Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Кузьмин А. В., Рыков Ю. Д. Новые источники по истории вологодских монастырей Рецензия на книгу: Переписные книги вологодских монастырей XVI–XVIII вв.: Исследование и тексты/Отв. ред. М. С. Черкасова. Вологда: Древности Севера, 2011. 496 с. Работа «Переписные книги вологодских монастырей XVI–XVIII вв.» представляет собой первое комплексное издание описей XVI–XVIII вв. 8 наиболее значимых вологодских обителей. Книга подготовлена коллективом авторов в составе кандидата исторических наук О. Н. Адаменко, кандидата исторических наук Н. В. Башнина и доктора исторических наук М. С. Черкасовой при участии А. П. Анишиной, Н. А. Бараевой, Е. А. Виноградовой, А. Н. Красикова, доктора филологических наук С. Н. Смольникова, кандидата исторических наук И. Н. Шаминой. Источники публикуются впервые; большинство из них издается по подлинникам. Имущество каждой из обителей представлено двумя описями: ранней и поздней. Этот принцип вызван стремлением публикаторов продемонстрировать имущественное и хозяйственное положение каждой духовной корпорации с целью их исторического сравнения. Публикации текстов переписных книг предшествует статья Н. В. Башнина и М. С. Черкасовой «Историко-археографическое введение. Вологодские монастыри и их переписные книги» (С. 11-25). Графическая карта-схема данных обителей в XVI–XVIII вв. составлена О. Н. Адаменко и Н. В. Башниным (С. 26). Издание переписных книг вологодских монастырей составляет основную часть книги (С. 27–343). Публикуются описи Спасо-Прилуцкого, Спасо-Каменного, Дионисиева Глушицкого, Лопотова Пельшемского, Сямжемского Спасо-Евфимиева, Спасо-Преображенского Нуромского, Троицкого Павлова Обнорского и Введенского Корнилиева Комельского монастырей. Издание источников сопровождает подробный научно-справочный аппарат. В его состав входят указатели: личных имен и фамилий (С. 346–375), названий географических объектов (С. 376–388), иконографии (С. 389–405), книг (С. 406–414), высших, центральных и местных государственных учреждений, органов местного самоуправления (С. 415). Им предшествует статья «Принципы составления указателей» (С. 344–345). Имеется и «Предметно-терминологический словарь» (С. 416–423).

http://sedmitza.ru/lib/text/4157217/

М.; Л., 1988; Опись книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1545 г.//Книжные центры Древней Руси. Л., 1991. С. 24–41; Опись книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1573 и 1591 гг.//Там же. С. 42–99; Опись Корнилиева-Комельского монастыря 1657 г./Публ. Ю. С. Васильева//Городок на Московской дороге: Историко-краеведческий сборник. Вологда, 1994. С. 130–169; Отписная книга Воскресенского Горицкого девичьего монастыря отписчиков Кириллова монастыря черного попа Матвея и старца Герасима Новгородца игуменье Марфе Товарищевых 1661 г.//Кириллов: Краеведческий альманах. Вып. 1. Вологда, 1994. С. 93–104; Отписная книга Троицкого Усть-Шехонского монастыря 1660 г.//Белозерье: Краеведческий альманах. Вып. 1. Вологда, 1994. С. 93–104; Описи Савино-Сторожевского монастыря. М., 1994; Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского монастыря 1601 г.: Коммент. издание. СПб., 1998; Опись строений и имущества Кирилло-Новоезерского монастыря 1657 г.//Белозерье: Краеведческий альманах. Вып. 2. Вологда, 1998. С. 130–165; Дмитриева З. В. Вытные и описные книги Кирилло-Белозерского монастыря XVI–XVIII вв. СПб., 2003. С. 55–83; Описи Соловецкого монастыря XVI в.: Коммент. издание. СПб., 2003; Шамина И. Н. Опись имущества вологодского Павлова Обнорского монастыря 1701–1702 годов//Вестник церковной истории. 2010. 1/2(17/18). С. 17–107; и др. Публикация осуществлена на основе «Правил издания исторических документов в СССР» (Правила издания исторических документов в СССР. М., 1990). Описи Соловецкого монастыря XVI в. Французов С. А., Турилов А. А. Григентий//Православная энциклопедия. Т. 12. М., 2006. С. 448. ОР РНБ, Солов. собр., 802/912. Подробнее об этом см.: Описи Соловецкого монастыря XVI в. Опись книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1545 г. С. 33; Опись книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1573 и 1591 гг. С. 76. Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского монастыря 1601 г. С. 132, 309–310. Описи Соловецкого монастыря XVI в. С. 159–160. Добрянский Ф. Н. Описание рукописей Виленской публичной библиотеки, церковно-славянских и русских. Вильна, 1882. С. XXIX. См., например: ОР РГБ, ф. 256 (собр. Румянцева), 000; ф. 37 (собр. Большакова), 61; ф. 228 (собр. Пискарёва), 106; ф. 178 (Муз. собр.), 4295; ф. 173.1 (собр. МДА), 159; ф. 247 (Рогож. собр.), 81 и 88; и др. Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/4157217/

Последующая история небольшой обители на Письме, затерянной в лесах костромского Заволжья, известна нам плохо. Скорее всего, уже в XV веке монастырь стали называть Макариево-Писемским или Макарьевой пустынью. Примерно в середине XVI века он утратил самостоятельность и был приписан к находящемуся поблизости Павлову Обнорскому монастырю (тем самым, спустя столько лет после кончины преподобных Макария и Павла, основанные ими обители объединились). Древнейшее описание монастыря сохранилось в писцовой книге 1629 года, где говорилось: «Павлова Вологодского монастыря вотчина монастырей Макарьева пустыня на реке Письме, а в нем церковь Преображения Христова, да другая церковь теплая Благовещения Пресвятой Богородицы древяны клецки...» Таким образом, в первой трети XVII века на высоком берегу над Письмой стояли два небольших, так называемых «клетских» храма, зимний и летний, вокруг которых находились кельи и другие строения, обнесенные деревянной оградой. Через какое-то время взамен клетских церквей был возведен шатровый храм. В описании Павлова Обнорского монастыря за 1683 год говорится: «Да Павлова ж монастыря пустыня Макарьева в Костромском уезде, в Шачебальском стану, на реке на Письме, а в пустыни церковь Преображения с приделом Павла Обнорского чудотворца, верхи шатровые... да в том же приделе гробница преподобного Макария, а на гробнице покров, сукно черное, в средине вышит крест... да у гробницы решетка железная». После 1721 года Макарьева пустынь была обращена в приход. На месте обители возник церковный погост, называвшийся «Макарий на Письме» (или «Макарьева пустынь»), на котором находились храмы, дома церковнослужителей и приходское кладбище. В конце второго десятилетия XIX века на погосте возвели каменный Спасо-Преображенский храм, один из приделов которого был посвящен преподобным Макарию Писемскому и Павлу Обнорскому. Выдержанный в стиле классицизма пятиглавый храм освятили в 1821 году. Неподалеку от него, в низине, стоял второй, деревянный храм, также посвященный Преображению Господню (скорее всего, он находился на месте первоначальной церкви, построенной преподобным Макарием), возведенный в 1786 году на месте более древнего, погибшего при пожаре. В подклете деревянного храма покоились под спудом мощи преподобного Макария, к раке которого непрерывно шли богомольны из Буйского и соседних уездов. При раке святого хранились принадлежавший ему деревянный посох и молитва преподобному, написанная на длинном свитке. Вблизи храма находился колодец, выкопанный основателем обители, и богомольцы после службы при раке обычно приходили к этому колодцу. В 1907 году деревянная церковь сгорела. Взамен ее над местом упокоения мощей преподобного Макария в 1909 году выстроили новый деревянный шатровый храм.

http://sobory.ru/article/?object=09442

До нашего времени сохранилось несколько исторических документов, в которых упоминается Макариева пустынь. В XVII веке она принадлежала Павло-Обнорскому Троицкому монастырю (на территории современного Грязовецкого района Вологодской области). В описи Павло-Обнорского монастыря 1683 года говорится: " До Павлова ж монастыря пустыня Макариева в Костромском уезде, в Шачебольском стану, на реке на Письме, а в Пустыне церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделом преподобного Павла Обнорского Чудотворца, верхи шатровые... Да в том же приделе гробница преподобного Макария, а на гробнице покров, сукно черное, в середине висит крест… Да у гробницы решетка железная " . История Макариевой пустыни связана с предками известного русского писателя А.Ф. Писемского. Хотя сам писатель и родился в селе Раменье Чухломского уезда, но его отец и дед являлись уроженцами бывшего Буйского уезда. В своей автобиографии А.Ф.Писемский ссылается на двух " знаменитых " предков. Один из них - думный дворянин, дипломат при дворе царя Ивана Грозного Федор Андреевич Писемский. Другой предок Писемского, о котором сообщает писатель в своей автобиографии, был монах, живший в XV веке, причисленный Церковью к лику святых под именем преподобного Макария Писемского. Он, как отмечал писатель, и основал Макариеву пустынь. Макариева пустынь была небогатым монастырем, не имела в своей собственности ни крестьян, ни земли. До каких пор пустынь оставалась монастырем - точных сведений не сохранилось. В документах в 1703 году упоминается игумен-строитель Макариевой пустыни Тимофей; очевидно, в то время пустынь считалась еще монастырем. В петровские времена малобратственные монастыри были упразднены, в том числе и Макариева обитель: в 1721 году пустынь упоминается уже как приходская церковь с одним монахом. В середине 80-х годов XVIII века деревянный Спасо-Преображенский храм, в подклете которого покоились под спудом святые мощи преподобного Макария, сгорел: при этом очевидцами на месте погребения святого наблюдалось чудо - над могилой старца " не только не заметили горящего дерева и углей, но даже и пепла. Напротив, все это место, как заметили многие, было покрыто необыкновенной росой " . В 1786 году над святыми мощами взамен сгоревшей церкви построили новый деревянный храм с престолами в честь Преображения Господня и во имя преподобного Павла Обнорского и святых Космы и Дамиана.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Тихон определён 15 авг. 1672–1676. Тимофей , с 1676, а 11 нояб. 1681 перев. в Белоезерский Кириллов. Иосиф , 1682–96. Авраамий , 1697–1701. Иосиф , 1703 и 4. Тимофей , 1706. Кирилл , 1709. Иона , 1720. Иессей , 1727–1732; † 1 апр. Гавриил Воронов , 1733, из Спасо-Прилуцкого, а 1737 – в Хутынь. Иерофей , 1738–40. Боголеп , 1745–54. Филарет , 1760–63. Иоаким , 1763–70. Иларион 20 авг. 1770 перев. из ректоров Троицкой семинарии; † в 1772. Мельхиседек , с 1772, а 1775 перев. с братией в Духов Вологодский. 4 Введенский, в городе Сольвычегодске, основан братьями Строгоновыми в 1563 г. Ныне третьеклассный. [VI, 180.] Архимандриты Давид , в янв., апр. 1605. Тихон , 1618–34. Авраамий , бывший, определён 20 авг. 1644 в Переяславский Залесский Феодоровский. Павел , 16 июля (sic) 1648. Питирим , 1650–54. Павел , 1656 и 57. Герасим , 1660–70. Иосиф , 1671–82. Дионисий , 1683–87. Варлаам , 1693. Иов , в янв. 1697–1704. Александр , 1720 и 21. Иоасаф , 1739. Александр , 1763–80. Гедеон Тихой 6 нояб. 1798 перев. из Корнилиева Комельского; † 13 мая 1811. Герман Троицкий 30 авг. 1811 перев. оттуда-же; до 1817. Дионисий , 1817–24. Августин Марсов перев. из Корнилиева Комельского, 1825–39, 31 дек. перев. в Устюжский Архангельский. Макарий Андронов перев. из Корнилиева Комельского, 1840–45. Иринарх Добротин в 1846 перев. из Павлова Обнорского; † 1860. Анатолий в 1861 перев. из Павлова Обнорского; до 1866. Павел Поповский , игум., из вдовых священников, произведён 17 нояб. 1866, а 19 авг. 1867 перев. в Глушицкий. Виссарион , игум., 1867. Вениамин , игум., 1869. 5 Гледенский Троицкий, под Устюгом, на устье Сухоны, когда основан, неизвестно. С 1764 г. третьеклассный. [III, 692.] Уничтожен в 1841 г. Игумены Мисаил , 1615–18. Иона , в янв. 1622–59. Афанасий , 1659–1674, мар. (sic). Иосиф , 1674, а 1683 перев. в Устюжский Архангельский. Андроник , 1683–92. Архимандриты Филарет поставлен 25 дек. 1692–1716. Иосиф , 1722–25. После уволен на покой, а с 1736 игум. Селижаровский. Сергий , 1738–57; в апр. 1755 перев. в Архангельский Устюжский, но оставлен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При Иннокентиевом монастыре проходили по меньшей мере 2 ярмарки, приуроченные к престольным праздникам - Преображения Господня и Третьего обретения главы Иоанна Предтечи. Об одной из них, Спасо-Преображенской, упоминается в приходо-расходной книге Павлова Обнорского монастыря 1694 г. (56) Какое-то время в монастыре изготовлялись сальные свечи. По крайней мере, в описи 1701 г. среди монастырской рухляди вместе со старинными книгами, сломанными пистолетами и «шляпой старческой» перечислены «пятнатцать фурм белово железа, что салные свечи льют». В 1680-1690-х гг. Иннокентиев Комельский монастырь владел соляной варницей. В 1693 г. старец Иосиф отчитывался, «сколько в котором году... соляного варенья недель было и что в приходе в котором году дров у него было». Из составленной Иосифом сметной выписи видно, что с марта 1690 по май 1693 г. варница работала лишь 17 недель. До этого времени работами на варнице руководил старец Макарий (57). В описи 1701 г. варница уже не упоминается. Потеря варницы была одним из следствий хозяйственного кризиса в Иннокентиевом мон-ре в конце 1680-1690-х гг. Основным его проявлением стало массовое бегство крестьян. К 1702 г. в монастырской вотчине стояли пустыми 62 двора. Всего за 20 лет - с 1682 по 1702 гг. вотчину Иннокентиева монастыря покинули 72 человека мужского пола. Из них 8 человек изъяло государство - 5 были взяты в солдаты, 1 человек в кирпичники, 2 в плотники. Трое бывших крестьян жили за счет общины - «кормились в мире». Наибольшее число монастырских крестьян покинуло свои деревни в 1686/87 и 1695/96 гг. - по 8 человек, в 1697/98 г. - 12 человек, в 1701 г. - 16 человек и в 1702 г.- 11 человек. Учитывая, что население вотчины в 1702 г. составляло 569 человек, потеря была огромной. Причиной того, что крестьяне массово уходили из своих деревень, являлось увеличение государственных налогов, связанное с военными кампаниями конца XVII - начала XVIII в. - крымскими походами В. В. Голицына, азовскими походами Петра I и Северной войной. В 1697 г. монастырь участвовал в «кумпанстве» по постройке баркарола для Азовской флотилии. На обитель прп. Иннокентия пришлось примерно 1,5% из суммы в 2128 рублей 24 алтына 5 денег, основная часть которой собиралась с вотчин Кириллова Белозерского монастыря, Вологодского архиерейского дома, Павлова Обнорского и Корнилиева Комельского монастырей (58).

http://sedmitza.ru/lib/text/578655/

Да на Москве, в Земляном городе, в Печатниках, за Белым городом у Сретенских ворот, двор монастырской, а на нем хором: горница новая на подклете, перед подклетом и перед горницею сени рубленыя, в сенях чулан рубленой, а на верху сеней вышка; да на двореж погреб копаной, а над погребом сушило, что запас держат, да конюшна». Вотчину Павлова монастыря в описываемое время составляли следующие восемь сёл с деревнями, ныне находящиеся, кроме одного, в разных уездах ярославской епархии: 1.Никольское на Пенье в Грязовецком уезде Вологодской епархии. 2.Покровское 36 , ныне в Пошехонском уезде Ярославской епархии. 3.Фроловское, ныне в Пошехонском уезде Ярославской епархии. 4.Инжевар на речке Ухтоме, ныне в Пошехонском уезде Ярославской епархии. 5.Зиновьево на речке Шильменге, ныне в Пошехонском уезде Ярославской епархии. 6.Каргач на речке Каргаче, ныне в Пошехонском уезде Ярославской епархии. 7.Скалино, ныне в Пошехонском уезде Ярославской епархии. 8.Богданово на речке Соже. В Любимском уезде 37 . Кроме села Скалина, прочие семь сёл были с церквами. К этим сёлам причислялось 122 деревни, в которых было крестьянских и бобыльских 710 дворов, а в них крестьян и бобылей 1798 душ. Кроме сёл, к монастырю приписана была в Костромском уезде, в Шачебольском стану, на реке Писме, Макариева пустыня, в которой была церковь Преображения Господня с приделом преподобного Павла Обнорского и две братских келлии с нужными для сельского хозяйства принадлежностями. Во всех означенных сёлах и приписной Макариевской пустыне ржи высеваемо было до 500 четвертей; на лицо ржаного и ярового хлеба в 1687 году было 4462 четверти; роздано было взаймы монастырским крестьянам 3504 четверти; а всего имелось в остатке 7966 четвертей. IX.Yчpeждehue архимандрии; состояние монастыря при составлении штатов Когда монастырь достиг столь цветущего и прочного благосостояния, тогда граждане вологодские, вкладчики всяких чинов, монашествующие, слуги и крестьяне монастырские просили Святейшего Патриарха Адриана, для славы монастыря, «благословити в настоятеля архимандрита с шапкою». Патриарх, снисходя их прошению, с соизволения Царей Иоанна и Петра, в 1694 году, благословил быть впредь и именоваться настоятелям Павлова монастыря архимандритами. Первый в сей сан возведён был Сергий, игумен Сямского Богородице-Рождественского монастыря 38 . Архимандричье настоятельство продолжалось в нём до составления штатов, то есть до 1764 года. По штатам поставлен он в третьем классе, с настоятельством игуменским 39 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Покровское на Письме, урочище. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь /// Епархия неизвестна Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Покровская пог. Покровский на Письме каменная, с такою же колокольнею и оградою. Построена в 1792 г. прихожанами. Кладбище в церк. ограде. Престолов 3: а) в ч. Покрова Божией Матери, б) святителей Александрийских Афанасия и Кирилла, в) св. царевича Димитрия, Московского чудотворца Расстояние от Костромы 75 в., от г. Буя 23 в., от с. Молвитина 20 в. Ближайшие церкви: Воскресенская села Лужки, Николаевская села Павловского и Преображенская пог. Макарьевой Пустыни в 5 верстах. В XVI в. г.] погост упоминается в жалованной грамоте царя Ивана IV Васильевича игумену Троицкого Павлова Обнорского монастыря: " Се аз, царь и великий князь Иван Васильевич всеа Росии, пожаловал есми живоначалные Троицы Павловы пустыни, что в Вологодцком уезде, игумена Макария з братьею, или кто по нем в том монастыре иныи игумен будет ... в Костромском уезде в вотчине Покров святеи Богородицы на Писме да деревня Морозова з деревнями, да к неи же отхожия наволоки на реке на Тебзе... " В XVII в. по административно-территориальному делению село входило в Костромской уезд. По церковно-административному делению приход относился к Плесской десятине. В 1620 г. упоминается церковь " Покров святой Богородицы на Письме " . В 1629 г. " Живоначальныя Троицы Павлова монастыря, что в Вологоцком уезде, вотчина село Покровское, на реке Письме, а в селе церковь Покров Пречистые Богородицы древяна клецки, а в церкви образы и свечи и книги и ризы и колокола и всякое церк. строение монастырское вотчинное, да в селе двор монастырской, а в нем живет старец да служебники, да в келье старица проскурница Федора. Деревня что было пустом Завражье, а Попова тож на реке Талице, а в нем живет того погосту поп Тимофей Иванов, да дьячек Ивашко Тимофеев " . В 1678 г. " в селе Покровском двор монастырской, да монастырь Макарьева пустыня, а у монастыря двор скотский, дер. Завражье, а Попово тож, а в нем живут того погоста поп Павел Тимофеев с сыном попом Аврамом да с сыном Левкою, во дворе поп Василий Никифоров с братом попом Пименом, во дворе дьячек Афонка Павлов, во дворе пономарь Васка Фомин " . В 1695 г. - церковь " Покрова Преч. Богородицы в Шачебольском стану на реке на Письме " в Судиславльской десятине. В декабре 1703 г. " выдан антиминс по благословенной грамоте в новопостроенную церковь во имя Покрова Пресв. Богородицы в вотчину Павлова монастыря в село Покровское, тоя ж церкви поп Иаков антиминс взял и росписался " . http://old-churches.ru/bu_042.htm Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=59309

26.Межевая Иова Григорьевича Володимирова промеж Павлова и Корнильева монастырей, починка Доровина, да починка Крохина. 27.Список с Государевы грамоты Великого Князя Василья Ивановича всея Русии, лета 7041 (1533), промеж Павлова и Корнильева монастырей, пашенному перемеру. 28.Межевая подьячего Филиппа от Обнорской слободы, около пашни, лета 7078 (1570). 29.Список с данной да с межевой князя Андрея Ивановича Дябринского, что указал межу по приказу матери своей. 30.Данная князь Андрея князь Иванова сына Дябринского, на вотчинную деревню, что ныне пустошь Лом-Савин; ветха. 31.Список с данной князь Стефана князь Димитриева сына Согорского, в Пошехонье на пустошь Гульнёво, да на починок Тюшков, лета 7086 (1578). 32.Данная Маркаша Пасемского, а имя его Марко Семёнов, на пустошь, что была деревня Кобылья-Голова. 33.Межевая старая межь Павлова и Иннокентиева монастыря, лета 7055 (1547). 34.Данная Стефана Александрова сына Рошкова на вотчинную деревню – Новое-Демятино, лета 7055 (1547). 35.Другая отводная на ту же Демятинскую землю с Бобровской землей. 36.Выпись межевая Мирона Хлопова, да подьячего Богдана Терюхова 7135, 7136 и 7137 (1627–1629) годов, на Ярославскую вотчину, на село Богданово. 37.Данная Вологодского воеводы князя Бориса Хилкова на Вологде на дворовое место. 38.Меновная Юрья Безстужева на дворовое же место. 39.Данная попа Саввы Дмитриевского на дворовое место на Вологде 7152 года (1644). 40.Данная Зиновья Флорова на Вологде на лавку. 41.Данная Григорья Евлампиева сына Шестова, на Вологде на лавку и под лавкой на землю. 42.Две купчие на двор в Даниловском Григорья Осьмого сына, да Харитона, Иванова сына, портного мастера. 43.Духовная в Даниловском на дворовоеж место. 44.Память отказная на Дябринские пустоши, что к селу Зиновьеву; велено князь Семёну Шелешпанскому отказать. 45.Грамота на те же пустоши послушная. 46.Грамота Государева в Пошехонье воеводе Михайлу Дурнову и по нём иным приказным людям: в монастырскую вотчину въезжать не велено ни почто, опричь разбоя и татьбы; с поличным судити, опричь большого Дворца, не велено, 7136 (1628) года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

47.Грамота Государева из Разгонного Приказа, за приписью дьяка Ивана Михайлова, в Пошехонье, разгонных дел сыщику Василью Теприскому, да подьячему Саве Федосееву: в монастырские вотчины без поличного не въезжати и сотских не выбирати, 7132 (1624) года, августа 3 дня. 48.Две Государевы грамоты на Пошехонскую вотчину: платить Государевы ямские и стрелецкие деньги по новым писцовым книгам, Юрья Ребрилова, да подьячего Петра Наумова, в Белое село избному старосте Кириллу Хвастову; одна 7148 (1640), другая 7149 года. 49.Память с Вологды в учётном хлебе по Государевой грамоте от воеводы князь Григорья Андреевича Хованского, да дьяка Трояна Никитича. 50.Запись мировая промежду Павлова и Корнильева монастырей в земляном деле, 7042 (1534) года. 51.Запись в пожне Рейловке с Лопотовскими. 52.Запись князь Ивана, да князь Фёдора, да князь Осипа Константиновых детей Угорского на спорную землю, 7049 (1541) года. 53.Запись на дьяка, Правоторхова сына, Ершовского, в мельнице, что в селе Богданове, мировая и зарядная. 54.Запись мировая с дьяком, Грязновым сыном, Ершовским. 55.Запись мировая с Иваном, Прохоровым сыном, Пасемским. 56.Запись на Фёдора Доводчикова, в Каргацких крестьянах. 57.Запись на Бориса, Александрова сына, Полозова, в крестьянине Гришке Неронове. 58.Дело с князь Яковом Корподиновым в крестьянах. ---------------- Кроме означенных грамот и документов, ещё найдены в архиве Духовной Консистории, по описи 1743 года, следующие грамоты: 59.Настольная грамота Патриарха Адриана первому архимандриту Павлова монастыря, Сергию, 1694 года, июля 8 дня. 60.Грамота Царя Алексия Михайловича на вотчину в Пошехонском уезде село Дябринское с деревнями и пустошами, лета 7155 (1647) года, сентября 30 дня. 61.Грамота Царя Феодора Алексиевича игумену Иосифу с братией на владение всеми вотчинами и угодьями, пожалованными от прежних Государей, с краткой выпиской из жалованных грамот, лета 7185 (1677) года. данная Павлову монастырю от Царя Михаила Феодоровича, 1621 года 52 Божиею милостью, Мы Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Феодорович всея Русии Самодержец, пожаловал есьми Вологоцкаго уезда Живоначальныя Троицы Павлова монастыря игумена Алимпея с братьею, или хто по нем в том монастыре иный игумен и братья будут, что они Нам били челом и положили Нашу жаловальную граммату 7125 (1617) года, за приписью дьяка нашего Ивана Болотникова с прежния жаловальныя грамматы блаженныя памяти Деда Нашего Государя Царя и Великаго Князя Ивана Васильевича всея Русии на их монастырскую вотчину и на всякия угодья, а владети им тою вотчиною и всякими угодьями по прежнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010