6. АГАРЬ И ИЗМАИЛ Бытие 20–21 Авраам странствовал в Гераре, в Западном Негеве. Возможно, там родился Исаак. Оранжевая стрелка от Герара к Египту показывает изгнание Агари и Измаила в пустыню Вирсавию. Впоследствии Авраам и царь Герара заключили союз в Вирсавии («колодец семи/клятвы»). 7. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ИСААКА Бытие 22 Бог велел Аврааму пойти в землю Мориа и там принести своего сына Исаака во всесожжение. Авраам вышел из Вирсавии и через три дня пришёл к горе Мориа (красная стрелка от Вирсавии к Иерусалиму). Впоследствии на этой горе в Иерусалиме Соломон построил храм ( 2Пар. 3:1 ). Когда Авраам умер, его похоронили в гробнице, в пещере Махпеле, в Мамре-Хевроне, которую он приобрёл для захоронения своей жены Сарры ( Быт. 25:9–10 ). По причине голода в земле Исаак хотел идти в Египет, но потом отправился в Герар, где на следующий год собрал урожай во сто крат. Свои права на владение территорией и колодцами Исаак подтвердил союзом с филистимлянами в Вирсавии. Иаков и Иосиф 1930–1876 до Рождества Христова 1. ИАКОВ В АРАМ, Бытие 27–28 Хитрость Иакова и его матери Ревекки, как и последующее благословение Иакова Исааком, произошли в районе Вирсавии ( Быт. 28:10 ). В страхе за свою жизнь и в поисках жены для себя Иаков вышел по Дороге Патриархов в Месопотамию (или Паддан-Арам, см. оранжевые стрелки). Путешествуя по главной дороге горного водораздела, он остановился на ночлег и во сне увидел ангелов, восходящих и нисходящих по лестнице, соединяющей небо и землю. Как и в случае с Авраамом и Исааком, Господь пообещал Иакову потомков, земли и благословения, которые получат народы, благословляющие его ( Быт. 28:13–14; 22:17–18; 26:3– 4 ). Иаков назвал это место Вефиль, «дом Божий». Здесь призывал Господа и дедушка Иакова, Аврам ( Быт. 12:8 ). В Паддан-Араме (на границе современных Сирии и Турции) Иаков на протяжении 20 лет служил у своего дяди Лавана ( Быт. 29–30 ). Его семья и скот умножались. В Обетованную Землю он вернулся с двумя жёнами, двумя наложницами, 12 детьми и множеством скота.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

478. Эта песнь входила в древнееврейский сборник былин «Книга Доблестного» (Яшар), и ее цитирует автор Св. Истории (Ис Нав 10, 8 сл.). Перед нами несомненная поэтическая гипербола, свойственная эпосу всех народов (см.: Р. Ellis. Op. cit., p. 171). 479. См. приложение 4. 480. См., напр.: Суд 1, 21; 27, 29-30, где говорится о том, что хананеи в течение многих поколений жили рядом с израильтянами. 481. Книга Ис Нав, несомненно, преувеличивает враждебные отношения между израильтянами и туземцами. Это была проекция в прошлое исключительности и нетерпимости, возникшей много позднее. 482. См.: J. Bright. A History of Israel, p. 125; Н. Ringgren. Israelite Religion, 1966, p. 30. 483. Именно на юге хананеи были полностью вытеснены из крупнейших центров, таких, как Хеврон и Лахиш, а Иерусалим был захвачен наполовину. 484. Суд 4, 5. Глава двадцать первая БОГ ИЗРАИЛЕВ И ВААЛЫ Палестина, 1125—1025 гг. Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта воззвал сына Моего. Звали их, а они уходили прочь, приносили жертвы Ваалам, кадили истуканам. Пророк Осия 11, 1-2 [См. церковнослав. текст.]   Израильтяне довольно легко освоили земледелие. Им не был свойствен упорный кочевой инстинкт, отличавший некоторые народы. И в Паддан-Араме, и в Египте, и в Кадеше они вели полуоседлый образ жизни, время от времени обрабатывая и засевая небольшие участки земли. Поэтому укрепление их на Земле Обетованной совершалось сравнительно быстро и безболезненно. Однако эта перемена образа жизни не могла не сопровождаться резкой духовной ломкой. Облик Израиля стал постепенно меняться. Во-первых, от воинственности пришельцев не осталось и следа. Для кочевника война — это родная стихия. Он жаждет добычи и грабежа, ему почти нечего терять, он бездомен и подвижен, и все его имущество с ним. Иное дело — земледелец, который знает, что война означает для него разорение и голод. Переход к оседлости принес большие религиозные испытания израильтянину. Если прежде он был свободным сыном пустыни, воинственным поклонником сурового Синайского Бога, требующего верности и правды, то теперь его благополучие и сама жизнь оказались в зависимости от капризов климата, от засух и дождей, от урожайности нив и виноградников и, следовательно, от богов, которые являлись хозяевами земли.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Вторая тема связана с избранничеством. Из всех еврейских племен, которые происходят от Авраама (моавитян, аммонитян, измаильтян, мадианитян, идумеев), только «Сыны Израилевы» станут «благословением народов». Это предназначение не обусловлено ничем, кроме воли Божий. С самого рождения Иаков отмечен особой печатью (25,23). Пусть Исав старше его, пусть его потомки, идумеи, раньше израильтян создадут свое царство (гл. 36, основание этого царства относится к 1400 г.), преимущество Бог оставляет за Иаковом. На него и на его сынов ложится великая ответственность содействовать делу Божию на земле. Впоследствии ап. Павел назовет избранных, то есть членов Церкви, «соработниками» Божиими. 4. Сказание о юности Иакова (Быт 25,19–34; 27–28). Два рассказа о юности Иакова, соединенные в Бытии (Я + С), единодушно свидетельствуют, что он много лет жил на родине предков, в северной Месопотамии (Паддан-Араме), и лишь потом, уже во главе целого клана, вернулся в Ханаан. Однако мотивы переселения в преданиях разные. Согласно священнической традиции (26,34; 28,1–5), Исаак был недоволен тем, что его старший сын Исав взял в жены хеттских женщин, и заповедал младшему — Иакову — идти в Месопотамию, чтобы жениться на арамеянке (о причине такого желания см. §21,5, примечание). Более ранний рассказ называет иную причину: Иаков бежал от гнева своего брата Исава, который легкомысленно продал свое первородство Иакову за чечевичную похлебку (25,29–34; ср. Евр 12,16–17). Такие сделки нередко совершались в ту эпоху; например, из текстов Нузи (сев. Двуречье) мы узнаем, что некий человек купил право первородства за трех овец. Отказавшись от первородства, Исав как бы перестал быть наследником обетования. Иаков же верит в пророчество и хочет любой ценой стать преемником Авраама. Наивное представление о магической силе благословения толкает его мать на обман, и Иаков охотно участвует в обмане. Бытописатель явно сочувствует Исаву, которого обошли таким коварным образом. Но Божий план выше человеческих соображений. Судьба Иакова и его «семени» входит в особые предначертания Промысла.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

31 «Всё забрал Иаков у отца нашего, за его счет нажил себе всё это богатство», – так говорили о нем сыновья Лавана, и это стало известно Иакову. 2Да и по лицу Лавана он не мог не заметить, что тот уже не так относился к нему, как прежде. 3 Тогда Господь сказал Иакову: «Возвратись в землю отцов своих, к родственникам своим. Я буду с тобой!» 4 Иаков послал за Рахилью и Лией, чтобы они пришли в поле, где паслись его стада. 5Там он сказал им: «Я вижу, что отец ваш относится ко мне уже не так, как прежде, но Бог отцов моих со мною. 6Вы сами знаете, что я с большим усердием работал на отца вашего, 7а он нечестно поступил со мной, унизил меня, да и плату за труд мой менял десять раз. Только Бог не дал меня в обиду: 8если Лаван говорил: «Скот крапчатый будет твоей платой“, крапчатым весь скот и рождался. Когда же он говорил: «Пестрый скот будет твоей платой“, весь скот рождался таким. 9Так отнял Бог скот у отца вашего и передал его мне. 10Как–то в пору спаривания скота увидел я во сне, что все козлы и бараны, которые покрывали коз и овец, были пестрыми, крапчатыми или пятнистыми, хотя всех таких животных Лаван забрал из моих стад. 11Во сне ангел Божий позвал меня: «Иаков!“ «Да!“ – ответил я. 12 И он сказал: «Посмотри на баранов и козлов, что покрывают коз и овец. Заметь, все они пестрые, или крапчатые, или пятнистые. Всё это потому, что Я видел, как Лаван поступал с тобой. 13Я – Бог, открывшийся тебе в Бет–Эле, где ты дал Мне обет, возлив елей на камень . Поспеши уйти из этой страны и возвратись в родную землю“». 14В ответ Рахиль и Лия сказали ему: «Разве есть у нас еще какая–то доля наследства в родительском доме? 15Не обошелся ли он с нами, как с чужими? Ведь он не только продал нас, но и давно уже прожил то, что получил в уплату за нас. 16Всё богатство, которое отнял Бог у отца нашего, по праву принадлежит нам и детям нашим. Как велит тебе Бог, так и поступай». 17Спешно собрался Иаков, посадил своих детей и жен на верблюдов, 18вывел весь свой скот, взял всё свое имущество, которое он приобрел в Паддан–Араме, и отправился в землю ханаанскую, к отцу своему Исааку.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

2. Призвание Авраама (Быт 12,1–9; 15,1–6). Это произошло в XIX веке до Р.Х., задолго до Троянской войны и основания Рима. Маленький полукочевой клан (всего ок. 300 человек, не считая женщин и детей, — 14,14) покинул равнину Паддан-Арама и направился на запад в землю Ханаанскую. Вел его вождь, или шейх (арабск. старейшина), Авраам. Многие племена переходили тогда из страны в страну. Но переселение Авраама не было обычной сменой места. Он покинул своих родных и свой народ не ради лучших пастбищ, а повинуясь призыву Божию. Как совершился религиозный переворот в душе патриарха, остается для нас тайной. Рационалисты пытались объяснить веру Авраама в единого Бога природной склонностью семитов к монотеизму. Но факты истории опровергают эту гипотезу. У всех семитических народов: вавилонян, финикийцев, хананеев, ассирийцев: доисламских арабов, — мы находим ярко выраженное многобожие. Библия говорит о призвании Авраама как об особом действии Божественного Промысла. Истоки библейской веры не в человеке, а в воле Божией. «И сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, (и иди) в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословении. Я благословлю благословляющих тебя и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (12,1–3). Иными словами, история ветхозаветной Церкви начинается с призыва к исходу , призыва, который повторится во дни Моисея и в конце вавилонского плена. Авраам внемлет небесному голосу и смело отправляется в путь, в чужую ему страну, не колеблясь и ни о чем не спрашивая. Лишь в Ханаане, где Бог уже не только «говорит», а является Аврааму в видении, патриарх спрашивает: как может совершиться обещанное, раз он бездетен. Но Бог еще раз подтверждает обетование. «Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт 15,6). 3. Личность Авраама. Народных героев в легендах обычно изображают в идеализированном виде. Библия, напротив, рисует Авраама реалистично, со всеми его слабостями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

38 кесине: – Аа! Сенде птия тек ме? Маан да птияды бер, аа! – деп дад салып жылай баслады. 39 Сонда Ыса улына былай деп берди:     «Сени мканы нимдар топыратан, Аспан шыынан жыра болады. 40 ылышыны кши менен жасап, Иние хызмет етесе. Бира оан арсы бас ктергениде, Ол салан мойынтырыты ылатырып таслайса».   Яыпты дайысы Лабана   41 кеси птиясын Яыпа бергени ушын, иниси Яыпты жек крип алды. «кемни лими шамаласты. Оны кнлери ткеннен кейин, иним Яыпты лтиремен», – деп ойлап жрди. 42 Бира Ребекка лкен улы ойынан хабардар боланда, киши улы Яыпты шаыртып алып, оан былай деди: «Мине, жаа сени ойлап, зин жубатып жрипти. 43 Енди улым, мени сзиме ула сал: зир-а Харана, жаам Лабанны жанына ашып кет. 44 жааны басыламан дегенше, бир анша Лабанны жанында ал. 45 жааны басылып, оан ислеген иси есинен шыаннан со, мен жиберип, ол жерден сени алдыраман. Болмаса, мен бир кнде де айырылып аламан-о». 46 Кейин Ребекка Ысаа: «Мына хетт келинлеримиз мени жанымнан тойдырды. Егер Яып та бул жерди ызларына, хетт ызлара йленсе, онда маан неге кереги бар?» – деди.   28   1 Ыса Яыпты шаырып алып, оан птиясын берди м былай деп буйырды: «Кенаанлы ызлара йленбе. 2 Драл бул жерден кетип, Паддан-Арама , ананы кеси Бетуелди йине бар. Ол жерде дайы Лабанны ызларыны йлен. 3 дирети кшли удай сени жарыласын, сип-ндирип, кбейтсин м урпаынан кплеген халылар таратсын. 4 Ол Ибрайыма берген саан м сени урпаларыа да берсин. Солай етип, сен зир келгинди болып жрген жерди, удайды Ибрайыма берген жерин меншик етип ийелегейсе». 5 Соынан Ыса Яыпты жола атландырды. Яып Паддан-Арама, зини м анасы Ребекканы жаасы, арамлы Бетуелди улы Лабанны йине кетти.   шинши рет   6 Ыса Яыпа птия берип, ушын оны Паддан-Арама жибергенин, оан птия берип атырып: «Кенаанлы ызлара йленбе», – деп буйыранын м 7 Яып ата-анасыны сзине ула салып, Паддан-Арама кеткенин билди. 8 Солай етип, кенаанлы ызларды кесине унамайтуынын тсинди. 9 Сонлытан ол Ибрайымны улы Исмайылды алдына барды м аялларыны стине Исмайылды ызы, Небайотты арындасы Махалатты аяллыа алды.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Что касается основываемого на различии в употреблении имен Божьих (в частности, в 1 и 2 глл. кн. Бытия) отрицания единства Пятикнижия, то необходимо заметить, что это основание довольно шаткое, и критикам-отрицателям нередко приходится прибегать ко всевозможным натяжкам для того, чтобы провести эту теорию последовательно и ей оправдать свои отрицательные положения. Чтобы увеличить число чисто елогистических отрывков для составления из них целого, критика пользуется, напр., следующими приемами: в Быт.17:1 сказано: Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий (Ел-Шаддай). Слову Господь в подлиннике соответствует имя Иегова. В дальнейших стихах этой главы появляется имя Елогим (3, 9, 15 и др.). Но отделить 1-й стих от последующих не представляется возможности, потому что, в таком случае, рассказ оказался бы лишенным необходимого начала. В объяснения такого неудобного для критической теории обстоятельства замечают, что здесь (в ст. 1), вероятно, собиратель, по ошибке, вместо имени Елогим поставил привычное для него имя Иегова. К предположению ошибок, вставок, перестановок критикам приходится прибегать довольно часто, и этим они открывают свою слабую сторону, а в некоторых местах сами прямо сознаются в своем бессилии. Так в 28, 30, 31-й главах Бытия перекрещиваются филологические особенности, свойственные ие- —112— говисту и елогисту. В этом, говорят, видны следы пользования Иеговиста елогистом, но отделить элементы, принадлежащие тому и другому, не представляется возможности. В Быт.33:18 Иеговист дает Месопотамии название Паддан-Арам, но оказывается, что раньше оно употреблялось было елогистом; следует прямой вывод, что Паддан-Арам вставлено позднейшими собирателями. В главе 5-ой Бытия употребляется наименование Елогим, но филологические признаки совпадают в ней с признаками иеговистических отделов, поэтому, не взирая на имя Елогим, эту главу приписывают иеговисту, выключая стихи 12–13 (Kayser) 326 , которые стоят в связи с раннейшим рассказом елогиста.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вероятно, мы никогда не сможем привести убедительных доказательств того, что Авраам действительно существовал, что он говорил или делал то-то или то-то, однако мы можем показать, что его жизнь и его время, о которых нам рассказывает Писание, прекрасно соответствуют началу второго тысячелетия до н.э., но никак не более поздней эпохе. Возможно, наиболее значительный вклад археологии в изучение Ветхого Завета за последние четыре десятилетия состоит именно в этом 6 . Прародина патриархов Согласно библейской традиции, патриархи были арамеями ( Втор. 26:5 ; Быт. 25:20; 28:5; 31:20–24 ). Их родиной, с которой они поддерживали тесные связи, была земля Арам-Нагараим («Арам Двух Рек», Быт. 24:10 ) или Паддан-Арам («Поле Арама», Быт. 25:20 ). Так назывались земли меж Тигром и Евфратом в их верховьях, меж Кархемишем на западе и Ниневией на востоке. Главным городом этих земель был Харран ( Быт. 11:31; 28:10 ). Хотя в Ветхом Завете говорится о том, что отец Авраама Фарра пришел в Харран из Ура 7 , большого шумерского города, находившегося неподалеку от Персидского залива, традиции патриархов не несут следов южных влияний. Патриархи связаны, прежде всего, с Харраном 8 . Лишним свидетельством этого стало открытие того, что имена некоторых предков Авраама (Быт. 11и далее) совпадают с названиями окрестных городов. Так, один из братьев Авраама так же как и сам этот город зовется Араном (Харраном) (определенная разница, все-таки, существует – если имя Арана начинается с «хе», то название города с «хет»). Другой его брат носит имя Нахор ( Быт. 24:10 ), также называется и город, хорошо известный из текстов восемнадцатого столетия до Р.Х., найденных в Мари (Верхний Евфрат), и из ассирийских документов. Имя их отца Фарры запечатлелось в названии города Тель-Тураки, их прадеда Серуха – в названии города Саруги, а еще более далекого предка Фалека – в названии Фалига. Создается впечатление, что братья и предки Авраама носили патриархальные клановые имена, которые либо давались основанным ими городам, или же присваивались им при завоевании городов, носивших эти имена.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

26:1–15. Приношение первых плодов на древнем Ближнем Востоке. Религиозный смысл приношения богам «первых плодов» (животных, растений или людей) заключается в обеспечении плодородия. С древнейших времен существовало убеждение, что боги, создавшие жизнь во всем ее многообразии, считают, что начатки урожая и первые плоды всякого чрева принадлежат им по праву. В еврейской религии этот принцип смягчен возможностью выкупа некоторых животных и всех человеческих первенцев мужского пола ( Исх. 13:11–13 ; Чис. 18:14,15 ). Иногда приношение первых плодов принимало политический характер. Анналы ассирийского царя Сеннахирима (705–681 гг. до н. э.) содержат повеление о том, чтобы покоренные народы приносили богам Ассирии первенцев овец, молодое вино и начатки урожая фиников. 26:5. Странствующий арамеянин. В изложенном здесь кредо подчеркнута кочевая природа праотцов Израиля. Родиной Авраама принято считать Паддан-Арам ( в русском переводе – «Месопотамия»; см. коммент. к Быт. 11:28 ). Вероятно, упоминание арамеев в связи с Авраамом и Иаковом указывает на разбросанные по Верхней Месопотамии племена, не присоединившиеся к государству Арам, сведения о котором встречаются в более поздних текстах. Судя по упоминаниям Арама в клинописной литературе, первоначально так мог называться весь регион, а впоследствии это название стали применять по отношению к жившим там людям. См. коммент. к Быт. 28:5 . 26:8. «Рукою сильною и мышцею простертою» как египетские метафоры. Это устойчивое сочетание встречается также в 4:34, 5:15; 7:19; 11и в пророческих писаниях ( Иер. 32:21 ; Иез. 20:33 ). Оно ведет происхождение из египетских царских гимнов и официальной корреспонденции. Например, в одном из амарнских писем XIV в. до н. э. Авдихева, правитель Иерусалима, упоминает «сильную руку царя» как причину его назначения на этот пост. В «Гимне Осирису» (18-я династия) возмужание бога описывается выражением «когда его рука стала сильной», а в «Гимне Тоту» Хоремхеба изображен лунный бог, ведущий свою ладью по небу «мышцею простертою».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

5. Иаков в Месопотамии (29–31). На пути в Паддан-Арам Иаков видит во сне небесные ступени и слышит весть об обетовании. Казалось бы, это должно укрепить в нем абсолютную веру. Но Иаков продолжает постоянно перестраховывать себя, словно еще не имеет полного доверия к Богу. Повествование о жизни Иакова у Лавана в Месопотамии отличается драматизмом и ярким бытовым колоритом. Его характер освещается с разных сторон. Он способен к глубокой любви и готов долгие годы служить батраком за невесту. Ради нее он терпит несправедливости от Лавана. Экзегеты отмечают, что в отношениях между Иаковом и его родственником есть нечто недосказанное. Лаван утверждает, что у него есть некие права на племянника. Быть может, он усыновил его и тем самым получил власть над ним и его имуществом. В конце концов споры между родственниками кончаются тем, что Иаков со своими женами, детьми и стадами тайно покидает Лавана. Примечания: 1) У израильтян господствовала моногамия, хотя в эпоху патриархов еще допускалось многоженство . Поэтому Писание не осуждает Иакова, взявшего двух жен. «Сам Иаков, — говорит бл. Августин, — как видно из Писания, не желает более одной жены… Приходил он взять одну; но когда ему подставлена была вместо одной другая, — он не бросил и эту» (О Граде Божием, XVI,38). Благословение, почившее на нелюбимой Лие, показывает, что Бог — защитник обиженных. Причина ошибки Иакова (29,25) кроется в том, что невесту во время свадьбы выводили к жениху с покрывалом на лице. 2) Рождение четырех детей от служанок (30) соответствовало, как мы знаем, законам того времени (§21). Некоторые толкователи отмечают, что эти дети наложниц (Гад, Ассир, Дан, Неффалим) были родоначальниками колен, наиболее тесно связанных с хананеями (они расселились на севере Палестины в соседстве с язычниками). По Священническому преданию (35,22–26), все дети Иакова родились в Месопотамии, а по Элогистическому, Вениамин появился на свет уже в Ханаане (35,16–18). 6. Иаков в Ханаане. Воля Божия заключалась в том, чтобы Иаков покинул Месопотамию. Как и Аврааму, ему было сказано: «Выйди из земли сей» (31,13). Но если «исход» Авраама был бескорыстным послушанием призыву Божию, то побуждения Иакова обрисованы в Бытии как двойственные: немалую роль в них играют и земные соображения (в частности, желание освободиться из-под власти Лавана). Этими же соображениями объясняется и поступок Рахили, похитившей «терафимов» (в синод. пер. «идолов») Лавана (31,19,34–35). Согласно Нузийским текстам, такие фигурки богов домашнего очага давали их владельцу право на наследство. Оттенок пренебрежения к ним, заметный в рассказе (Рахиль спрятала их под седло), отражает взгляд Бытописателя на идолов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

  001     002    003    004    005