В начале ХХ века обитель посещает императрица. В 1903 году открывается школа иконописи под руководством Антония Чекина. Просуществовала она три года и была закрыта из-за смутного времени. В 1914 году было отпраздновано 500-летие обители. В 1922 году монастырь закрыли, а здания передали Вологодской областной школе особого режима, а в 1947 году – детскому дому. С 1953 по 1986 год в зданиях монастыря находилась школа для детей с ослабленными легкими. С 1986 года здания принадлежали Грязовецкому интернату, но использованы не были. В настоящее время монастырь передан епархии, последние 9 лет активно идут противоаварийные работы, что позволило предотвратить дальнейшее разрушение построек. Троицкий собор с храмом Иоанна Предтечи был разобран в 1936 году. Кирпичом вымостили дорогу, подходящую к селу Юношескому. Храм Павла Обнорского разрушен после 1957 года, возможно, в 1971 году. Наибольший научный интерес представляет Успенский корпус, включающий разновременные пристройки с 1536 по 1886 годы, в состав которого входят: - трапезная 1536-1539 г.г.; многократно перестраиваемая (в XVIII веке превращена в церковь Успения, растесаны окна, при игумене Иоасафе в конце XIX века уничтожен центральный столб и устроены четыре столба), но сохранившая на чердаке первоначальные завершения по части восточной, северной и западной стенам, пяты и остатки сводов в кладке стен; - настоятельские покои, примыкающие к трапезной с запада. Два нижних этажа относятся к XVI веку, а третий надстроен в середине XIX века; - колокольня, точнее, сохранившиеся в настоящий момент два нижних яруса на первоначальном месте Успенской трапезной церкви. В хорошем техническом состоянии сохранились два яруса колокольни. Верхние ярусы, включая ярус звона, были разобраны в начале 1950-ых годов. Кирпич использовался на сельскохозяйственные постройки. Холмы – уникальные сооружения, одинаковые по форме и размеру 106,5 м в диаметре, расположены по оси монастыря. На восточном сохранилась скитская церковь 1868-1869 гг. постройки, используемая до 1986 года как школа, а в настоящий момент пустующая. Утрачено тринадцатиглавое завершение храма. Даже в современном, полуразрушенном состоянии можно увидеть величие Павло-Обнорского монастыря как уникального архитектурного комплекса. Композиционно монастырский комплекс вытянут вдоль русла реки Нурмы, берег перед монастырем представляет собой обширный луг, частично заросший деревьями. Вдоль бывшей северной стены монастыря проходит улица села Юношеское. Мощи преподобного Павла находятся на месте первоначального захоронения 1429 года, в настоящий момент над ними сооружена деревянная часовня.

http://sobory.ru/article/?object=02736

В свою очередь те черты, которые отмечены в житиях, вышедших из северо-восточного края, делаются понятными, если мы примем во внимание, что в том же краю развилось другое направление, которое так значительно отличалось от „иосифлянства» и даже резко и сознательно восставало против принципов последнего; Кириллов и другие белозерские монастыри были его главным средоточием; центральная роль Кириллова монастыря рисуется и во многих северных житиях; из Кириллова вышел и глава „заволжских старцев» Нил, основавший неподалеку от него собственный скит. И в данном случае я не могу считать случайностью, что те жития, в которыхъ не выставляется на первый план внешнее, обрядовое подвижничество, а более или менее ясно говорится о внутреннем совершенствовании, об очищении сердца, об искоренении злых и развитии добрых мыслей, желаний и чувств, – что эти жития создавались в тех же областях, где идеал внутреннего совершенства нашел себе выражение в известных учительных произведениях Нила Сорского или Иннокентия Охлебинина. В этом отношении особенно интересно житие Павла Обнорского, многие места которого, трактующие о борьбе с помыслами, очень напоминают Устав Нила. Даже такие отдельные выражения, характеризующие благочестивую жизнь подвижников, как „умное делание», встречающееся в некоторых из этих житий, мы находим у Нила в его Уставе и у Иннокентия в „Надсловии» к этому последнему: мысленное, сердечное, умное делание, сердечное и умное, внутреннее хранение, умное внимание, мысленное, умное блюдение 410 . Культ безмолвия, самоуглубления, стремление удалиться от всяких тревог мира сего, находящий себе в данной группе житий более ясное выражение (вспомним жития Павла Обнорского, Дионисия Глушицкого, Григория Пельшемского, Антония Сийского) также находят себе соответствие в проповеди самоуглубления, которую мы находим главным образом у Нила, и в стремлении его и его последователей уходить в более глухие и отдаленные места, устраняться от практических интересов, которых не чуждались „иосифляне», принимавшие нередко участие в политических делах; культ скитской жизни, выдвинутый главным образом Нилом и Иннокентием, был лишь более значительным выражением того же настроения. С точки зрения указанных отношений интересным является изложенный в своем месте эпизод о трех заволжских старцах в житии Даниила Переяславского. Не случайно эти старцы, умеющие „помыслы разсужати», опытные в распознавании и оценке душевных чувств и желаний, приходят из-за Волги, где развивалось учение о помыслах, о самонаблюдении, развивалось умение следить за собой и своими мыслями, критическая оценка „помыслов»; данный эпизод, думаю я, лишний раз освещает такое, „психологическое», направление заволжского подвижничества.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИННОКЕНТИЕВ КОМЕЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на берегу р. Еды, к юго-востоку от Вологды, недалеко от места схождения дорог, ведущих в Вологду из Москвы и из Галича. Основан прп. Иннокентием Комельским в кон. XV в. О первых годах существования обители известно из «Завета» (см.: Нил Сорский. 2005. С. 320-321), составленного прп. Иннокентием перед кончиной (1491?). К этому времени в мон-ре еще не было храма. Прп. Иннокентий завещал возвести его и освятить во имя «Иоанна Предтечи, крестителя Господня, третие обретение честныа его главы, еже есть маия 25». По «Завету», кельи ушедших из мон-ря или умерших насельников оставались собственностью игумена и братии. Монахам запрещалось торговать кельями или менять их, «но кийждо в своих келиах живет». Это свидетельствует, что при жизни основателя обитель была скорее скитом, а не общежительным мон-рем. Прп. Иннокентий Комельский, с видом Спасо-Преображенского мон-ря. Миниатюра из сборника Житий Вологодских святых. Кон. XVII - нач. XVIII в. (ГИМ. Увар. 107. Л. 64) Прп. Иннокентий Комельский, с видом Спасо-Преображенского мон-ря. Миниатюра из сборника Житий Вологодских святых. Кон. XVII - нач. XVIII в. (ГИМ. Увар. 107. Л. 64) И. К. м. упоминается в разъезжей грамоте от 8 дек. 1536 г., определявшей границы владений соседнего Павлова Обнорского монастыря : «На розъезде были... Инокентьевы пустыни строитель Варлам... да Инокентиевы пустыни крестьянин Неклюд Опарин» ( Каштанов. 1996. С. 147). Последний, возможно, был основателем дер. Неклюдово, к-рая позже числилась в вотчине мон-ря. Т. о., в 30-х гг. XVI в. у И. К. м. уже была вотчина и, следов., обитель уже была общежительной. В 1538 г. территория Комельской вол. была разорена казанскими татарами, мон-рь, стоявший на дороге, по к-рой со стороны Костромы и Галича двигались татары, пострадал одним из первых. Об этом свидетельствуют Житие прп. Иннокентия и более подробно Житие прп. Павла Обнорского: «А тогда их воеводы стояли на волоку на Леском (через Лежский Волок проходила дорога, связывавшая Вологду с Галичем и Костромой.- И. Ш.), и пришли во Инокентиеву пустынь безвестно, и ту церковь великого Иоанна Предтечи сожгли и келии, и три старца посекли. И... христиан пустыни тоя мечю предаша, а иные в плен отведоша. Неции же от них убежаша, многие раны о себе носящее, бежаша ко обители преподобного Павла и возвестиша вся ту живущем» (ГИМ. Увар. 1247(107) (134). Л. 64 об.). Т. о., к моменту нашествия казанских татар церковь, которую завещал построить прп. Иннокентий, уже существовала, в монастыре кроме строителя жили не менее 3 старцев, значительным было число принадлежавших обители крестьян.

http://pravenc.ru/text/389615.html

Павел оставил обитель Рождества Христова и перешел в Радонежский монастырь к преподобному Сергию. Много лет провел преподобный Павел в келейном послушании у великого Сподвижника чудотворца Радонежского, и потом поселился близь Монастыря в пустыне, где провел пятнадцать лет в безмолвном уединении. По временам, некоторые из братии Радонежского Монастыря посещали Богоугодного отшельника Павла. Такие посещения утомляли преподобного. Он просил благословения преподобного Сергия на отшельническую жизнь в пустыне, в местах безлюдных и более отдаленных. Святитель благословил его на новое подвижничество и дал ему в дар медный, литой крест. С этим благословением своего великого учителя, преподобный Павел пришел в пределы Вологодской губернии и там, в Комельском лесу, на реке Грязовице, поселился в дупле липового дерева. Три года, под защитою креста Господня, провел он в таком житии, которое не понятно разуму человеческому. По прошествии трех лет, вероятно по внушению Божьему, преподобный перешел к реке Нурме, в 53-х верстах от Вологды и в 11-ти от Грязовца, в бывшей Обнорской волости, построил себе, на небольшой горе, лиственную хижину, выкопал колодец и поселился там, по прежнему избегая человеческого общества. Промысел Божий судил иначе. В той же Обнорской волости, на утесистом берегу реки Нурмы, в лесных местах, в четырех поприщах от преподобного Павла, игуменствовал преподобный Сергий в монастыре им основанном, известном под именем Нуромского Спасского. Преподобный Сергий, родом грек, пришел в Россию с горы Афонской в обитель преподобного Сергия Радонежского и был некоторое время учеником его. Проведав о новом пустынножителе, преподобный Сергий пошел к преподобному Павлу. Он застал отшельника кормящим из рук своих множество птиц, часть которых доверчиво сидела на голове и на плечах Угодника, около него стоял медведь и бегали лисицы и зайцы, и разные лесные животные. Преподобный Павел, окруженный животными и птицами, не враждовавшими между собою, напоминал первобытное, блаженное житие не погрешившего еще Адама.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Юношеское. Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Церковь. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:1867. Адрес: Вологодская область, Грязовецкий район, с. Юношеское, Павло-Обнорский монастырь Координаты: 58.761123, 40.338362 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1994 году обитель была возвращена Церкви. В пустующем Павло-Обнорском монастыре начала возрождаться иноческая жизнь. Постепенно в нём стала обустраиваться духовная жизнь и налаживаться хозяйство. С 1994 до 2003 года монастырь  был подворьем Спасо-Прилуцкого монастыря. 5 июня 1998 года Высокопреосвященнейшим архиепископом  Вологодским и Великоустюжским Максимилианом  был освящен трапезный храм во имя Успения Божией Матери, возобновлены регулярные богослужения. С 27 декабря 2003 года указом Синода — монастырь становится самостоятельным, а 8 июня 2004 года получает юридический статус. 23 января в обители совершается празднование памяти преподобного Павла Обнорского.  В 1529 году, во время своего путешествия по Северу, монастырь посетили Василий IV Иоаннович с Еленой Глинской и вскоре, в 1536 году, закладывается Успенский собор «о чем говорит надпись на храмозадатном кресте». В 1538 году татары сожгли монастырь «за исключением каменных строений» (в некоторых источниках – за исключением храмов), что говорит: во-первых, что строительство Успенского комплекса практически завершено, во-вторых, указывает на особую роль, предназначавшуюся Павлову монастырю, так как уже в 1539 году строительство Успенского трапезного комплекса почти завершено, что немыслимо без помощи центра после разграбления. После посещения Иваном Грозным монастыря в 1545 году по его повелению и при его содействии в 1546 году возводится храм над сенью преподобного Павла Обнорского. Итак, в XVI веке, Павло-Обнорский монастырь – крупный центр с комплексом каменных построек. Кроме трех храмов, по некоторым данным, к концу XVI века может быть отнесено и строительство корпуса к югу от Успенского собора (в настоящий момент сохранился первый ярус – каменные подвалы).

http://sobory.ru/article/?object=05789

10/23 Святителя Григория, епископа Нисского (после 394). Преподобного Дометиана, епископа Мелитинского (601). Святителя Феофана, Затворника Вышенского (1894). Преподобного Павла Комельского (Обнорского) (1429). Тропарь общий святителю Григорию и преподобному Дометиану, глас 4 Боже отец наших,/творяй присно с нами по Твоей кротости,/не остави милость Твою от нас,/но молитвами их/в мире управи живот наш. Кондак святителю Григорию, епископу Нисскому, глас 1 Оком душевным бодрствуя, святителю,/бодр пастырь явился еси миру,/и жезлом мудрости твоея, и теплым предстательством твоим/вся отгнал еси злославныя, яко волки,/невредно соблюл стадо,/Григорие премудре. Ин кондак, глас 2 Церкве Божественный иерарх,/и премудрости честный тайноглагольник,/Ниссийский бодрый ум, Григорий,/со ангелы ликовствуя/и наслаждаяся Божественным светом,/молится непрестанно о всех нас. Тропарь святителю Феофану, Затворнику Вышенскому , глас 8 Православия наставниче,/благочестия учителю и чистоты,/Вышенский подвижниче святителю Феофане богомудре,/писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси/и всем верным путь ко спасению указал еси,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас 4 Богоявлению тезоименитый,/святителю Феофане,/учении твоими многия люди просветил еси,/со ангелы ныне предстоя престолу Святыя Троицы,/моли непрестанно о всех нас. Величание Величаем тя,/святителю отче Феофане,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобному Павлу Комельскому (Обнорскому), глас 1 Божественною любовию от юности распалаемь, Павле преподобне ,/вся, яже в мире красная, возненавидев,/Христа единаго возлюбил еси,/и сего ради во внутреннюю пустыню вселился еси,/со зверьми жити весь Христу./Отонудуже и Всевидящее бко, твоя труды видев,/даром чудес и по преставлении обогати тя./Темже вопием ти:/моли непрестанно о всех нас,/честную память твою присно в песнех почитающих. Кондак, глас 8 Все твое умное желание к Богу вперив,/и Тому невозвратно от души последовал еси, в пустыню вселився,/и тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению./Сего ради и Христос тя прослави, и даром чудес обогати./Темже вси вопием ти:/радуйся, Павле преподобне , пустынный жителю. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Павле,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Читать далее Источник: Полный тропарион : Тропари, кондаки и величания на праздники Господни, Богородичны, святых угодников Божиих и икон Божией Матери на каждый день года/[Сост.: Т. С. Олейникова]. - М. : Ставрос (Тип. АО Мол. гвардия), 2003-./Кн. 1. 2003. – 429 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Распространенной практикой, которая нашла отражение в житийной лит-ре, был уход за ограду общежительного мон-ря для аскетических подвигов. Место уединения, «отходная келья», могло располагаться недалеко от обители либо в глухой и безлюдной «пустыне». Многочисленные пустыни нередко становились впосл. мон-рями, некоторые из них сохранили слово «пустынь» в названии ( Карбасова, Руди. 2011. С. 225). Цель пребывания подвижника в «отходной келье» - безмолвие и общение с Богом, как об этом говорит Житие Павла Обнорского: «Бе святый любя зело молчание, темже въ отходной своей келии пребываше въ безмолвии, всех земныхъ вещей и человеческаго съвокуплениа отлучаяся, исхождаше от братии, единь затворяяся, любя и желая конечное безмолвие, и упражняшеся въ молитвах и слезах выну» (Жития Павла Обнорского и Сергия Нуромского: Тексты и словоуказ./Сост.: И. В. Азарова и др.; под ред. А. С. Герда. СПб., 2005. С. 93; Карбасова, Руди. 2011. С. 230). Характерным примером такого рода К. являются ближняя и дальняя «пустыньки» прп. Серафима Саровского. В дальней «пустыньке», находившейся в неск. километрах от Саровской обители, в к-рой был пострижен святой, он прожил с 1794 по 1810 г. С пребыванием в этой К. связаны известные эпизоды жизни прп. Серафима, такие как 3-летнее стояние на камне, нападение на него разбойников. В ближнюю «пустыньку» преподобный в 1825-1826 гг. ежедневно приходил из Саровской обители для уединения и молитвы ( Серафим (Чичагов), архим. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. М., 2002. С. 193). После кончины святого обе его К. из «пустынек» как реликвии были перенесены в Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь . Келья прп. Иринарха, затворника. XVII в. Борисоглебский мон-рь в Ростове Великом. Фотография С. Прокудина-Горского. Нач. ХХ в. Келья прп. Иринарха, затворника. XVII в. Борисоглебский мон-рь в Ростове Великом. Фотография С. Прокудина-Горского. Нач. ХХ в. Со 2-й пол. XVII в. в связи с борьбой с расколом пустынножительство не поощрялось. Начиная с правления имп. Петра I, гос-во стремилось контролировать все формы монашеской жизни. Постановлением, содержащимся в «Прибавлении к Духовному регламенту» 1722 г., строго запрещалось строительство «скитов пустынных»; отшельники-одиночки стали подвергаться гонениям как со стороны гос-ва, так и со стороны монастырских властей. Появилась тенденция к укрупнению мон-рей. «Прибавление...» запрещало игуменам держать в обителях «затворников-ханжей». После смерти монаха его К. и др. имущество переходило во владение мон-ря. Новый монастырский порядок исключал любые возможности самовольного отшельничества. Монастырский приказ был обязан разыскивать беглых и бродячих монахов и заковывать в кандалы.

http://pravenc.ru/text/1684163.html

Сей преподобный пришел со св. гор Афонских в Россию, и поселился в пределах Радонежской области, в обители преподобного Сергия Радонежского, который тогда находился еще в живых. Долгое время жил сей преподобный у соименного себе преподобного, научаясь примером святой его жизни, показывая и собою пример другим. Когда стала распространяться, в народе слава о добродетельной жизни угодника Сергия Обнорского, тогда он, избегая славы человеческой, с благословения Серия Радонежского, отшел в пределы Вологды, поселясь в лесу, близ реки Нурмы, недалеко от пустыни св. Павла Обнорского, который проводил тогда уединенную жизнь, без братии. Выбрав в лесу удобное себе место, и водрузив на оном Св. Крест, сделал преподобный Сергий себе малую келлию, где и прожил в подвигах немалое время. Слава о преподобном скоро разнеслась по всем окрестностям, и начали посещать его многие, ища у него доброго совета, принося ему потребное для жизни телесной, а были и такие, кои желали жить и трудиться вместе с преподобным. Число его братии достигло по немного до 40 человек, и создалась мало по малу обитель с храмом во имя Спаса Всемилостивого. В трудах и спасительных беседах с св. Павлом Обнорским протекала жизнь преп. Сергия до глубокой старости. Пред исходом из жизни сей, преподал преподобный наставления братии в добродетели, и напутствован будучи Таинствами Церкви, почил о Господе. Мощи святого положены были близ созданного им храма. 30 октября Память св. мученицы Анастасии Селунской Св. Анастасия – дочь родителей христиан, из города Солуня, осталась по смерти отца и матери трехлетнею сиротою. Одна игуменья взяла ее в свой монастырь, где учила ее истинам христианским, приготовляя к принятию иночества. Когда Анастасии исполнилось 12 лет, было воздвигнуто гонение на христиан, однажды ворвались в монастырь тот, языческие воины, сломав ворота монастырские, все инокини, услышав шум, разбежались в страхе, куда кто мог, не успела скрыться одна святая Анастасия. Мучители-воины связали юную страдалицу и привели ее к своему начальнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Наибольшее внимание на протяжении всех лет издания уделялось местной церковной истории, что объяснялось личным интересом Н. И. и И. Н. Суворовых, обилием старинных памятников в пределах епархии и наличием уже в сер. XIX в. значительной посвященной им лит-ры, в т. ч. не изданных прежде сочинений митр. Евгения (Болховитинова) и трудов учрежденного в 1851 г. епархиального церковного историко-статистического комитета. Так, Н. И. Суворов составил или прокомментировал работы: «Об иерархах бывшей Великоустюжской епархии» (1865-1873), «Вологодский летописец» (1873), «Устюжский летописец» (1874), «История г. Сольвычегодска», составленная в 1789 г. А. Соскиным (1881-1882), «О бывшей Великоустюжской семинарии и современных ей духовных училищах в Тотьме, Лальске, Сольвычегодске и Яренске» (1887), «75-летие Вологодского духовного училища» (1889), историко-статистическое описание почти всех мон-рей и мн. древних приходских церквей. Заслуживает внимания ст. П. И. Савваитова «Об учреждении Вологодской епархии» (1865. 5, 6). В журнале публиковались биографии Вологодских и Великоустюжских архиереев, мн. др. местных церковных деятелей, жизнеописания свт. Стефана Пермского (1871, 1896), блаженных Прокопия Устюжского (1865), Иоанна Устюжского (1894), преподобных Сильвестра Обнорского (1864, 1866), Димитрия Прилуцкого (1865, 1901), Феодосия Тотемского (1866, 1867, 1887, 1896), Иоасафа Каменского (1867, 1893), Галактиона Вологодского (1867, 1901), Арсения Комельского (1869), Павла Обнорского (1870), Дионисия Глушицкого (1870, 1900, 1901), Вассиана Тиксненского (1897), Кассиана и Григория Авнежских (1900), Киприана Устюжского (1900), Агапита Маркушевского (1905), Стефана Махрищского (1906). Важным источником для истории приходской жизни православных и старообрядцев являются описания поездок епархиальных миссионеров и их дневники (см., напр.: Заплатин А. Записки епархиального миссионера - 1914. 7-9, 11, 12, 20), др. материалы местных корреспондентов (см., напр.: Этнографические наблюдения в Кадниковском уезде - 1907. 11, 12, 22).

http://pravenc.ru/text/155167.html

Это ли не величайшая милость Господня не только для Павло-Обнорского монастыря, но и для всего севера Русской земли, что Великий Самодержец необъятного царства, отеческим сердцем Своим разделивший скорбь малой обители о постигшем ее несчастий, Своим священным даром восхотел изгладить даже самую тень печального воспоминания о нем, выражая Свое царственное благовнимание к древним святыням нашей родины, под сенью которых созидалась и окрепла она в могущественное государство, и этим сказать Своим верноподданным, что Его отеческому сердцу понятна и близка всякая их истинная скорбь?! И не выразилось ли здесь глубочайшее смирение Боговенчанного Царя , благоговейно склоняющего Свою Державную Главу пред святынею при жизни своей безвестного отшельника дебрей Комельского леса! Таков Благочестивейший наш Государь Император, великий в своем глубочайшем христианском смирении, и таков молящийся о державе Его преподобный Павел Обнорский! Так хранит и печется преподобный Павел об обители, возросшей на месте его пустынных подвигов, на земле, некогда орошенной его молитвенными слезами! Ко гробу св. угодника Божия притекали с своими молитвами и жертвами и русские венценосцы, и архипастыри наши, и простой народ. Приходят и ныне ко гробу его верные чада св. православной Церкви, и у подножия священной раки его слагают свои нужды и скорби, почерпая отсюда благодатные утешения. Да будет же и на нас милость и благословение Господне, молитвами и предстательством добре Ему благоугодившего преподобного и Богоносного Отца нашего Павла Обнорского! II. Преподобный Сергий Нуромский Как светлые, благодатные звезды, сияют свв. Божии угодники в различных пределах Богохранимой Державы Российской, указывая людям путь к небу, к Богу, к вечной радости, ни преполовения своего, ни конца не имущей. И богоугодная жизнь их служит нам, грешным и убогим странникам и пловцам бурного моря житейского, путеводным светильником к общему нашему отечеству небесному. Такова жизнь и труды преподобного отца нашего Сергия, Нуромского чудотворца, пятьсот лет тому назад (7 октября 1412 г.) преставившегося ко Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010