по желанию Великого Князя Димитрия Донского пр. Сергием Радонежским на Стромыни, в 30 верстах на юго-восток от Троицкой Лавры, при речке Дубенке, впадающей в Дубну, – а другой по воле того же князя основан в 1383 г. Преподобным же Сергием, в благодарность Богу за победу над Мамаем, к Северо-Западу в 40 верстах от Лавры Сергиевой, на острове другой речки Дубенки, что ныне на границах Владимирской и Тверской губерний, в Александровском уезде, в пустоше Шавыкиной, принадлежащей помещику Аксакову. – Первым Игуменом этого последнего монастыря был пр. Савва, ученив пр. Сергия, в последствии Игумен Троицкой Лавры, и основатель Сторожевского монастыря близ Звенигорода. Монастырь упразднен в 1763 г. и теперь на месте его, под тенью нескольких вековых сосен, видны следы гряд, высохший прудок, несколько могил обросших травою и две часовни на месте бывшего монастырского храма Успения Б. Матери. (Рассказы из Истории Русской Церкви Гр. М. Толстого , ч. II, глава IV, стр. 102. 476 Преп. Иов Железо, игумен Почаевский, как духовный писатель. Н. И. Петров . Странник 1883 г. М. сентябрь. – Между прочим г. Петров говорит об этом: «судя по возрасту преподобного, он мог быть игуменом Дубенского монастыря в два периода времени, между 1571 – 1582 и между 1592 и 1598 г.» и отдает преимущество последнему периоду. Это не совсем верно. Может быте в последние годы Иов пользовался более самостоятельною властью в обители за отсутствием фиктивного игумена, – но и в прежние годы он был настоящим игуменом, иначе Досифей не имел бы основания говорить, что он правил обителью «вящши два десяти лет». Ведь это свидетельство очевидца, – Глеб и Александр, очевидно, правили монастырем, когда Иов бывал в отсутствии или по своим делам или по делам монастырским. 478 Досиф. житие блаженного Иова Железа в Xiegie cudow стр, 3. А что значила в это время для православных благочестивая жизнь иноков, об этом свидетелествует другой знаменитый современник преподобного Иова, – митрополит Петр Могила (1597 – 1647): «Посмотри», – писал он униату Кассиану Саковичу, «на свою браню униатов, что они делают с монастырями и церквами, которые «наделены были имениями....

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Еще ребенком мы наблюдали, как люди кладут земные поклоны, молясь о “христианской кончине живота нашего.” Нам надо принять решение искать христианской кончины. А если к этому присоединится постоянная благодарность Богу за то, что призвал нас, то это будет то настроение, ради создания которого в людях, приходил Христос на землю. Усекновение главы Иоанна Предтечи ( Мф.14:1-13 ; Мк.6:14-30 ). “И послал отсечь Иоанну голову в темнице.” Боялись сделать это публично, но все-таки убили. Так мало значат гуманные требования гласности и публичности для искоренения зла: они не останавливают воли к злодеянию и последнее осуществляется в иных условиях и форме. Эти требования закона не исправляют совести злодея, и он находит способы насытить свою злобу. Совесть сильнее закона. Обойденный закон не тревожил Ирода, но голос совести не давал ему покоя; перебивая всех толкователей личности Христа, Ирод говорил о Нем: “это Иоанн Креститель от мертвых восстал, и потому чудеса делаются им.” Языческий царь спросил Зоровавеля, что сильнее всего на свете? и последний ответил: “совесть сильнее царей.” Злодей заботится, чтобы скрыть содеянное зло. Ирод его скрыл, но всю жизнь был снедаем совестью. Иоанн Креститель прославился нетлением, а Иродиада, горевшая при жизни в огне страстей, нашла смерть замерзши от холода. Отвратительны не только личные убийцы, но и не противящиеся злу. У них нет преступления, которое им надо, как Ироду, скрывать от закона, но они также не имеют спокойствия от совести, изобличающей их малодушие, и в них всегда чувствуется неуверенность и неспокойствие. Святой Иов Многострадальный и Преподобный Иов Почаевский Преподобный Иов Почаевский, скончавшийся в 1651 году, ста лет от роду, был родом из села Покутья, в Галиции, которое, как и самый Почаев, находилось на территории тогдашней Польши. Он смолоду был усердным поборником Православия против еретической унии с римским католицизмом. Двадцати лет он принял монашество, а тридцати – сан иерея, согласно св. каноном. В Почаеве в подлиннике сохранилось его рукописное послание к русскому Царю Михаилу Феодоровичу от 1626 года, в коем он выражает молитвенное благожелание Православному Государю собрать в пределах своей державы всех православных христиан.

http://azbyka.ru/propovedi/mysli-mitropo...

Молодой Железенко с ранних лет начал обнаруживать стремление к уединенной жизни и другим благочестивым упражнениям, и «хотя и мал был возрастом, – однако всеусиленно горел сердцем уединенно работать Христу во иноческом житии». 461 Вслдствие этого на 10-м году от рождения (около 1560 г.) он оставил семейство свое и «уклонившись от очей любимых родителей – удалился в соседний Угорницкий монастырь и здесь просил игумена «дозволить ему служить братии». 462 2 .«Прозорливый настоятель провидел в нем избранника Божия и в нем имеющую быть Божию силу: «потому, наставив его «духовною беседою», поручил его экклезиарху научить послушанию церковному. Но ревностный отрок не захотел довольствоваться «этим одним послушанием»: напротив того он старался служить всякому из братий, угождая усердно каждому из наименьших монастырских работников» 463 – и этим вскоре заслужил себе такую любовь и расположение, что, по общему согласию всего братства, игумен, «видя его добрые нравы, кротость и глубокое смирение», принял его в число иноков, и на 12-м году его жизни возложил на него ангелеский образ с именем Иова. 464 3 .С того времени преподобный Иов стал «иноком зло искусным», украшенным не столько летами, сколько добродетелью, «живя как ангел Божий посреди братий». Но особенно его добродетельная и благочестивая жизнь была поучительна для иноков обители, «зане всем на позор и пользу бяще». Потому, как блаж. Иов достиг совершеннейшего возраста (вероятно 30 лет около 1581 г.), то по воле настоятеля тотчас же был возведен на степень священства, хотя по смирению своему долго отказывался от этого, «считая себя недостойным сана такового». 465 К этому же времени надобно отнести и пострижение преподобного Иова в схимонаха, потому что, по прямому сказанию Досифея, Иов восприял на себя «серафимский образ еже схима именуется не по многом времени» по рукоположении, «ради невместимой в сердце своем благодати Божией, которою всегда усердно горел безпрестанно славить державу Его». С тем вместе пр. Иов переменил и прежнее свое монашеское имя (Иова), получив при пострижении в схиму первоначальное имя Иоанна, данное ему при крещении, в память святого пророка и предтечи Иоанна, – с каковым именем в последствии он является и в дальнейшей истории (за исключением жизнеописания Досифеева), до самой своей кончины. 466

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

В обители преп. Иов ввел общежительный устав. Обитель он окружил оградой с помощью благочестивых помещиков Феодора и Евы Домашевских и воздвиг Свято-Троицкий собор, а потом и еще шесть меньших церквей. Он создал Почаевскую типографию и продолжал писать в защиту православия. Сохранилась одна из его книг под заглавием «Книга Иова Железа, игумена Почаевскаго, властною его рукою написанная». В 1889 году она была издана под заглавием «Почаевская Пчела». Типография преп. Иова, возобновленная в начале этого века архимандритом Виталием (Максименко), была им вывезена после русской революции за границу и ныне продолжает существовать в Америке, в Свято-Троицком монастыре, обслуживая духовные нужды русской эмиграции. Много скорбей принес преп. Иову наследник Анны Гойской, лютеранин Фирлей. Оп завладел монастырскими землями и даже чудотворной иконой. Но св. икона была возвращена монастырю, после того как жену Фирлея постигло за кощунство над ней Божие наказание, а земли были возвращены судом незадолго до кончины преподобного. В свободное время преп. Иов любил заниматься садоводством и развел в Почаеве прекрасный сад. В 1620 г. он принимал участие в Киевском Соборе, осудившим унию и постановившем твердо стоять за православие. Под постановлением этим есть подпись: «Иоанн Железо, игумен Почаевский». Скончался преп. Иов 28-го октября 1651 года. Мощи его были открыты в 1659 году после трехкратного его явления митрополиту Киевскому Дионисию. Вскоре после этого в обитель приехала на богомолье Ева Домашевская. Ночью она увидела, что в Троицкой церкви сияет свет и услышала пение. Служанка ее, девица Анна, пошла узнать, какое служение совершается, и к своему ужасу увидела, что церковные двери открыты, а посреди церкви, между двумя ангелами, молится в необычайно светлом одеянии преп. Иов. Обратившись к девице, он приказал ей позвать игумена Досифея, в это время безнадежно больного, и дал ей для него плат, омоченный в миро. Больной, получив этот плат, помазался им и получил исцеление. В 1675 г. татары осадили Почаевский монастырь. На третий день осады, во время чтения акафиста, над монастырем явилась Сама Царица Небесная. Татары пробовали пускать стрелы в небесное явление, но стрелы возвращались назад и поражали их самих. Тогда татары бежали.

http://pravicon.com/info-2523

На следующий же год после объявления унии Анна Гойская, ради укрепления Православия, передала хранившуюся у нее чудотворную икону монахам-отшельникам, подвизавшимся на горе, называвшейся Почаевской, и с тех пор святая эта икона стала именоваться Почаевской иконой Божией Матери. Почаевская гора находилась недалеко от Имения Анны Гойской и стала известной давно, еще во времена татарского нашествия в 1240 г. Сама Пресвятая Богородица явилась на ней пастухам, причем в память этого соблаговолила оставить след Своей стопы, так и называющийся — Стопа Пресвятой Богородицы. С тех пор на этой горе стали подвизаться отшельники, на ней нашли убежище и монахи разрушенного Киево-Печерского монастыря. Со времени перенесения на Почаевскую гору чудотворной иконы Божией Матери там основался монастырь. Прп. Иов жил в эти тяжелые времена. Он родился в 1550 г. в Галиции и назывался в миру Иоанн Железо. Десятилетним отроком он поступил в Угорницкий монастырь. В этом раннем возрасте он так преуспел в иноческих подвигах, что двенадцатилетним был уже пострижен в мантию с наречением ему имени Иов, по достижении совершенного возраста — возведен в священнический сан, а в 30 лет удостоен великой схимы, причем ему было возвращено имя Иоанн. Он особенно любил это имя и всегда им подписывался, но к лику святых он был причислен с именем Иов. По просьбе князя острожского прп. Иов был переведен в находившийся в его владениях Дубенский монастырь, где стал настоятелем и много писал в защиту Православия. Однако же жажда подвижнического уединенного жития заставила его перейти на святую гору Почаевскую, но и там его избрали настоятелем. Для молитвенных подвигов он удалился в каменную пещеру; ноги его покрылись ранами так, что обнажились кости. Он был делателем непрестанной молитвы Иисусовой: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного», доводящей подвижника до высоких духовных степеней. Вот что о нем повествует его ученик и сподвижник Досифей, ставший по кончине преподобного его преемником по игуменству. «Однажды, когда молился преподобный в той пещере, вдруг осиял его свет благодати Божией, сиявший по всей церкви в течение двух часов непрестанно. Я же, увидев это, в великом ужасе пал на землю, побежденный таким чудным видением».

http://sedmitza.ru/lib/text/437828/

Преподобные Иов и Амфилохий Почаевские с Почаевской иконой Божией Матери с видом Лавры. Икона. Нач. XXI в. (Почаевская лавра) Преподобные Иов и Амфилохий Почаевские с Почаевской иконой Божией Матери с видом Лавры. Икона. Нач. XXI в. (Почаевская лавра) В 1649 г. владельцы соседних с Почаевом селений Ф. Грицкович-Домашевский и Е. Домашевская передали Почаевскому мон-рю 16,5 тыс. польск. злотых, о чем сохранилась запись в кременецких гродских книгах от 20 мая 1649 г. (Три подлинные завещания дворян Феодора и Евы Домашевских Почаевскому мон-рю от 1649 г., 1659 г. и 1665 г.//Волынские ЕВ. 1895. 17. С. 572-578). По сообщению сб. «Гора Почаевская...», Домашевские построили над отпечатком стопы Божией Матери храм во имя Св. Троицы с приделами Благовещения и св. Феодора. Строительство закончилось не позднее 1650 г., т. к. церковь была освящена по благословению Луцкого еп. Афанасия (Пузыны; 1632-1650). Известны и др. вклады в Почаевский мон-рь в игуменство И.: в 1627 г. Маруша Окорская вложила 10 злотых, в 1630 г. Лаврентий Древинский пожертвовал 10 коп литов. грошей, Екатерина Ледоховская - 100 злотых, в 1631 г. Адам Урсул-Рудецкий - 50 злотых, в 1633 г. Григорий Ледоховский - 150 злотых, в 1635 г. Екатерина Трокевичева - 100 злотых, в 1638 г. Иван Хренницкий - 100 злотых, в 1640 г. Стефан и Анна Ушако-Куликовские - 100 злотых, в 1646 г. Александр Еловицкий - 30 злотых, в 1647 г. Феодора Карачевская - 60 злотых, в 1649 г. Кристина Зободлевская - 100 злотых. Не позднее 1650 г. был заново отстроен скит неподалеку от Почаевского мон-ря, в урочище Скитец (близ совр. с. Борщовка), в скиту возвели ц. в честь Сошествия Св. Духа на апостолов (скит был основан, по преданию, в XIII-XIV вв., часть иноков скита в 1597 перешла в новосозданный Почаевский мон-рь). В кон. XIX - нач. XX в. с именем И. связывали начало книгопечатания в Почаевском мон-ре. По благословению Волынского и Житомирского архиеп. Антония (Храповицкого) в 1903 г. при Почаевской лавре было образовано Типографское братство им.

http://pravenc.ru/text/578150.html

964 Преподобный Иов, оставив родительский дом в самых молодых летах, вступил в Угорницкий монастырь, в Галиции; отсюда перешел в Дубненский Крестовоздвиженский на Волыни, где был игуменом, и наконец в Почаевский. Житие его описано его учеником иеромонахом Досифеем. Изд. в Почаеве 1791 г. Хойнацк. Преп. Иов, игумен почаевский. 1871 г. Н. Петрова, Преп. Иов Железо, в Странн. 1882 г. кн. 9–11. 965 Вестн. Западн. России 1867 г., ч. II, отд. 2, стр. 148. В записях Почаевского монастыря значится, что Николай Потоцкий пожертвовал в 1761 г. 200000 злотых, в 1766 г. 100000 злотых, в 1782–84 гг. 92000 злотых. Он похоронен под соборной церковью, которую построил. Православные, по передаче им Почаевского монастыря в 30-х годах нынешнего столетия, заложили ход в склеп к его гробу (Дело арх. Св. Синода, 1831 г., 973 Присяжная грамота его в А. З. Р., т. IV, Отзыв Древинского у Бант.-Камен. в Истор. изв. об унии, стр. 72. 974 О прежней жизни его известно следующее. Из послушников Киево-печерской лавры он перешел в услужение к александрийскому патриарху Мелетию и находился при нем до самой кончины его. Приняв от преемника его посвящение в пресвитеры, он удалился потом в Святую гору. По возвращении в Южную Россию, Исаак, по приглашению кн. Острожского, был строителем Дерманского монастыря. (Материалы для истории Западно-русской церкви, С. Голубева. Труды Киев. Акад. 1878 г. Июль, стр. 228. Собр соч. Максимовича, т. 1, стр. 387). После того опять удалился на Св. гору. В писанном им в 1614 г. с Афона, от лица молдовлахского митрополита Мардария, послании к Львовскому братству, он называет себя уже бывшим проигуменом дерманским. (А. З. Р. IV, В грамоте Феофана 1620 года, о признании Луцкого братства ставропигиальным, он именуется чернчицким игуменом, протосинкеллом александрийским. Памят. Киев. Ком., т. I, IV. 975 Бант.-Камен. Изв. об унии, стр. 97. О смерти Почаповского от яда, будто бы поднесенного ему православным епископом Пузиной, униатские писатели рассказывают басню, сплетенную клеветой (Haras. Annales Eccl. Ruth. p. 317).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иов Почаевский, прп. - житие Преподобный Иов Почаевский (память 28 августа и 28 октября по старому стилю) После татарского нашествия вся юго-западная Русь, опустошенная и разоренная, почти обезлюдела. Через сто лет ее заняли литовские войска. А когда в конце 15-го века была провозглашена Люблинская уния и Польша с Литвой были соединены, то для коренного русского православного населения наступили тяжкие времена угнетения православной веры. В 1559 г. приехал на Волынь греческий митрополит Неофит и привез с собой чудотворную икону Божией Матери. По внушению свыше он оставил ее в доме благочестивой помещицы Анны Гойской. В 1596 г. над православной верой, по попущению Божьему, разразилось страшное несчастие: дело было в том, что, преследуя православных, польское правительство старалось сделать так, чтобы епископские кафедры замещались лицами не стойкими в православии, и эти епископы согласились признать власть папы на соборе, созванном в Брест-Литовске. Православный обряд сохранялся, но лица, согласившиеся на это соединение, или унию, стали католиками. А народ, оставшийся верным православию и не признававший Брестскую унию, католики стали еще больше теснить и угнетать. Тогда многие стали уходить в степи и заднепровские пороги и там образовали вольное казацкое войско, которое много раз поднимало восстание для защиты православной веры. Другие стали объединяться в церковные братства или же становиться под защиту вельмож, оставшихся верными православию. Самым видным из них был князь Константин Острожский, вокруг которого образовался круг ученых. Он основал в своем городе Остроге духовную академию и типографию, и они много писали в защиту православия. На следующий же год после объявления унии, Анна Гойская, ради укрепления православия, передала хранившуюся у нее чудотворную икону монахам-отшельникам, подвизавшимся на горе, называвшейся Почаевской, и с тех пор святая эта икона стала именоваться Почаевской иконой Божией Матери.

http://pravicon.com/info-2523

310 Житие бл. Иова в Xiga cudow стр. 2. Между прочим, в 74, 75 Волынских губернских ведомостей 1868 года автор статьи: «Дерманские горы, Антоновецкий лес и стожкообразпыя возвышенности кременецких гор», думает видеть остатки Угорницкого монастыря в церкви пр. Троицы в селе Угорске Кременецкого уезда. «В народе носятся толки, пишет он, будто угорскую Троицкую церковь построил преподобный Иов» по словам местного священника (сообщенным автору), народ верит, что вблизи Троицкой церкви есть и пещера или точнее грот, в котором некоторое время проживал преподобный Иов? Увлекшись этими сведениями, и в особенности приникая во внимание созвучие Угорска и Угорницка, почтенный автор заключает, что, «высказанное им мнение можно принять за предположение, заслуживающее внимания» (стр. 299). Но при этом автор забыл справиться, что по прямому сказанию Досифея преподобный Иов не строил угорницкого монастыря, а прибыл в монастырь уже готовый, и что сверх того в помянутом монастыре была церковь не Троицкая, а Преображенская. Кроме того, в Xiga cudow, в песни, составленной во имя преподобный Иова, место пострижения его прямо полагается в монастыре Угорниках, а не Угорске (Житие бл. Иова, стр. 21). И Петр Могила , в завещании своем 1648 года, между общежительными монастырями, не имеющими никаких доходов, помещает монастырь Угорник, а не Угорск (Киевские памятники, 2, отд. 1стр. 168). Не говорим уже о том, что Угорники или Угерники и доселе существуют на Покутьи в Галиции, тогда как на Волыни не сохранилось ни каких исторических данных, которые хоть бы намекали на существование монастыря в Угорске (Сравни для примера Петрова: «краткие сведения о монастырях Волынской епархии в настоящее время не существующих». Волынские епархиальные ведомости, часть неофициальная, 2–8). 311 Житие блаженного Иова по печатному изданию стр. 2 на обороте. Следовательно, некоторые ошибаются, полагая, что преподобный Иов принял схиму уже в Почаевском монастыре после дела с Фирлеями 1642 года» (Русские святые, преосвященный Филарет Черниговский , изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

539 . 12 .Второго мая того же 1641 года преподобный Иов занес такую же жалобу в градские книги кременецкие – чрез посредство инока почаевской обители Филарета Борисковича. 540 Но в тоже время, неполагаясь на одни собственныя силы, «иноки почаевские, совместно с игуменом своим Иоанном, которого сами униаты в этом случае называют особливым почитателем пресвятой Девы», 541 усугубили свои молитвы ко Господу и Его пречистой Матери, прося вразумить святотатца и наставить его к возвращению похищенного. В особенности преподобный Иов молился о святой иконе, которая составляла для монастыря единственную надежду и главное, неоцененное сокровище. – И Господь не умедлил исполнить моление рабов своих. Однажды Фирлей, «от радости дьявольской невидая что более делать» нарядил свою жену в церковные фелоны, и давши ей в руки чашу церковную, начал вместе с нею и со всеми тамо (т. е. в козинском замке) бывшими хулить пресвятую Деву Матерь Божию в иконе почаевской до Козина принесенную». Но лишь только богохульная жена дерзнула таким образом издеваться над святынею, «каки на нее напал лют бес, которым она удручаема была чрез долгое время», пока святая икона не была возвращена на гору Почаевскую. 542 13 .Это было, должно быть, в начале второй половины 1641 года, потому что в своей реляции позву на Андрея Фирлея, от 14 ноября того же 1641 года, преподобный Иов уже говорит только «о взятии при иконе Божией Матери разных богатых вещей из церкви монастыря почаевского», но не указывает на похищение самой иконы, как это видим, в предыдущих протестациях (от 9 марта и 2 мая 1641 года). 543 Ободренный таким видимым благоволением Божиим, прен. Иов еще с большею ревностью занялся процессом возвращения остальных вещей, похищенных Фирлеем. С этою целью он сам не раз «очевисто» являлся в Кременец, посылал туда разных доверенных лиц от своего имени, и наконец добился того, что в 1643 году был назначен настоящий следователь по этому делу (суперарбитр) «по обоюдному соглашению со стороны иноков почаевского монастыря и его милости пана Андрея из Домбровицы Фирлея, каштеляна бельзского», некто Стефан из Стремильча Лащ. Утвержденный в своей должности и записанный в книгах главного трибунала коронного (польского) любельского, Лащ несколько раз назначал сроки для производства следствия; но по болезни изменял оный. Наконец он назначил последний срок, по своем выздоровлении, на 9 марта того же 1643 года, и сам лично произвел дознание «на грунтах монастырских». 544 Как и следовало, дело обители оказалось совершенно правым, и Фирлей декретом, 1643 года мая 5, «данным в Люблине, на консерватах воеводства киевского, 545 и определением трибунального сейма воеводства волынского, от 17 ноября, того же года, «яко несталый и праву посполитому непослушный», был приговорен к удовлетворению обители, с вознаграждением за все убытки, понесенные иноками почаевскими как вследствие потери захваченного имущества, так и на расходы по процессу, и т. п. 546

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010