на духовно богатого человека, который может питать многих голодных. Он не выезжал со Святой Горы, чтобы учить других, не ездил на дальние континенты с миссионерскими поездками. Подвизаясь в аскезе, он жил в своей пустыне, а Сам Бог посылал к нему людей со всех пяти континентов. Его миссионерское апостольское приношение было сущностным и результативным, потому что происходило от аскезы и сопровождалось аскезой. То, что Старец говорил людям, он сперва переживал на опыте сам. И один его светлый пример — это уже учение и миссионерство. Главное приношение Старца миру — пример его жизни. Он явил себя образцом для других, совлекших ветхого человека, «просветив еже по образу»,  став подражателем Христа, «образом верным»,  одушевленной иконой первосозданной красоты. Своей жизнью он подтвердил достоверность Евангелия, утвердил истинность сверхъестественных событий Священного Писания. Этот подвиг Старца и есть его коренное сущностное приношение — приношение вневременного достоинства. Отсюда получает вес и Благодать то, что он сказал, сделал и принес другим. Как светлый столп, Старец ведет людей к познанию Бога и к духовным подвигам. Показав своей жизнью то, что «Иисус Христос вчера и днесь той же и во веки»,  он независтно подает Божественную Благодать тем, кто ее достоин. Своим примером Старец подтвердил: сверхъестественные события, о которых говорит Священное Писание, — это события реальные и осязаемые. Его письменное наследие также является непрестанной проповедью и существенной помощью монахам и мирянам.

http://pravmir.ru/249925/

Таким Сам Бог создал этот мир. Оппозиция по отношению к этой системе равносильна сопротивлению Самому Богу, то есть является самым тяжким грехом, который влечет за собой вечное осуждение. Здесь мы имеем дело с красноречивым образцом духовного терроризма во всем своем величии! Западным последователям, проповедникам и поклонникам индуизма было бы полезно осознать тот факт, что в индуистской системе организации общества, которая является глубоко религиозной, они никогда не смогут интегрироваться в высшие касты. Это эксклюзивно наследственное право. Более того, их статус ниже даже, чем у пария, если строго применять древнюю индуистскую традицию. Это предписания «священных», «богодухновенных» текстов. Вот как стал возможным в Индии застой любого социального развития и уничтожение творческих сил людей, которые вынуждены жить под знаком комплексов и фрустраций. Неизбежно сформировалась среди населения общая атмосфера пассивности и фатализма, на фоне которой невзгоды и нищета (пауперизм) индийского общества, достигли невообразимых вершин. Становится более уместным вопрос: если «сверхчеловеки» и «воплощенные божества», такие, как гуру Махариши, решительно скандируют (в том числе и перед мировыми правительствами), что обладают магическим рецептом, необходимым для решения всех социальных, политических, экономических, административных и прочих проблем, тогда как объяснить тот факт, что их родина находится в подобном коллапсе? Может, эта пропаганда СМИ на самом деле направлена на наивность все тех же западных последователей, которые своими взносами поддерживают очень роскошную жизнь «великих посвященных»? Кроме того, Махариши переехал в Америку, где роскошь, в которой он жил, доставшаяся ему от продажи мантр, вошла в историю на всех меридианах. Не менее известным является случай Раджниша, «универсального наставника», который, покинув Индию очень бедным, благодаря своим усилиям «просветления» Америки и Европы достиг того, чем обладал – бесконечным количеством Роллс-Ройсов, частными самолетами и виллами во всех богатых странах мира. Он знал, как притягивать к себе таких последователей, как известная греческая певица, которая дала ему права не только над всеми доходами со своих дисков и все свое состояние, но даже и ежемесячную пенсию, которую ей предоставлял Нью-Йоркский Бродвей. Через некоторое время гуру внезапно удалил её из круга своих учеников, и она прожила в Афинах в крайней нищете, и то благодаря экономической помощи друзей, оставшаяся глубоко несчастной и с серьезной психической травмой.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Интернет-портал «Православие.Ru» представляет вниманию читателей новую постоянную рубрику в которую войдут наиболее интересные материалы, появившимися на нашем сайте семь лет назад. В юбилейном 2000 году, при начале своей деятельности, сайт назывался «Православие 2000.Ru». Вниманию читателей предлагаются новости, ставшие уже исторической хроникой, интервью с известными церковными и общественными деятелями, аналитические статьи, обзоры и другие публикации. СОСТАВИТЕЛЬ " ДОБРОТОЛЮБИЯ " Составители Добротолюбия - преп. Макарий Коринфский и преп. Никодим Святогорец Идея составить сборник святоотеческих текстов, посвященных умному деланию и аскетическим предпосылкам к нему, принадлежала митрополиту Коринфскому . То есть, св. Макарий с юношеских лет имел ревность к духовному подвигу и любовь к аскетической письменности, которые и влекли его к поиску и собиранию аскетических трактатов. Другой причиной, почему св. Макарий занялся этим делом, было, во-первых, фактическое отсутствие в широком обращении аскетических произведений, а во-вторых, угроза потери рукописей с произведениями древних подвижников благочестия, которые хранились в монастырских библиотеках. Об этом также сообщает преп. Паисий Величковский: " О выпечатании же таковых книг от давних лет воистину блаженный сей кир Макарий Митрополит желание возыме таковы намерением, да не приидут сии святые книги во всеконечное забвение и от лица земли истребление, в неже мало мало уже и не приидоша " . ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ Действительно, к восемнадцатому веку образовался кризис как в богословской, так и в аскетической литературе. Например, богословские трактаты Отцов Церкви почти полностью вышли из широкого обращения и перестали переписываться. Древние рукописи с ними ветшали в монастырских книгохранилищах, а иногда и просто погибали. Подобная ситуация была и с аскетическими произведениями древности. Популярной была другого рода литература, которую составляли выдержки из трудов Отцов Церкви упрощенного нравственно-назидательного характера, моралистические проповеди и наставления, построенные зачастую по западным образцам . " Бестселлерами " эпохи были такие произведения как, например, Thisauros (Сокровище) Дамаскина Студита (†1577), Amartolon sotiria (Спасение грешных) и Neos Paradisos (Новый рай) критского монаха Агапия Ландоса (†1664/1671), которые как раз и отличались своим упрощенным морализмом.

http://pravoslavie.ru/5198.html

Наяснейший и христианнейший царю! Слышу с большою жалостию, что патриарх Никон не покидывает владенья церковного и не воздерживается от дел патриаршеских, но уставы святые творит, гневно грозит, проклинает безо всякой пощады, и духовной любви образца не имеючи на себя никакой власти, ни прямого владения такие дела творит, когда подлинно не есть пастырь, которому пастырскому уряду то прилучено есть и вручено каково есть мочно назвать пастырем, который свои оставливает овцы и о них делом прямым не пасет, понеже как король от королевского владенья, так пастырь от пасения в деле прямом называется и есть. А понеже он пастырем делом самым не есть, також прямым судьею быть, ни судебных дел делать не может, и покамест он от вины не освободится и не очистится судити не может, но чтоб его иные судили должно есть и воззвать его надобно и совершенно спросить для чего он свой престол оставил и вашего царского величества безопасно отбыл. Для чего разсуждаю против канонов, чтоб воздержан был покамест осужден будет или очищен, а буде супротивен, права все погружает для одной той упрямости, надобно ему будет указ. Своевольно не дожидаючись больших своих суда и указу соборной думы, чтоб которой был послушен надобно есть как часть всему своему. При том чаю, что для воздержанья вскоре указ ему будет прислан, как доведется по судному делу написан. И что будет напомнен совершенно, чтоб вперед таких дел не делал, а если не послушает винен будет суда и явно будет изложен для того дела фарисейского, по-фарисейску говоря, не есть как иные патриархи, того ныне полно; а в иных моих в двух данных письмах больше выписано, которые в досужное время преосвященный ваш престол изволь узнать, понеже потребный суд вашему преосвященному царству и всему церковному чину. Вашего всесчастливейшаго царскаго престола смиренно к ногам припадаю митрополит Иерусалимский Паисий. Послание патриарха Никона к Паисию, митрополиту Газскому (без означения времени, но оно относится к июню 1662 г.). Никон, Божиею милостию патриарх, во Святем Дусе преосвященному митрополиту Паисеи радоватися! Несть нас утаилось от божественныя благодати еже твое благоразумие писал до царскаго величества о нынешнем настоящем деянии; но мы нынеча лучшаго ради познания пишем ти, еже како исперва случися, да познаеши истинно еже о нашем неповинном страдании.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

И здесь все зависит от того, как мы относимся к тому или иному достижению науки, в том числе и трансплантологии. Если, например, человек, сострадая ближнему, отдает ему свою почку – это есть проявление любви. А если у тебя ее насильно вырезают – это уже преступление. Богу угодно все, что основано на любви. А любить – значит жертвовать собой, выходить за свои пределы и так достигать подлинной глубины и качества жизни. К сожалению, сегодня более распространено стремление брать, замыкаться на себе. Но это уже нравственная смерть. Святой старец Паисий Афонский говорит: «Насколько мы забываем себя, настолько о нас помнит Бог!» Любовь к ближнему через жертву – это путь к Богу, Который Всеправеден и устраивает все так, как будет для нас полезно. Только жертвуя ради ближнего, мы получаем награду на Небесах и благодать на земле. Когда мы стремимся лишь к собственному счастью, мы его не достигаем, а душа остается пустой и холодной. Даже если человек испытал все земные наслаждения, он все равно будет чувствовать неудовлетворенность и тоску. Кстати, коль уж о медицине заговорили, хочу напомнить слова знаменитого профессора Пирогова: «Веру я считаю психической способностью человека, которая более всех других отличает его от животных». Так что у каждого есть возможность выбора, кем ему быть в этой жизни. Не правда ли, Ваше Высокопреосвященство, сегодня этот выбор часто делается в пользу насилия, особенно среди молодежи? Я задам ответный вопрос: а на чем наши молодые люди воспитываются, какие образцы для подражания им предлагаются? Четырнадцать человек погибли недавно в Америке на премьере фильма о Бэтмене: неизвестный в маске ворвался в кинотеатр и открыл огонь по зрителям, что воспринялось ими сначала как продолжение действий на экране. Но это была уже реальность. Просто молодой человек повторил действия, совершаемые в боевике, – чему тут удивляться? В подобных фильмах «положительные» герои убивают человека, а потом живут долго и счастливо. Но в жизни так никогда не бывает. Если убивший человека и сможет на какое-то время заглушить муки совести, то потом она все равно станет терзать его душу с удвоенной силой.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Выше келейной молитвы стоит молитва в храме Божием. О монахе Феодоте (†1859) говорится, что когда он был еще послушником, то уже тогда почувствовал «могущественное влияние на ум, волю и сердце» величественных священнодействий, совершаемых в храме, и особенно от принятия Святых Христовых Таин (181). В церковной молитве присутствовавшие находили «духовную поддержку», черпали новые благодатные силы, возводящие душу в горние селения. Высочайшее одухотворение и возношение в небесный мир – «в высшие сферы Божественной жизни» – наступало при совершении Божественной Литургии. Поэтому и отношение к ней было в высшей степени благоговейное (106–107). «Служение иеродиакона Макария (†1864), – читаем в Патерике, – всегда отличалось особенным благоговением, заметным даже для других, несмотря на всё старание его скрыть это от посторонних взоров, – отличалось чувством страха и трепета пред величием Вседержителя, страшному престолу Коего он предстоял» (244). Хорошо понимая важность церковной молитвы, в Глинской пустыни «тщательно» заботились о благолепии богослужения – стройности, торжественности, отчетливости и пения, и чтения (32, 50, 706). Чтение требовалось ровное, одинаковым голосом – по церковному (465). Во избежание ошибок не рекомендовалось читать на память. Когда монаху Петру (†1898) заметили, что он знает наизусть и потому пусть читает на память, инок ответил: «На память только слепые ходят и спотыкаются» (498). Все богослужения совершались в Глинской пустыни строго по церковному Уставу – без сокращения, отчетливо, ясно, неспешно, с канонархом – и потому оказывали огромное духовное воздействие на предстоящих. Благодатная красота песнопений и глубокий смысл читаемого проникали в самое сердце, воспитывали разум (706). Решительно запрещались разговоры во время богослужения. «Отец Петр, – повествует Патерик, – не любил разговаривать в храме, других также учил стоять молча, благоговейно и со страхом Божиим» (498). Другой подвижник – иеросхимонах Паисий (середина XX в.) – призывал не развлекаться, находясь в храме, «и не разговаривать, внимать чтению и пению, так как слово Божие, как слово Самой Божественной Истины, благодатной своей силой просвещает разум, очищает совесть и сердце, делает их способными к восприятию благодатных внушений» (654). Поступающие иначе строго обличались (257–258).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Вообще, по нашему мнению, это большой недостаток книги, имеющей ученый интерес, что автор так скуп на указание источников. 16 Этот грубый ответ Паисия напоминает нам сделанное им же описание наружности Никона. Никон, не смотря на всю жесткость своего характера, на всю неразборчивость в выражениях, едва ли когда унижался до таких ругательств, какими изящный и „образованнейший» грек украсил свое описание. Приведем для образца один или два примера. „Прежде чем увидел я пресловутого Никона, чрезвычайно любопытствовал своими глазами насладиться его образом и искал увидеть его, хотя в обманчивом портрете. И когда увидел портрет, написанный одним отличным немецким художником, Иоанном, моим приятелем, то онемел, подумав, что вижу исполина или циклопа и почел счастливыми слепорожденных за то, что не могут видеть такого зверообразного человека. Если бы кто вдруг увидел Никона, ему почудилось бы, что видит бешеного волка.» Следует далее изображение Ферсита по Гомеру и Юлиана по Григорию Богослову , разумеется, в применении к Никону. – „Посмотри, ради граций, на голову Никона: какая она огромная и толстокожая! Кстати было бы написать: какая голова, а мозгу в ней нет! Посмотри, как чернеются волосы его, словно у ворона, или у борова, как узко и морщиновато чело его! – знак ограниченности и подозрительности»... и так далее разбирает он Никона по членам. А между тем известно, что наружность Никона была величественная, отличалась мужественной красотой, которою он, между прочим, и привлек первоначально внимание царя. 17 См. Письмо Досифея к царю Алексию Михайловичу во 2 том. Записок Археологич. Общества. Здесь говорится, что и патриарх Нектарий предостерегал царя против Паисия, как человека опасного, расположенного к латинству. Нектарий писал это, как надобно думать, уже после низложения Никона. А Досифей извещал Алексия Михайловича, что Паисий виноват в таких согрешениях, о которых ему стыдно и писать к государю. 18 Это известие мы заимствуем у самого Паисия; между тем подпись антиохийского патриарха под грамотою не арабская, а греческая (см. IV т. Соб. грам. и дог. стр. 116, где помещены верные факсемиле патриарших подписей).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

И в настоящее время, когда пишу это письмо, снаряжаю брата своего Яна Петровского, и только три недели тому назад, как уехал от меня брат Ян Шеремет. Но у меня здесь не по прежнему, потому что деньги не медные. Я благодарю Бога, что могу иметь пищу и одежду соответственно своему положению, но о собирании денег не забочусь». В post-scriptum " е к письму Полоцкий пишет, что своей милой единственной сестре он посылает 10 локтей фиалковой камки (adamaszku fiakowego). Первее всего, кажется, есть возможность разрешить один, доселе остающийся открытым, вопрос 21 , – именно, «по каким причинам» Паисий Лигарид, вследствие усиленных просьб царя Алексея Михайловича «разрешенный (т.е. восстановленный в прежнем достоинстве газского митрополита) иерусалимским патриархом Досифеем (о чем грамота в Москве получена была в январе 1670 г.), «спустя два месяца снова был запрещен?» По нашему мнению, ответ на этот вопрос можно найти в докладной записке Лигарида, поданной им, очевидно в это время, государю. Записка эта 22 начинается (после обычного обращения к Алексею Михайловичу) так: «Повествуют нецыи: разрешение, присланное от Досифея, патриарха иерусалимского, быти неправое, для того, что я извержен был не от Досифея, но от Нектария, бывшего патриарха иерусалимского. Всяк убо от тою имать разрешен быти от кого извержен бывает и епитимьями церковными связан. Но сие не всегда подтверждается, якоже ведомо есть от различных прилогов и свидетельств, изъявленных в Номоканоне». Далее Лигарид и приводит длинный ряд подобных примеров из древнего времени, начиная, от Афанасия Великого , изверженного Тирским собором, а разрешенного папой Юлием, и кончая извержениями многих духовных лиц, учиненными патриархом Игнатием и разрешенными патриархом Фотием,и наоборот – учиненными вторым, а разрешенными первым, – и отсюда делает такой вывод: «Ложное убо то есть речение глаголемое, яко подобает человеку от того разрешену быти от кого и связан бе». Это – заявляет далее Лигарид – подтверждается и от нынешних образцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010