Коллектив авторов Скачать epub pdf Священномученик Горазд, епископ Богемский и Мораво-Силезский мая 1879 – †4 сентября 1942 Прославлен Сербской Православной Церковью 17 мая 1961 г., Чехословацкой Православной Церковью 6 сентября 1987 г. Имя внесено в Месяцеслов Русской Православной Церкви в 1988 г. Память празднуется 22 августа/4 сентября (преставление) Из Определений Священного Синода В заседании Священного Синода 27 марта 1988 г. под председательством Патриарха имели суждение о внесении в церковный календарь Русской Православной Церкви имени святого священномученика Горазда, епископа Богемского и Мораво-Силезского. Справка : Преосвященный епископ Богемский и Мораво-Силезский Горазд (Павлик ; †1942) причислен к лику святых Сербской Православной Церковью 17 мая 1961 г. Православная Церковь в Чехословакии 6 сентября 1987 г. совершила прославление в лике святых священномученика Горазда, епископа Чешского, Моравского и Силезского и своим Посланием от 30 ноября 1987 г. известила Поместные Церкви об установлении памяти святого 4 сентября, в день его мученической кончины. Постановили: Включить имя святого священномученика Горазда в Месяцеслов Русской Православной Церкви. Память его праздновать 22 августа по старому стилю (4 сентября по новому стилю), в день мученической кончины святого. Священномученик Горазд (в миру Матей Павлик) родился 26 мая 1879 г. в селе Груба Врбка, в Словацкой Моравии, в семье благочестивых крестьян-католиков. Родители воспитывали будущего святителя в глубоком благочестии, заботясь о его образовании. В годы учения в гимназии в Кромержиже Матей впервые заинтересовался Православием, начал изучать церковнославянский язык. В 1898 г. поступил на католический богословский факультет в Оломоуце, однако Православие все сильнее привлекало его. В 1900 г. он совершил поездку в Киев, желая увидеть своими глазами этот древний центр Русской Церкви и поклониться ее святыням. В 1902 г. в Оломоуце Матей Павлик принял сан католического священника и приступил к приходскому служению.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  Священномученик Горазд (1879–1942) до своего обращения в Православие был католическим священником, а после обращения привел к истинной вере множество чехов. Проповедуя в католической стране, он должен был уметь хорошо объяснить свой религиозный выбор. Его аргументы представляют немалую ценность для всех, кто интересуется православным взглядом на различия Православия и католицизма. О святом Горазде Священномученик Горазд (Павлик ; 1879–1942) является самым выдающимся святым Православной Церкви Чешских земель и Словакии, просиявшим в XX веке. Он родился в семье католиков, получил католическое образование и 18 лет прослужил католическим священником. Впоследствии он принял Православие и был хиротонисан в епископа Чешской епархии Сербской Православной Церкви. Святой Горазд стал ярким миссионером, возродившим Православие среди чешского и словацкого народов. В 1942 году он принял мученическую смерть от рук немецких оккупантов. Неудивительно, что, будучи проповедником в стране, где наиболее распространенной религией был католицизм, святой Горазд не мог обойти вниманием отличия Православия от римо-католицизма. Рассмотрению этих отличий он уделяет немало места в своих основных трудах «Житие святых Кирилла и Мефодия» и «Православный катехизис» (на русском языке издан под названием «1168 вопросов и ответов о православной вере»), В «Житии святых Кирилла и Мефодия» священномученик Горазд говорит, что «раскол между Востоком и Западом был делом не месяца или года, причины его накапливались в течение столетий». Главнейшей причиной, по мысли святителя, являлось ошибочное учение о Церкви. Этот пункт он указывает первым в «Житии...», и ему уделяет основное внимание в своем «Православном катехизисе». В этом святитель показывает единомыслие с другими святыми отцами, полагавшими, что по своему действию главным заблуждением Римской Церкви является именно это «горделивое искание преобладания епископов Рима над прочими восточными патриархами» (преподобный Амвросий Оптинский ) 1 , их «претензия на главенство и самовольное управление всей Вселенской Церковью » (святой праведный Иоанн Кронштадтский ) 2 , по причине того, что папа Римский захотел быть в Церкви «не первым между братьями... а господином над рабами» (святитель Илия Минятий ) 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

— Как зарождалось Православие на землях нынешней Чехии и Словакии? — Начало христианства на территории Чехии, Моравии и Словакии восходит к первой половине IX столетия. В 863 году по просьбе моравского князя Ростислава византийский император Михаил III и Патриарх Фотий направили в Моравию миссию во главе со святыми равноапостольными братьями Мефодием и Кириллом. Посланные лишь научить славян закону Божиему, святые братья совершили церковный и культурный подвиг, создав славянскую письменность и переведя на славянский язык Евангелие и основные богослужебные книги. Около 874 года от святого Мефодия приняли Крещение чешский князь Боривой и его супруга святая Людмила (+ 927), впоследствии утверждавшая Православие в Чехии и принявшая мученическую кончину. В XX веке обновителем Православия в чешских землях был святитель Горазд (Павлик), епископ, мученически погибший в 1942 году от рук фашистов. Сербская Церковь в 1948 году официально заявила о своем согласии на переход автономной Чешской епархии в ведение Московского Патриарха. В 1951 году Русская Православная Церковь даровала Православной Церкви в Чехии и Словакии автокефалию. — Владыка, Вы начинали служить еще при социалистическом режиме… — Мы сорок лет жили в рамках просоветского режима. Я принял священный сан в 1974 году, но был вынужден выехать из страны. В 1982 году меня, как священника, посадили в тюрьму, и дали понять — или тюрьма, или заграница. Я попросил разрешения связаться по телефону с моим духовным отцом Блаженнейшим митрополитом Пражским и всея Чехословакии Дорофеем (Филиппом; +1999). Он был человеком в стране известным: у него был загранпаспорт (а это считалось большой привилегией!), он имел связи с Москвой и со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом . Владыка Дорофей поступил мудро, благословив меня уехать в Грецию, единственную не коммунистическую страну, где я смог не только служить, но и обучаться на богословском факультете Афинского университета. Я то время мне было тридцать лет, а когда я закончил университет и получил степень доктора богословия, пришла перестройка. Я возвратился на родину и неожиданно для себя был назначен епископом Оломоуцко-Брненским. Так что мое двенадцатилетнее время служения в сане епископа пришлось на годы перестройки, когда появилась возможность открывать храмы и монастыри.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1501480...

Православная Церковь Чешских земель и Словакии Дата создания: 1951 г. Описание: Утверждение христианства на территории современных Чехии и Словакии относится к IX в. Массовое крещение народа Великой Моравии началось в 863 г., со времени прибытия в страну святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Около 874 г. от святого Мефодия приняли Крещение чешский князь Боривой и супруга его святая Людмила (†927), впоследствии утверждавшая Православие в Чехии и принявшая мученическую кончину. Церковь имеет своих особо чтимых угодников Божиих: святой Иоанн Чешский (†883), 42 года подвизавшийся в затворе; мученик князь Вацлав (Вячеслав) (†929), прославившийся своим милосердием и устроением храмов; преподобный Прокопий Сазавский (†1053), великий подвижник, свято хранивший древнее кирилло-мефодиевское духовное наследие. В XX веке обновителем Православия в чешских землях был святитель Горазд (Павлик), епископ, мученически погибший в 1942 г. от рук фашистов. Сербская Церковь в 1948 г. официально заявила о своем согласии на переход автономной Чешской епархии в ведение Московского Патриарха. В 1951 г. Русская Православная Церковь даровала Православной Церкви в Чехии и Словакии автокефалию. Каноническая территория — Чешская и Словацкая Республики. Титул Предстоятеля: Блаженнейший Архиепископ Прешовский, Митрополит Чешских земель и Словакии.   Епархии Церкви Чешских земель и Словакии Православная Церковь Чешских земель и Словакии включает в свой состав четыре епархии: Пражскую и Оломоуцко-Брненскую, находящиеся на территории Чехии, и Прешовскую и Михаловскую — на территории Словакии. Пражская епархия Кафедра: Прага Кафедральный собор свв. Кирилла и Мефодия (в крипте — предел св. новомученика Горазда) Resslova 9, 120 00 Praha 2 тел: (02) 29 55 95 Епархиальное управление: Resslova 9, 120 00 Praha 2 тел: (02) 29 55 95 Митрополичий совет: Metropolitní rada pravoslavné církve v eských zemích, ul. Dlostelecká 7, 160 00 Praha 6 тел: (02) 2491 6269 (2431 5015) факс: (02) 2431 3137 Для почтовых отправлений: pošt. schr. 655, 111 21 Praha 1

http://patriarchia.ru/db/text/134583.htm...

Чехословацкая Православная Церковь: путь к автокефалии HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Владимир Бурега Чехословацкая Православная Церковь: путь к автокефалии В новейшей истории Православия в Чехословакии как в капле воды отразились многие проблемы взаимоотношений между Православными Церквями в ХХ веке. Юрисдикционные споры 1920-х годов в значительной степени остаются актуальными и сегодня, в начале XXI века. Межвоенный период В период между Первой и Второй мировыми войнами на территории Чехословацкой республики существовали православные приходы нескольких юрисдикций. Наиболее многочисленной была группа, подчинявшаяся Сербской Православной Церкви (СПЦ). В 1929 году СПЦ создала в Чехословакии две епархии — Чешскую с центром в Праге и Мукачевско-Прешевскую с центром в Мукачево. Во главе Чешской епархии до 1942 года стоял епископ-мученик Горазд (Павлик), а епархию Мукачевско-Прешевскую последовательно возглавляли епископы Серафим, Иосиф, Дамаскин и Владимир. В 1923 году в Чехословакии была создана архиепископия Константинопольского Патриархата во главе с архиепископом Савватием (Врабецем). Однако после того, как в 1926 году Чехословацкое Министерство образования и народного просвещения признало законной на территории республики сербскую православную церковную юрисдикцию и передало право управления Чешской религиозной общиной православной в Праге епископу Горазду влияние архиепископа Савватия на церковную жизнь в Чешских землях было минимальным. Значительно большее число верующих подчинялось его юрисдикции в Восточной Словакии и Закарпатье. Кроме того, в межвоенный период на территории Чехословакии существовали русские эмигрантские приходы, подчинявшиеся митрополиту Евлогию (Георгиевскому) и управлявшиеся епископом Пражским Сергием (Королевым). В Восточной Словакии (в Ладомирове) существовал мужской монастырь Преподобного Иова Почаевского, подчинявшийся Русской Православной Церкви Заграницей (Карловацкому Синоду). По переписи населения 1930 в Чехословацкой республике проживало 145583 православных.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

священномученик Горазд (Павлик) (1879–1942) Основы православия священномученик Горазд (Павлик) Епископ Чешский и Моравско-Силезский. Первый предстоятель вновь образованной Чехословацкой Православной Церкви в юрисдикции Сербской Православной Церкви. В миру Павлик Матей, родился в семье образованного крестьянина Яна Павлика и его супруги Анны, урожденной Белчиковой, в селе Груба Врбка (Южная Моравия, Австро-Венгерская империя) 26 мая 1879 года. Родители его были римо-католиками. Матей с радостью участвовал в богослужениях в соседнем Кужелове. Он был любим и учителями, и соучениками. Учился отлично, а в свободное время много читал, особенно литературу, говорившую о жизни первых христиан. После окончания начальной школы он учился в римо-католической гимназии в Кромержиже. В седьмом классе начал самостоятельно изучать старославянский язык. Учёбу окончил с отличием. В 1898 году поступил на римо-католический богословский факультет университета в Оломоуце. В 1900 году, при переходе со второго на третий курс факультета, совершил поездку в Киево-Печерскую Лавру. Римо-католический священник В 1902 году окончил богословский факультет по первому разряду и 5 июля в Оломоуцком римо-католическом соборе святого Вацлава был рукоположен в сан священника и назначен на приход в Карловичах, а потом в Брумовице. С 15 сентября 1906 года до 1 мая 1920 года служил священником в психиатрической лечебнице в Кромержиже. Снискал большое уважение не только среди вверенных ему больных, но и среди врачей и персонала лечебницы. Поиск пути в Православие Решительная перемена в религиозном его мировоззрении произошла во время нападения Австро-Венгрии на Сербию. В отличие от большей части римо-католического духовенства, он осуждал агрессию Австро-Венгрии и Германии против Сербии и начал издавать журнал «Право народа», в котором публиковались статьи, призывающие к реформации Римо-католической церкви. Осенью 1918 года, после окончания войны, когда в национальной и религиозной жизни получившей независимость Чехословакии совершались большие перемены, он тяжело заболел и почти лишился зрения. Ему пришлось долгое время пролежать в больнице, что и послужило причиной его ухода на пенсию, несмотря на молодой возраст.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/

Полемика с католицизмом в творениях священномученика Горазда, епископа Чешского и Моравско-Силезского Показать содержание Содержание    Священномученик Горазд (Павлик) (1879—1942) является наиболее выдающимся святым Православной Церкви Чешских земель и Словакии, просиявшим в ХХ веке. Он родился в семье католиков, получил католическое образование и 18 лет прослужил католическим священником. Впоследствии он принял Православие и был хиротонисан в епископа Чешской епархии Сербской Православной Церкви. Святой Горазд стал ярким миссионером, возродившим и насадившим Православие среди чешского и словацкого народов. В 1942 году он принял мученическую смерть от рук немецких оккупантов.    Безусловно, будучи проповедником в стране, где наиболее распространенной религией был католицизм, и в прошлом католическим священником, святой Горазд не мог обойти вниманием отличия Православия от римо-католицизма. И действительно, освещению этих отличий он уделяет немало места в своих основных трудах «Житие святых Кирилла и Мефодия» и «Православный катехизис» (на русском языке издан под названием «1168 вопросов и ответов о православной вере»).    В «Житии святых Кирилла и Мефодия» священномученик Горазд говорит, что «раскол между Востоком и Западом был делом не месяца или года, причины его накапливались в течение столетий». Главнейшей причиной, по мысли святителя, являлось ошибочное учение о Церкви. Этот пункт он указывает первым в «Житии…», и ему уделяет основное внимание в своем «Православном катехизисе». В этом святитель показывает единомыслие с другими святыми отцами, полагавшими, что по своему действию главным заблуждением Римской Церкви является именно это «горделивое искание преобладания епископов Рима над прочими восточными патриархами» (преподобный Амвросий Оптинский), их «претензия на главенство и самовольное управление всей Вселенской Церковью» (святой праведный Иоанн Кронштадтский), по причине того, что папа Римский захотел быть в Церкви «не первым между братьями… а господином над рабами» (святитель Илия Минятий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Епархии Православной Церкви Чешских земель и Словакии (версия для печати)/Православие.Ru Епархии Православной Церкви Чешских земель и Словакии Православие.Ru , 21 июня 2001 г. Православная Церковь Чешских земель и Словакии включает в свой сотав четыре епархии: Пражскую и Оломоуцко-Брненскую , находяшиеся на територии Чехии, и Прешовскую и Михаловскую - на территории Словакии. Пражская епархия Кафедра: Прага Кафедральный Собор свв. Кирилла и Мефодия (в крипте - предел св. новомученика Горазда): Resslova 9, 120 00 PRAHA 2 тел: (02) 29 55 95 Правящий архиерей: Христофор, архиепископ Пражский и Чешских земель / Епархиальное управление: Resslova 9, 120 00 PRAHA 2 тел: 02/29 55 95 Митрополичий совет: Metropolitní rada pravoslavné církve v eských zemích ul. Dlostelecká 7, 160 00 PRAHA 6, тел:(02) 2491 6269 (2431 5015) факс: 2431 3137 Для почтовых отправлений: pošt. schr. 655, 111 21 PRAHA 1. Секретарь: прот. Вацлав Мишек Пражская епархия является наследницей Чешской Православной епархии, созданной в 1929 году и входившей в юрисдикцию Сербской Православной Церкви. Епархия была создана из Чешской Православной общины, отделившейся от Чехословацкой (Гуситской) Церкви в 1924 году. Духовным лидером общины был святитель Горазд (Павлик). Общины и приходы, составлявшие епархию, находились в разных регионах на территории современной Чехии. После казни святителя Горазда в 1942 году епархия была фактически уничтожена немецкими оккупационными властями. Восстановлена в мае 1945 года. 8 октября 1945 года епархиальный съезд, состоявшийся в Оломоуце высказался за переход Чешской Православной епархии в юрисдикцию Московской Патриархии. В 1946 году епархия преобразована в Экзархат Русской Православной Церкви. Первым его экзархом стал архиепископ Елевферий (Воронцов), прибывший в Прагу в мае этого года. В 1949 году по решению епархиального съезда, состоявшегося в Праге, Чешская Православная епархия разделена на две самостоятельные епархии: Пражскую и Оломоуцко-Брненскую. С тех пор Пражская епархия существует в своих нынешних пределах. После провозглашения автокефалии Чехословацкой Православной Церкви в 1951 году и до 1992 года пражские митрополиты являлись по положению одновременно и Предстоятелями Чехословацкой Православной Церкви. С декабря 1992 года в соответствии с новым Уставом Предстоятелем Православной Церкви Чешских земель и Словакии может быть не только архиепископ Пражский, но и архиепископ Прешовский. После смерти митрополита Дорофея († 30 декабря 1999 года) на епархиальном собрании 11 марта 2000 года архиепископом Пражским был избран преосвященнейший Криштоф (Христофор Пулец), с 1988 года являвшийся епископом Оломоуцко-Брненским. 25 марта того же года в кафедральном соборе святых Кирилла и Мефодия в Праге он был возведен в сан архиепископа и с тех пор управляет Пражской епархией.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Кафедральный собор равноапостольного Горазда Охридского (Оломоуц) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор равноапостольного Горазда Охридского (чеш. Chrám svatého Gorazda) — кафедральный собор Оломоуцкой епархии Православной церкви Чешских земель и Словакии, построенный в 1939 году в городе Оломоуц на площади имени святого Горазда. Церковь является урбанистической и архитектурной доминантой восточной части центра города. Содержание История [ править править код ] B 1920 году возникла независимая Чехословацкая православная церковь. Из-за споров в 1924 году в Оломоуце была создана восточно-ориентированая Чешская православная община, которую возглавлял епископ Горазд (Павлик). Данная община находилась в юрисдикции Сербской православной церкви, что повлияло на характер строительства. Перед православной общиной в Оломоуце, как и во всей Чехословакии, стояла проблема отсутствия пространства для богослужения, так нового храма. В 1936 г. был сформирован комитет по строительству, во главе которого стоял Бедржих Складал (чешск. Bedich Skládal). Денежные средства собирались довольно быстро. Уже в 1937 г. был заключен договор на строительство храма. Краеугольный камень был заложен епископом Гораздом 13-го июня 1937 г. Строительный проект предложил Всеволод Коломацкий (чеш . Vsevovod Koomanský) по образцу храма в Ужгороде, на строительстве которого он принимал участие. Строительство храма было завершено и храм был освящен 29-го мая 1939 г. Освящение храма произошло уже во время нацистской оккупации. Храм недолго оставался действующим. В 1942 г. храм был закрыт из-за покушения на Рейнхарда Гейдриха, участников которого укрыл православный священник. Многие православные священники были направлены на принудительные работы, храмы были закрыты и церковь запрещена. До конца Второй мировой войны храм использовался как склад. Храм был после войны реконструирован и с 1950 года является кафедральным собором православной Оломоуцкой и Брненской епархии. С 1985 до 1987 года была проведена реконструкция фасада и интерьера. Описание [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРАЗД [чеш. Gorazd] (Павлик Матей; 26.05.1879, с. Груба-Врбка, ныне р-н Годонин, Южно-Моравская обл., Чехия - 4.09.1942, Прага), сщмч. (пам. 22 авг.), еп. Чешский и Моравско-Силезский. Род. в семье крестьянина Яна Павлика и его жены Анны, урожд. Бельчиковой. С отличием окончил Гос. нем. гимназию в г. Кромержиж (1898) и богословский фак-т Оломоуцкого ун-та (1902). Самостоятельно изучил церковнослав. язык, в 1900 г. посетил Киев, чтобы ознакомиться с богослужением Русской Церкви. 5 июля 1902 г. католич. архиеп. Оломоуцким Теодором Когном рукоположен во иерея, служил 2-м священником в неск. приходах Силезии. 4 окт. 1905 г. переведен в храм Девы Марии в Кромержиже и назначен редактором местного католич. еженедельника «Pozorovatel» (Обозреватель). В 1906 г. получил должность духовного администратора в больнице для душевнобольных в Кромержиже. В годы первой мировой войны в больнице был организован госпиталь для раненых солдат, в 1915 г. свящ. Матей Павлик был награжден медалью Красного Креста 2-й степени с военными украшениями за духовную помощь военнослужащим. Сщмч. Горазд (Павлик), еп. Чешский и Моравско-Силезский Сщмч. Горазд (Павлик), еп. Чешский и Моравско-Силезский После провозглашения независимой Чехословацкой Республики (ЧСР) вошел в состав Чешской государственно-правовой демократической партии (с марта 1919 Чехословацкая национально-демократическая партия). В окт. 1918 г. основал в Оломоуце независимый еженедельник «Právo národa» (Право народа), став его владельцем и главным редактором. В кон. того же года вошел в состав Объединения чехословацкого католич. духовенства в Праге, выступавшего за проведение церковных реформ. В февр. 1919 г. перенес в Прагу редакцию ж. «Право народа» и одновременно стал редактором «Вестника Объединения чехословацкого духовенства». Участвовал в подготовке программных документов объединения. С сер. лета 1919 г. отошел от активной работы из-за прогрессирующей болезни глаз. Переехал из Праги в Моравию на лечение.

http://pravenc.ru/text/166169.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010