Обращение Сербского Патриарха Павла к папе Римскому 11 сентября 2014 года исполняется 100 лет со дня рождения Патриарха Сербского Павла . Он родился в день Усекновения главы святого пророка Иоанна Крестителя и за два дня до праздника новомучеников Ясеновацких. Родное село Святейшего Патриарха находится недалеко от Ясеноваца , сильно пострадавшего в войну в 1990-е; разрушена и церковь, в которой крестили Патриарха. Он не понаслышке знал о страданиях сербов в Славонии – этому и посвящена его проповедь и обращение к папе Римскому Иоанну Павлу II , которые мы публикуем ниже. Патриарх Сербский Павел Патриарх Сербский Павел (Гойко Стойчевич) родился 11 сентября 1914 года (по н.ст.), на праздник Усекновения главы святого пророка Иоанна Крестителя , в славонском селе Кучанцы (в теперешней Хорватии) в крестьянской семье. Он рано остался без родителей: отец, уехав на заработки в Америку, заболел туберкулезом и умер, когда мальчику было три года; вслед за отцом умерла и мать. Гойко вырастила и воспитала тетя. Гойко окончил семинарию, затем поступил на богословский факультет в Белграде, а позже – на медицинский факультет, проучившись здесь до второго курса. Богословский факультет он закончил до того, как началась Вторая мировая война, но ему, тем не менее, пришлось заниматься и тяжелым физическим трудом, разбирая руины после бомбежек, и работать грузчиком в доках, чтобы прокормиться. Тяжелый труд ослабил его с детства хрупкое здоровье, и он был вынужден принять предложение своего школьного друга – настоятеля монастыря Святой Троицы и в 1942 году уехать в этот Овчарско-Кабларский монастырь, провести там два военных года, пережить болгарский террор в тех краях. В 1943 году он работал воспитателем и преподавал Закон Божий беженцам. Тогда же его младший брат Душан погиб от рук усташей. В своих «Воспоминаниях и размышлениях. Без осуждения, искренно, отечески» Патриарх называет этот страшный период переломным: «Когда в мою Славонию пришла усташская власть, мне, благодаря диплому богословского факультета, удалось вернуться в разрушенный Белград. Сначала работал на расчистке руин, но не мог вынести физических нагрузок и заболел. Я нашел убежище в сербских монастырях (Вуян, Святой Троицы, Благовещения и Рача). Отец Юлиан сначала повез меня в монастырь Вуян, там меня оградили от тяжелых послушаний, и я целиком отдался чтению. Летом 1945 года отец Юлиан отвез меня в монастырь Благовещение, где я принял окончательное решение о монашестве, потому что быть мирским священником и всего себя посвятить этому возвышенному служению не мог: у меня открытая форма туберкулеза, и было очевидно, что этот призыв не для меня, а я, с детства лишенный родителей, не могу иметь семью».

http://pravoslavie.ru/73518.html

Часы и будильник Патриарх Павел завещал племяннику Однажды моя покойная мама лежала в больнице, мы с Патриархом пришли раньше и нас не пускали. Мы хотели пойти и сказать – «Знаете ли вы, кто с нами пришел?», но Патриарх остановил нас. «Нет, нет. Как же мы будем исполнять большее, если малого не можем исполнить?», — сказал он нам. И терпеливо ждал два часа, пока нас пустили. 18 ноября, 2009 Однажды моя покойная мама лежала в больнице, мы с Патриархом пришли раньше и нас не пускали. Мы хотели пойти и сказать – «Знаете ли вы, кто с нами пришел?», но Патриарх остановил нас. «Нет, нет. Как же мы будем исполнять большее, если малого не можем исполнить?», — сказал он нам. И терпеливо ждал два часа, пока нас пустили. Патриарх Павел оставил завещание, которое было открыто позавчера. Завещание, как сказали в Патриархии, «дышит скромностью, которая была во всем присуща Патриарху”. Его Святейшество свое имущество завещал Сербской Православной Церкви и самым близким родным – детям своего брата Душана. Племяннику Гойко Стойчевичу и его сестре Наде патриарх оставил свои наручные часы и будильник. В завещании сказано, что патриарх хочет, чтобы его похоронили монастыре Раковица, а отпевание прошло в храме Святого Саввы. Завещание патриарха пока не разглашается, но оно кратко, по свидетельству хорошо информированного собеседника „Блица”. — Речь идее о материальных вещах , а у патриарха их практически не было. Он ничего себе не покупал. А поскольку все знали его аскетизм, трудно предположить, что он получал дорогие подарки. Величайшей ценностью патриарха была его духовность, а материальная сторона, в его духе – очень скромной – подчеркивает наш собеседник. Патриарх имел в келье свои книги, иконы. Хотя это были его личные книги, он не создавал библиотеку. — Он и когда получал что-то в подарок сразу же нес это библиотеку патриархии, так что, все, что он получил, он уже отдал Церкви. „Блиц” вчера попытался дозвониться родственникам Его Святейшества, племянником Гойко и племянницей Надой. В доме Стойчевичей, в селе Кучанцы, откуда родом сам патриарх, телефон молчал. Узнаем от соседей, что Гойко живет в Германии… В Белграде живет внучка его родного брата Душана, Снежана Милкович. Она выросла в доме бабушки Агицы, двоюродной сестре патриарха, в этом доме патриарх бывал.

http://pravmir.ru/chasy-i-budilnik-zaves...

Анастасия Рахлина. Патриарх Павел: «Останемся людьми Христа» (версия для печати)/Православие.Ru Патриарх Павел: «Останемся людьми Христа» Православие.Ru , 15 ноября 2012 г. Патриарх Сербский Павел (Стойчевич) , Анастасия Рахлина Накануне третьей годовщины упокоения Патриарха Сербского Павла, отошедшего ко Господу 15 ноября 2009 года , в Белграде издана книга «Пешком в вечность», в которой собраны проповеди и интервью человека, которого называли «живым святым» Когда мы, современные люди, тонущие во всевозможных информационных волнах и собственных искушениях, оглядываемся вокруг в поисках по-настоящему надежной опоры, не в последнюю очередь приходит на ум воспоминание о Патриархе Сербском Павле. В своей книге «О вере, неверии и сомнении» митрополит Вениамин (Федченков) написал об одной девушке 30-х, которая в окружении друзей-атеистов очень хотела потерять веру, но никак не могла, и объясняла своей матери, что это «потому, что вы про преподобного Серафима так внушили нам, что и забыть нельзя. Да и я сама теперь знаю, что всё это было, а главное, – что был сам батюшка отец Серафим . А если был отец Серафим, значит, всё это и в самом деле так и есть. Отец Серафим врать никак не мог». Мы, конечно, не хотим потерять веру, но искушаемые иногда с самых разных сторон, можем вслед за той девушкой сказать нечто подобное и о патриархе Павле: мы точно знаем, что он был. А значит, жизнь во Христе, чистая вера, нестяжание, истинная любовь, – не житийная история, а реальность сегодняшнего дня, и не только на недостижимом для большинства из нас Афоне, а в самом центре мipa, где еще совсем недавно ходил рядом с нами и служил Богу этот Святейший Патриарх. Мы все, – свидетели его христианского подвига. Со дня его упокоения прошло три коротких года, и наверно, мало найдется даже и неверующих людей, кто не видел бы, – по телевизору, в интернете или в газете, – фотографии: щупленький сутулый монах с благородным лицом и белоснежной бородой идет по улице Белграда, а какая-то прохожая удивленно озирается вслед – надо же, Патриарх!

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ [Серб. Павле] (Стойчевич Гойко; 11.09.1914, с. Кучанци, близ г. Дони-Михоляц (ныне в Хорватии) - 15.11.2009, Белград), патриарх Сербский (1990-2009). Род. в семье крестьян Стефана и Аны, рано осиротел, вместе с братом воспитывался в семье тети. Начальную школу окончил в родном селе, начальную гимназию - в г. Тузла (ныне Босния и Герцеговина), потом завершил обучение в VI старшей гимназии в Белграде. В 1930-1936 гг. учился в ДС в Сараево, по окончании к-рой поступил на Белградский богословский факультет , параллельно прослушал 2 курса на медицинском фак-те Белградского ун-та. Начало второй мировой войны встретил в Белграде, работал на стройке, но оставил работу по причине слабого здоровья. В 1941 г. был мобилизован в медицинскую часть, служил в госпитале в г. Заечар (Сербия). В 1942 г. окончил богословский факультет. С 1942 по 1944 г. жил в монастыре Света-Троица в Овчарско-Кабларском ущелье (см. в ст. Овчарско-Кабларские монастыри ). В 1944 г. работал вероучителем в доме для детей беженцев в с. Баня-Ковиляча. Спас тонувшего в р. Дрине ребенка, но получил переохлаждение и впосл. заболел пневмонией и туберкулезом. Поселился в монастыре Вуян близ г. Горни-Милановац, где через 2 года чудесным образом выздоровел. В 1946 г. с игум. Иулианом (Кнежевичем) перешел в монастырь Благовештене в Овчарско-Кабларском ущелье (см. в ст. Овчарско-Кабларские монастыри ), где в 1948 г. принял монашество с именем Павел и вскоре был рукоположен во диакона. Вместе с братией мон-ря Благовештене в 1949 г. перешел в мон-рь Рача , где жил до 1955 г. В этот период часто общался с архим. Иустином (Поповичем). В учебном 1950/51 г. преподавал церковнослав. язык и церковное пение в Духовной семинарии в Призрене. В 1954 г. рукоположен в сан иеромонаха, в том же году получил сан протосинкелла, в 1957 г. возведен в сан архимандрита. С Рождества 1955 г. проходил стажировку на богословском фак-те Афинского ун-та.

http://pravenc.ru/text/2581921.html

Календарь Материалы 15 марта 2010 г. [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] Патриарх Сербский Павел (Стойчевич) Отказ христианина нести крест есть отречение от Христа. Невозможно быть Христовым учеником без готовности к трудностям. Важно, чтобы мы не устраивали трудностей другим, а трудности, происходящие от мира, который «во зле лежит», сознательно принимали как путь, как крест свой. [Встреча с Православием/Святые и святыни] Дмитрий Лапа Британские острова и Ирландия в I тысячелетии были поистине землей святых. По всей Британии и на прилегающих к ней островах частично или полностью сохранились напоминания о древней святости: бесчисленное множество церквей, часовен, руин монастырей, монашеских келий древних святых… Среди святых угодников британских островов и Ирландии много тех, кто бросал все мирское и уходил в дикие и пустынные места молиться и плакать о своих грехах. [Интернет-журнал/Культура] Ольга Глаголева Выставка «Небеса ручной работы», прошедшая во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря, дала возможность москвичам познакомиться с уникальными памятниками, и прежде всего с расписными потолками и иконами, из храмов и часовен Русского Севера, расположенных на территории Кенозерского национального парка. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Когда Христос становится орудием земной политики, средством для получения земных богатств и славы, Он перестает быть орудием спасения. Другими словами, если кто именем Христа пытается добиться земных благ, то Он лишает того высших благ, небесных. Кто торгуется со Христом, тот приобретает самого опасного в торговле компаньона. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Иным приходит на мысль, смотря на невинность детства, полагать, что первородного греха нет, что всякий падает сам, когда приходит в возраст и встречается с противонравственными стремлениями, преодолеть которые, кажется ему, он не в силах. Падает-то всякий сам, а первородный грех все-таки есть. Апостол Павел видит в нас закон греха, противовоюющий закону ума.

http://pravoslavie.ru/archive/100315

На праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи в 1950 г в монастыре Рача принимает монашеский постриг по благословению митрополита Скопльского Иосифа, который в это время был администратором Жичской епархии. Монашеский постриг совершает игумен Иулиан (Кнежевич), а иеродиакон Павел (Стойчевич) привел его на постриг как духовный отец. В монашестве получил имя Иоанн, в честь Иоанна Крестителя. В Раче монах Иоанн закончил первый класс гимназии, в 1957 году, когда архимандрит Павел стал Рашко-Призренским епископом, закончил и остальные три класса. В 1966 году поступил на Богословский факультет, где знакомится и духовно сближается с молодым богословом Мирко Буловичем, будущим епископом Бачским Иринеем. Во время учебы Священный Синод СПЦ назначает его преподавателем в монашеском училище в монастыре Острог. В 1971 году он заканчивает Богословский факультет и направляется на учебу в Грецию в аспирантуру на Афинском университете. В конце 1974 г. по благословению Священного Синода принимает послушание управляющего Монашеского училища в Остроге, которое позднее было перемещено в монастырь Крку в Далмации. После года преподавания в ней, продолжает преподавательскую деятельность в Призренской семинарии 1978/1979 гг., в 1983 г. сдает профессорский экзамен в Белграде. В 2001 году выходит на пенсию как преподаватель семинарии. Архимандрит Иоанн (Радосавльевич) оставил богатое писменное наследие, посвященное истории, святыням и подвижникам Сербской Церкви. Его книги начитывают около 50 наименований. Архимандрит Иоанн нес послушание духовника в семинариях Белграда, Сремских Карловцах и Крагуевце. С 2005 по 2016 гг. жил в Благовещенском монастыре у Овчар Баньи, а зимы проводил обычно в Новом Саде. Последние пять лет жизни провел в монастыре Святого Стефана у Горне Жапско.      Отпевание и погребение архимандрита Иоанна 10 апреля в Леличе совершил сам Патриарх Сербский Порфирий с сонмом архиереев, среди которых немало учеников почившего. 10 апреля 2021 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/138571.html

I. Жизнь Детство Гойко Стойчевич, будущий патриарх Павел, родился в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи, 11 сентября 1914 года, в деревне Кучанцы в Славонии, которая в то время относилась к Австро-Венгерской империи, а сегодня находится в Хорватии. Его предки, выходцы из Южной Сербии, с давних пор поселились в этом регионе, где большинство жителей были сербами. Происходя из крестьянской семьи, его отец Стефан отправился на поиски счастья в Америку, но спустя некоторое время после приезда заболел туберкулезом и вернулся домой, чтобы умереть. Гойко было тогда три года, а его брат Душан только родился. Анна, его мать, вышла замуж вновь, но вскоре умерла. Маленькие сироты были поручены их бабушке и тете. Гойко потом скажет: «Мое ощущение материнской любви связано с теткой, которая заменила мне мать, и я помню ее безграничную любовь. Думаю, что когда умру, первой встречу ее, а потом всех остальных» 1 . Отсутствие отца восполнялось крепкой связью с Отцом Небесным, которая укреплялась в атмосфере благочестия его приемной семьи. Потом будущий патриарх скажет: «Когда растешь без родителей, чувство Отца Небесного переживается намного сильнее» 2 . Здоровье Гойко с детства было настолько слабое, что однажды у его изголовья даже зажгли свечу, думая, что он умер. Гимназия В каком-то смысле слабое здоровье дало ему шанс: тетя, увидев, что он не может работать в поле, по окончании начальной школы разрешила ему продолжать обучение, руководствуясь еще и тем, что Гойко проявлял большой интерес и прилежание к учебе. Он был отправлен к своему дяде по отцу, жившему в пригороде Тузлы, продолжать образование в нижней (начальной) гимназии. Перед тем он провел лето в монастыре Ораховац, в пятидесяти километрах от своей родной деревни, чтобы духовно подготовиться к новой жизни. Это пребывание в монастыре оставило след в сердце Гойко, не разбудив в нем, однако, его будущего монашеского призвания. Вспоминая этот эпизод, он пишет: «Я был не в состоянии понять всего хода богослужения, но я ощущал печать прошедших веков и наших предков, которые здесь молились; их молитвы были для меня словно бы осязаемыми, так же как их стенания и их радости. Все это запечатлелось в моей памяти, но я не мог тогда еще и представить, что мое будущее станет связано с Церковью » 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Сербская Церковь как и любая Православная Церковь не предпринимает никаких политических действий. Она почитает волю народа, когда воля и пожелание народа согласны с волей Божией. Конечно же Церковь выступает за смену власти, перемену одного правительства другим, только демократическим мирным путем. Ваше Святейшество, как спасаться человеку, живущему в современном мире, среди суеты и хаоса? Как молиться, какую избрать меру духовной жизни? Нужно идти путем Христа. Все как надо молиться изложено в молитве Господней «Отче наш» – в малом тут все сказано. Все прошения, с которыми человек может обращаться к Богу. Этой молитвой и нужно молиться Богу. Какую же избрать меру правила? Нужно начинать с малого совсем и постепенно с ростом духовной жизни избирать б о льшее. Заповеди не тяжелы для исполнения. Почему же они для нас оказываются тяжелыми? Потому что мы не имеем привычки жить по заповедям. Что легче – курить или не курить? Легче не курить, чем курить. Что легче – быть трезвенным или пьянствовать? Легче жить трезвым. Что легче – жить с соседом своим в мире или судиться с ним или ссориться постоянно? Легче жить в мире. Освободись от ненужных привычек. Живи в мире. Как часто нужно причащаться Св. Тайн современному человеку? Первые христиане причащались каждый день, чуть позже причащались каждое воскресенье и в праздничные дни, правда в те времена праздников было меньше, чем теперь. И первые христиане именовались святыми – и были святыми! Эта святость необходима была им для твердости духа в эпоху гонений. Сейчас наступила свобода для христиан – можно провести историческую аналогию – после времени равноапостольного императора Константина и его матери царицы Елены (IV век), когда была дарована свобода исповедания христианства, многие люди стали присоединяться к Церкви неискренне и через эту неискренность постепенно наступил упадок христианства. Люди перестали причащаться Св. Тайн. Свт. Иоанн Златоуст задает вопрос – «Нужно ли часто причащаться или не очень часто?», потому что в то время уже были люди, которые совсем не причащались. И отвечает на него – «Нужно причащаться ни очень часто, ни очень редко. Если ты достоин, то ты всегда достоин, а если ты недостоин причащения – то никогда не достоин..» Поэтому надо испытывать себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Stojchev...

Четыре года назад я был в Вене на праздновании 100-летнего юбилея нашей церкви Святого Савы. В газетах появились статьи о том, что я приехал в Вену, чтобы пустить миру пыль в глаза, что это я тот, кто призывает к войне за великую Сербию. На одном собрании, организованном кардиналом, мне пришлось сказать: «Мне приписывают, что это я – предводитель сербов в войне за великую Сербию. Но, если великой Сербии для того, чтобы выжить нужно преступление – я не согласен, пусть её не будет. Если малой Сербии чтобы выжить нужно преступление – пусть не будет и малой Сербии. Пусть в мире останется последний серб, пусть он сможет выжить только ценой преступления, хоть бы этим сербом был сам я – нет» Тогда один господин из публики задал мне вопрос: «Скоро выборы. За кого будет голосовать церковь ?» Я рассказал ему, что советовал народу во время первых выборов. Церковь не имеет партии, а лично я никогда ни за кого не голосовал. Я хочу объяснить Вам, что я не сторонник Милошевича, как не сторонник и никакой другой партии. Выборы прошли под контролем международных наблюдателей ОБСЕ, которые подтвердили их легитимность. Чего же теперь хотят от меня?! Я не голосовал и никого не посылал наблюдать за выборами. Они говорят, что всё честно и что Милошевич победил: значит, народ сам будет отвечать, если ошибся. Что Вы можете сказать о бомбардировках НАТО? – За пару месяцев до этого я слышал, что НАТО готовит нападение на Косово с территории Македонии. Это была бы агрессия, от которой нужно защищаться, как защищались мы от Гитлера. Но когда НАТО заявил, что отказывается от вторжения и собирается прибегнуть к бомбардировкам, нужно было сесть и как следует подумать, сможем ли мы обороняться. Если человек хочет построить дом, он для начала должен установить, имеет ли он довольно средств, чтобы закончить его. Если он начнёт дом, а потом выяснится, что ему невмочь закончить, то лучше было и не начинать. Если один царь с двадцатью тысячами воинов хочет напасть на другого царя с десятью тысячами воинов, то последний должен сесть со своими советниками и хорошо подумать, сможет ли он обороняться. Если оборониться никак нельзя, он должен, пока нападающие ещё далеко, выслать послов, чтобы они договорились и сделали уступки ради своего народа. Христос нам, верующим, сказал: «Нет больше той любви, если кто положит жизнь за ближних своих». Это о тех, кто защищает свою семью, свою свободу, Отечество, могилы предков. Но в этот раз мы неприятеля и не видели, потому что использовались и т.н. «невидимые самолёты».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Stojchev...

Орест (Чорнок (Chornok), в другой транскрипции – Хронюк), епископ, затем митрополит (с 1966 г.) Американской Карпаторосской православной епархии Константинопольского Патриархата с 1938 г. до своей кончины в 1977 г. Остапов Алексей Данилович (1930–1975), протоиерей, воспитанник патриарха Алексия I, выпускник, затем профессор МДА, секретарь Учёного совета МДА, заведующий археологическим кабинетом. Павел (Стойчевич Гойко, 1914–2009), епископ Рашко-Призренский в 1957–1990 гг., Святейший Патриарх Сербский в 1990–2009 гг. Павел I (1901–1964), король Греции в 1947–1967 гг., из династии Глюксбургов, в декабре 1923 г., в связи с победой республиканцев на выборах, уехал в Великобританию, выезжал в США, после реставрации монархии вернулся (ноябрь 1935 г.) в Грецию наследным принцем, в апреле 1941 г., после вторжения немецко-фашистских войск в Грецию, бежал на остров Крит, оттуда через Египет в Великобританию, вернулся в Грецию в 1946 г., провозглашён королём в 1947 г. после смерти старшего брата – короля Георга II. Пантелеимон (Караниколас Николас, 1919–2006), епископ Ахейский в 1958–1965 гг., в 1965–2006 гг. – митрополит Коринфский. Пантелеимон I (Папагеоргиу, 1902–1979), митрополит Солунский, правящий архиерей Фессалоникийской митрополии в 1948–1968 гг. Пападополос Ангелос , греческий адвокат, упоминается в письме в 1964 г. Папаянни (Папаяннис) Александр (не позднее 1896 – не ранее 1967), греческий предприниматель, глава фирмы «Папаяннис и К°»), занимался лесозаготовками на Афоне в Дафни, всячески поддерживал Свято-Пантелеимоновский монастырь, передавал письма с Афона владыке Василию (Кривошеину) , боролся за разрешение монастырю принимать новых иноков, в переписке его называли по-русски: Александр Ильич Папаяни. Пётр (Ладыгин Потапий Фёдорович, 1866–1957), в иночестве Питирим, схиепископ, родился в крестьянской семье, с 1894 гг. подвизался на Афоне в Свято-Андреевском скиту, пострижен в рясофор в 1896 г., в мантию – в 1898 г., возведён в сан иеродиакона в 1900 г., в сан иеромонаха – в 1904 г., в 1911–1923 гг. настоятель подворья Андреевского скита в Одессе, в 1918 г. передал Константинопольскому Патриарху уведомление об избрании в России Патриарха Тихона, на обратном пути посетил Афон и вернулся в Одессу, в 1923 г. выслан из города сначала в Одесскую область, потом в Среднюю Азию, в 1925 г. тайно хиротонисан во епископа Нижегородского и Уржумского, в 1927 г. принял схиму, принадлежал к Катакомбной церкви, многократно арестовывался и высылался, жил нелегально в разных городах, в том числе в Уфе, на Тянь-Шане, последние годы жизни провёл в г. Глазове.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010