Отонудуже повинуся тебе зверь даже до смерти отче, послушне и жалостне на гробе твоем скончася, прославльшу тя тако Богу: к Немуже моляся, и о нас отче Герасиме поминай. Страдание святых мучеников Павла и сестры его Иулиании и прочих с ними Римский император Аврелиан издал повеление по всей империи, чтобы все христиане приносили жертвы богам. Сопротивляющихся сему повелению приказано было лишать жизни в жестоких мучениях. Сам царь, пройдя Исаврию, прибыл в Финикийский город Птолемаиду дабы принудить там всех христиан к принесению идольской жертвы. При въезде царя в город находились блаженный Павел с сестрою Иулианией. Павел, видя въезжающего царя, осенил лице свое крестным знамением и сказал Иулиании: — Дерзай, сестра моя, и не устрашись, ибо великое бедствие приходит на христиан. Аврелиан, увидав, что Павел перекрестился, повелел взять его и держать в оковах до утра. Утром, приказав поставить себе трон на видном месте, царь сел в присутствии всего народа и приказал привести на мучение блаженного Павла. Когда его привели, царь сказал: — Дерзкий человек, как ты осмелился, во время въезда моего в город, сделать на лице своем христианское знамение? Разве ты не слыхал о нашем царском указе, изданном против христиан? Блаженный Павел ответил царю: — Я слышал твой указ, но нас, христиан, никто и никогда не может так устрашить, чтобы мы ради страха решили отречься от истинного Бога и перестали исповедывать веру во Христа Сына Божия. Мучения, причиняемые нам тобою, кратковременны, тогда как муки, назначенные по нелицемерному суду Божию, будут вечны, равно как и прославление, которое дает Бог христианам, также вечно. Кто же из нас будет настолько безумен, что оставит живого Бога и поклонится глухим и немым идолам? Сам Спаситель наш Иисус Христос в Евангелии говорит: «Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10:33). Аврелиан сказал Павлу: — Вижу, что долго я терплю твои дерзкие слова, подойди и принеси жертву богам, дабы я не предал тебя жестокой смерти.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Почему Павел проповедовал в дамасских синагогах, а не в языческой среде? Здесь мы впервые встречаемся с тем миссионерским принципом, который Павел впоследствии сформулирует в Послании к Римлянам: «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину» ( Рим. 1:16 ). Призыв проповедовать язычникам, который Павел услышал при первом же явлении ему Христа, не означал, что он должен был ограничиться исключительно ими. Проповедь среди сынов Израилевых он считал не менее важной и именно с нее начал свою миссионерскую деятельность. Иерусалимская община Что представляла собой иерусалимская община на тот момент, когда Павлу предстояло встретиться с ней лицом к лицу? Чтобы ответить па этот вопрос, нам надлежит вернуться к началу книги Деяний и кратко обозреть первые восемь глав этой книги. Лука написал ее как прямое продолжение своего Евангелия ( Деян. 1:1 3) и начал с того, на чем это Евангелие закончилось: с рассказа о вознесении Иисуса Христа ( Деян. 1:4–11 ). Членов иерусалимской общины он перечисляет поименно, начиная список с Петра: Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима. в расстоянии субботнего пути. И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова. Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его ( Деян. 1:12–11 ). Собрание этой общины, на которой на место выбывшего из числа апостолов Иуды избирается новый ученик, включало около ста двадцати человек ( Деян. 1:15–26 ). Очевидно, именно эту цифру следует считать указанием на количество учеников, оставшихся после Иисуса в качестве членов Его общины. Несмотря на Его популярность при жизни, несмотря на то, что за Ним следовали толпы народа, Его страшная смерть на кресте должна была отпугнуть от Его общины основную массу людей. Остались только самые верные и преданные: одиннадцать ближайших апостолов и, вероятно, другие семьдесят апостолов, упоминаемые Лукой в Евангелии ( Лк. 10:1 ), а также родственники Иисуса по плоти и некоторые женщины из числа Его последовательниц.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«Почитаю себя блаженным» (в Синодальном переводе «счастливым») — так начал апостол Павел свою речь перед царем Агриппой, когда был приведен к нему на суд. Трудно назвать привлекательным положение, в котором находился Павел: он был арестован, но сам арест в некотором роде спас ему жизнь, потому что среди его соплеменников некоторые хотели его убить. На этом самом суде царь был готов просто отпустить его, но Павел потребовал суда у римского императора, на что имел полное право как римский гражданин. И царь вынужден был отправить его в Рим. Очень мало походило это путешествие на те средиземноморские круизы, которые сегодня позволяют себе избранные счастливчики. Блаженство для апостола — это не состояние покоя, наоборот, это скорее борьба и победа, трудное восхождение к вершине, это полнота жизни в Боге. Апостол Иаков в своем послании говорил об этом так: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (1: 12). А сам Павел выразил похожую мысль несколько иначе: «Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает» (Рим. 14: 22). О вечном блаженстве тех, кто входит в Царствие Божие, говорит Откровение Иоанна Богослова, например, такими словами: «…блаженны званные на брачную вечерю Агнца…» (19: 9). Но и здесь конечная цель сочетается со всем жизненным путем человека: да, можно получить приглашение, но и отказаться от него. Собственно, вся земная жизнь человека есть принятие этого призыва — и о том рассказывают повествования об Аврааме, о других ветхозаветных праотцах и пророках, об апостолах и, наконец, о Самом Христе. Ведь Новый Завет предлагает нам не просто некоторое количество наставлений о том, как праведно жить на свете, но прежде всего — пример такой праведной жизни. Евангелист Лука рассказывает (см. 11: 27-28) об удивительном эпизоде. Слушая речи Иисуса, одна из женщин сказала ему: «…блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» Это действительно так, и эти евангельские слова читаются в православной традиции на праздники, посвященные Богородице. Но мы знаем, насколько непростым было ее блаженство: невозможная с обыденной точки зрения беременность, роды в вертепе, бегство в Египет и дальше — жизнь, полная опасений за Сына. Это не говоря уже о Распятии, свидетельницей которого ей довелось стать уже после того, как было произнесено обетование блаженства.

http://pravmir.ru/blazhen-muzh-kotoryj/

Прибыв в Иерусалим, Павел был принят верующими с великою радостью; но неуверовавшие иудеи ненавидели Павла и считали его разорителем закона. В них жила еще та гордая мысль, что истина открыта одному избранному народу, и что прочие народы не равны иудеям. В своем фанатическом озлоблении они стали обвинять Павла, что он учит против закона Моисеева, и что он осквернил их храм, взяв туда с собою иноплеменника-язычника. Сделалось страшное смятение, и только при помощи отряда войск римских апостол был вырван из рук разъяренной толпы. Тысяченачальник препроводил его под стражею в Кесарию, к правителю Феликсу. Здесь Павел пробыл два года в заключении, в оковах. В таком трудном положении апостол ободрен был особым откровением от Господа. Среди ночи Господь явился ему и сказал: «Дерзай, Павел, ибо как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме». Это было, действительно, сильным ободрением для апостола язычников: пронести свою проповедь до Рима было его давнишним желанием, – и вот теперь Господь открывает ему, что это желание его исполнится, и что настоящие узы не остановят его проповеди и не помешают ему исполнить его великое призвание. Терпеливо сносил апостол свое заточение, а когда Феликс был сменен другим проконсулом, Фестом, то Павел, как римский гражданин, потребовал у него суда кесарева, и Фест решил отправить его в Рим. Путешествие это было на корабле очень опасное и в то же время очень славное для имени Христова и для св. апостола Павла. Когда корабль был около острова Крита, поднялась сильная буря, грозившая гибелью корабля. Все были в отчаянии. Апостол имел видение, в котором было открыто ему, что ни один человек не погибнет, а только корабль. Апостол объявил об этом своим спутникам, тогда и все ободрились. На четырнадцатую ночь корабль, действительно, разбился около острова Мальты. Но все, бывшие на корабле, по словам апостола, спаслись на обломках его. Жители Мальты встретили потерпевших путников очень ласково: на берегу острова разложили огонь, чтобы потерпевшие могли согреться.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сказав это, он упал на колена и молился с ними. Тогда все, обливаясь слезами н обнимая Павла, целовали его; скорбели же особенно о том, что более уже не увидать его. Когда Павел, побывав еще в некоторых местах, возвратился в Иерусалим, то тамошние пресвитеры встретили его с великою радостью и, слушая его рассказы об обращении многих язычников, прославили Бога. Но вскоре некоторые иудеи взбунтовали народ против Павла так, что хотели убить его. Тысяченачальник должен был взять Павла под стражу, чтобы спасти его от насилия народа, и после, убедившись, что ничего не может сделать против злобы иудеев, и узнавши, что Павел римский гражданин, отправил его с пешими и конными воинами в Кесарию к правителю Феликсу. Этот продержал его под стражею два года. Когда же на место Феликса поступил другой правитель, Фест, пришли из Иерусалима иудеи и принесли на Павла многие тяжкие обвинения, которых однако же не могли доказать. Павел, объявив себя римским гражданином, потребовал себе суда у кесаря. Тогда Фест решился отправить его к кесарю в Рим. Вместе с другими узниками Павел прибыл в Рим и был передан здесь военачальнику. Павлу позволено было жить особо, только воин должен был оставаться при нем, чтобы стеречь его, и никто не запрещал ему учить о Господе Иисусе Христе. В Риме многие приняли христианское учение, и даже при дворе кесаря некоторые сделались христианами. Но впоследствии когда начали гнать христиан, то и апостола Павла предали смерти, отрубив ему голову. Апостол Петр и все другие апостолы, кроме Иоанна, умерли также мученическою смертьо. Святый Евангелист Иоанн пережил их всех и видел, что учение христианское распространилось по всем тогда извстным странам. Успение Пресвятой Богородицы После вознесения Иисуса Христа на небо и после сошествия Св. Духа на апостолов, Пресвятая Богородица жила в Иерусалиме у апостола Иоанна, которому Сам Господь поручил ее, когда страдал на кресте. Когда же она достигла старости, Господь чрез ангела возвестил ей о приближении времени ее кончины за несколько дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Традиция усматривает намек на Антихриста в словах Иисуса, переданных евангелистом Иоанном: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придёт во имя своё, его примете» (Ин 5:43). Однако в этом речении нет никакого утверждения. Слово «иной» (λλος) может относиться ко многим людям, не обязательно к какой-то отдельной личности. Речение Иисуса в Ин 5:43 перекликается с замечанием в 2 Кор 11:4: «ибо если кто, придя, начал проповедовать другого Иисуса, которого мы не проповедовали… то вы были бы очень снисходительны [к тому]». И здесь, и там мы видим не предсказание того, что будет, но сожаление или упрек, выраженный путём моделирования возможной противной ситуации. Другое дело, что после разрыва христианства с иудаизмом стиху Ин 5:43 была придана следующая интерпретация: Я, Христос, пришел во имя Отца Моего, и вы, иудеи, не приняли Меня; а в конце дней придёт к вам Антихрист во имя своё, и тогда вы, иудеи, примете его за Христа (Бога) . Вместе с тем предсказание Иисуса о «лжехристах и лжепророках» способствовало развитию представлений о грядущих врагах христианства. Уже в апостольское время заговорили о некоей особенной, экстраординарной личности, которая должна потрясти Церковь. Во Втором послании к Фессалоникийцам апостол Павел предупреждает, что перед вторым пришествием Христа должно произойти массовое отступление от христианства, вдохновителем и знамением чего станет «человек греха (=беззакония), сын погибели», «беззаконник», который «в храме Божием сядет как Бог, выдавая себя за Бога» (2:3, 4, 8). Судя по этому и другим посланиям Павла, он говорил о не очень далеком будущем. По мысли Павла, его поколение уже достигло «последних веков» (1 Кор 10:11); апостол надеялся даже, что второе пришествие Христа состоится ещё при его жизни (1 Фес 4:17). Эсхатологические ожидания были тогда очень напряженными как среди христиан, так и среди иудеев. В связи с этим фигура «человека греха», упомянутого Павлом, представляет большой интерес для историков. О ком говорит Павел в данном случае и имеет ли в виду кого-то конкретно? Если это реальная историческая личность, то почему Павел не называет этого человека по имени? Надо думать, адресаты апостола, к которым он обращался с посланием, – члены общины в Фессалониках, – и без специальных пояснений понимали, кто имеется в виду; ведь Павел говорил им о нём и раньше (2:5). Но нынешним историкам остается только гадать, кто кроется под обозначением «человек греха, сын погибели». Так, В. Буссе и другие исследователи находят в словах Павла «в храме Божием сядет он как Бог, выдавая себя за Бога» воспоминание о попытке императора Калигулы установить в Иерусалимском храме свою статую и добиться от иудеев божеских почестей (Иосиф Флавий. Древности, XVIII 8.2). Следовательно, под «человеком греха» мог пониматься либо настоящий, либо будущий римский император.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

1Сол.2:15 .  которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся, Здесь словами « πσιν νθρποις εναντων» прекрасно обрисован богоборческий и враждебный человечеству характер иудейства. Всюду, где только был Ап. Павел, последнее гнало его. С другой стороны, великий Апостол, странствуя по языческим городам, мог прекрасно заметить то чувство, с которым относились всюду к иудейству. Слова Ап. Павла находят прекрасное подтверждение в истории Тацита, который говорил, что Иудеи имеют «adversus omnes alios hostile odium» (V:5). He лучше о них отзывается и римский сатирик Ювенал; «Romanas autem soliti contemnere leges, Iudaicum ediscunt et servant ac metuunt jus… Non monstrare vias eadem nisi sacra colenti, Quaesitum ad fontem solos deducere verpos». XIV:100–104. «Св. Павел видит образчик их вражды к человечеству в их оппозиции распространению Евангелия среди язычников. Но и та и другая их характеристика и их исключительность в вопросе о духовных привилегиях, и их себялюбивая замкнутость в житейских отношениях вообще – были обязаны своим существованием одному и тому же чуждому любви и свободы духу, тем более ненавистному, что он был карикатурой и неестественным наростом на исключительной чистоте их старого монотеизма» (Lightfoot, op. cit. стр. 34). 1Сол.2:16 .  которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и чрез это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца. « Приближается на них гнев до конца» – нет никаких оснований относить эти слова к факту разрушения Иерусалима. Если бы это было так, ссылки на такое чрезвычайное событие были бы и в других местах послания, да и здесь это событие описывалось бы более определенно. Ап. Павел здесь читал, так сказать, знамения времен, грядущую судьбу богоборного и жестоковыйного жидовства. 1Сол.2:17 .  Мы же, братия, быв разлучены с вами на короткое время лицем, а не сердцем, тем с большим желанием старались увидеть лице ваше. 1Сол.2:17–3:10 . Беспокойство Ап. Павла относительно христианской церкви в Ф-ке, посещение Ф-ки Тимофеем, и радость благовестника при виде благосостояния их церкви и роста их веры и любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Взятие апостола под стражу. Несмотря на некоторые меры, принятые ап. Павлом по прибытии в Иерусалим по совету Иакова, чтобы благорасположить к себе иудеев, последние произвели против него возмущение. Апостол был схвачен, и рассвирепевшая народная толпа растерзала бы его, если бы не тысяченачальник иерусалимского гарнизона, отведший апостола в крепость. При входе в крепость на лестнице ап. Павел испросил у тысяченачальника позволения говорить к народу и сказал к нему речь. в которой, в оправдание себя, передал историю чудесного обращения ко Христу. Когда апостол сказал, что Сам Господь, явившись ему в храме, послал его с проповедью к язычникам, вся народная толпа пришла в ярость и кричала: «истреби от земли такого! Ибо ему не должно жить». Тогда тысяченачальник повелел увести апостола в крепость. Тысяченачальник, желая узнать, в чем обвиняют его иудеи, хотел подвергнуть его пытке, но звание римского гражданина спасает его от этого; тысяченачальник освобождает его от оков и представляет на суд синедриона. 23 гл. Ап. Павел пред судом синедриона. Его защитительная речь была прервана приказанием первосвященника – бить говорившего по устам. Потом великая распря между самими членами синедриона в рассуждении о подсудимом заставляет тысяченачальника снова увести Павла в крепость. Иудеи были раздражены тем, что римский чиновник не привел в исполнение их желания предать апостола смерти. Тогда некоторые фанатики из их среды, числом сорок человек, дали обет не пить и не есть, пока не умертвят Павла. Чтобы исполнить свой замысел, они сказали членам синедриона, чтобы они попросили тысяченачальника снова вывести к ним на суд Павла, при чем во время пути его в синедрион намеревались убить его. Но об этом было дано знать тысяченачальнику, и он отправил узника в Кесарию к правителю Феликсу. 24 гл. Ап. Павел пред судом прокуратора Феликса. Первосвященником Ананией он обвинялся, как возбудитель мятежа между иудеями, но защитительная его речь производит впечатление на Феликса, и последний отсрочивает решение о нем. Желая же получить от Павла деньги за освобождение и не получая их, он держит апостола в крепости два года и оставляет его своему преемнику Фесту (24 гл., 1–27 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Возражения. 1) Спаситель сказал: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие, т. е. разумение Св. Писания, от мудрых и разумных, а открыл то младенцам» (Мф. 11:25). Ап. Павел также говорит: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» ( 1Кор. 1:27 ). Значит, Господь открывает Свое учение людям простым и незнатным, каковы, напр., сектанты. Отв. «Мудрыми» и «разумными» называются здесь превозносящиеся своей мудростью и потому не могущие принимать в простоте сердца премудрого слова Божия, а младенцами – смиренные, доверяющие ему. Если же разуметь под первыми людей вообще мудрых, ученых и думать, что мудрость может служить помехой для усвоения учения Христова, то тогда совсем непонятны будут слова ап. Павла: «Которого (Иисуса Христа) мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости» ( Кол. 1:28 ); «о сем надлежало бы нам говорить много, но трудно истолковать, потому что вы сделались не способны слушать…вас снова нужно учить первым началам слова Божия» ( Евр. 5:11–12 ). Затем, несогласно будет такое понимание и со словом Божиим, которое во многих местах свидетельствует, что Господь открывал Свое учение и людям ученым и знатным, каковы, напр., ап. Павел, «римский гражданин» ( Деян. 22:25 ), «воспитанный при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе» (–22:3), Иосиф Аримафейский ( Лк. 23: 50–51 ), «вельможа Кандакии, царицы Эфиопской» ( Деян. 8:27 ), «Корнилий сотник» (–10:1), «проконсул Сергий–Павел» (–13:7), «Крисп, начальник синагоги» (–18:8) и др. 495 2) «Если у кого из вас не достает мудрости, говорит ап. Иаков, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему» ( Иак. 1:5 ). Значит, каждый может толковать Св. Писание. Отв. Апостол говорит здесь не о той теоретической мудрости, которая нужна для уразумения и истолкования Св. Писания и «приобретается в благоприятное время досуга» ( Сирах. 38:24 – 26 ), а о практической, которая выражается в добром поведении, скромности, послушании и милосердии ( Иак. 3:13–17 ). 496

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

( Деян. 13:14 ) Слово Божие росло и распространялось. Возвратившись из Иерусалима в Антиохию, Варнава и Павел продолжали здесь свою проповедь. Когда же они служили Господу и постились, Дух Святый сказал Церкви: «Отделите мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их». Тогда пресвитеры Антиохийской Церкви, совершив пост и молитву, возложили на Варнаву и Павла руки и отпустили их в далекое путешествие. С ними пошел и прибывший из Иерусалима Иоанн (Марк). Путешественники отправились пешком в Селевкию (приморский город в Сирии), а оттуда отплыли на остров Кипр. Там они высадились при Саламине, а затем прошли весь остров с востока на запад до Пафа, всюду проповедуя Евангелие в синагогах иудейских и исцеляя больных. С этого времени Савл называется Павлом. Здесь уверовал римский проконсул Сергий-Павел и был поражен слепотой некий иудейский лжепророк, волхв Вариисус, который препятствовал проповеди. Отплыв из Пафа, проповедники прибыли по Средиземному морю в Пергию, в Памфилию (Малая Азия) 49 , а оттуда отравились во внутрь страны и пришли в Антиохию Писидийскую. Это был цветущий торговый город, служивший большим коммерческим центром малоазиатской торговли лесом, маслом, шкурами, козьей шерстью и т. п. До сих пор сохранились развалины этого города, среди которых самыми замечательными являются остатки великолепного водопровода, свидетельствующего о былом величии Антиохии Писидийской. Путь от моря к городу идет среди гор по долине Кастра. Новейшие путешественники рассказывают о поразительной красоте этой местности и в то же время о невероятных трудностях путешествия по ней. Дорога часто идет по обрывам скал и крутым подъемам, среди лесов и открытых долин, берегов топкого озера. Здесь обычны резкие перемены погоды и бывают ужасающие дожди, палящая жара, ослепляющие бури пыли и ночные холода... Чтобы пройти пешком от Пергии до Антиохии нужно от 7 до 10 дней. В Антиохии Павел и Варнава установили прежде всего связь с местными иудеями. Так же они делали всюду во время своих дальнейших путешествий. Придя в субботний день в синагогу, они сели вместе со всеми слушать чтение Закона и Пророков. Затем, начальник синагоги, увидев новых людей, послал сказать им: «Мужи, братья! Если у вас есть слово наставления к народу, говорите».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010