В 1930-е гг. драгоценные фрески Троицкого собора были варварски забелены. Как считают специалисты, росписи были выполнены на рубеже XVII-XVIII веков артелью костромских мастеров. Троицкий собор - единственный в Нижегородской области храм с сохранившейся древнерусской живописью. Успенская церковь с трапезной палатой поднята на высокий подклет. В свое время этот подклет служил кладовыми для " людей купецких " , приезжавших на Макарьевскую ярмарку. В 1808 г. на месте старой обветшавшей Успенской церкви была построена небольшая Макарьевская церковь. В 1620-х ггг. здесь учился грамоте крестьянский парень Никита Минин, будущий знаменитый патриарх Никон. Не оставляли монастырь своими щедротами и богатые вкладчики, среди которых были знаменитые купцы-солепромышленники Строгановы и бояре Лыковы. Процветанию монастыря во многом способствовала проходившая у его стен ежегодная Макарьевская ярмарка с 1641 г. Сбор торговой пошлины передавался монастырю. " Нельзя в целом изобразить впечатлений, чувствуемых на Макарьевской ярмарке. Надобно видеть ее, чтобы составить себе понятие о бесчисленной толпе людей, находящихся в беспрерывном движении, о многих тысячах экипажей, телег, кои на пространстве нескольких верст покрывают все пространство земли " , - так описывал в 1805 г. Макарьевскую ярмарку царский лейб-медик Г. Реман. В 1816 г. Макарьевская ярмарка была перенесена в Нижний Новгород после пожара. Это сказалось на доходах монастыря и он быстро пришел в упадок. Упразднен монастырь в 1868 г. в виду опасности от наводнений. В 1882 г. возрожден как женский. Макарьев монастырь был закрыт Советской властью в 1927 г. Была уничтожена Сретенская церковь, стоявшая у западных ворот, частично разрушены корпуса келий. Оставшиеся постройки монастыря долгое время находились в ужасающем состоянии, и только в 1960-е гг. началась их реставрация. В 1928-1929 гг. здесь был размещен детский дом, затем монастырские помещения стали сдавать в аренду разным организациям. В годы войны в монастыре размещался эвакогоспиталь, а в 1943 г. монастырь был передан Лысковскому зооветеринарному техникуму. Только в январе 1992 года Свято-Троицкий Макарьево-Желтоводский монастырь был возвращен Нижегородской епархии, началось возрождение древней обители. Первой была восстановлена надвратная церковь Михаила Архангела, затем преподобного Макария, Желтоводского и Унженского чудотворца, приведены в порядок монашеские кельи, восстановлены стены и башни, спасена от падения и разрушения колокольня. Огромных средств требует Троицкий собор, в котором необходимо спасать фресковую живопись.

http://sobory.ru/article/?object=00889

Первый возведенный храм и дал главное имя обители. Название же «Печерский» монастырь получил в память о первых пещерах («печерах»), ископанных здесь. Рядом с новым храмом выросли кельи, хозяйственные постройки, звонница. Число братии все увеличивалось. Дионисий стал первым настоятелем монастыря, сначала в сане игумена, затем – архимандрита. Двое юношей, уроженцев Нижнего Новгорода – Евфимий и Макарий (это их имена в монашеском сане), в разное время пришли в Печерский монастырь, были приняты под духовное водительство настоятеля и стали одними из избранных учеников святителя Дионисия. Евфимий, едва достигший четырнадцатилетнего возраста, твердо нес все послушания, повинуясь настоятелю, трудясь и благоговейно служа Богу. Макарий, родом из благочестивой богатой семьи, желая удалиться суеты мирской, двенадцатилетним отроком ушел от родителей – тайно, поменявшись одеждой с нищим. Придя в обитель Печерскую с духом глубокого смирения, отрок умолил архимандрита Дионисия принять его в число братии. Спустя несколько десятилетий ученики и последователи святителя сами станут основателями новых обителей, а впоследствии будут причислены к лику святых за свои христианские подвиги. Трудами преподобного Макария, Желтоводского и Унженского чудотворца, заложен монастырь во имя Богоявления Господа нашего Иисуса Христа, известный как Макарьевская пустынь, а затем еще две обители – знаменитый Троицкий монастырь на озере Желтые воды, вблизи Волги (сейчас более известный как Макарьевский Свято-Троицкий Желтоводский), и Макарьевский Унженский монастырь. Преподобный Евфимий основал два монастыря в Суздале – Спасский и Покровский; его имя осталось в истории и самом названии устроенной им Спасо-Евфимиевской обители. Святитель Дионисий в 1374 году был возведен в сан епископа Суздальского и Нижегородского митрополитом Московским Алексием. Резиденция Дионисия с того времени располагалась в нижегородском кремле, однако святитель не оставлял братию без своего внимания. Печерский Вознесенский монастырь все более укреплялся как духовный и культурный центр земли Низовской. Предположительно, именно здесь, по благословению епископа и при его участии, монахом Лаврентием был создан древнейший из дошедших до нас летописный свод – текст Лаврентьевской летописи 1377 года.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Из больших и процветающих монастырей Макарий, взыскуя безмолвия, уходит в пустынные безлюдные места. Аналогичные мотивы мы также найдем во множестве византийских житий. Важной частью Жития является повествование о том, как Макарий выводил доверившихся ему людей из татарского плена в безопасные места (когда это случилось, Макарию было 90 лет!). Описание тяжкого, наполненного лишениями пути является сюжетным центром повествования. Рассказ о жизни преподобного завершается двенадцатью чудесами, одиннадцать из которых произошли после смерти Макария. Среди них имеется рассказ об исцелении от болезни царского воеводы Ивана Выродкова. В кратком повествовании дан яркий, запоминающийся портрет воина, верного долгу, сохраняющего верность присяге даже с опасностью для жизни. В двух других посмертных чудесах сам Макарий выступает как воин, защитник городов Унжи и Солигалича – на сивом коне, с пращей или луком в руках, в иноческой одежде багрового цвета. А еще в двух чудесах рассказано о помощи Макария женщинам в сложных жизненных ситуациях – о спасении Марии от плена и позора, об избавлении Елены от страшного греха самоубийства. Два эти чуда объединены одной особенностью: в критические моменты повествование ведется от первого лица, женщины сами рассказывают о том, что они пережили. Возможно, не все двенадцать чудес написаны одним автором. Последнее из этих небольших сочинений снабжено громогласным, не похожим на общий стиль повествования вступлением, которое составлено из фраз, заимствованных из праздничных проповедей знаменитого русского ритора Кирилла Туровского . Для публикуемой краткой редакции Жития характерен динамичный стиль повествования. Одно за другим проходят события из жизни святого, нет пространных цитат из Св. Писания. Действие развивается быстро, на обширных географических пространствах, с участием множества действующих лиц. Язык Жития легок, близок к разговорному. Краткая редакция Жития ранее не публиковалась. Текст, легший в основу настоящей публикации, взят из рукописи XVIII в., хранящейся в библиотеке Российского государственного университета им. М. В. Ломоносова (Нижегородское собр., 1560).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Возрождение обители преподобного Макария началось в девяностых годах ХХ века. 14 мая 1990 года святые мощи унженского старца, сохранившиеся в запасниках краеведческого музея г. Юрьевца Ивановской области, были возвращены Костромской епархии и перенесены в Кострому, в Воскресенский собор на Нижней Дебре, а затем — в приходскую церковь г. Макарьева. 16 июля 1993 года решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви Макариево-Унженский монастырь возобновлен как женский. В январе 1994 года монастырские здания были полностью возвращены епархии, и уже 7 августа 1994 года — в день памяти преподобного Макария — архиепископ Костромской и Галичский Александр совершил освящение первого возрожденного храма обители, Макарьевской церкви. В 1995 году в монастырь вернулась и его главная святыня, мощи преподобного Макария Унженского и Желтоводского, вновь пребывающие сейчас в Макарьевском храме. В 1999 году Костромская епархия торжественно отметила 555-летие преставления ко Господу преподобного Макария; центром юбилейного празднования стал Макариево-Унженский монастырь. В послании по случаю знаменательного юбилея архиепископ Костромской и Галичский Александр указывал: «История свидетельствует, что этому месту по молитвам преподобного сопутствовало особое Божие благословение. СвятоТ роицкий Макариево-Унженский монастырь стал со временем великой обителью, одной из первых по значению в России после Троице-Сергиевой Лавры… Времена воинствующего безбожия исказили облик обители. Многое здесь было предано разрушению. Но милость Божия не оставила сего святого места». 25 марта 2004 года решением Святейшего Патриарха и Священного Синода настоятельницей Макариево-Унженского женского монастыря назначена игумения Вера (Морева). Современное состояние [ править править код ] В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день. Совершенствуются формы социального служения. Храмы [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] День Святой Троицы - 50-й день после Пасхи Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа Церковь Макария Унженского и Желтоводского - 7 августа Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря Благовещение Пресвятой Богородицы - 7 апреля Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Троицкий_Макар...

Молитвенник и подвижник, живший более шестисот лет назад, и сегодня побуждает нас читать его житие и совершать ему молитвы. Мы испрашиваем у преподобного Макария помощи в деле возрождения духовной жизни на Руси, восстановления поруганных некогда храмов и монастырей, в том числе и славнейшей некогда Макарьево-Желтоводской обители. Два года назад трудами и заботами священнослужителей и мирян Русской Православной Церкви Нижегородская епархия обрела честную главу преподобного и богоносного отца нашего Макария Желтоводского. В течение десятилетий после закрытия Унженской обители эта часть святых его мощей хранилась как величайшая святыня в семье священнослужителей, но ведающий времена и сроки Всемилостивый Господь положил ее хранителям передать честную главу в возрождающийся Макарьево-Желтоводский монастырь. Исследования подтвердили подлинность обретенной главы преподобного Макария. До нынешнего дня она находилась в Нижегородском Вознесенском Печерском монастыре, куда приходили многие тысячи благочестивых жителей Нижнего Новгорода и других городов и весей нашей страны, чтобы поклониться мощам преподобного отца и испросить у него помощи и утешения в скорбях и нуждах. Сегодня по Нашему благословению честная глава преподобного Макария крестным ходом по реке Волге переносится в Свято-Троицкий Макарьево-Желтоводский женский монастырь, где в дни празднования его памяти будет вновь освящен главный храм обители — собор в честь Пресвятой Живоначальной Троицы. Возблагодарим же, возлюбленные, Господа нашего за радость обретения честной главы преподобного и богоносного отца нашего Макария Желтоводского и Унженского. Мы верим и знаем, что преподобный Макарий будет призывать к ревности о Христе многих и многих людей, что грех будет изгоняться из жизни наших братьев и сестер, что усилия богопротивника диавола будут посрамлены и благочестивая жизнь вновь восторжествует на святой Русской земле. Вновь и вновь обращая свой мысленный взор к великому угоднику Божию, вознесем к нему наши усердные молитвы: О, всеблаженне отче наш Макарие, сподоби нас последовати, по силе нашей, святому твоему и равноангельскому житию! Яко да всемилостивым представительством Преблагословенныя и Препрославленныя Приснодевы Марии Богородицы, Небесныя Царицы, христианския Заступницы и Покровительницы, и твоими святыми молитвами Преблагий Христос Бог наш покажет на нас, грешных рабех своих, благодать и молость Свою, и настоящих зол и будущих мук вечных свободит нас, и сподобит ны наследники быти Царствия Своего Небеснаго, славящих и величающих Его купно со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://patriarchia.ru/db/text/276633.htm...

Во время обратного пути в Москву Михаил Федорович Романов — спасенный от гибели жертвенным подвигом Ивана Сусанина, великого патриота земли Русской — в костромском Свято-Троицком Ипатьевском монастыре был призван на всероссийское царство. В 1619 году, будучи уже царем, Михаил Федорович вновь посетил обитель для благодарного поклонения святым мощам преподобного Макария Унженского за свое избрание, освобождение из польского плена отца и за спасение и умиротворение Отечества. Вскоре, благодаря широкому почитанию преподобного Макария и покровительству Царского дома, Макариево-Унженский монастырь из небольшой скромной обители превратился в один из самых знаменитых монастырей России — «лавру преподобного Макария». В 1675-1682 годах настоятелем монастыря был великий русский святой и подвижник XVII века — святитель Митрофан, первый епископ Воронежский. В 1778 году слобода, существовавшая близ монастыря с XV века, была преобразована в город Макарьев, ставший с 1797 года центром Макарьевского уезда Костромской губернии. В 1802-1880 годах в стенах обители располагалось Макарьевское духовное училище, а во время Первой мировой войны был открыт госпиталь для раненых. В 1919 году монастырь преподобного Макария подвергся закрытию и долгое время пребывал в запустении. С 1993 года Макарьевская обитель возобновлена как женский монастырь и в настоящее время возрождается трудами игумении Веры (Моревой), благодетелей и сестер обители. В 2005 году в монастыре был открыт приют для девочек-сирот имени святителя Митрофана Воронежского. Преподобный Макарий Унженский и Желтоводский почитается православным народом как покровитель плененных и без вести пропавших. Святые мощи угодника Божия, изъятые из монастыря в годы гонений и хранившиеся в краеведческом музее города Юрьевца Ивановской области, в 1990 году были возвращены Церкви и настоящее время пребывают в основанной преподобным Макариево-Унженской обители. Встреча святых мощей преподобного Макария состоится 18 мая в 8.45 на Сусанинской площади города Костромы. После молебна святыня крестным ходом будет перенесена в Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор. В Костроме мощи преподобного Макария будут находиться до 28 мая.

http://patriarchia.ru/db/text/239891.htm...

Благодарные жители устроили в соборном храме придел в честь святого. Более 50 человек по молитвам преподобного Макария получили исцеление от тяжелых недугов, как это было установлено комиссией, посланной Патриархом Московским Филаретом 24 июня 1619 года. В этом же году состоялось прославление преподобного Макария Желтоводского, Унженского чудотворца в лике святых. С чудотворной иконы Пресвятой Богородицы был сделан список в византийском стиле, который прославился, как и первообраз. На иконе лик Божией Матери наклонен к Предвечному Младенцу, который покоится на Ее левой руке. Дважды святой образ выходил неповрежденным из огня пожарищ – в 1626 и 1690 годах. 24 августа 1717 года по указу Петра I и благословению местоблюстителя патриаршего престола митрополита Рязанского Стефана (Яворского) монаху Ионе была выдана рукописная «соборная память» для «беспенного» сбора пожертвований на изготовление оклада для иконы. В этом документе Макарьевский образ прямо называется чудотворным. В XVIII веке при игумене монастыря Митрофане II (первым был причисленный к лику святых святитель Митрофан Воронежский), который не знал истории и значения иконы, святой образ был перенесен из соборного храма в Благовещенскую церковь и пребывал там в забвении. Кроме того, игумен дал разрешение переписать образ в Смоленский. Лишь почти через век – в 1858 году Промыслом Божиим икона вернулась к инокам в своем первозданном виде. Когда икону стали очищать от верхнего ветхого слоя красок, под ним оказался невредимым чудный лик Богоматери древнего письма с надписью «Макарьевская икона» и подписью тропаря и кондака. В монастырской летописи хранятся записи многих благодатных знамений и чудесных событий, сопровождавших обретение святого образа. По всей видимости в это время в монастыре пребывала и икона, явленная преподобному Макарию, поскольку архимандрит Платон, при котором был обретен список, писал в 1863 году, что один и тот же тропарь и кондак поется в обители «перед обоими чудотворными иконами». Атеистическое лихолетье XX века разрушило иноческую жизнь Макарьевской обители – в 1929 году монастырь был закрыт, а святая икона утеряна. Лишь в 1993 году началось полномасштабное возрождение монастыря. Через два года в обитель вернулась и его главная святыня – мощи преподобного Макария Унженского.

http://pravicon.com/info-106

ЦАНО Ф.2013, оп.602а, д.14 В 1741 г. тщанием прихожан был построен и освящен холодный деревянный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с деревянной папертью. В 1822 г. рядом с деревянным был построен каменный храм в честь Казанской Иконы Божией Матери с каменной колокольней, и боковым приделом во имя преподобного Макария Желтоводского и Унженского Чудотворца. Покрытие кровли было выполнено из железа. В начале XX века приход насчитывал около 1000 прихожан (519 мужчин и 476 женщин), работали один штатный клирик и псаломщик. В 1928 г. церковь была оценена в 15000 рублей и выполнены технические чертежи. В 1930-х го­дах штатного священника в храме не было, деревянная церковь обветшала и была полуразрушена. В 1938-39-м гг. здание храма Казанской иконы Божией Ма­тери было переоборудовано под амбулаторию, сделано дополнительное перекрытие. На втором этаже жил врач. Приходская жизнь в храме стала возобновляться с 1999-го года, когда 6 августа было проведено первое приходское собрание. 29 ноября 2000-го года церковь Казанской Божией Матери была передана Нижегородской Епархии, была вновь освящена, и начались восстановительные работы. С 2001-го года начались богослужения в зимнем храме - Макарьевский придел, с 2005-го года работает и летний Казанский храм. Описание. Церковь в честь иконы Казанской Божией матери (1822 г.), кирпичная одноглавая бесстолпная церковь с колокольней, имеет традиционное построение типа корабль. Планировочная структура храма с колокольней подчинена главной продольной оси, на которую «нанизаны» колокольня, трапезная, сама церковь, алтарная часть. Все объемы представляют собой в плане квадраты. Церковь имеет два престола: главный – Казанской иконы Божией матери и придел святого Макария Желтоводского. Подлинные интерьеры церкви утрачены, алтарь выполнен вновь. Здание является примером провинциального храма, выполненного в первой четверти XIX века в переходной стилистике от барокко к классицизму. Сайт Городец православный Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым.

http://sobory.ru/article/?object=13404

«Катехизические поучения, говоренные в 1851 году в Нижегородской семинарской церкви». Новгород, 1890. «Слова и речи к Донской пастве». Новочеркасск, 1892. «50-летие церковно-общественной и научно-литературной деятельности Высокопреосвященного Макария». Новочеркасск, 1893. «Описание Богородицкого Оранского монастыря». Москва, 1848. «Описание Новогородского Юрьева монастыря». Изд.2-е, СПБ, 1862. «Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях». 2-я ч. Москва, 1860. «Церковно-историческое и статистическое описание Старой Руссы». Новгород, 1866. «Последние дни графов Петра и Ивана Толстых». «Чтен. Моск. Общ. Истории», 1880, kh.III, стр.33–38. «Описание Красногорского Богородицкого монастыря, Архангельской губернии». Москва, 1880. «Преосв. Питирим, архиепископ Нижегородский». Новочеркасск, 1889. «Сказание о жизни и трудах Св. Стефана Пермского». СПБ, 1856. «Жизнь Преосв. Иакова, архиепископа Нижегородского». Москва, 1853. «Сказание о жизни и трудах Преосвящ. Гавриила». СПБ, 1857. «Слова и речи». 13 вып.1870–1892. «Историко-статистическое описание Рязанской духовной семинарии». Труды: «Путеводитель по Новгороду”. «Описание Новгородского архиерейского дома”. СПБ, 1857. «Описание города Верхотурья”. СПБ, 1854. «Поучительные слова”. СПБ, 1855. «История Нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о Нижегородских иерархах с 1672 до 1850 года”. СПБ, 1857. «Сказание о жизни и чудесах святого праведного Симеона Верхотурского чудотворца”. СПБ, 1857. «Сказание о жизни и чудесах преподобного Макария Желтоводского и Унженского чудотворца, с его изображением”. 2-е изд. исправл. и дополн. М. 1858. «Объяснение послания св. ап. Павла к Филиппийцам”. Орел, 1869. «Объяснение послания св. ап. Павла к Колоссянам”. Орел, 1870. «Пять писем архм. Макария к Никанору, митр. Новгородскому”. «Христ. Чтен.” 1890, T.III-IV, стр.459. Павел Пономарев. «Архп. Ярославский и Ростовский (1749–1806 гг.)». «Русск. Архив» 1910, кн.2-я, 7, стр.440–441. Литература: «Церк. Вед.” 1891, 20, стр.170.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В августе 1660 года архиепископ Симеон самовольно выехал в Москву с жалобой на тобольского воеводу, боярина князя И. А. Хилкова. Дело это он не выиграл, но получил полное удовлетворение своего ходатайства о нуждах епархии. 1 марта 1663 года вторично выехал в Москву, по вызову государя. 16 февраля 1664 года уволен на покой и отправлен на обещание в Московский Покровский монастырь. В том же году на него возложена должность смотрителя и старшего справщика церковных книг на печатном дворе в Чудовом монастыре. В 1675 году патриархом Иоакимом послан в Макариев-Желтоводский монастырь для свидетельствования мощей преподобного Макария, скончавшегося 25 июля 1444 года. Скончался архиепископ Симеон в Московском Чудовом монастыре, но неизвестно когда (в 1678 году был еще жив). Архиепископ Симеон был человек прямой, энергичный, ревниво оберегал свои права и отстаивал права угнетаемых. «Повелено нам, богомольцам твоим, – говорил он в одной записке царю, – беспомощным в напастях руку помощи подавать», поэтому у него были частые столкновения с воеводами. Много потрудился святитель над благолепием службы, над благоустройством церквей. Во время его управления Сибирской епархией в ней были основаны монастыри: Межугорский Иоанно-Предтеченский (1653), Кодинский Свято-Троицкий, Спасский в городе Якутске, Турханский Троицкий (1660), Алексиевский (во имя Алексия, человека Божия) в городе Томске (1662), Троицкий в Киренске (1663). Время управления Сибирскою епархией преосвященным Симеоном ознаменовано прославлением некоторых чудотворных икон и явлением мощей мученика Василия Мангазейского († 1602; память 22 марта/4 апреля). В августе 1659 года по благословению архиепископа Симеона было произведено свидетельствование мощей святого Василия. Литература: Стафилевский И. Краткое сказание о жизни и чудесах преподобного Макария Желтоводского и Унженского чудотворца. – СПб., 1891. Сулоцкий А. И., протоиерей. Тобольские и томские архипастыри, или Краткая история Тобольской и Томской епархии. – Омск, 1881.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010