Так святой Павел сразу же стал другим человеком, исполненным Духа Святого. Он стал возвещать в синагогах об Иисусе, Сыне Божием, к великому изумлению иудеев, которые слышали о нем как о яростном враге христиан. В конце концов они условились убить его, но святой Павел был вовремя предупрежден и бежал из города, спустившись по стене в корзине. Затем он отправился в Аравию, к востоку от Иордана (см.: Гал. 1: 17), и провел там два года в отшельничестве, посте и молитве, приготовляясь к апостольским трудам. С этого времени вся его жизнь была целиком посвящена служению Господу, Который достиг его (см.: Флп. 3: 12). Святой Павел решительно шел вперед, всем своим существом устремляясь «к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3: 14), уготованной Господом Его верным служителям. Апостол мог говорить: «Я умер для Закона, чтобы жить для Бога», и возвещать: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2: 19, 20). Действительно, Господь многократно являлся ему в видениях и откровениях. Однажды он даже был восхищен до третьего неба и там слышал неизреченные слова, которые прежде него не слышал никто из людей (см.: 2. Кор. 12: 1–4). Тем не менее святой Павел нисколько не возгордился тем отличием, о котором свидетельствовали эти откровения. Он тем больше подвизался в евангельском служении с пылом, который заставлял его пренебрежительно относиться ко всякой опасности: семь раз он был заключен в тюрьму , пять раз его бичевали иудеи, три раза били палками, один раз побили камнями, трижды он терпел кораблекрушение (см.: 2 Кор. 11: 25). «Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и в жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах» (2 Кор. 11: 26–28).

http://pravoslavie.ru/54792.html

Читая каждую Литургию «Деяния Святых Апостол» от Пасхи до Вознесения, написанные Лукой, затем «Послания» апостола Павла, понимаешь, что эти труды никогда не прейдут, не перестанут быть актуальными, потому что человек тот же, что и во времена апостольские – с теми же страстями, рассуждениями, грехами. Только их количество неуклонно растёт и может достичь критической массы в определённый момент. Дотрагиваясь умом до стихов апостольских, осознаешь, что всё это дано именно для твоего ума. И чётко представляешь картину, когда Павел шёл из Иерусалима в Дамаск, чтобы снова приступить к гонениям на христиан по доносу. Можно сказать, он получил «удар током», и Свет и Сила, сравнимая с ударом молнии, наверняка насчитывающая не одну тысячу вольт, повергла Павла на землю так, что он не смог самостоятельно передвигаться! Многие оспорители Евангелия говорят, что Павел мог попасть под удар молнии, а слышимые им «Павел, за что ты гонишь Меня!», называют галлюцинациями, причём первыми, кто решил так поиздеваться над Евангелием, были последователи Вольтера во Франции. Именно Павел учит систематизированному, схематично изложенному в книге «Апостол» пониманию всего Христианства. Естественно, схематично сложенное Павлово вероучение было составлено позже, но благодаря чётко выстроенным формам так же, как и чтение «Апостола» перед Евангелием по сложившимся древнехристианским традициям. Проникающее в сознание житие апостола перерастает в картинку: вот Павла заключили под стражу, а вот ведут его на суд, что случилось при Нероне, яром христоненанвистнике, вот после девяти месяцев заключения он казнён через усекновение своей главы. Но ещё до заключения в темницу он проповедовал в Риме, и даже сумел обратить приближённых Нерона, в том числе и наложницу императора. И его завет: « Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; в нуждах святых принимайте участие. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Не мечтайте о себе; никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь (см. Втор. 32, 35). Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его… Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 1: 7, 10–12, 16; 12: 10–21).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/12/uc...

   Парижские богословы, которые когда-то держали митрополита Евлогия в своих руках и устроили раскол, говорят даже о «новой Пятидесятнице», что снова будет Пятидесятница, что в церковной истории будет новый поворотный момент! — Это басни. Никакой второй Пятидесятницы не будет никогда! «От истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое» (2Тим. 4:4, 5). То, что здесь апостол говорит апостолу Тимофею, относится к каждому пастырю — служителю Церкви: будь бдителен, переноси скорби, ибо многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Небесное. Совершай дело благовестника, исполняй служение твое.    Почему апостол сейчас об этом так настойчиво говорит? Потому что это послание есть его предсмертное послание, последнее, и дальше мы с вами это увидим. «Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало» (2Тим. 4:6). Это подобно тому, как другой великий первоверховный апостол Петр, в своем 2-ом, тоже предсмертном послании писал: «Я знаю, что мне скоро уже надлежит оставить мое тело, как и Господь наш Иисус Христос сказал мне» (2Пет. 1:14). Апостол Павел пишет: «я становлюсь уже жертвою, и время моего отшествия настало» . А дальше, смотрите — блажен тот человек, который мог о себе сказать то, что сказал апостол Павел. Апостол Павел был смиреннейший и скромнейший из людей и, однако, смотрите, какие слова он о себе говорит: «Подвигом благим я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, а всем, возлюбившим явление Его» (2Тим. 4:7, 8). Эти последние слова ободрения апостолу Тимофею: помни, что и тебя ждет этот светлый, прекрасный жребий — получить венец правды, потому что и апостол Тимофей, так же как и апостол Павел, возлюбил явление Его, т.е. жил ради того, чтобы в свое время встретить Грядущего со славою судить живых и мертвых. «Постарайся прийти ко мне скоро. Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век» (2Тим. 4:9, 10). Очевидно, он был спутником апостола Павла, потом затруднился сотрудничать ему из-за скорбей и трудностей бедствия. Он ушел, оставивши дело благовестия, и погрузился в обыкновенную суету. Апостол говорит: «возлюбил нынешний век и пошел в Фессалоники, Крискент в Галатию, Тит в Далматию» . С Титом мы еще будем иметь скоро дело, к нему тоже есть другое послание — это уже один из любимых учеников апостола Павла. «Один Лука со мною» .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Апостол Павел, одним из первых христиан принявший венец мученичества, сформулировал великий принцип равенства всех людей в вере независимо от социальной, этнической и половой принадлежности: »Нет уже иудея, ни язычника: нет раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе« ( Гал. 3: 28 ). Равенство римлянина, грека, иудея либо свободного и раба, мужчины и женщины никогда не входило в систему римских ценностей (ни при республике, ни при империи). Павел развил учение Иисуса Христа о любви к людям, неприемлемости насилия: »Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками« ( Рим. 12: 17 ). Для святого апостола Павла очевидной являлась неопределенность во времени эсхатологической развязки, отсюда и его повышенное внимание к ставшей актуальной проблеме жизни христиан в языческом обществе: »Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем» ( Кол. 4: 5 ). Властям следует повиноваться, «ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» ( Рим. 13: 1 ), предписывается совершать молитвы «за царей и всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» ( 1Тим. 2: 2 ). Такие же установки содержатся и в посланиях святого апостола Петра ( 1Пет. 2: 13, 18 ). Первоверховный апостол Павел стоял у истоков разработки доктрины благодати (χρισμα – харисма), которая представлялась нисходящей от Бога через посредство Иисуса Христа на христиан ( Рим. 1: 4–5, 7; 5: 21 ; 1Кор. 1: 4 ; 2Кор. 8: 9 ). Обладание благодатью (харисмой) присуще только христианам, и этим они отличаются от остальных людей, составляя особую общность, которую уже апостол Павел называет Церковью (εκκλησα) ( Еф. 5: 23–32 ; Рим. 8: 8 ). Только обладающий благодатью может рассчитывать на сверхъестественное спасение. В дальнейшем доктрина харисмы стала основой доктрины таинств, формирование которой неразрывно было связано со становлением Церкви как сообщности христиан, разделенной на клир и мирян. В ней духовенство стало необходимым посредником в передаче благодати, нисходящей свыше, остальным верующим 69 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В день Пятидесятницы святой Павел решил идти в Иерусалим, чтобы собственноручно передать иерусалимским христианам собранные для них деньги. Иудеи снова составили заговор против него, и он хотел отплыть в Сирию. Но Дух велел ему вернуться через Македонию. Апостол прибыл в Троаду и там после Евхаристии всю ночь наставлял братьев. В это время один юноша, по имени Евтих, заснул, сидя на окне, и упал с третьего этажа. Его подняли мертвым, но святой Павел воскресил его. Затем апостол пешком пошел в Асс и в Миры, откуда поплыл в Милет. Здесь к нему пришли пресвитеры ефесской общины. Он рассказал им, что Святой Дух предвозвестил ему о том, что в Иерусалиме его ждут узы и скорби, и добавил: «Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершать поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией» (Деян. 20: 24). Затем он напомнил им о трудах, понесенных им ради создания их Церкви, и просил жертвовать собой для укрепления верующих. Они вместе совершили коленопреклоненную молитву, и ефесцы с рыданиями бросились на шею Павлу, прощаясь с ним. Апостол посетил Кос, Родос и Патары, затем задержался в Тире, чтобы и здесь наставлять верующих, и пошел пешком через Птолемаиду в Кесарию Палестинскую, где был принят в доме святого Филиппа диакона (память 11 октября). Невзирая на предупреждения пророка Агава, он добровольно пошел дальше к Иерусалиму, сказав спутникам, что готов не только быть узником, но и умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса. В Святом Городе братья с радостью встретили святого Павла. Пресвитеры собрались в доме апостола Иакова. Святой Павел подробно рассказал им обо всем, что сотворил у язычников, и передал деньги, собранные новыми общинами в помощь иерусалимским беднякам. Святого Павла предостерегли, что иудеи не преминут обвинить его в несоблюдении Закона. Тогда он присоединился к нескольким людям, которые собирались принести в Храм жертву по обету. Когда оканчивались семь дней очищения, асийские иудеи, увидев святого Павла в Храме, стали возмущать толпу и схватили его, обвиняя в том, что он повсюду учит народ против Храма и предписаний иудейского Закона. Апостола вывели из Храма и хотели убить, но тут вмешались воины, взяли его и донесли до лестницы, ведущей к крепости Антония.

http://pravoslavie.ru/54792.html

Ветхозаветные праведники и пророки почитаются как те, кто своей верой предвосхитил пришествие Христа Спасителя. Среди них по именам на проскомидии поминаются наиболее известные персонажи библейских книг: Моисей и Аарон, Илия и Елисей, Давид и его отец Иессей, Даниил и три отрока. Ветхозаветные праведники и пророки почитаются в Церкви как те, кто, подобно Предтече, приготовили путь Христу. Их образы занимают важное место в росписях и иконостасах храмов. В Послании к Евреям говорится, что они …верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли ( Ин.11:33–38 ). Апостолы почитаются как первые ученики Христа, которым Он Сам вверил дело распространения Своего учения по всей вселенной. Из всех апостолов по именам на проскомидии названы только двое: Пётр и Павел. Почитание этих двух апостолов восходит к самой глубокой христианской древности, причем с самого начала, насколько можно судить по сохранившимся источникам, это было совместное почитание. Уже в стенописи римских катакомб Пётр и Павел нередко помещаются вместе; церковный праздник в их честь тоже с самого начала был общим. Пётр и Павел почитаются как «первоверховные» апостолы, несмотря на то что Павел при жизни Христа не входил в число Его учеников, а присоединился к общине учеников уже после Его смерти и воскресения. Чудесное обращение Павла – один из главных сюжетов книги Деяний апостольских ( Деян.9:3–19 ) и одно из главных событий раннехристианской истории. Вслед за апостолами поминаются святители, среди которых первые три места занимают Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст , именуемые в богослужении «вселенскими великими учителями»: все они жили в IV веке и внесли решающий вклад в победу Церкви над ариан ской ересью и в формирование христианского догматического богословия. На четвертом и пятом местах стоят Афанасий и Кирилл – крупнейшие богословы Александрийской Церкви, жившие соответственно в IV и V веках. На шестом месте в списке святитель Николай Мирликийский – один из самых почитаемых святых в восточной и западной Церквах и, безусловно, самый почитаемый святой на Руси. К этим именам древних святых в русских Служебниках добавлены имена святителей, просиявших в Русской Церкви: святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, а также Никиты, епископа Новгородского, и Леонтия, епископа Ростовского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Здесь сотник нашел один александрийский купеческий корабль, отправляющийся в Италию, на который и пересадил узников. Плавание было неблагоприятно. Противные ветры непрестанно усиливались. Корабль подвигался медленно, с большой опасностью и затруднениями. Когда пристали к одному месту, называемому «Хорошие пристани», Павел советовал здесь перезимовать, говоря: «Мужи! Я вижу, что плавание будет с затруднениями и с большим вредом не только для груза и корабля, но и для нашей жизни». Но сотник более доверял кормчему и начальнику корабля, чем словам Павла. И так как эта пристань неспособна была к перезимованию, то решились доплыть для зимовки до критской пристани Финика, наиболее обезопасенной от ветров. Поэтому, когда подул южный ветер, неопасный для плавания, то отправились и поплыли поблизости Крита. Но немного спустя поднялся ураган и начал носить корабль по волнам моря. Все обычные в этих случаях средства сохранить корабль на поверхности воды и переждать бурю были употреблены, но безуспешно: многие дни не видно было ни солнца ни звезд по причине сильной бури и, наконец, исчезла всякая надежда на спасение. Несчастные не вкушали пищи от страха и отчаяния, каждую минуту ожидая смерти. Один Павел не знал страха и ободрял спутников, убеждая, что они спасутся. «Мужи! – говорил он им, – Надлежало послушаться меня и не отходить от Крита, чем и избежали бы этих затруднений и вреда. Теперь же убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль. Ибо ангел Бога, Которому я служу, явился мне в эту ночь и сказал: «Не бойся, Павел, тебе должно предстать пред кесаря: и вот, Бог даровал тебе всех, плывущих с тобою. Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как мне сказано. Нам должно быть выброшенным на какой-нибудь остров». Но не во многих на корабле слова Павла поселили доверие к себе и ободрение, и менее всего в матросах. Поэтому они, когда после четырнадцати дней бурного плавания оказались признаки, что корабль приближается к какому-то берегу, хотели было при помощи лодки бежать с корабля, чтобы, если корабль будет разбит о берег, не погибнуть вместе с другими.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И апостол Павел, когда он намеревался войти в Дамаск местью и яростью для христиан, вошел в него другим человеком. Вернее, его привели туда за руку, слепого и беспомощного. В словах воскресшего Христа апостолу Павлу заключено все христианство: «Иди в город, и Я скажу, что тебе надлежит делать». Быть человеком Божиим, значит делать не то, что ты хочешь, а то, что хочет Христос Бог. Когда Господь посылает к Павлу некоего благочестивого мужа Ананию возложить на него руку, чтобы он прозрел, Анания отвечает: «Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме. И здесь имеет от первосвященников власть вязать всех призывающих имя Твое». Но Господь сказал ему: «Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое пред народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое». Взять крест и следовать за Христом до смерти означает прежде всего следовать за Христом до Его смерти. Апостол Павел говорит, что наше крещение соединяет нас с Христовой смертью. Он умер из-за нашего греха. И мы должны умереть для греха. Именно это означает самоотречение и смерть святых даром Христова Креста. Те, кто Христовы, плоть свою распяли со страстьми и похотьми. Мы избавлены от рабства греху Его смертью. Потому апостол Павел может сказать: «Я сораспялся Христу» (Гал. 2, 19). Оттого что Христос умер за наши грехи, мы можем быть мертвыми, по Его благодати, к искушениям греха. Быть свободными от его обладания нами. Оттого что воскресший Христос вовеки живой, мы тоже будем жить. Смерть не имеет власти над нами. И, хотя грех и смерть угрожают нам, Христос Своим Крестом и Воскресением сокрушил их. Он спасает нас в Своей Церкви — святой, соборной и апостольской. Но принадлежность этой Церкви дается дорогою ценой. Апостол Петр был распят на кресте как Христос, а апостол Павел принял смерть через усекновение главы как Предтеча. Если мы будем следовать за Господом до смерти, мы обретем жизнь в Его Кресте — жизнь, даруемую нам в Его теле, ломимом за нас, и в Его крови, изливаемой за нас, во оставление грехов. И, обретя ее, мы узнаем, что можем жизнь свою отдать ради Него. Аминь. Слово в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла

http://moral.ru/stt_apostles/

Мордоконаки. — По-видимому, имеется в виду Бенардаки Дмитрий Егорович (ум. в 1870 г.) — откупщик и золотопромышленник. 175 Анафема — проклятие, отлучение от церкви. 176 Франц-Венецыян. — Имеется в виду персонаж «Истории о храбром рыцаре Францыле Венециане» (1787). 177 Приветствую тебя, обитатель…— Стихи капитана Повердовни сходны с пародийными стихами капитана Лебядкина в романе Достоевского «Бесы», печатавшемся за год до «Соборян» в «Русском вестнике». 178 «Когда деспот от власти отрекался…» — отрывок из послания П. И. Вейнберга к Я. И. Ростовцеву, напечатанного в «Колоколе» А. И. Герцена в 1858 году. Последние шесть строк в этом послании взяты из поэмы К. Ф. Рылеева «Наливайко». 179 …по распоряжению самого обер-протопресвитера Бажанова…— Бажанов Василий Борисович (1800–1883) — главный священник царского двора и гвардии; имел высшее духовное звание протопресвитера. 180 Делали мы Венгерскую кампанию в сорок восьмом году. — Речь идет о действиях царских войск против революционной Венгрии в 1848 году. 181 Тьма, тьма над бездною… но дух божий поверх всего — неточно приведенная цитата из библии (Книга Бытия): «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и дух божий носился над водою». 182 Сирах вменил в обязанности нам пещись о чести имени…— Иисус сын Сирахов (II b. до н. э.) — автор сборника изречений «Книга премудрости Иисуса сына Сирахова», входящего в состав библии; данная мысль высказана там следующим образом: «Во всех делах твоих будь главным и не клади пятна на честь твою». 183 …первоверховный Павел протестовал против попранья прав его гражданства…— Павел, по евангельскому преданию, один из ближайших учеников (апостолов) Христа. Имеется в виду эпизод из «Деяний апостолов», в котором рассказывается, как апостол Павел и его спутники были заключены в тюрьму в г. Филиппы (Македония); он отказался тайно выйти из заключения: «Но Павел сказал к ним: нас, римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? нет, пусть придут и сами выведут нас». 184

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Наконец, Павел вместе со спутниками прибыл в Рим. Там он и остался один вместе с воином, к которому он был прикован. К нему приходили иудеи, которым апостол проповедовал о Христе. Но они не захотели принять благовестие, и тогда Павел сказал: «…спасение Божие послано язычникам: они и услышат» ( Деян. 28, 28 ). Так, уча всех тайнам Царства Божия, прожил апостол в Риме два года, пока не кончился срок действия его обвинения. В то время была написана большая часть Посланий. После этого был он отпущен, за отсутствием обвинителей, и отправился проповедовать дальше – в Испанию, Иллирик (Югославия), Малую Азию. Кончина первоверховных апостолов 12 июля 67 года в Риме пришло к концу земное странствование апостолов Петра и Павла. Как и предсказывал после Своего Воскресения Господь, когда Петр состарился, то простер руки свои, и иной его препоясал и повел, куда он не хотел ( Ин. 21, 18 ). Произошло это после торжества апостолов Петра и Павла над Симоном-волхвом. Этот еретик, которого посрамил в Самарии апостол Петр, не покаялся, а пришел в Рим, говоря, что он – великая сила Бога. Когда же апостолы Петр, Павел и Иоанн пришли в Рим, то он пытался своим волшебным даром противодействовать им. Однако, как обычно, сила демонов оказалась ничтожной перед мощью Творца. Разгневанный Симон собрал римлян и сказал им, что покидает их из-за того, что они верят не ему, а Петру. И, вознесшись якобы к Отцу, он изольет кары на вечный город. При этих словах на глазах собравшихся на форуме маг стал подниматься к небу. Но апостол Петр, помолившись Богу, именем Христа запретил бесам держать волхва, и тот упал и насмерть разбился на виду у всех находившихся на форуме. Так обнаружилось все его хвастовство и бессилие. Император Нерон разгневался гибелью своего любимца, тем более что благодаря проповеди апостолов от него ушли две любовницы, и приказал казнить проповедников. На христиан обрушилось страшное гонение. Их сжигали на столбах, как факелы, травили зверями в цирке. И первоверховные апостолы безбоязненно поддерживали их в страданиях. Апостол Павел, получив от Христа Откровения, писал своему ученику Тимофею: «…я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» ( 2Тим. 4, 6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010