Из-за постоянного использования за богослужением Триоди ту часть года, к-рая содержит памяти и праздники Г. п. б. к., называют также «периодом пения Триоди» в отличие от «периода пения Октоиха» - всего остального времени года ( Розанов. Устав. С. 10). Устав богослужения Г. п. б. к. описывается в 2 главах Типикона - 49-й (для Триоди Постной) и 50-й (для Триоди Цветной). 51-я глава содержит устав апостольского (Петрова) поста, начинающегося сразу после Недели всех святых. Господские праздники в составе Г. п. б. к. Основную структуру Г. п. б. к. формируют неск. важнейших в году Господских праздников . Главный из них - Пасха, «праздников праздник»; вслед за ней по значимости идут 3 двунадесятых Господских праздника Г. п. б. к.: Вход Господень в Иерусалим (празднуется за неделю до Пасхи), Вознесение Господне (через 40 дней после Пасхи), Пятидесятница (называемая также Троицей, воспоминание Сошествия Св. Духа). К Господским двунадесятым праздникам примыкает неделя Антипасхи , к-рая хотя и не относится формально к двунадесятым праздникам, но близка к ним по своему уставу. Также к Господским праздникам Г. п. б. к. относится Преполовение Пятидесятницы (уставные особенности его богослужения позволяют отнести Преполовение к средним или даже к малым праздникам, тем не менее Преполовение имеет 7-дневное попразднство с отданием), а в широком смысле - все воскресенья Г. п. б. к. Воскресные дни Г. п. б. к. являются важнейшим элементом его структуры. Тема, заданная в богослужении того или иного воскресенья, часто становится темой всей следующей седмицы. Среди недельных памятей Г. п. б. к. можно выделить 3 основные категории. К 1-й принадлежат недели, темы богослужения к-рых связаны с евангельскими чтениями воскресной литургии. В Г. п. б. к. 6 таких недель, 3 до Пасхи: Мытаря и фарисея неделя (литургийное Евангелие: Лк 18. 10-14), Блудного сына неделя (литургийное Евангелие: Лк 15. 11-32), Мясопустная неделя , или Неделя о Страшном Суде (литургийное Евангелие: Мф 25. 31-46) - и 3 после: Расслабленного неделя (литургийное Евангелие: Ин 5. 1-15), Самаряныни неделя (литургийное Евангелие: Ин 4. 5-42), Слепого неделя (литургийное Евангелие: Ин 9. 1-38).

http://pravenc.ru/text/165231.html

В-к, 1898 г., Каким порядком выносить св. крест в праздник Преполовения — на главе, или в руках? На главе (см. Никольский: «Пособие к изуч. уст». стр. 795). (Ц. В-к, 1893, Какое значение слова «вресноту», находящегося в 6-ой молитве на вечерне в день Пятидесятницы? Наречие «в ресноту» или, с опущением, «вресноту» значит «действительно, самым делом, по достоинству, подлинно, истинно» и происходит от имени существительного «ресь-нота», или «рес-нота», означающего «пристойность, достоинство, истинность, действительность» (Р.д.С.П., 1889 г., В «неделю Антипасхи вечера» и в прочие недели вечера, следующие по Пасхе до ее отдания, следует ли на повечерии после канона петь «Ангел вопияше» и «Святися, святися» вместо «Достойно есть»? В Типиконе о службе «в неделю Антипасхи вечера» сказано, между прочим, что «от сего дне глаголем повечерие малое… По Достойне и по Отче наш глаголем кондак праздника во всю 50-цу» (сн. указан. Типик. о службе в «неделю Самаряныни вечера»). Из этих указаний Типикона следует, что в неделю Антипасхи вечера и в прочие недели вечера по Пасхе до ее отдания на повечерии после канона должно петь «Достойно есть», а не «Ангел вопияше» и «Святися, святися». Пение ирмоса «Святися, святися» полагается только на утрени по 9-ой песне канона в седмицы по Пасхе до ее отдания, а пение того же ирмоса с припевом «Ангел вопияше» — на литургии вместо «Достойно есть» в те же седмицы по Пасхе до ее отдания (Р.д.С.П., 1889 г., В праздник Пятидесятницы на 9-ой песне канона следует ли вместо «Честнейшую» петь праздничный припев, как и в другие великие праздники, и если следует, то какой? Последованиями в существующих богослужебных книгах — Уставе, Триоди цветной и Ирмологионе не указывается какого-либо припева вместо «Честнейшую» на 9 песне канона в праздник Пятидесятницы, а полагается петь вместо «Честнейшую» один ирмос 9 песни канона в день Пятидесятницы. Употребляющийся в богослужебной практике некоторых епархий припев: «Апостоли, сошествие Утешителя видевше, удивишася, како в виде огненных язык явися Дух Святый» заимствован, по всей вероятности, из Нотного Обихода (ч.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Здесь в А. 240 л.–241 об. и Г стр. 466 цитуется, с некоторыми опущениями, письмо св. Максима к его ученику Анастасию монаху, изданное у An. р.347–350, С p.XLI–XLII и Migne 131–134, с таким заглавием: «Святого Аввы Максима к Анастасию монаху» (An. приб.: «ученику своему») и, опущенным в житии, таким началом: «Вчера в восемьнадцатый день месяца, который был Святая Пятидесятница, патриарх объявил мне, говоря: какой церкви – ты?»… Вместо «Пятидесятница – πεντηκοστ» Анастасий Библиотекарь читает: «Sanctae mediae pentecostes, т.е. Преполовение – μεσοπεντηκοστ». Издатели замечают. Что описанное в письме едва ли могло быть в такой торжественный праздник как пятидесятница, поэтому корректура или разночтение Анастасия более естественны. Рукою прот. А.В. Горского в изданиях Комбефиса и Сирмонда на полях к этому месту сделаны такие примечания: Comb: «18 ч. Должно быть или Апр. Или Мая. – 18 апр. Было преполновение в 658 г. – В 18 мая ни тот ни другой раздник не приходился в годы 655–662». – Sirm «655 г. Пасха была 24 марта. Пятидесятница 17 мая, – 658г. Пасха была 25 марта, преполновение было 18 апреля». В Г так: «Спустя немного времени после изгнания блаженного Максима к Визию, патриарх Петр отправил к нему пресвитеров церковных, в высшей: степени ученых. Прийдя в обитель его, они приветствовали его, сели и начали так: богопрославленный и всей вселенной владыка патриарх Петр прислал нас к тебе, чтобы спросили: какой ты церкви?»… Соответствующие этой LVI-й главе в CPS главы XXIV–XXVI (Vita ас certamen) излагают это письмо св. Максима в таком виде: «XXIV (38). Спустя после того немного времени приходят к нему другие, когда он находился уже в тюрьме, частыми нападениями на него (Р crebro oppugnando, С crebro congredientes) и устрашающими словами быть может надеясь сделать его более податливым. Прибывшие говорили (Р autumabant), что они посланы от патриарха, и, как могли (Р ut potuerunt, С actutum – тотчас же), предлагали святому такие вопросы; «какой, говорят, ты, такой-сякой, Церкви?», – воспользуюсь самыми их словами, – «Византийской»… Другие варианты приводятся нами далее, в соответственных местах. В Б совсем нет извлечения из этого письма и упоминания о нем. В Annales Baronii делается извлечение из него по Collectanea Anastasii Biblimhec: ibid pag. 496.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Катавасия: Пророк Аввакум умныма очима/провиде, Господи, пришествие Твое,/тем и вопияше: от юга приидет Бог./Слава силе Твоей,/слава снизхождению Твоему. Катавасия: Пророк Аввакум очами ума/провидел, Господи, пришествие Твое,/и потому восклицал:/“От Фемана придет Бог!”/Слава славе Твоей, Христе,/слава сошествию Твоему! Песнь 5. Ирмос: Ты Господи мой, Свет в мир пришел еси./Свет Святый, обращаяй из мрачна неведения,/верою воспевающих Тя. Песнь 5 Ирмос: Ты, Господи мой, светом в мир пришел,/светом святым, от мрака неведения обращающим/с верою воспевающих Тебя. Божественных праздников преполовения достигше,/совершенное божественною добродетелию обучитися потщимся, богомудрии. Середины Божественных праздников достигнув,/совершенной Божественной добродетелью/постараемся украситься, богомудрые. Яко воистинну священное настоящее торжество, преполовение:/превеликих бо праздников корень и светится обоюду. Как поистине священно нынешнее торжество:/ведь оно середину величайших праздников определяет/и сияет с обеих сторон! Богородичен: Ум архангельский не может разумети/Твое неизреченное из Девы и пречистое рождество, Спасе Многомилостиве. Богородичен: Ум архангельский не в силах уразуметь/Твое неизреченное и пречистое от Девы рождение,/Спаситель Многомилостивый! Ин. Ирмос: Господи Боже наш, мир даждь нам: Иной канон. Ирмос: Господи, Боже наш, мир дай нам: Чудесы украсил еси апостолы Твоя,/дивесы возвеличил еси ученики,/во всем мире прославил, Спасе наш, и дав им Царствие Твое. Чудесами украсил Ты Апостолов Твоих,/дивными делами возвеличил учеников,/во всем мире прославив их, Спаситель наш,/и дав им Царство Твое. Вся просветиша земли концы ученицы, чудесы и ученьми,/и различными образы слово проповедавше, Христе Спасе, Царствия Твоего. Все концы земли просветили ученики/чудесами, и учениями,/и различными способами провозгласили, Христе Спаситель,/слово о Царстве Твоем. Хвалу возсылаем Царствию Твоему, пение же Тебе приносим,/нас ради на земли явившемуся, и мир просветившему, и Адама воззвавшему.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/prepolove...

Лик: Господа пойте и превозносите Его во веки. Благословите раби Господни. Лик: Господа пойте и превозносите Его во веки. Благословите дуси и души праведных. Лик: Господа пойте и превозносите Его во веки. Благословите преподобнии и смиреннии сердцем. Лик: Господа пойте и превозносите Его во веки. Благословите Анания, Азариа и Мисаил. Лик: Господа пойте и превозносите Его во веки. Благословите Апостоли, пророцы и мученицы Господни. Лик: Господа пойте и превозносите Его во веки. Благословим Отца, и Сына, и Святаго Духа. Лик: Господа поем и превозносим Его во веки. И ныне и присно, и во веки веков, аминь. Лик: Господа пойте и превозносите Его во веки. Хвалим, благословим, покланяемся Господеви. Лик: Поюще и превозносяще во вся веки. Дан 3:57–88 ПАРИМИИ СВЯТЫЯ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ СРЕДА 4Й СЕДМИЦЫ ПО ПАСХЕ ПРЕПОЛОВЕНИЕ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ. 1. Пророчества Михеина чтение. Тако глаголет Господь: от Сиона изыдет закон, и слово Господне из Иерусалима, и судит посреди людей многих, и обличит языки крепкия даже на долзе, яко вси людие пойдут кийждо своим путем, мы же пойдем именем Господа Бога нашего в век. Тако глаголет Господь Вседержитель: услышите холми суд Господень, и дебри основания земли, яко суд Господеви к людем Его, и со Израилем сопрится, глаголя: людие Мои, что сотворих вам; или чим опечалих вас? Отвещайте Ми: зане возведох вы от земли Египетския, и из дому работы избавих вас, и послах пред лицем вашим Моисеа и Аарона и Мариам. Людие Мои помяните убо, что совещаша на вас сопротивнии; кто возвести тебе? Возвестих бо тебе, человече, что добро, или что Господь ищет от тебе, разве творити суд, и любити милость, и готову быти, еже ходити с Господем Богом твоим; зане в крепости возвеличится Господь, и упасет стадо Свое в мире, даже до конец земли. Мих 4:2–3, 5; 6:2–5 , ?, 8; 5:4 2. Пророчества Исаина чтение. Тако глаголет Господь: жаждущии идите на воду, и елицы не имате сребра, шедше купите, и ядите, пийте без сребра и цены, вино и тук. Яко тако глаголет Господь Вседержитель вам: людие Мои, почерпите воду с веселием от источник спасения.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/parimijni...

Преполовения Пятидесятницы или Отдания Пасхи выпадают на среду, разрешается рыба. Далее Типикон дает следующее указание: «Нецыи же разрешают и в прочия (дни)». Сложившаяся к настоящему моменту практика подразумевает, что в среды и пятницы всей Пятидесятницы разрешается употребление рыбы. Уставные указания о том, как следует поститься в течение Рождественского и Петрова постов Указания Устава о пощении в Рождественский и Петров пост совпадают и объединены в одной главе, в которой говорится следующее. 1 . В течение Рождественского и Петрова постов во вторник и четверг разрешается употребление вареной пищи с растительным маслом и вина. 2 . В понедельник, среду и пятницу разрешается употребление пищи без растительного масла. 3 . В субботу и воскресенье разрешается употребление вареной пищи с растительным маслом, рыбы и вина. 4 . Если в понедельник, вторник или четверг празднуется день памяти святого, которому положена Уставом славословная 13 служба, то в эти дни разрешается употребление в пищу рыбы. 5 . Если же день памяти святого, которому положена Уставом славословная служба, празднуется в среду или пятницу, то в эти дни разрешается употребление в пищу вареной пищи с растительным маслом и вина. 6 . Если празднование памяти святого, которому положено «бдение», совершается в среду или пятницу, то в эти дни разрешается употребление вареной пищи с растительным маслом, рыбы и вина. 7 . Если на среду и пятницу выпадает день памяти святого, в честь которого освящен храм, в эти дни также разрешается употребление вареной пищи с растительным маслом, рыбы и вина. Практика соблюдения постов в некоторых современных приходах Русской Православной Церкви несколько мягче, чем это положено по Уставу. В основе такого подхода к вопросу церковной практики поста лежит так называемая икономия, то есть учет внешних обстоятельств жизни современного православного человека. Исходя из этого, в некоторых церковных приходах сложилась такая традиция воздержания в Рождественский и Петровский посты: 1) во все дни поста, кроме среды и пятницы, разрешается употребление вареной пищи с растительным маслом и рыбы;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Празднуется в день Преполовения Пятидесятницы. Прот. И. Бухарев Дубленка Верхняя зимняя мужская и женская одежда. Дубленки шили из мягко выделанных и продубленных овечьих шкур мехом внутрь. Лицевая (кожаная) поверхность дубленки была хорошо обработана. Покрой этих дубленок был аналогичен покрою полушубков. В некоторых северных губерниях Европейской России дубленкой называли одежду, сшитую из шкур овец неместных пород. Ее обычно шили в талию, со сборками на спине, длиной ниже колен, с рукавами, закрывающими кисти рук, со стоячим воротником. Дубленку запахивали справа налево и застегивали до талии на крючки. Воротник, края рукавов, край подола обшивали шкурой нерпы или морского зайца. Дуга Часть упряжной сбруи, применявшаяся в конной запряжке с оглоблями, обеспечивавшая движение повозки. Она представляла собой согнутый в полукруг или полуовал ствол дерева, который устанавливали над шеей лошади. На внешней стороне излучины – вершине дуги – имелась зга – металлическое дужное кольцо, использовавшееся для закрепления поводьев (см.: Узда). Если возница не видел «зги», то приходилось останавливать работу лошади или в поездке искать ночлег. Дуги изготавливали из вяза, ветлы, липы, березы, черемухи. Обычно ценились вязовые дуги, отличавшиеся большой прочностью. Дуга – необходимый предмет запряжки лошади в повозку с оглоблями. Она выполняла роль распорки между оглоблями, скрепляла через гужи оглобли с хомутом, удерживала гужи от соскакивания с оглобель. Благодаря дуге и гужам запряжка обладала большой упругостью. На плохой дороге с камнями, ухабами и рытвинами ременные гужи растягивались, дуга изгибалась, а хомут спокойно лежал на шее лошади, облегчая ей работу. Кроме того, дуга предохраняла повозку от толчков. Толчки могли беспокоить ездоков не только на ухабистой, но и на ровной дороге. Это объяснялось тем, что лошадь, запряженная в повозку, двигалась толчками. Хорошая, упругая дуга смягчала толчки, и повозка более плавно катилась по дороге. Если дуга была слабой, т. е. изготовленной из плохого дерева, то при сильных ударах она ломалась. Думы

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10) В субботу 5 седм.– блаженна от канона Акафиста песни 3 и 6 (л. 330). 11) Если в субботу 5-ю случатся а) праздник Благовещения, то – блаженна от канона праздника песни 3 и 6 на (л. 208), б) его отдание, то – блаженна от канона Акафиста песни 3 и 6 (л. 220). 12) В Лазареву субботу – блаженна от канона этого дня песни 3 и 6 на 8 (л. 332 на об.). 13) Если в Лазареву субботу случится Благовещение, то – блаженна от канона праздника песнь 3 на 4 и от канона Лазаря песнь 6 на 4, итого на 8 (л. 209). В. В период времени пения Триоди Цветной. 1) В седмичные и субботние дни периода времени пения Триоди Цветной никогда не поются вседневные антифоны; но, за исключением немногих дней пения праздничных антифонов, всегда изобразительные, а после них блаженны. 2) Блаженны никогда не заимствуются из Октоиха, но, взамен его, всегда от канона праздника, с присоединением иногда блаженн от канона святого. Праздничными же днями называются: а) недельные, или воскресные, дни этого периода времени. Напр., если в последов. понедельника 2 нед. Антипасхи сказано, что в это время поется блаженна Триоди, песнь 1-я праздника на 6 (Тип., л. 361), то здесь разумеется 1 песнь канона, петого в предшествующее, т.е. Фомино, воскресенье и напечатанная в Триоди Цветной; или если в послед. понедел. 3 нед. по Пасхе сказано, что в этот день поется «на литургии на блаженнах песнь 1-я праздника на 6» (л. 366); то здесь разумеется 1 песнь канона, петого в неделю, или воскресенье, Мироносиц и также напечатанная в Триоди Цветной. б) Особенные, бывающие в это время, празднества, по отношению к которым известные седмичные и субботние дни служат попразднством или отданием. Таковы: Преполовение, Вознесение и Пятидесятница. Так, напр., если в послед. четверга, следующего за Преполовением, сказано, что в сей день «блаженна праздника песнь 1-я с ирмосом на 6» (л. 369); то здесь разумеется 1 песнь канона, петого в среду – в праздник Преполовения. Тот же канон имеется в виду, напр., в понед., втор. и среду после недели Самаряныни, и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Обращение поддержали 30 человек. Академик А. Д. Сахаров обратился к Председателю Верховного Совета СССР Подгорному с просьбой облегчить участь Краснова. “В статьях Левитина, инкриминированных ему судом, — пишет Сахаров, — фактически выражается естественная для верующего точка зрения о моральном и философском значении религии, высказываются мнения по актуальным внутрицерковным вопросам, а также обсуждаются с лояльных и демократических позиций проблемы свободы совести… Я присутствовал на суде и убежден в отсутствии нарушения закона во всех деяниях Левитина”. В Самиздате появилось открытое письмо Геннадия Смирновского (Москва) “Перед закрытыми вратами Фемиды” — репортаж с места суда над Левитиным-Красновым. В июне, еще до утверждения приговора кассационной инстанции, Краснов был переведен из Бутырской в Краснопресненскую пересыльную тюрьму и зачислен в хозобслугу. (Из “Хроники” 20,1971, ее. 20—22, напечатана в спец. выпуске “Посева” октябрь 1971 г., ее. 32—33.) Все изложенное здесь правильно. Однако нужны некоторые уточнения. Обвинительное заключение опровергал не мой адвокат, а я сам. Надо отдать справедливость, Богданов с самого начала предоставил мне слово и не прерывал меня, когда я в течение 20 минут опровергал пункт за пунктом все положения обвинительного заключения. Некоторые обвинения были поистине курьезны: так, меня обвиняли в шарлатанских действиях по поводу того, что я в одной из своих статей защищал обычай брать воду в Лавре из колодца преподобного. Я риторически спрашивал, почему в таком случае не привлекают к ответственности все русское духовенство во главе с Патриаршим местоблюстителем митрополитом Пименом, которое именно сейчас, в этот самый час, во всех храмах на территории Советского Союза освящает воду (это был праздник Преполовения Пятидесятницы). Обвинительное заключение было очень пространное (к сожалению, я его потерял при освобождении) , и, как мне кажется, я оправдал давнюю характеристику моего отца насчет моих несомненных прирожденных юридических способностей.

http://azbyka.ru/fiction/rodnoj-prostor-...

Помнится, что прежде предлагал я, чтобы, если какое украшение сделано в недавнее время в церкви, указали на оное для поставления оного на счет завещанной суммы, что дало бы право дать ей другое назначение. Впрочем, я даю теперь сему делу новое движение. Письмо 13(102). 3 июля 1844 г. Рукопись Ваша, М[илостивый] Г[осударь] Анд[рей] Ник[олаевич], послана чрез эконома 24-го дня прошедшего месяца, как говорит наша почтовая книжка. Есть ли тут медленность моей канцелярии, теперь не знаю, а то помню, что за мною медленности не было. Болезнь, о которой, помнится, упоминал я Вам в письме при отправлении рукописи, продолжается и не допускает меня в Лавру. Богови да повинется душа моя ( Пс.61, 6 ). Мир Вам. Ф[иларет], м[итрополит] Московский Письмо 14(114). 11 мая 1845 г. Москва Господь да продлит благословение и хранение над путешествием Вашим, возлюбленный о Господе Ан[дрей] Ник[олаевич], как было доныне. Письмо Ваше, писанное в Риме на Страстной неделе, получил я в Москве в день преполовения Пятидесятницы. И приятно и горько. Горько, потому что я уже сетовал на себя за мои нечастые к Вам письма, а теперь узнаю, что Вы и из тех ни одного не получали. Я писал к Вам 21 февраля, 22 марта, 4 апреля и имею сведение, что каждое из сих писем в свое время вручено Льву Григорьевичу Сенявину и принято с обещанием препроводить немедленно. Пошлю сие с особенною просьбою о незамедлении. Но приятно мне было странствовать с Вами по Риму и освободиться от заботливой мысли, что Вы там и как увидите, и видеть начинающееся оправдание опытом той надежды, что путешествие Ваше будет полезно не одним Вам. Может быть, не излишне будет Вам узнать, что, ходя с Вами по Риму и катакомбам, я не думаю усиливать встречающиеся прекословия, а мирить Вас. Прочитав, например, что Вы довольны были видеть папу без суетной пышности, я взял карандаш и оградил вместительными знаками слово суетной, предлагая Вам чрез сие отказаться от сего упрека, который хотя может найти виноватого, но, надеюсь, не в Григории XVI, не по воле следующем обычаю предшественников.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010