Деян.22:24 .  тысяченачальник по­велел ввести его в крепость, при­ка­за­в биче­вать его, чтобы узнать, по какой при­чине так кричали про­тив него. По-видимому, тысяченачальник не понимал еврейской речи Павла и, не поняв причины нового столь неистового возбуждения против него, хотел бичеванием выведать суть этого загадочного для него дела. Деян.22:25 .  Но когда растянули его ремнями, Павел сказал стояв­шему сотнику: раз­ве вам по­зволено биче­вать Римского гражданина, да и без суда? Деян.22:26 .  Услы­шав это, сотник подошел и донес тысяченачальнику, говоря: смотри, что ты хочешь делать? этот человек – Римский гражданин. Апостол указывает двоякое нарушение закона: 1) бичевание римского гражданина (см. прим. к Деян.16:37–39 ) и 2) бичевание без всякого суда и доказанного проступка. Первое, кажется, более возымело свое действие (слова сотника, 26 ст.). Деян.22:29 .  Тогда тотчас отступили от него хотев­шие пытать его. А тысяченачальник, узнав, что он Римский гражданин, испугал­ся, что связал его. Тысяченачальник испугался не только того, что хотел «пытать» Павла, но и того, что «связал» его (прим. к Деян.16:38 ), что также не позволялось производить над римскими гражданами без предварительного дознания вины. Если после Павел был заключен в узы ( Деян.23:18, 26:29 ), то уже после дознания вины его пред Синедрионом ( Деян.23 и д.). Правда, здесь вина его осталась невыясненной, но она все же подозревалась более основательно, – и это придавало некоторую законность содержанию его в узах, несмотря на римское гражданство. Деян.22:30 .  На другой день, желая достоверно узнать, в чем обвиняют его Иудеи, освободил его от оков и по­велел собраться первосвящен­никам и всему синедриону и, выведя Павла, по­ставил его перед­ ними. «На другой день... освободил его от оков». Заявление Павла о своем римском гражданстве освободило его от бичевания, но от оков он освобождается лишь на другой день. В этом сказалось капризное упорство тысяченачальника, который, хотя и «испугался», но не хотел выказать свою слабую сторону немедленным освобождением пленника.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Павел же сказал: а я и родился в нем. 29. Тогда тотчас отступили от него хотевшие пытать его. А тысяченачальник, узнав, что он Римский гражданин, испугался, что связал его. Подняли крик: упоминание, что сам Господь послал Павла с проповедью к язычникам, произвело снова взрыв фанатической ревности и ярости толпы против апостола, тем более, что оно во мнении толпы не столько опровергало взведенное на него обвинение ( Деян.21:28 ), сколько подтверждало его. Речь апостола была прервана неистовыми криками, сопровождаемыми неистовыми действиями. – Истреби от земли такого: человека, который может говорить такие нечестивые и богохульные, по мнению толпы, речи; ибо ему не должно жить, он не стоил того, чтобы защищать его, когда мы хотели убить его ( Деян.21:31 ), он должен быть убит. – Метали одежды и бросали пыль на воздух: дикое выражение дикого фанатизма и ярости против Павла, возбужденных до высшей степени; метали одежды, как бы готовясь побить ненавистного человека камнями (ср. прим. с Деян.7:58 ); бросали пыль, как бы меча камни в него. – Повелел ввести его в крепость и пр.: тысяченачальник, увидев, что при таком возбуждении толпы дело не выяснится и не может выясниться, повелел отвести Павла с лестницы ( Деян.21:40 ) и увести в крепость Антониеву. Между тем, трибун заключил из неистовых криков и действий толпы против Павла, что должно быть есть какое-нибудь тяжкое преступление за этим человеком, что так кричат против него; из криков он, конечно, не мог понять ничего (если и понимал вообще еврейскую речь), но видел, что оправдательная речь Павла еще как будто более усилила возмущение, и предполагая, что тут должно быть что-то кроется, приказал бичевать Павла, чтобы пыткой дознаться, что тут кроется и в чем дело. Впрочем, может быть была тут и другая цель, подобная той, какую имел Пилат, подвергнув бичеванию Господа (см. прим. к Ин.19:1 и д.). Растянули ремнями: бичуемых привязывали обыкновенно к столбу, и это, вероятно, означает выражение – растянули ремнями. – Павел сказал и пр.: апостол указывает на двоякое нарушение закона в истязании, которому хотели подвергнуть его: 1) он римский гражданин и избавлен от телесного наказания (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Павел сказал: я стою пред судом Кесаревым, где мне и следует быть судиму. Иудеев я ничем не обидел, как и ты хорошо знаешь. 11. Ибо если я не прав и сделал что-нибудь достойное смерти, то не отрекаюсь умереть: а если ничего того нет, в чем сии обвиняют меня, то никто не может выдать меня им. Требую суда Кесарева. 12. Тогда Фест, поговорив с советом, отвечал: ты потребовал суда Кесарева, к Кесарю и отправишься. Желая сделать угождение Иудеям: см. прим. к Деян.24:27 . – Хочешь ли идти в Иерусалим, чтобы я там судил тебя: последнее выражение, кажется, нарочито избранное, имеет двоякий смысл, или может истолковываться в двояком смысле: оно может значить или – чтобы я, как судья, судил тебя там в присутствии синедриона, или – чтобы там судил тебя синедрион в моем присутствии. В первом смысле суд должен производиться над Павлом, как римским гражданином, по римским законам, с применением только к национальным еврейским; в последнем – суд должен быть по национальным еврейским законам, с применением только к римским. Прокуратор имел в виду, кажется, последнее, ибо иначе не для чего было переносить суд в Иерусалим, разве только потешить мелочное самолюбие синедриона и обмануть его; в последнем смысле понял этот вопрос и апостол, как видно из его ответа. Фест «пока еще не знал иудеев и не испытал от них почестей, отвечал справедливо (ст. 4); а когда побывал в Иерусалиме, то также стал угождать им, и не просто угождает, а с подобострастием» (Злат.). Спросить Павла – хочешь ли – Фест должен был, потому что раз переданный на суд высшей римской судебной инстанции Павел, как римский гражданин, не мог быть принужден переносить дело в прежнюю инстанцию, так как римский прокуратор производил суд во имя Кесаря. Прокуратор, вероятно, не сомневался в отрицательном ответе Павла на вопрос его, но предложил его, желая сделать угодное иудеям и показать, что отказ его в исполнении их просьбы (ст. 4) сделан не из неблаговоления к ним, а зависит от самого подсудимого, которого против его воли нельзя, по римским законам, поставлять снова на суд перед синедрионом в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Петр рукоположил епископа Рима, но епископ Рима не может сделать кого-то другого папой. Петру было сказано просто: « Что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах » ( Мф. 16:19 ), но когда сам корифей апостолов передавал эту благодать Римскому епископу, он сказал ему: «Ты будешь связывать то, что нужно связать, и разрешать сообразно с долгом» 12 . То, чему учил Петр, были слова Самого Святого Духа; разве относится это и к папе? Нет, никак нельзя сказать, чтобы папа был во всем наследником Петра; он наследник его только в том, в чем и все те, кого рукоположил апостол: во власти вязать и решить, крестить и учить, возвращать заблудших на верный путь – словом, делать все то, что отличает иерарха. 4. Что же до невозможности якобы для папы отпасть от верных догматов, то этого он от Петра никак унаследовать не мог, поскольку здесь папа оказался бы выше его: Петр отрекся, хотя и настаивал, что с ним этого случиться не может. Задам, пожалуй, и еще один вопрос: может ли папа лгать, быть алчным и тщеславным, и вообще быть подверженным всяким таким вещам, о которых говорить не принято? Или он превыше и всего этого? Если превыше, пусть они так и скажут. Но так сказать нельзя: даже римский епископ много погрешает против совести, потому что и он человек. Очевидно, что, если человек грешит в ином, он может и в вере потерпеть кораблекрушение. Об этом пишет и блаженный Павел в своем послании к Тимофею: «Имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере» ( 1Тим. 1:19 ). Видите? Тот, чья совесть нездорова, тот и в вере может занемочь. Если же папа, [как и всякий человек,] не совершенно свободен от повреждений в совести, то он и в вере может впасть в немочь. Выходит, учение, будто папа не может отпасть от верных догматов, ложно. Да и разве грех против совести – это не безбожие своего рода? Павел пишет: «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются» ( Тит. 1:16 ). Так что же, латиняне считают, что папа делами может отречься от Бога, а словами – не может? Однако Гонорий, епископ Римский, отпал от верных догматов и был торжественно отлучен святым и вселенским Шестым собором 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Kavasila/o...

2) Ученики также очень высоко оценили моральный характер Иисуса. Кода Он пришел креститься, Иоанн Креститель сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» ( Мф.3:14 ). Петр сказал: «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» ( 1Петр.2:22 ). Иоанн обращается к христианам с увещанием не грешить и добавляет: «Вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха» ( 1Ин.3:5 ). Павел утверждает, что «не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех , чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» ( 2Кор.5:21 ). Автор Послания к евреям написал, что, подобно нам, Христос был искушен, но остался без греха ( Евр.4:15 ), и что Он – «первосвященник, святый, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес» ( Евр.7:26 ). Ссылаясь на Христа как на жертвенного Агнца, автор книги Откровение символически объявляет Его безгрешным ( Откр.5:6 ), ибо эта личность должна была быть беспорочной ( 1Пет.1:19 ). Такое свидетельство учеников Христа особенно убедительно, когда нам известно, что все они были иудеями, чье понятие было под сильным влиянием ветхозаветного учения о греховности всех людей (например, смотрите Пс.13:3 , Ис.53:6 ). Перед тем, как они начали проповедовать всему миру о безгрешности Христа, они жили с Ним в весьма близком общении на протяжении трех с лишним лет. Я менее всего представляю себе иудея, придумавшего безгрешного человека! Доказательства безгрешности Христа видимо были столь явственны для этих людей, что они могли с полной уверенностью говорить о ней. 3) Многие враги Иисуса дают косвенные свидетельства о Его характере. Во второй части судебного процесса римский правитель Пилат три раза заявил, что Иисус ни в чем невиновен. Во время суда жена Пилата послала ему такое сообщение: «Не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» ( Мф.27:19 ). Галилейский тетрарх, Ирод, кратко пересмотрел дело Иисуса и согласился с Пилатом, что Иисус не сделал ничего, достойного смерти ( Лк.23:15 ). Иуда-предатель признался в своем предательстве и сказал иудейским властям: «Согрешил я, предав Кровь невинную» ( Мф.27:4 ). Разбойник на кресте упрекнул друга за издевательство над Иисусом, говоря: «Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал» ( Лк.23:41 ). Римский сотник и другие, стоящие у креста и видящие Его умирающим, прославили Бога и сказали, что Он невиновен ( Лк.23:47 ) и что Он является Сыном Божьим ( Мф.27:54 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/doro...

Апостолы должны были хорошо помнить заповедь, которую получили от Иисуса вскоре после того, как Он избрал их: «На путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» ( Мф. 10:5–6 ). Они не могли не помнить, что и Сам Иисус говорил о Себе: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» ( Мф. 15:24 ). Контакты Иисуса с язычниками были эпизодическими: римский сотник ( Мф. 8:5–13 ; Лк. 7:2–9 ); хананеянка, она же сирофиникиянка ( Мф. 15:22–28 ; Мк. 7:25–30 ). Никакой систематической миссии среди язычников Иисус не вел и учеников к язычникам не посылал. Когда Он воскрес, они все еще продолжали думать о Нем как о еврейском Мессии – том, которого ждали как духовно-политического вождя, способного освободить Израиль от римских оккупантов, восстановить утраченное величие Израильского царства. Согласно книге Деяний, последний вопрос, который они задали Ему перед тем, как Он вознесся, был: «не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» ( Деян. 1:6 ). Апостолы явно не сознавали, что Иисус создал новую религию, которой надлежало выйти за пределы бывшего Израильского царства и охватить собой весь мир. Они не разглядели вселенского размаха этой религии, полагая ( что созданная Иисусом Церковь должна развиваться внутри иудейской традиции. Апостолы, конечно, услышали последнюю заповедь Иисуса: идти по всему миру ( Мк. 16:15 ) и учить все народы ( Мф. 28:19 ). Но то ли пропустили эту заповедь мимо ушей, то ли не осознали ее значимости. Их мышление по-прежнему ограничивалось рамками того мира, к которому они привыкли и частью которого являлись. Сошествие Святого Духа должно было помочь им перестроить свой образ мыслей, увидеть те глобальные цели, которые перед ними ставил Христос. В день Пятидесятницы люди слышали апостолов говорящими на своих родных языках. Но это было разовое событие, и способность быть услышанными на иных языках апостолы получили в результате чуда: когда оно закончилось, они ее утратили, Для того, чтобы развернуть полномасштабную миссию среди иноверных и иноязычных, требовались реальное владение их языком, знакомство с их образом мыслей, способность оперировать их понятийным аппаратом. Ничего этого у апостолов, простых галилейских рыбаков, не было и не могло быть в силу их происхождения, образования и воспитания. По крайней мере, на тот момент они не были готовы покинуть насиженное место и выйти на проповедь к язычникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Вот теперь открывайте Матфея, находите 26-ю главу, и обращаемся опять к суду. 57-й стих. Вот это суд. 63-й стих: «И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом Живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: Ты сказал [то есть «да»]; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных [вот шествующего к Ветхому Днями. Сразу понимаешь, откуда и что это такое]. Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует. На что еще нам свидетелей? [И вот, знаете, в таком театральном – ему не полагалось разрывать одежды первосвященника, его сан не позволял ему такое делать, а тут вдруг такой вот театральный жест и возмущение – :] Теперь вы слышали богохульство! Как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти. [И как будто боясь, что ещё может пересмотреться дело, стали осуществлять то, что Ему . Вот повинен смерти. Но вот выполнить это постановление, надо было получить разрешение от Римских Властей, поэтому Его от Каиафы и повели к Пилату]. Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя? Петр же сидел вне на дворе» ( Мф. 26:63–69 ). Ну вот дальше это его отречение. Вот, собственно говоря, такая последовательность. Было определено Ему не усечение мечом – это римскому гражданину . Римский гражданин был сам Павел, поэтому его не побили камнями и не распяли, а усекли главу. И когда Χιλαρχος, тысяченачальник, хотел его бичевать, ему достаточно было сказать только одну фразу: Римского гражданина бить хочешь? (см. Деян. 22:25 ) Вот как исполнялись законы. Вон где Рим-то был – за тысячи километров. А у нас под носом не исполняются законы. Римского гражданина бить хочешь? Вот, а как это? Ты разве римский гражданин? Я его купил за большие деньги,– это хилиарх говорит. А я родился в нём. Всё. И Апостол на полном основании потребовал суда Кесаря. Поэтому его и повезли в Рим. А так-то могли тут же на месте бичевать (см. Деян. 22:25–29 ). Вот видите.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   Большинство древних толкователей полагают, что эта перемена имени произошла вследствие того, что Савл, после первого, совершенного им великого чуда и обращения проконсула Сергия Павла, ставшего его первым духовным чадом в его апостольской деятельности, принял на себя, в память этого знаменательного события, имя проконсула «Павел». Характерно, что с этого времени Павел, как явивший в себе особую силу Духа Божия и тем показавший себя главным Апостолом языков, ставится на первое место. В то время как до этого события Дееписатель имя Варнавы ставил первым и писал «Варнава и Савл», то с этого момента он постоянно пишет: «Павел и Варнава». Другие толкователи высказывают предположение, что «Савл» — его еврейское имя, а «Павел»римское имя, которое носил Савл от самого своего рождения, как римский гражданин, что было в употреблении у иудеев. В начале, как истовый фарисей, он именуется своим еврейским именем Савла; когда же он вышел на проповедь языческому миру, он стал употреблять свое римское имя. Путешествие в Пергию и Антиохию Писидийскую (Деян. 13:13—41) Деян.13:13. Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилии. Но Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим.     «Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилии…». Сразу же Павел ставится во главе миссии: «Павел и бывшие при нем», под которыми понимаются, конечно, Варнава, Иоанн-Марк и, может быть, еще кто-либо из обращенных кипрян.    Памфилия — малоазийская прибрежная область к северу от Кипра, а Пергия — главный город этой области, недалеко от моря на реке Цестре.    Неизвестно, по какой причине, может быть, по слабости характера и боязливости, которых Павел не одобрял (Деян. 15:37—39), Иоанн, отделясь от Апостолов, возвратился во Иерусалим. «Они же», то есть Павел со своими спутниками, прибыли в «Антиохию Писидийскую». Это был главный город Писидии, области, лежавшей на север от Памфилии, внутри Малой Азии. Деян.13:14. Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели. Деян.13:15. После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите.    Вошедши в синагогу, в день субботний, они сели и, после чтения закона и пророков, сами начальники предложили им сказать слово наставления к народу. Начальник синагоги — «архисинагог», собственно, был один, а здесь имеются в виду, вероятно, старцы, члены совета при архисинагоге. Некоторые предполагают, что к Павлу со спутниками они обратились потому, что те сели на скамью раввинов. Вероятнее, однако, предположение, что Павел и Варнава еще до посещения ими синагоги, сделались известными в городе, как мужи учительные.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

" Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святого и устремив на него взор, 10 сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды " , и поразил его слепотой. Это обличение волхва, соединенное с чудесным знамением, произвело такое впечатление на проконсула, что он, уже без колебаний, уверовал во Христа. Здесь замечательно то, что отныне Савл перестает называться этим именем, а именуется далее уже Павлом - имя, с которым он и вошел в историю. Большинство древних толкователей полагают, что эта перемена имени произошла вследствие того, что Савл, после первого, совершенного им великого чуда и обращения проконсула Сергия Павла, ставшего его первым духовным чадом в его апостольской деятельности, принял на себя, в память этого знаменательного события, имя проконсула Павел. Характерно, что с этого времени Павел, как явивший в себе особую силу Духа Божия и тем показавший себя главным Апостолом языков, ставится на первое место. В то время как до этого события Дееписатель имя Варнавы ставил первым и писал " Варнава и Савл, " то с этого момента он постоянно пишет: " Павел и Варнава. " Другие толкователи высказывают предположение, что Савл - его еврейское имя, а Павел - римское имя, которое носил Савл от самого своего рождения, как римский гражданин, что было в употреблении у иудеев. В начале, как истовый фарисей, он именуется своим еврейским именем Савла; когда же он вышел на проповедь языческому миру, он стал употреблять свое римское имя. Путешествие в Пергию и Антиохию Писидийскую (13:13-41). " Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилии. " . . Сразу же Павел ставится во главе миссии: " Павел и бывшие при нем, " под которыми понимаются, конечно, Варнава, Иоанн-Марк и, может быть, еще кто-либо из обращенных кипрян. Памфилия - малоазийская прибрежная область к северу от Кипра, а Пергия - главный город этой области, недалеко от моря на реке Цестре. Неизвестно, по какой причине, может быть, по слабости характера и боязливости, которых Павел не одобрял (15:37-39), Иоанн, отделясь от Апостолов, возвратился во Иерусалим. " Они же, " то есть Павел со своими спутниками, прибыли в " Антиохию Писидийскую. " Это был главный город Писидии, области, лежавшей на север от Памфилии, внутри Малой Азии.

http://sedmitza.ru/lib/text/430544/

Можно полагать, что проконсул этот не удовлетворялся языческой религией и держал при себе иудейского волхва, надеясь в его мудрости и учении найти себе удовлетворение, но не найдя этого, пожелал обратиться к проповедникам нового учения, пришедшим в его город. Елима, что в переводе и значит «волхв», воспротивился им, боясь потерять своё влияние на проконсула. «Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святого и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды...» – и поразил его слепотой. Это обличение волхва, соединённое с чудесным знамением, произвело такое впечатление на проконсула, что он, уже без колебаний, уверовал во Христа. Здесь замечательно то, что отныне Савл перестаёт называться этим именем, а именуется далее уже Павлом – имя, с которым он и вошёл в историю. Большинство древних толкователей полагают, что эта перемена имени произошла вследствие того, что Савл, после первого совершённого им великого чуда и обращения проконсула Сергия Павла, ставшего его первым духовным чадом в его апостольской деятельности, принял на себя, в память этого знаменательного события, имя проконсула – Павел. Характерно, что с этого времени Павел, как явивший в себе особую силу Духа Божия и тем показавший себя главным апостолом языков, ставится на первое место. В то время как до этого события Дееписатель имя Варнавы ставил первым и писал «Варнава и Савл», с сего времени он постоянно пишет: «Павел и Варнава». Другие толкователи высказывают предположение, что Савл – это еврейское имя, а Павел – это римское имя, которое носил Савл от самого своего рождения как римский гражданин, что было в употреблении у иудеев. В начале, как истовый фарисей, он именуется своим еврейским именем Савл, когда же он вышел на проповедь языческому миру, он стал употреблять своё римское имя. Путешествие в Пергию и Антиохию писидийскую и речь св. Апостола Павла в синагоге (стихи 13–41) «Отплывши из Пафа, Павел и бывшие при нём прибыли в Пергию, в Памфилии...» Сразу же Павел ставится во главе миссии: «Павел и бывшие при нём», под которыми разумеются, конечно, Варнава, Иоанн-Марк и, может быть, ещё кто-либо из обращённых кипрян.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010