Игумения Серафима: Духовное падение – это еще не «Титаник» Даже иеромонахи впадали в блуд, проходили уныние, но возвращались помудревшими 6 июля, 2017 Даже иеромонахи впадали в блуд, проходили уныние, но возвращались помудревшими «Духовное падение — это еще не “Титаник”…» — настоятельница Одесского Архангело-Михайловского монастыря игумения Серафима вспоминает примеры из жизни, когда люди теряли веру и шли ко дну, но Господь всё исправлял и приводил к победе. — Матушка, в одной из бесед вы как-то сказали , что пришли в монастырь еще в юности, за послушание старцу, который вас на это благословил. Но разве может судьбу человека определять другой человек? Ведь отвечать перед Богом за свою жизнь мы должны сами, почему же важные решения за нас в таком случае принимает кто-то иной? — Заповедь о послушании человеку была дана еще в раю. Да, вот так высоко я поставила бы планку. Послушание — это и есть рай, а непослушание — ад. Захотелось скушать яблочко, «тормоз не сработал» — отвечаешь потом всю жизнь… У Святейшего Патриарха Кирилла есть труд «Свобода и ответственность». Нам дана Богом свобода во всей ее полноте. И нам даны заповеди. Не ешь яблоко — значит, ограничивай свою свободу: не убивай, не лги, не зарься на чужое. Как соизмерить это все? Как из свобод и самоограничений построить собственную судьбу?   В монастырь — по любви Вспоминаю свое детство. Мы тогда воспитывались «в рамках»: нам постоянно говорили о чувстве долга. Долга перед Родиной, коллективом и т.д. Нынешнее поколение исповедует другие принципы. Безудержная свобода стала идолом современности. Послушание — нонсенс, атавизм. Но в Церкви послушание — один из очень важных принципов. Весь организм Церкви скреплен послушанием, основанным на любви к Богу и ближнему. Любовь — вот тот фермент, который «соединяет несоединяемое»: свободу и ответственность. Говоря о послушании старцу, которое «связало» меня узами монашества на всю жизнь, хочу сразу сказать: это было по любви. Приехав в Почаевскую Лавру, я была поражена необыкновенной красотой этой святыни и буквально влюбилась в монашество. Тут же побежала за благословением на иночество к одному из очень известных тогда духовников. Он скептически посмотрел на меня: наверное, одета была как-то не так, слишком по-светски, выглядела несерьезно. Да и совсем юная была на тот момент, еще несовершеннолетняя. Но, подумав, возможно, помолившись, благословение свое он дал. Приехав в Киево-Покровский монастырь, я все еще испытывала сомнения, которыми поделилась в разговоре с игуменией: «Может быть, сначала окончить институт?» Матушка настоятельница убежденно сказала: «Нет, оставайся в обители».

http://pravmir.ru/igumeniya-serafima-duh...

Православная гносеология В этой книге, и именно в ее последней главе, не случайно зашла речь о гносеологии. Дело в том, что данный предмет тесно связан с врачеванием человеческой души. Выше мы показали, что падение, болезнь и омертвение человека состоят главным образом в падении, болезни и омертвении души, ума, сердца и разума, подверженного воздействию помыслов. Падение – это прежде всего падение ума. Когда душа, ум и сердце исцеляются, человек обретает ведение Бога. Точнее, человек обретает это ведение не только когда исцелится окончательно, но и по мере своего исцеления. Когда же он достигнет, насколько это возможно, совершенного исцеления, то обретает не просто ведение словес о Боге, но ведение Самого Бога. Иными словами, Бог открывается исцеленному сердцу, сообщая ему знание о Себе. Отсюда хорошо видно, что православная гносеология теснейшим образом связана с лечением души. Богопознание возрастает по мере излечения, чистое же богопознание дается лишь тому, кто уже очистился и исцелился. Чтобы сказанное стало более понятным, сосредоточим внимание на учении двух отцов Церкви: преподобного Исаака Сирина и святителя Григория Паламы . Вначале мы рассмотрим три ведения по преподобному Исааку Сирину , а затем – познание Бога по учению святителя Григория Паламы . Три ведения по учению преподобного Исаака Сирина Рассматривая учение преподобного Исаака Сирина о трех ведениях, мы имеем в виду слова святого отца под номерами 62–66 (в русском издании сл. 25–29 – прим. пер.) по его книге «Слова подвижнические» 77 , где это учение в основном и содержится. Прежде всего преподобный отец проводит разграничение между человеческим знанием и верой. Особенность человеческого знания в том, что оно «не имеет власти что-либо делать без разыскивания и исследования, а, напротив того, разыскивает, возможно ли тому быть, о чем помышляет и чего хочет» (с.118) (цифрами в скобках указываются страницы русского издания. – прим. пер.). Таким образом, человеческое знание является в высшей степени рациональным, причем в нем преимущественно действует падший разум, нарушивший свои естественные пределы, то есть захвативший власть и над умом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

прот. Иоанн Недзельницкий Скачать epub pdf Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы Церкви на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство (Тропарь). Христиане всех времен всегда почитали Св. Крест Христов по следующим причинам: 1) Т ак как Христос есть жертва за грехи мира, а жертва не мыслима без жертвенника, то крест есть жертвенник . А все жертвенники во всем мире всегда считались святынею; поэтому и крест есть святыня . 2) К рест есть орудие божественного прославления Спасителя ( Лук. 24, 26 ; Филипп. 2, 5–11) и орудие победы Господа Иисуса Христа над диаволом ( Иоан. 12, 31–33 ; 1Кор. 15, 53 ; Колос. 2, 14–15 ). 3) К рест – орудие спасения нашего ( Галат. 3, 13 ; Кол. 1, 20 ) и слава наша. 4) К рест – видимое знамя христианина, поднятое ради истины. Разсмотрим, каким образом Христос является всемирною жертвою за грехи мира, а Крест Его – жертвенником. Бог создал людей по образу Своему, заключающемуся в душе человека. Душа человека обладает умом, сердцем и волею. Умом он стремится познавать Бога, сердцем – любить Творца и ближних, волею – исполнять заповеди Божии. Но люди согрешили. Грех извратил всю природу их: помрачил разум, испортил волю, в тело внес семена всяких болезней и смерть. Чрез свое падение люди лишились духовной радости, света и блаженства. Своим грехопадением человек оскорбил своего благого Создателя и подвергся проклятию; заразил грехом все свое существо: произвел гибельныя последствия в природе потомков и внешней природе. Избавиться от всех сих зол, возстать из такого глубокого падения человек своими силами не мог. Не мог избавить его и спасти никто из высших духов, потому, что они, будучи ограниченными существами, не могли удовлетворить правде Божией. Это мог сделать Сам Бог. Он мог изобрести и принести вполне удовлетворительную жертву правде Божией за грехи людей, потребить грех во всем существе человека и уничтожить все гибельныя последствия греха как в природе людей, так и в видимой природе. Дело нашего спасения было делом совета Божия от вечности, Бог предвидел падение человека и от вечности же Он избрал и средство для возстановления его.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-p...

прот. Николай Сахаров Учение о Боге, как спасителе падшего человека Падение в мире ангельском. Начало зла. Грехопадение прародителей, его тяжесть и следствия. Возникновение и преобладание в человеке эгоизма и чувственности с сопровождающими страстями духовными и плотскими. Греховное потемнение в сознании человека относительно смысла жизни и ее цели. Изменение в отношениях природы к человеку. Болезни. Телесная смерть. Научные данные о состоянии первобытного человека Все сотворенное Богом носило печать совершенства «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» ( Быт. 1:31 ). Зло явилось в мире тогда, когда свободно-разумные существа злоупотребили своей свободой, когда они, по гордости, стали забывать бесконечные милости Божии, перестали повиноваться всеблагой воле Божией и через то лишились близости к Богу и блаженства. Падение в мире ангельском. – Первыми нарушителями Божественной воли были некоторые ангелы, которые во главе с одним из высших духов ( Ис. 14:12 ), нарушили долг повиновения Богу, отпали от Него и впали в самолюбие, гордость и злобу. Все падшие духи объединяются лишь стремлением к одной цели – злу; во всех других отношениях они в постоянной вражде и между собою ( Сир. 10:15 ; 1Тим. 3:6 ; 2Сол. 2:4 ). Апостол Иуда говорит о них, что они «не сохранили своего достоинства, но оставили свое жилище» ( Иуд. 1:6 ). Причиной падения ангелов представляется гордость, желание приобрести независимость от Бога и основать особое царство ( 1Тим. 3:6 ). Они пали так глубоко, что уже не могут раскаяться и вновь обратиться на путь добра; все существо их так развращено грехом, «что ложь сделалась как бы существенною потребностью их злой природы. Спаситель говорит о злом ангеле, что «нет в нем истины; когда говорить он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» ( Ин. 8644 ). Вследствие такого глубокого нравственного падения злые ангелы осуждены на вечные мучения. Они, как говорит Ап. Иуда: «соблюдаются в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» ( Иуд. 1:6 ), и им уготован огонь вечный ( Мф. 25:41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей архимандрит Наум (Байбородин) Воля к святости " loading="" decoding="" title=""/> Воля к святости Проповедь записана в Свято-Троицком храме Лавры летом 1998 г. Три греха Великая тайна в том, что Бог явился нам во плоти и призвал всех людей к святой блаженной жизни. Именно призвал… Господь никого не заставляет, хотя достаточно одного слова Его, чтобы мы переродились. Вспомните, как Бог творил вселенную. “Да будет свет!” – сказал Он, и свет появился. И каждому из нас Он говорит: “Да будь свят!” Но сразу не делает нас святыми, а чего-то ждет от нас. Чего? Для чего Господь сотворил эту чудную, прекрасную вселенную? Чтобы ввести сюда человека, и чтобы человек, пребывая с Богом, созерцая Божие творение, БЛАЖЕНСТВОВАЛ, жил с Богом и познал вечную жизнь. Так и было – в Эдемском раю. И люди не знали никакого греха. Не надо было учить Адама: мол, не убей, не прелюбодействуй. Этим словам Адам бы удивился: “А что это такое?”. В уме даже не было понятия о каком-то зле. Но вот произошло великое грехопадение, которое продолжается поныне, и которому мы сами живые свидетели. Даже говорят некоторые, что первое грехопадение это – Адама в раю. Потом говорят – это падение великое у Иуды. И потом еще – падение у Папы, когда от нашей церкви отпали римо-католики, и мир поделился пополам. Итак, грех первый. Великое зло разлилось по вселенной после того страшного события в Эдеме. Представьте, раньше Адам как бы княжил в этом мире – все ему было покорно: животные, все творение Божие. А когда Адам передал свое первородство дьяволу – то князем мира сего стал дьявол. И он научил жить человека “по-новому”, научил убивать друг друга, прелюбодействовать, завидовать, пьянствовать, всякие беззакония совершать. Богу не стали молиться. Представьте, до седьмого поколения не молились Богу после грехопадения Адама. Вот как ЗЛО вошло в душу людей, и как люди изменились. Люди стали думать о земном, пошла какая-то особая цивилизация – стали строить планы большие, висячие мосты, каналы, всякие города. И люди забывали о вечном Боге. Более того, дьявол не только отвлек от Бога, но научил поклоняться ему, демону, и тогда придумали много богов… Строили капища. Храм блудницы Артемиды такой был огромный, что назывался одним из “чудес света”. Такая красота, такое богатство, такое изящество – и все совершалось там в служении дьяволу, собирались тысячи блудниц, совершались всякие “празднества”, разврат, по сути… Люди строили статуи, идолов, и в эти изображения часто вселялись бесы. Приходили люди, вопрошали их – и оттуда был голос, от деревянных идолов. И вера в дьявола была глубокая. И вот эта языческая религия была государственная религия. И людям нравилось все это.

http://azbyka.ru/propovedi/volya-k-svyat...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Страдание и смерть - это падение, и только вера истолковала их как падение в руки Бога Живого, имя которому - Отец. Оливье Клеман Страдание и смерть являются неотъемлемыми составляющими человеческого бытия. Но есть ли воля Божия на то, чтоб человек был несчастным? Конечно, нет. Но каждый из нас знает, сколь хрупким и недолговечным бывает человеческое счастье. Столько вещей у нас вызывают слезы: болезни близких, разлука и смерть, разного рода несправедливость. И вот Господь дает обетование:Он сумеет нас утешить. Красноречивым образом Господь восходит на гору, с вершины которой возвестит Евангелие Царства. Подобным же образом пророк Моисей некогда взошел на гору Синай, чтобы на ее вершине из рук Божиих принять скрижали Завета. Разве не удивительно, что каждая заповедь Нового Закона начинается словом «блаженны»? Легко ли представить себе земное царство, в котором бы статьи гражданского кодекса начинались с обетования счастья?.. «Блаженны плачущие, яко тии утешатся…» Это почти поэзия! Хочется читать и перечитывать эти слова, проговаривая их вслух, чтобы приобщиться их красоте и смыслу. В одном из современных переводов Евангелия эти слова переданы с предельной остротой: «Вперед, плачущие! Да вы будете утешены…». Благая весть о приближении Царства Божия указывает дорогу и зовет нас в путь. И поскольку в глубине сердца каждого человека живет неутолимая жажда счастья, евангельские обетования блаженства не могут остаться без отклика в сердцах тех, кто стремится к подлинному счастью. БЛАЖЕНСТВО ПЛАЧУЩИХ Все мы бываем удручены печалью, болезнью, физической усталостью, смертью близких, голодом, холодом, непониманием и всевозможными лишениями, когда наши человеческие силы оказываются совершенно бессильны. Нередко в подобной ситуации мы взываем к Богу: «Избави меня, утеши меня, помоги мне!». И нередко наша молитва в такие моменты отмечена печатью смятения.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/4/45...

Основа здоровой нравственной жизни общества и его живучести есть семья. «Если внутри этой общественной единицы искажены основные начала жизни, если испорчено это зерно общественного развития и порядка, то сколько бы ни творили мы искусственных форм, они не приведут с собой здоровой жизни для общества» 1 . «Неустройство семьи расстраивает, – по замечанию великого святителя Иоанна Златоуста , – всю вселенную» 2 . И, наоборот, «если супружеские отношения в порядке, то и дети воспитываются хорошо, и слуги благочинны, и соседи, и друзья, и родственники радуются, и всем приятно согласие супругов» 3 . Совершенно справедливо поэтому замечание Платона, что во всяком благоустроенном государстве первыми законами были законы о брачной жизни, вызванные стремлением внести порядок и устойчивость в столь важное установление, на котором покоится сама возможность государства 4 . Падение семьи неизбежно влекло и влечет падение государства. И Древний Рим одряхлел и пал, когда семейная жизнь нравственно пала, дети – бремя для матрон – были оставлены на руках рабынь, развились разврат и другие страсти, вылившиеся во всеобщую политическую борьбу. Не преувеличивают поэтому, когда говорят, что не существует общественных расстройств, а есть только расстройство семьи. Оздоровление семьи естественно должно вести к оздоровлению общества. Это убеждение в наше время проникло в общественное сознание и только ищет возможно лучшего практического осуществления. Для лучшего устройства семейной жизни указываются различные способы и пути 5 , с тою заметной общей особенностью, что все они сбивают человека с истинного пути, создают в его мыслях какой-то хаос и далеко уводят от христианского решения великого и важного вопроса о брачной жизни. Делаются и попытки оправдать эти отклонения то на основании туманно-отвлеченных рассуждений о свободе и достоинстве человеческой личности, причем христианский институт брака, как стесняющий и насилующий будто бы человеческую свободу и чувство, решительно отрицается 6 , то чрез самоизмышленное и извращенное толкование откровенного учения в угоду низшим влечениям и страстям человеческой природы 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство Андрей Сегеда 10 околоцерковных суеверий, которым не стоит верить " decoding="" title="" > ( 10  голосов:  4.8 из  5) Оглавление Если чёрная кошка перебегает вам дорогу — это к несчастью и нужно немедленно вернуться и пройти к пункту назначения другим путём или как-нибудь напугать бедное животное. Вот какую силу над многими из нас имеют суеверия… К несчастью, для некоторых приходящих в Церковь различного рода пустые предрассудки также имеют огромное значение. Всевозможные приметы и суеверия очень, нет, даже ОЧЕНЬ вредны… Зачастую они заслоняют от находящихся в Церкви самое главное — Господа нашего Иисуса Христа, а также пугают столкнувшихся с ними новоначальных христиан. Бояться этих народных мифов не стоит, как и поддерживать или распространять их. Помните, что если вас смутило какое-либо высказывание находящегося в храме человека, или даже церковнослужителя, вы всегда можете подойти к священнику и справиться у него, насколько это соответствует церковной практике. А чтобы вы, придя в храм Божий, не испугались и легче смогли отличить правильную церковную традицию от выдумок, мы подобрали для вас ряд примеров, с которыми довелось столкнуться нашим знакомым: Крещение даёт ребёнку «небесную защиту» и исцеляет от болезней Это не так. Особое здоровье или исцеление через Таинство Крещения дети получить могут — но только не от самих вод купели, а от Бога, через посредство благодати в виде милости и ответа на ваши молитвы. Крещение не даёт малышу какой-то особой духовной защиты, не гарантирует его от совершения грехов и ошибок. Оно лишь констатирует, что по вере родителей их чадо становится новым членом Церкви Христовой, призывает на ребёнка благословение Божие. А защиту и достойное воспитание должны давать малышу его родители. Падение иконы в доме — к смерти кого-то из близких На самом деле, падение иконы — к созданию более надёжного крепления. Если икона упала, значит вы плохо позаботились о том, чтобы надёжно установить или повесить её и следует не откладывая исправить ситуацию.

http://sueverie.net/10-okolocerkovnyx-su...

схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава девятая. «Дело Распутина» и его последствия для Архиепископа Феофана. Распутин и высшее общество Редко говорил Владыка Феофан о Распутине, а если иногда и говорил, то никогда не называл его этим именем. А лишь по имени отчеству или «старец Григорий». И это можно понять только при свете Евангельском, при свете аскетических наставлений Святых Отцев. Они строго воспрещают кого-либо осуждать, даже и самого отъявленного грешника. Право осуждения принадлежит только одному Господу Богу. И всякое осуждение человека человеком всегда обращается в падение самого осуждающего. Не напрасно же сказано Христом Спасителем: «Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» ( Мф. 7, 1–2 ). И можно догадаться, что Владыка Феофан, специально ездивший в Сибирь, на родину Григория Ефимовича для полного ознакомления с его прошлым, собрал там те сведения, которые и не позволяли Владыке в дальнейшем называть Распутина иначе как «старцем». Хотя петербургский период его жизни и был под знаком падения, но под знаком «падения старца». А такое падение, – как говорил Архиепископ, – могло иметь огромные последствия. И в печальной истории падения главную роль сыграло высшее петербургское общество. Оно окружило сибирского крестьянина всеми видами соблазнов. И старец не устоял. Высшее столичное общество, дабы взять в руки этого «фаворита» Царской Семьи, поступило с ним бездушно и духовно жестоко. Там не стеснялись в выборе средств. И эти средства стали для Григория Ефимовича страшным ядом. Под их воздействием он превратился в двуликого Януса. При дворе он был «старцем Григорием», целителем, подававшим надежду на жизнь Наследнику, а за порогом царского дворца, в палатах аристократов он слыл уже «Распутиным». О нем ходили непристойные анекдоты, весело-мрачные рассказы и толки. И об этой трагической двойственности «старца Григория», сокрытой от Царской Семьи, пришлось говорить Преосвященному Феофану Императрице Александре Федоровне. Владыка Феофан хотел, чтобы это представление имело характер мнения Епископата Церкви, и он предлагал членам Святейшего Синода и иным иерархам сделать это сообща, от лица многих. В частности, он предлагал это Архиепископу Сергию (Страгородскому) , в бытность его ректором С.-Петербургской Духовной Академии, с которым имел тесные служебные отношения. Но никто из иерархов Церкви не решился на этот ответственный шаг. Все епископы, с которыми пришлось говорить Владыке Феофану, высказывали одно и то же мнение: «Вы духовник Ее Величества. И это – ваш личный долг».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

  Слово в Неделю сыропустную Воспоминание Адамова изгнания Всенощное бдение 24 февраля 1996 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Накануне Великого Поста Церковь ставит нас там, где находится все человечество, и мы должны осмыслить то, что происходит с каждым человеком и со всем человеческим родом, чтобы нам стало понятно, что значит Пост, в который мы вступаем. Это воскресенье называется воспоминанием об изгнании из рая, и Святая Церковь открывает нам тайну творения первого человека, его жизни в раю. Человек был создан по образу и подобию Божию для того, чтобы восходить в истинном познании Самого Бога и приводить к совершенной жизни все творение, потому что оно было подвластно ему, и он имел возможность достигать этого совершенства. Одна единственная запретительная заповедь была у человека: чтобы он не вкушал от древа познания добра и зла. " Ибо в день, в который ты вкусишь от него, - сказал Господь, - смертью умрешь " (Быт. 2, 17). Человеку открывалась возможность познания Бога, и он знал об этом и должен был возрастать в этом знании. Но одновременно существовала возможность и другого знания: губительная, страшная возможность познания зла, и человек знал, что зло существует извне, и оно смертельно опасно. Как произошло падение человека? Почему человек не поколебался даже мыслью и без всякого сопротивления бесстрашно прикоснулся ко злу, зная о нем заранее, зная о заповеди Божией и о предупреждении Божием (как это случилось с Евой, которая отдалась диаволу и без всякого труда вовлекла в этот же грех своего мужа)? Мы видим только, что в этот таинственный момент, когда воля человека перестает быть устремленной к Богу, совершается мгновенное изменение внутреннего человека. Человек, который познал зло, человек, который согрешил, это совершенно другой человек, с другим восприятием всего. Он утверждается в новом, как бы неестественном состоянии, и, наоборот, ему кажется неестественным то, что было ранее. То, что было раньше, кажется ему внешне навязанным, и он стремится от этого освободиться. Святой апостол Иоанн Богослов говорит: " Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего " (1 Ин. 2, 1516). И когда мы внимательно вслушиваемся в эти слова и всматриваемся в то, что произошло с первым человеком, мы с удивлением узнаем, что это как раз то самое, что с ним произошло, когда Ева увидела, что плод, запрещенный Богом, хорош для пищи, что он приятен для глаз и вожделенен, потому что дает знание. " Он хорош для пищи " - и это есть похоть плоти. " Он приятен для глаз " - это есть похоть очес. " Он вожделенен, потому что дает знание " - и здесь раскрывается гордость житейская. И в каждом грехе, который будет совершать потом человек, это всегда будет присутствовать.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_18...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010