Из житийных списков известно, что в 1013 г. прп. Антоний Печерский впервые вернулся в Киев со Святой Горы Афон, где несколько лет трудился в духовных подвигах и науке. Побыв немного в Киеве, он опять отправился на Афон, откуда позже снова возвратился в Киев 3 .Следовательно, родоначальник древнерусского монашества и основатель Киево-Печерского монастыря вместе с братией «обители Роса» начинает подвизаться на Святой Горе до 1013 г. Скорее всего, именно они, прп. Антоний и его соотечественники, и составили в 1016 г. братию первого древнерусского монастыря на Афоне, игуменом которого был вышеупомянутый Герасим 4 . По преданию, этим первым древнерусским монастырем на Афоне была Свято-Успенская Богородичная обитель «Ксилургу» (греч.. ξυλουργς – плотник, или древодел) 5 , к 1030 г. имевшая статус Игуменария (акт 1) 6 , а в Императорском указе от 1048 г. именовавшаяся Лаврой (акт 3) 7 . Ныне она является общежительным скитом при Афонском Свято-Пантелеимоновом монастыре. В подражание этой «материнской» обители, по всей видимости, прп. Антонием и был основан на Киевских горах Печерский монастырь, также названный в честь Успения Божией Матери 8 . Создание в Киеве Свято-Успенской обители и строительство величественного Успенского храма, осуществленные с благословения прп. Антония, по всей видимости, были как бы символическими проекциями своего первообраза – Свято-Успенской древнерусской святогорской обители «Ксилургу» и ее соборного храма на Святой Горе Афон, где, по преданию, принимал постриг и духовно возрастал будущий авва и «начальник русского монашества» 9 . Таким образом, преподобный Антоний попытался перенести идею сакрализации пространства и на новообращенную Киевскую землю, создать, так сказать, «русскую икону» Святого Афона как Удела Божией Матери на Руси. Поэтому не случайно именно Киево-Печерский монастырь еще на заре его становления стали называть «Третьим Уделом Божией Матери» и «Русским Афоном». Как писал по этому поводу православный богослов протоиерей Лев Лебедев, «согласно православному учению, образ посредством своего символического подобия первообразу становится обладателем тех же благодатных энергий, что и первообраз, таинственно, но реально содержит в себе присутствие первообраза. Это относится и к образу архитектурному. В нем могут также действовать энергии первообразного... Развитие и воплощение этого представления в зримых архитектурных образах и названиях различных мест – может быть самая поразительная особенность церковно-богословского и народного сознания Руси» 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых) АМФИЛОХИЙ († 1122), еп. Владимиро-Волынский, свт. (10 окт., в Соборе Волынских святых, в Соборе Киево-Печерских преподобных в Дальних пещерах почивающих и в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в. - 1588), еп. Вологодский и Великопермский , свт. (пам. 26 окт., в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ВАСИЛИЙ еп. Рязанский († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ГАВРИИЛ (в схиме (?) Григорий; † 1193), архиеп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕРМАН († 1096), еп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЕФРЕМ († между 1091 и 1101), митр. Переяславский, свт. (пам. 28 янв., во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных Киево-Печерских отцов, 28 сент.) ИГНАТИЙ († ранее 1219), еп. Смоленский, свт. (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ИГНАТИЙ (Брянчанинов Дмитрий Александрович; 1807-1867), еп. Кавказский и Черноморский, аскетический писатель, свт. (пам. 30 апр., в Соборе Брянских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/187648.html

В 1783 году Авраамий был отдан в духовную школу, где по семинарской традиции, за смиренный и тихий характер получил фамилию – Смирницкий. Окончив школу с отличием, он не только стал одним из лучших студентов богословского курса Киевской Духовной Академии, но и явился для всех учащих и учащихся примером истинного благочестия. В августе 1796 года Антоний поступил послушником в Киево-Печерскую Лавру, «желая учиться у тех учителей, которые почивают в пещерах». В ту же ночь перед изумленным иноком предстал сам преподобный Антоний и благословил его на небесное служение, укрепив Святыми Дарами. Сам святитель Антоний так говорил о себе: «Когда я был молод, я долго колебался, поступать ли мне в монахи. Все жаль было мне расстаться с миром. Но когда прочел труд Ефрема Сирина о Страшном Суде – все веселое в мире мне опротивело, и я скорее, бегом-бегом – в монастырь». О желании иночества свидетельствуют многие жизнеописатели архиепископа Антония. Уже студентом он вел строгую подвижническую жизнь, сочетая ее с делами нищелюбия и страннолюбия. Перед учебными занятиями он ежедневно молился за ранней Литургией в Киево-Печерской Лавре, никогда не участвовал в студенческих увеселениях. При этом к выбору своего жизненного пути послушник Авраамий подходил с подлинным духовным рассуждением. Первыми помощниками в этом стали ему святоотеческие труды. Любимыми духовными авторами Авраамия Смирницкого были святые Иоанн Златоуст , Василий Великий , Григорий Богослов , Ефрем Сирин , а из русских – святители Димитрий Ростовский и, тогда еще не прославленный, Тихон Задонский . «Тот много драгоценного не читал, – рассуждал позже преосвященный Антоний, – кто не читал еще Четьи-Минеи. Ибо здесь изящные добродетели являются в светлых образах; здесь блистает в примерах евангельская истина; здесь примеры, к святой жизни приводящие. Из жизни святых мы яснее постигаем невидимый мир, где сияет Солнце Правды Христос Бог наш. Что значат сочинения светских мудрецов пред сими творениями святителя Димитрия? Что есть суетные умствования и баснословные вымыслы пред высокими истинами, наподобие драгоценных камней сияющими в сих святых писаниях? Чтение празднословных сочинений ведет к ошибкам, заблуждениям, к жизни греховной, а чтение житий угодников Божиих все заключает нужное к спасению нашему, к счастью временному и к блаженству вечному».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Smirni...

За богослужением были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов, приумножении любви среди людей, мире и благосостоянии в украинском государстве. По окончании молебна Блаженнейший митрополит Онуфрий обратился к пастве с архипастырским словом. «Сердечно поздравляю всех с Днем Крещения Руси! Сегодня мы чтим память святого равноапостольного князя Владимира, который крестил Русь, который объединил Русь, который просветил всю Русь. Пусть молитвами святого князя Владимира Господь помогает нам быть его достойными потомками, жить в вере так, как он жил, нести мир в свои семьи, нести мир в государство, нести согласие, счастье и любовь! Пусть Господь благословит всех нас! С праздником!» — сказал, в частности, Блаженнейший владыка. Затем Предстоятель Украинской Православной Церкви возглавил многотысячный крестный ход в Успенскую Киево-Печерскую лавру . Верующие прошли по центральным улицам Киева. У поклонного креста на улице Грушевского митрополит Онуфрий вместе с духовенством и мирянами помолился о упокоении душ тех, кто погиб на месте во время трагических событий февраля 2014 года. Прямую трансляцию торжеств осуществлял телеканалы «Интер» и «112». Главными святынями крестного хода стали мощи святого благоверного великого князя Владимира, стопа апостола Андрея Первозванного, мощи восемнадцати святых исповедников: святителя Луки Крымского, преподобного Алексия Карпаторусского, преподобного Лаврентия Черниговского, преподобного Кукши Одесского, священномученика Владимира (Богоявленского), преподобного Амфилохия Почаевского, святого праведного Петра Калнышевского, одиннадцати Святогорских святых, а также чудотворные иконы: Почаевская икона Божией Матери, Зимненская икона Божией Матери, Касперовская икона Божией Матери, Святогорская икона Божией Матери, икона «Успение Богородицы» из Киево-Печерской лавры. После крестного хода в Киево-Печерской лавре состоялся брифинг. «Каждый, кто участвует в крестном ходе, свидетельствует миру и Богу о своей преданности канонической Украинской Православной Церкви. Очень трудно сказать, сколько было точно людей в этом году. Мы видим, что было гораздо больше людей, чем в прошлом году. Поэтому по нашим приблизительным подсчетам — было около 300 000 крестоходцев. Это действительно большое количество людей, что свидетельствует о преданности украинского народа тому выбору, который сделал святой князь Владимир», — сказал управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний .

http://patriarchia.ru/db/text/5478530.ht...

Антоний пришел в Киев и, ища себе здесь места для жительства, обходил монастыри, но не восхотел ни в одном из них остаться. Затем начал ходить по дебрям и горам и пришел на холм, где существовала уже небольшая пещерка (в два сажня), ископанная священником берестовской Петропавловской церкви Иларионом, который уединялся в нее по временам для богомыслия и молитвы. Возлюбив это место, преподобный Антоний поселился на нем и начал со слезами молиться Богу, говоря: “Господи, утверди меня в месте сем, и да будет на нем благословение Святой горы и моего игумена, который меня постриг”. И начал копать пещеру день и ночь, пребывая в трудах, посте, бдении и молитвах. Это было в 1051 г., спустя немного после возведения Илариона на кафедру митрополитскую, которого Антоний постриг в монашество и пещерку которого сам занял и потом распространил своими руками 1193 . Вскоре о подвигах Антония узнали люди и начали приходить к нему и приносить необходимое для жизни, и он прослыл как Великий Антоний. Приходящие просили у него благословения, а некоторые просились к нему и в сожительство. Прежде всех удостоился этой великой чести преподобный Никон. Кто был он, и откуда пришел к Антонию, и в каких летах – неизвестно. Но известно, что он был саном иерей и что преподобный Антоний поручал ему постригать тех, которых впоследствии принимал к себе для пещерных подвигов 1194 . После Никона прибыл к Антонию и другой сподвижник – Феодосии. Чрезвычайно замечательна история этого избранника Божия с самых первых лет его жизни. Родившись в городе Василеве и вскоре переселившись с родителями в Курск, Феодосии, едва начал приходить в сознание и возраст, уже обнаружил в себе самое благочестивое настроение души. Каждый день ходил он в церковь и со всем вниманием слушал Божественные книги, чуждался детских игр, не любил светлых одежд, какие давали ему родители, а облекался в простые и убогие, сам упросил родителей отдать его на учение книжное к одному из городских учителей и вскоре так успел в Божественном Писании, что все чудились премудрости и разуму детища, отличался совершенною скромностию и покорностию не только учителю, но и соученикам своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Местная канонизация Н. совершена при архим. Варлааме (Ясинском) , настоятеле Киево-Печерской лавры в 1684-1690 гг. (впосл. митрополит Киевский), когда был установлен Собор преподобных отцов Дальних пещер. Тогда же, вероятно, была составлена «Служба Собору преподобных отцов Печерских, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают», в к-рой Н. прославляется в 4-м тропаре 5-й песни канона. Общецерковное почитание Н. установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., к-рыми было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. Н.) в общецерковные месяцесловы. При посещении имп. Александром I Павловичем 9 сент. 1816 г. Киево-Печерской лавры ее наместник архим. Антоний (Смирницкий) (впосл. святитель, архиепископ Воронежский и Задонский), сопровождавший государя, обратил его внимание среди прочих святых Дальних пещер, и на Н. Прозвище святого заинтересовало императора: «Там (т. е. в Ближних пещерах) был летописец, отец истории... Некнижный, значит не знал грамоты?» - «Так, Ваше Величество,- отвечал архимандрит Антоний,- он не умел читать. Но слово Божие, вразумляющее человеков, научило его мудрости не земной, но вышней...»». Александр I сказал, обращаясь к сопровождавшему его кн. Волконскому: «Угодник Божий не имел суетного просвещения: но чистое сердце и живую веру. Слушая слово Божие, он исполнял его самим делом. Пламенная молитва растворяла ему небеса и, блаженный, он видел небожителей». Тут Государь, осенивши себя крестным знамением, сделал земной поклон, произнесши: «Преподобный отче Несторе Некнижный! Моли Бога о нас», потом приложился к его руке»» ( Савостьянов Н. Жизнь преосв. Антония, архиеп. Воронежского. СПб., 1852. С. 21-22). В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Святому имеются тропарь и кондак (опубл. в кн.: Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 56-57). День памяти Н., как и мн. др. святым отцам Дальних пещер, был установлен между 1868 и 1875 гг. Первоначально, судя по «Полному христианскому месяцеслову» (К., 1875), это было 28 окт. (см. также: Барсуков). Однако уже к кон. XIX в., как и в наст. время, память Н. чтилась и днем раньше (см.: Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Окт. С. 193), совпадая с днями памяти мч. Нестора Солунского и прп. Нестора Летописца.

http://pravenc.ru/text/2565116.html

Митрополит Киевский Иларион . За два с половиной века наладилось управление Русской Церковью. Киевская митрополия находилась в зависимости от Константинопольского Патриарха, хотя в культурном отношении киевляне больше тянулись к Болгарии, так как главным образом оттуда на Русь поступала тогда церковная книжность, а болгарское духовенство говорило на близком пониманию народа языке. В 1051 г. великий князь Ярослав Мудрый созвал в Киеве собор епископов Руси, среди которых были как греки, так и русские. Киевским митрополитом по настоянию князя впервые был поставлен русский – священник Иларион , которого летописец характеризует как христианского подвижника и замечательного проповедника. Иларион вошел в историю древнерусской литературы как самый яркий церковный писатель киевского периода. Его перу принадлежит выдающееся произведение «Слово о законе и благодати» . После смерти князя Ярослава в 1054 г. Иларион, против поставления которого на митрополию возражали епископы-греки, ушел в Киево-Печерский монастырь и до своей смерти помогал в его устроении. Развитие церковной жизни . После ухода Илариона с Киевской кафедры митрополиты вновь стали присылаться из Константинополя. Независимость от княжеской власти позволяла им сохранять высокий авторитет и быть объединяющим началом в стране. Но иногда митрополиты-греки не выдерживали бесконечных смут и раздоров и возвращались в Византию. Большое значение в жизни Русской Церкви с XI в. приобрели монастыри , которых в следующем столетии по всей Руси насчитывались уже десятки. Самым знаменитым из них стал основанный в Киеве Печерский монастырь , впоследствии знаменитая Киево-Печерская Лавра . Начало ему положил преподобный Антоний (ум. 1073). Сам он иноческий постриг принял на Афоне, где и подвизался некоторое время в одном из монастырей. Однако игумен этого монастыря сказал ему: – Иди опять на Русь, и да будет на тебе благословение Святой Горы, потому что от тебя произойдут многие черноризцы. Антоний пришел в Киев. Но, обойдя там все монастыри, нигде не нашел такой строгой монашеской жизни, к какой привык на Афоне. Тогда он поселился в пещере на берегу Днепра (отсюда происходит и название будущего монастыря– Печерский). Было это в 1051 году. Вскоре весть о замечательном подвижнике разнеслась по Киеву, и те, кто искал иноческой жизни, стали к нему приходить. Первым среди них был священник Никон, который потом и стал постригать всех, кого преп. Антоний принимал в свою обитель. Затем пришел Феодосий, ставший впоследствии вторым ее игуменом. О нем ниже будет особый рассказ.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

3 мая Киево-Печерская «Успение» История этой иконы переносит нас в древние годы, когда пышно расцветала в Киевской Руси весна православия, когда преподобные отцы русского монашества Антоний и Феодосий киево-печерские собирали в темных пещерах благоговейную рать иноков, а Богоматерь, избравшая их монастырь, как Свою земную обитель, великими и несказанными чудесами свидетельствовала о Своем благоволении к этому великому и чудному месту и, утвердив духовно обитель, пожелала воздвигнуть в нем Себе дивный храм. Храм этот был проречен. Варяжский князь Шимон, пришедший на службу к благоверному князю Ярославу, избавленный силой Богоматери от смерти на поле сражения, рассказывал Антонию и Феодосию, что Христос приказал ему отнести в их обитель и повесить над жертвенником драгоценный венец и пояс, украшавшие раньше распятие, устроенное отцом Шимона. В бурю на море последовало Шимону чудесное явление дивной церкви и послышался голос, что «это — образ церкви, созидаемой преподобными во имя Богоматери, и что церковь эта будет иметь 20 поясов в ширину, 30 в длину и 50 в вышину». Через несколько лет, найдя в Киеве преподобного Антония, Шимон передал им золотой пояс, говоря: «Вот мера основания будущей церкви». Вместе с тем он вручил и венец, прося повесить его над будущим святым жертвенником. Преподобный Антоний передал эти предметы преподобному Феодосию, предсказав ему, что он будет строить церковь. Много жертвовал Шимон, в иночестве Симон, на построение церкви и впоследствии часто посещал ее. В 1075 году пришли из Царьграда четыре очень богатых, искусных церковных зодчих в монастырь к преподобным Антонию и Феодосию Печерским и сказали: — Где хотите начать строить церковь? Преподобные отвечали: — Там, где укажет место Господь. — Чудная вещь, — заметили тогда мастера, — вы предузнали время своей смерти, дали нам столько денег, столько золота на работу, а не избрали еще места для церкви. Слыша такие непонятные для них речи, преподобные Антоний и Феодосий созвали всю братию и при ней спросили пришельцев:

http://sedmitza.ru/lib/text/440293/

В царствование Ярослава сына Владимира «вера христианская плодилась и расширялась», говорит Нестор, – при нем основаны монастыри и умножились черноризцы, которых он любил до излиха 3 . В последние годы своей жизни уже после сооружения Киевского Софийского собора, Ярослав, как ревностный продолжатель деяний своего отца, – создал сам два монастыря в Киеве: один мужской во имя своего Ангела Георгия, другой женский во имя Ангела своей супруги Ирины 4 . И не в одном только стольном граде Киеве возникали Св. иноческие обители, но и в прочих пределах Русских много тогда основывалось монастырей, из них многие построены были князьями – благочестивыми потомками св. Кн. Владимира, – с честью правившими Русью. С тех пор православное монашество существует уже в России около тысячи лет; ибо Св. иноки примером своей благочестивой жизни, лучше всякого устного назидательного слова являли собою силу Евангелия и всегда благотворно влияли на не утвердившееся еще христианское общество. А потому и самые монастыри охотно созидались и благо украшались усердием русского народа, всегда питавшего к ним глубокое уважение, чем объясняется и прочность их в земле русской. Но главнее всех других возникших в первое столетие обителей в России почитается Киево-Печерская Лавра, чудесно основанная в 1051 г. преподобным Антонием и Феодосием в честь Успения Пресвятой Богородицы 5 . Начальником же Русского монашества по справедливости считается преподобный Антоний Печерский, уроженец местечка Любеч, Черниговской губернии, в миру Антипа. Он в 983 г. положил начало своей иноческой жизни на Афонской горе в Эсфигменской прибрежной пещере и духовным старцем его был Феоктист, игумен Эсфигменской обители, доныне красующейся на Афоне. Вернувшись в 1013 г. из Греции, Антоний, напутствованный благословением своего игумена, который, при расставании, пророчески сказал ему: «Иди опять в Россию, и да будет на тебе благословение святой горы, ибо от тебя имеют произойти многие черноризцы»,– поселился в одной из Киевских пещер, близ места, где ныне Киево-Печерская Лавра. Святая жизнь сего подвижника привлекала к нему многих любителей благочестия. Он окружен был истинными любителями монашеского безмолвия и подражателями его святых подвигов, и ветхая пещера его, таким образом, вскоре сделалась знаменитою лаврою, с многочисленным сонмом иноков, прославивших себя не одними делами благочестия, но и вообще благотворною деятельностью для церкви и государства Русского.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

…После средней школы юноша окончил биологический и медицинский факультеты Сорбонны. В 1931 году он был посвящен в стихарь для служения в храме Трехсвятительского подворья, единственного тогда храма Московского Патриархата в Париже, и с этих ранних лет неизменно хранил каноническую верность Патриаршей Церкви. 10 сентября 1939 г., перед уходом на фронт хирургом французской армии молодой врач тайно принес монашеские обеты; в мантию с именем Антоний (в честь преподобного Антония Киево-Печерского) был пострижен 16 апреля 1943 г., под Лазареву субботу; постриг совершал настоятель Подворья и духовник постригаемого архимандрит Афанасий (Нечаев). Во время немецкой оккупации — врач в антифашистском подполье, после войны продолжал медицинскую практику до 1948 года, когда митрополит Серафим (Лукьянов, тогда Экзарх Московского Патриарха) призвал его к священству, рукоположил (27 октября во иеродиакона, 14 ноября во иеромонаха) и направил на пастырское служение в Англию, духовным руководителем Православно-англиканского Содружества святого мученика Албания и преподобного Сергия, в связи с чем иеромонах Антоний переселился в Лондон. С 1 сентября 1950 г. — настоятель храмов святого апостола Филиппа и преподобного Сергия в Лондоне; храм святого апостола Филиппа, предоставленный приходу Англиканской церковью, со временем был заменен храмом во имя Успения Божией Матери и Всех Святых, настоятелем которого отец Антоний стал 16 декабря 1956 года. В январе 1953 г. был удостоен сана игумена, к Пасхе 1956 г. — архимандрита. 30 ноября 1957 г. был хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Экзарха Патриарха Московского и всея Руси в Западной Европе; хиротонию совершили в Лондонском соборе тогдашний Экзарх, архиепископ Клишийский Николай (Ерёмин), и епископ Апамейский Иаков, викарий Экзарха Вселенского Патриарха в Западной Европе. В октябре 1962 г. назначен на вновь образованную на Британских островах в рамках Западноевропейского Экзархата Сурожскую епархию с возведением в сан архиепископа. С января 1963 г, по уходе на покой митрополита Николая (Ерёмина), назначен исполняющим обязанности Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе. В мае 1963 г. награжден правом ношения креста на клобуке. 27 января 1966 г. возведен в сан митрополита и утвержден в должности Экзарха Западной Европы; это служение нес до весны 1974 года, когда было удовлетворено его прошение об освобождении от обязанностей Экзарха ради трудов по устроению епархиальной жизни и пастырскому окормлению непрестанно умножающейся паствы.

http://pravmir.ru/mitropolit-antoniy-sur...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010