2. когда Он исцелил человека, слепого от рождения, прозревший воскликнул: «Верую, Господи! и поклонился Ему» (Иоанн 9, 35–38); 3. когда Иисус после воскресения Своего явился апостолам, святой апостол Фома сказал ему: «Господь мой и Бог мой» (Иоанн 20, 28). 191. Молились ли Господу Иисусу Христу ученики Его? Ученики Господа Иисуса Христа молились Ему часто, например: 1. во время морской бури они просили Его: «Господи, спаси нас, погибаем» (Мат.8, 25); 2. когда Он говорил о соблазнах и прощении, ученики просили Господа Иисуса: «Умножь в нас веру» (Лука 17, 5); 3. один из разбойников, уверовавший в Господа Иисуса Христа, молил Его: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое» (Лука 23, 42); 4. когда побивали камнями св. Стефана, он молился, говоря: «Господи Иисусе! приими дух мой» ( Деян.7, 59 ). 192. Были эти просьбы молитвами? Эти просьбы были молитвами, потому что все те, кто их произносили, знали, что спасти стольких людей во время страшной бури, умножить веру, отпустить грехи и принять душу умирающего человека не может никто из людей, кроме Бога, а просьба к Богу и есть молитва. 193. Требует Господь Иисус Христос, чтобы мы Его исповедывали? Господь Иисус Христос требует от нас, чтобы мы Его исповедывали, ибо Он говорит: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мат.10, 32 и 33). 194. Считается учеником Господа Иисуса Христа тот, кто почитает Его только за совершеннейшего человека, лучше всех познавшего Бога, жившего по Закону Божию и соединившегося с Богом, как с Отцом своим? Тот, кто почитает Господа Иисуса Христа только за совершеннейшего человека, лучше всех познавшего Бога, жившего по Закону Божию и соединившегося с Богом, как Отцом своим, не считается учеником Его. 195. Кто же тогда считается учеником Господа Иисуса Христа, т. е. христианином? Учеником Господа Иисуса Христа, т. е. христианином считается только тот, кто верует в Него и исповедует Его, как единородного Сына Божия, ставшего человеком, и кто на Него уповает и поклоняется Ему, как это делали первые христиане.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

1088. Какие литургии служатся в Православной Церкви? В Православной Церкви служатся три литургии, а именно: литургия святого Иоанна Златоуста , литургия святого Василия Великого и литургия Преждеосвященных Даров. 1089. Какая разница между литургией святого Иоанна Златоустог о и святого Василия Великого ? Разница между этими литургиями та, что некоторые молитвы литургии святого Иоанна Златоустог о короче. 1090. Ведут ли свое начало Литургии от святых Иоанна Златоустог о и от Василия Великого ? Свое начало эти литургии не ведут от святых Иоанна Златоустог о и Василия Великого , потому что со времен апостольских была одна литургия; эти святые только сократили литургию, которая совершалась в церковных общинах. 1091. Какая литургия древнейшая? Первой литургией считается литургия апостола Иакова. Пояснение: Литургия апостола Иакова служится только в Иерусалиме один раз в году, в день святого апостола Иакова, 25-го октября Однако в последнее время ее иногда стали служить и в других местах. Что касается внешней ее формы, то она более проста; так, например, епископ при ее служении облачается в те же священные одежды, что и священник, не возлагает на главу митру и на грудь крест и панагию и не благословляет двукирием и трикирием. По содержанию же эта литургия богаче: молитвы более продолжительны и сопровождаются они всегда чтениями из Ветхого Завета; на малом входе выносится не только Евангелие, но и Апостол и книга Ветхого Завета. 1092. Сколько раз в году служится литургия св. Василия Великого ? Литургия св. Василия Великого служится десять раз в году, а именно: 1. на Новый год, когда чтится память св. Василия Великого , 2. накануне праздника Крещения или Богоявления Господня, 3. в первую неделю великого поста, 4. во вторую неделю великого поста, 5. в третью неделю великого поста, 6. в четвертую неделю великого поста, 7. в пятую неделю великого поста, 8. в великий четверг, 9. в великую субботу, 10. в «щедрый» день, т. е. накануне праздника Рождества Христова. 1093. Кто был святой Василий Великий ?

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Однако эти книги не признавала ветхозаветная еврейская церковь . Православная Церковь пользуется ими для Божественного чтения, как и другими религиозными книгами, но не считает их основной частью Священного Писания. V. Новый Завет содержит 27 книг, а именно: А. Евангелия: 1) от Матфея (Мф.) 2) от Марка (Мк.) 3) от Луки (Лк.) 4) от Иоанна (Ин.) Б. 5) Деяния св. апостолов, или Апостольские деяния (Деян.). В. Четырнадцать посланий святого апостола Павла: 6) к Римлянам (Рим.) 7) I к Коринфянам (1Кор.) 8) к Коринфянам (2Кор.) 9) к Галатам (Гал.) 10) к Ефесянам (Еф.) 11) к Филиппийцам (Флп.) 12) к Колоссянам (Кол.) 13) I к Солунянам (Фессалоникийцам) (1Сол. или 1Фес.) 14) II к Солунянам (Фессалоникийцам) (2Сол. или 2Фес.) 15) I к Тимофею (1Тим.) 16) II к Тимофею (2Тим.) 17) к Титу (Тит.) 18) к Филимону (Флм.) 19) к Евреям (Евр.) Г. Семь посланий иных апостолов, а именно: 20) послание св. Иакова (Иак.) 21) 1 послание св. Петра (1Пет.) 22) II послание св. Петра (2Пет.) 23) I послание св. Иоанна (1Ин.) 24) II послание св. Иоанна (2Ин.) 25) III послание св. Иоанна (3Ин.) 26) послание св. Иуды (Иуд.) Д. 27) Апокалипсис, или Откровение св. апостола Иоанна (Откр.; Апок.) VI. В Евангелиях описывается пришествие Господа Иисуса Христа на сей свет, Его жизнь, учение, труды и страдания, а также и то, что он содеял для спасения людей. Слово «евангелие» – греческое и означает благовестие, ибо учение Христово – примирение людей с Богом и вечное блаженство – есть то, превыше и отраднее которого ничего нет. Первые три Евангелия были написаны в период от 50 до 70 года после Рождества Христова, а Евангелие св. Иоанна около 90 года. VII. В Деяниях св. апостолов рассказывается о сошествии Святого Духа на апостолов, об их трудах по распространению христианской веры, о мучениях, которые им дано было испытать при совершении этих трудов, о первых двух христианских мучениках св. Стефане и св. Иакове, о Соборе Апостольском и о жизни первых христиан. Деяния св. Апостолов были написаны около 64 г. VIII.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Прогресс означает внутренний и внешний рост из первоначального ядра и корня. Новшества, однако, это нечто такое, что не вырастает из существа ядра и корня, но что часто для ядра и корня является чуждым и находится с ними в противоречии, что прививается в силу внешних причин, и что воспринимается как впрыскивание яда по самому существу дела, Если, например, говорится, что христианскому епископу определенного города надлежит быть государем и владеть государством, то это воззрение не развилось из существа христианского учения о Церкви. Когда сам Сын Божий сказал: «Царство Мое не от мира сего», – стремление христианского епископа получить должность, которую занимают правители государств «мира сего», является чем то, что не имеет ничего общего с миссией христианского духовного пастыря и находится в прямом противоречии с этой миссией; это, следовательно, не прогресс, но новшество, которое и при всемерном соблюдении принятых форм и повторений евангельских слов переводит церковную жизнь, – поскольку это новшество оказывает на неё влияние, – на неправильные пути. – Равно и отрицание божественного происхождения Господа Иисуса Христа не является каким то развитием христианской мысли, но это попытка привить Церкви воззрения, которые выросли из известного философского направления, из рационализма, и является совершенно чуждой вере в Господа Иисуса Христа и вере апостолов. Отрицание божественного происхождения Господа Иисуса Христа вовсе не является «прогрессивным христианством» (это последнее может быть достигнуто развитием христианской Церкви), а настоящим отступлением от самого христианства. 2. Церковь – святая 431. В чем заключается святость Церкви? Святость Церкви заключается в том, 1. что Церковь освящена искуплением Господа Иисуса Христа, 2. что в ней постоянно пребывает Господь Иисус Христос и Дух Святый воздействует на нее, 3. что она ведет людей к богоугодной жизни и в ней пребывает много святых. 432. Принадлежат ли к Церкви также и грешники? К Церкви принадлежат также и грешники, поскольку они были правильно крещены, ибо Господь Иисус Христос сравнивает Церковь с полем, на котором вместе растут пшеница и плевелы до дня жатвы, и задачей Церкви является вести к Богу своих заблуждающихся членов.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Дело в том, что иеромонах Сергий (впоследствии владыка), в миру Павел Александрович Голубцов был вместе с папой в ссылке. Они прошли вместе из Москвы по этапу, оба были на лесоповале в пос. Лепша (около станции Няндама), это примерно полпути между Вологдой и Архангельском, по правой стороне, если ехать из Вологды в сторону Архангельска. Потом, спустя много десятилетий, я эти места посетил. А тогда Павел Александрович Голубцов, или, как папа его звал, просто Павлик, пользовался особой любовью Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского). Он только недавно был посвящен в иеромонахи, принял сан. По просьбе папы, он меня принимал, я к нему приезжал. Обычно приезжал на летнего Преподобного, он жил один в келии. Мне он стелил на пол какую-то подстилку в своей келии, сам становился на молитву, и я засыпал под чтение иеромонахом Сергием (Голубцовым) монашеского правила. И вот это впечатление осталось у меня на всю жизнь. И это состояние – внутреннего умиротворения, любви, ласки и заботы. - Почему-то я вспоминаю, что владыка Сергий (Голубцов) жил неподалеку от Святых врат обители?.. - Это потом, когда он уже был архиепископом и жил в Лавре на покое: да, слева, в полуподвале. А в то время у него была келия в Лаврском дворе. И так продолжалось, наверное, года три: с 1951-го по 1954-й год, когда я учился в школе. Я каждый год приезжал на Преподобного. Помню и молебны, и молитвы, и отца Дионисия, который торговал книгами и иконами, кажется, у южного входа (там было огорожено). Конечно, в Лавре я бывал не только на праздники Преподобного, но и в другие дни, мы приезжали с папой. У меня до сих пор хранятся игрушки загорские, которые папа тогда покупал и дарил мне. Тогда мне было 12 лет, сейчас мне 78, сколько лет уже прошло!.. Но то, что Лавра – это райский уголок, умиротворенный, наполненный добром, вниманием, заботой, тихими голосами – это осталось в памяти… Помню еще один эпизод. Был всенощная на летнего Преподобного Сергия, я молился в Троицком соборе, и по договоренности с отцом Сергием, после окончания службы, после Славословия, я подошел ко входу в Патриаршие покои, который справа ведет в полуподвальчик, с тем, чтобы как-то сообщить отцу Сергию, который чуть раньше ушел и уже был в своей келии, о том, что я его здесь жду.

http://radonezh.ru/analytics/s-imenem-pr...

Ну, пока до свиданья, дорогая моя деточка, крепко, крепко тебя целую, обнимаю и благословляю и желаю всего лучшего. Ребята целуют. Остаюсь люб. т. м. т. О. Голубцова. Приписка: Пиши к тете Кате, она все плачет о нас. 60 Сергей Конст. Смирнов (1818–1889), профессор Академии с 1844 года, автор фундаментальных трудов по истории Славяно–Греко–Латинской и Московской духовных академий, Троицкой лаврской семинарии и др. вопросам. Чл.Корр. Имп. Академии Наук (1873). 61 Игумен Андроник получил это сведение, очевидно, от покойного Владыки. Оно не было известно до сих пор автору этих примечаний. Надо полагать, родственная связь шла по женской линии, а не мужской, таким образом: Ольга Серг. Смирнова по линии своей матери была внучкой Варвары Семеновны Протопоповой (супруги протоиерея Мартина Леонт. Ловцова, дочери протоиерея Симеона Ив. Протопопова из церкви Воскресения в Гончарах на Мать же о. Алексия Зосимовского , Мария Федоровна (†1854), была дочкой священника храма на Пятницком кладбище – Федора Симеоновича Протопопова. Речь идет, видимо, об одном и том же Симеоне Протопопове, в таком случае отец Алексий приходится Ольге Сергеевне Смирновой троюродным братом, а самому владыке Сергию троюродным дядей (см. генеалогическую схему в Приложении на с. 60). Вблизи Таганской площади было две церкви Воскресения, разобранные в 30–х годах, одна – «на Таганке», или «в Таганке», между Таганской (б.Семеновской) и Марксистской (б.Пустой) улицами, другая – «в Гончарах», справа от спуска к Краснохолмскому мосту. 62 В с. Чашино близ ст. Мучкап Тамбовской губернии Ольга Сергеевна с младшими детьми (с помощью старших – Вини и Коли) приехала осенью (23 сент.) 63 1918 года, спасаясь от голода. В начале года она вовсе лишилась пенсии за мужа, которую получала по духовному ведомству, потерявшему все свои капиталы вследствие постановлений сов. власти. Павлик же с весны 1917 г. болел туберкулезом кости у колена левой ноги, развившимся на почве истощения организма после плеврита. 66 Уже 7–летним ребенком под руководством старшей сестры она изучает немецкий, французский и церковно–славянский языки, грамматику, русский язык, географию, Закон Божий, учится играть, на рояле,

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

— Родители были верующими людьми?  — Мама, родная тетя, бабушка были глубоко верующими людьми, православными христианками. И меня воспитали в православной вере. Милостью Божией, со временем, когда я уже был священником, в Церковь пришел и мой отец. Слава Богу! Время тогда было непростое. Верующим людям было трудно, их преследовали. Даже детей. Помню, как к нам в школу, в классе втором или третьем, пришли какие-то мужчина и женщина, раздали всем по листочку бумаги и попросили написать, кто в семье ходит в церковь. Делали из нас «павликов морозовых». Я написал, что в церковь ходит только бабушка, поскольку в те годы у многих сверстников бабушки были верующими, и ей за этого ничего бы не было.  В средних классах в нашу школу приезжала учительница Павлика Морозова и рассказывала нам, каким он был замечательным мальчиком, порядочным, умным, послушным, а главное, настолько «справедливым», что рассказал дяденькам с наганами, какой плохой у него папа — он знает, кто из местных жителей прячет хлеб, но не сообщает об этом и помогает спецпереселенцам. Папу, конечно, расстреляли, но какой Павлик молодец! Настоящий пионер. Еще помню, как ночью мы с мамой ходили прощаться с отцом Петром, которого власти в считанные часы заставили покинуть город за активную проповедь. Мы пришли в дом, куда он должен был зайти перед отъездом. Было много людей, свет никто не включал. Когда священник пришел, все бросились к нему за благословением. Многие плакали, а он всех утешал.  Собственно, вот так меня и воспитывали — на личном примере.  — Расскажите о людях, которые повлияли на вашу жизнь. — Много таких людей было, от каждого стараешься брать что-то лучшее.  Ярким явлением в моей жизни был протоиерей Михаил Капранов. Умный, честный, мужественный человек. В 60-х годах за обличение советской власти он семь лет отсидел в лагере строгого режима в Мордовии. Он рассказывал мне, что выстоять в таких кошмарных условиях ему помогла исключительно вера в Бога. В лагере было много православных монахов и священников, они каждый день во время прогулок по памяти служили обедницу, читая молитвы про себя или вполголоса, чтобы слышали рядом идущие. 

http://pravmir.ru/chto-delat-esli-svyash...

На нашем приходе об Александре не забыли, на поэтических вечерах читают его стихи, в книжной лавке при нашем храме можно найти его книги. Есть среди наших прихожан те, кто постоянно общается с Александром. Это общение особенно дорого обездвиженному человеку. Артём Тропкин, выпускник ВГИКа, стал оператором документального фильма «Благодарение». Идея этого фильма принадлежит самому Александру Андриянову, им написан сценарий, сам он монтировал отснятый материал, он же и звукорежиссер. В этом фильме использованы стихи автора, а в других его фильмах – и собственная музыка. Фильм «Благодарение» был представлен и отмечен на нескольких кинофестивалях. Кинофестиваль «Сретение» признал его лучшим и отдал одно из первых мест. К сожалению, авторские права на этот фильм принадлежат не ему... В «Благодарении» говорится о том, что Бог дает силы человеку даже в самых тяжелых испытаниях и позволяет ему не только сохранить в себе образ Божий, но и приумножать дары, если человек научается благодарить Господа за всё. И в этом благодарении Александр обращает свой взор к Пимену Печерскому Многоболезненному – святому древней Киевской Руси (1110 г.) Одним из самых проникновенных произведений Александра Андриянова стал написанный в стихотворной форме Акафист этому святому. К .: Медики иногда чувствуют себя как боги, и люди, нуждающиеся во врачебной помощи, подливают масла в огонь этой гордыни. Что Вы думаете по этому поводу? О.Ал . : Нормальные врачи никогда не гордятся. В книге «Чудо рядом с нами» я описал реплику одного очень опытного реаниматолога другому при смене дежурства: «Слушай, Павлик, я уже этой реанимацией так сильно наелся, но до сих пор не могу понять две простые вещи: отчего люди умирают и почему они выживают?» Другой замечательный доктор, заведующая реанимацией 15 больницы, Ирина Евгеньевна Гридчик в частной беседе по поводу исхода тяжелейшей патологии – панкреанекроза – сказала очень просто: «Пятьдесят на пятьдесят: 50% от врачей, 50% от Бога» – и в этой фразе звучит парадоксальная богословская мысль: дело нашего спасения есть дело Богочеловеческое; в Ветхом Завете это было выражено пониманием: всё от Бога, но всё и от человека. Настоящий врач знает предел своих возможностей. Он знает, что делает всё, что может и умеет, но почему получается тот или иной исход, по-настоящему знать не может никто.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Timako...

Б.м., у тебя будет время ее просмотреть и хотелось бы знать оценку хотя бы очень краткую гл. обр. по разделу объяснения символики. До твоего ответа показывать никому не буду. Если толкование может б. использовано, то можно уменьшить «богословскую» часть для передачи лицам, интересующимся творчеством Рублева – по твоему указанию. Коренным образом переделывать не смогу, т.к. много времени у меня взяла и, б.м., никакой ценности для ценителей искусства не представляет. Прилагаю рукопись Тарабрина, подаренную Надеждой Григорьевной. Ты ее лучше [чем я] поймешь и используешь. Если работа заслуживает внимания, нужно ли ее кому посылать на отзыв? Любящий брат Николай P.S. Владыка [Макарий] никуда не ездил, отдыхает на даче. Вл. Пимен [Извеков] обосновался в Сокольническом храме и служит часто по Москве. Имеет большой успех проповедями. Привет от Вл. Мануила и Вл. Михаила. На приходе без перемен, много треб. 24/X (1958 г.) 338 Дорогой Павлик! Хорошо ли доехал [?], я, к сожалению, не смог с тобой увидеться. Посылаю список литературы, пока в черновом виде, печатного еще нет. Буду надеяться, что ты все–таки прочтешь мою работу, хотя, б.м., она не представляет научного интереса как размышления обычного зрителя, но может навести на некоторые мысли в части толкования символов. Когда прочитаешь, посоветуй, что с ней дальше делать. Через неделю постараюсь выслать конспективное изложение ее, стр[аниц] на 20, которую можно показать искусствоведам (там устранено богословие, но, конечно, и не виден ход рассуждения, а только истолкование). Нужно ли дать еп. Пимену (Епископ с 17–XI–57 г.) и вл. Макарию, можно ли напр. Патриарху – об этом сообщи. Дома пока без перемен. Володя устроился на временную работу. Сегодня решил послать письмо в райвоенкомат с характеристикой и автобиографией Володи, чтобы ему не отказали в призыве. Валя получила первые оценки своей работы – по шитью – 3 и по черчению выкроек– 4. Занимается усердно. Относит, прописки Лилли Эдуардовны получили разрешение из Обл. Упр. Мил.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Разделы портала «Азбука веры» ( 16  голосов:  3.8 из  5) Оглавление Смешные рассказы Показательный ребенок Жил-был в Ленинграде маленький мальчик Павлик. У него была мама. И был папа. И была бабушка. И вдобавок в их квартире жила кошка под названием Бубенчик. Вот утром папа пошёл на работу. Мама тоже ушла. А Павлик остался с бабушкой. А бабушка была ужасно старенькая. И она любила в кресле спать. Вот папа ушёл. И мама ушла. Бабушка села в кресло. А Павлик на полу стал играть со своей кошкой. Он хотел, чтоб она ходила на задних лапках. А она не хотела. И мяукала очень жалобно. Вдруг на лестнице раздался звонок. Бабушка и Павлик пошли открывать двери. Это пришёл почтальон. Он принёс письмо. Павлик взял письмо и сказал: – Я сам передам папе. Вот почтальон ушёл. Павлик снова хотел играть со своей кошкой. И вдруг видит – кошки нигде нет. Павлик говорит бабушке: – Бабушка, вот так номер – наш Бубенчик пропал. Бабушка говорит: – Наверно, Бубенчик убежал на лестницу, когда мы открыли дверь почтальону. Павлик говорит: – Нет, это, наверно, почтальон взял моего Бубенчика. Наверно, он нарочно нам дал письмо, а мою дрессированную кошечку взял себе. Это был хитрый почтальон. Бабушка засмеялась и говорит шутливо: – Завтра почтальон придёт, мы отдадим ему это письмо и взамен возьмём у него назад нашу кошечку. Вот бабушка села в кресло и заснула. А Павлик надел своё пальто и шапочку, взял письмо и тихонько вышел на лестницу. «Лучше, – думает, – я сейчас отдам письмо почтальону. И лучше я сейчас возьму от него мою кошечку». Вот Павлик вышел во двор. И видит – во дворе нету почтальона. Павлик вышел на улицу. И пошёл по улице. И видит – на улице тоже нигде нету почтальона. Вдруг какая-то одна рыжая тётка говорит: – Ах, поглядите все, какой маленький малыш идёт один по улице! Наверно, он потерял свою маму и заблудился. Ах, позовите скорей милиционера! Вот приходит милиционер со свистком. Тётка ему говорит: – Поглядите, какой мальчик лет пяти заблудился. Милиционер говорит: – Этот мальчик держит в ручке письмо. Наверное, на этом письме написан адрес, где он живёт. Мы прочтём этот адрес и доставим ребёнка домой. Это хорошо, что он взял с собой письмо.

http://azbyka.ru/fiction/samoe-glavnoe-r...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010