Наконец псалом 89-й, надписанный в еврейском тексте: «Молитва Моисея человека Божия», есть, по мнению многих лучших 12 авторитетов, – несомненно песнопение высокой древности, переданное устным преданием из древней жизни народа, занявшего Палестину. «Возвесели нас (восклицает псалом ст. 15) за дни, в которые Ты поражал нас; за лета, в который мы видели бедствие!» Очевидно, псалом этот видит в прошедшем трудности и скорби пустыни и только в будущем успокоение от трудов и занятие земли обетованной. Нет разумного основания отрицать, что псалом этот воспет Моисеем, которого сохранилось несколько вдохновенных песнопений. Псалом 89-й необычайно величествен и совершенно соответствует величию призвания и жизни Моисея, о котором Господь сказал: «Если бывает пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении; во сне говорю Я с ним: Но не так с рабом Моим Моисеем... Устами к устам говорю Я с ним... и образ Господа он видит...» ( Чucл. XII, 6–8 ). И действительно в псалме 89-м есть мысли и образы, как бы раскрывающее нам отчасти глубины и тайны Божественной мысли и существа Божия. «Прежде нежели родились горы и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог ! Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: возвратитесь сыны человеческие!» (ст. 3–4). Таковые именно мысли, – торжественные и приводящие в трепет человека, готовящегося разрешиться от тела и предстать пред Господа, – должны были наполнять душу Моисея, знавшего заранее 365 , что Господь вскоре призовет его. И далее, углубляясь мыслью в чудеса непостижимой вечности и сопоставляя ее со днями человека на земле, которые для него уже кончаются, Моисей восклицает: «Пред очами Твоими тысяча лет как день вчерашний, когда он прошел» (ст. 5), и ст. 10: «Дней лет наш их семьдесят лет; а при большей крепости восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро и мы летим». Наконец предание еврейское утверждало, что благословение, высказанное в псалме 89, ст. 17: «И да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй», – было высказано Моисеем при освящении Скинии и жертвенника в пустыне 366 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Неправильна также и та мысль учения римско-католиков о сверхдолжных делах, что Бог по-Своему правосудию удовлетворяется за грехи одних излишними заслугами других. Праведны действительно возлюбленные дети Божьи ( Ин.15:14–15 ), все их прошение приятны Ему ( Притч.15:29 ). По Своей любви к праведным людям и особенно вследствие теплых молитв их Бог и щадит грешных; но в данном случае действует не правосудие Божье, а благость. Наконец, что касается искупительных заслуг Христа, то они действительно велики, бесконечны и могут вполне удовлетворить правосудие Божье за грехи людей; но заслуги Христа могут быть спасительными для нас только в том случае, если мы участвуем в них посредством веры, добрых дел, раскаяния. По католическому же воззрению дело усвоение людям искупительных заслуг Христа, в распоряжении папы, и он по своему усмотрению вменяет их, что совершенно противно истинно-христианскому учению. Разбор учения лютеран об оправдании верою В изложении учения о благодати мы показали, что в деле освящения необходимы со стороны человека вера и добрые дела. Между тем, основным догматом лютеран является учение об оправдании только верою. Учение лютеран об оправдании верою вытекает из учения их о падении человека. Если падение человека было настолько сильно, что извратило все его силы и саму свободу, то о добрых делах со стороны человека не может быть и речи, и оправдывается он не делами, а верою по благодати. Нужна только, по Лютеру, вера во Христа и уверенность в получении спасения и человек на самом деле спасается. У христиан есть Христос Спаситель, мы Его знаем, о Нем мыслим и спасены. Стоит только человеку прикоснуться мыслью к идее Христа и блаженство получится, а всякие внешние посредства (обрядность, форма), а тем более внешний авторитет (намек на папу), не имеют в данном случае никакого значения. Таково учение лютеран об оправдании одною верою. Учение это протестанты, как и следовало ожидать, основывают на некоторых местах из Послания апостола Павла, неправильно ими понятых. Вот эти места. «Мы признаем, говорит апостол Павел, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» ( Рим.3:28 ); «мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона: ибо делами закона не оправдается никакая плоть» ( Галат.2:16 ); «что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно: потому что праведный верою жив будет» ( Галат.3:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/osn...

По учению святых отцов, человек проходит ступени духовного возрастания последовательно, но достижение определённого уровня не гарантирует ему духовно устойчивого состояния. Впасть в грех можно на любой ступени совершенства. Падение денницы – это назидание для всех подвижников на все века. Только после смерти человек переходит, – как выражается свт. Игнатий Кавказский, – в непадательное состояние. Окончательно оно закрепится за праведниками только после Страшного Суда. Необходимо сознавать, что описание этой последовательности духовного развития человека не означает, что спасутся лишь те, кто достиг высших ступеней. Господь в Евангелии обозначил условия спасения человека гораздо проще: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк. 16:16 ). Для вечной блаженной жизни с Богом принципиально необходимо перерождение в таинстве Крещения – если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ( Ин. 3:5 ) – и Евхаристическое единство с Богом – если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин. 6:53 ). Поэтому несомненно, что среди спасённых будет множество людей, которые, несмотря на свои несовершенства, все же добровольно и сознательно понуждали себя к очищению от грехов и богоугодной жизни. Однако столь же несомненно, что и те духовные вершины, которые были достигнуты подвижниками здесь, на земле, окажут влияние на условия их будущего существования в Царстве Божием, как говорит апостол Павел: Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых ( 1Кор. 15:41–42 ). Вопросы: 1. В чем принципиальное различие двух главных этапов духовной жизни человека? 2. Почему после Крещения духовная жизнь человека требует дальнейших усилий? 3. Если человек был крещен в младенчестве, то каким образом он будет проходить указанные ступени? Задание: Попробуйте определить, на какой духовной ступени вы находитесь. Как вы думаете, согласится ли с такой самооценкой ваш духовник?

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Представьте себе, что вы мать, любящая своего сына. Не просто привязаны к нему, не просто честно относитесь к родительскому долгу, а глубоко и истинно любите свое дитя. И на ваших глазах происходит его гибель, вместо чистого вашего ребенка перед вами падшее существо, никто уже не считает его за человека, только вы еще, как мать, думаете: “Да, ведь это мой сынок”. Для других же он отребье, злодей, которого надо к стенке поставить как можно скорее. И нет горше участи матери, потому что она переживает за падение своего сына. Или вспомните, как было вам горько, стыдно, тяжело, когда кто-то из ваших близких падал. А теперь представьте себе хоть в малой степени, что наш Господь, наш Отец, любит каждого человека, и Он видит, как от каждого исходит столько зла, лукавства, ничтожества. Если грех человека был бы подобен дыму, то земля была бы похожа на печь, из которой идет черный столб дыма непрерывно, век за веком, тысячелетие за тысячелетием… черный дым. Этот дым поднимается к Богу, идет от любимого чада Божия, от человека, отравляя Господу божественное бытие и принося Ему страдание. Вот почему Господь приходит на землю, чтобы вместе с нами принять тяжесть нашего греха. Безгрешный, Он разделяет с грешниками участь смерти, становится в один ряд вровень с нами. Этого не мог бы сделать ни один человек, потому что мы можем отвечать за близких, за своих друзей, за какое-то обозримое количество людей — да и то это под силу не каждому человеку. И чем больше у него ответственность, тем это становится для него мучительней. Бог же отвечает за весь род человеческий. Вот почему Господь Иисус взмолился, по-человечески взмолился о том, что Ему эта чаша трудна. Его человеческое существо восстало против этого, но Его сознание Божье сказало: “Да, так будет, потому что люди не справляются со своим грехом”. Поэтому Он и взошел на Голгофу. Представьте себе, что на нас сваливается огромный камень, скала, потолок рушится, и вот кто-то подошел, нашел в себе силы, и одной рукой держит этот потолок, чтобы он на нас с вами не рухнул. Так стоит наш Господь, чтобы мы не упали под бременем греха. Потому и ноша Его так велика, потому и страдание Его не обычная телесная боль или страдание умирания, а то, о чем говорит пророк Исайя: “Он взял на себя наши немощи и понес наши болезни, наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились”. Аминь. О вечном и временном

http://azbyka.ru/propovedi/svet-vo-tme-s...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Дьявол (греч. διβολος – клеветник, порочащий) – падший ангел , восставший, по причине гордости , против Бога и в результате утративший своё высокое ангельское достоинство ; сатана, глава падших духов . Злая деятельность дьявола, направленная на искушение людей, попускается Богом, в том числе, ради определения их свободной воли к добру . Диавол всегда желает человеку только зла , его цель – погибель человека. По свидетельству Св. Писания, начало греха идет от дьявола. « Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил » ( 1Ин.3:8 ). «Падение для ангелов то же, что смерть для людей. Ибо после падения для них нет покаяния, как и для людей оно невозможно после смерти», пишет преп. Иоанн Дамаскин . « Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его » ( Мф.25:41 ). Дьявол становится “князем мира сего” через свою власть над людьми, отпавшими от Бога. Человек не может существовать автономно в духовном плане, либо он исполняет благую волю Бога, либо отдаёт себя во власть дьявола. “И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом” ( Лк.4:3 ). Может ли дьявол творить чудеса? Будучи ангелом по естеству, дьявол обладает определенными возможностями в воздействии на стихии и предметы видимого мира, превышающими возможности человека. Например, в Книге Иова отмечен случай, когда сатана низверг огонь с неба ( Иов.1:16 ). В аскетической литературе содержится множество примеров, иллюстрирующих способности сатаны и его сообщников, демонов, совершать столь впечатляющие человека деяния, что многие из них, в известном отношении, могут быть названы чудесами. Положим, во втором послании апостола Павла к фессалоникийцам прямо утверждается, что беззаконник, то есть антихрист, который явится перед кончиной мира и станет орудием сатаны, будет действовать «со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» ( 2Фес.2:9 ). Стало быть, сатана может совершать поступки, способные изумить человека, поразить его взор, ум, чувства, воображение. Но правильно ли говорить об этих поступках или результатах этих поступков, как о подлинных чудесах?

http://azbyka.ru/dyavol

Святитель Игнатий (Брянчанинов) однозначно объясняет порядок воздействия различных духов на человека: “Святые духи уклонились от общения с человеками как с недостойными такого общения; духи падшие, увлекшие нас в своё падение, смесились с нами и, чтоб удобнее содержать нас в плену, стараются соделать и себя, и свои цепи для нас незаметными. Если же они и открывают себя, то открывают для того, чтоб укрепить своё владычество над нами” . По причине действия падших духов на человека он испытывает сильные эмоции: от блаженного экстаза до цепенящего ужаса во время переживания встречи с “божествами”. Во-вторых, происходит прельщение участников холотропных сеансов через образы переживаний: все прозрения, откровения и отождествления являются чистой формой прелести. Святитель Игнатий пишет: “Наше обычное состояние, состояние всего человечества, есть состояние падения, прелести, погибели Отречёмся от всякого наслаждения духовного, от всех высоких молитвенных состояний, как недостойные их и неспособные к ним” . Втретьих, отождествление с Абсолютным Сознанием и Пустотой — это также отождествление с демоническими пространствами. Преподобный Исаак Сирин пишет: “Истинные праведники всегда помышляют сами в себе, что недостойны они Бога” . И наоборот, “все самообольщённые считали себя достойными Бога: этим явили объявшую их души гордость и бесовскую прелесть” . Православному христианину нет нужды искать какого-либо отождествления с непонятным Абсолютным Сознанием, так как плодом искупительного подвига Господа нашего Иисуса Христа является не только освобождение человека от власти диавола, но и возвращение возможности общения с небом и небожителями: Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства ( Евр 12:22–23 ). Вчетвёртых, имеет место подмена учения Православной Церкви о сотворении мира из ничего непонятными и необоснованными ответами “эмпирического и трансрационального характера”, которые также являются происками падших духов.

http://azbyka.ru/zdorovie/xolotropnoe-dy...

Совет Божий о спасении человека называется Предвечным Советом. В сотворении человека Бог как Творец проявляет величайшую ответственность перед Своим творением: наделяя человека свободой, которая заключает в себе возможность злоупотребления ею, Бог принимает на Себя ответственность и за последствия этого злоупотребления, принимает решение в лице Второй Ипостаси Пресвятой Троицы принять на Себя и разделить с человеком все последствия его падшести. Свщ. Писание говорит, что это решение было предвечным, т. е. Бог предвидел падение человека и принял решение о спасении его еще до сотворения мира. Апостол Павел (Рим. 14, 24) называет это решение тайной, о которой " от вечных времен было умолчано " . В Еф. 3, 9 он говорит о тайне, " сокрывшейся от вечности в Боге " . В Еф. 1, 4 апостол говорит, что " Бог избрал нас в Нем (т. е. во Христе) прежде создания мира " . И Сам Христос называется в Свщ. Писании Агнцем, предназначенным в жертву от создания мира (I Пет. 1, 19-20 и Откр. 13,8). Каково участие Лиц Святой Троицы в спасении человеческого рода? Богу Отцу принадлежит благоволительное определение в Совете Божием спасти людей через Своего Единородного Сына: " Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную " (Ин. 3, 16). Через Воплощение и искупительную Жертву Сын совершает наше спасение. Господь во время Своего земного служения неоднократно говорил, что Он пришел для того, чтобы исполнить волю Отца. " Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его " (Ин. 4, 34). " Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня " (Ин. 5, 36). " Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее; никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее: имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее; сию заповедь получил Я от Отца Моего " . (Ин. 10, 17-18) Апостол Петр (1 Пет. 1, 18-19) говорит, что мы искуплены " от суетной жизни...

http://sedmitza.ru/lib/text/443338/

101 «Вас постигло искушение не иное , как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх ваших сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» ( 1Кор. 10:13 ). 102 Митрополит Макарий говорит: «Второй причиною падения наших прародителей, причиною в собственном смысле, были они сами» (21: 480). П. Д.: Заметим, что с точки зрения предлагаемой нами терминологии, сами прародители (их чувства, мысли, желания) и являлись собственно (единственной, а не второй) причиной грехопадения. «… Ева, хотя пала по обольщению от дьявола, но пала не по необходимости, совершенно свободно… Адам пал вследствие убеждений жены и пристрастия к ней, – значит, пал также не по необходимости, а по своей воле… и сам виновен в том, что послушал голос жены своей» (21: 481). «Бог в силу Своей любви к человеку не хотел вторгнуться в человеческую свободу и насильственно предотвратить грех. Но и диавол не мог принудить человека к злу. Виновником грехопадения является сам человек, употребивший во зло дарованную ему свободу» (148. Гл. 5. Раздел «Грехопадение»). 103 Здесь «воля» имеет значение «власти», то есть возможности исполнять (реализовывать) свои желания. 104 Приведем и другие цитаты по данному вопросу. «Как видим, Бог, прежде чем осудить человека, вопрошает его, ожидая, что тот принесет искреннее раскаяние. Ведь человек – это “открытая возможность”. Ему дан разум, чтобы он мог сознательно осудить свой поступок. Ему дана свободная воля, чтобы иметь мужество открыто признаться в преступлении против заповеди» (12: 240). «Господь призвал Адама словами: (Адам) где ты? ( Быт. 3:9 ). По объяснению святых отцов (преподобного аввы Дорофея поучение 1), эти слова суть слова величайшего милосердия и соболезнования. Они значат: “В какое ты впал бедствие! Какое тебя постигло глубокое и несчастное падение!” Адам, где ты? – Не понимает омраченный грешник гласа, призывающего его к сознанию греха и к раскаянию в нем. Он старается оправдать себя и оправданием оговаривает: Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся ( Быт. 3:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

6 . Разве справедливо, когда нечто подобное встречается в Евангелии, укрываться за аллегориями и новыми толкованиями, а когда дело касается Ветхого Завета, сразу обвинять и не принимать никаких объяснений, какими бы правдоподобными они ни были? И как бы они ни пытались разъяснить стих, где сказано: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» ( Ин.9:39 ), ничего у них не получается. Но я надеюсь, что принадлежу Церкви и что мое имя будет связано не с именем какого-нибудь ересиарха, а с именем Христа, благословенным по всей земле. Я хочу в делах и мыслях быть и называться христианином и как в Ветхом, так и в Новом Завете ищу разумности. 7 . Бог говорит: «Я умерщвляю»; и я охотно признаю, что Бог умерщвляет. Ибо когда я живу, как человек, а во мне живет ветхий человек, я хочу, чтобы Бог умертвил во мне ветхого человека и воскресил меня из мертвых. Ибо сказано: «Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба… И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» ( 1Кор.15:47, 49 ). Стих «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» ( Ин.9:39 ) толкуется следующим образом. Все мы, люди, обладаем как зрением, так и слепотой. Адам и видел, и не видел. И о Еве сказано, что до того, как открылись ее глаза, она видела: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз…; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» ( Быт.3:6 ). Таким образом, они не были слепы, они видели. 8 . Далее сказано: «И открылись глаза у них обоих» ( Быт.3:7 ). Следовательно, они были слепы и не видели, и потом их глаза открылись. Однако до этого они хорошо видели, но после того, как они нарушили Божье повеление, их зрение ухудшилось, а когда грех проник в них, они утратили зрение, то есть послушание. Таким же образом я понимаю то место, где Бог говорит: «Кто делает [человека] немым, или глухим, или зрячим, или слепым? Не Я ли Господь Бог?» ( Исх.4:11 ). У человека есть очи телесные, которыми он воспринимает вещи земные, в соответствии со своим плотским разумением, о котором в Писании сказано: «Никто да не обольщает вас, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом» ( Кол.2:18 ). Есть у нас и другое око, противоположное плотскому, которое лучше и воспринимает Божественную премудрость. Но это око было слепо. Иисус пришел, чтобы оно стало зрячим, чтобы те, кто были слепы, прозрели, а те, кто видели, ослепли. Так должно понимать тот стих, который мы разбираем сегодня, а именно «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

XXII, 32), что слова: «Аз есмь Бог Авраамов, Бог Исааков и Бог Иаковлев», – которые сподобился слышать Моисей из горящей купины, – были откровением вечной жизни души и воскресения, «ибо Бог не есть Бог мертвых, но живых» ( Mapka XII, 26–27 ), «ибо у Него все живы» ( Луки ХХ, 38 ). И слова Господа нашего были откровением для слушающих, доселе не ясно разумевших великую тайну бессмертия в словах, сказанных Моисею. И мы видим из многих мест новозаветных книг 396 , как мало был понят догмат бессмертия среди Иудеев того времени. Но с другой стороны начертатель послания к Евреям, великий изучатель книг ветхого завета и несомненно знающий все предание и верования Иудеев, указывает, Ebp. XI, 13, 16 – что Патриархи «только издали видели обетования, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле... и стремились к лучшему, к небесному». Но так и Давид в псалме 38, ст. 13 говорит о себе: «странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои». И в книге Иова 397 подымаются вопросы о существовании человека и о продолжении его жизни за гробом. В одном месте (Иова XXXVIII, 16, 17) затрагивается вопрос о воскресении из мертвых. Разница между книгой Иова и Псалтирем заключается главнейшее в том, что в первой все говорящие мудрецы стараются установить возможность полной праведности человека, между тем, как в Псалтире устанавливается прежде всего сознание греховности человека и полное убеждение, что только милость Божия может спасти его. Мы указываем на это именно потому, что книга Иова представляет в устах мудрецов ее, древнейшее направление того учения, которое позже мешало Иудеям сердцем отдаться Спасителю; а Псалтирь был приуготовлением к Евангелию. Но и в той и в другой книгах мы видим, что душа человеческая не могла жить без веры в будущее свое существование. Несомненно то, что от Авраама до Моисея, от Иова к Давиду, от Давида к пророкам душа человеческая жаждет бессмертия и мыслит о будущей жизни, все яснее и яснее выступающей в сознании человеческого разумного Я, если только предвзятая мысли и привитые извне чувствования и рассуждения не заглушали этого требования души 398 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010