Случалось и то, что отпущенные академисты оставаясь праздно живущими, иногда вовсе не возвращались в академию, и начальство, переждав назначенный срок отпуска, исключало их из списков. Ученики иногда прямо среди учебного года и скоро определялись на места епархиальные, а иногда им выдавались из консистории билеты на приискание мест. В первом случае консистория давала указы на имя просителей учеников, а для ведома о сем посылала указы местному причту, академическому и духовному правлениям. В собраниях академических дел сохранилось множество таких консисторских указов. Вот обыкновенная форма таких указов: «ученика академии, согласно тому его прошению, по описанным в прошении причинам и согласию академическаго правления, исключа из академии вовсе, определить на праздное пономарское место». Ученикам, особенно малодаровитым, пр. Павел Зернов дозволял выходить из академии недоучками (псалтирниками). Пр. Амвросий Протасов сначала тоже так относился к преждевременному выходу учеников из академии. В 1815–1816 г., после всеобщего в Казани пожара 3-го сентября 1815 года, ученики, ссылаясь на дороговизну квартир и содержания в разоренном городе, целыми толпами просили увольнения от академии для приискания мест. Академия, с согласия пр. Амвросия, уволила до 120 человек. Между тем, еще многие ученики, за пожарным разорением, продолжали домогаться исключения. Пр. Амвросий приказал чрез ректора объявить наставникам, чтобы они внушали своим ученикам, с подтверждением строгим, дабы последние не утруждали более академическое правление пустыми своими просьбами об исключении себя из академии, а паче отцовские, священнические и диаконские дети. В мае 1816 года пр. Амвросий, резолюциею на одном прошении ученика об определении его на пономарское место, предписал: «просителю отказать до будущих экзаменов, да и вообще подтвердить учащимся в академии, чтобы они на места не просились, разве только тогда, когда исключены будут». И после сего однако же академическое правление допускало преждевременное увольнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Резолюция на консисторском рапорте благочинного с представлением сведений о нетрезвом поведении пономаря: «Пономаря, двухкратно за нетрезвость подлежавшаго исправительным мерам и предавшагося нетрезвости горше прежняго, следовало бы исключить из духовнаго звания, но в уважение признания и обещаемаго исправления оказать ему снисхождение и только из Москвы, где он лишился добраго мнения, вывести в село и отдать на год под особый надзор священника» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 4. 9595). Письмо вдове брата, Анне Ксенофонтовне 144 : «...происшедшее, будучи довольно печально, чтобы тронуть и посторонняго, в то же время довольно не обыкновенно, чтобы возбудить размышление. Юноша крепкий, увидевший пред собою довольно приятным образом отворенную дверь в службу и в семейственную жизнь, в сие самое время умирает 145 . Дело судьбы: не на кого сетовать. Дело судьбы довольно не обыкновенное: видно, провидение усмотрело важную причину, почему ему не надлежало вступить в отверзтую дверь, почему готовившаяся ему общница жизни должна быть предохранена от сего общения. Теперь скажу Вам, что прежде странно и бесполезно было бы говорить, когда дело казалось сделанным; – с перваго раза, как я увидел покойнаго, мне казалось невероятным, что он будет близок к нашему семейству, и принесет утешение. Только матушке при каком-то случае открыл я частию сию мысль, к которой сам не хотел приложить веру, но которая теперь оказывается не мечтою. И я думаю, что раннею печалию Господь избавил нас от какой-нибудь большей печали» (Письма. 1882. С. 358–359. 416). 17 января. Резолюция на прошении прихожан об определении на место скончавшегося священника его внука, приходского диакона: «Как диакон имеет законныя для священства лета, степень студента, одобрение по ведомостям и избрание почетных прихожан, то, в уважение сего избрания и во внимание к памяти покойного протоиерея, преосвященный, по надлежащем делопроизводстве и испытании, есть ли сомнения не окажется, имеет произвесть сего диакона в иерея к сей церкви» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 4. 9596).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

1 Рецензия Погодина в «Москвитянине» за 1842 r.; преосв. Филарета черниговского в его «Обзоре р. дух. литературы»; преосв. Филарета киевского во «Временнике»; Пекарского в «Библиограф. записк.» за 1859 r.; В. Аскоченского в «Истор. киевской дух. академии по ее преобразованию». Из изданных тогда писем известны два письма м. Евгения о Сионском Вестнике и Истории м. Платона в «Москвитянине» за 1848 г. VIII, – письма к Городчанинову в «Журн. мин. нар. просв.» 1857 г. 4, – к Селивановскому в «Библиограф. записках» за 1859 r.; переписка м. Евгения с гр. Румянцевым и протоиер. Григоровичем в «Чт. Общ. Ист. и Древ.» 1864 г, кн. 2, – также в «Воронеж. литерат. сборнике» за 1861 году; письма к Анастасевичу в «Русской правде», литературном альманахе за 1860 г. Киев; в «Маяке» за 1843 r. изданы заметки м. Евгения на историю Татищева. В 4 т. летописей Тихонравова издана записка м. Евгения о духоборцах. 2 Отпечатана в «Трудах Киевск. Дух. Акад.». Август за 1867 г.; здесь же помещены и статья Пономарева, и литературная заметка о проповедях м. Евгения. В связи с последнею статьей нельзя не указать и ст. свящ. М. Морошкин в «Прав. Обозу» за 1863 г. 10, рисующей отношения м. Евгения к выборному началу в духовенстве. 5 Указанные чтения изданы отдельным выпуском и составляют в том чтении по отделению русского языка и словесности. Интерес указанных чтений увеличивается приложением к ним писем м, Евгения к Анастасевичу, Державину, Оленину, гр. Хвостову, Гирсу, Ермолаеву, также рукописных его дополнений к историческому словарю. 7 Петр Иванович Литке, отец нынешнего президента Академии Наук, проживал в воронежском поместье и здесь познакомился с Болховитиновым. Митрополит Евгений всегда называл П. И. Литке своим близким другом и благодетелем и в монашестве принял имя по имени его старшего сына (см. чтения Я. К. Грота в Записк. Акад. Наук, ст. 210, примеч. 3). 24 См. письмо Евгения к гр. Хвостову от 28 сентября 1813 г., изд. Академией Наук в чтениях Я. Грота, стр. 153. 31 Указания на эти статьи см. у Пономарева в Тр. К. Д. А. ст. 205–207, 220; тоже в ст. Иванов. в Ж. М. Н. П. 734.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

4 января. Резолюция на прошении вдовы пономаря о дозволении приискать себе жениха на место умершего мужа: «Просительница имела довольно времени думать о сем, когда место было предоставлено, а теперь, когда на оное законно определен действительный причетник, не представляется законнаго основания удалить его от места» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 99. 9788). Резолюция на рапорте благочинного о выборе четырех церковных старост: «Что долго не хотят приметить, что в Уставе консисторий нет рапортов, так как и в русском языке, а есть донесения?» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 99. 9789). Резолюция на прошении прихожан, сделанном по доверию помещика, об удалении от церкви пономаря: «Невероятно, чтобы помещик вместо себя поручил ходатайствовать о деле крестьянам, тогда как свойственнее помещику ходатайствовать за крестьян» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 100. 9790). 8 января. Резолюция на прошении о выдаче метрического свидетельства о присоединении к Православной Церкви на простой бумаге вместо гербовой, по бедности: «Консистории удовлетворить в просьбе по надлежащему, и есть ли закон не позволит дать свидетельство на простой бумаге, то взять потребныя гербовыя деньги из Чудова, из принадлежащих мне» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 100. 9791). 9 января. Письмо обер-прокурору Св. Синода графу H. А. Протасову: «По тщательном обозрении составившихся таким образом актов следственнаго дела, оказалось, что в показаниях ответчика, в сравнении с показаниями доносителя, примечаются неполнота, несообразности, разноречия с показаниями других и с самим собою. По неимению свидетелей и документов к уяснению дела, не оставалось иного средства, как поставить на вид ответчику замеченныя неполноту, несообразности, разноречия и сим вновь убеждать его к более полному и прямому открытию истины. В сем значении дан архимандриту... 8 января 1843 года, вопросный пункт, и взят от него ответ. Из сличения обстоятельнаго вопроснаго пункта с кратким ответом архимандрита... видно, что ответ сей не очищает всех обстоятельств вопроснаго пункта, и есть почти только отрицание дальнейшаго ответа. Но не во власти производящих следствие было заставить его сказать более; и для них не оставалось более средств продолжать дознание» (Донесения и письма. 1891. С. 21–22).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Когда еще батюшки не было, в нашей обязанности было и котел топить брикетами, и воды принести. Когда они приехали, Мария в основном все делала сама, она в нашей помощи не нуждалась. А мы по суткам дежурили при храме, с утра и до утра. Это только так называлось, что смена, а бывало, что целыми неделями там живешь и никуда не уходишь – не хотелось никуда идти, все время при соборе. Тут же дежуришь, тут же и пономаришь. Но служить при храме, пономарить – это было для нас наградой. Отец Николай далеко не всем предлагал пономарить, долго присматривался. Мы старались зайти к батюшке за благословением на дежурство. Стучали очень тихонечко, с молитвой, к батюшке обращались. Бывает, что Мария уходит куда-нибудь, мы бежим к батюшке – может, она дверь не закрыла, – чтобы с батюшкой хоть немножко поговорить. Мария, спаси ее Господи, конечно, охраняла его, ограждала от людской праздности. А людей приезжало много – с вопросами, за благословением. Вольно или невольно иногда мы говорили, что нужно подождать, батюшка отдыхает: мы видели, как действительно батюшке тяжело. Мы всегда помнили, что батюшка рядом, старались разговаривать негромко. А люди часто приезжали с праздными вопросами. Я часто не понимал, ну, неужели с такими вопросами надо идти... Бывало такое: когда батюшка видел, что человек от праздности к нему пришел, он его бла­гословлял сначала на службе постоять, молебен заказать и помолиться. Часто у батюшки в келье мы не были, благословение брали у порога. В комнате с правой стороны диванчик стоял, и здесь Мария батюшке книги читала, иногда они пели. Мы стучались – нам открывали. Мы сразу подходили, на коленочки вставали и благословение у батюшки брали, какие-то вопросы спрашивали. Когда я находился рядом с ним, я чувствовал необыкновенную теплоту. Если ощущать физически – это теплота тела младенца, от него пахло молоком. Когда я к нему подходил с вопросом, иногда казалось, он меня даже не слушает, а так возьмет в охапку, так прижмет к груди, и я – носом ему в грудь, и пахнет парным молоком...

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Новый митрополит Минский и Слуцкий Павел: «По сравнению с Владыкой Филаретом я неопытный человек, неграмотный и молодой» Новый глава Белорусской Православной Церкви приедет в Минск 4 января Митрополит Павел (Пономарев)   Ирина Козлик   01:03 31.12.2013 594 Время на чтение 3 минуты Владыка Павел сменит в Минске отправившегося на покой митрополита Филарета. Фото: официальный сайт Рязанской епархии. 25 декабря Священный Синод Русской Православной Церкви удовлетворил п рошение митрополита Минского и Слуцкого Филарета , Патриаршего экзарха всея Беларуси, «о почислении его на покой» в связи с достижением 75-летнего возраста. Новость, с одной стороны, неожиданная, а с другой - ожидаемая. Свое заявление Владыка написал еще три года назад. Новым митрополитом Минским и Слуцким назначен митрополит Рязанский и Михайловский Павел.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Но дабы мои труды были еще более известны вашему высокопреподобию, а ученикам к понятию и совершенному познанию прилежнейшее рачение, то всепокорно ваше высокопреподобие прошу, не соблаговолите ли в. в. приказать семинарской конторе для един- ственного тем ученикам переводу и для знания бываемых в других странах действиев брать из моск, университета на немецком диеалекте газеты. Я уповаю, что тот перевод к познанию совершенства языка немалую ученикам принести имеет пользу. Грамматика на немецком классе употребляема была Пеплье (Pepliers). Для перевода Харламов употреблял изданную на немецком языке латинскую грамматику Музелия; чрез это достигались две цели: поддерживалось знание латинского и прибреталось знание немецкого языка. На французском классе переводили с французского Телемака Фенелонова, – с русского переводили на французский детское училище: руководством служила грамматика того же Пеплье и Реста. Но главное внимание обращено было на приучение учеников к языку разговорному. Для лучшего изучения разговорпого языка ученики посылаемы были в М. университет откуда поступали в наставники семинарии: таков был преемник Харламова Петр (После Павел Пономарев, который будучи студентом философии послан в Москву в 1768 году вместе с учеником синтаксии Александром Войновым с тем, чтобы они ходили в университет на классы французский и немецкий. Платон дозволил им в тоже время «слушать в университете философию и учиться елоквенции для пользы собственной своей, если назначаемые для них наукам из того препятствия не будет» 234 . Пономарев 4 года учился в университете, и с блистательными отзывами наставников университета в 1772 году возвратился в лавру 235 и опредлен учителем обоих языков, которые преподавал он шесть лет, даже и тогда, когда сделан наместником лавры (1775–1778). Помощником его и потом преемником в преподавании французского и потом немецкого языков был Александр Никольский , при котором изучение языков шло уже не так успешно. В 1781 г., когда Никольский оставлял службу при семинарии, Платон писал в семинарию: «наместнику (Павлу) освидетельствовать, есть ли кто из его (Никольского) учеников, который бы мог достаточно не только разуметь французский и немецкий языки, но ими и свободно разговаривать, а потому тех языков быть и учителем, и нам по справедливости представить.» Наместник лавры отвечал, что нет способных, преподавать сии языки.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

12 сентября. Резолюция на выписке из Высочайше утвержденного Устава духовных консисторий статей 83 и 89, на основании которых составлено свидетельство о пособии для прожития священнической дочери девицы Евдокии Смирновой: «Жалоба девицы Смирновой на консисторию признаётся не справедливою, потому что Смирнова пишет, якобы Консистория написала в свидетельстве, чтобы она была под строгим надзором, каковое выражение употребляется о людях, состоящих под неблагоприятным замечанием у начальства; напротив того, в свидетельстве поставлено простое и обыкновенное выражение: для наблюдения за ея поведением, и сие, как объяснила Консистория, сделано на основании 83 и 89 статей Устава духовных консисторий Как дело сие происходит по указу Свят. Синода, которым предписано оказать девице Смирновой снисхождение, но она, вместо того чтобы принять сие снисхождение Свят. Синода с благодарностью и кротостью, нанесла присутствию Консистории оскорбление неприличными и несправедливыми укоризнами, лично пред зерцалом сказанными и в прошении ея ею самою прописанными, как-то она упрекала присутствующих, требовала от них ответа: дайте все четыре ответа, говорила, будто прошение с резолюциею изорвано, неоднократно говорила, будто они обманули даже Государя Императора... то о сем донести Св. Синоду на благоусмотрение, с приложением засвидетельствованнаго списка с прошения» (Резолюции. Т. 4. С. 232–233. 9522). 13 сентября. Резолюция на консисторской справке по жалобе прихожан на косноязычие пономаря: «В чтении пономаря не примечается такого косноязычия, которое препятствовало бы разуметь то, что он читает, но он в чтении не довольно исправен, а в пении не сведущ» (Резолюции. Т. 4. С. 233. 9523). Письмо E. В. Новосильцевой: «Болезнь моя не требует сострадания, ибо Господь долготерпеливо наказует меня, затворяя в келлии от разсеяния, но не лишая возможности заниматься должным и полезным, если не дать волю лености Занятие земным делает хладным сердце к небесному. Отторгнем сердце наше от мира и, если оно еще не очищено, чтобы устремиться прямо на небо, понесем оное на Голгофу, положим к стопам страждущаго за нас Господа; если бы оно и каменное было, там и камение распадается, от сострадания твари Творцу, страждущему за грехи наши» (Письма. 1911. С. 213).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

#lx_718113 #lx_718113 .lx_home_button #lx_718113 .lx_home_button svg #lx_718113 .lx_home_button svg path #lx_718113 .lx_home_button:hover #lx_718113 #lx_718113 .lx_close_button #lx_718113 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_718113 .lx_no_click #lx_718113[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " #5d5ae78e87 Закрыть Митрополит Павел: " Я полюбил Беларусь и ее народ " Митрополит Павел (Пономарев)   Галина Мохнач   01:12 18.07.2014 443 Время на чтение 10 минут Не так давно свое служение в нашей стране в качестве Предстоятеля Белорусской Православной Церкви начал митрополит Павел. Учитывая, что большинство верующих в Беларуси - православные, каждое слово Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси приобретает особую значимость и оказывает существенное влияние на наше общество. Редакция журнала " Беларуская думка " обратилась к Владыке с рядом вопросов. - Ваше Высокопреосвященство, ожидаемым для Вас было назначение в Беларусь или, напротив, эта миссия стала совершенно внезапным поворотом судьбы? Каково Ваше главное впечатление от нынешнего служения? - До декабря 2013 года я предполагал, что завершу свою жизнь в Рязани. Даже присмотрел себе место захоронения. Назначение Патриаршим Экзархом всея Беларуси было для меня абсолютно неожиданным. Но не " поворотом судьбы " . Как и любой православный христианин, я верю, что нет безликой судьбы, нет случайностей, а есть воля Божия, есть промысл Божий о каждом из нас. И этот промысл - всеблагой и всесовершенный. " Бог не играет в кости " - воспользуюсь образным выражением Альберта Эйнштейна. Господь ведет каждого из нас по уникальному и неповторимому пути в Царство Небесное. А наша задача - сотрудничать с Богом в деле спасения нашей души. Я действительно воспринял решение Священного Синода о моем назначении в Беларусь как волю Божию. Святейший Патриарх Кирилл, напутствуя меня перед новой миссией, сказал: " Я очень люблю Беларусь и белорусский народ. Уверен, что и вы полюбите эту страну и людей, живущих там " . Сегодня я говорю совершенно искренне: да, я полюбил Беларусь и ее народ. Конечно, я рад, что не чувствуется особого языкового, культурного барьера. Любуюсь чистотой белорусских городов, порядком на улицах. Насколько я могу судить, белорусы - трудолюбивая, дисциплинированная, законопослушная нация. И при этом очень радушная и сердечная.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/7...

Помню, о. Павел был уставщиком, заведовал переплетной мастерской, библиотекарем был долгое время. Я всегда встречал в нем желание понять, войти в положение, сопереживание, сострадание, даже на какие-то бытовые свои нужды находил у него отклик, он шел навстречу. Я был дневным дежурным по храму, а он – помощником благочинного. Здоровье у меня было слабое, разные немощи одолевали, астма допекала сильно, да и послушаний хватало – и на книжном складе, и на письма отвечал в тюрьмы, рассылал литературу, ездил на почту и прочее. Были и другие помощники благочинного, но там все было очень жестко: «Нет, некем заменить», или незабываемое: «Так ты же недавно уже болел». А к о. Павлу подходишь: «Батюшка, плохо очень себя чувствую, прошу немного дать отдохнуть, подлечиться». И он доставал свой маленький блокнотик, там были микроскопическим почерком скрупулезно вписаны фамилии, имена – что-то ручкой, что-то карандашом. «Да, да, сейчас мы кого-то поищем, подменим, да, конечно, отдохни, подлечись». Ясно, что это доставляло ему некое неудобство, ложилось на его плечи: надо кого-то найти на замену, и еще неизвестно, сможет человек или не сможет. Я всегда это вспоминал с благодарностью: для болезненного человека важно, когда его понимают, снисходят к немощи. Помню, когда нужно было сделать выговор, он делал это без гнева, а так, чтобы человек понял и усовестился, чтобы не на страхе попытался исправиться, а на совести. Один брат рассказывал: в 1992 г. у него было послушание пономаря, и ему надо было пробовать вино перед Проскомидией – не скисшее ли. Когда он спросил у о. Павла, можно ли после этого есть просфору, тот ответил, что нельзя. И брат этот огорчался, так как вино он пробовал в 5 часов утра, а просфору можно было съесть только в 9, по окончании литургии. Может быть, со временем о. Павел стал мягче, снисходительнее, а тогда была строгость первой пастырской ревности. Вспоминаются воскресные беседы, которые он периодически проводил в 1992–1993 гг. Он любил читать старца Силуана, открывал книгу и зачитывал некоторые места. Видно было, что он это глубоко переживал, жил этим. Хотя старец Силуан был из простых монахов, но его книга по глубине сравнима с трудами преподобного Симеона Нового Богослова . И о. Павел старался донести это до людей. Но паломники – разношерстная публика, приезжавшая на несколько дней, – жили совершенно другими заботами. В то время страна переживала такие крахи, инфляцию, неразбериху, – их чаще интересовали более конкретные практические вопросы. Люди слушали чтение довольно вяло и оживлялись, когда уже можно было спрашивать.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010