Освящение же и послание в мир обозначает то же, что и рождение, потому что в этом именно смысле это выражение употребляет апостол Павел в начале послания к Римлянам, говоря об Иисусе Христе: «Который по плоти соделался от семени Давидова, Который предназначен Сыном Божим по духу освящения» ( Рим. 1:3–4 ). Итак, первый ответ Христа на обвинение в богохульстве состоит в том, что Он не может быть обвиняем в этом преступлении даже в том случае, если бы, будучи простым человеком, Он назвал Себя Богом, а тем более Он свободен от него, как Сын Божий, по природе 2239 . Во-вторых, Иисус Христос в доказательство Своего истинного Божества ссылается на Свои дела: «Если Я не творю дел Отца Моего, – говорит Он, – не верьте Мне, а если творю, то, когда вы не верите Мне, верьте делам, чтобы познать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем» ( Ин. 10:37–38 ). Но сила чуждой природы не может равняться с силой Божией, и дела твари не могут быть сравниваемы с делами Божиими. Христос же творит дела Отца, и это свидетельствует о Его Божественной природе. «Ибо Сын Божий в силу рождения имеет в Себе все, что принадлежит Богу, и потому дело Сына есть дело Отца, так как рождение, с одной стороны, пребывает не вне той природы, из которой имеет бытие, с другой – содержит в Себе природу, из которой происходит» 2240 . Истинное Божество Сына выражается и в том, что Он есть праведный Судия. Он есть Тот именно Господь, Который одождил огонь и серу на Содом и Гоморру ( Быт. 19:24 ). Авраам называет Его праведным Судией ( Быт. 18:25 ). Но «необходимо праведный Судия есть и истинный Бог». «Отними, – обращается Иларий к арианину, – у Сына, что Он есть Судия, чтобы отрицать, что Он истинный Бог» 2241 . Об этом же говорит и Новый Завет : «Отец не судит никого, но весь суд предал Сыну» (Ин, 5:22). В этих словах указана и природа и рождение, потому что все иметь может только неразличимая природа и рождение не может иметь ничего, кроме данного. Дан же весь суд, потому что животворит, кого хочет. «Из того, что Сам Отец не судит никого, не может быть усматриваемо, что у Него отнят суд, потому что суд Сына вытекает из суда Отца, ибо от Отца дан Ему всякий суд» 2242 . Наконец, равенство Отца и Сына по природе вытекает из единства их силы и чести, о чем засвидетельствовал Сам Христос в словах: «Отец весь суд отдал Отцу, чтобы все чтили Сына, как чтут и Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит Отца, пославшего Его» ( Ин. 5:22–23 ). «Нет различия между вещами, если не отличаются они в чести. Одинаковым вещам прилично и одинаковое почитание. В противном случае высшая честь незаслуженно оказывается низшим или к поношению высших низшее уравнивается с ними в чести. Если Сын тварь и мы оказываем Ему почитание, равное Отцу, то этим наносим оскорбление Ему, воздавая только такую честь, какая прилична твари. Но так как Сын, рожденный от Отца, равен Ему по природе, то уравнивается и в чести» 2243 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

После этих предварительных разъяснений Иларий приступает к истолкованию приведенных слов апостола Павла. Концу предшествует упразднение всякого начальства и власти и покорение под ноги Его всех врагов Его. Упразднение и покорение – не одно и то же. Упразднение начальства есть уничтожение власти «князя мира сего и духов злобы поднебесной» 2680 . Покорение же относится к врагам Креста Христова – иудеям ( Рим. 11:28 ), об обращении которых говорит апостол Павел ( Рим. 11:26 ). За покорением врагов следует победа над последним врагом – смертью. Победа над смертью есть не что иное, как воскресение из мертвых В покорении врагов побеждается смерть, и после победы над смертью наступает вечность блаженного бессмертия, когда Христос преобразит тело смирения нашего по образу тела славы Своей. В этом изменении смертной природы и будет состоять покорение всех Христу 2681 , Когда таким образом все покорится Ему, тогда и Сам Христос покорится Отцу, покорившему Ему все, т. е. в том же смысле, в каком мы покоримся Его царствующему телу, и Он, царствуя в славе тела, покорится Покорившему Ему все. Мы же покоримся славе Его тела, став сообразными Ему и облекшись в Его светлость 2682 . Но прославленное тело Христа есть Его Царство. Сказав апостолам, что есть некоторые из предстоящих, которые не узрят смерти, пока не увидят Сына Человеческого, грядущего в Царстве Своем ( Мф. 16:28 ), Христос по истечении шести дней берет с Собой избранных учеников и показывает им это Царство в Своем преображенном, прославленном и царствующем теле ( Мф. 172 ). Обещая апостолам участие в славе Своей, Господь говорит: «Пошлет Сын Человеческий ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и творящих беззаконие и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов. Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» ( Мф. 13:41–43 ). Отсюда видно, что в конце века отнимутся от Царства Его все соблазны. Таким образом, Господь в прославленном теле будет царствовать, пока не отнимутся соблазны, и верующие будут сиять, как солнце, по подобию тела славы Его в Царстве Отца 2683 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

После этих предварительных разъяснений Иларий приступает к истолкованию приведенных слов апостола Павла. Концу предшествует упразднение всякого начальства и власти и покорение под ноги Его всех врагов Его. Упразднение и покорение – не одно и то же. Упразднение начальства есть уничтожение власти «князя мира сего и духов злобы поднебесной» (ib., 32). Покорение же относится к врагам креста Христова – иудеям ( Рим. 11, 28 ), об обращении которых говорит апостол Павел ( Рим. 11, 26 ). За покорением врагов следует победа над последним врагом – смертью. Победа над смертью есть не что иное, как воскресение из мертвых. В покорении врагов побеждается смерть, и после победы над смертью наступает вечность блаженного бессмертия, когда Христос преобразит тело смирения нашего по образу тела славы Своей. В этом изменении смертной природы и будет состоять покорение всех Христу (De Tr. XI, 35). Когда таким образом все покорится Ему, тогда и Сам Христос покорится Отцу, покорившему Ему все, т. е. в том же смысле, в каком мы покоримся Его царствующему телу, и Он, царствуя в славе тела, покорится Покорившему Ему все. Мы же покоримся славе Его тела, став сообразными Ему и облекшись в Его светлость (ib., XI, 36). Но прославленное тело Христа есть Его Царство. Сказав апостолам, что есть некоторые из предстоящих, которые не узрят смерти, пока не увидят Сына Человеческого, грядущего в Царстве Своем ( Мф. 16, 28 ), Христос по истечении шести дней берет с Собою избранных учеников и показывает им это Царство в Своем преображенном, прославленном и царствующем теле ( Мф. 17, 1–2 ). Обещая апостолам участие в славе Своей, Господь говорит: «Пошлет Сын Человеческий ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и творящих беззаконие и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов. Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» ( Мф. 13, 41–43 ). Отсюда видно, что в конце века отнимутся от Царства Его все соблазны. Таким образом, Господь в прославленном теле будет царствовать, пока не отнимутся соблазны, и верующие будут сиять, как солнце, по подобию тела славы Его в Царстве Отца (De Tr.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/il...

Св. Василий говорит о мире и единении, как об основном законе жизни ангелов. «У ангелов нет ни ссоры, ни любопрения, ни недоразумения; каждый пользуется собственностью всех и все вмещают в себе всецелые совершенства, потому что ангельское богатство есть не какое-нибудь ограниченное вещество, которое нужно рассекать, когда требуется разделить его многим, но невещественное стяжание и богатство разумения. И посему-то совершенства их, во всяком пребывая всецелыми, всех делают равно богатыми, производя то, что собственное обладание у них несомненно и бесспорно» 487 . Будучи сам миром и единением, окруженный хором ангелов, Бог и людей создал для мира, любви и согласия. Но это первозданное единение было разрушено грехом человека. «У людей не было бы ни разделения, ни раздоров, ни войны, если бы грех не рассек естества» 488 . «С того времени, – говорит св. Григорий Богослов , – как появились зависть и раздоры, как началось коварное владычество змия, непрестанно и неприметно привлекающего нас к злу лакомой приманкой удовольствия, и вооружающаго дерзких людей против слабых, – с того времени расторглось родство между людьми, отчуждение их друг от друга выразилось в различных наименованиях званий, и любостяжание, призвав и закон на помощь своей власти, заставило позабыть о благородстве естества человеческого» 489 . Целью искупительной деятельности Христа Спасителя служило восстановлено первоначального мира и согласия разумных существ – примирение людей с Богом и между собою. «Будучи врагами, – говорит апостол Павел, – мы примирились с Богом смертию Сына Его» 490 . Примиривши человека с Богом, Спаситель упразднил исконную вражду между иудеями и язычниками, составивши из всех народов как бы одного человека. «Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, – и в одном теле примирить обоих с Богом, посредством креста, убив вражду на нем» 491 . «Цель божественнейшего Провидения, – говорит св. Максим Исповедник , – состоит в том, чтоб чрез истинную веру и духовную любовь снова соединить тех, которые разъединены грехом, Ибо Спаситель пострадал для того, чтобы чад Божиих рассеянных собрать во едино. Поэтому тот, кто не желает переносить бедствий, терпеть печалей и кто избегает трудов, тот стоит вне божественной любви и цели Провидения» 492 . б) Первообраз единения, которым служит Св. Троица и жизнь ангелов на небе, есть жизненная задача членов Церкви, как единого богоучрежденного общества верующих. Теснейшее и ненарушимое единение членов Церкви есть самый существенный ее признак. Это свойство Церкви упоминается на первом месте в символе веры .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/es...

«Свидетели» отвергают божественность Второй ипостаси Пресвятой Троицы – Бога Сына и Третьей – Бога Духа Святаго, признавая только Бога Отца. Интересное замечание по этому поводу есть у В. Скрипникова: «Если Сам Господь Иисус Христос , точно передавший нам учение Бога Иеговы, научил нас, что крестить надо не в три имени, а в одно, следовательно, Отец, Сын и Св. Дух имеют ОДНО ИМЯ, а это значит, что они имеют и одну сущность, одни свойства. Если бы Христос мыслил по-иеговистски, Он бы сказал это иначе: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Бога Иеговы, во имя Сына, как первого творения, и во имя Св. Духа, как Энергии Иеговы». Но Христос мыслил не по-иеговистски и поэтому сказал иначе». 6 1Ин.5:7 : Святой апостол и Евангелист Иоанн Богослов говорит: «Три свидетельствуют на небе: Отец. Слово и Святый Дух: и Сии Три суть Едино». 1Кор.13:13 : Апостол Павел заканчивает свое послание словами: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и Любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами». Полезно также помнить, что еврейское слово Бог – «Элогим» употребляется только во множественном числе, так как не имеет единственного числа. Церковь учит, что Св. Дух – третье лицо или третья ипостась Св. Троицы – личность, истинный Бог , во всем равный Отцу и Сыну, предвечно исходящий от Отца и дающий жизнь всему живущему, а не некая безликая энергия, как считают иеговисты. О богочеловеческой природе Иисуса Христа Как известно, иудейские первосвященники и книжники не признали Иисуса Христа Богом, Спасителем и предали Его на распятие. Но не только иудеи, но и некоторые христиане сомневались в божественности Мессии. Эту мысль впервые выразил Арий, ересь которого была осуждена на первом и втором Вселенских Соборах (в 325 и 381 гг.). Арий не мог согласиться с тем, что могущественный Бог настолько умаляет Себя нашего ради спасения, что Сам становится человеком. Он учил, что Сын Божий не равен Отцу, Он не является вечным Богом, а сотворен Им. Рассел пошел в своих измышлениях дальше. В своей «Арфе Божией» он говорит, что у Бога, в сущности, было два сына – Иисус и Люцифер (сатана).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-lozhno...

Слово о содействии прежде всего направляю к ближайшим моим сотрудникам, – пастырям церкви Алеутской. В сию страну вступаю я впервые, мало зная ее. Вы же трудитесь здесь давно, раньше меня; многие из вас сроднились с нею, а иные и родились в ней. Уповаю, что в предстоящем служении моем вы окажете мне великую услугу своим знанием сего края и людей его, своим опытом, явитесь для меня воистину сотрудниками, мужами совета и разума. О содействии и сотрудничестве мне прошу не только пастырей, но и всю мою паству возлюбленную. Церковь Христову св. Ап. Павел мудро сравнивает с телом, а в теле не один член, но много ( 1Кор.12:14 ), и они имеют не одно и то же делание ( Рим.12:4 ), но каждый свое: око – свое, рука – свое, и каждый член необходим и не может обойтись без другого, все они пекутся друг о друге, и нет распри в теле ( 1Кор.12:21,25,26 ); так и вы, братие, тело Христово и уди отчасти (ст. 27), и комуждо вас дадеся благодать по мере дарования Христова ( Еф.4:7 ), дадеся к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова (ст. 12). Посему вы с истинною любовию возращайте в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви (ст. 15–16). Еще св. Златоуст говорил: «не слагайте все на духовных; вы и сами многое можете, вы знаете друг друга лучше нас»... Посему и вы, братие, назидайте друг друга: вразумляйте безчинныя, утешайте малодушныя, заступайте немощныя, долготерпите ко всем; блюдите, да никтоже зла за зло кому воздаст, но всегда доброе гоните друг ко другу и ко всем ( 1Сол.5:4–15 ). Бог же всякия благодати, призвавый вас в вечную Свою славу о Христе Иисусе, Той да совершит вы, да утвердит, да укрепит, да оснует. Тому слава и держава во веки веков, аминь ( 1Петр.5:10–11 ). 11/23 декабря 1898 г. г. Сан-Франциско Речь Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского, при вступлении на архиерейскую кафедру. Сан-Франциско, 1898.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Таким образом, о жизни собственно бессмертной, т. е. о жизни вечного нетления, ламаизм не знает ничего. Идея такой жизни совершенно чужда ламайскому мышлению, ибо ни на чем ламаизм столько не настаивает, как на том учении, что нигде нет какого-либо постоянного бытия: на небе ли то или на земле, или в аду. И так, как по ламайскому учению существование, где бы то ни было и в какой бы то ни было, форме всегда заключает в себе и страдание, то значит само существование, сколько бы оно не продолжалось, есть зло и следовательно, вечное существование было бы вечным злом. А потому, ламаизм не может утешать своих последователей теми словами, какими утешает христианство своих последователей. «Не хочу, – говорит боговдохновенный св. Апостол Павел, – оставить вас, братья, в неведении о умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде, потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. И так утешайте друг друга сими словами» ( 1Сол.4:13–18 ). 7. Ламайское нравоучение Самым блестящим доказательством того, что ламаизм не имеет или не признает Бога в христианском смысле этого слова, и что такие понятия, как: творец, премудрый, всеблагой, всемогущий и т. д., составляют простое позаимствование и искажение христианских понятый, или просто вставку в ламайское учение не в меру услужливых европейцев, служит его нравоучение. В христианстве, которое ясно и твердо признает бытие живого и личного Бога, Творца и Промыслителя вселенной, и всесовершенную, и благую волю Которого поставляет регулятором нравственной жизни и деятельности человека, обязанности по отношению к Богу занимают первое место в ряду всех нравственных обязанностей человека. На вопрос законника: какая заповедь большая в законе, Господь ответил: «возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душею твоею, и всею мыслью твоею. Сия есть первая и большая заповедь. Вторая же подобна ей: возлюбиши искреннего твоего, яко сам себе. В сию обою заповедью весь закон и пророцы висят» ( Мф.22:36–40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vasilevi...

«утилитаризм» – начало пользы и выгоды, в существе дела то же эгоистическое начало, сверх того еще обесценивающее и обездушивающее самые благородные свойства души – великодушие, прощение, любовь ко врагам и др. и, в конце концов, переходящее в желание воспользоваться от жизни возможно большими удовольствиями. Обратимся, наконец, к Церкви, как наивысшему союзу или обществу людей, предназначенных для вечно-блаженной жизни в Царствии Божием. Вот тут-то любовь христианская и получает свою величайшую степень и силу, завершаясь и успокаиваясь во всеобъемлющем центре – Боге-Богочеловеке Господе нашем И. Христе. Церковь для того и основана, чтобы сохранять истину православной веры и, чрез истинную любовь, единение людей друг с другом, без различия пола, возраста, звания, состояния, народности и племени, без различия места и времени ( Гал. 3:28 ), всех и вся соединить в неразрывный союз любви и через ту же любовь – с Господом И. Христом, ее Основанием и Главою, при посредстве обитающего как в каждом члене, так и во всей Церкви Духа Божия. Но это еще не все. Церковь становится посредницей между Богом и человеком, возводя последнего к теснейшему союзу с Богом. Церковь , стало быть, есть еще более прочный и сильный организм, тело – тело самого Спасителя – Христа. Прекрасно об этом пишет Ап. Павел в I посл. к Коринфянам: «Теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна: или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее. И которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех прилагаем более попечения. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение. Дабы не было разделения в теле, а все члены заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним (и) все члены, славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы тело Христово, а порознь члены», – заключает Апостол ( 1Кор. 12:20–27 .). Очевидно, что опять одна любовь скрепляет всех верующих в единое тело, побуждая их «хранить единство духа в союзе мира» ( Еф. 4:3 , ср.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Христос и в земной Своей жизни подчинялся Отцу. «Он уничижил Себя, был послушен до смерти» ( Фил. 2:8 ). Кто уничижил Себя, Тот по природе не низок, а Кто был послушен, Тот повинуется добровольно, поскольку, уничижив Себя, стал послушен 2307 . О Божественной природе Христа говорит и то, что идеально Ему уже подчинено то, что должно еще быть подчинено. Об этом апостол пишет: «По действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив Его на небесах, превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, каким именуются не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его» ( Еф. 1:19–22 ). Слово апостола представляет будущее уже совершившимся. Ибо что должно произойти по исполнении времен, то уже состоится во Христе, Который есть полнота Божества, и таким образом будущее обозначает не новизну. Бог все подчинил под ноги Его, хотя это еще должно быть подчинено, так что в том, что Он подчинил, выражается неизменяемость Христа, а в том, что это будет подчинено, – преуспеяние соответственно до конца следующих друг за другом веков 2308 . В изъясняемых словах апостола нужно различать упразднение властей и подчинение врагов. Под властями разумеется князь власти воздушной и его силы, имеющие быть преданными вечному огню ( Мф. 25:41 ). Упразднение противных властей означает лишение их права власти и через это уничтожение господства их царства (jus potestatis auferre ne maneat, et per potestatis evacuationem, regni est abolere dominatum). «Подчинение же, свойственное и повиновению и вере, есть доказательство уступчивости или изменения» 2309 . Если упразднение относится к власти и господству князя мира сего, то подчинение под ноги – к врагам, а кто эти враги – апостол Павел выясняет в послании к Римлянам ( Рим. 11:28 ). Это те, которые «в отношении к благовестию враги ради вас, а в рассуждении избрания, возлюбленные ради отцов». Это – враги Креста, иудеи, сохраняемые для подчинения, согласно написанному, что весь Израиль спасется 2310 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Что такое Архипастырь? Не учитель только, хотя бы и высший, в предметах веры и благочестия, не совершитель только торжественных богослужений; не судия только в делах церковных и не начальник духовного сословия, – все это так, но существо дела этим не исчерпывается. Архиерей есть высший руководитель паствы на всем пути духовной жизни, наблюдатель общественной нравственности, хранитель и защитник высших духовных потребностей и пользы народа, предстатель за его душу и совесть, пред Богом и людьми на небе и на земле. Он должен нести то служение, на тяжесть которого жаловался некогда Богу Моисей, говоря: Зачем Ты мучишь раба Твоего? Зачем Ты возложил на меня бремя всего народа? Разве я носил во чреве народ сей, и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка ( Числ.11:11–12 ). Архипастырь должен быть именно отцем, а паства детьми его. И если обратить внимание на эту сторону дела, то расставаясь с вами после 8-летнего совместного пребывания, могу ли дерзнуть сказать Господу: се, аз и дети, яже дал ми ( Ис.8:18 ). Боюсь звать вас на суд и говорить вам: приидите, истяжемся, а напротив молю вас: не внидите в суд с рабом вашим. Ибо можно быть красноречивым учителем, можно благолепно совершать богослужение, можно быть хорошим администратором, но все это еще далеко от того идеала, каковый начертан для Епископа. Вот св. Ап. Павел свидетельствует о себе, что он был всем вся, что он с изнемогающими изнемогал, имел попечение о всех церквах, ежедневно за них умирал. А я как далек от сего! Сам сознаю это и посему не без смущения ухожу от вас, ибо уподобляюсь тому евангельскому сыну, который сказал отцу своему, что он пойдет работать в винограднике, а сам не пошел ( Матф.21:30 ). Так и я обещал носить вас выну в сердце своем, и однако не всегда носил. Простите же мне, братие, сие нерадение и забвение мое, и да простит и вас Господь, если в чем погрешили против меня!» Обратившись затем частнее к Товариществу Ивана Наумовича, Владыка прибавил: «Когда я учился в Духовной Академии в Петербурге, я дважды видел о. Наумовича, – сначала, как униатского священника, а затем, как православного протоиерея. Вскоре о. Наумович скончался, но я уверен, что бессмертный дух его радуется, когда чувствует, что здесь есть Общество его имени и его заветов. От души желаю, чтобы наши братья, русские из Австрии, по примеру незабвенного о. Наумовича, взоры свои направляли к Великой Руси, и хоть бы здесь в Америке вступали в Православную Церковь и составляли с нами едино стадо под единым Пастырем Иисусом Христом».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010