1730, возведен на кафедру в Фэгэраше 28 сент. 1732). Сразу же после интронизации еп. И. Мику-Кляйн провел Собор, на к-ром был учрежден епархиальный совет из 12 протопопов, назначены 2 епископских викария, приняты решения об основании семинарии и муж. монастыря. В 1737 г. епископ перенес кафедру в Блаж, где был возведен кафедральный собор Св. Троицы (1738-1756) и основан мон-рь. Однако основное внимание еп. И. Мику-Кляйн уделял политической деятельности, добиваясь прежде всего соблюдения законных прав румын. населения; на этой почве он вступил в продолжительный конфликт с сеймом, который последовательно отказывался выполнять имп. распоряжения, изданные в пользу румын. Согласно переписи, проведенной в 1733 г. по решению сейма, в Трансильвании было 2742 греко-католических и 458 правосл. священников. Несмотря на многочисленные петиции и острую полемику с сеймом, еп. И. Мику-Кляйн так и не добился равноправия для румын; на Соборе 1744 г. он выступил с критикой поведения австрийских и венгерских властей и пригрозил им переходом румын в Православие. После этого епископ отправился в Вену, где вступил в конфликт с имперскими властями и в 1745 г. бежал в Рим (в 1751 он был вынужден отречься от кафедры и вплоть до кончины в 1768 не получил разрешения вернуться на родину). В отсутствие еп. И. Мику-Кляйна епархией управлял викарий Петру Павел Арон, к-рый в 1752 г. был утвержден в качестве епископа (из-за спора с австр. властями, к-рые отказывались упразднить должность наставника-иезуита при униатской кафедре, он был рукоположен лишь в 1754). К тому времени греко-католич. Церковь освободилась от протестант. влияния, а давление трансильванских властей на нее ослабло (это стало возможным во многом благодаря активной позиции еп. И. Мику-Кляйна). Однако еп. П. П. Арон столкнулся с более серьезной угрозой. Еще при еп. И. Мику-Кляйне в Трансильванию прибывали православные проповедники из сербской Карловацкой митрополии. В 1751 г. митр. Павел (Ненадович) призвал румын отвергнуть унию и признать юрисдикцию серб.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

На бывшем при сем архиепископе-патриархе в 1744 г. народном конгрессе были-было заявлены некоторые требования относительно благоустройства дел церковных (именно – чтобы учреждена была при архиепископе консистория, чтобы архиепископ ежегодно собирал собор епископов, чтобы определена штолярная норма или такса сборов духовенства); но сделанное о сем от конгресса представление правительству оставлено было без всякого ответа. В междуправление, предшествовавшее назначению этого архиепископа, кафедра архиепископская перенесена была из Белграда, который в 1739 г. снова отнят был у австрийцев турками, в городок Карловец, в котором с тех пор и остается до настоящего времени (Раича IV, 196, Arkiv’a Сакцинского V, 185). Состоя под влиянием людей невежественных и ненавистников просвещения, Арсений Иоаннович не только закрыл Карловицкую гимназию, основанную его предшественником, но и с русскими учителями, которых отпустил от себя, рассчитался только по требованию русского правительства (у Н. Попова ibid. стр. 284). 8) Исаия Антонович, бывший епископ арадский. Избран 27 августа 1748 г., умер 22 января 1749 г. 9) Павел Ненадович, бывший епископ карлштадтский. Избран 20 июля 1749 г., умер 15 августа 1768 г. Возобновил гимназию в Карловцах, заведенную  Викентием Иоанновичем, и положил начало школьного фонда, которого к концу его правления скопилось до 30 слишком тысяч флоринов, впрочем имел совершенно своеобразный взгляд на духовное просвещение (когда известный историк Иоанн Раич, сделанный в 1761 г. префектом карловицкой гимназии, написал и представил ему пространный катихизис, то он сурово отвечал: «не требую твога катихизма, доста (точно) е то, обучевай ты детцу тропарем и кондаком, – у том состоит вера и закон», у Н. Попова ibid. стр. 987. Около 1740–50 гг. кроме школ, помянутых выше, существовала еще духовная коллегия в Новом Саде, ibid. стр. 285). 10) Иоанн Георгиевич, бывший епископ вершецкий. Избран 27 августа 1769 г, умер 23 мая 1773 г. На народном конгрессе 1769 г., заседавшем слишком четыре месяца (с 22 апреля по конец августа), происходили продолжительные рассуждения о делах церковных, именно-о сокращении числа и назначении определенного штата священников, о понижении размеров и установлении нормы различного вида даней, платимых епископам священниками и мирянами, и также даней, платимых последними вторым, об ограничении некоторых прав архиепископа (права наследования после умерших епископов), об усилении контроля над административно-судебною деятельностию епископов и о некоторых других, более частных: На основании постановлений конгресса, правительством был-было составлен «Илирский (духовный) регламент» (Constitutiones Nationis Illyricae), которого обширная редакция, назначенная для епископов, была выдана 27 сентября 1770 г., а краткая, назначенная для народа, 10 июля 1771 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Св. царь Урош. Гравюра Х. Жефаровича. 1746 г. Св. царь Урош. Гравюра Х. Жефаровича. 1746 г. В 1741 г. в Вене Ж. издал цельнографированную кн. «Стематография», в к-рую вошли перевод с лат. языка одноименного сочинения хорват. писателя Павла Риттера Витезовича, стихотворные подписи к иллюстрациям и посвящение патриарху Печскому Арсению IV. Перевод и подписи к иллюстрациям сделал буд. митр. Карловацкий Павел (Ненадович) на т. н. славяно-русском наречии (смесь церковнослав., рус., серб. и болг. языков). В числе иллюстраций, выполненных Ж. совместно с Месмером, были гербы стран и земель Центр. и Юго-Вост. Европы, в т. ч. находившихся под властью Османской империи. Впосл. они стали прототипами совр. гербов Болгарии, Сербии, Черногории и Хорватии. Также в нее входили гравюры ликов южнослав. святых: равноап. Мефодия , епископов Охридских Климента и Наума , Феофилакта Болгарского , царя Болгарского св. Давида , серб. жупана св. Стефана Немани , нмч. Георгия Нового и мн. др. «Стематография» была призвана благодаря обращению к истории пробудить самосознание слав. народов и выразить идею единства слав. народов в русле ранней «иллирийской» идеологии, ставившей правосл. и общеслав. идентичность выше национальной. Книга послужила одним из источников «Истории славяноболгарской» архим. Паисия Хиландарского . В 1742 г. Ж. издал в Вене «Поучение святительское новопоставленному иерею», отметив т. о. свою священническую хиротонию. В 1744 г. издал на слав. и нем. языках с гравюрами своей работы «Привилегии», дарованные имп. Марией Терезией сербам в империи Габсбургов. В 1745 г. Ж. с монахами из мон-ря Раковица направился в длительное паломничество по правосл. Востоку, посетил Солунь (Фессалонику), Яффу и Иерусалим. По возвращении издал, сопроводив иллюстрациями, «Описание святаго Божия града Иерусалима» (Вена, 1748), составленное архим. Симоном (Симоновичем, буд. епископ Птолемаиды Палестинской; после смерти Ж. обладавший, видимо, правами на это издание) и переведенное с греческого на слав. язык мон. Виссарионом из г. Разград. В 1749 г. Ж. переиздал «Описание Иерусалима» на греч. языке под названием Προσκυνητριον. Источники иконографии гравюр Ж. для «Описания Иерусалима», к-рым предшествовала богатая греч. традиция XVII-XVIII вв. иллюстрирования рукописных проскинитариев, недостаточно изучены. В 1781 г. при участии серб. писателя Захарии Орфелина было осуществлено новое издание «Описания Иерусалима» с приложением плана храма Гроба Господня. До кон. XIX в. эта книга часто переиздавалась, в т. ч. и в России, как цельногравированным, так и типографским способом, и стала самым популярным произведением о Св. земле этого периода.

http://pravenc.ru/text/182237.html

Новый период унии начался после ареста по обвинению в заговоре еп. Марчанского Гавриила (Миякича) и утверждения (28 февр. 1671) епископом Марчанским униата Павла (Зорчича). После посвящения во епископа в Риме в 1672 г. он приехал в М., но братия отказалась его признать, несколько монахов были арестованы. Униаты поселились в обители и находились под охраной военных. Попытка сербов их выгнать закончилась арестом и продажей на Мальте в рабство 6 марчанских монахов. Три монаха смогли забрать монастырские ценности и уйти на османские земли. В 1732 г. в М. жили униатские епископ и 3 монаха. В 1735 г., когда сербы добились от властей разрешения вновь иметь своего православного епископа, ок. 600 серб. солдат собрались в г. Чазма и потребовали ухода из М. униат. еп. Сильвестра (Ивановича). Хотя власти отказались возвращать обитель сербам, еп. Сильвестр покинул ее, а 6 из 8 монахов-униатов согласились перейти под окормление правосл. еп. Лепавинско-Северинского Симеона (Филиповича). Но это не привело к возвращению мон-ря сербам. В конце года сербы окружили обитель, произошло столкновение с военными. После расследования этих событий 8 февр. 1737 г. власти передали М. под управление еп. Симеону. Но 3 дек. 1738 г. по просьбам местных католиков император вновь вернул М. униатам. Разочарованная этим решением братия на Видовдан, 17(28) июня 1739 г., подожгла монастырские здания. После этого по требованию Загребского католич. епископа еп. Симеон был арестован. Однако обитель осталась у сербов, и усилиями игум. Мефодия началось ее восстановление. В 1741 г. по инициативе хорват. дворянства был принят закон, по которому М. должен быть передан униатам, еп. Симеон был оставлен в тюрьме (где в 1743 он умер). Австр. имп. Мария Терезия не решалась отнять обитель у сербов, т. к. многие из них служили в армии. Поэтому она призвала Синод Карловацкой митрополии отказаться от М., но получила отказ. В 1751 г. хорват. дворянство вновь попросило власти запретить деятельность Правосл. Церкви в крае. На требование императрицы отречься от М. митр. Карловацкий Павел (Ненадович) ответил, что сможет это сделать только при согласии серб. народа.

http://pravenc.ru/text/2562530.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОИСЕЙ Моисей (Путник), митр. Карловацкий. Портрет. Худож. Дж. Даниель Донат. 1782 г. Моисей (Путник), митр. Карловацкий. Портрет. Худож. Дж. Даниель Донат. 1782 г. (Путник Василий; 25.03. 1728, Петроварадински-Шанац (ныне Нови-Сад) - 28.06.1790, Вена), митр. Карловацкий Сербской Православной Церкви. Род. в семье Алекса и Мили, принадлежавшей к древнему сербскому роду, получившему в 1621 г. венг. дворянство. Учился в г. Сремски-Карловци при патриархе Арсении IV († 1748) и митрополитах Исаии (Антоновиче) и Павле (Ненадовиче) . Считался одним из самых образованных сербов своего времени. Принял монашество в мон-ре Раковац 1 нояб. 1749 г. 11 апр. 1753 г. митр. Павел (Ненадович) назначил его протосинкеллом, в следующем году поставил архимандритом кафедральной ц. свт. Николая Чудотворца в Сремски-Карловци. Был митрополичьим экзархом в Арадской епархии в составе комиссии, боровшейся с распространением унии. Важное значение придавал образованию священства и народа, финансировал богословскую школу. Добился от магистрата Сремски-Карловци выделения участка возле Соборной церкви со зданием семинарии, строительного материала, денежной дотации в тысячу форинтов и выдачи кредита в Народном банке для строительства здания школы. Он хотел, чтобы в новой школе обучались ученики независимо от их вероисповедания, но при этом часть здания была отведена только для правосл. учеников, однако власти назначили в школу немецкоязычных учителей, а серб. учитель П. Полянац был вынужден уйти. В 1757 г. был избран епископом Бачским (см. ст. Бачская епархия ) после смерти еп. Виссариона (Павловича) . В 1774 г. попросил перевести его на Темишварскую епархию , т. к. ее глава Викентий (Йованович Видак) стал Карловацким митрополитом. После смерти митр. Викентия (1780) был администратором Карловацкой митрополии, а 21 июня 1781 г. избран ее главой. В ежегодных посланиях к верующим в честь Рождества Христова и Пасхи М.

http://pravenc.ru/text/2564000.html

Мужской монастырь Привина Глава Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Привина Глава (серб. Манастир Привина Глава) — мужской монастырь Сремской епархии Сербской Православной Церкви в честь архангелов Михаила и Гавриила, расположен на склонах Фрушка горы в общине Шид Сремского округа Воеводины. Содержание История [ править править код ] По народному преданию, так как письменных источников того времени не сохранилось, и также по некоторым археологическим исследованиям, монастырь Привина Глава был построен раньше других фрушкогорских монастырей. Его строительство связано с местным землевладельцем по имени Прива (Приба). Монастырь обновлен в 1496 году Йованом Бранковичем и его братом епископом Максимом . Первые письменные упоминания о монастыре содержатся в турецких кадастровых документах 1566-67 гг., на основе которых предполагается, что в те времена монастырская церковь была деревянная. В 17 веке Привина Глава упоминается в связи с обновлением старой рукописной книги «Мюнхенский Псалтырь» 14-го века. Считается, что эта книга принадлежала деспоту, и что позднее кем-то из его семьи она была подарена монастырю. Патриарх Паисий взял псалтырь, исправил и вернулся в монастырь с личной записью. В рукописи упоминаются и страдания монастыря в Австро-турецкой войне в 1688 г. Строительство нынешней церкви с высокой колокольней в стиле барокко началось в 1741 году на фундаменте предыдущей маленькой церкви. На новом здании был возведен купол по образцу монастыря Старое Хопово . Церковь была завершена в 1760 году во времена игумена Стефана и патриарха Арсения Четвертого. Митрополит Павел Ненадович открыл этот храм и посвятил его архангелам Михаилу и Гавриилу. Святыня не только не была отремонтирована в течение многих десятилетий, но была разграблена, разрушена и осквернена. Во время Второй мировой войны было уничтожено много ценностей и документов, которыми обладал монастырь. Не стало чрезвычайно богатой библиотеки монастыря с более чем 1200 книг. Был украден и скипетр Печского патриарха Иоанникия II (1346-1354 гг.), изготовленный из слоновой кости, жемчужных раковин и черепах, а также покров деспота Иоанна Бранковича из зеленого бархата, расшитого серебром и золотой нитью и с золотым крестом. Исчезла и гравюра на меди 1758 г., дар митрополита Павла Ненадовича. Исчезло и много ценных актов монастыря во времена правления австро-венгерских императоров Иосифа Второго, Карла Четвертого и Карла и Марии Терезии. Часть ценностей была вывезена в Загребский музей. После войны они были возвращены Сербской православной церкви. Часть из них хранится в монастыре, а часть — в Музее Сербской православной церкви в Белграде.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ (Якшич; 7.01.1715, с. Српске-Моравице, совр. Хорватия - 27.01.1771, мест. Плашки, там же), еп. Горно-Карловацкий Сербской Православной Церкви. Образование получил в мон-ре Гомирье , там же в 1734 г. был пострижен в монашество и рукоположен во священника. В 1739 г. не подчинился униат. еп. Теофилу (Пашичу), к-рый жаловался на него венскому двору (см. ст. Горно-Карловацкая епархия ). Служил в ц. св. Петки в с. Сьеничак. В 1748 г. еп. Горно-Карловацкий Павел Ненадович ; с 1749 митрополит Карловацкий) назначил Д. своим помощником с титулом экзарха. В 1749 г. возведен в сан архимандрита и занял должность администратора Горно-Карловацкой и чуть позже Костайницкой епархий. 3 июля 1750 г. избран епископом Горно-Карловацким, хиротония состоялась только 4 нояб. 1751 г. в мон-ре Раковац, а восшествие на кафедру - 19 авг. 1752 г. в Плашках. В 1751 г. после увеличения налогообложения правосл. подданных Д. был вынужден усмирять народные волнения. Заботился о повышении уровня образования, открыл неск. серб. школ, безуспешно пытался противостоять обращению в унию населения Жумберака. Построил неск. каменных церквей, кафедральный собор и епископскую резиденцию в Плашках. Открыл при Гомирье иконописную школу. 14 июля 1753 г. Д. направил имп. Елизавете Петровне просьбу выделить для епархии богослужебные и богословские книги, регулярно оказывать денежную помощь монастырю Гомирье и прислать в Карловац учителей. Д. через игум. Феофила (Алексича) получил от Синода РПЦ 100 букварей, 50 катехизисов, много богословских и богослужебных книг, от имп. Елизаветы еще 74 богослужебные книги и 100 букварей - в общей сложности 463 книги ( С. за српску ucmopujy из руских архива и библиотека//ССКА. 1922. 53. С. 69), 13 икон, церковную утварь, четки, камилавку. Лично для Д. императрица прислала епископский жезл с инкрустацией слоновой костью. 4 июня 1755 г. Д. направил благодарность императрице и Свящ. Синоду за дары, которые принесли пастве епархии «великую радость, утешение, помощь и пользу». В 1758 г. епископ вновь направил в Россию игум. Феофила с рекомендацией рус. посланника в Вене гр. Г. К. фон Кейзерлинга, из к-рой видно, что рус. дипломат высоко ценил труды Д. по укреплению Православия и просвещению паствы. На этот раз Д. просил 26 наименований книг, среди к-рых - по 300 малых и больших букварей, по 100 часословов, Псалтирей, молитвословов и месяцесловов, 30 служебников, денежную помощь на содержание учителей и на строительство церкви в Плашках, архиерейское облачение и грамоту мон-рю Гомирье с разрешением регулярного сбора его монахами милостыни в России. Просьба почти полностью была удовлетворена.

http://pravenc.ru/text/171268.html

Марченский епископ Симеон Филипович умер в 1743 г., а комиссары на народном сейме 1744 г. объявили, что императрица ни под каким видом не допустит избрания нового епископа; едва в 1749 году было дозволено не униатам присоединиться к епархии Карлштадтской; но монастырь Марча в 1753 году все-таки был занят вооруженною силой и отдан униатскому 85 ) епископу, а монахи православные были выведены из него в Лепавину. Бунт Граничар хорватских из-за унии был усмирен силою в 1755 году. В 1749 же году волнения румынов Трансильвании, не хотевших подчиниться униатскому епископу, вынудили наконец правительство дозволить им присоединиться к православной епархии Офенской 86 ). Патриарх Арсений IV умер 6-го января 1748 года. От природы милостивый и щедрый, он всегда находился под влиянием своих придворных; один из них архидиакон Иоанн Георгиевич, невежда, едва умевший читать и писать, особенно ненавидел русских учителей и убедил патриарха закрыть латинскую школу в Карловце и оставить только славянскую; русские учители отправились в свое отечество. С кончиной Арсения прекращается ряд патриархов Сербских в австрийских землях до новейших времен. После кратковременного (с 12-го января 1748 г. по 22-е января 1749 г.) управления митрополита Исаии Антоновича, из епископов Арадских, в июле 1749 г. был избран на митрополичий престол епископ Карлштадтский, Павел Ненадович, строгий постник. При утверждении его (в октябре 1749 г.) императрица Мария Терезия пожаловала ему титул превосходительства (excellenz), оставшийся навсегда за его преемниками. Его можно назвать восстановителем образования в сербском народе, потому что он снова устроил в Карловце латинскую школу 87 ) и завел при всякой церкви братства (скупштины), которые, между прочим, заботились и о школах. Он же положил основание так называемому школьному фонду от взносов от клира и народа; в течение двадцатилетнего его управления была собрана довольно значительная сумма, из которой после его смерти осталось 31.000 флоринов. Хотя сам он не говорил проповедей и не позволял другим говорить, но распорядился, чтобы по воскресным и праздничным дням читались в церквах поучительные слова из книг русского проповедника Симеона Полоцкого „Обед духовный“ и „Вечеря душевная“; он издал также „Православное исповедание“, извлечение из катехизиса Киевского митрополита Петра Могилы , и много хлопотал о благолепии в церквах; наконец, монастырскую дисциплину он вводил с такою строгостью, что многие монахи бежали из своих монастырей, не стерпев жить в них, по выражению его биографа 88 ). Во время Ненадовича, именно в 1752 году, была учреждена в Вене иллирская придворная депутация, присутственное место, которому подлежали дела, касавшиеся веры и привилегий сербов; оно состояло из президента, нескольких советников и секретаря с писцами; впрочем, там не числился ни один православный.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В нач. ХХ в. положение сербов ухудшали сложные отношения между Австро-Венгрией и Сербским княжеством, к-рое оказывало влияние на австр. сербов, и стремление венг. властей ассимилировать слав. население. Венгерское гос. собрание ввело обязательное изучение венг. языка в школах (1907), а, согласно предписаниям 1913 г., ученики после окончания 4-го класса должны были свободно говорить, писать и читать на венг. языке. Патриарх Лукиан (Богданович) добился в 1910 г. возвращения публичного статуса серб. учительской школе в Пакраце, выделял средства на открытие новых школ и на содержание интернатов для бедных учеников. В 1912 г. венг. власти упразднили церковно-школьную автономию митрополии. Избрание нового главы К. м. после внезапной смерти патриарха Лукиана (1913) осложнилось началом первой мировой войны. После распада Австро-Венгрии (1918) и создания Королевства сербов, хорватов и словенцев (1 дек. 1918) К. м. и все части бывш. Печской патриархии оказались на территории одного гос-ва, поэтому 12 сент. 1920 г. была обновлена единая Сербская Патриархия. На тот момент в К. м. было 7 епархий (Сремско-Карловацкая, Бачская, Будимская, Вршацкая, Горно-Карловацкая, Пакрацкая и Темишварская), ок. 1,2 млн верующих, 27 монастырей, 721 приход и 124 подворья, 777 храмов и 722 священнослужителя. Предстоятели К. м. митр. Исаия (Джакович; 1708); митр. Софроний (Подгоричанин; 1710-1711); митр. Викентий (Попович Хаджилавич; 1713-1725); Моисей (Петрович; митрополит Белградский в 1713-1725, митрополит Белградско-Карловацкий в 1726-1730); митр. Викентий (Йованович; 1731-1737); патриарх Печский Арсений IV (Йованович-Шакабента; 1737-1748); митр. Карловацкий Исаия (Антонович ; 1748-1749); митр. Павел (Ненадович; 1749-1768); митр. Иоанн (Джорджевич; 1769-1773); митр. Викентий (Йованович-Видак; 1774-1780); митр. Моисей (Путник; 1781-1790); митр. Стефан (Стратимирович; 1790-1836); митр. Стефан (Станкович ; 1837-1841); Иосиф (Раячич; митрополит Карловацкий в 1842-1848, патриарх Сербский в 1848-1861); патриарх Самуил (Маширевич ; 1864-1870); Арсений (Стойкович; администратор в 1870-1872); еп.

http://pravenc.ru/text/1681083.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ III (Николин), патриарх Печский в 1752 г. Сведения о его жизни практически отсутствуют. До избрания патриархом упомянут как митрополит Нишский в связи с хиротонией архим. Паисия (Лазаревича) в митр. Дабро-Босанского 27 июня 1752 г. ( Записи. 2. 3022). После смерти патриарха Гавриила II Г. написал письмо тур. везиру, в к-ром извещал о смерти предстоятеля Печской Церкви, своем временном управлении Патриархией, своевременности положенных выплат тур. казне, сделанных Патриархией, и просил выдать ему берат на патриаршество. По всей видимости, он этот берат получил, но по неизвестным причинам не удержался на престоле и вскоре был смещен по инициативе серб. паствы. После него престол последовательно занимали патриархи Викентий и Паисий II (даты их Патриаршества неизвестны), Гавриил IV Грек (упом. лишь в 1758) и Кирилл II (1759-1763). Из-за недовольства действиями преемников Г. и частыми их смещениями в Нише в 1761 г. собрались представители сербов от «Кюстендила до Цетине и от Печи до Струмицы», к-рые обратились к митр. Карловацкому Павлу (Ненадовичу) c просьбой о помощи в установлении порядка в Печской Патриархии, и в т. ч., чтобы митр. Павел уговорил Г. вернуться на Патриарший престол. Но он отказался возвращаться, сославшись на свое смещение с него. Результатом этой конференции стало избрание в 1763 г. патриархом Василия (Бркич-Йовановича) . Лит.: Г. Amahacuje II, Гаврило II и Гаврило III, nampujapcu//Гласник Српске правосл. nampujapшuje. Сремски Карловци, 1937. С. 293-298; Nokyшaj црквене конф. у Нишу 1761 г. да поврати патр. Гаврила III на престо//ЗбПБФ. 1951. 2. С. 135-138. Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/161341.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010