Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Макарий» найдены статьи: МАКАРИЙ († 1563), архиеп. Новгородский и Псковский (1526-1542), митр. Московский и всея Руси (1542-1563, свт. (пам. 30 дек., 5 окт.- в Соборе Московских святителей) МАКАРИЙ (Невский Михаил Андреевич, при рождении Парвицкий; 1835 - 1926), , митр. Московский и Коломенский (1912-1917), митр. Алтайский (с 1920), выдающийся миссионер, просветитель народов Алтая,, свт. (пам. 16 февр., 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Алтайских святых и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) МАКАРИЙ (Матфей; † после 1481), Глушицкий, 3-й игумен Глушицкого в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)лушицкий, 3-й игумен МАКАРИЙ (1539 (?) - 22.01. 1623 или 1622), прп. (пам. 22 янв. и 22 сент.-в Соборе Тульских святых), Жабынский, основатель (?) и настоятель Макариева Жабынского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужского монастыря МАКАРИЙ (1349 (?) - 25.07.1444 (?)), Желтоводский и Унженский, прп. (пам. 25 июля; 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 7 июня - в Соборе святых Ивановской митрополии, во 2-е воскресенье сент.- в Соборе Нижегородских святых) МАКАРИЙ (XIII-XIV вв.?), прп. (пам. 19 янв., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерский, диакон, в Дальних пещерах почивающий МАКАРИЙ (XIII-XVII вв.?), прп. (пам. 19 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, Постник, в Ближних пещерах почивающий МАКАРИЙ (Мирон; † 28.06.1636), прп. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших), Красногорский

http://pravenc.ru/text/Макарий.html

Преподобный Макарий Великий, Египетский Преподобный Макарий Великий, Египетский , родился в селении Птинапор, в Нижнем Египте. По желанию родителей он вступил в брак, но скоро овдовел. Похоронив жену, Макарий сказал себе: " Внимай, Макарий, и имей заботу о своей душе, ибо и тебе предстоит оставить земную жизнь " . Господь наградил угодника своего долгой жизнью, но память смертная с тех пор постоянно была с ним, понуждая к подвигам молитвы и покаяния. Он стал чаще посещать храм Божий и углубляться в Святое Писание, но не уходил от своих престарелых родителей, исполняя заповедь о почитании родителей. По кончине родителей преподобный Макарий ( " Макарий " - с греч. значит блаженный) роздал оставшееся имение на поминовение родителей и стал усердно молиться, чтобы Господь указал ему наставника на пути спасения. Господь послал ему такого руководителя в лице опытного старца-инока, жившего в пустыне, недалеко от селения. Старец принял юношу с любовью, наставил его в духовной науке бдения, поста и молитвы и научил рукоделию - плетению корзин. Построив отдельную келлию недалеко от своей, старец поместил в ней ученика. Однажды в Птинапор прибыл местный епископ и, узнав о добродетельной жизни преподобного, поставил, против его воли, клириком местной церкви. Однако блаженный Макарий тяготился нарушением безмолвия, и потому он тайно ушел в другое место. Враг спасения начал упорную борьбу с подвижником, стараясь устрашить его, сотрясая келлию и внушая греховные помыслы. Блаженный Макарий отражал нападения беса, ограждаясь молитвой и крестным знамением. Злые люди воздвигли на святого брань, оклеветав в соблазнении девицы из ближнего селения. Его вытащили из келлии, били, издевались над ним. Преподобный Макарий нес искушение с великим смирением. Деньги, вырученные за свои корзины, он безропотно отсылал на прокормление девицы. Невинность блаженного Макария открылась, когда девица, промучившись много дней, никак не могла родить. Тогда она в муках исповедала, что оклеветала отшельника, и указала действительного виновника греха.

http://patriarchia.ru/db/text/909780.htm...

Макарий, святитель, митрополит Московский и всея Руси († 1563; память 30 декабря/12 января и в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых) Святитель Макарий родился в Москве около 1482 года в семье благочестивых родителей и при крещении был наречен Михаилом в честь Архистратига Божия Михаила (память 6/19 сентября и 8/21 ноября). Род его не отличался знатностью, но в нем было много людей духовного сословия. Отец Михаила Леонтий вскоре умер, и мать его, возложив упование о воспитании сына на Бога, постриглась в инокини с именем Евфросиния. Тогда и юный Михаил рассудил оставить сей бренный мир и посвятить себя служению Богу; он удаляется послушником в монастырь преподобного Пафнутия Боровского. Приняв постриг с именем Макарий в честь знаменитого православного святого аскета-пустынника Макария Египетского († 391; память 19 января/1 февраля), будущий святитель начинает свои первые монашеские подвиги. В 1523 году инок Макарий, пройдя все духовные степени – чтеца, иподиакона, диакона и пресвитера, 15 февраля, в воскресенье, в заговенье на Великий пост , был поставлен митрополитом Даниилом в архимандриты в Лужецкий Рождество-Богородицкий монастырь близ города Можайска. Приняв попечение об обители, архимандрит Макарий устанавливает в ней традицию соборного поминовения всей преждепочившей монастырской братии, а в монастырском соборе устраивает придел в честь своего небесного покровителя. 4 марта 1526 года архимандрит Макарий поставляется на самую древнюю архиерейскую кафедру Московской митрополии – архиепископом Великого Новгорода и Пскова. 29 июля 1526 года архиепископ Макарий приехал на свою Новгородскую кафедру, которая находилась без епископа, по словам летописца, 17 лет и 7 недель, и «бысть при сем архиепископе владыке Макарии, во всей архиепископии его, послал Господь Бог милость свою на люди своя, молитвами его, времена тиха и прохладна, и обилие велие изобилованна бысть». Святитель Макарий начинает широкую миссионерскую деятельность среди соседствовавших с Новгородской землей северных народов. Он неоднократно посылает туда священников-миссионеров, в числе которых трудился и преподобный Трифон Печенгский († 1583; память 15/28 декабря), получивший от святителя благословение на проповедь среди язычников, и преподобный Феодорит Кольский († 1571; память в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых), рукоположенный архиепископом Макарием для проповеди лопарям на их родном языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Макарий Коринфский (Нотарас)     Макарий Коринфский (Нотарас)    Святой Макарий (1731-1805), потомок знаменитой византийской семьи Нотарас, родился в Коринфе, был Митрополитом Коринфским – 1765 по 1769 г. Являлся «вдохновителем» движения; не только побуждал св. Никодима писать, но и обеспечивал его материалами для работы. Последние годы жизни провел на острове Хиос, где умер 16 апреля 1805 г. и вскоре стал почитаться святым.   До нашего времени сохранился скит прподобного за стенами города Идры (тело его было перенесено в этот скит), а в городе существует площадь его имени. Могила преподобного находится на острове Хиос, его святая глава находится в Икарийской обители Благовещения, а часть мощей - в Трикалах Коринфских и в Коринфе, подаренные митрополитом Коринфским Пантелеимоном и заключенные в серебряную раку. Святой Макарий родился в 1731 году в Коринфе в знатной семье Нотарасов, давшей грекам на протяжении предыдущих столетий нескольких известных патриархов и государственных деятелей, а также св. Герасима Кефалинийского (1509 - 1579).   На острове этого святого, Кефалинии, Макарий и получил образование. Испытывая тягу к монашеской жизни, Макарий пришел в монастырь Великой Пещеры на Пелопонессе, но из-за противостояния своему выбору родителей не был там принят.   Вернувшись в родной город, занялся изучением Священного Писания и творений Святых Отцов и преподавал в коринфской школе. В 1765 г. он был рукоположен во епископа Коринфа Константинопольским патриархом Самуилом (1764 - 1768). В связи с антитурецким восстанием в 1769 г. на Пелопонессе Макарий был вынужден уехать на остров За-кинфос, а затем на Гидру, где и познакомился с Никодимом. Подавив восстание, турецкие власти распорядились, чтобы на Пелопонесс были направлены новые архиереи. Таким образом Макарий получил возможность всецело посвятить себя аскетической жизни. После непродолжительного пребывания на Хиосе он прибыл на Афон, где и присоединился к коливадам. Характерен следующий эпизод из жизни святого. Когда его пригласили возглавить панихиду на сороковой день после кончины жившего здесь на покое Александрийского патриарха Матфея, он ответил:

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1067

составитель Терещенко Т. Н. СНОВИДЕНИЕ Сну твоему потому только нельзя допустить дать веры, что он тебя смутил; я тебе и так пишу всегда, что смущение твое происходит от козней врага, для чего ж нужно еще сонное подтверждение? Может быть, у врага та метода, дабы, обольстив тебя правильными снами, после ввести в совершенную прелесть. Оставь лучше и не веруй снам, у нас есть Слово Божие и советы – святых отцов учение, а в недоумениях имеешь матушку игуменью, сестру, и я, грешный, по вере твоей, что-нибудь напишу (прп. Макарий, 20). Когда будешь верить снам, то точно немудрено впасть в прелесть. Святые отцы совсем отвергают и велят не верить снам нам, страстным и самомнительным (прп. Макарий, 20). Святые отцы запрещают верить снам, а особенно когда те к отчаянию приводят, явно, что от бесов суть (прп. Макарий, 20). О снах не просите, чтобы видеть то или другое, от этого может быть душевный вред; вера больше видения сделает (прп. Макарий, 20). Сновидениям отнюдь не верь и не обращай на них внимания (прп. Макарий, 20). Верующим не должно иметь предрассудков и снам верить; сны могут быть от врагов, для того чтобы смутить человека будущей случайностью. Без Промысла Божия или попущения ничто не может с нами случиться, то и надо утверждаться верой и с покорностью принимать, что случится, а снам не верить (прп. Макарий, 20). Виденный тобою сон хотя и лестен, но ты не должна увлекаться к обольщению, будто ты того уже достойна, но паче смирением себя сохраняй, недостойной себя вменяя таковых видений, то и не повредишься (прп. Макарий, 20). Снам своим отнюдь не верьте; враг будет ими возмущать вас, когда станете верить; весьма назидательно у Святогорца; прочтите, сколь хитры козни вражии, что даже попущением Божиим в мечтах и крест может явиться, но да сохранит вас Господь от всех сетей его, десных и шуиих (прп. Макарий, 20). Виденный вами сон нельзя отвергать истины ради, а и принимать прелести ради опасно. Оставить его в среднем положении. И хотя бы что казалось в событии сходственным, бояться надо приписывать своему достоинству, а дабы впредь не обольститься подобными видениями; остраствованные 101 наши сердца и умы могут ли быть достойны приятия благодатных откровений (прп. Макарий, 20)?

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Одним из святых, канонизированных на Соборе в связи с 1000-летием Крещения Руси, был выдающийся иерарх Московской Руси – святитель, митрополит Макарий († 1563; память 30 декабря). Это собиратель духовных ценностей на Руси, много потрудившийся в деле прославления русских святых, патриот своего Отечества, дипломат, государственный деятель, писатель, богослов, подвижник. Исследователи отмечают большую духовную близость святителя Макария и преподобного Иосифа Волоцкого († 1515; память 9 сентября). В «Настольной книге священнослужителя» читаем: «Учениками и последователями Преподобного (Иосифа – а. М.) были Митрополиты Московские и всея Руси Даниил († 1539) 1 и Макарий († 1563)». 2 «Кроме основателя монастыря, Пафнутия, на молодого инока имел сильное влияние Иосиф Санин, который пробыл в Пафнутьевом монастыре 17 лет и после смерти Пафнутия был в нем игуменом. Макарий сделался ревностным последователем его учения и всю жизнь оставался таким», 3 – пишет К. Заусцинский. И преподобный Иосиф, и святитель Макарий были пострижениками одного монастыря, основанного преподобным Пафнутием Боровским († 1477; память 1 мая). Правда, будущий Святитель, придя в обитель, не застал уже здесь инока Иосифа, но он мог видеть в монастыре могилу отца преподобного Иосифа. Свидетельств же о том, что два великих святых когда-либо виделись или встречались, у нас нет. Однако их духовные связи очевидны, свидетельством чего служат различные стороны деятельности святителя Макария, начиная с новгородского периода его жизни. В 1534 году архиепископ Великого Новгорода и Пскова Макарий (1526–1542) дарит в монастырь своего пострижения рукопись, содержащую «Просветитель», полемический труд преподобного Иосифа против жидовствующих еретиков. 4 «В 1538 г. по инициативе Макария пострижеником Пафнутиева монастыря Аркадцем была составлена Четья Минея за июль, в которой находился Просветитель Иосифа Волоцкого », – пишет советский исследователь А. Зимин. 5 А еще раньше по благословению Святителя племянник преподобного Иосифа, инок Досифей, будучи в Великом Новгороде, работает над исправлением текста Синайского Патерика, который вошел затем в состав Великих Макарьевских Миней. 6 Анализ содержания рукописных сборников Иосифо-Волоколамского монастыря позволяет говорить о его тесных литературных связях с Новгородской кафедрой времени архиепископа Макария. 7 В своих посланиях святитель Макарий использует творения Иосифа Волоцкого . 8

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Двадцать пятый день. Поучение 2-ое. Преп. Макарий Желтоводский. (Любовь к Богу должна быть выше родственной любви). I. Преподобный Макарий, память коего ныне, был сын благочестивых жителей Нижняго Новгорода. Чувствуя склонность к иноческой жизни, Макарий, будучи еще 12 лет от роду, тайно ушел из дома родителей. Переменив на дороге свою одежду на одежду нищаго, Макарий явился в Печерский монастырь к архимандриту Дионисию и, выдав себя за безродного сироту, просил у него пострижения. Несмотря на юные лета Макария, Дионисий постриг его и взял в свою келлию. Юный инок был послушен каждому в обители, особенно же настоятелю, и подвизался с усердием. Между тем родные Макария сильно скорбели о нем, считая его или растерзанным зверями, или погибшим иным каким-нибудь образом. Но вот через три года отец Макария получил известие о сыне. Пришедши в обитель, он умолял допустить его до свидания с любимым сыном. Макарий не соглашался и говорил, что отец его – Господь, а после него настоятель. Отец слышал голос своего сына за стеною и со слезами говорил: «позволь мне, дорогой мой сын, хоть посмотреть на тебя». Макарий отвечал: «увидимся в будущей жизни». – Протяни мне по крайней мере свою руку», продолжал умолять отец. Макарий, чтобы успокоить плачущего родителя, протянул в окошко руку. Отец прижал ее к сердцу, поцеловал и сказал: «чадо мое милое, спасайся и молись за родивших тебя, чтобы и мы молитвами твоими получили спасение». С этим утешением отец возвратился в свой дом и объявил своей супруге об обретении своего сына; та утешилась мыслью, что сын ее жив и молится за своих родителей. II. Это событие из жизни преп. Макария научает нас, что любовь к Богу должна быть выше родственной любви. Однажды, повествует евангелист Марк, «седяше народ окрест Его (Иисуса Христа) Реша же Ему: се Мати Твоя и братия Твоя и сестры Твоя вне ишут Тебе. И отвеща им глаголя, кто есть Мати Моя или братия Моя?» Нужно ли предостерегать вас, христиане, дабы вы не подумали, будто Господь не вполне чтит Преблагословенную Матерь Свою? Едва ли нужно.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

С.В. Нестеров Преподобный Макарий – продолжатель миссионерских традиций свв. Кирилла и Мефодия И слово мое и проповедь моя не в препретелных 165 человеческия премудрости словесех, но в явлении духа и силы, да вера ваша не в мудрости человечестей, но в силе Божией будет. 1Кор.2:1–5 Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие (и) подражайте вере их. Евр.13:1–8 Кто сотворит (заповеди Божии) и научит (так людей), тот великим наречется в Царстве небесном, – заповедал Спаситель в Нагорной проповеди (см.: Мф.5:19 ). Таким образом, прежде чем учить других Божественным заповедям Христовым, нужно предварительно сотворить их, то есть исполнить. Преподобный Макарий Алтайский сотворил заповеди Божии, и жизнь его является очевидным доказательством того, что благовествование Христово есть сила Божия ко спасению всякому верующему ( Рим.1:16 ). «Свет Христов просвещает всех!» – уходя из этого мира к незаходимому свету Христову, изрек преподобный Макарий. В этих последних словах угодника Божия выражены цель, смысл и содержание его жизни, которую он всю без остатка посвятил усвоению и распространению животворящего света Божественной истины. Апостол Алтая твердо верил, что источник просвещения для всех живущих на земле есть только свет Христов, и что путь к блаженству для всех один – он открыт в словах Спасителя: Покайтесь и веруйте в Евангелие ( Мк.1:15 ). Поэтому преподобный Макарий считал своим долгом, своей непременной обязанностью нести людям, не ведающим Христа или неразумно в Него верующим, Благую Весть, просвещать их светом евангельской истины. Обладая различными духовными дарами и при этом глубоким ведением духовных нужд и потребностей человека, преподобный Макарий умел с удивительной силой воздействовать на людские души, и редкое его слово не отзывалось в сердцах собеседников. Одному только Всевышнему известно, сколько человеческих душ привел он ко Христу, насадив и взрастив в их огрубевших сердцах семена новой жизни. Просвещенный благодатью Святого Духа и опытный в духовной жизни, преподобный Макарий обладал всеми необходимыми для пастыря и миссионера качествами. Он проявил себя и превосходным устроителем, организатором миссионерского дела. В начатом им деле не было ничего случайного или непостояного. Напротив, все до мельчайших деталей было им предусмотрено, рассчитано и выверено – так, что была создана целая система благовестничества на Алтае. Просвещение инородцев совершалось им в духе евангельской кротости и было подлинно апостольским служением.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Скачать epub pdf Выдающимся центром духовной жизни на Руси во второй половине XV века был монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, основанный преподобным Пафнутием Боровским. Здесь полагали начало монашеских подвигов преподобные Давид Серпуховский, Даниил Переяславский, Иосиф и Левкий Волоколамские. Здесь принял в конце XV века монашеский постриг юный Михаил, будущий Всероссийский Митрополит Макарий. Его последующий жизненный путь проходил следующим образом: после длительного пребывания под кровом преподобного Пафнутия – трехлетнее настоятельство в Можайском Лужецком монастыре. В 1526 году митрополит Даниил с Собором русских архиереев хиротонисал его в архиепископа Великого Новгорода и Пскова. С этого времени его имя встречается в летописях, актах, житиях. С 1542 по 1563 год святитель Макарий возглавляет Русскую Церковь 1 . Новгородская кафедра известна своими давними богатыми культурными традициями, которые святитель Макарий активно продолжал и развивал (1 а, с. 75; 16, с. 37–39) . Интересен такой факт. Анализ содержания рукописных сборников Иосифо-Волоколамского монастыря позволяет говорить о его тесных литературных связях с Новгородской кафедрой времен владыки Макария (2, с. 215–216) . Но с другой стороны, и сам архиепископ Макарий поддерживал близкие отношения с обителью преподобного Иосифа Волоцкого . Прежде всего он глубоко чтил основателя монастыря (3, с. 21–22; 4, с. 77) . Они оба были пострижениками одного монастыря. Более того, одним из первых сотрудников Новгородского владыки был племянник преподобного – инок Досифей Топорков. В 1528–1529 годах он работал по благословению святителя Макария над исправлением текста Синайского Патерика (5, с. 34) . В составленном к нему послесловии он писал, что и в нашей Русской земле есть немало подвижников, «но нашим небрежением презираема и писанию не предаваема, еже некая и мы сами свемы» (6, с. 278) . Сказанное имеет прямое отношение к святителю Макарию. Систематизация восточного византийского духовного наследия и разработка русского – определяющие принципы и черты последующей деятельности святителя Макария. Учитывая опыт Новгородского архиепископа Геннадия по собранию Библейских книг, святитель Макарий начинает собирание и систематизацию всего агиографического, гомилетического, святоотеческого духовного наследия Православной Руси. Созданный им сборник носил традиционное название Минеи. Эти Четьи-Минеи святителя Макария сохранились в трех списках: самый ранний называется Софийским, так как был положен в Новгородский Софийский собор в 1541 году 2 , полностью сохранился Успенский комплект Миней, данный в Успенский собор Русской Митрополии, и десять Царских Миней из числа книг, пожалованных царю Иоанну Грозному 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Прп. Макарий Макрис - ученый и исихаст. 25 января   Прп. Макарий Макрис - ученый и исихаст. 25 января   Ученый ватопедский иеромонах, значительный и известный писатель, друг и советчик императора, игумен и возродитель славного монастыря Пантократор, участник соборов, наставник именитых учеников, как называет Макария воспевающий его биограф, на протяжении всей жизни сохранил простоту святогорского монаха, нестяжательство, доброту по отношению к каждому, служение, смирение и подвижничество. Преподобный Макарий родился в 1383 г. в Фессалонике и там же получил блестящее образование, особенно увлекался философией, поэзией, логикой, риторикой и богословием. С юных лет его отличали образованность, ум и добродетельность. По смерти матери, следуя глубокой душевной склонности, он стал монахом в монастыре Ватопед на Святой Горе Афон. Тогда ему было восемнадцать В течение десяти лет его духовным наставником был замечательный старец, прозванный Арменопулом. За эти годы он был пострижен в монашество, рукоположен во диакона, а затем во пресвитера, и с помощью послушания не только обрёл монашеские добродетели, но и овладел многочисленными знаниями, в частности в области геометрии, математики и астрономии. Он был горячим последователем исихазма. В своих боговдохновенных сочинениях он подробно рассказывает о пользе святой исихии и об учении исихастов. Преподобный Макарий быстро возрастал и в человеческой премудрости, и в подвижнических добродетелях, он неоднократно был восхищен ко Господу. Усердно молясь и живя в аскезе смиренно и непрестанно, он удостоился созерцать нетварный Божественный свет, подобно трем апостолам на горе Фавор. И как гласит его житие, лицо святого сияло этой Божественной благодатью. Макарий составил «Похвалу прп. Максиму Кавсокаливиту» [память 13 января] и во всем стремился подражать образу жизни этого Ангела во плоти. По смерти духовного отца (ок. 1410) Макарий стал духовным чадом другого старца святой жизни, Давида Солунского. Благочестивый и образованный, старец Давид общался с императором Мануилом II Палеологом, к которому питал глубокое уважение, вел с ним переписку и посылал свои трактаты о монашеской жизни. Он познакомил с Мануилом и Макария.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2811

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010