Юст — епископ г. Лугдуна (ум. 390 г.?), участвовал в Аквилейском соборе 381 г, — 1. Письма 54–77. Письма, не вошедшие в собрание 3036 Предисловие Во второй том писем свт. Амвросия Медиоланского вошли 8–10 книги его собрания писем, а также письма, не вошедшие в собрание (Epistulae extra collectionem), — возможно, они были собраны в отдельный сборник уже после смерти святителя его секретарем и биографом Павлином. В этих письмах, адресатами которых являются императоры, известные церковные и политические деятели, христианские общины, обсуждаются важные политические и церковные вопросы. Даже письма сестре святителя Марцеллине (epist. 76, 77; epist. ex. с. 1) посвящены изложению значительных общественных событий: волнениям в связи с попыткой изъятия базилики у православной общины Медиолана для передачи ее арианам; обретению мощей мучеников Протасия и Гервасия; противостояниям с императором Феодосием из–за сожженной синагоги в Каллинике и из–за резни в Фессалониках. Письма этого тома можно разбить на несколько блоков: – богословско–экзегетические (54–55, 62–69); – церковно–канонические или экклесиологическис (56–59, 70–71, ex. с. 5–9, ех. с. 13–15); отдельным блоком стоят письма, посвященные борьбе против ариан (75–77); – апологетические, посвященные попыткам вернуть алтарь Победы в римскую курию (72–73, ex. с. 10); – политические: о поджоге христианами капища и синагоги в Каллинике (74. ex. с. 1), о резне в Салониках (ех. с. 11); о войне против императора–узурпатора Евгения (ех. с. 2, ex. с. 3, ex. с. 10). Некоторые из публикуемых текстов не являются письмами и даже не принадлежат свт. Амвросию. В частности, «Реляция» префекта Рима Квинта Аврелия Симмаха (72а), послание римского епископа Сириция к различным епископам об осуждении Иовиниана и его последователей. Эти тексты традиционно публикуются вместе с письмами святителя, так как свт. Амвросий отвечал на них, а в случае с «Реляцией» Симмаха довольно часто цитировал. Особо стоит обращение Римского собора 378 г. к императорам Грациану и Валентиниану II. Авторство свт. Амвросия не установлено с достаточной убедительностью, но этот текст сохранился в рукописях с письмами святителя, являясь практически единственным свидетельством об этом соборе.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Этому же периоду принадлежит великий гимн «Тебе Бога хвалим» надписанный в Римских богослужебных книгах именем Амвросия и Августина. По одному преданию, он был написан св. Амвросием в благодарность за окончательную победу над арианством. По другому сказанию, он был воспет вдохновенно св. Амвросием и Августином, во время крещения последнего первым, когда они стояли в источнике.    Как на Востоке (чрез Иоанна Дамаскина), так и на Западе в период VI-VIII-ro в. был окончательно установлен круг богослужебных напевов. На Западе это дело приписывается папе Григорию I. По словам жизнеописателя его диакона Иоанна (IX b.), св. Григорий собрал напевы, возникшие веками в Церкви, и удалил менее ценное, а остальные исправил и восполнил недостающие; результатом его работы был новый Антифонарий. Он же основал в Риме школу певцов (Migne. Patr. latina. t. LXXV, с. 90). Из данного периода нужно вспомнить Бéду Venerabilis († 735 г.), хотя его книга «Liber hymnorum» утеряна, Павла Ворнефрида († 790 г.), Алкуина, аббата Туринского, придворного ученого при Карле Великом († 867 г.), Павлина Аквилейского († 802 г.), Рабана Мавра († 856 г.) и других. Церковные Таинства.    Как известно, о всех семи таинствах упоминается уже в первые три века, хотя они не исчислялись и не выделялись формально из ряда других священнодействий, но идея таинства везде достаточно была подчеркнута.    Теперь посмотрим, какие перемены произошли в каноническо-обрядовой стороне этих таинств, начиная с IV-ro века. 1. Таинство Крещения. Первоначально крещение совершалось естественно над взрослыми, после принятия ими христианской проповеди, покаяния и известного катехизического подготовления. Но с появлением христианских семейств начали крестить также и младенцев. Проследить историю, даже фиксировать появление этого обычая - нет возможности. Известен лишь тот факт, что на Карфагенских Соборах III-ro века шли споры о крещении младенцев.   Чрез указанный факт образовались два различных понимания таинства Крещения. Допускавшие возможность крещения младенцев держались в то время как бы магических представлений о сущности крещения и церковных действий вообще, а также разделяли взгляд о причастности детей, чрез наследственность, первородному греху, препятствующему на пути к совершенству (ср.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...

Самое сильное сопротивление П. встретил в Сев. Италии. Отчасти это можно объяснить наличием регионального самосознания и стремлением к церковной и политической автономии. Церковные иерархи во главе с епископами Медиолана и Аквилеи не подчинялись папе Римскому и самостоятельно решали важнейшие вопросы ( Sotinel. 2007. P. 85-87). Население региона единодушно поддерживало епископов, к-рые выступали в защиту «Трех Глав» и отказались признать П. (Ibid. P. 92-93, 101). После кончины св. Дация Медиоланского, одного из влиятельных противников религ. политики имп. Юстиниана, центром оппозиции стала Аквилея, где на епископскую кафедру был избран Павел (Павлин I) (557-569), принявший титул «патриарха». Избрание и рукоположение Павла стали началом аквилейской схизмы, объединившей епископов Сев.-Вост. Италии. Павел обвинил П. в отступничестве от правосл. веры; в ответ понтифик объявил его схизматиком, т. к. он не покорился «апостольским престолам» и нарушил единство Церкви ( Pelagius I, papa. Ep. 24). После этого П. стал проводить более жесткую политику по отношению к своим противникам, опираясь на поддержку визант. властей и покорившихся ему епископов Центр. и Юж. Италии. Папа Римский объявлял своих оппонентов раскольниками и требовал, чтобы власти положили конец их деятельности ( Eno. 1990. P. 137-138; Sotinel. 2007. P. 98-100). По его мнению, византийцы должны были отправить раскольников в ссылку, конфисковать их имущество, заключить их в тюрьму ( Pelagius I, papa. Ep. 60). П. требовал подвергнуть наказанию епископов Максимилиана и Теренция (Ibid. 65), Павлина, еп. Форума Семпрония (ныне Фоссомброне) (Ibid. 35, 60, 69-71), и Секунда Тавроменийского (Ibid. 41, 78). Особое внимание понтифик уделял мятежным епископам пров. Венеция и Истрия с центром в Аквилее. Вероятно, патриций Иоанн попытался помирить их с П., но не достиг успеха: епископы потребовали, чтобы он прервал общение с понтификом, и после отказа отлучили его от Церкви (Ibid. 24, 38, 50, 52-53). П. привлек к борьбе с раскольниками архиеп.

http://pravenc.ru/text/2579906.html

В галло–испанской традиции в 6–7 вв. были попытки ограничить употребление гимнов за богослужением в пользу библейских текстов и гимнов Амвросия и Илария 1104 . Однако в испанской традиции известно более 200 гимнов (в основном – святым) доисламской эпохи, написанных в амброзианском стиле. Их авторы – Исидор Севильский , Браулио Сарагосский (ум. ок. 651), Евгений III Толедский (ум. 646), Квирик Барселонский (ум. 666). В Ирландии древнейший литургический гимн приписывается Секундину (ум. 448). Гимн Audite, omnes amantes Deum («Услышьте, все любящие Бога») посвящен св. Патрику. К той же эпохе относится анонимный причастен (communio) Sancti venite – «Грядите, святые». Известно также 5 гимнов Колумбы (ум. 597), в т.ч. Altus prosator – «Великий Творец», который в Новое время был воспринят как пророчество об открытии Нового Света, гимны Колумбана (ум. 615), Ультана (ум. 656) и др. В эпоху Каролингов западная литургия – месса (состоящая из постоянных частей, называемых ординарием, а также чтений и песнопений, изменяемых в зависимости от литургического дня и называемых прдприем) интерполирует некоторые свои основные составляющие – Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus, Agnus Dei, облеченные в гимническую форму. Эти дополнения получили название тропов 1105 и просуществовали до 16 в. 1106 К 8–9 вв. относится литургическое творчество Беды Достопочтенного (его Liber hymnorum утрачена, из нее сохранились лишь 13 гимнов; Беде принадлежат также Libellus ргесит, содержащая молитвы в подражание Псалтири; нелитургические гимны о Судном дне и о девстве 1107 и трактат De arte metrica – «О метрическом искусстве», имевший важное значение для развития латинской гимнографии); монтекассинского монаха Павла Варнефрида, или Диакона, историка лангобардов, написавшего сапфической строфой гимн на праздник Иоанна Крестителя Ut queant laxix resonare fibris – образец духовной лирики своего времени, и гимн на Успение Богородицы Quis possit amplo famine praepotens (ныне его авторство оспаривается); аббата Алкуина Турского, придворного ученого при Карле Великом, который написал sequentia (аллилуиарий – гимн между чтением Апостола и Евангелия на мессе, с припевом «аллилуиа») архангелу Михаилу; Павлина Аквилейского, которому принадлежат 9 гимнов, в т.ч. Felix per omnes festum mundi cardines на память апостолов Петра и Павла с его рефреном:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Либерий, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1600. P. 49 (РГБ) Понтификат Л. совпал с правлением имп. Констанция II (337-361), проводившего проарианскую политику. Став в 353 г. единоличным правителем Римской империи, Констанций II стремился отменить Никейский Символ веры и окончательно осудить свт. Афанасия I Великого , еп. Александрийского. В ответ на письмо вост. епископов его предшественнику Юлию I (337-352) Л. созвал Собор в Риме (весна 353). На Соборе были зачитаны обвинительное послание против Афанасия, составленное вост. епископами, и соборное послание 24 епископов Египта, к-рые выступили в защиту Александрийского епископа. Осенью 353 г. по инициативе Л. состоялся Собор в Арелате (ныне Арль, Франция), на к-ром под давлением епископов-ариан Валента и Урсакия папские легаты Винцентий Капуанский и Марцелл, а также большинство присутствовавших епископов подписали осуждение свт. Афанасия. Св. Павлин , еп. Треверский (Трирский), отказавшийся последовать примеру остальных, был немедленно сослан во Фригию ( Sulp. Sev. Chron. II 39. 1-2; Hilar. Pict. Fragm. hist. I 6). Согласно Аммиану Марцеллину , «несмотря на приказ императора и вопреки уговорам, [Либерий] упорно отказывался [осудить Афанасия] и не раз громко заявлял, что считает величайшей несправедливостью осудить человека, не увидев и не выслушав его. Таким образом, он открыто сопротивлялся императорской воле» ( Amm. Marc. Res gest. XV 7. 9). В поисках поддержки Л. обратился к епископам Осию Кордубскому (Кордовскому) и Цецилиану Сполетийскому (Сполетскому), призвав их не следовать примеру Винцентия Капуанского (PL. 8. Col. 1349). В 354 г. понтифик направил к императору св. Луцифера , еп. Каралиса (ныне Кальяри), пресв. Панкратия и диак. Илария с просьбой созвать новый Собор, чтобы решить вопрос об исповедании веры ( Liberius. 1916. P. 89-93). Тогда же Л. обратился к св. Евсевию , еп. Верцелльскому, с просьбой поддержать Луцифера (PL. 8. Col. 1349-1351). Из других писем Л., адресованных Евсевию, следует, что епископ исполнил поручение папы, хотя и выразил сомнение в успехе ходатайства перед императором (Ibid. Col. 1355-1356). С просьбой оказать влияние на императора папа обратился также к Фортунату, еп. Аквилейскому.

http://pravenc.ru/text/2463649.html

Михаилу; Павлин Аквилейский † 802 г. – автор нескольких гимнов ап. Петру и Павлу; Рабан Мавр, аббат Фульдский, затем архиеп. Майнцский († 856 г.), написал гимны арх Михаилу и Рафаилу, всем святым, и д.б. на 50-цу (приписывемый имп. Карлу В.); папа Иннокентий III († 1216 г.) — гимн на 50-цу; (с. 464) знаменитый богослов Фома Аквинат († 1274 г.) – гимны на Пасху и на праздник Тела Христова; Джакопоне да Тоди († 1306 г.) автор Stabat mater. Вошло в богослужение и несколько гимнов XV и даже XIV в.. Дисциплинарная часть уставов    С самого появления отшельничества и монашества, богослужение стало рассматриваться только как одна из составных частей подвига вообще. Весь день инока, да и каждого христианина должен быть богослужением, и церковная молитва служит лишь высшим моментом этого последнего. Поэтому в первоначальных монашеских правилах, напр., пр. Пахомия и Саввы, богослужению уделяется очень мало внимания. Не то с IX в. Устав пр. Феодора Студита, насколько его можно восстановить по его сочинениям, а равно древнейшая запись этого устава в так называемом Ипотипосисе, также как Диатипосис пр .Афанасия Афонского, около 14 своего содержания отводят богослужению. Но и здесь оно лишь небольшая составная часть общего подвига. Ктиторский Студийские Типиконы XI в след. веков уже по преимуществу памятники богослужебного характера и дисциплинарная часть в них занимает немного мета. Еще меньше места занимает она в Иерусалимских Типиконах, иногда почти исчезая совсем. Всеже, по самой идее православного богослужения и по историческим обстоятельствам его развития, в котором такое большое значение имело иночество, богослужебных устав до сих пор по справедливости не обходится без дисциплинарного элемента, как ни мал он в нынешнем Типиконе по сравнению с его родоначальниками IV-VI веков. Этот элемент в нем, дисциплинарная часть его, в настоящий период истории устава продолжала свое развитие. Развитие это направлялось как в сторону сокращения дисциплинарной части в Типикон, так и к смягчению ее требований.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И вот в понтификат Григория Великого были сделаны шаги к расширению области папской юрисдикции и к возрастанию степени зависимости от Римской кафедры церквей, пытавшихся сохранить свой автокефальный или хотя бы автономный статус. Григорий Великий стремился к укреплению юрисдикционной связи Рима с Миланской церковью: знаком признания со стороны Миланской кафедры папской юрисдикции послужил такой на первый взгляд малозначительный акт, как принятие папой апелляции, поданной миланским пресвитером Магном, извергнутым из сана, после чего архиепископ Лаврентий II был вынужден признать правомерность пересмотра дела Магна и восстановления его в пресвитерском сане, осуществленного властью папы. Григорий Великий предпринял также меры, послужившие преодолению Аквилейской схизмы. Павлин Аквилейский после завоевания его кафедрального города лангобардами в 569 г. нашел прибежище в городке Градо, там же находился и его преемник Илия, продолжавший носить патриарший титул. В 586 г., когда кафедру занимал сменивший Илию Северий, Равеннский экзарх Смарагд, располагая на то полномочиями от императора Маврикия, прибыл с конвоем в Градо, арестовал Северия вместе с тремя епископами, доставил их в Равенну и принудил причаститься вместе с местным архиепископом Иоанном. Но вернувшись в Градо, Северий созвал собор в городе Мурано, на котором вновь было заявлено о непризнании актов 5 Вселенского Собора и о разрыве общения со всеми, кто признает этот Собор, включая Римский и Константинопольский престолы. «В 591 г. папа… попытался оказать давление на Северия, но архиерейский собор в Истрии апеллировал к императору Маврикию. Император «повелел» папе оставить раскольников в покое» 646 . И все же папе удалось перетянуть в лоно Кафолической Церкви несколько епископов, состоявших в юрисдикции Аквилейского патриарха. Окончательное уврачевание раскола произошло уже только столетие спустя. В своих отношениях с Африканской церковью Григорий обнаруживал уместную деликатность. Он дал согласие на сохранение в епархиях Нумидии местных церковных обычаев, но потребовал, чтобы примасами Африки не избирались лица, перешедшие из донатистского раскола, и это его требование было принято. Связь Римского престола с церковью Галлии папа упрочил тем, что в 593 г. назначил архиепископа Арелата святого Виргилия своим викарием, на языке современной номенклатуры Ватикана – легатом, и тот принял это назначение, тем самым подчеркнув отсутствие притязаний на автокефалию возглавляемой им церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Окончательно обосновавшись на Востоке, Иероним продолжал интересоваться религиозной и политической ситуацией на Западе. Хотя сохранилось совсем немного из его переписки этого периода, он продолжал поддерживать неофициальные контакты со своими старыми друзьями: Марцеллой 184 , Паммахием 185 , Домино и Рогацианом 186 , Хромацием Аквилейским и др. 187 В начале 393 г. блаж. Иероним по просьбе своего старого друга, а ныне сенатора и племянника Павлы – Паммахия, написал трактат «Против Иовиниана», в котором, опираясь на Свящ. Писание, блестяще опроверг учение этого «христианского Эпикура», отрицавшего необходимость аскетического подвига и уравнивавшего в правах монашество и супружество 188 . Вместе с тем резкие выпады Вифлеемского пресвитера против брака, обусловленные полемической направленностью этого трактата, вызвали неоднозначную реакцию в Риме даже среди его друзей. Паммахий, живший тогда в счастливом супружестве с младшей дочерью ПавлыПавлиной, начал скупать и изымать из обращения, распространившиеся в обществе экземпляры книги, а другой друг блаж. Иеронима – Домнио извлек из книги ряд неудачных выражений и послал их список автору с просьбой сделать соответствующие разъяснения. В результате Вифлеемскому пресвитеру пришлось оправдываться, что его не так поняли и что он вовсе не собирался уничижать христианский брак, а если и называл его злом, то лишь по сравнению с девством 189 . 6. Участие блаж. Иеронима в оригенистских спорах. Первая стадия (393–397 гг.) В 393 г. блаж. Иероним был вовлечен в так называемые оригенистские споры, волновавшие Церковь более 10 лет. Первая стадия этих споров началась с внутренней ссоры между иерусалимскими монахами. В Иерусалиме, в двух монастырях на Елеонской горе, где, как уже было упомянуто, настоятелями были Мелания и Руфин, хорошо знакомые со многими египетскими монахами-оригенистами, подвизавшимися тогда в Нитрийской пустыне (Альбином, Евагрием, «Длинными братьями» и др.), культивировалось почтительное отношение к имени и богословскому наследию Оригена .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Другой современник Карла Великого, Павлин Аквилейский († 804) неоднократно говорит о том, что все священные книги написаны для нашего спасения и подробно указывают, чего именно человек должен избегать и чему следовать. Мы усердно должны читать эти книги, так как через них беседует с нами Сам Бог и через них Он показывает нам расположение своей любвеобильной воли, „с каким же благоговением мы должны поэтому принимать Его вести! Если от царя придёт к нам какой-либо вестник или посольство, то не должны ли мы тотчас же оставить все свои занятия и со всей охотой и вниманием прочитать его писания и стараться поступать по ним? Но смотри: с неба сошёл Царь царей и Господь Господей, Сам Искупитель сошёл к нам, чтобы обратиться к нам через писания Своих пророков и апостолов” 53 . Велико заблуждение тех, которые говорят: что мне за нужда читать и изучать св. Писания, ходить к священникам или в церкви святых 54 . Эти увещания и наставления показывают, что заботы Карла Великого о наиболее широком распространении в народе св. Писаний, нашли в его современниках полное сочувствие и ревностное содействие. Однако уже при Карле Великом начались на Западе некоторые разногласия в понимании богодухновенности Святого Писания. Уже ученик Алкуина, аббат Турский Фредегис († 804) своим буквальным пониманием вдохновения возбудил спор об этом предмете. Насколько можно видеть из сочинений его противника, епископа Агобарда Лионского, Фредегис под предлогом, будто св. Писание, его толковников и переводчиков необходимо защищать от возражений противников, восставал против мнения, что в Писании допускаются солецизмы. Непристойно, по мнению Фредегиса, думать, что Дух Святой, наделивший апостолов даром чужестранных языков, говорил через них обыденным, общеупотребительным языком, а не возвышенным. Если в св. Писании и есть что-либо необычное, например, сангвиническая форма речи, то на это есть многие причины; притом это нисколько не показывает, чтобы в Писании нарушались правила грамматики. Против такого довольно сомнительного суждения Фредегиса, Агобард († 840) справедливо возражает, что слава Божественной мудрости заключена главным образом не в словах, а в самых священных тайнах, в самом учении Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

По форме «Книжица...» представляет собой послание (датировано 8 нояб. 417), переданное П. папе Римскому Зосиме через Марцеллина, субдиакона Карфагенской Церкви. Свой отказ ехать в Рим П. обосновывает тем, что, во-первых, папа Иннокентий I (401-417) ранее утвердил отлучение Целестия, закрыв тем самым дело, а во-вторых, сам Целестий летом 416 г. не явился на Собор в Карфагене, что, по мнению П., служило признанием его виновности. Отстаивая учение о первородном грехе и о необходимости крещения младенцев для их спасения, П. ссылается на сщмч. Киприана Карфагенского, свт. Амвросия, свт. Григория Богослова (П. мог знать его гомилии в лат. переводе Руфина Аквилейского) и папу Иннокентия I. Возможно, именно через П. блж. Августин познакомился с изложенными в творениях свт. Амвросия аргументами в поддержку учения о всеобщем первородном грехе, к-рые впосл. использовал в своих антипелагианских сочинениях, начиная с соч. «О благодати Христовой и первородном грехе против Пелагия и Целестия» (De gratia Christi et de peccato originali contra Pelagium et Coelestium, 418). При этом в более ранних антипелагианских произведениях блж. Августина высказывания свт. Амвросия о первородном грехе не цитируются (см.: Paredi. 1963. P. 212-213). Лит.: Bouvy E. Paulin de Milan//REAug. 1902. Vol. 1. P. 497-514; Wilmart A. Le commentaire des bénédictions de Jacob attribué à Paulin de Milan//RBen. 1920. Vol. 32. P. 57-63; Palanque J.-R. La «Vita Ambrosii» de Paulin: Étude critique//RSR. 1924. Vol. 4. N 1. P. 26-42; N 3. P. 401-420; Paredi A. Paulinus of Milan//Sacris Erudiri. Turnhout, 1963. Vol. 14. P. 206-230; Alfonsi L. La struttura della Vita beati Ambrosii di Paolino di Milano//Rendiconti dell " Istituto Lombardo di Scienze e di Lettere. Cl. di Lettere. Mil., 1969. Vol. 103. P. 784-798; McClure R. The Greek Translation of the «Vita Ambrosii» of Paulinus of Milan//Sacris Erudiri. 1972. Vol. 21. P. 57-70; Lamirande E. La datation de la «Vita Ambrosii» de Paulin de Milan//REAug. 1981. Vol. 27. P. 44-55; idem.

http://pravenc.ru/text/2756923.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010