Он шёл по дороге, был ясный день. Вдруг осиял его свет с неба. Он упал на землю и ослеп от сияния. С небес послышался голос, говорящий ему: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» Савл спросил: «Кто Ты, Господи?» Господь сказал: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти наперекор силе Божией».Савл в трепете и ужасе сказал: «Господи! Что повелишь мне делать?» И Господь сказал ему: «Встань и иди в город, куда шёл; там тебе будет сказано, что нужно делать». Спутники Павл тоже слышали Божественный голос, но сияния не видели. Они взяли юношу под руки и привели в Дамаск. Савл три для провёл в молитве, ничего не кушал и не пил, потому что испытал великое потрясение. Вся жизнь его перевернулась: неужели он и в самом деле шёл против воли Господа? В то время в Дамаске находился апостол Анания. По Божию велению он нашёл Савла, возложил руки ему на голову, и юноша прозрел. Анания крестил Савла с именем Павел. С тех пор Павел стал новым апостолом Христовым. Как и ближайшие ученики Господа, он самоотверженно проповедовал веру в Спасителя мира. Ему явился Иисус Христос и открыл, что нужно крестить не только иудеев, но и всех язычников. Это была невиданная новость! Как, теперь всех людей, даже варваров-язычников Бог делает Своими детьми? Трудно было это понять апостолам-иудеям. Но Господь через чудеса и видения убедил их, что это именно так. Апостол Павел закончил жизнь свою мученическою смертью. За его огромные апостольские труды, он, наравне с апостолом Петром, именуется Церковью первоверховным апостолом. 73. Успение Божией Матери Вы, наверное, не забыли, что у Церкви есть не только Священное Писание, но и сокровищница Священного Предания. Из него мы с вами знаем о Рождестве Божией Матери, и оно же повествует нам о Её Успении. Пресвятая Матерь Божия после Вознесения Своего Божественного Сына жила в доме святого апостола Иоанна Богослова. Там Она встречалась с другими учениками Христовыми, с апостолами и с новыми проповедниками веры. Для них, не видевших земной жизни Господа Иисуса Христа, Она была образом Его земной жизни. Видя Её глубочайшую преданность Богу, доброту, искренность и красоту души, они с ещё большим усердием воспринимали рассказ святых апостолов о жизни и спасительном подвиге Иисуса Христа. Пресвятая Матерь Божия стала для всех учеников Христовых общею Матерью.

http://azbyka.ru/fiction/bibliya-v-rassk...

Особым образом почитаются апостолы Петр и Павел, именуемые «первоверховными». Петр уже при жизни Господа Иисуса Христа занимал особое положение в апостольской общине. Он чаще других апостолов упоминается в Евангелиях. Только ему — в ответ на его исповедание Христа Сыном Божиим было сказано Самим Спасителем: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф 16:18 ). После смерти и Воскресения Спасителя Петр фактически возглавил апостольскую общину ( Деян 1:15–22; 2:14–41 и др.). Для апостольского служения уже после Своего Воскресения Господь избрал и Павла. При жизни Спасителя Павел не был среди Его учеников, и после Его воскресения был активным противником и гонителем Церкви. Но обращение Павла ( Деян 9:1–19 ) имело огромное значение для христианства. Из гонителя Церкви Павел превратился в ее ревностного защитника. Он совершил несколько миссионерских путешествий и закончил свой проповеднический подвиг мученической кончиной в Риме. Собрание посланий апостола Павла составляет существенную часть Нового Завета. Значение Павла для последующего развития христианской Церкви было столь велико, что Иоанн Златоуст даже утверждал, что через Павла Христос сказал людям больше, чем успел сказать Сам во время Своего земного В седмичном круге богослужения апостолам посвящено богослужение четверга. Днем памяти первоверховных апостолов Петра и Апостольский, или Петров, пост. Помимо двенадцати апостолов, Церковь прославляет также «апостолов от семидесяти». О них рассказывается в Евангелии от Луки: «После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два перед лицом Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти» ( Лк 10:1 ). Господь наделил их властью побеждать «силу вражью», и ничто не могло повредить им. «Однако ж тому не радуйтесь, — сказал Он им, — что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» ( Лк 10:20 ); «блаженны очи, видящие то, что вы видите!… Многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» ( Лк 10:23–24 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-kan...

По входе в нижнюю церковь , на площадке лестницы, имеется фреска со следующей латинской надписью: «Когда пришли мы в Рим, то Павлу позволено было жить особо с воином, стерегущим его» ( Деян. 28:16 ). На площадке противоположной лестницы, ведущей в нижнюю церковь , с правой стороны от главного входа, видны также следы фрески с латинской надписью: «Жил целых два года на своем иждивении и принимал всех приходящих к нему, проповедуя царствие Божие» ( Деян. 28, 30 и 31). В самой нижней церкви показывают: место, где некогда стояла чудотворная икона Божией Матери, которая находится в настоящее время в верхней церкви; источник чудесно изведенной апостолом Павлом воды, в котором он крестил всех обращающихся, по слову его, ко Христу; небольшую колонну, к которой был прикован св. апостол Павел, причем на ней видна латинская надпись: «Для слова Божия нет уз» ( 2Тим. 2:9 ). 33. Церковь во имя святого славного и всехвального первоверховного апостола Павла в части города, именуемой «Регола» (Chiesa di S. Paolo alla Regola; Via S. Paolo alla Regola, 6) В этой церкви с правой стороны от главного престола имеется дверь в комнату, в которой, по преданию, апостол Павел тайно от правительства проповедовал слово Божие во второе свое пребывание в Риме, после того как возвратился сюда из своего путешествия на Восток и на крайний Запад (в Испанию) и прежде чем заключен был в Мамертинскую темницу. В комнате устроен придел, с мозаичным алтарным образом св. апостола Павла 56 . В то время с великим тщанием нашел апостола Павла в Риме Онисифор из Ефеса и послужил ему, за что апостол Павел молитвенно желает ему «обрести милость у Господа в оный день» ( 2Тим. 1:16–18 ), то есть в день Страшного Суда. В то время вызывали апостола Павла в первый раз на суд к Нерону, о чем он сам повествует в таких выражениях: «При первом моем ответе никого не было со мной, но все меня оставили. Да не вменится им! Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы чрез меня утвердилось благовестие, и услышали все язычники: и я избавился от львиных челюстей» ( 2Tuм. IV, 16–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Почему мы противопоставляем апостола Павла и Христа? Разве не Сам Христос доверил Павлу апостольское служение? О чем именно был спор? Проблему кто-то из форумчан сформулировал достаточно остро: «Известно, что апостол Павел писал против гомосексуализма, но Сам Христос что-нибудь говорил против гомосексуализма?» Читаю ответные реплики. Читаю в надежде, что кто-нибудь возразит: «Почему мы противопоставляем апостола Павла и Христа? Разве не Сам Христос доверил Павлу апостольское служение? Павел – истинный апостол Христов, а не самозванец какой. Послания апостола Павла богодухновенны, списывать их со счетов христиане не вправе». Никто не написал ничего подобного! Неужели нам всё равно, когда апостола Павла опять ставят под сомнение? Мы забыли, что послания этого апостола относятся к самому древнейшему слою священного новозаветного Писания? Его послания с благоговением прочитаны Церковью, когда Четвероевангелие было еще устным преданием. Павловы послания вместе с Евангелием вошли в Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. Древняя Церковь не отделяла одно от другого. Не противопоставляла первоверховного апостола – Христу. Почему в наши дни это делается? Из-за каких-то современных научных данных? Нет. Из-за желания казаться современным и казаться причастным к науке. Еще я ждал, что на форуме кто-нибудь приведет слова Христа по затронутой злободневной проблеме. Не дождался. Правда, в изречениях Христа слово «мужеложество» мы не можем буквально указать. Вот у апостола Павла сказано буквально: «Не обманывайтесь: ни блудники… ни мужеложники (ρσενοκοται)… Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 9–10). Припомним слова Христа, которые ставят всё на свое место И что же, значит, нечего нам ответить?! Найдется что ответить, только захотят ли услышать… Припомним слова Христа, которые ставят всё на свое место – и сам злободневный вопрос, сформулированный на форуме, и лежащее в его основе всеразъедающее сомнение в апостольском слове. Вспомним, как Христос посылает апостолов благовествовать и укрепляет их: «Если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя… из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому» (Мф. 10: 14–15).

http://pravoslavie.ru/80586.html

Проповедь апостола Петра в Иерусалиме(фрагмент), Чарльз Поерзон Если в конце концов им предстояло пострадать, это их не смущало, ведь они помнили: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас (Ин 15:20). Всё то, что произошло с Иисусом Христом — пришел к своим, и свои Его не приняли (Ин 1:11), — неминуемо должно было повториться и на Его учениках, ведь они несли в мир Его образ, проповедовали Его слово. Но вначале им нужно было совершить то, что поручил им Христос. Как писал апостол Павел (он присоединился к кругу учеников Христовых чуть позже, но получил от Господа те же самые дары): Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас (Фил 1:23—24). Апостолы не боялись испытаний и смерти. Они видели Того, Кто победил смерть. Но и навстречу смерти с распростертыми объятиями они не спешили. В конце Евангелия от Иоанна есть один эпизод. Уже воскресший Спаситель обращается к апостолу Петру с такими словами: Когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь (Ин 21:18). Сказал же это, — прибавляет евангелист Иоанн, — давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога (Ин 21:19). Обратите внимание: Поведет, куда не хочешь . Жизнь Петра должна была завершиться мученически (так и произошло: его распяли на кресте в Риме во времена императора Нерона). Но это произошло вопреки его желанию. Тем не менее, от смерти апостолы все же не бегали? Это как сказать. Давайте посмотрим на пример другого первоверховного апостола — Павла. В молодости он был ревностным членом религиозной партии фарисеев и с жаром преследовал христиан. Поэтому, когда неожиданно (в том числе и для себя самого) Павел уверовал во Христа и взялся проповедовать, что Иисус, Которого он гнал, есть давно ожидаемый иудеями Мессия и истинный Бог, иудейские религиозные начальники были просто взбешены. В Дамаске члены местной иудейской общины задумали расправиться с Павлом: день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его . Прознав об этом и не желая подвергать жизнь напрасному риску, Павел тайно бежал из города; христиане Дамаска посадили его в корзину и ночью спустили вниз по стене (Деян 9:23—25).

http://foma.ru/razve-ne-trusost-berechsj...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Почему апостол Петр назвал послания апостола Павла неудобовразумительными? 8 мин., 12.07.2022 Четырнадцать посланий апостола Павла — это почти половина всего Нового Завета. Павел сформулировал многие важнейшие положения христианского вероучения, вспомним хотя бы его слова о Церкви как теле Христовом или знаменитый «гимн любви», в котором Павел говорит, что любовь выше всех даров и добродетелей. И при этом другой первоверховный апостол, Петр, называет его писания неудобовразумительными… Как же так? Давайте разбираться. Чтобы уяснить, что имел в виду Петр, стоит прочесть отрывок из его послания целиком. Вот он: …мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. …ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире; и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают Церковнослав.: искажают, перетолковывают в неверном ключе. — Прим. ред. , как и прочие Писания  (2 Пет 3:13-16). «Спорящие старики», Рембрандт Харменс ван Рейн, 1628 Апостол Петр явно не имеет в виду как-то принизить, раскритиковать Павла или посмеяться над ним. Недаром же он именует его возлюбленным братом , исполненным премудрости , а его послания вообще ставит наравне с богодухновенными книгами Ветхого Завета — именно их в ту пору называли Писаниями (греч. γραφς)! Эпитет «неудобовразумительный» использовали переводчики середины XIX beka, а вовсе не сам апостол Петр, писавший по-гречески. Слово, которое он употребляет (δυσνητ), мы сегодня перевели бы как «трудное для понимания» — как, собственно, и поступают современные переводчики (например, Международное Библейское общество). Но почему же послания Павла местами трудно уразуметь? Тезис первый: Чтобы лучше понять Павла, нужно понимать, кем он был и к кому обращался

http://foma.ru/pochemu-apostol-petr-nazv...

Стяжать бы нам эту правду, которую стяжали Апостолы Петр и Павел, и с нею жить всегда… И тогда мы спасемся. Аминь. В день святых апостолов Петра и Павла Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня мы отмечаем память святых верховных апостолов Петра и Павла. И Церковь наша так и называется, Апостольской.  Когда мы произносим Символ веры, мы говорим, что веруем во Единую Соборную и Апостольскую Церковь. В Символе веры слово «верую» произносится четыре раза. Первый раз, когда мы воздаем поклонение Богу Отцу, второй раз, когда мы вспоминаем о втором Лице Святой Троицы, в третий раз, когда мы говорим о Святом Духе, и в четвертый раз, когда мы говорим о Церкви. Мы в Бога веруем, и в Церковь веруем. И когда мы говорим, что веруем в Святую Апостольскую Церковь, мы должны понимать эти слова не только в том смысле, что наша Церковь основана Апостолами. Апостолы получили благодатные дары в день святой Пятидесятницы и передали их всей полноте Церкви через иерархию, которую они установили, и поэтому наша Церковь хранит и апостольское Предание и благодатные дары Святаго Духа. Но не только поэтому наша Церковь называется апостольской. Все  члены нашей Церкви, кто являет собой частичку Тела Христова, должны иметь признаки апостольства. Каждый человек сам по себе и все вместе в совокупности Церковной, должны представлять собой ту единую апостольскую общину, которая была призвана Христом сначала в лице апостолов, а потом и всей Церкви. Церковь имеет признаки апостольской Церкви, тех самых апостолов, память которых мы сегодня совершаем, и прежде всего, святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Какие же эти признаки, которые наша Церковь в лице святых апостолов должна иметь? Чем мы должны апостольски являть себя миру? Давайте посмотрим, какими являются наши первоверховные апостолы Петр и Павел. Вот мы слышим сегодня в Евангелии, как Господь говорит апостолу Петру: «Ты Петр, что значит камень, на камне сем Я созижду Церковь Свою, и врата адовы не одолеют ее». Эти слова мы обычно относим к Апостолу Петру. Петр – он камень. Он есть основание Церкви. Он тот, кому доверили ключи, он даже на иконе изображается с ключами, которыми символически отворяет врата Царства Небесного. А сам апостол Петр в своем первом послании пишет такие слова, которые относятся к каждому из нас: «Вы – царственное священство, народ избранный». И еще такие слова: «Вы, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, то есть Церковь Божию». Те же слова, которые сказал ему Христос, Апостол благодарно передает каждому из нас. Вы – живые камни, на которых стоит Церковь. Вы – те самые камни, из которых состоит Церковь Божия. И еще апостол Павел говорит в своем послании: «Вы – храм Бога Живаго, вы – Церковь Божия и Дух Божий живет в вас». Вот два таких удивительных места. И врата ада не одолеют ее, и каждый из нас является этим камнем.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Троицу. Б. Прославление святых и установление единообразной всеправославной практики в этой области В Священном Писании все христиане именуются святыми. Обращаясь к христианам, находящимся в Ефесе, великий Апостол языков называет их святыми и верными во Христе Иисусе – «вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» ( Еф.1:1;2:19 ). Направляя свое первое послание к Коринфской Церкви, св. ап. Павел адресует его «освященным во Христе Иисусе, призванным святым» ( 1Кор.1:2 ). «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами», – читаем в I гл. I ст. послания к Филиппинцам. А Фессалоникийскую общину св. Павел заклинает Господом прочитать его послание «всем святым братиям» ( 1Фес.5:27 ). И в других случаях Св. Апостол называет христиан избранными Божиими, святыми и возлюбленными ( Кол.3:12 ; Евр.3:1 ; Рим.16:2,15 ; Евр.13:24; 6:10 ; 1Кор. 14:33 ; Еф.5:3 ; Тит.2:3 ). «Молитесь... со всяким постоянством и молением о всех святых» ( Еф.6:18 ). Другой первоверховный апостол Петр также называет всех христиан избранными людьми, народом святым ( 1Пет.2:9 ). Впоследствии слово «святой» (γιος, sanctus) стало усвоиться по преимуществу особым лицам – подвижникам веры и благочестия. По учению Христианской Церкви, люди, совершеннейшие по вере и жизни, оказавшие Церкви своей деятельностью великие услуги, по кончине удостаиваются особенной Божией благодати и в сонме небожителей образуют особый лик «святых человеков», которые молятся за своих живых собратий и которым последние, со своей стороны, должны воздавать молитвенное почитание. Но чтобы это чествование было непогрешительным, т. е. чтобы оно воздавалось действительно святым людям, необходимо руководство Церкви – свидетельство Церкви, признание, санкция, прославление, или, как мы называем, канонизация христианских подвижников. Чтобы найти пути к установлению единообразной всеправославной практики в области прославления святых, необходимо, прежде всего, ознакомиться с тем, как совершалась канонизация в Древней Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что же сказать о святом Павле – первом после Единого? Даже корифея красноречия, святого Иоанна Златоуста, охватывало упоение, когда он произносил имя святого Павла, и он прерывал свою речь, чтобы воздать хвалы апостолу. Тот, кто считал себя последним из апостолов и недостойным даже этого названия, стал «избранным сосудом» (Деян. 9: 15) благодати, как никто другой, – и по изобилию откровений и духовных даров, и в особенности по трудам и скорбям, понесенным во имя Христово. Поистине святой Павел мог называться апостолом в полном смысле слова. Святой Павел был евреем из колена Вениаминова. Он родился в киликийском городе Тарсе около 10 года по Рождеству Христову в одной из общин еврейской диаспоры, слепо преданной заветам отцов. Мальчик был назван Савлом и, благодаря происхождению своего отца, пользовался привилегированным положением римского гражданина. Он вырос в этом космополитичном городе в тесном соприкосновении с греческой культурой. Но его пламенная преданность Закону побудила родителей отправить сына в Иерусалим, где он примкнул к фарисеям и стал учеником знаменитого раввина Гамалиила Старшего. Савл разделял ненависть своих отцов к христианам, которых считал опасными преступниками, грешащими против Закона. В его присутствии святой Стефан был забит камнями, и Савл одобрил это. Горя яростью, «дыша угрозами и убийством на учеников Господа» (Деян. 9: 1), Савл входил в дома, вытаскивал оттуда мужчин и женщин и бросал в тюрьму. Он получил от первосвященника рекомендательные письма и отправился в синагогу в Дамаск, чтобы всех последователей Христа, которых найдет там, вязать и приводить в Иерусалим. На пути в Дамаск Савл был внезапно поражен ослепительным светом с неба. «Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь… И Господь сказал ему: встань и иди в город» (Деян. 9: 4–6). Савл поднялся с земли, но ничего не видел, словно его глаза сожгло это чрезмерно сильное сияние, которое видел только он. Один из спутников привел его в Дамаск за руку. Там он пробыл три дня без еды и питья, пока один ученик, по имени Анания (память 1 октября), извещенный ангелом, не пришел к нему и не возложил на него руки во имя Иисусово, чтобы вернуть зрение и крестить.

http://pravoslavie.ru/54792.html

Что же такого было в Савле, почему сделался он избранником Божиим? Нечестивыми казались его деяния, но Господь зрит не на дела, а на сердца человеческие. Савл был заблудший, но истовый ревнитель по Боге, не просвещенный, но пламенный искатель истины. Ополчаясь на христиан, которых он считал еретиками, Савл думал, что следует закону справедливости, не ведая, что миру уже открыт высочайший закон любви. Господь не оставил эту взыскательную душу гибнуть в сетях заблуждений, ибо любовь Христова объемлет нас ( 2Кор.5:14 ). Апостол Павел говорит о своем прошлом: Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева… по учению фарисей, по ревности – гонитель Церкви Божией, по правде законной – непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою… И все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа ( Флп.3:4–8 ). Ослепленный на пути в Дамаск Божественным Светом и прозревший от того же Света Христова, жестокий Савл переродился в огненной купели благодати и соделался святым апостолом Павлом. Отвергшись пустого законничества фарисейского, он постиг, насколько милосердие выше даже кажущегося праведным гнева, кротость – суда, самоотверженность – гордости. Движимый великой любовью ко Христу Спасителю, апостол Павел, уподобляясь Ему, обрек себя на страдания за весь род человеческий, и не только соплеменники, но сыновья и дочери чужедальных земель стали ему родными в Господе Иисусе. Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за тело Его, которое есть Церковь ( Кол.1:24 ). В восхвалениях первоверховного апостола Павла он именуется «ластвицей», ласточкой Христовой. Ласточка – перелетная птица, провозвестница весны. Вот так и апостол Павел преодолевал огромные расстояния, повсюду благовествуя Божественную весну Воскресения. Возлюбленные о Господе братья и сестры! Празднуя память первоверховных апостолов Петра и Павла, мы можем не только восхищаться их подвигами, но и почерпнуть урок того, как превозмогает человек свое греховное прошлое и достигает Царства Небесного. Разве не невероятным кажется, что отрекшийся от Христа затем соделался незыблемым Камнем веры, а гонитель Церкви – великим благовестником любви? Но Господу все возможно. Как бы ни были тяжки наши прошлые грехи, надо уповать на неизреченное милосердие Божие.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010