Пр. Мартиниан († 1483 г.) в последнее время своей жизни не мог сам ходит в церковь , однако не хотел оставлять богослужения и потому просил братию носить его туда. 13.       М. Ермила, Стратоника и Петра; п. Иакова, еп. нисивийск., п. Иринарха ростовск., Елеазара (1656 г.). В житии пр. Иринарха († 1016 г.) в статье «О видении Московского царства и о разорении его» сказано: «прекрести святый лице свое крестом двема перстома с молитвою Исусовою». Эти слова приведены в «Поморских Ответах» в доказательство преимущественной древности и всеобщности двуперстия; но в действительности они показывают только то, что в первой четверти XVII ст., когда писано «Житие», были у нас на Руси лица, крестившиеся двуперстно, были ревнители и проповедники двуперстия, к числу которых принадлежал и писатель Жития, почему он и сказал, что Иринарх перекрестился двумя перстами. Если бы же обычай креститься двумя перстами был всеобщий, то достаточно было бы сказать, что перекрестился, и всем ясно было бы, что он перекрестился обычно, т. о. двуперстно. 14.       Преп. отец, в Синае и Раифе избиенных (373 г. и V в.): Исаии, Саввы, Моисея, Иеремии, Павла, Адама, Сергия, Макария, Илии и др.; п. Феодула, Стефана, Иосифа; равноап. Нины просветительницы Грузии (335 и). (Отдание праздн. Богоявления). Относительно пр. Иосифа († IV в.), раскольники говорят, что он никогда не причащался, но это – неправда (см. Прол. подл. 14 Января). 15.       Преп. Павла фивейского (341), Иоанна кущника, м. Пансофия п. Прохора и Гавриила. 16. Поклонение веригам ап. Петра; м.: Спевсиппа, Елевсиппа, Мелевсиппа, Неона, Туреона, Данакта чтеца, мц.: Леониллы, Иовиллы, блаж. Максима. Вериги ап. Петра – это железные цепи, которыми был связан св. ап. Петр, заключенный в темницу за проповедывание Христа. Ночью накануне того дня, в который назначено было судить апостола перед народом, ангел Божий чудесно снял с него оковы и вывел из темницы ( Деян. 12, 1–11 ). Некоторые из верующих, услышав о чуде, взяли вериги и хранили их, как драгоценность. Одержимые разными болезнями прибегали к ним с верою и получали исцеление. Поэтому и св. Церковь приглашает своих чад облобызать «верою», «честныя вериги» ап. Петра, которые он предложил верующим «недугов во врачевание», «скорбящим во утешение, в пристанище обуреваемых». Праздник поклонения веригам должен вразумлять тех суемудрствующих, которые не почитают священных предметов, через которые Господь являет Свою чудотворящую силу, каковы, напр., св. иконы, крест и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Прп. Мартиниан († 1483 г.) в последнее время своей жизни не мог сам ходить в церковь , однако не хотел оставлять богослужения и потому просил братию носить его туда. 13 . Мчч. Ермила, Стратоника и Петра, в Иераполе за веру во Христа, сожженного; прп. Иакова, еп. Низибийского; прп. Иринарха Ростовского. В житии прп. Иринарха († 1616) в статье “О видении Московского царства и о разорении его” сказано: прекрести святый лице свое крестом двема перстома с молитвою Исусовою». Эти слова приведены в Поморских Ответах в доказательство преимущественной древности и всеобщности двуперстия; но в действительности они показывают только то, что в первой четверти ст., когда писано «Житие», были у нас на Руси лица, крестившиеся двуперстью, были ревнители и проповедники двуперстия, к числу которых принадлежал и писатель Жития, почему он и сказал, что Иринарх перекрестился двумя перстами. Если бы же обычай креститься двумя перстами был всеобщий, то достаточно было бы сказать, что он перекрестился обычно, т.е. двуперстно. 14 . Прпп. отец наших, в Синае и Раифе избиенных: Исаии, Саввы, Моисея и ученика его Моисея, Иеремии, Павла, Адама, Сергия, Домна, Прокла, Ипатия, Исаака, Макария, Марка, Вениамина, Евсевия, Илии и иных с ними; прпп. Стефана, Феодула и Иосифа; св. равноап. Нины, просветительницы Грузии. Отдание Богоявления. Относительно прп. Иосифа († IV в.) раскольники говорят, что он никогда не причащался, но это – неправда (см. Прол. под 14 января) 15 . Прп. Павла Фивейского и Иоанна Кущника; прмч. Пансофия. 16 . Поклонение честным веригам св. ап. Петра. Мчч. Спевсиппа, Елевсиппа, Мелевсиппа и бабки их Леониллы и с ними Неона, Турвона и Иовиллы жены, мч. Данакта чтеца. Вериги ап. Петра – это железные цепи, которыми был связан св. ап. Петр, заключенный в темницу за проповедование Христа. Ночью накануне того дня, в который назначено было судить апостола пред народом, ангел Божий чудесно снял с него оковы и вывел из темницы ( Деян.12:1–11 ). Некоторые из верующих, услышав о чуде, взяли вериги и хранили их, как драгоценность. Одержимые разными болезнями прибегали к ним с верою и получали исцеление. Поэтому и Св. Церковь приглашает своих чад облобызать «верою» честные вериги ап. Петра, которые он предложил верующим, «недугов во врачевание», «скорбящим во утешение, в пристанище обуреваемых». Праздник поклонения веригам должен вразумлять тех суемудрствующих, которые не почитают священных предметов, чрез которые Господь являет Свою чудотворную силу, каковы, напр., св. иконы, крест и др.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

1414 Хроника Евсевиева и перевод Иеронима, долгое время считались потерянными. Иос. Скалигер, напечатал хронику Lugd. Batav. 1606 г., но в сем издании очень многого недоставало. Полное и превосходное издание, при пособии ватиканских ркп. сделано Анжелом Майем: Vet. auct. col. nov. Τ. 8. Romae 1833 в лучшем виде, чем у Скалигера, изд. Виллярси: ор. Hieron. Τ. VIII. 1415 Здесь она составляет третью часть и состоит из 30 глав, начинаясь жизнеописанием Иоанна пророка Фивского и оканчиваясь Аполлонием младшим; история предваряется предисловием Иеронима, которое писано при Вел. Феодосие. На сирский язык оно вместе с прочими частями Лавсаика, переведена была в 7 веке н доселе известна в древних списках с именем Иеронима. Assemani Bibl. Orien Т. 3. Р. 1. р. 49. Τ. 1. р. 609. Maii collect. vet. Auct. Τ. 5. ρ. 45. Montfauc. Bibl. Coislian, р. 183. Cangii Glossarium med. Graec. in Indice p. 27. На латинском издано Antverpiae 1615. 628. Иероним описал жизнь Павла Фивейского, Илариона Великого и Мала, добродетели блж. Павлы. Последнее в Хр. Чт. 1847 г. 4. 1416 Об этом пишут Беда (Betr. in Act.), Валафрид Страбон de reb. eccl. с. 28), Кассиодор (Inst. div. с. 32). 1417 Мартиролог Иеронима издан а Luca Dacherio Т. 4. Speciel. Florentiae Luc. 1668, у Миня: Op. S. Hieronymi. T. XI. 434–86. Впрочем в нынешнем виде он говорит и о лицах, живших после блж. Иеронима. См. Oudini Comm. litt. T. I. p. 847–54. Иерониму приписывается также Лекционарий (Comes. ed. а Balusio in Capitulis regum Francorum; у Миня: Op. S. Hieron. T. XI, 487–530). Он был пересматриваем в 471 г. еп. Феодовигом. Augusti Denkwürdigk. Th. 4. S. 271. Th. 6. S. 142. Читать далее Источник: Историческое учение об отцах церкви : [В 3-х т.]/[Соч.] Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского. - Санкт-Петербург : тип. II-ro Отд-ния собств. Его. Имппер. Вел. Канцелярии, 1859./Т. 2. – VIII, 384 с. (В 1-м изд. т. 2 напеч. в тип. Акад. наук; Т. 3 - в тип. В. Безобразова и К°). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

30. Четверток Кто знает конец чьего-либо бытия, тот желает ведать и начало оного. Таково устройство вашего мыслящего духа. Покажи ему предел, а он спросит: где же средина и исходная точка? Но как основания зданий скрываются в земле; так начала многих событий теряются во мраке времен. Я спрашивал О. Никифора: кто и когда построил монастырь, в котором он настоятельствует. «Не знаю, отвечал он: говорят, что на месте его находилась темница, в которой заключена была св. великомученица Екатерина». После такого ответа самому мне надлежало доходить до искомого начала путем соображений. Монастырь называется по имени Саввы Освященного. Сей Богоугодный муж скончался в начале шестого века. Без сомнения, не скоро по смерти его христиане начали строить храмы и монастыри во имя его. Посему можно полагать, что Александрийская обитель возникла в седьмом, или восьмом столетии. Кто же положил в основание ей краеугольный камень? Не знаю. Камни ее молчат. Живых преданий о том не слышно. Арабских летописей и описаний путешествий по Египту у меня нет под руками. Итак, остается гадать, предполагать, соображать. Вероятно, Александрийские христиане, у которых Магометане и Копты после 640 года отняли все храмы, купили место под нынешнею обителью, расчистили его, нашли тут древние колонны (может быть, остатки Нептунова капища, которое, по сказанию Страбона, находилось близ моря, и пред которым высились два обелиска) и устроили себе приходскую церковь во имя Саввы Освященного 4 . Со временем около этаго святилища возникли келлии. Не было исторического лица – создателя обители; не осталось и предания о ней исторического. Община строила ее в бедственное время на свои лепты; и никто не думал увековечить свое имя надписью. Это предположение мое подтвердил один старожил, которого игумен по моей просьбе нарочно приглашал ко мне. Но он не знал ни года, ни века, в который построен был монастырь. Оставалось рассмотреть хартии, какие только хранятся в ризнице. Пользуясь добрым расположением О. Никифора, я дерзнул попросить его, чтобы он показал мне все дееписания монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

T. 18). к) Биографы: 1) Страдания св. Феодорита, епископа Антиохийского († 362), описанные очевидцем Ruinarti 3, 354. М. 9 март. 2) Страдания св. Василия, епископа Анкирского († 362), описанные очевидцами (Act. Sanct. ad 22 mart. Ruin. 3, 740). 3) Страдания Мануила, Савела и Измаила († 362), описанные современником, «так, как передают записки» (Act. SS. 17 junii). 4) Жизнь Павла Фивейского († 341), описанная со слов преп. Антония (Act. SS. ad 10 jann.). 5) Жизнь Пахомия Великого († 348), описанная неизвестным, который говорит: «хотя не видал я сего мужа при его жизни, но знаю его современников..., которые передали подробности, известные им» (Acta Sanct. ad 14 maii). 6) О мученичестве Саввы Готфского († 372) послание Готфской Церкви (Ruinart. 3, 383). л) Дамас, Римский епископ († 384). Замечательно его изложение веры, известное Августину (Serm. 129 de temp.) и Феодориту (Н. Е. 5, 11). Новое издание его у Гана (Biblioth. d. Symbolen. S. 379–384). Его семь писем изданы int. roman. pontif. epist. Gottingae 1796. Его стихи вместе с другими сочинениями издал Веренда: Op. Damasi, Romae, 1754. м) Диодор, изучавший словесные науки в Афинах, а толкование Свящ. Писания у Силуана, Тарского епископа, строгий инок, при Констанции защитник Православия, при Юлиане обличитель язычества. Когда в 374 г. св. Мелетий послан был в заточение, пресвитер Диодор неутомимо наставлял осиротевшую паству и в 379 г. посвящен был в епископа Тарского (Феодор 2, 19, 22. Факунд 4, 2. Созомен 3, 20. Феодорит Η. Е. 5, 22. Philothea с. 28). Он присутствовал на Вселенском Соборе 381 г. и скончался около 393 г. (Феодорит 6, 27; Иероним De vir. illustr. 119). Св. Златоуст говорил ему похвальное слово (Т. 3. р. 348). Из множества сочинений его богословских, философских, толкований на все Свящ. Писание, перечисленных Свидою и Иеронимом, ныне известны места из толков. на Бытие (у Феодор. Quaest. 20 et 21 in Genesin), из толков. на другие книги (в Катенах), из 8 книг против судьбы и из сочинений о Св. Духе (у Фотия Bibl.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Афонские книжники//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. – М.-Сергиев Посад, 1883. – Кн. 2 и 3. Сказание о Сирийской унии//Труды Киевской духовной академии. – Киев, 1874. – Кн. 9. История Афона//Труды Киевской духовной академии. – Киев, 1871. – Кн. 8. Абиссинцы, их Церковь и религиозные обряды//Труды Киевской духовной академии. – Киев. 1866. – Кн. 3–5, 7 и 8. Послания иерусалимских патриархов в Грузию//Труды Киевской духовной академии. – Киев, 1866. – Кн. 1. Сирийская Церковь //Журнал Министерства народного просвещения. – СПб., 1850, 9. Синайская обитель//Журнал Министерства народного просвещения. – СПб., 1847, ч. 55. Синайский полуостров//Журнал Министерства народного просвещения. – СПб., 1847, ч. 60. Описание монастырей Афонских в 1845–1846 годах//Журнал Министерства народного просвещения. – СПб., 1848, 5, 6. Указатель актов, хранящихся в обителях Святой Горы Афонской//Журнал Министерства народного просвещения. – СПб., 1847, 7, 8. Взгляд на плавание наших пароходов к берегам Афона//Листок русского общества пароходства и торговли. – Одесса, 1860, 77 и 78. Александрийский том о праздновании Пасхи//Журнал Министерства народного просвещения. – СПб., 1860, ч. 106. Извлечение из письма с Афона: о греческих и славянских старинных рукописях//Духовная беседа. – СПб., 1859. – Т. 7, 33. Извлечение из письма с Востока (о приобретении 11 рукописей на пергаменте)//Духовная беседа. – СПб., 1859. – Т. 7, 30. Восток христианский: Египет и Синай. – Б. м., 1857. Письмена Манафы на Синайских утесах. – СПб., 1857. Вероучение, богослужение, чиноположение и правила церковного благочиния египетских христиан (коптов). – СПб., 1856. Путешествие по Египту и в монастыри святого Антония Великого и преподобного Павла Фивейского в 1850 году. – СПб., 1856. Первое путешествие в Синайский монастырь в 1845 году. – СПб., 1856. Второе путешествие в Синайский монастырь в 1850 году. – СПб., 1856. Литература: Дмитриевский А. А., профессор. Епископ Порфирий Успенский как инициатор и организатор первой Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и его заслуги на пользу Православия и в деле изучения христианского Востока (по поводу столетия со дня его рождения). – СПб., 1906.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. T. 1. C. 391-392) 15 янв. помещен подробный устав соединения службы И. К. с последованием Октоиха и со службой прп. Павлу Фивейскому; служба совершается с пением на утрене «Бог Господь», указан отпустительный тропарь И. К. Εν σο, πτερ, κριβς διεσθη (          ), поется канон И. К. 2-го гласа, по 3-й песни - седален И. К., по 6-й - кондак И. К.; И. К. назначаются 4 стихиры-подобна и самогласен; на литургии поются тропарь И. К., прокимен Пс 149. 5 со стихом, аллилуиарий Пс 111. 1, Апостол и Евангелие - дня, причастен Пс 111. 6. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 107-108) последование И. К. включает: отпустительный тропарь И. К. 4-го гласа Εκ βρφους τν Κριον πιποθσας θερμς (С младенчества Господа горячо возжелав...), кондак, канон, цикл стихир-подобнов и самогласен, седален; на литургии указания те же, что и в Евергетидском Типиконе. В Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 251) память И. К. также отмечается 15 янв.; важные особенности, касающиеся последования И. К., не указаны. В богослужебных книгах Иерусалимского устава , начиная с древнейших рукописных памятников (напр., Sinait. gr. 1096, XII в.; см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 38) и до совр. печатных изданий, память И. К. отмечается 15 янв. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) последования И. К. и Павла Фивейского соединяются со службой Октоиха; служба совершается с пением на утрене «Бог Господь» и тропарям (указан тот же отпустительный тропарь И. К., что и в Мессинском Типиконе); И. К. также назначаются канон 2-го гласа, цикл стихир-подобнов и самогласен. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 15 янв. отмечено знаком шестеричной службы (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); последование И. К. также соединяется со службами Павлу Фивейскому и Октоиха; святым назначается общий отпустительный тропарь 4-го гласа      указаны посвященные И. К. кондак 3-го гласа           канон, цикл стихир-подобнов и самогласен, седален, светилен. В московском издании Типикона 1633 г. И. К. назначается иной кондак 2-го гласа         В исправленном издании Типикона 1682 г. И. К. также назначается др. кондак 2-го гласа        

http://pravenc.ru/text/471337.html

великомученицы Екатерины, а южный во имя страстотерпца и Победоносца Георгия. Уцелевшие гранитные колонны темно-багряного цвета и большого размера, числом четырнадцать, и стоящие ныне, частью, вдоль церкви, частью, полукружием в алтаре, без нескольких пар своих пропавших без вести, свидетельствуют о том, что сие святилище построено было в лучшее время Греческого зодчества. В нем сохраняются частицы мощей св. Василия Великого , св. Иакова и св. Марины. В приделе царственной великомученицы стоит беломраморный налой четвероугольный, иссеченный из цельного куска с колоннами по углам и с четвероконечными крестами на трех лицевых сторонах его. Вверху есть круглое углубление для водружения креста, или толстой свечи. Сей налой выдают за тот камень, на котором усечена была честная глава св. Екатерины. В последствии его обделали в таком виде, в каком он теперь находится. Христиане лобызают его с благоговением 3 . Из числа св. образов, написание на которых служат вместо летописи монастыря, замечательны: образ св. Иоанна Богослова и Евангелиста Марка, сделанный складнем в виде книги, и подносимый архиерею для целования при входе его в храм, хорошей живописи, и икона Кипрской Божией матери, точный снимок с подлинной, написанный в 1659 году, по желанию Александрийского патриарха Паисия. Предвечный Младенец смотрит вниз и вдаль по направлению от Богоматери. Он как бы хочет спуститься с пречистых рук Ее. В церкви монастырской устроен молитвенный бабинец решетчатый по обычаю восточному, укрывающему женщину и девицу от взоров мужских. Вся она была обновлена и украшена туземным иеромонахом и духовником О. Моисеем, скончавшимся о Господе в 1831 году. Как в этой церкви на образах, иконостасе, и надгробных плитах, так и во дворе монастырском на могильных памятниках, начертаны разные надписи. Я снял их. Все они с 1620 года по 1850, обозначают круг времени в 230 лет. К монастырю примыкает сад с плодоносными деревами, огороженный каменною стеною, в 163 шага длиною и 62 шириною, с деревянною, высокою и круглою беседкой в средине, и с двумя колодцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

– Высокопреосвященнейший владыко! – пал он на колени перед Филаретом. – Прости великодушно! Я тебя обманывал... А когда ты велел мне вынести денег, имение-то и сгорело! Вот они, триста рублей... – Оставьте их себе, они теперь-то уж точно пригодятся. Бог простит вас, да больше уж так не поступайте, – отвечал ему святитель. Вспоминали случай, как Филарет исцелил немую девушку. В семь лет она увидела волка и так испугалась, что потеряла дар речи. До двадцати лет изъяснялась только знаками, ни словечка не могла вымолвить. Мать привезла ее к святителю, И тот спросил: – Как тебя зовут? И вдруг девушка, тринадцать лет молчавшая, тихо выдохнула свое имя. Он встал с нею вместе на колени перед образами и прочел молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного». Заставил повторить. Девушка с трудом, но справилась. – А теперь давай вместе, да смелее! И они вместе несколько раз прочитали ту же молитву. С той поры девушка навсегда избавилась от немоты. В письмах святителя Филарета к преподобному Антонию, за какой год ни возьми, постоянно мелькают просьбы о финифтяных иконках, производившихся в Троице-Сергиевой лавре: «Имею нужду в финифтяных иконках, прошу по возможности прислать побольше». Маленькие и изящные финифтяные иконки он любил самозабвенно, любовался ими, а главное – дарил. Если кто-то приходил к нему не как тот шаловливый прогрессивный барин, а с настоящей нуждой, с тяжкой бедой, с неизбывным горем, владыка как мог утешал, помогал словом или деньгами, советовал что-то или запрещал необдуманные поступки и всякий раз в таких душевных случаях дарил финифтяную иконку: – В честь какого святого крещен? Иоанна Воина? Вот тебе Иоанн Воин, не расставайся с этим образком, молись ему, он всегда будет тебе защитой и помощью. – Как звать? Евфросиния? В честь Евфросинии Полоцкой? Получи от меня ее образок, будет тебе оградой от злых дел. – Как, говоришь, фамилия того, кто тебя обижает? Львов? Вот тебе иконка первоотшельника аввы Павла Фивейского, коему два льва служили. Он их укрощал, да так, что они других львов от его обители отгоняли.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Данные рукописной традиции Третьего собрания однозначно говорят о том, что текст, несмотря на очевидное отставание в популярности по сравнению, например, с Первым собранием, тем не менее был известен не только в восточносирийской традиции, но и за ее пределами. Помимо западносирийских и сирохалкидонских свидетелей текста, можно указать на то, что арабский перевод двух трактатов активно переписывался в коптских монастырях Египта (в составе так называемого четырехтомного арабского собрания прп. Исаака) и продолжает быть актуальным и востребованным по сей день. В основу издания четырнадцати трактатов (текст трех ранее известных трактатов опущен) положена тегеранская рукопись, текст которой сверен со всеми обнаруженными (более древними) свидетелями текста. Несмотря на то, что текст только шести трактатов (да и то, как правило, лишь фрагментарно) может быть сличен с древними списками, даже столь ограниченный материал очень важен как для колляции текста, так и для оценки качества тегеранского списка. На поверку оказывается, что текст тегеранского списка достаточно проблематичен и требует очень внимательного к себе отношения. В издании с большим трудом можно найти страницу, которая не содержала бы либо эмендаций, либо замены определенного места в соответствие с чтением той или иной рукописи. Помимо достаточно плохого качества текста тегеранского списка, работа издателя была осложнена тем, что в ряде мест текст на черно-белой ксерокопии просто нечитаем. Несмотря на перечисленные трудности, следует признать, что С. Кьяла справился со своей задачей превосходно. Безусловно, следует ожидать, что будущие исследователи могут не соглашаться с предложенными итальянским исследователем эмендациями, однако вряд ли сегодня кто-то смог бы издать данный текст существенно лучше. Издание сопровождается двумя аппаратами. В одном находятся альтернативные чтения и предлагаемые эмендации, в другом – идентификация текста Священного Писания и патристических источников. Здесь можно указать на некоторые из них: Послания Аммона (CPG. 2380), Послания Василия Великого (CPG. 2900), «Слово о молитве» (CPG. 2452), Gnosticus (CPG. 2431) и Practicus (CPG. 2430) Евагрия Понтийского , «Послание о таинстве истинного причастия в новой жизни» Иоанна Отшельника 4 , «Житие Павла Фивейского» Иеронима Стридонского (CPG. 3636, BHO. 913–914 60), «К думающим оправдаться делами» и «О духовном законе» Марка Подвижника , «Жемчужины» (CPG. 6068) Нила Анкирского , «История монахов в Египте» (CPG. 5620), экзегетические сочинения (CPG. 3840, 3843, 3846, 3847) Феодора Мопсуестийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/dv...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010