Отдел письменных источников ГИМ, фонд 450 (собр. Е. В. Барсова), дело 698 — «Сведения о приходах каргопольских» Крупнейшим религиозным центром Лекшмозерья была Макарьевская Хергозерская мужская пустынь, основанная в 1630-е годы монахами Александро-Ошевенского монастыря Сергием и Логгином. Обитель посвящена преподобному Макарию Желтоводскому и Унженскому, устроителю Свято-Троицкого Макарьево-Желтоводского монастыря на берегу реки Волги. После разорения монастыря монголо-татарами в 1439 году, Макарий ушел в костромские земли, где основал на реке Унже новую обитель. Прожив долгую жизнь в монашестве, святой скончался в 1444 году. О возникновении Макарьевской Хергозерской пустыни сохранились местные легенды: «Святой Макарий Унженский – нижегородского монастыря монах, и считается, что он был проходом здесь, шел на Соловки... ему эти места понравились, и по его настоянию был основан здесь монастырь». Ещё одна версия возникновения пустыни связана с чудесным явлением иконы преподобного Макария на берегу Хергозера. Пустынь располагалась на полуострове, омываемом водами Хергозера. Однако сохранились устные истории о том, что ранее пустынь находилась на острове, а перешеек, соединяющий обитель с материковой частью, имеет искусственное происхождение. В 1653 году была построена и освящена деревянная церковь Св. Живоначальной Троицы с приделом Преподобного Макария Желтоводского и Унженского Чудотворца. Через пять лет воздвигнут и освящён деревянный храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом Святого Николая Чудотворца. Спустя еще два года построен третий храм во имя Трех Святителей Московских. В 1769 году числились только Троицкая церковь и Введенская с приделами во имя Николая Чудотворца, в честь московских святителей Петра, Алексея и Ионы и во имя Александра Свирского. В 1782–1790 годах на месте сгоревшей Введенской церкви был построен теплый одноглавый каменный Введенский храм с приделом во имя Николая Чудотворца. В 1857 году деревянный Троицкий храм сгорел «со всею утварью и иконами» и в 1865–1872 годах был построен новый пятиглавый каменный собор во имя Св. Животворящей Троицы, в котором помимо главного – Троицкого – было еще два престола: справа – во имя Св. мучеников Бориса и Глеба, слева – во имя преподобного Макария Желтоводского и Унженского. С южной стороны от храма была поставлена каменная восьмиугольная колокольня высотой не более 17 метров. Южнее храмов, под большим деревянным навесом находился деревянный крест. На рубеже XIX–XX веков строения Макарьевской пустыни окружала деревянная стена с башнями. Внутри ограды монастыря были построены «холодные чуланы», сдававшиеся за плату паломникам. За монастырской оградой располагались дома священников и псаломщика.

http://sobory.ru/article/?object=18355

МЕСЯЦА ИЮЛЯ В 25 ДЕНЬ ЖИТИЕ И ЖИЗНЬ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО МАКАРИЯ ЖЕЛТОВОДСКОГО И УНЖЕНСКОГО ЧУДОТВОРЦА Благослови, отче! Сей преблаженный отец наш Макарий родился в Нижнем Новгороде, он сын славных и благоверных родителей – имя отца Иван, а матери Мария, – он райская лоза и юный побег совершенного разумом мужа. Еще был он грудным младенцем, но всякий раз, когда слышал глас церковного «проповедника», пробуждался в своей колыбельке и плакал младенческим плачем так, что отец и мать огорчались, не понимая, что с ребенком. Обычно младенец не плакал, но только в то время, когда мир воссылал утреннюю молитву к Богу; и было так множество раз. Однажды был большой праздник. Когда мать и отец, как всегда, хотели идти на утреннюю молитву ко святой церкви, ребенок заплакал. Отец же и мать тогда решили между собой: «Если бы ребенок прекратил плакать у святой церкви, то повелел бы он всегда носить его туда». И приказали воспитателю нести ребенка к церкви. Младенец же в церкви святое пение услышал и возвеселился, и стал к матери радостно ласкаться. И в следующие дни, когда слышал он церковный звон, то снова плакал, повелевая отцу и матери нести его к церкви. Младенец в церкви утешался и был радостен, когда его приносили оттуда. И это было им знамением о том, что есть некий Божий замысел о ребенке, и согрет он от Святого Духа. Когда подрос отрок и родители отдали его в обучение грамоте, то с Божией помощью учение было успешным. Не только книжное учение осваивал отрок, но и заповеди Божии глубоко воспринимал, и приходил каждый день к святой церкви, и услаждался пением. С юными же никогда он не вступал ни в игры, ни в иные дела этой мимолетной жизни. Любил он смирение и тишину, еще же более любил целомудрие и кротость, без которых никто никогда не может спастись и узреть Господа. И любили его все люди за его добродетели. Родители же его дивились этому, радовались такому дару и благодарили за него Бога. Обычай имели родители – а с ними и ребенок – ходить в святой великий Печерский монастырь, стоявший на Волге в трех поприщах от города. Любил отрок беседовать с иными и вопрошать их о спасении человеческом, хвалили они при этом иноческое житие. Слышал это ребенок и распалялся сердечным пламенем. Полюбил он иноческий чин с такой силой, что возникло у него желание облечься в светлый иноческий образ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По-видимому, 1-м об этом написал П. И. Пискарёв, считавший, что прп. Макарий, оставив нижегородский Печерский в честь Вознесения Господня монастырь , «бежал в пустыню на реку Лух», где основал «обитель во имя Богоявление Господа Иисуса Христа, которая находится доныне в Юрьевецком уезде Костромской губернии при слободе Решме и известна под именем Макарьевской пустыни» ( Пискарёв. 1846. С. 4). С этим предположением согласился и иером. Макарий (Миролюбов) , написавший, что, побывав на р. Лух, прп. Макарий «остановился на берегу Волги, близ слободы Решма Юрьевского уезда... Для собравшейся братии Макарий основал обитель во имя Богоявления Господа нашего Иисуса Христа, которая находится сейчас в Юрьевецком уезде Костромской губернии при слободе Решма и известна под именем Макарьевской пустыни» ( Макарий (Миролюбов), иером. Житие Макария Желтоводского и Унженского//Обитель на Желтых водах: Макарьевский Желтоводский мон-рь. Н. Новг., 2010. С. 26). Однако в этом утверждении Макарий (Миролюбов) ошибочно совместил слободу Решма на Волге и с. Богоявленское на р. Лух в Юрьевецком у., где находился основанный прп. Макарием Богоявленский монастырь. К тому же Решма никогда не входила в состав Юрьевецкого у. и ни в одном из храмов М. Р. м. или слободы Решмы не было престола в честь Богоявления. На основание М. Р. м. в нач. XVII в. указывал историк Костромского края прот. М. Я. Диев (Первые два десятилетия XVII в. для Костромской стороны//Костромские ГВ. 1854. 45. С. 331). Он отмечал, что в 1609 г. «решемцы, призвав в помощь молитвы угодника Макария Унженского, защитника Северной Руси,- одни без помощи других отразили неприятелей, в память чего и построили близ Решмы монастырь преподобного Макария, доселе существующий» ( Диев М., прот. Старинные волости и станы в Костромской стороне: Мат-лы для ист.-геогр. словаря Костромской губ. М., 1909. С. 20). В. В. Зверинский также писал об основании в нач. XVII в. обители «во имя преп. Макария, предстательством которого их сторона избавлена от поляков» ( Зверинский.

http://pravenc.ru/text/2561268.html

В 1704 г. село Марково принадлежало князю Михаилу Яковлевичу Черкасскому, а владела селом по договору его теща жена князя Я. Н. Одоевского, вдова боярыня Анна Михайловна; в селе двор боярский пуст, двор приказчиков, 4 двора дворовых кабальных людей; в деревне Слободке 19 дворов крестьянских. После князя М. Я. Черкасского владел селом в 1715 – 26 гг. его сын князь Алексей. Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 6, Вохонская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1868 г. Казанская церковь в селе Марково Раменского городского округа была построена в 1672-1680 годы на средства князя Якова Никитича Одоевского. Искусствоведы и историки архитектуры Н. В. Султанов, В. В. Суслов, М. В. Красовский, И. Э. Грабарь сходились во мнении, что церковь в Марково – это один из лучших образцов московского церковного зодчества второй половины XVII века. Авторство церкви приписывают крепостному архитектору Павлу Сидоровичу Потехину, который выстроил еще две церкви со сходной редкой композицией в подмосковных владениях Одоевских: Архангельском и Никольском-Урюпине. История села Марково и его прихода началась в первой половине XVII века. В 1629 году владелец поместья Борис Дворянинов поставил в пустоши Марковской у реки Москвы деревянную церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. В документах того времени указано, что церковь уже тогда имела пять престолов: Казанской иконы, Иоанна Предтечи, страстотерпцев Бориса и Глеба, Николая Чудотворца и преподобного Макария Унженского (Желтоводского). В 1642 году село Марково перешло во владение боярина Федора Ивановича Шереметева, а с 1672 года имением стал владеть его внук Яков Никитич Одоевский. В челобитной к патриарху Иоасафу 1665 года князь писал: «В прошлом году, в Московском уезде в селе Маркове церковь деревянная во имя Пречистой Богородицы Казанской да в приделех Иоанна Предтечи да Николая Чудотворца да святых страстотерпцев Бориса и Глеба да преподобного отца Макария Желтоводского Чудотворца, волею Божиею сгорели. И ныне я обещался в той своей вотчине, в селе Маркове, подле старого церковного места, построить вновь каменную церковь во имя те же престолы».

http://sobory.ru/article/?object=06634

В свою очередь монахиня Нина (Антонова) поздравила всех собравшихся с престольным праздником и преподнесла Преосвященным архиереям заздравные просфоры. Кроме того, митрополиту Георгию она подарила четки и икону преподобного Макария, Желтоводского и Унженского. Обратившись к собравшимся с архипастырским словом, управляющий Нижегородской епархией поздравил всех с днем памяти преподобного Макария Желтоводского. «Традиционно в эти жаркие августовские дни мы собираемся под сводами этой древней обители, чтобы воздать славу и хвалу Господу Спасителю, — сказал он. — Это первый год, когда мы празднуем день обители без ныне усопшей матушки Михаилы , которая более двух десятилетий несла здесь свое служение, много потрудилась для возрождения обители и создания здесь монашеской общины. Мы вспоминаем игумению Михаилу сегодня и молимся, чтобы Господь простил ей всякое согрешение вольное и невольное и даровал Царствие Небесное». «Сегодня мы воздаем особую хвалу и благодарение преподобному Макарию, — продолжил митрополит Георгий, — который своим подвигом поста, молитвы и бдения достиг особой святости и основал обитель, которая имеет непреходящее значение не только для земли Нижегородской, но и для всей святой Руси. Сегодня древние монастыри являются теми маяками духовной жизни, через которые люди трезвятся сердцем, просвещаются умом и следуют по пути заповедей Господних. На этом пути нас ждут искушения и соблазны, раздирают страсти и борют сомнения, пленяют бесы. Своими человеческими силами зачастую трудно, и, как правило, невозможно устоять от соблазнов и силы тьмы века сего. Но когда мы притекаем в древнюю обитель, призываем на помощь угодников Божиих, таких как преподобный Макарий, то эта темная сила отступает и распадается как прах. И мы сегодня восклицаем вместе с Церковью небесной, торжествующей, с преподобным Макарием, память которого сегодня совершаем, и Церковью земной, воинствующей: " Русь святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение! " » Глава Нижегородской митрополии поблагодарил владыку Силуана за труды по благоукрашению древней обители, монахиню Нину за подарки и пожелал ей с сестрами помощи Божией в монашеских трудах. «Дай Бог, чтобы вы продолжали монашеское делание своей предшественницы игумении Михаилы, упражняясь в посте, молитве и бдении. И пусть поможет вам в этом преподобный Макарий!» — добавил он.

http://patriarchia.ru/db/text/5834400.ht...

(об исцелении дочери унжанина Федора) помещено в Житии перед повествованием о кончине святого. Такие списки, возможно, представляют собой наиболее ранний вид Жития, «который заканчивался повествованием о кончине Макария и еще не имел особого раздела чудес» (Там же. С. 292). Л. П. Тарасенко ввела в научный оборот ряд новых списков, в их числе - древнейший список Краткой редакции с 10 чудесами (РГБ. Ф. 310. 332, посл. треть XVI в.). По мнению исследовательницы, Пространная редакция принадлежала опытному книжнику, работавшему в крупном лит. центре, скорее всего в Москве, возможно Герману (Тулупову), однако вопрос атрибуции до конца не решен ( Тарасенко. 2006. С. 56-57). Одновременно с Пространной редакцией было создано «Слово похвальное» (нач.: «Вренъ есть Господь Богъ и праведенъ, и милостивъ, позвавый насъ въ царство свое…»), помещаемое в рукописях после Пространного Жития и с XVII в. постоянно включаемое в агиографический цикл, посвященный М. Понырко ввела в научный оборот монографический сборник, посвященный М. (Макариевский сборник),- ИРЛИ. Колл. В. В. Лукьянова. 51, сер. XVIII в.,- и предположила его унженское происхождение (это мнение разделяет Д. Р. Ерофеев, к-рый обнаружил еще 2 сборника, близкие по составу,- РНБ. F.I.861 и РНБ. ОЛДП. F.21). В Макариевский сборник вошло не только Житие, «Слово похвальное», но и комплекс произведений, важных для истории почитания святого ( Понырко. 1990. С. 58-69). Ерофеев считает правомерным выделять 5 редакций Жития ( Ерофеев. 2001. С. 59-68). Помимо Краткой редакции с 10 чудесами, наиболее распространенной в списках (перечень см.: Там же. С. 60-62), исследователь обнаружил 3 списка XVII в. этой редакции с 16 чудесами: РНБ. Тит. 3517; РНБ. Q.I.82; РНБ. Погод. 741. В этих списках новые чудеса имеют заголовок «Сказание о чудесах преподобного Макария, Желтоводского и Унженского чудотворца». Поскольку эти чудеса происходят в Унженском мон-ре (в тексте указаны названия деревень Унженского у.), исследователь справедливо предположил, что «Сказание о чудесах...» могло быть написано в Унже либо в Унженской обители после 1615 г., к-рым датируется 1-е чудо ( Ерофеев.

http://pravenc.ru/text/2561294.html

Хергозерский приход возник в 1764 году на месте упразднённой Макарьевской пустыни, располагавшейся среди глухих лесов примерно в восьмидесяти пяти километрах от Каргополя. Пустынь была основана в тридцатых годах XVI века монахами Александро-Ошевенского монастыря Сергием и Логином. В обители находилась икона преподобного Макария Унженского и Желтоводского, почитавшаяся чудотворной. Первые деревянные церкви обители были поставлены на мысе, омываемом водами Хергозера. К середине XVII века сложился характерный для северных монастырей деревянный храмовый комплекс. Летняя церковь во имя Живоначальной Троицы с Макарьевским («Макарьинским») приделом была построена в 1653 году на месте первоначальной. Зимняя церковь Введения Богородицы, сооружённая в 1658 году, включала приделы Николая Чудотворца, Александра Свирского и московских святителей Петра, Алексея и Ионы. В 1764 году в связи с религиозными реформами Екатерины II Макарьевская пустынь была упразднена, а деревянные храмы переданы образованному Хергозерскому приходу. Прихожанами стали крестьяне семи деревень Порженского и Долгозерского десятка, находившихся на значительном, до четырнадцати вёрст, расстоянии от обители. В конце XVIII века к приходу приписали Георгиевскую церковь в «Порженской выставке у деревни Фёдоровской», построенную в 1782 году (1). Несмотря на малочисленность прихожан, в конце XVIII – XIX веке «усердием богомольцев и доброхотодателей», привлечённых на Хергозеро молвой о чудесах иконы Макария Унженского, был создан каменный приходской ансамбль, заменивший древние храмы. Первой была перестроена Введенская церковь: в 1786–1790 годах вместо деревянного храма возвели каменный с приделом в честь Николая Чудотворца (2). Небольшая одностолпная церковь завершалась пятиглавием, а её алтарные апсиды покрывали килевидные деревянные рубленые бочки. Сохранилось описание перекрытия храма, сделанное в 1912 году олонецким губернским инженером А. Гиримлёвым: «Храм вышеуказанный, имеет в главной своей части форму квадрата, в средине которого выведен один средний столб кирпичный, на котором выведена средняя кирпичная главка храма, остальное пространство перекрыто цилиндрическими сводами, параллельными наружным стенам, упомянутого выше квадрата, и только угловые части выведены в виде двух в каждом углу лотков сомкнутого свода, и за шелыгою цилиндрического свода, на диагонали, составляющей пересечение двух взаимно пересекающихся цилиндрических сводов, выведены кирпичные массивные столбы для четырёх боковых главок» (3). Введенская церковь до наших дней не сохранилась.

http://sobory.ru/article/?object=18355

Неизвестно, где и когда родившиеся, из какого звания происшедшие и в каких монастырях постриженные два монаха – Сергий и Логгин, где-то, и когда-то сходятся вместе, неся каждый по образу, один преподобного Макария Унженского, другой – св. Тихона, и приходят, в неизвестном же году, однако не позже 1635 – 1648 гг., на озеро Херго, где находят уже хижину – «лесную избушку, станок», по местному, – и поселяются... Здесь был уже мирянин Стефан... Он видел их в видении, приказывавших очистить место под храм... Иноки место это обнесли изгородью. Через ночь оказывается изгородь перенесенною далее, на восток. – В третью ночь явились Сергию два старца и прорекли ему о собрании здесь множества иноков!.. Но видения этим не кончились! Монах Логгин, как плотник, приступил к постройке часовни, но, сев на бревно, задремал: и видит во сне старца, преподобного Макария, повелевающего построить храм... Однако, для сего нужно разрешение архиерея... И инок Сергий идет для сего в Нов – город к митрополиту Афонию (1635 – 1648 г. 505 и получает грамоту на построение храма во имя Пресвятыя Троицы и св. антиминс... Во все время его путешествия, вероятно, храм строился, и к зиме был окончен: он был маленький, с трапезой 506 ... Освящение его состоялось уже зимой, как мы думаем, 12 декабря 507 (ибо впоследствии именно этот день праздновался 508 . К освящению собралось множество народа, в том числе был и крестьянин Колодозерского прихода (в 30 верст. от пустыни) Андрей Ив. Щепин, который, вследствие ли усталости, или неимения другого места, лег спать в трапезе храма, и видит во сне монаха, греющегося... – «Которыя обители св. отче»? спрашивает его Щепин. – «Желтоводской», ответил инок; и пояснил: «призывают мене братия на освящение». Проснувшись, Андрей понял, что видел во сне не простого инока, а преподобного Макария, и утром рассказал всем о своем «видении», и все слышавшие возрадовались и прославили Бога и Его угодника, преп. Макария. После этого стали приходить сюда монахи для жительства, а миряне жертвовать 509 ... наняли работников, избрали настоятеля, и составился монастырек 510 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

20 июля 1881 года строительство было закончено и собор был торжественно освящён в присутствии императора Александра III, его супруги Марии Фёдоровны и цесаревича Николая. Храм выделялся тем, что у него не было постоянного прихода: его прихожане — купцы, приезжавшие на ярмарку. По этой причине основное помещение было открыто только во время ярмарки, а зимой не отапливалось. Работала только отапливаемая зимняя церковь Макария Желтоводского и Унженского. Храм был местом встречи почётных гостей города — царской семьи, иерархов православной церкви. В храме находилась чудотворная икона Божией Матери и Животворящий Крест Господень, к которым прикладывались многие страдающие параличом и другими заболеваниями. В 1929 году храм был закрыт, ценности изъяты, а зимой 1930 года по решению руководства Волжской флотилии иконостасы и все деревянные украшения собора пустили на дрова для обогрева местных домов. Прихожанам всё же удалось спасти несколько икон, в том числе икону Божией Матери и Животворящий Крест, находившиеся до последнего времени в нижегородской Свято-Троицкой Высоковской церкви. В конце 1920-х годов был разработан проект реконструкции ярмарочной территории. Он предусматривал снос собора и возведение на его месте маяка с памятником В. И. Ленину. Этот проект не был осуществлён, но в качестве подготовки к нему в конце 1930-х годов были разобраны шатры. В дальнейшем здание собора существовало как склад и частично как жильё. К собору были пристроены многочисленные подсобные помещения и различные конторы, преобразившие его до неузнаваемости. В подвалах храма находились склады. В 1940-е годы произошёл пожар, уничтоживший интерьер в здании собора и роспись на потолке и стенах храма. После этого остатки внутренней штукатурки были полностью сбиты. Во время Великой Отечественной войны на центральном барабане собора была установлена зенитная батарея, защищавшая небо Нижнего Новгорода от налётов фашистской авиации. Современное состояние [ править править код ] В 1983 году началась реставрация собора, в этот период активно принимали участие добровольные реставраторы. В 1989 году началось восстановление сорванных шатров храма. В феврале 1991 года было создано Братство во имя святого благоверного великого князя Александра Невского, и в июне 1992 года собор был возвращён Церкви. С 1992 года в зимнем приделе преподобного Макария начались богослужения. 30 декабря 1998 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай освятил центральный Александро-Невский престол храма. 24 апреля 1999 года был освящён Мариинский придел, и 18 мая — Никольский придел.

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

Думный дворянин и стольник Петра Великого Никита Иванович Акинфов в 1678 году построил в подмосковном Комягино каменную церковь во имя преподобного Сергия Радлнежского. Она практически в неизменном виде дожила до наших дней и отметила недавно своё 300-летие. Сегодня храм почитают как самый древний в Пушкинском районе. Практически до середины XVII века в этих глухих местах, похоже, постоянно не жил никто, а по крутым берегам Скалбы стояли непроходимые леса. Местность именовали пустошью. Так бы и продолжалось дальше неопределённое количество лет, если бы семья Акинфовых в 1646 году не получила " с царского плеча " эти безлюдные земли и не засеяла их своими крестьянами, специально переселёнными сюда из Костромских, Владимирских и Вологодских вотчин. Местность стали постепенно обживать, но какая жизнь без православного храма? И вот стольник царского двора Никита Иванович Акинфов решает построить в селе каменный храм. Некоторые краеведы считают, что какое-то время существовала здесь деревянная церковь, но чёткие свидетельства того отсутствуют, а потом стоит понимать, что Никита Акинфов слыл богатым человеком и мог себе позволить построить сразу каменный храм. Всего за четыре года - с 1674 по 1678-й - храм был построен. Его освятили во имя преподобного Сергия Радонежского, который, по преданию, однажды останавливался в этих местах. Два церковных придела спустя сто лет освятили: один - во имя святителя Макария Желтоводского и Унженского, а второй - во имя Григория Нисского Чудотворца (позже он будет снесён). До наших дней в алтаре церкви на одном из белокаменных блоков стены сохранились имена людей, так или иначе причастных к строительству. Но кем были эти люди, где жили и как строили этот удивительный храм, увы, остаётся загадкой. Инициатором и главным спонсором строительства церкви выступил Никита Иванович Акинфов. Официально годом рождения Комягино считается 1646 год, когда Акинфовы переселили сюда часть своих крепостных крестьян. Но некоторые краеведы утверждают, что в писцовых книгах село упоминается гораздо раньше, а именно в 1584 году, правда, именуется оно по-другому - " пустошью Коняево " . История двух населённых пунктов - Сергиево и Комягино подмосковные краеведы черпают из одного источника - из книги " Исторические материалы о церквях и сёлах XVI-XVIII ст. " , написанной братьями Василием и Гавриилом Холмогоровыми и изданной в 1886 году в Москве. Из текста следует, что " сельцо Сергиево " появилось на месте " пустоши Комягино " . Но если мы взглянем на старые карты, то увидим, что сёла Сергиево и Комягино существовали одновременно, пока постепенно второе не поглотило первое.

http://sobory.ru/article/?object=03505

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010