Св. Арсений тридцать лет мудро управлял сербской паствой. Скончался в 1266 г. Мощи его почивают в основанном им Пекском храм. Священномученик Кириак был патриархом в Иерусалиме, в IV столетии. Это был тот престарелый еврей Иуда, который указал св. царице Елене место, где был скрыт евреями крест Христов. После обретения креста он крестился и ушел в монастырь, где принял имя Кириака. За свою добродетельную жизнь скоро был возведен в патриарха. Св. Кириак принял мученическую смерть при Отступнике Юлиане. Когда донесли Юлиану о Кириаке, он заставлял святого отречься от Христа и за отказ приказал положить на медный раскаленный стол, лить в уста его расплавленное олово и затем пронзить копьем. Преподобный Иов Почаевский с детских лет имел влечение к иноческой жизни. Придя в возраст, удалился в Угорницкий Спасский монастырь, в Карпатских горах, и скоро сделался известным своей строгой жизнью, так что князь Константин Острожский вызвал его в настоятели устроенной им обители на острове близ города Дубно. По смерти благочестивого князя, сын его Януш поддался влиянию иезуитов и стал преследовать православных, и Иов перенес много скорбей, стоя за православие; но чрез 20 лет управления обителью, принужден был перейти в Почаевский монастырь. Отказавшись от настоятельства здесь, принял схиму и проводил жизнь в строгом посте и постоянной молитве. От продолжительного стояния на молитве сделались у него раны на ногах. Преподобный Иов умер в 1651 г. сам назначив день своей кончины. Скоро Господь прославил Своего угодника чудотворениями, и мощи его были открыты. 29-е число Преподобный Авраамий затворник с малых лет любил чтение священных книг и, придя в возрасте, хотел удалиться в монастырь; но родители настаивали на том, чтобы он женился. Не желая ослушаться родителей, св. Авраамий женился, но чрез неделю после брака тайно ушел из дому и поселился в одной пустынной хижине. Родители скоро нашли его и удивились. «Оставьте меня здесь, – говорил он родителям, – прославляйте Бога, что Он избавил меня суетного мира, и молитесь, чтобы дал мне силы подвизаться для спасения».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Мы тем более считаем себя вправе поступить таким образом, что Преподобный Иов и Иосафат Кунцевич во первых были современники. Первый из них, родившийся около 1551 года, скончался на сотом году жизни, в 1651 г., а второй убит Полочанами сорока трех лет от роду в 1623 г., следовательно как родился, так и умер в течении жизни преподобного, и оба они жили и действовали на Западе России в период самого лютого господства унии и латино-унитского преобладания в Литве и на Волыни, так что, заговоривши об одном, по самой исторической необходимости, нельзя умолчать в тоже время о другом. Во вторых, как Иов, так и Иосафат были земляки как по месту рождения, так и по месту служения своего. Иосафат родился во Владимире-Волынском в 1580 году и здесь проводит первые годы юности своей, когда преподобный Иов состоял уже игуменом ближайшего к г. Владимиру Честно-Крестскаго монастыря в г. Дубне, той же Волынской области, куда переведен был из Угорницкого галицийского монастыря, по просеьбе князя Константина Острожского (около 1582 г.). К тому же и само место рождения преподобного Иова в Покутской области в Галиции не менее родственно Волыни, как и город Владимир-Волынский, место рождения Иосафата. Это та самая область, которая, по первому разделу Польши в 1773 г., отошла к Австрии и в настоящее время составляет так называемый Коломыйский Повет между Днестром и Молдавой. Там и доселе уцелели остатки древнего Угорницкого Преображенского монастыря, что ныне селение Угорники, в котором преподобный принял монашество на 12-м году жизни и где потом возведен был в сан иеромонаха и принял схиму. Кому же неизвестно, что Галиция и Волынь издревле составляли одно, как по народности, так и по вере. Тем более это было во времена Иова, когда Волынь и Галиция были под одной властью Речи Посполитой, и в особенности когда преподобный жил и действовал в монастыре Почаевском, откуда с высот Почаевских Галиция и теперь открывается, как мы уже говорили, даже простому, не вооруженному глазу. Но, что всего для нас важнее, преподобный Иов и Иосафат Кунцевич, будучи современниками и земляками, в тоже время считаются святыми, каждый в своей церкви, вследствие чего дают нам полнейшее основание для сравнения их между собою, тем более, что и посмертная судьба их и само прославление во многом сходствуют между собою, хотя и не с одинаковыми последствиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

По просьбе князя Острожского, преподобный Иов был переведён в находившийся в его владениях Дубенский Монастырь, где стал настоятелем и много писал в защиту Православия. Жажда подвижнического уединенного жития заставила его перейти на Святую гору Почаевскую, но и там его избрали настоятелем. Для молитвенных подвигов преподобный Иов удалился в каменную пещеру: ноги его покрылись ранами так, что обнажились кости. Он был делателем непрестанной молитвы Иисусовой – «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», доводящей подвижника до высоких духовных степеней. В обители преподобный Иов ввёл общежительный устав. Он окружил её оградой с помощью благочестивых помещиков Феодора и Евы Домашевских и воздвиг Свято-Троицкий собор, а потом и ещё шесть меньших храмов. В свободное время преподобный любил заниматься садоводством и развёл в Почаеве прекрасный сад. Преподобный Иов создал Почаевскую типографию и продолжал писать в защиту Православия. Сохранилась одна из его книг под заглавием «Книга Иова Железа, Игумена Почаевскаго, властною его рукою написанная». В 1889 году она была издана под заглавием «Почаевская Пчела». Много скорбей принес преподобному Иову наследник Анны Гойской, лютеранин Фирлей. По смерти Гойской, её имение и Почаевская гора достались ему, ненавистнику Православия. 19 июля 1623 года слуга Григорий Козенский с воинами по приказу Андрея Ферелея ограбили Почаевскую обитель. Была похищена и икона Божией Матери. Андрей, озлобленный против Православной веры, решил надругаться над святыней. Он призвал свою жену, надел на неё священные одежды, дал в руки святой потир, и она при множестве народа решилась хулить Богоматерь. Царица Небесная наказала за это безумную. Ею тотчас овладел злой дух и стал жестоко мучить. Страшное наказание продолжалось до тех пор, пока в 1644 году икону не возвратили в Почаевский монастырь. А земли были возвращены обители судом незадолго до кончины преподобного Иова. В 1620 году он принимал участие в Киевском Соборе, осудившим унию и постановившем твёрдо стоять за Православие. Под постановлением этим есть подпись: «Иоанн Железо, Игумен Почаевский».

http://pravoslavie.ru/122862.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОВ Иов (Смакоуз), еп. Каширский, управляющий Патриаршими приходами в Канаде. Фотография. 2010 г. Иов (Смакоуз), еп. Каширский, управляющий Патриаршими приходами в Канаде. Фотография. 2010 г. (Смакоуз Виктор Федорович; род. 19.02.1964, Почаев Тернопольской обл., Украина), еп. Каширский, викарий Московской епархии, управляющий Патриаршими приходами в Канаде. Из семьи священника. С детства нес различные послушания в приходских храмах, затем в Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской лавре . В 1984-1986 гг. служил в армии. В 1987 г. окончил Ленинградскую ДС, в 1991 г.- Ленинградскую ДА со степенью канд. богословия за соч. «История церковной проповеди в Киевской митрополии в XVII-XVIII столетиях». Учебным комитетом направлен на преподавательскую работу в Киевскую митрополию. 25 авг. 1991 г. рукоположен во диакона целибатом, 27 авг.- во иерея. С 1991 г. преподавал в КДАиС, затем был назначен помощником инспектора и секретарем правления семинарии. С 1992 г. был секретарем Ученого совета КДА. Преподавал патрологию, церковное право и греч. язык, а также нес послушание благочинного академического храма Рождества Богородицы, что в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры в честь Успения Пресвятой Богородицы . В 1995 г. возведен в сан протоиерея. 17 апр. 1997 г. в Киево-Печерской лавре он был пострижен в монашество с именем Иов в честь прп. Иова Почаевского. 13 июня того же года возведен в сан архимандрита. 22 июня 1997 г. в лаврском Трапезном храме преподобных Антония и Феодосия Печерских был хиротонисан во епископа Херсонского и Таврического. С 30 марта 1999 г. управляющий Сумской и Ахтырской епархией. Был ректором Сумского пастырско-богословского ДУ и главным редактором газеты «Православна Сумщина». 24 мая 2005 г. назначен епископом Каширским, викарием Московской епархии, управляющим Патриаршими приходами в Канаде. С 31 марта 2009 по 5 марта 2010 г. временно управлял Патриаршими приходами в США.

http://pravenc.ru/text/578186.html

Иова. И если эти аскетические и агиографические произведения византийской литературы, например житие преп. Иоанна Дамаскина , вдохновляют даже современных наших русских поэтов и композиторов 80 ; то тем более они должны были вдохновить преп. Иова и возбудить к подражанию высоким образцам древнего подвижничества. Преп. Иов удалился от мира на одиннадцатом году своего возраста, подобно тому, как преп. Савва Освященный удалился в монастырь Флавианы на восьмом году своей жизни и Иоанн Лествичник отрекся от мира 15-летним юношей, и оказывал такое же послушание братии, какое гораздо раньше его оказывали Савва Освященный и Иоанн Дамаскин . О преп Савве, когда он в отроческом возрасте жил в монастыре Флавианах, жизнеописатель его Кирилл Скифопольский говорит следующее: «Он (Савва) получил силу свыше и предался воздержанию, поскольку оно обуздывает злые помыслы и прогоняет тяжесть сна. При воздержании он трудился и телесно, ибо помнил слова Давида, который взывал к Богу: виждь смирение мое и труд мой и остави вся грехи моя ( Пс.24:18 ). Почему со всяким смирением и ревностью душу свою очищал постом, а тело изнурял трудом до изнеможения, и имея в упомянутом монастыре Флавианах 60 или 70 сподвижников, всех превзошел смирением, послушанием и благочестивыми трудами» 81 . Точно также и преп. Иов, по сказанию Досифея, живя в Угорницком монастыре, услуживал братии, отличался добрыми нравами, кротостию и глубоким смирением «и бысть инок зело искусен не тако леты, яко добродетельми преукрашен, живый аки ангел посреде братии; зане всем на позор и пользу бяше, день бо от дне в глубочайшая добродетели поступая» 82 . Иеромонах Досифей говорит также, что преп. Иов подражал в своей жизни многострадальному Иову, имя которого он принял в монашестве. «Не именем токмо, – говорить Досиеей, – но и самою вещию многоболезненному оному в ветхом завете Иову блаженнейший отец наш Иов не точию уподобися, но паче реку во всех жития противностех далече превзыйде. Тому бо попущением Божиим скорбь от скорби, болезни от болезней раждахуся; сей же самоизвольне от юности жесточайшаго жития преходяще степени, нещадно томяшеся» от измождения плоти «согнися тело его и даже отъ костей отпадаше» 83 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

На особенно богатые приношения в пользу Почаевской обители во времена преподобного Иова сделаны были супругами «Евою з Бережец 347 и Феодором Гриневич – Домашевскими». В 1649 году Домашевские «обои вместе и нераздельно, будучи на теле и уме добро здоровы, и не будучи ни от кого подговорены, но по доброй воле своей, на сомнительный час живота своего, и сами будучи лет преклонных, а хотячи, дабы с тех (имений), которые были им от Пана Бога даны в распоряжение, дотоле еще в диспозиции их оставались не кому-либо, по имени его (т.е. Божию) святому хвала была воздаваема на вечные времена, записали Почаевскому монастырю 33 тысячи злотых польских, числящихся на разных заставных имениях, заложенных у Домашевских соседними панами, как то: Романом Гойским на местечке Устечку – (2500 злотых), Михайлом Чарторыйским на селе Островку (7 тысяч злотых), и другие и это все с тем, чтобы старший (т.е. игумен) и братия, в том монастыре тогда и на потом будучья и находящиеся, но смерти их обоих тые добра до по сессии своей взявши, пользовались оными аж до отданя, со всеми доходами, какие за что из записов покажутся, под условием только, чтобы получивши тые суммы или которую часть из них, получатели не на свою корысть какую световую (т.е. мирскую) ворочали, но тогда и на потом за отпущение грехов их Пана Бога уставичне (постоянно) просили и набоженство за умерших звыклое (обычное) отправовали, також с тоеж провизии и церковь справовали» (т.е. содержали и т.п.) 348 6 . Другим не менее важным делом преподобного Иова для устроения Почаевской обители было построение нового каменного храма на место прежней деревянной церкви успения Божией Матери. Теперь эта последняя оказывалась совершенно невместительною, особенно от множества богомольцев, начинавших стекаться на поклонение чудотворному образу Почаевской Божией Матери. 349 Преподобный Иов так успел подействовать на благочестивое семейство Домашевских, что оно решилось «собственным коштом» соорудить на горе Почаевской новый каменный храм во имя Пресвятой Троицы. Надобно думать, что, по указанию самого же преподобного Иова новая церковь сооружена была несколько выше Успенской церкви, так что скала с цельбоносной стопою еще тогда вошла в состав самого храма, подобно тому, как и теперь помещается она внутри большего Лаврского Собора во имя Успения Божией матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Ощущение в молитвенной пещерке преподобного Иова такое, будто ты упал в десницу Господа Кто нырял (именно нырял, головой вперед и вниз!) в совсем малюсенькую «печерку», в маленькое отверстие в скале, как кажется, размером чуть ли не с два кулака, никогда не забудет этого. Поначалу ты даже не понимаешь, как туда может проскользнуть взрослый человек. Но пробуешь, и протискиваешься в полный мрак. Дыхание перебивается, грудь сжимается при вползании во тьму, сердце колотится от неизвестности, словно хочет выпрыгнуть. Внутри тебя поддерживает невидимый служитель. Ты нащупал иконку, прикоснулся губами, с трудом собрался с собой и прочитал три молитвы. Ощущение в молитвенной пещерке преподобного Иова такое, будто ты упал в десницу Господа, она сжала тебя, как кусок сыра, выжала все лишнее, и вновь возвращает в реальный мир. Прямое, полное, ясное ощущение, что пребываешь пред Лицем Господним. Кроме молитвы и богомыслия, преподобный занимался и физическим трудом. Он работал в монастырском саду, при его участии были вырыты два пруда вблизи обители, сделаны плотины. В период военных действий Богдана Хмельницкого против Речи Посполитой преподобный Иов давал многим людям убежище в своем монастыре. Известно также, что преподобного избирали своим духовником многие влиятельные люди того времени. Вплоть до 1649 года игуменствовал преподобный Иов, и назначил себе преемника лишь в 98-летнем возрасте, но и после того участвовал в важнейших делах обители. 21 октября 1651 года святой получил откровение о своей близкой кончине. 28 октября он, совершив Божественную Литургию, мирно отошел ко Господу. Преподобный был погребен близ пещеры, где подвизался. Над его могилой часто видели чудесное сияние. Через семь лет после кончины святой Иов трижды явился во сне митрополиту Киевскому Дионисию (Балабану) и известил о том, что пришло время открыть его мощи. Семь лет и 9 месяцев пролежало в земле его тело после погребения. Обретение честных мощей происходило так: 28 августа 1659 года митрополит Дионисий возглавил торжественное обретение нетленных мощей («безо всякого истления, как бы того же часа погребенные, и исполненные недоразуменного благоухания») преподобного, на которых остались заметны даже язвы на ногах после отеков от длительного молитвенного стояния. Житие преподобного Иова почти ничего не сообщает об этих язвах. Но весьма вероятно, что усвоение за преподобным имени Иова в честь праведного Иова Многострадального, которое он носил, будучи в малой схиме, непосредственно связано именно с величайшим терпением преподобным многих болезней, при соблюдении им глубочайшего смирения и столпнического молитвенного стояния.

http://pravoslavie.ru/73487.html

Некоторые из этих книг напечатаны с погрешностями более или менее важными; равно и изображения печатались не все по образцам цензурой одобренным, и, по причине истертых досок, выходили из-под тиска не благовидно. Наряжена комиссия: исправление книг оказалось невозможным, обвинен типограф иеромонах Дорофей; он подвергся взысканию и удален от должности. На его место сперва назначен иеромонах Смарагде, а в 1858 году иеромонах Амфилохий. При иеромонахе Амфилохие типография начала получать большие размеры. Приобретены: скоропечатная машина, четыре ручных станка, 300 пудов букв – славянских и гражданских, – куплены переплетные инструменты, – и принят машинист для смотрения за целостью машины и станков, и для наблюдения за работами, по типографии, с платой ему в год по 200 р. с. с квартирой и отоплением. Печатались: триоди – постная и цветная, учебные псалтыри в ¼ и 12 долю листа, – акафистники, канонники и молитвенники, и сверх того в 1959 году напечатано описание лавры, под руководством самого преосвященного Арсения составленное. Еще желательно было напечатать 3 тысячи экземпляров месячных миней, 3 тыс. экземпляров октоиха и тысячу экземпляров Евангелий, – на каковой предмет в 1859 году резолюцией преосвященнейшего Арсения дозволено типографу иеромонаху Амфилохию закупить бумаги на 42 тысячи рублей серебром. 18. О двух важнейших предметах, предпринятых преосвященнейшим Арсением для Почаевской лавры В последние годы управления Почаевской лаврой, преосвященнейший архиепископ Арсений, как священно-архимандрит оной, возъимел мысль, для большей славы этой обители, совершил два важнейшие дела: соорудить новую, каменную, соответственную великолепию храма колокольню, и установить крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери ход в г. Дубно на Крестовоздвиженский остров, где некогда, за три века пред сим, был православный монастырь, которым управлял лет 20–ть преподобный Иов, до поступления его игуменом обители Почаевской. Начало тому и другому делу положено. На сооружение новой каменной колокольни получен и план высочайше утвержденный.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

717 В тоже время на Гору Почаевскую прибыл человек, которому суждено было вполне достойно устроить преобразуемую обитель на новых основаниях. То был известный уже нам преподобный Иов Игумен Почаевский. В виду изложенного нами выше подробного жития его мы предлагаем своим читателям припомнить здесь все, что сказано в этом житии о Лавре Почаевской. История Лавры и жизнь преподобного связаны одна с другою такими неразрывными узами, что продолжать первую значит повторять другую. Скажем только, на основании вышеизложенного, что Лавра Почаевская при преподобном Иове стала обителью зимечательнейшею во всех отношениях и получила то великое значение, каким она, по справедливости, пользуется и до настоящего времени. По смерти Иова монастырь Почаевский еще более семидесяти лет находился в ведении православных, хотя интриги со стороны латинян и униатов о совращении его в унию начинаются уже за несколько десятилетий до конца XVII века. Не смотря однако на это, во все сие время обитель Почаевская устроилась все более и более, обогащаясь от народных приношений и разного рода закладных имений, получаемых от соседних богатых панов, получавших под залог этих имений необходимые деньги из обители, так что к концу XVII века обитель Почаевская едва-ли была не одним из богатейших и благоустроенных монастырей Западного Края России. Слух об этих богатствах между прочим был причиною того, что в 1675 году, во время так называемой «войны Збаражской», целый отряд татар и Турок под предводительством хана Нурредина осаждал было обитель Почаевскую в течении трех суток (20 – 23 июня), грозя ей совершеннейшим разорением. И таковое последовало бы неизбежно, если бы сама Матерь Божия не заступиласб за свою обитель. По преданию, она явилась вместе с Иовом над обителью и тем заставила врагов бежат, не причинивши ей никакого вреда. Из другихе обстоятельств в истории Почаевского монастыря до совращения его в унию, заслуживающих внимания, можно указать во 1-х, на нападение на Гору Почаевскую Шведских войск во время известной северной войны, стоившее ей потери чуть ли не всего имущества (1705), и во 2-х, посещение Почаевского монастыря Императором Петром Великим вместе с бывшим постриженником этого монастыря, знаменитым Феофаном Прокоповичем , во время Прутского похода, в 1712 году. В 1720 году состоялся известный Латино-униатский Собор Замойский, на котором униатами признана была официально порча богослужебных книг в духе латинства. На этом соборе еще не было настоятеля Почаевского монастыря, потому что тот был еще православным. Но следующий за сим настоятель Почаевский Феодосий Рудницкий уже является униатом, и Лавра Почаевская с того времени формально поступает в ведение латино-унитского Чина, «сиречь Ордена св. Василия Великого ».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

недоумении, чесник Брацлавский разбудил брата и спросил его, по какой это причине он так кричит и устрашается? Или ты не видишь, отвечал Владислав, страшного сего старца с палицею грозящего мне, чтобы я не смел хульно, говорить о святых Божиих. Спасите меня из рук блаженного Иова, Железа. На другой день братья все трое снова прибыли в Лавру Почаевскую и, здесь усердно помолившись над ракой преподобного о прощении грехов своих, клятвенно засвидетельствовали сие событие пред лицом игумена. Спустя двадцать лет после этого тот же бурграф посетил опять Лавру и спрашивал экклесиарха, записано ли в книге жития преподобного чудо, бывшее с братом его, «се бо яко истина есть, прибавил он, жив аз свидетель сему есмь». 402 5 . Таким образом в течении более полу столетия, по открытии мощей своих, преподобный Иов не преставал являть свою благодатную силу во свидетельство своей святости, на пользу православия. Затем не прошло и десять лет, как Лавра Почаевская перешла в руки униатов, а с тем вместе досталась в их ведение и вся Почаевская православная святыня с чудотворною иконою и мощами преподобного Иова (1720). 403 Базилиане Почаевские без труда распорядились святою иконою, потому что тогда вообще было в обычае у католиков и униатов завладевать благодатными православными иконами и обращать оные в мнимо-законные святыни своей церкви. Но что делать с мощами преподобного Иова? Униаты недоумевали тем более, что к этому времени Замойским униатским собором 1720 года ограничено было для униатской церкви почитание святых угодников древне-православной русской церкви повелением под анафемой чествовать из них только святого равноапостольного князя Владимира, блаженную Ольгу, Бориса и Глеба и преподобных Антония и Феодосия Печерских . Между тем блаженный Иов скончался во времена самой унии, в схизме, поборником православия. Вследствие итого, как только базилиане овладели монастырем Почаевскпм, они тотчас закрыли мощи преподобного Иова, и оставили оные за решеткой, прекратив на первых порах даже всякое сообщение с ними, не почитали его память, не возжигали свечей пред мощами и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010