Святейший Патриарх Сербский Павел Святейший Патриарх Сербский Павел. Фото: ФОНЕТ Святейший Патриарх Сербский Павел (Стойчевич) родился на праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя, 11 сентября 1914 года, в селе Кучанцы в Славонии (нынешняя Хорватия). В святом крещении в местном сербском храме апостолов Петра и Павла (в 1991 году разрушенном вооруженными силами Хорватии) был наречен именем Гойко. Их с братом, рано оставшихся без родителей, вырастила тетя Сенка, которой он за это был благодарен всю жизнь. Начальные классы гимназии Гойко Стойчевич окончил в Тузле, а шестигодичную семинарию – в Сараево, в 1930–1936 годах. Перед самым началом Второй мировой войны он закончил Богословский факультет в Белграде (1936–1941), при этом параллельно учился в Медицинском институте (два года, прервав учебу из-за войны). В начале войны, 6 апреля 1941 года, был вынужден бежать из своего родного села в Хорватии, захваченного немцами и хорватскими усташами, убившими его брата Душана. В Белград Гойко прибыл вместе с многочисленными сербами-беженцами, пережившими террор усташей. В начале войны, чтобы содержать себя, будущий патриарх Сербский работал строителем на белградских стройках. В 1942 году он оказался в монастыре Святой Троицы в Овчарско-Кабларском ущелье в центральной Сербии. В годы оккупации сам Господь дважды спас его от смерти, грозившей ему от немецких оккупационных войск. В 1944 году он преподавал закон Божий в г. Баня Ковиляча и воспитывал детей-беженцев из Боснии. Спасая мальчика, тонувшего в разлившейся в половодье реке Дрине, он простудился и тяжело заболел туберкулезом, но скоро чудом Божиим был исцелен в монастыре Вуян, где в благодарность Христу вырезал деревянный крест. Тогда он решил принять монашеский постриг и всю свою жизнь посвятить Господу. С юных лет от жил скромно, подвижнически, скромно питался и мало спал, но много молился. Подвиг поста, воздержания, целомудрия и молитвы совершал он, маленький и слабый, до конца своей земной жизни, всегда будучи воздержанным в еде и одежде, не имея никакой собственности, кроме небольшого количества книг, подобно святителю Василию Великому.

http://pravoslavie.ru/41617.html

архим. Сильвестр (Стойчев) Тема V. Богопознание Догматическое богословие возникло как описание и систематизация опыта богопознания, и, в конечном счете, к нему оно и должно приводить. Традиционным для православного вероучения является утверждение о существовании естественного и сверхъестественного богопознания. §9 Естественное богопознание В наименовании «естественное богопознание» (также встречается название «естественное откровение») под естественным в данном случае подразумевается природное, то есть то, что является для человека исходящим из самой его природы, а не данное извне. Епископ Сильвестр (Малеванский) , поясняя смысл утверждения о врожденной идее бытия Божьего, пишет: «Не собственными заботами и усилиями души приобретается она (идея бытия Божьего – а. С.), но дается ей уже совершенно готовою, будучи всаждена в глубину природы человеческой...» 36 Прп. Иоанн Дамаскин говорит: «Познание о том, что Бог есть, Он Сам насадил в природе каждого. И само создание мира, его сохранение и управление возвещают величие Божества» 37 . Как следует из данного текста, преподобный Иоанн, следуя предшествующей святоотеческой мысли 38 , перечисляет три источника естественного богопознания: Сама природа человеческая, точнее, самопознание 39 есть одновременно и богопознание. Апостол Павел пишет: «Вникай в себя» ( 1Тим. 4:16 ), тем самым указывая, что изучение самого себя – важный этап духовной жизни 40 . Интересным в данном контексте представляется выражение свт. Феофила Антиохийского , говорящего своему собеседнику: «Если ты скажешь: «Покажи мне твоего Бога», то я отвечу тебе: «Покажи мне твоего человека, и я покажу тебе моего Бога " ». В данном случае святитель указывает на связь между чистотой человека и его религиозными представлениями. Разумеется, что речь идет не просто о вложенной в человеческую природу идее бытия Божьего, но и о некоем нравственном законе. Бог создал человека добрым, и в человеке, несмотря на грехопадение, осталось естественное тяготение к добру, именно поэтому как неверующие, так и нехристиане, несмотря на определенную силу зла, всё же способны творить добро 41 . У апостола Павла есть такие слова: «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах» ( Рим. 2:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Святейший Павел, Патриарх Сербский, Митрополит Белградо-Карловацкий Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 57, 2010 16 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 57, 2010 сентября 1914 — †15 ноября 2009) Святейший Павел (в миру Гойко Стойчевич), 44-й Предстоятель Сербской Православной Церкви, родился 11 сентября 1914 г. (на праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи) в селе Кучанцы. В то время оно находилось на территории Австро-Венгерской империи, а сейчас находится в Хорватии. Отец его был серб, а мать — хорватка; оба они умерли, когда их сын был ещё младенцем, и воспитывала его тётя. Будущий Патриарх с детства был слаб здоровьем, поэтому его не привлекали к обычным деревенским работам, а отправили учиться. В 1929 г. Гойко окончил гимназию в Белграде, а затем поступил в Духовную семинарию в Сараево, которую окончил в 1936 г. Продолжил образование в Белградском университете, поступив сразу на медицинский и на богословский факультеты. Первый он оставил после второго курса, а второй окончил перед началом Второй мировой войны. Во время войны будущий Патриарх по приглашению своего школьного друга поселился в монастыре Святой Троицы на Овчаре и стал там послушником. Затем он преподавал детям беженцев Закон Божий в местечке Баня Ковиляча. В это время он заболел туберкулёзом; по прогнозам врачей, жить ему осталось три месяца. Гойко перешёл в монастырь Вуян, где получил от Господа исцеление. После окончания войны он в 1946 г. принял постриг с именем Павел в монастыре Благовещения на Овчаре и тогда же был рукоположен в сан иеродиакона. С 1949 по 1955 г. иеродиакон Павел нёс различные послушания в обители Рача. В 1950/51 учебном году преподавал в Призренской семинарии в честь святых Кирилла и Мефодия. В 1954 г. рукоположен во иеромонаха. С 1955 по 1957 г. изучал Священное Писание Нового Завета и литургику на богословском факультете Афинского университета. В начале 1957 г. возведён в сан архимандрита, а уже 29 мая 1957 г. был избран и в сентябре хиротонисан во епископа Рашко-Призренского (епархия расположена в Косово и Метохии) в кафедральном соборе Белграда. В своей епархии епископ Павел активно строил новые храмы и восстанавливал разрушенные или обветшавшие. Часто совершал архипастырские поездки по епархии, служил во всех её приходах. При этом Владыка не оставлял научной работы и преподавательской деятельности; особенно он заботился о Призренской семинарии, где преподавал церковное пение и церковнославянский язык. В числе его трудов — монография о монастыре святого Иоанникия Девичского. Статьи, которые он публиковал с 1972 г., были в дальнейшем объединены в трёхтомном издании “Да станут нам яснее некоторые вопросы нашей веры”, выдержки из которого были опубликованы в русском переводе. Особо следует упомянуть, что епископ Павел занимался редактированием и подготовкой к изданию многих богослужебных книг. В 1988 г. богословский факультет Белградского университета присвоил ему учёную степень доктора богословия honoris causa.

http://pravmir.ru/svyateyshiy-pavel-patr...

Молитва патриарха Сегодня состоялось погребение Сербского Патриарха Павла, который почил 15 ноября сего года. Представляется уместным кратко рассмотреть основные вехи его долгого жизненного пути. Его Святейшество патриарх Павел, сорок четвёртый Предстоятель Сербской Православной Церкви, родился 11 сентября 1914 года в селе Кучанцы. В то время оно находилось на территории Австро-Венгерской империи, а сейчас находится в Хорватии. Мирское имя его было Гойко Стойчевич. Отец его был серб, а мать — хорватка, оба они умерли, когда их сын был ещё младенцем, и воспитывала его тётя. Будущий патриарх с детства был слаб здоровьем, потому его не привлекали к обычным деревенским работам, но отправили учиться. В 1929 г. он окончил гимназию в Белграде, затем поступил в семинарию в Сараево, которую окончил к 1936 г. Вернувшись в столицу, Гойко поступил сразу на медицинский и на богословский факультеты Белградского Университета — первый он оставил после второго курса, а второй окончил как раз перед началом Второй мировой войны. Во время войны по приглашению своего школьного друга будущий патриарх поселился в монастыре Святой Троицы на Овчаре, затем преподавал Закон Божий детям беженцев в местечке Баня Ковиляча. В это время он тяжело заболел, врачи диагностировали туберкулёз и предрекали, что осталось ему лишь три месяца жизни. Гойко перешёл в монастырь Вуян и здесь получил от Господа исцеление. Уже после войны, в 1946 г. он принял монашество с именем Павел в Благовещенском монастыре и тогда же был рукоположен в диаконский сан. С 1949 по 1955 гг. служил и подвизался в обители Рача, где нес различные монастырские послушания. В 1950/1951 учебном году преподавал в Призренской семинарии в честь святых Кирилла и Мефодия. Рукоположен в сан иеромонаха в 1954 г. Затем с 1955 по 1957 гг. изучал Священное Писание Нового Завета и литургику на Богословском факультете в Афинах. В мае 1957 г. иеромонах Павел был избран, а в сентябре того же года хиротонисан во епископа Рашко-Призренского — эта епархия на Косово и Метохии. Епископ Павел активно строил здесь новые храмы и восстанавливал разрушенные или обветшавшие. Много путешествовал и служил во всех приходах своей епархии. Особенно заботился о Призренской семинарии, где преподавал церковное пение и церковнославянский язык.

http://pravoslavie.ru/32808.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ [Серб. Павле] (Стойчевич Гойко; 11.09.1914, с. Кучанци, близ г. Дони-Михоляц (ныне в Хорватии) - 15.11.2009, Белград), патриарх Сербский (1990-2009). Род. в семье крестьян Стефана и Аны, рано осиротел, вместе с братом воспитывался в семье тети. Начальную школу окончил в родном селе, начальную гимназию - в г. Тузла (ныне Босния и Герцеговина), потом завершил обучение в VI старшей гимназии в Белграде. В 1930-1936 гг. учился в ДС в Сараево, по окончании к-рой поступил на Белградский богословский факультет , параллельно прослушал 2 курса на медицинском фак-те Белградского ун-та. Начало второй мировой войны встретил в Белграде, работал на стройке, но оставил работу по причине слабого здоровья. В 1941 г. был мобилизован в медицинскую часть, служил в госпитале в г. Заечар (Сербия). В 1942 г. окончил богословский факультет. С 1942 по 1944 г. жил в монастыре Света-Троица в Овчарско-Кабларском ущелье (см. в ст. Овчарско-Кабларские монастыри ). В 1944 г. работал вероучителем в доме для детей беженцев в с. Баня-Ковиляча. Спас тонувшего в р. Дрине ребенка, но получил переохлаждение и впосл. заболел пневмонией и туберкулезом. Поселился в монастыре Вуян близ г. Горни-Милановац, где через 2 года чудесным образом выздоровел. В 1946 г. с игум. Иулианом (Кнежевичем) перешел в монастырь Благовештене в Овчарско-Кабларском ущелье (см. в ст. Овчарско-Кабларские монастыри ), где в 1948 г. принял монашество с именем Павел и вскоре был рукоположен во диакона. Вместе с братией мон-ря Благовештене в 1949 г. перешел в мон-рь Рача , где жил до 1955 г. В этот период часто общался с архим. Иустином (Поповичем). В учебном 1950/51 г. преподавал церковнослав. язык и церковное пение в Духовной семинарии в Призрене. В 1954 г. рукоположен в сан иеромонаха, в том же году получил сан протосинкелла, в 1957 г. возведен в сан архимандрита. С Рождества 1955 г. проходил стажировку на богословском фак-те Афинского ун-та.

http://pravenc.ru/text/2581921.html

Статистика Павел Сербский, патр. Патриарх Павел (серб. Павле, в миру Гойко Стойчевич, серб. 11 сентября 1914 года — 15 ноября 2009 года) — епископ Сербской Православной Церкви; с 2 декабря 1990 года Архиепископ Печский, Митрополит Белградский-Карловачский, Патриарх Сербский. Детство и образование Родился 11 сентября 1914 года на праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя в деревне Кучанцы недалеко от Доньи-Михольяц в Славонии. Семья была крестьянской. Окончил гимназию в Белграде и шестиразрядную семинарию в Сараево; учился на Богословском факультете в Белграде. Рано остался без попечения родителей: отец Стефан, серб по национальности, уехал работать в США, где заболел туберкулезом и вернулся домой умирать. Гойко тогда не было и трех лет; только что родился брат. Мать Анна, хорватка по национальности, спустя год после смерти отца, вышла замуж и вскоре умерла во время родов, брат и Гойко остались с бабушкой и теткой. Заботы о воспитании Гойко взяла на себя тетя (позднее он говорил — «Моё ощущение материнской любви связано с теткой, которая заменила мне мать и я помню её безграничную любовь, думаю, что когда умру, первой встречу её, а потом остальных»). Поскольку Гойко был очень слабым, больным ребенком, его освободили от сельских забот и позволили получать образование. Начальную школу закончил в родной деревне. Затем последовал переезд в Тузлу для обучения в средней школе с 1925 по 1929 гг., где одним из друзей молодости стал Меша Селимович. Хотя, он был по его словам склонен к техническим наукам («предметам, не требующим запоминания, как то математика и физика»), а по Катехизису имел низкую оценку, под влиянием родственников, выбор был сделан в пользу духовной семинарии. Обучался в шестилетней семинарии в Сараево с 1930 по 1936 год. Позднее обучался на Богословском факультете Белградской духовной академии, хотя в начале поступил на медицинский факультет. Одно время был старостой студентов Богословского факультета. Перед войной был секретарем министра церковных дел Воислава Янича. В 1940 году вступил в армию военным медиком в Зажичаре. Во время немецкой оккупации жил вначале в Славонии, затем возвратился в Белград.

http://lib.cerkov.ru/authors/851

I. Жизнь Детство Гойко Стойчевич, будущий патриарх Павел, родился в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи, 11 сентября 1914 года, в деревне Кучанцы в Славонии, которая в то время относилась к Австро-Венгерской империи, а сегодня находится в Хорватии. Его предки, выходцы из Южной Сербии, с давних пор поселились в этом регионе, где большинство жителей были сербами. Происходя из крестьянской семьи, его отец Стефан отправился на поиски счастья в Америку, но спустя некоторое время после приезда заболел туберкулезом и вернулся домой, чтобы умереть. Гойко было тогда три года, а его брат Душан только родился. Анна, его мать, вышла замуж вновь, но вскоре умерла. Маленькие сироты были поручены их бабушке и тете. Гойко потом скажет: «Мое ощущение материнской любви связано с теткой, которая заменила мне мать, и я помню ее безграничную любовь. Думаю, что когда умру, первой встречу ее, а потом всех остальных» 1 . Отсутствие отца восполнялось крепкой связью с Отцом Небесным, которая укреплялась в атмосфере благочестия его приемной семьи. Потом будущий патриарх скажет: «Когда растешь без родителей, чувство Отца Небесного переживается намного сильнее» 2 . Здоровье Гойко с детства было настолько слабое, что однажды у его изголовья даже зажгли свечу, думая, что он умер. Гимназия В каком-то смысле слабое здоровье дало ему шанс: тетя, увидев, что он не может работать в поле, по окончании начальной школы разрешила ему продолжать обучение, руководствуясь еще и тем, что Гойко проявлял большой интерес и прилежание к учебе. Он был отправлен к своему дяде по отцу, жившему в пригороде Тузлы, продолжать образование в нижней (начальной) гимназии. Перед тем он провел лето в монастыре Ораховац, в пятидесяти километрах от своей родной деревни, чтобы духовно подготовиться к новой жизни. Это пребывание в монастыре оставило след в сердце Гойко, не разбудив в нем, однако, его будущего монашеского призвания. Вспоминая этот эпизод, он пишет: «Я был не в состоянии понять всего хода богослужения, но я ощущал печать прошедших веков и наших предков, которые здесь молились; их молитвы были для меня словно бы осязаемыми, так же как их стенания и их радости. Все это запечатлелось в моей памяти, но я не мог тогда еще и представить, что мое будущее станет связано с Церковью » 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

архим. Сильвестр (Стойчев) Тема XI. Свойства догматов Принято выделять свойства догматов. Такая дифференциация – не наследие схоластики, как может показаться, но естественное определение основополагающих признаков, которыми обладает догмат. А. Чекановский, например, так характеризовал догмат: «Этим словом на христианском языке обозначаются истины: по своему характеру – умозрительные, по происхождению – божественные, по содержанию – касающиеся того, что составляет самое существо христианской религии, именно учение о Боге и Его отношении к миру и человеку, по значению – безусловно обязательные для всех верующих и, как таковые, хранимые и преподаваемые только Св. Церковью» 155 . Таких свойств догмата выделяют четыре: богооткровенность, вероучительность (теологичность), церковность и законообязательностъ (общеобязательность). §27 Богооткровенность Первое свойство догматов – это богооткровенность , которая является свойством по способу получения, т. е. догмат есть не плод деятельности естественного человеческого разума, а результат Божественного Откровения. Именно этим догматы в принципе отличаются от любых научных или философских истин, которые основываются на предпосылках, являющихся продуктом работы познающего человеческого разума. Все догматы основаны на богооткровенных предпосылках, которые почерпаются из Божественного Откровения. Именно этим догматическое богословие как наука отличается от философии, метафизики и различных наук о природе и человеке. Апостол Павел в Послании к Галатам так и говорит: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» ( Гал. 1:11–12 ). Поэтому любые научные и философские истины в большей или меньшей степени являются относительными и по мере развития человеческого знания могут либо вообще отвергаться, либо каким–то образом изменяться или восполняться. В отличие от них, догматы, основанные на Божественном Откровении, абсолютны и неизменны.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Скачать epub pdf «Добро пожаловать, мы рады видеть Вас и разговаривать в мире и добре, – приветствовал нас Его Святейшество Патриарх Сербский Павел в здании Патриархии в Белграде. – Я не стану представлять сербов, Православие и веру православную лучшими, чем они есть. Это бессмысленно, Бог точно знает, кто есть кто. Нет народа, в котором нет преступников ни в мирное время, а тем более во время войны. Но, представлять злодейским целый народ нельзя, нельзя весь народ называть преступным» «Вспомните о преступлениях Второй Мировой войны и что, теперь, нужно всех хорватов называть усташами, или всех мусульман такими-сякими? Есть и хорошие и плохие мусульмане, я жил с ними 10 лет и некоторые из них были моими добрыми приятелями. Гимназию я закончил в Тузле, а Семинарию – в Сараево. За время учёбы в Сараево я был председателем Общества трезвости молодёжи всех школ Сараево, в том числе и медресе Гази Хусрав-бега, где училось несколько моих друзей. Несколько лет назад Вы сказали следующее: «Потерять Косово, основу Святосавия 1 , значит поставить под вопрос и наши души и себя самих. Косово – колыбель сербской духовности и государственности, душа и сердце детей светосавских». Скажите, теперь Косово для Сербии потеряно? – В Средние века Косово для нас было центром церковной и государственной жизни. Еще святой Арсений, первый наследник святого Савы, перенес Патриархию в Печ, и там сербские архиепископы и патриархи были годами. Здесь наши важнейшие монастыри, наши величайшие достижения в истории, культуре, живописи и зодчеству. Но не как территория важно для нас Косово, хотя здесь и находятся монастыри, проповедовавшие веру, учившую жить по-человечески. Монастыри в других частях Сербии тоже делали это. Вот, чем важно для нас Косово: святой князь Лазарь и наши предки вышли на Косово не отнимать чужое, но защищать своё, не посягать на чужую свободу, но защищать свою, не налагать свою веру на других, но защищать свою. В Косовской битве 1389 г. погибли и князь Лазарь и султан Мурат. Мы держимся того принципа, что оборонительная война благословенна. Однажды у меня спросили, бывает ли праведная война. В Святом Писании говорится: «настала война на небе». Сатана, по-вашему шайтан, был ангелом, который из гордости восстал против Бога. Сейчас все сектанты, сатанисты, заявляют: «нет власти надо мной, я – всё и вся». Что он считает добрым, то и делает; точно как тот шайтан или сатана со своими сторонниками из ангелов, так же восставшие против Божьей власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Stojchev...

Патриарх Павел Сербский      Патриарх Павел Сербский (1914–2009) — строгий аскет и молитвенник, милостивый духовный отец православного сербского народа. Став патриархом в 76 лет, он кротостью и любовью, а также подвигом своего жертвенного патриаршего служения снискал подлинно всенародное почитание. Люди называли его «живым святым». В книге собраны наставления и советы патриарха Павла, фрагменты его воспоминаний, а также рассказы знавших его людей. Патриарх Павел Сербский (Гойко Стойчевич) родился в 1914 году в селе Кучанцы в крестьянской семье. Детство будущего патриарха было трудным, он рано остался без родителей. Гойко вырастила и воспитала тетя, которую он потом вспоминал с любовью. Патриарх рассказывал, что семья была верующей. «Но когда растешь без родителей, чувство Отца Небесного переживается намного сильнее». До Второй мировой войны Гойко окончил богословский факультет в Белграде. В 1948 году он принял постриг с именем Павел в Благовещенском монастыре. До интронизации епископ Павел почти тридцать четыре года возглавлял Рашско-Призренскую кафедру. О своем избрании патриархом, он говорил: «Я никогда не ждал и еще меньше этого хотел; тогда мне было уже 76 лет, а в таком возрасте что-то начинать очень трудно. Но… чувство долга и его исполнение — вот главное». Патриарх Павел всегда разделял время: четыре часа для сна, четыре — для умственной работы, четыре — для физической, четыре — для молитвы. Он не гнушался никаким трудом. Бывало, занимался в Патриархии ремонтными работами, чинил замки, электропроводку… Патриарх Павел был человеком высокой культуры и крупным богословом. Будущий архимандрит Иоанн (Радосавлевич) вспоминал об отце Павле: «Когда он говорил, казалось, будто говорит с нами сам апостол Павел. Верили ему, как словам Евангелия». Не только православные сербы, но и люди, далекие от Церкви, видели в патриархе образ настоящего подвижника, подобного древним святым. Его смирение, нестяжательность, доступность, скромность были для него естественными проявлениями его глубокой веры.

http://pravoslavie.ru/90610.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010