АЛЕКСАНДР СПАССКИЙ, МОСКОВСКИЙ († после 1427), 3-й игум. Андроникова мон-ря, прп. (пам. 13 июня, 6 июля в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСИЙ ЗАТВОРНИК Киево-Печерский, прп., в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 апр., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, в неделю 2-ю Великого поста – в Соборе святых, в Малой России просиявших) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) АРЕФА ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) АРСЕНИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ (кон. XIII-XV в.?), преподобный Киево-Печерский (пам. 8 мая, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/rubrics/127165.html

Изображение О., соответствующее канонам визант. и дренерус. живописи, в XX в. вошло в масштабную соборную композицию «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанную мон. Иулианией (Соколовой) под рук. свт. Афанасия (Сахарова) в 30-50-х гг. XX в. (иконы из ТСЛ, СДМ),- в группе чудотворцев Ближних пещер. Его образ представлен и на восходящих к этой композиции иконах кон. XX - нач. XXI в. Образ святого вошел и в лицевые святцы рус. святых (1959-1962, частное собрание), созданные также мон. Иулианией по просьбе свт. Афанасия (Сахарова): О. показан со средней длины окладистой бородой, в куколе, лицо аскетичное, со впалыми щеками. Лит.: Иркутские иконы: Кат./ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. 378. С. 187; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117. Э. В. Ш. Рубрики: Ключевые слова: АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), целебник, прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ИСАИЯ (XI-XII вв.), прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 15 мая, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих и в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/2578417.html

В 1108 г. был канонизирован преподобный Феодосий Печерский, в 1133 г. преподобный Антоний. В 1643 г. святитель Петр (Могила), митрополит Киевский, канонизировал 69 Печерских подвижников. С 1592 г. по 1688 г. монастырь являлся ставропигией Константинопольского Патриархата ; с 1688 г. монастырь получил статус лавры и перешел в подчинение Патриарха Московского; в 1786 г. Лавра была подчинена Киевскому митрополиту, который стал ее священноархимандритом. В 1930 г. Киево-Печерская лавра была закрыта. Монастырь возобновил свою деятельность в 1941 г., после оккупации немцами Киева. Вторично был закрыт в 1961 г. В 1988 г. обитель была открыта для верующих в качестве действующего монастыря Украинской Православной Церкви , Церкви были переданы Дальние пещеры и наземные сооружения, была возоблена работа Киевской духовной семинарии . В 1990 г. обители были переданы Ближние пещеры. В том же году решением XIV сессии ЮНЕСКО Киево-Печерская лавра была внесена в Список памятников Всемирного наследия. 28 декабря 2022 г. Министерство культуры и информационной политики Украины выпустило сообщение, что Украинской Православной Церкви отказано в продлении договора аренды Успенского собора и Трапезной церкви — храмов Верхней лавры, находящейся в ведении Национального заповедника «Киево-Печерская лавра». 20 марта 2023 г. от руководства национального заповедника «Киево-Печерская лавра» в адрес монастыря поступило письмо с уведомлением о том, что отныне доступ к Ближним и Дальним пещерам музеем будет прекращен из-за работы комиссии, которая будет определять уровень сохранности «культурных ценностей» (именно так представители Минкульта и заповедника называют мощи преподобных и другие святыни). Верующим Украинской Православной Церкви также запретили молиться в трех храмах Киево-Печерской лавры: Крестовоздвиженском, Анно-Зачатьевском и в честь Собора всех преподобных отцев Киево-Печерских. Утром 22 марта Дальние пещеры монастыря были закрыты для верующих. Члены комиссии в присутствии представителей Лавры осматривали мощи Киево-Печерских святых и раки, в которых они покоятся. В тот же день, как сообщил блюститель Дальних пещер архимандрит Дамиан (Радзиховский), комиссия завершила работу и доступ паломников в Дальние и Ближние пещеры был возобновлен .

http://patriarchia.ru/en/db/text/5196927...

Над ракой со св. мощами О. в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры находится единоличный образ святого, написанный в 40-х гг. XIX в. (с поновления кон. ХХ в.) в лаврской иконописной мастерской под рук. иером. Иринарха . Преподобный представлен по пояс, в развороте вправо, на нем ряса и мантия, голова не покрыта, пряди слегка вьющихся каштановых волос лежат на плечах, в небольшой окладистой бороде видна проседь; левая рука приложена к груди, правой, на кисти к-рой четки, прижимает к себе закрытую книгу, с заложенным между страницами указательным пальцем. В монументальной живописи изображение О. помещено в группу святых XII в. в росписи иеродиаконов Паисия и Анатолия (кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010) в галерее рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского, в Почаевской Успенской лавре. Изображение О. имеется в масштабной соборной композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой) под рук. свт. Афанасия (Сахарова) в 30-50-х гг. XX в. (иконы из ТСЛ, СДМ; в т. ч. на иконах кон. XX - нач. XXI в., восходящих к этой композиции) - в группе чудотворцев Ближних пещер ( Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239). Э. В. Ш. Рубрики: Ключевые слова: АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), целебник, прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/2578445.html

Облик О. описан в Строгановском толковом иконописном подлиннике кон. XVIII в. (среди 130 Киево-Печерских преподобных; все без указания дней памяти): «Сед, брада Феодосиева (прп. Феодосия Киево-Печерского,- Авт.), на главе клобук черн, риза преподобническая дичь, испод празелень, руки у сердца, наперекрест, правую на левую наложил» (БАН. Строг. 66. Л. 313, «правая страна», 36-й; то же в т. н. Клинцовском подлиннике - РНБ. Тит. 4765, кон. XVIII в.; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. 383. С. 188-189). Данное описание является одним из ранних известных примеров фиксации в иконописном подлиннике «соборной» иконографии Киево-Печерских чудотворцев, сложение которой происходило в 80-е гг. XVII в. на фоне установления в этот период почитания Собора всех Киево-Печерских преподобных отцов. По замечанию Д. А. Ровинского, первые гравюры с композицией «Собор Киево-Печерских святых» датируются кон. XVII в. и 1-й пол. XVIII в. ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 623. 1506; 1507). Вне зависимости от техники исполнения (эстампы, иконы, эмалевые образки) в изображениях композиции «Собор Киево-Печерских святых», следующих традиц. схеме, образ О. узнается по ряду признаков - основным является устойчивое место в композиции: преподобный находится в левой группе святых, почивающих в Ближних пещерах, к-рую возглавляет прп. Антоний Печерский, в 11-м снизу ряду, вторым в «пятерице» преподобных, за прп. Нектарием Послушливым (Послушником) и перед преподобными Паисием Пустынником, Спиридоном Чудотворцем и Прохором Лободником; как и все святые этой «пятерицы», обращен в 3/4-ном повороте вправо, к центру. О. представлен обычно оплечно (или оглавно, часть лика может быть скрыта нимбом святого из нижерасположенного ряда), на голове - куколь (или клобук); средовеком (реже седовласым старцем), с незначительной проседью в темных волосах, с бородой средней длины; в нимбе при имени надпись «Молчальник». К традиц. варианту иконографии относятся гравюры (напр., 1756 г. Василия Белецкого (РГБ); сер. XVIII в. Мартина Нехорошевского (Там же. С. 621. 1509); 1771 (1774) г. Иоанна Кончаковского (Там же. 1510) и мн. др. (Там же. С. 621. 1505. С. 623. 1511-1518; Кн. 4. С. 761. 1505 а; С. 761-763. 1517)); иконы (напр., из Киево-Печерской лавры, 2-я пол. XVIII в., НКПИКЗ (Православная икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117); посл. трети XVIII в. (1771 г.?), ИОХМ (Иркутские иконы: Кат./ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28); из мастерской Киево-Печерской лавры, 1-й трети XIX в., КБМЗ, и сер. XIX в., Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове; иконописца из посада Клинцы Суражского у. Черниговской губ. (ныне город в Брянской обл.), 2-я пол. XIX в., собрание Ф. Р. Комарова, и мн. др.); литографии (напр., 1893 г., ГЛМ; хромолитография кон. XIX - нач. XX в., Почаевская Успенская лавра) и мн. др.).

http://pravenc.ru/text/2578445.html

Само имя Антон, Антоний — древнее. Кто-то говорит о его греческом происхождении от глагола «αντεω», «ανταω», что значит состязаться или вступать в бой. Кто-то находит связь с существительным «νθος» - цветок. Но куда более реалистичной выглядит версия о латинском происхождении имени Антон. Не случайно же по сей день в списке самых популярных итальянских имен - Антонио - занимает второе место. Антоний (Antonius) являлось древним родовым именем, когноменом. Так же оно имело женский вариант —Антония. Традиция называть детей в честь святых укрепила позиции имени Антоний. Ведь самым известным святым, которого почитают все ветви христианской церкви, был именно Антоний Великий (251 –356 г.н.э). Тот самый, который более семидесяти лет прожил уединенно, предаваясь посту и молитве в пустынных местностях, который организовал жизнь монахов отшельников и лично выступил против арианской ереси. При императоре Юстиниане в конце VI века мощи святого Антония были перенесены в Александрию, а в VII веке - в Константинополь, где хранились вплоть до 980 года. Вполне очевидно, что имя Антоний пришло на Русь вместе с христианизацией и было известно уже в X веке. Труднопроизносимые и заимствованные слова в языке имеют свойство видоизмениться и упрощаться. Именно так происходило и с именами, имевшими безударный суффикс. Его попросту отсекали. Так из Антония получился Антон. Другое дело, что и имя Антоний сохранилось. Оно осталось в употреблении в церковной среде. Самым известным носителем этого имени в нашей стране был «начальник всех русских монахов», основатель центра русского монашества и просвещения Киево-Печерской Лавры, преподобный Антоний Печерский. День его памяти Русская Православная Церковь чтит трижды в году 23 июля, 15 сентября и 11 октября в соборе преподобных отцов Киево-Печерскойы Лавры. Преподобный Антоний Печерский В миру святого Антония звали Антипа. Он родился на Черниговщине, в городе Любеч в 983 году. Чуть повзрослев, он отправился в далекое и опасное путешествие в Константинополь.

http://foma.ru/imya-antoniy-personazh-mu...

При этом появление монашества на Руси традиционно связывают с именем преподобного Антония Печерского (983-1073 гг.), отмечая и тот факт, что сохранившееся исторические сведения о прп. Антонии весьма противоречивы. По сей день спорным является вопрос о количестве хождений прп. Антония на Святую Гору Афон. Так в Древнем Патерике говорится только об одном посещении Афона и возвращении преподобного в Киев в 1051 году. Существуют иные мнения, согласно которым прп. Антоний совершил первое путешествие на Афон в совсем юном возрасте, около 1000-го года, и через некоторое время возвратился на Русь (некоторые источники указывают дату 1013 г.). Сведения о втором посещении Афона появляются только во 2-ой редакции Патерика, составленного монахом Киево-Печерского монастыря Кассианом в 1462 году . Согласно его хронике, второе хождение прп. Антония на Афон произошло после смерти князя Владимира в 1015 году и начала междоусобицы. С этого времени он подвизался до окончательного возвращения в Киев (по одним данным это произошло после 1030 г., по другим – после 1051-го). Это мнение поддерживал известный церковный историк и библиограф митрополит Киевский Евгений (Болховитинов) в своей знаменитой работе «Описание Киево-Печерской Лавры» .   Согласно второй версии, 1016-ый год стал началом русского монашества на Афоне, так как именно монахи пришедшие вместе с прп. Антонием основали первый русский монастырь в Уделе Богородицы. Некоторые исследователи предполагают, что это был Свято-Успенский Богородичный монастырь Ксилургу, в котором принял монашеский постриг преподобный Антоний Печерский . Есть и другая версия, более позднего происхождения (XVIII-XIX вв.), согласно которой Антоний принял монашество в Великой Лавре Святого Афанасия или монастыре Эсфигмен . По благословению старцев преподобный Антоний воспринял афонский устав и принес его на Русь, основал по афонскому образцу Киево-Печерский монастырь, положив начало русскому монашеству . Таким образомПечерская обитель была основана на высоких идеалах подвижнической жизни Православного Востока . Печерский монастырь со временем стал духовным цветником и первообразом всех русских монастырей. «Молитвы, труды и подвиги преподобного Антония и его ученика преподобного Феодосия стали тем мощным фундаментом, на котором выросло и укрепилось монашество Киевской Руси» . Новообразованные обители Руси полагали свой уклад жизни по образцу Печерского монастыря. Основателями таких обителей в большинстве своем были учениками преподобных Антония и Феодосия.

http://bogoslov.ru/article/4722495

ОНИСИФОР (2-я пол. XI в.- 1-я пол. XII в.), прп. (пам. 9 нояб., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Киево-Печерский, иером., исповедник ОНУФРИЙ (XIII-XIV вв.?), прп. (пам. 21 июля, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, Молчаливый ОНУФРИЙ († 12 июня 1492 (?)), прп. (ам. 12 июня и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), Мальский, Псковский, основатель Онуфриева Мальского в честь Рождества Христова мужского монастыря ОНУФРИЙ (XV в. (?)), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Соловецкий ОНУФРИЙ (Гагалюк Антоний Максимович; 1889-1938), архиеп. Курский и Обоянский, сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Курских святых; Польской Православной Церковью включен в Собор св. мучеников Холмских и Подляшских) ОНУФРИЙ († после 1626)), Романовский, Ярославский, Христа ради юродивый, блаженный. (пам. 23 мая -в Соборе Ростово-Ярославских святых) ОРЕСТ († нач. IV в.), мч. (пам. 10 нояб.), пострадал в г. Тиана в Каппадокии (ныне пос. Кемерхисар, Турция) ОРСИСИЙ (ок. 300 - после 387), прп. (пам. 15 июня и в субботу сырную), христ. писатель, 3-й настоятель основанных прп. Пахомием Великим общежительных мон-рей ОСИЯ ветхозаветный прор. (пам. 17 окт.), согласно иудейской и христ. традициям, автор одноименной книги, входящей в собрание книг малых пророков ПАВЕЛ (Конюскевич (Канючкевич) Петр; 1705 - 1770), митрополит Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 4 нояб., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 28 авг. в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих,15 июля - в Соборе Киевских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Галицких святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122346_53.html

  Отвечает протоиерей Павел Великанов . Муж в мешке. Мой совет девушке, которая хочет выйти замуж раз и навсегда . Подготовила Дарья Баринова . Фото: mrhayata/Flickr/CC BY-SA 2.0; Wyatt Fisher/Flickr/CC BY-SA 2.0; Полины Тейс//Фома. - – июль 2017. – С.16-21. -   (рубрика « Вопрос номера. Ценю, но не люблю »). См. также: Ксения Алферова, актриса//Фома. - – июль         2017. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере. »).   Не с первого взгляда. Психотерапевт Константин Ольховой о том, почему девушки тянут с замужеством . Подготовила Дарья Баринова . Фото: Sophia Louise/Flickr/CC BY-NC-ND 2.0; Оксаны Луговой//Фома. - – июль 2017. – С.22-25. -   (рубрика « Вопрос номера. Ценю, но не люблю »).   ВЕРА (раздел). – С.26-45.   Школа «Фомы». Именины:   Антон (Антоний) . [Иллюстрированная информация: Значение имени. По одной из версий, имя Антон – латинского происхождения (Antonius) и восходит к древнеримскому родовому имени. По другой – имеет древнегреческие корни и переводится «состязаться», «вступать в бой». Церковная форма имени – Антоний; Дни памяти : 23 июля - день памяти преподобного Антония Киево-Печерского; Преподобный Антоний Киево-Печерский (983-1073). Подготовил Тихон Сысоев ; Другой святой с именем Антоний. Преподобный Антоний Великий (около 251-356); Известные люди с именем Антоний: Антон Павлович Чехов (1860-1904). Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944); Интересные факты ]. Ил.: Преподобный Антоний Киево-Печерский. Икона; Киево-Печерская лавра. Фото Владимира Ештокина; Искушение святого Антония. Иероним Босх. 1506; Антоновка – старинный русский зимний сорт яблок. Фото; Самолет АН-2 – сконструирован советским авиаконструктором О. Антоновым, выпускается с 1947 года до сих пор. Занесен в Книгу рекордов Гиннеса. Фото www.lori.ru//Фома. - – июль 2017. – С.26-27. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »). Александр Ткаченко . Воровство   на всех уровнях. От мелкого до метафизического . Аппликации Марии Сосниной//Фома. - – июль 2017. – С.28-31. – (раздел « Вера »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-171-...

История РЦ. Кн. 2. С. 153; Goetz L. K. Staat und Kirche in Altrussland. B., 1908. S. 26). М. Д. Присёлков придерживался мнения о том, что Н. В. покинул Киев по настоянию митр. Ефрема , по происхождению грека ( Присёлков. 2003. С. 108). По мнению Ю. А. Артамонова, Н. В., как и др. насельники - преподобные Ефрем и Антоний, был недоволен княжеской инициативой поставления на игуменство прп. Варлаама и деятельностью игумена по преобразованию отшельнической общины в общежительный мон-рь ( Артамонов. 2003. С. 217-220). Прп. Никон Великий, игум. Киево-Печерский. Гравюра Л. Тарасевича. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702. Л. 129 (РГБ) Прп. Никон Великий, игум. Киево-Печерский. Гравюра Л. Тарасевича. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702. Л. 129 (РГБ) В Тмутаракани Н. В. приобрел авторитет среди населения. Прп. Нестор сообщает, что после кончины тмутараканского кн. Ростислава Владимировича († 3 февр. 1067) святой по просьбе местных жителей отправился на Русь к черниговскому кн. Святославу (Николаю) Ярославичу просить на вакантный стол его сына Глеба (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 166). Воспользовавшись этим случаем, Н. В. посетил Киево-Печерский монастырь, где виделся с прп. Феодосием, к-рый слезно просил Н. В. вернуться в обитель и более не покидать ее. Тот обещал выполнить эту просьбу, как только завершит порученную ему миссию и устроит дела в своем мон-ре. Вероятно, в кон. 1067 - нач. 1068 г. Н. В. вернулся в Киево-Печерский мон-рь, где фактически занял 2-е по значимости место после действующего игумена, который, согласно прп. Нестору, почитал его «яко отца» (Успенский сб. 1971. С. 96). Ему прп. Феодосий поручал братию, когда по необходимости отлучался из обители; ему же доверял поучать иноков чтением душеполезных книг. Отмечая, с одной стороны, образованность Н. В., а с другой - смирение прп. Феодосия, агиограф пишет, что в то время, как 1-й занимался изготовлением (перепиской?) книг, 2-й сидел рядом и прял нити для переплета: «Мъногашьды же пакы великууму Никону седящю и делающю книгы, и блаженууму (Феодосию.- Ю.

http://pravenc.ru/text/2577567.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010