8 (21) октября Булгаков на катере был отправлен из Ялты в Севастополь. На рассвете 9 (22) октября он был в Севастополе 886 . 9 (22) октября Булгаков провел в Севастополе в относительной свободе: «День я провел в Севастополе, пользуясь там трогательной дружбой Ненадовских и их друзей. Меня накормили, вымыли, постригли, дали ночлег, и это кому же? арестанту... И так трогательно обо мне заботились... Господи, сколько любви и духовной жизни в родной России! Весь день я был на свободе. Был в церкви, затем был у разных знакомых. Беседовал. Устроил беседу с арх. Никодимом Кротковым, ныне скончавшимся мученическою смертью, а тогда находившимся в Инкермане. Ничего не выяснил о причине своего ареста. Вечером с вокзала бегал в Петропавловский монастырь, причем второй раз был нарочито вызван и накормлен иеродиаконом Иннокентием, чудным и трогательным иноком. Он навязал мне на дорогу от своей скудости какие-то бумажные «грошики». Господи, награди его, этого героя духовного» 887 . В ночь с 9 (22) на 10 (23) октября Булгаков был перевезен из Севастополя в Симферополь сопровождающим Юрой: «На вокзале была публика курьерских поездов. На газетной выставке мерзкие и подлые коммунистические морды, почти без исключения жидовские. Я был усажен в вагон с номерованными местами. Вагон с иголочки, освещен, неузнаваем сравнительно с врангелевским временем. (...) Вагон был полон возвращающимися «партработниками», жидами без исключения. Все они горланили, безбожно уродуя русскую речь, ругались между собою, скандалили, предъявляли друг другу документы, запугивали. Зрелище гнусное, отталкивающее, безобразное и до последней степени тоскливое. Так как мой Юра был в штатском и держался джентльменом, то я совсем не имел вида арестованного, а так себе – пассажира, хотя, очевидно, «парты» понимали, но меня не замечали. Начался соответствующий, по-жидовски наглый и гнусный разговор. Жиды сладострастничали, что Россия их, и издевались над верой в Бога. (...) Наглое жидовство торжествовало, а меня, христианского парию, везли неизвестно на что...» 888 .

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСАИЯ [серб. Ucauja] (Антонович Йован; 1696, Буда, ныне Будапешт - 22.01.1749, Вена), митр. Карловацкий (1748-1749). Род. в г. Буда в семье правосл. сербов. Был священником серб. правосл. общины Буды. После смерти жены принял монашеский постриг в мон-ре Ковин. Со временем стал архимандритом этого мон-ря. С 1731 г. епископ Арадской епархии Карловацкой митрополии . В 1741 г., минуя принятый в Церкви порядок, был тайно утвержден австр. властями епископом одновременно 2 епархий, Арадской, или Вршацкой (Вершецкой), и Карансебешской, что вызвало недовольство др. архиереев. Этот случай разбирался на Народно-церковном Соборе 1744 г., где было решено после смерти И. отделить Вршацкую епархию от Арадской. И. был сторонником развития связей с Русской Церковью и в марте 1742 г. направил игум. Христофора (Илиевича) в Россию. 15 мая того же года И. отправил в Святейший Синод РПЦ письмо, подписавшись титулом архиепископа и митрополита Карансебешского, с просьбой о помощи в благоустройстве разоренных во время войны с турками церквей и в снабжении их рус. богослужебными книгами. Эта просьба не осталась без внимания: игум. Христофору было выдано 400 р. После смерти патриарха Арсения IV (Йовановича-Шакабенты) при избрании митрополита на Народно-церковном Соборе в Сремски-Карловци в сент. 1748 г. развернулась борьба между сторонниками Горно-Карловацкого еп. Павла (Ненадовича) , которого поддержали провинциальные депутаты-миряне, и И., за к-рого ратовали граничарские офицеры и высшее духовенство. Для поддержки И. в дебаты вмешался представитель австр. имп. Марии Терезии на Соборе барон Энгельсхофен. В результате 6 сент. И. был избран митрополитом. После избрания он пообещал хранить веру и догматы правосл. Церкви, не вводить новшеств в богослужения, а в случае если он отступит от канонов, духовенство и миряне должны избрать себе др. митрополита. Также он пообещал учредить для сербов регулярные училища. Осенью 1748 г. И. уехал в Вену хлопотать о делах Церкви, где вскоре умер. Похоронен в соборной правосл. ц. вмч. Димитрия Солунского в Буде.

http://pravenc.ru/text/674830.html

был официально признан главой епархии. Согласно мирному соглашению, заключенному в г. Пожареваце 21 июля 1718 г., к Габсбургской империи отошел весь Банат с Темешваром (Темишваром, Тимишоарой), а местные Темишварская и Вршацкая епархии в 1720 г. перешли под управление Белградской митрополии (см. Белградско-Карловацкая митрополия ) во главе с митр. Моисеем ( Петровичем; 1713-1730). После Пожаревацкого мира Темишварская епархия занимала территорию от Дуная на юге до р. Марош (венг., румын. Муреш, серб. Мориш) на севере и от р. Тиса на западе до границ Вршацкой епархии на востоке. Границы епархии до 70-х гг. XVIII в. неоднократно менялись в зависимости от изменений адм. деления внутри Габсбургской монархии: так, по условиям Белградского мира (1739) граница между гос-вом Габсбургов и Османской империей прошла вдоль рек Сава и Дунай, а Темишварская епархия полностью вошла в состав Карловацкой митрополии. Во время австро-тур. войны 1737-1739 гг. были сожжены епископская резиденция и соборная церковь в Темешваре. Еп. Николай (Димитриевич; 1722-1744) стремился получить от властей помощь для устранения нанесенного вреда. Еп. Георгий (Попович; 1745-1757) возвел новые соборный храм и резиденцию (1745-1752). При митр. Софронии (Кириловиче; 1781-1786) была введена Консисториальная система (1782), важное внимание стало уделяться соблюдению церковной дисциплины и поведению священства. Его преемник, управлявший Темишварской епархией с 1786 г. митр. Петр (Петрович; † 1800), воспитанник митр. Карловацкого Павла (Ненадовича), получивший образование в Зап. Европе, считается самым выдающимся Темишварским иерархом. Он был советником при Иллирийской императорской канцелярии в 1791/92 г., а после ее упразднения в 1792 г. стал представителем сербов при Венгерской императорской канцелярии, где его секретарем служил буд. видный сербский мыслитель Савва Текелий (1761-1842). Еп. Петр открывал школы, в т. ч. в 1800 г. основал в Темишваре курс для священства, собрал богатую б-ку, возвел 2 колокольни при соборном храме, западное и часть юж.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОМИРЬЕ Гомирье [серб. Гoмupje], жен. мон-рь с ц. во имя св. Иоанна Крестителя Горно-Карловацкой епархии Сербской Православной Церкви. Находится на севере Хорватии близ г. Огулин. Назван по с. Гомирье, существовавшему еще до расселения в этих местах сербов на рубеже XVI и XVII вв. Время возникновения мон-ря иногда связывают с митр. Дабро-Босанским Гавриилом (Аврамовичем; 1578-1588) (Српски jepapcu. С. 97). В диптихе Г. основание мон-ря отнесено к 1557 г. В нач. XVII в. в опустевшее Г. по просьбе серб. населения из мон-ря Крка пришли монахи Авксентий (Бранкович), Виссарион (Вучкович) и Мардарий (Орлович). Вероятно, именно с ними связано возникновение рукописи Евангелия учительного, переписанного в 1590 г. в мон-ре Крка, а потом долгое время хранившегося в Г. (Загреб, Исторический музей Хорватии. Ф. Гомирье, 1). К 1602 г. относится строительство деревянной ц. во имя св. Иоанна Крестителя. 27 сент. 1619 г. гр. Вук Франкопан дал мон-рю дарственную, а в 1621 г. он построил в мон-ре дозорную башню для предупреждения тур. нападений. С 1609 г. Г. подчинялся епископу с кафедрой в мон-ре Марча , его насельники неск. раз возглавляли кафедру, напр. Василий (Предоевич; 1644-1648). Когда в 1671 г. вместо правосл. епископа насильно был поставлен униатский, Г. стал центром сопротивления унии, насаждаемой австро-венг. властями. В этот период при мон-ре действовала школа. Еп. Карловацко-Сеньско-Приморский Даниил (Люботина ; 1713-1739), бывший до избрания игуменом Г., между 1718 и 1722 гг. заменил деревянный храм мон-ря каменным, с удлиненным основанием с полукруглой апсидой и узкой припратой, увенчанным крестообразным сводом, и освятил его в 1730 г. В 1719 г. он перестроил башню Франкопана в братский корпус. В 1747 г. на монастырском кладбище была построена часовня в честь Успения Пресв. Богородицы, освященная митр. Карловацким Павлом (Ненадовичем ; 1749-1768). Разрушена в кон. XIX в. В XVII-XVIII вв. в Г. предположительно действовал скрипторий, снабжавший книгами церкви Горно-Карловацкой епархии. Известно имя переплетчика - мон. Феодор Гомирац. В 1771 г. в монастырской б-ке было 50 рукописных книг, к сер. XIX в. их число сократилось до 18. В авг.-сент. 1941 г. в Г. было изъято 14 рукописей 1-й пол. XVI - кон. XVIII в. С послевоенного времени это рукописное собрание Г. находится в Историческом музее Хорватии в Загребе ( Мошин В. рукописи Nobujechor мyзeja Хрватске и Копитареве збирке. Београд, 1971. 1. С. 16-17, 19-21, 24-25, 28-31, 43-44, 53-54, 74-78, 82-87, 101, 108; 7, 10-12, 16, 22, 24, 26, 38, 48, 71, 73, 79, 89).

http://pravenc.ru/text/166117.html

Монастырь значится в списке памятников культуры большого значения Республики Сербия под серийным номером SK 230. Адрес: Veta, Сербия Подробнее... Монастырь Црна Река/Черная Река [ править править код ] Об истории основания монастыря доподлинно мало, что известно. По одной из версий, он был построен в XIII веке. Согласно еще одному преданию, дата основания уходит корнями в XIV век – считается, что он был возведен после битвы за Косово (1389 год). Известно, что монастырская церковь, находящаяся в пещере, была расписана в период 1591-1602 гг. художником Зографом Лонгиным. Первым основателем чернореченской монашеской общины был преподобный Иоанникий Девиченский. Самой значимой святыней монастыря являются мощи известного сербского подвижника XIII века святого Петра Коришского. На праздник св. апп. Петра и Павла в монастырь съезжаются со всех уголков страны, чтобы поклониться мощам святого Петра Коришского. В пещере, где находится монастырская церковь, есть каменное углубление, в котором по каплям собирается святая вода. В народе ее называют «вода святого архангела Михаила». Здесь также находится могила священномученика Харитона, собрата монастырь Святых Архангелов под Призреном, который подвергся злодеяниям албанских экстремистов 15 июня 1999 года. Адрес: 31, Рибариче, Сербия Проезд: Монастырь расположен недалеко от деревни Рибариче, между городами Нови Пазар и Тутин. Добраться можно на личном транспорте по трассе М-22 или общественном – курсируют автобусы из крупных городов Сербии. Телефон: +381 20 453400 Электронная почта: mancrnareka@gmail.com Подробнее... Монастырь Челие/Кельи [ править править код ] Точное время основания монастыря не известно. Согласно историческим сведениям монастырь основан в средние века, а народные предания его основание связывают с королём Стефаном Драгутиным (1282-1316 гг.). В эпоху турецкого владычества монастырь часто разрушался и сжигался, но вновь отстраивался. В XVIII веке монастырь играл важную роль в жизни региона Валево. Во время восстания Карагеоргия в 1804 году князья Алекса Ненадович и Илия Бирчанин (чьи могилы находятся во дворе монастырской церкви) были среди первых казненных. Архимандрит Рафаил, известный как Хаджи-Рувим, был казнен вместе с ними.

http://azbyka.ru/palomnik/Сербия_(монаст...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Решение о досрочном освобождении архиепископа Иоанна (Вранишковского) обжаловано 20.01.2015 Решение о досрочном освобождении архиепископа Охридского Иоанна (Вранишковского) обжаловано, сообщает македонское издание «Дневник». 19 января 2015 г. Главная прокуратура республики Македония по организованным криминальным преступлениям приняла решение обжаловать решение об условно досрочном освобождении владыки Иоанна (Вранишковского). Об этом сообщила пресс-секретарь прокуратуры Е. Ненадовска. Владыка Иоанн (Вранишковский) 19 января этого года должен был быть досрочно освобожден из тюремного заключения по решению Главной прокуратуры по коррупции и криминальным преступлениям, принятому в начале января текущего года. Основанием для этого решения, как сообщалось, стало выполнение заключенным основных требований для применения к нему положений закона об «условном освобождении». Глава Охридской Архиепископии Сербской Православной Церкви архиепископ Иоанн (Вранишковский) был приговорен к пяти с половиной годам тюремного заключения за финансовые злоупотребления, которые он якобы совершил во время своего пребывания в юрисдикции непризнанной православным миром Македонской Православной Церкви и управления Повардарской-Велеской митрополией. Из назначенного срока он отсидел уже 36 месяцев, то есть более половины. Формально прошение о его освобождении подал руководитель тюремного изолятора «Идризово», где владыка проходил наказание. Но предварительно, в преддверии Рождественских праздников, о его помиловании просил Синод Македонской Православной Церкви с формулировкой, чтобы не лишать заключенного «надежды на помилование». Это решение Македонского Синода последовало после состоявшихся 20 декабря 2014 г. встреч главы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) с самим заключенным и с главой Македонской Православной Церкви митрополитом Стефаном. После этих встреч македонские иерархи приняли решение, которым поддержали предложение Московской Патриархии выступить посредником в возобновлении и благополучном развитии переговоров между Македонской Православной Церковью и Сербской Православной Церковью. Скорейшее освобождение владыки Иоанна (Вранишковского) было обязательным условием со стороны Сербской Церкви для возобновления переговоров о статусе Македонской Православной Церкви, провозгласившей в 1967 г. в одностороннем порядке свою автокефалию. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 20.01.2015 17:13:10

http://drevo-info.ru/news/18337.html

Новости Решение о досрочном освобождении архиепископа Иоанна (Вранишковского) обжаловано 21.01.2015 12:24 Скопье, 21 января. Решение о досрочном освобождении архиепископа Охридского Иоанна (Вранишковского) обжаловано, сообщает " Седмица " со ссылкой на македонское издание «Дневник». 19 января 2015 г. Главная прокуратура республики Македония по организованным криминальным преступлениям приняла решение обжаловать решение об условно досрочном освобождении владыки Иоанна (Вранишковского). Об этом сообщила пресс-секретарь прокуратуры Е. Ненадовска. Владыка Иоанн (Вранишковский) 19 января этого года должен был быть досрочно освобожден из тюремного заключения по решению Главной прокуратуры по коррупции и криминальным преступлениям, принятому в начале января текущего года. Основанием для этого решения, как сообщалось, стало выполнение заключенным основных требований для применения к нему положений закона об «условном освобождении». Глава Охридской Архиепископии Сербской Православной Церкви архиепископ Иоанн (Вранишковский) был приговорен к пяти с половиной годам тюремного заключения за финансовые злоупотребления, которые он якобы совершил во время своего пребывания в юрисдикции непризнанной православным миром Македонской Православной Церкви и управления Повардарской-Велеской митрополией. Из назначенного срока он отсидел уже 36 месяцев, то есть более половины. Формально прошение о его освобождении подал руководитель тюремного изолятора «Идризово», где владыка проходил наказание. Но предварительно, в преддверии Рождественских праздников, о его помиловании просил Синод Македонской Православной Церкви с формулировкой, чтобы не лишать заключенного «надежды на помилование». Это решение Македонского Синода последовало после состоявшихся 20 декабря 2014 г. встреч главы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона с самим заключенным и с главой Македонской Православной Церкви архиепископом Стефаном. После этих встреч македонские иерархи приняли решение, которым поддержали предложение Московской Патриархии выступить посредником в возобновлении и благополучном развитии переговоров между Македонской Православной Церковью и Сербской Православной Церковью. Скорейшее освобождение владыки Иоанна (Вранишковского) было обязательным условием со стороны Сербской Церкви для возобновления переговоров о статусе Македонской Православной Церкви, провозгласившей в 1967 г. в одностороннем порядке свою автокефалию.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКЕНТИЙ (Йованович Видак; 10.03.1730, Карловцы, ныне Сремски-Карловци, Сербия - 18.02.1780, Даль, Хорватия), митр. Карловацкий. 23 мая 1745 г. в мест. Плашки рукоположен во диакона еп. Горнокарловацким Павлом (Ненадовичем) . 4 окт. 1749 г. возведен во протодиакона. 1 нояб. 1749 г. пострижен митр. Павлом в монашество в мон-ре Раковац. С 12 апр. 1753 г. архидиакон. Позже был рукоположен во пресвитера, затем возведен в сан архимандрита и назначен протосинкеллом. 26 дек. 1757 г. назначен администратором Пакрацкой епархии. В нач. 1759 г. был рукоположен во епископа Темишварского, 25 марта вступил на кафедру. Был одним из инициаторов организации церковного суда. Безрезультатно протестовал против введения в состав консисторий мирян. В 1778 г. хлопотал перед имп. Марией Терезией в связи с «неправдами», чинимыми австр. правительством серб. народу. Выступал за увеличение числа епархий, за прекращение практики перемещений епископов с кафедры на кафедру, против участия представителя от императора на заседаниях Свящ. Синода. Требовал, чтобы народ выбирал местоблюстителя митрополии в случае кончины ее главы. Активная защита В. прав сербов перед австр. властями заставила Вену в 1779 г. изъять гражданские дела из его юрисдикции. Согласно рескрипту от 16 июля 1779 г., права сербов в империи были урезаны, в т. ч. и церковные. Так, митрополит выбирался народом, но кандидатура должна была получить утверждение главы гос-ва. В. оказывал помощь просветителям Досифею (Обрадовичу) , Ф. И. Янковичу де Мириево, Й. Раичу, поддержку серб. студентам, учившимся в Вене. При В. в 1773 г. в Вршаце была открыта школа для подготовки священников. После конфискации австр. властями присланных из России богослужебных книг с целью ослабления рус. влияния на Балканах В. во время пребывания в Вене в 1776 г. добился их возвращения и распределения по храмам. Получил дворянское достоинство. Похоронен в ц. св. Димитрия в городке Даль. Лит.: Н. Српски историчар J. Akaдeмuja наука. Посебна 204. Од. друштв. наука. 7. Београд, 1952. С. 48-50; Д. Срби у Bojboдuhu. Нови Сад, 1959. 2. С. 343, 423; Ucmopuja српског народа. Београд. 1986. 4. Т. 1. С. 263, 274, 290; Т. 2. С. 356; Ucmopuja. 2. С. 55-57, 60-62, 67-68; Костяшов Ю. В. Сербы в Австрийской монархии в XVIII в. Калининград, 1992. С. 161. В. И. Косик Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/158472.html

Женский монастырь Челие Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Челие (серб. Манастир — женский монастырь Вальевской епархии Сербской Православной Церкви, духовником которого на протяжении 30 лет был преподобный Иустин (Попович) Челийский. Содержание История [ править править код ] Точное время основания монастыря не известно. Согласно историческим сведениям монастырь основан в средние века, а народные предания его основание связывают с королём Стефаном Драгутиным (1282-1316 гг.). В эпоху турецкого владычества монастырь часто разрушался и сжигался, но вновь отстраивался. В XVIII веке монастырь играл важную роль в жизни региона Валево. Во время восстания Карагеоргия в 1804 году князья Алекса Ненадович и Илия Бирчанин (чьи могилы находятся во дворе монастырской церкви) были среди первых казненных. Архимандрит Рафаил, известный как Хаджи-Рувим, был казнен вместе с ними. Во время первого сербского восстания (1804-1813 гг.) в монастырских постройках располагалась военная больница. В XIX веке, при правлении Милоша Обреновича, в монастыре основана начальная школа, которая была одной из первых в Сербии. Позже в этой школе учился святитель Николай (Велимирович) , который родился в соседнем селе Лелич. В 1837 году монастырь Челие превращён в приходскую церковь, а в 1928 году решением Священного Архиерейского Синода преобразован в женский монастырь. Монастырь Челие считается оплотом сербского женского монашества. С 1948 по 1979 год духовником монастыря был преподобный Иустин (Попович) , который 2 мая 2010 года был канонизирован Сербской Православной Церковью и известен как Иустин Новый (Челийский). Во внутреннем дворе можно увидеть место его упокоения. Живописная излучина реки Градац и невысокие, поросшие лиственными лесами, холмы создают особую атмосферу в этом монастыре. Монастырь является памятником культуры исключительного значения. Современное состояние [ править править код ] Главный храм посвящён архангелам Михаилу и Гавриилу. Его строительство было завершено в 1811 году, архитектурный план соответствует планировке классических христианских базилик. Центральный неф протянулся на 18 метров в длину, ширина — 7 метров, высота перекрытий — 11 метров.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Святые мученики и исповедники Трансильванские Прп. Виссарион Сарай, нмч.Опря Миклэуш и нмч. Софроний из Чоары / «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5: 11–12). Воистину эти слова жизни исполнились на православных румынах в Трансильвании в XVIII веке. Эта румынская область в течение многих столетий была под гнетом Габсбургов и венгров. Румынский народ и Церковь во все время рабства были в очень трудном материальном, но более всего в духовном положении. Лукавый Ватикан со всеми своими подданными в монархии хотел обратить православных румын в унию, чтобы благочестивый народ шагнул в адскую бездну. Сопротивление православных румын унии длилось 60 лет. Тысячи монахов, священников, верующих, женщин и детей, которые даже ценой жизни не хотели оставить свою православную веру, претерпевали тюремное заключение от нескольких недель до нескольких лет. За исповедание своей веры они были закованы в тяжелые цепи по рукам и ногам, женщин и детей держали зимою по три-четыре месяца в тюрьме, зверски мучили и бичевали. Многие из православных приняли венец мученичества, подобно христианам первых веков, исповедуя перед униатскими и римо-католическими палачами, что «лучше умереть в тюрьме, чем оставить православную веру». Униатские священники с помощью австрийских солдат насильно причащали, крестили и хоронили православных румын, так что они «страдали от ужасного страха перед немцами и униатскими попами». Например, четверо верующих из Жины были отведены в соляные шахты Уйоари, где семь недель были мучимы и унижаемы: «…ночью их спускали в подземелье, где пытали и терзали железными кольцами, а ноги и головы им оковали тяжелыми цепями с висячими замками», а верующие из Делы, руководимые священником Космой, свидетельствовали: «Нас заперли в комнате, и взрослых, и детей, где нас душили дымом от горящей соломы за то, что мы не хотим принимать унию». В одном письме от 1756 года верующие из Селиште, обращаясь к Карловацкому митрополиту Павлу (Ненадовичу), пишут: «Нет больше силы, чем та, с которой терпим все эти дни, все зло, которое исходит к нам от униатских попов и их гнева, ибо нас каждый день хватают и просят местных правителей, чтобы нас заключили в тюрьму. Из-за их великой злобы мы оставили все, и дома и земли, и поэтому живем по землянкам в лесу, так как нам не нужны униатские священники даже ценою жизни».

http://pravoslavie.ru/41537.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010