А потом он пошел прославлять повсюду дивные чудеса святого Сергия и рассказывал о том, что с ним случилось. Глава 47. О ПРЕСВИТЕРЕ И МУЖАХ, БЫВШИХ В ЛАТИНСКИХ ЗЕМЛЯХ Предлагаемая история поведает о том, как Преподобный Сергий явился неким людям, попавшим в большую беду в дальней стороне. Вот как это произошло. Когда Митрополит Исидор 102 отправился на Собор к римскому папе, он взял с собою некоего пресвитера, по имени Симеон. Находясь с Митрополитом на Соборе, этот пресвитер ни в чем не выразил одобрения латинскому уставу, но назвал его суетным, много спорил об этом с Исидором, не желая подчиниться латинской власти, и потому претерпел от Исидора за православную веру великие скорби и муки в темницах, в оковах и цепях. После того как Исидор отбыл от папы, Симеон договорился с тверским послом, по имени Фома, и они решили убежать от Исидора из латинского города Венеции в русские земли. Кто сможет поведать о всех несчастьях и скорби великой, нашедших тогда на православных христиан? Симеон и Фома, с Божией помощью, отошли уже довольно далеко. Так случилось, что тамошние купцы шли тем же путем, и с ними вместе беглецы пришли в непроходимые места, где были высокие горы и страшные обрывы, а между ними – единственная дорога. Над нею стояла наводящая страх крепость, в которой сидели злые разбойники, из разных народов, по большей части враги христиан. У крепости были железные ворота, с помощью которых можно было перекрыть дорогу. Купцы прогнали беглецов, сказав: «Отойдите прочь, иначе мы из-за вас погибнем здесь, потому что вы не сможете пройти через эту крепость». Отстав от купцов, но продолжая идти той же дорогой, беглецы взошли на высокую гору, и, устав от трудного перехода, прилегли отдохнуть в великой печали, не зная, куда идти дальше, и задремали. И вот видит пресвитер, что стоит над ним честной старец и, взяв его за правую руку, говорит: «Получил ли ты благословение у ефесского епископа Марка 103 , последовавшего стопам апостольским?» Он же отвечал: «Да, господин, я видел этого чудного и крепкого мужа и взял у него благословение».

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

Александр Твардовский дал гениальную характеристику русского человека: В бой, вперёд, в огонь кромешный Он идёт, святой и грешный, Русский чудо-человек. С одной стороны, русский – чудо-человек, святой, человек готовый, спасая других идти в огонь кромешный, а с другой стороны – грешный. У русского человека имеются безусловные достоинства, но имеются и несомненные недостатки. Рядом со Святой Русью темной тенью шествовала и шествует и Русь окаянная. Салтыков-Щедрин, человек язвительный, очень умный и горячо любивший свою Родину, как-то сказал: «Если я усну и проснусь через сто лет, и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: «Пьют и воруют». Сейчас, спустя сто лет после того, как он произнес эти слова, они звучат страшно, как погребальный колокол. Мы должны знать свои недостатки и должны их исправлять, чтобы не погибнуть под их тяжестью. Мы не должны быть агрессивными и злобными, ведь от злобы человек глупеет. Очень часто озлобляются на человека, который думает иначе, для этого достаточно посмотреть Интернет: «Ты думаешь не так, как я – значит, ты плохой». Нет, это совсем не так. Каждый имеет право на свое мнение, каждый имеет право и на ошибку. Самое страшное, когда стреляют по своим. Хочу подчеркнуть очень важную мысль, которую еще в XVIII веке высказал гениальный немецкий поэт и драматург Шиллер: «Русских победить могут только русские». Должны мы помнить еще и то – на кого воззрит Бог? Только на кроткого и смиренного. Наши предки создали самую великую державу, не потому что были агрессивными, гордыми и даже не потому, что были воинственными, а потому что были кроткими. И по слову Евангелия, будучи кроткими, «наследовали землю». «Если Бог за нас, кто против нас?» Только бы нам быть с Ним… Наши великие предки во время трудных испытаний являли великую мудрость, умели договариваться друг с другом, умели объединяться перед лицом общей опасности. «Любовью и единением спасемся», как говорил Преподобный Сергий Радонежский. Вот, если мы эти слова воспримем и воплотим в жизнь, то тогда мы сможем построить настоящий, прекрасный, уютный, теплый дом, в котором всем будет жить хорошо.

http://pravmir.ru/lyubovyu-i-edineniem-s...

Будем же жить так, чтобы по смерти своей иметь право присоединиться к сонму одетых в белые одежды, омытых Кровью Агнца. И с пальмовыми ветвями в руках вечно славить единого в Троице Бога и возносить Ему несмолкающую хвалу и благодарение. Аминь. 1956 г. Слово в неделю Всех Святых, в земле Российской просиявших В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его ( Ин. 1:4–5 ), – так говорит апостол Иоанн Богослов о Слове Божием, Господе Иисусе Христе. Много тьмы в жизни человечества, много было ее и в древней Руси. Но от света Христова зажглись миллионы русских сердец, о которых говорит св. Иоанн, благовествуя дальше о Боге Слове: Пришел к Своим, и Свои Его не приняли, а тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими, которые не от крови, не от хотения плоти, не от хотения мужа, но от Бога родились ( Ин. 1:11–13 ). Это те, которых Сам Господь Иисус Христос назвал светом миру. Это те, которым Он заповедал: Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Мф. 5:16 ). Это те, о которых сказал апостол Петр: Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет ( 1Пет. 2:9 ). Как видим мы на небе большие и малые скопления звезд, так просияли и доныне сияют великие носители света Христова, во множестве прославившие Бога в подземельях Киево-Печерской Лавры, в Троице-Сергиевой Лавре, в Лавре Почаевской, на далеких Соловецких островах Белого моря. Кроме созвездий, мы видим на небе и отдельные яркие звезды. Подобно им на Руси просияли великие святые: равноапостольный великий князь Владимир и равноапостольная великая княгиня Ольга, просветившие Русь светом Христовым; великие святители и чудотворцы Московские – Петр, Алексий, Иона, Филипп и Гермоген. Божественным светом ослепительно сияют величайшие преподобные – Антоний и Феодосий Печерские , Сергий Радонежский и Серафим Саровский .

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

В законе Моисеевом «не просто повелевается умерщвлять сына, оскорбившего родителей, не так, чтобы палачи, взявши его из судилища, выводили через площадь и за городом отсекали ему голову; нет, сам отец ведет его на середину города (сам выступает обвинителем) и признается заслуживающим доверия без всякого доказательства: и это вполне справедливо. Кто готов тратить для сына и деньги, и жизнь (и здоровье), и все, что ни есть, тот никогда не может сделаться обвинителем его, если не будет слишком большого оскорбления. Итак, отец ведет его на средину города, потом созывает весь народ и произносит обвинение, а все слышащие, взяв каждый по камню, бросают в оскорбителя родителей. Законодатель хочет, чтобы они были не только зрителями, но и деятелями, чтобы каждый, взглянувши на правую руку свою, которою и он бросил камень на голову непочтительного сына, получил чрез это достаточное побуждение к исправлению. Впрочем, законодатель внушает нам здесь не только это, но и другое, а именно – то, что оскорбляющий родителей наносит обиду не только им, но и всем людям. Поэтому к участию в наказании он приглашает всех; так как все оскорблены, созывает весь народ и весь город, внушая этим, чтобы и те, у кого нет ничего общего с обиженными, негодовали на оскорбляющего родителей, так как оскорбление наносится общей человеческой природе, и чтобы такого человека, как некоторую язву и общую болезнь, изгоняли не только из города, но и с самого света. В самом деле, такой человек – общий неприятель и враг всех – и Бога, и природы, и законов, и всей вообще нашей жизни. Поэтому повелевает всем участвовать в поражении, совершая как бы очищение города» 656 . 3. Примеры почитания и доброго послушания родителям и случаи тяжких наказаний и грозных вразумлений Божиих непочтительным детям Святитель Иоанн Златоуст . Святитель Григорий Богослов . Преподобный Сергий Радонежский. Митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров) . Блаженный Августин . Непочтительные дети теряют и Божие благословение. Библия представляет нам много примеров почтительных детей в лице ветхозаветных патриархов Сима и Иафета (сыновей Ноя), Исаака, Иакова и Иосифа; царя Соломона и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

В последнее время проповедники, учёные и просто рядовые протестанты очень часто открывают для себя опыт, накопленный христианской Церковью за две тысячи лет. Например, лучший доклад, который я слышал о преподобном Сергии Радонежском, был сделан протестантом. Слушая его, мы чувствовали, что преподобный Сергий находится среди нас. И лучшая, на мой взгляд, книга о Франциске Ассизском тоже написана протестантом. Словом, когда протестанты, лишённые опыта встречи со Христом через встречу со святыми, открывают его для себя, то нащупывают что-то такое, чего мы, которым эта возможность дарована, иногда не видим. Тайна множественности Церкви заключается именно в том, чтобы через эту множественность мы могли друг друга обогащать. Итак, у всех христиан есть какие-то общие и какие-то особые дары, которые Господь даёт тем или иным Церквам. И Церковь имеет возможность делиться этими дарами, если другие того хотят. Несомненная заслуга протестантских вероисповеданий в том, что и православные, и католики XX века полюбили читать Писание, не расстаются с ним, издают его и т. д. И заслуга Церквей Востока (Восточного Средиземноморья, христиан-арабов) заключается в том, что община, которая была ими сохранена, стала неотъемлемой частью Церкви во всех вероисповеданиях. Многогранная истина Евангелия сохраняется и в разных Церквах, и у разных евангелистов. Поэтому, когда разные Евангелия соединяют в одно, видишь: что-то, может быть, самое главное, ушло. В «Литературной газете» несколько лет тому назад был опубликован труд священника Леонида Лутковского. Он соединил повествования Матфея, Марка и Луки в одно целое. И вместо того многомерного Евангелия, через которое с нами говорит Христос, у нас в руках оказался текст о том, что некогда делал и говорил Спаситель. Вот в чём разница. Необходимо обратить внимание ещё на одну особенность Евангелия от Луки. В нём есть притчи о строителе башни и о царе, который собирается на войну. Они следуют одна за другой и не встречаются у других евангелистов. «…Кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения её, дабы, когда положит основание и не возможет совершить все видящие не стали бы смеяться над ним, говоря: " этот человек начал строить и не мог окончить " ? Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет прежде и не посоветуется прежде, силён ли он с десятью тысячами противостоять идущему на него с двенадцатью тысячами? Иначе, пока тот ещё далеко, он пошлёт к нему посольство — просить о мире» (Лк 14:28-32).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

В свое время, давая совет желающим вступить в брак, Иоанн Златоуст сказал: “Рожденное дитя при взгляде на родителей, тотчас узнает их, еще не умея говорить”. Вот так великий вселенский святитель немножко приоткрыл завесу тайны, которую только в последние десятилетия открывает наука. Мы-то об этом не знаем, а ребенок знает. Если бы он умел говорить, то многое бы чего нам рассказал из того, что он успел подглядеть, подслушать (если так можно образно выразиться), когда он находился внутриутробно, в то время как был закрыт от всех, но все были открыты для него. Можно предполагать, что младенец уже знает ту обстановку, в которой живут его родители, что, наверное, он даже привыкает к каким-то определенным запахам, которые находятся в том или ином помещении. А знание о том, что дитя реагирует на то или иное состояние матери, особенно душевное и духовное, мы находим в самой святой из всех книг — в Евангелии. Давайте вспомним, как повествует евангелист Лука о той встрече, которая произошла между Пресвятой Девой Богородицей и Елизаветой: “Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин. И вошла в дом Захариин и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом и сказала: благословенна Ты между женами и благословен Плод чрева Твоего. И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем” ( Лк.1:39-45 ). Вот удивительное выражение: “взыграл младенец радостно во чреве моем”. А что нам известно о таком величайшем светильнике Земли Русской как Сергий Радонежский? Вот что описано в книге “Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца”. Когда преподобный был еще в утробе, мать стояла в церкви. Началась литургия. Пропели Трисвятое, и вот незадолго до чтения Святого Евангелия вдруг среди общей тишины и благоговейного молчания младенец вскрикнул, так что многие, которые находились рядом с нею, обратили внимание. Когда начали петь Херувимскую песнь, младенец вскрикнул еще раз, причем так громко, что голос его был слышен во всей церкви. И, наконец, когда священник возгласил “Вонмем! Святая — святым!”, младенец вскрикнул в третий раз. Смущенная, мать едва не упала от страха. Она начала плакать. Как прореагировали окружающие? Они слышали детский крик, но не видели самого младенца. Они были поражены. Вот так повествует нам Господь через святых о сокровенном состоянии внутриутробного развития ребенка и о духовном влиянии родителей на этом этапе.

http://azbyka.ru/zdorovie/esli-vash-rebe...

" Господь открыл путь на Небо " июня 2016 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в колпинском храме Вознесения Господня В канун праздника Вознесения Господня , 8 июня, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Всенощное бдение в храме Вознесения Господня в Колпине . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Колпинского округа протоиерей Александр Селиванов, настоятель протоиерей Серафим Сологуб с клиром и другие священнослужители. Среди молящихся были вице-губернатор Игорь Дивинский, депутат Заксобрания Елена Киселева, глава администрации Колпинского района Анатолий Повелей, глава колпинского муниципального образования Вадим Иванов. По окончании богослужения правящий архиерей обратился к верующим с архипастырским словом. " Как быстро прошел Великий пост, так же быстро прошли сорок дней после Пасхи. Это время было дано Господом, чтобы еще раз напомнить ученикам, для чего Он приходил на землю, чем они должны заниматься и что впереди их ждет Царствие Божие, - сказал владыка. - Когда ученики видели Спасителя распятым на Кресте, им было страшно. Но когда увидели Его вознесшимся, то возвращались в Иерусалим уже с радостью. Потому что Господь показал им, что Он живой, дал заповедь идти в мир и крестить людей. " Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет " . (Мк.16:16) " . " Господь пришел в мир, чтобы спасти его, - продолжил архипастырь. - В момент Вознесения Господня ангелы явились ученикам и сказали: " Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо " (Деян.1:11). Но у Господа будет уже другая миссия. Он будет судить живых и мертвых " . " Мы готовимся ко второму пришествию, - подчеркнул владыка. - Господь открыл путь на небо. Чтобы туда попасть, нужно вести праведную жизнь. Некоторых Он выбирает к праведной жизни с младенчества, как преподобных Серафима Саровского, Сергия Радонежского. Они с детства были сосудами благодати Божией и готовились к своей миссии. Других Бог призывает в молодости. А некоторых - в конце жизни, обремененных грехами, падениями. Ни для кого небо не закрыто. Последние проходят через покаяние, исправление, очищение и тоже могут сподобиться Царства Небесного " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Действительно, с грехопадением вошли в мир страдания и смерть: тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим. 8, 20, 22) . Однако я не советовал бы Вам идеализировать животных (на самом деле большинство видов вовсе не расположены любить человека, и если говорить о дикой природе, в своей среде они достаточно беспощадны друг к другу) и так резко, даже безжалостно относиться к людям, желая им наказания. Взаимосвязь человека и живой природы так глубока, что только человек может избавить тварь от страдания, исполнив заповеди Божии: И сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим. 8, 21), говорит Апостол. В глобальном смысле это произойдет тогда, когда исполнятся пророчества Апокалипсиса, в новом мире, преображенном Богом. Пророку Исаие было открыто, что на новой земле будут и животные, но тоже в ином, преображенном состоянии, когда они никому не смогут причинить зла: Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь (Ис. 65, 25). Однако примеры восстановленной гармонии между человеком и животными можно видеть и сейчас: и в житиях святых, и даже в жизни наших современников. Вспомните, например, житие преподобного Герасима Иорданского: ему до конца дней служил лев, из лапы которого святой вынул занозу… Особо почитаемые в России преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский даже на многих иконах изображаются с дикими животными с медведями, которые с доверием приближались к ним и брали пищу из рук святых. Удивительно много подобных случаев встречается в воспоминаниях очевидцев о старце Паисии Святогорце, который относился с горячей любовью и к людям, и к твари, и она отвечала ему взаимностью (среди «близких друзей» старца были и птицы, и ящерицы, и змеи, и лягушки). Однако, повторяю, восстановление утраченной гармонии происходит тогда, когда человек исполняет заповеди Божии. А главные из них, как говорит нам Сам Спаситель: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 37-39). Обретение полноты любви к Богу и людям вот к чему нам следует стремиться, чему следует посвятить все силы души. Опыт показывает, что всей жизни человека может не хватить на это…

http://pravoslavie.ru/36838.html

«Дети мои! для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал. 4.19). Евангелие учит, что целью человека является не просто самосовершенствование, как развитие его естественных способностей и природных качеств, но раскрытие в себе истинного Образа Божия, достижение Божьего подобия, того, что святые отцы назвали «об о жением» (греч. Θςοσιζ). Процесс этот труден, по словам Павла, это муки рождения, потому что образ и подобие в нас разделены грехом — образ мы получаем при рождении, а подобия достигаем в течение жизни. Вот почему в русской традиции святых называют «преподобными», то есть достигшими подобия Божия. Этого звания удостаиваются величайшие святые подвижники, такие как Сергий Радонежский или Серафим Саровский. И в то же время это та цель, которая стоит перед каждым христианином. Не случайно св. Василий Великий говорил, что «христианство — это уподобление Богу в той мере, в которой это возможно для природы человеческой».   Процесс «об о жения», духовного преображения человека — христоцентричен, так как основан на уподоблении Христу. Даже следование примеру любого святого замыкается не на нем, а ведет прежде всего — ко Христу. «Подражайте мне, как я Христу»,  — писал апостол Павел (1 Кор. 4.16). Так и любая икона изначально — христоцентрична, кто бы ни был на ней изображен — Сам ли Спаситель, Богородица или кто-либо из святых. Христоцентричны также праздничные иконы. Именно потому, что нам дан единственный истинный Образ и образец для подражания — Иисус Христос, Сын Божий, Воплощенное Слово. Этот образ в нас и должен прославиться и воссиять: «все же мы, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3.18).   Человек расположен на грани двух миров: выше человека — мир божественный, ниже — мир природный, оттого, куда развернуто его зеркало — вверх или вниз, — будет зависеть, чей образ он воспримет. С определенного исторического этапа внимание человека было сосредоточено на твари и поклонение Творцу отошло на второй план. Беда языческого мира и вина культуры Нового времени состоят в том, что люди,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Елена М 24 марта 2013, 14:46 Благодарю всех откликнувшихся на мой комментарий! Опять я ввела вас в грех судить (!) меня, простите Бога ради! А за советы спасибо.Одно Святое Писание (не говоря уже о том количестве толкователей его) очень многогранно и включает в себя столько всего, что можно ввязаться в спор и конца ему не будет, так как у каждой стороны найдется добрая корзина цитат, подтверждающих именно его точку зрения.Поэтому я постараюсь ограничиться только несколькими фразами, которые мне пришли на ум.:Не слишком ли это судить (!) о человеке, которого вы абсолютно не знаете, всего лишь по его нескольким комментариям? Или , может быть, мои комментарии отвращают людей от Святой Троицы и тем самым наносят вред Православию в целом? Так почему же вы так дружно беретесь за осуждение (!) меня? Или, может быть, я для этого самого самая подходящая мишень? Или самая большая грешница из всех посетителей данного сайта? Постарайтесь и вы, многоуважаемые судьи (!) заглянуть в собственную душу, как предлагаете сделать это мне. И Бог вам в помощь. Алексей 24 марта 2013, 13:59 Елене М. " Иногда мне кажется, что люди пытаются мне доказать, что в обязанности " овец " входит обязанность любить " волков " их пожирающих... " Вы вообще-то верующий человек? Читали Евангелие? Не попадались ли вам там слова: “Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного” (Матф.5:43-45). Это не означает, что вы должны позволить грабить вас и убивать. Преподобный Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия на битву с Мамаем и послал с князем на защиту родной земли двух иноков монастыря. Это означает, что вы должны разделять грех и грешника. Вообще в Евангелии грешников назыывают потерявшимися овцами или козлищами. «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей...и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую» (Матф.25:31—33).

http://pravoslavie.ru/60226.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010