Скачать epub pdf 02 февраля 2012 г. В святцах Православной Церкви нередки случаи, когда имя одного подвижника неотделимо от имени другого, – настолько они взаимосвязаны в своих духовных подвигах. Эта особенность в почитании Божиих угодников была отмечена известным русским богословом священником Павлом Флоренским. Он говорит: “Собранность двух или трех во имя Христово, со-вхождение людей в таинственную духовную атмосферу около Христа, приобщение Его благодатной силы претворяет их в новую духовную сущность, делает из двух частицу Тела Христова, живое воплощение Церкви (- Имя Христово есть мистическая Церковь ! -), воцерковляет их” 1 . В другом месте он продолжает: “Мистическое единство двух есть условие bIдehuя и, значит, – явления, дающего это видение Духа Истины. Вместе с подчиненностью твари внутренним законам, данным ей Богом, и полнотою целомудрия, оно соответствует пришествию Царства Божия (- то есть Духа Святого -) и одухотворению всей твари” 2 . Высказывание о двоичности можно встретить в ветхозаветной книге Екклесиаста, или Проповедника: “Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется” ( Еккл 4:9–12 ). Отец Павел указал некоторые духоносные пары: “апп. Петр и Иоанн, апп. Петр и Павел, свв. Косма и Дамиан, свв. Кир и Иоанн, свв. Пантелеимон и Ермолай, свв. Самсон и Диомид (Диомофей), свв. Трифон и Фалалей (Далалей), свв. Муций и Аникита” 3 . Этот перечень можно продолжить именами последующих святых, подвизавшихся в различных местах Православного мира. Близки и дороги всему славянскому миру просветители – равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Из отечественных святых среди тех случаев, когда имя одного неотделимо от другого, можно назвать первых русских угодников: благоверных страстотерпцев сыновей князя Владимира – Бориса и Глеба; родоначальников русского монашества преподобных Антония и Феодосия; Валаамских подвижников Сергия и Германа; Радонежских и всея России чудотворцев преподобных Сергия и Никона; пустынножителей Соловецкого острова Зосимы и Савватия; блаженных Иоанна и Прокопия Устюжских; преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских; Трифона и Прокопия Вятских; Иоанна и Лонгина Яренгских, Вассиана и Иону Пертоминских, Авксентия и Онуфрия Вологодских, Амфилохия и Дионисия Глушицких. В Новгороде известна почитаемая двоица святителей Иоанна и Никиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Следовательно, для народа Божия остается еще субботство. Итак, постараемся войти в покой оный, чтобы кто по примеру древних Израильтян не впал в непокорность ( Евр.4:9 −11). Боже мой! поспеши на помощь мне ( Пс.70:12 ). Это дневные тексты на 15-е ч. марта. Преп. Макарий Египетский в беседе 35-й так рассуждает о древней и новой Субботе: «Душа , удостоившись очиститься от скверных и нечистых помыслов, празднует истинную субботу, и истинный вкушает покой, будучи свободна от всех мрачных дел, возмущающих тишину ее. Истинная суббота – есть истинное упокоение души, очистившейся от помыслов сатанинских и покоящейся во всегдашней радости и веселии Господа. Господь всякого человека призывает к упокоению, глаголя: Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( Мф.9:28 ). Итак, все верные и к Нему приходящие души, Он успокаивает от сих тяжких, трудных и нечистых помыслов. Они же, свободные от всякого нечестия и греха, празднуют Субботу истинную, исполненную утех и святую; препровождают празднество духовное, растворенное неизглаголанною радостью и веселием, и приемлют на себя служение чистое и Богоугодное, словом: они находятся в истинной и святой Субботе. Помолимся ибо и мы Господу Богу, да удостоимся войти в сие упокоение, и освободимся от скверных, нечистых и суетных помышлений, и так возможем служить Богу чистым сердцем и торжествовать праздник Святого Духа. Всем сердцем желаю Вам, достопочтеннейшая госпожа, встретить и праздновать светлое Воскресение Христово в семь блаженном субботствовании, и в победной радости духа о Христе Иисусе Господе нашем, «который предан за грехи наши, и воскрес для оправдания нашего» ( Рим.4:25 ). «Что же сказать на сие? Если Бог за вас, кто против нас? Тот, Который не пощадил Сына Своего, но предал Его за всех нас, как не дарует нам и всего с Ним? Кто может обвинять избранных Божьих? Бог оправдывает их. Кто дерзнет осуждать? Христос Иисус умер, но и воскрес; Он одесную Бога, и ходатайствует за нас» ( Рим.8:31 −34). Сими словами Апостола Павла приветствую Вас, достопочтеннейшая госпожа. А Вы от меня приветствуйте всех в Москве, восприявших участие в деле служения нашего благотворением и общением. И кто бы из них не пожелал просмотреть эти листки, всякой имеет право получить их от Вас на время.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

составитель Терещенко Т. Н. ПОКОЙ Вы скорбите за нахождение в волнениях мира сего и о том, что имеете дела свои не на собственный свой капитал, и когда бы свой был, то были бы покойны. Однако ж сего быть невозможно, чтобы на земле сей, исполненной греховных действий, можно быть совершенно покойным, покой сей доставить может, по учению Господню, только смирение и кротость, ибо Он учит так: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим ( Мф. 11, 29 ), но как мы далеко еще от этого отстоим, а напротив, мятемся в мятежных волнах мира сего, побеждаемся от страстей, а паче от главных: славолюбия, сластолюбия и сребролюбия, – то и не можем иметь покоя, хоть и нельзя не иметь попечения человеку, живущему в мире, о доме, о детях и общественных обязанностях, но все это входит в сердце наше с излишеством и [желанием] подражать миру в житейских положениях, отчего и метался излишне, возвергайте ваше попечение на всесильный Промысл Божий, пекущийся о единой птичке и не попущающий погибнуть единому волосу нашему без воли Его, то это по мере вашей веры доставит вам более успокоения… Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам ( Мф. 6, 33 ) (прп. Лев, 20). Когда не имеете спокойствия, знайте, что не имеете в себе смирения. Это Господь явил следующими словами, которые вместе с тем показывают, где искать спокойствия. Он сказал: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим ( Мф. 11, 29 ) (прп. Лев, 22). Что делать, мы все пока находимся вне смиренного пути, по стремнинам и дебрям, и холмам скитаемся. Видно, еще рано иметь покой, не потрудившись истребить страсти. Но милостив Бог, силен послать Свою помощь к исцелению (прп. Макарий, 20). Когда хочешь получить истинный покой душевный, то послушай Господа, заповедавшего нам: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим ( Мф. 11, 29 ). Видишь, чему более повелевает Господь научиться – смирению и кротости, которые только могут нас успокоить, но наука эта не от одного раза и не в один день или год приобретается, но многим временем, понуждением себя и помощью Божией (прп. Макарий, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

составитель Терещенко Т. Н. СТРАХ БОЖИЙ Враги наши бодры, бессонны, бесплотны, хитры, злы, горды, то паче всего надо от нападения их заключаться в твердыню смирения, недоступную никаким татям и врагам, а пока мы еще далеки от любви и смирения, то нужен и страх Божий, ибо страх Господень отводит от зла ( Притч. 16, 6 ), нужны иногда и поползновения, к познанию своей немощи попущением Божиим бываемые, за возношение тайное и нами неуловимое, а через падения и познаем, что их предварила гордость (прп. Макарий, 20). Знайте же, что поползновения обуздывают нашу самолюбивую часть, показывают нам нашу нищету и худость, только не смущайтесь во оных и не теряйте душевного мира, а принимайтесь за дело покаяния и добродетели. Смущением же вашим враг веселится и, наводя отчаяние, отвращает от добродетелей. Не давайте ему порадоваться вами (прп. Макарий, 20). Прп. Петр Дамаскин пишет, что спасение человека находится между страхом и надеждой, чтобы он не отчаивался и паче меры не обнадеживался. Ежели святым людям повелевает пророк Давид, глаголя: Бойтесь Господа, все святые Его ( Пс. 33, 10 ), то кольми паче людям грешным и неисправным потребно и полезно иметь всегда страх Божий, страшась нарушать заповеди Божии, и прежде всего, относительно суждения и осуждения, которые жизнь христианина обращают в лицемерие, по сказанному в Евангелии: Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза ( Мф. 7, 5 ). Хотя и кажется нам, что мы делаем это по ревности, но такая ревность называется ревностью не по разуму и ревностью буией. Не без причины апостол возражает, глаголя: Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает… Силен Бог восставить его ( Рим. 14, 4 ) (прп. Амвросий, 1). Во всякое время да держимся страха Божия, и страх Божий сохранит нас от всякого зла, тайного и явного, если тотчас же будем прибегать к Богу с покаянием и потом, в свое время, исповедать это и духовному отцу (прп. Амвросий, 3, ч. 2). Страх Божий приобретается еще исполнением заповедей Божиих – и чтобы делать все по совести (прп. Амвросий, 2, ч. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Так преподобный Макарий (Глухарев) выразил ту святую истину, что спасение возможно только в Господе Иисусе Христе. Об этом свидетельствуют и слова Самого Христа, сказанные Им о проповеди Евангелия, которой «кто будет веровать и креститься, спасён будет» а кто не будет веровать, осуждён будет» ( Мк.16:16 ), и слова о том, что «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» ( Ин.3:5 ), и слова апостола Петра, свидетельствующего, что кроме имени Иисуса Христа «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись… и нет ни в ком ином спасения» ( Деян.4:11–12 ). Эту истину подтверждают и официальные церковные постановления. В частности, постановление Иерусалимского собора 1672 года, воспроизведённое в Послании патриархов о православной вере 1723 года, провозглашает: «Веруем, что Свято Крещение, заповеданное Господом и совершаемое во имя Святой Троицы, необходимо. Ибо без него никто не может спастись, как Говорит Господь: «Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие» ( Ин.3:5 )… И Господь, показывая сие, сказал без всякого исключения, просто: «Кто не родится…» то есть, по пришествии Спасителя Христа все, имеющие войти в Царство Небесное, должны возродиться… А не возродившиеся и посему не получившие отпущения в прародительском грехе необходимо подлежат вечному наказанию за сей грех , и следовательно, не спасаются». Более того, чин в неделю Торжества Православия, текст которого был принят Святейшим Синодом в 1764 г., ясно провозглашает: «Непринимающим благодати искупления, проповедуемого Евангелием, как единственного средства к оправданию нашему пред Богом – Анафема!» То есть, официально заявлено церковное осуждение тех, кто не принимает евангельского учения о том, что спастись можно только искупительным подвигом Господа Иисуса Христа. А о том, кто может быть спасён, хорошо говорит другой знаменитый алтайский миссионер святитель Макарий (Невский) : «Несмотря на то, что искупительная жертва принесена Христом-Спасителем за всех людей, плодами её могут пользоваться только те, кто веруют во Христа, принадлежат к созданному Им Телу – единой, святой, соборной и апостольской Церкви, которые вошли в общение со Христом через причащение Его Тела и Крови.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Толкование на Евангелие от Иоанна, XI, 10: «Связывает нас и как бы соединяет с Богом Дух Святой» [Он же. Творения. Кн. 3. М., 2002. С. 746]. 523 См. об этом нашу книгу «La Vie après la mort selon la Tradition orthodoxe». P.: Cerf, 2001.2-е изд. – P.: Cerf, 2008. 524 О том, как Дух Святой открывает загробную жизнь, см.: Кирилл Иерусалимский , свт. Огласительное слово XVI, 16, 20; Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические, 85 («[Энергией Духа Святого] душа чувствует духовные вещи будущего века, превосходящие мысль человека. Эти вещи можно понять только силой Святого Духа»). 535 Ср.: 1Кор. 2:12–13 : Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным. 538 Ср.: Гал. 5:22 ; Авва Аммон, прп. Послания, VII, 2; IX, 4; XII, 1; Василии Великий , свт, О Святом Духе, IX, 23; Макарий Египетский , прп. Духовные беседы, XVIII, 7 (души, которые получили благодать Святого Духа, «бывают обвеселены, как бы на царской вечери, и радуются радостию и весельем неизглаголанным»), 8; Диадох Фотики йский , блж. Подвижническое слово, 33 (когда душа находится под действием Святого Духа, «будучи вся преисполнена приятных чувств от неизреченной оной божественной сладости, она и не может в ту пору помышлять ни о чем другом, а только чувствует себя обрадованной неистошимоею некоей радостию» [Указ. соч. С. 24]), 34; Симеон Новый Богослов , прп. Богословские слова, VII, 52–53 («Дух, подающий радость, веселье»); Гимны, молитва предначальная («Бесконечное блаженство... вечная радость... моя радость, моя бесконечная отрада»); XLVII,15. 539 Ср.: Макарий Египетский , прп. Духовные беседы, IX, 12; Кирилл Александрийский , свт. Тезаурус, XI//PG 75, col. 173d («Мы говорим, что Царствие Небесное есть дар Духа, по слову Христа: Царствие Небесное внутри вас есть [ср. Лк. 17:21 ]»); Диалог о Троице, VII («То, что Матфей называет Царствием Божиим, как раз и есть эта энергия в Духе Святом, которая совершенным образом пребывает в Боге»); Симеон Новый Богослов , прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Ты вкушал прежде веселие жизни с благословением Иисуса Христа, а теперь с Ним же торжествуешь победу ее над смертью, и сие торжество веры прославляя, Апостол Павел восклицает: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа? Жало же смерти грех , а сила греха закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом». Итак, уверен я, что Он же, благословивший радость вашего брака, ныне благословениями и утешениями своими исцеляет, освящает и услаждает слезы твои о друге, которого ты потерял в Нем из виду, на краткое время, чтобы вскоре опять в Нем же найти его, чтобы вскоре увидеться в небесном царствии и никогда уже не разлучаться. Не беспокоит ли тебя иногда мысль, как одному детей воспитать? Но тотчас ты и отвечаешь себе самому – я не один, но со мной Отец мой небесный. Вместо того, чтобы задумываться, действуешь со Христом, по настоящим указаниям Провидения Его, и по крайнему разумению твоему. И как все настоящее предаешь воле Его, так и будущего всего ожидаешь от Его всеблагого и отеческого изволения не только с надеждой, но и с благодарением радостным, потому что мы не можем очи возвести к Нему, Спасителю и Отцу нашему без чувства благодарящего. А сердце благодарящее Господа, уже радуется о Господе, радуется в самых страданиях. Пришли мне имена деток твоих, означив имена каждого сына и каждой дочери. Когда ты взглянешь на детей так сердобольно, как никто уже из человеков не может на них взглянуть, то поспеши взглянуть на Иисуса Христа и скажи: «Господи, прииди и посмотри»!. Также и над могилой друга. И будет легче. Это крест твой. Уведомь также о состоянии Синодального нашего о Господе Отца Василия, 189 незабвенного благотворителя моего, и не забудь означить имена всего семейства его, не исключая дочери, выданной за священника Петербургского. Прости, возлюбленный и сердечно почитаемый мной Отец Федор! Письмо пошлите в Бийск, а отсюда мы получаем все с почты посредством одного священника, доброго и честнейшего. Архимандрит Макарий. 1841 г. Сент. 19 дня. 190

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

1137. Четьи-Минеи, 4 февраля. 1138.  …худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор. 15. 33). 1139. Наставление 9. Издание 1844 года. 1140. Epistola 22 ad Evstochium. 1141. Таким образом тогдашний архиепископ Александрийский Феофил объяснил слова и поступок Преподобного римской знаменитости. Римлянка, услышав объяснение, удовлетворилась и успокоилась. Алфавитный патерик. 1142. Отрывок послания к монахам. Библиотека Галланда. Том 7, с. 242. 1143. 7 наставление монашеское. Том 1. 1144. Суд. 16. 4–21. 1145. Гал. 3. 28. 1146. Быт. 3. 12. 1147.  …потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6. 12). 1148. 1 Пет. 5. 8. 1149. Рим. 8. 38. 1150. Иез. 28. По объяснению преподобного Кассияна Римлянина. 1151. Ис. 14. 13, 14. 1152. Ис. 14. 12, 15; Еф. 6. 12. 1153. Откр. 12. 4. 1154. Преподобный Макарий Великий. Слово 4, гл. 7. 1155. Беседа о духах преподобного Антония Великого. Четьи Минеи, 17 января. 1156.  …ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей (Быт. 3. 14). 1157. Страдание святых мучеников Тимофея и Мавры. Четьи-Минеи, 3 мая. То же можно видеть и во многих других житиях. 1158. Догматическое богословие Православной Кафолической Восточной Церкви, § 106. Также: святой Иоанн Златоуст, Беседа на Деяния Апостольские 26, Деян. 12. 15. Житие преподобного Василия Нового, Четьи-Минеи марта 26 Дня. 1159. Алфавитный патерик. 1160.  Душа моя повержена в прах; оживи меня по слову Твоему (Пс. 118. 25). 1161. Беседа 8 на Послание к Римлянам. 1162. Житие преподобного Макария Великого. Четьи-Минеи, 19 января. 1163. Алфавитный патерик. 1164. Ответ 69. 1165. Мф. 12. 44, 45. 1166. Лествицы Слово 18. 1167. Sancti Cassiani collatio, XXIV, cap. IV. 1168. Патерик Афонский, ч. 1, с. 187. Издание 1860 года. 1169. Алфавитный патерик. 1170. Упомянутые преподобные иноки пребывали в непрестанной молитве, и потому они занимались рукоделием вместе с молитвою — с чтением наизусть псалмов или с поучением, то есть с повторением какой-либо краткой молитвы, преимущественно Иисусовой — вне того времени, которое определено было собственно на молитву или на совершение молитвенного правила. Вставая на молитву, они оставляли рукоделие, как свидетельствует святой Иоанн Лествичник: «Никому не должно при молитве заниматься рукоделием, в особенности же делом (делом здесь названо занятие, отвлекающее к себе внимание инока), этому ясно научил Ангел великого Антония». Слово 19.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Сказав это, отшельник предал Го­споду дух свой. Тогда умные судьи чужой совести нехотя сознались, что они были глупы и что у Господа есть тайные рабы Его, до которых если касается дерзкий язык, жестоко обжигается. Тогда и пример Пелагии, оказавшейся искреннею подвижницею, а не осмеиваемою грешницею, сильно подействовал на многих: подобные ей решились омыть грешную жизнь свою теплым покаянием, оставили мир и вступили в монастырь. Так Пелагия (октябрь 502 г.) не только сама спаслась, но и обратила к Господу примером своим очень многих. Близок Господь ко всем при­зывающим Его, ко всем призывающим Его в истине. Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их ( Пс. 144, 18 ). Если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, пра­ведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира ( 1Ин. 2, 1–2 ). День одиннадцатый. Преставление преподобного Варнавы Родиной преподобного Варнавы был Великий Устюг 880 . Здесь он был иереем и во время набегов черемисских оставил родину. Прибыв на берега реки Ветлуги, поселился он на горе Красной и подвизал­ся здесь уединенно 28 лет. Тогда в окрестности Красной горы, даже в 50 верстах, не было жилья человеческого; пустынник питался травою и редко хлебом; звери дикие не вредили жившему по воле Божией. Когда узнали о нем люди, то стали приходить к нему за наставле­ниями, и он учил страху Божиему. Преподобный Макарий пробыл некоторое время у него для бесед о спасении души, когда в 1439 году проходил на реку Унжу. Блаженный скончался 11 июня 1445 года 881 . По кончине его ученики его и вновь пришедшие иноки построили храм во имя Святой Троицы, а другой над гробом преподобного во имя святителя Николая и составили обитель, которая пользовалась потом уважением 882 . Мощи преподобного Варнавы были свидетельствованы по рас­поряжению патриарха Иоасафа в 1639 году по случаю чудес, совер­шившихся при гробе его. Ветлугские священники Иоанн и Онисифор по совести священнической свидетельствовали, что первый из них тяж­ко страдал глазною болезнью, а по совету иноков обители помолился на гробе преподобного Варнавы и получил зрение; другой там же полу­чил исцеление от болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Отметим, что «... Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» ( Иак. 1:13 ) и делает для нас возможным преодоление искушения, поскольку «... не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» ( 1Кор. 10:13 ). «Ибо Господь всемогущ и крепче всех и во всякое время бывает победителем в смертном теле, когда идет вместе с подвижниками на брань. Если же бывают они побеждены, то явно, что... по своему произволению, неразумием своим обнажили себя от Бога» (преподобный Исаак Сириянин. Цит. по 20: 152). «Поскольку супротивная сила только побуждает, а не принуждает, то и благодать Божия побуждает, по причине свободы и трезвенности естества. Если теперь человек, побуждаемый сатаною, будет делать зло, то не сатана осуждается вместо него, но терпит истязание и наказание сам человек, как по собственной воле подчинившийся пороку. Подобным образом, если человек обратиться к добру и Божия благодать превозможет, то благодать не себе прописывает доброе, но воздает за него человеку и прославляет его: потому что человек сам для себя виновник добра ( такова природа его), и приходящая к нему благодать нимало не связывает его воли принуждающей силою и не делает его неизменным в добре, хотя бы он хотел или не хотел этого. Напротив и присущая в человеке Божия сила дает место свободе, чтобы обнаружилась воля человека, уважает ли или не уважает он душу, согласуется ли или не согласуется с благодатью (Слово о хранении сердца гл. 12)» (преподобный Макарий Египетский . Цит. по 43: 364). «Вступившие в борьбу по внутреннему человеку и испытавшие ее не сомневаются, что враги спасения “непрестанно наветуют нам”, подстрекают ко злу, противоборствуют нашему деланию добра. В этом они имеют некоторую свободу – “им дана власть подстрекать”. Но и человеку дана Богом сила отвергать все их действия и, более того, сокрушать их вредоносную славу или свободно соглашаться с ними» (преподобный Иоанн Кассиан Римлянин . Цит. по 86: 182). «Никто не может быть прельщен дьяволом, кроме того, кто сам пожелает отдать ему согласие своей воли» (преподобный Иоанн Кассиан Римлянин . Цит. по 122: 130). «Дьявол способен предложить, но не способен навязать нам наш выбор… Мы сами выбираем грех» (святой Кирилл Александрийский . Цит. по 122: 131). «… Дьявол не имеет власти над человеком…» (137: 430. См. ответ на вопрос 691). «Господь позволяет диаволу искушать людей потому, что наделил человека оружием победы над ним: “братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекайтесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских”» (150: 47).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010