«И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился пред ними: Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом» (Мк. 9, 2-4). В праздник Преображения раскрывается мистическое богословие Христианской Церкви. Преображение — это визуальное явление царства Божьего на земле. Иисус Христос незадолго перед Крестными страданиями, взяв с Собой трех учеников -Иоанна, Иакова и Петра, вышел из Капернаума и направился на север к горе Фавор, возвышающейся, как крепость, над холмами Галилеи. Ученики безмолвствовали, предчувствуя, что им откроется тайна. Тайна совершается в безмолвии. Человеческое слово относится к тайне, как волна к глубине океана. На Фаворе апостолы увидели Божественное Преображение Христа, явление Его величия и славы. Лицо Спасителя стало подобным свету молнии, одежды — белыми, как снег. Он стоял, окруженный сиянием, как солнце лучами. Спасителю явились два пророка: Моисей и Илия и беседовали с Ним. Экзегеты (толкователи священного Писания) говорят, что это была беседа о Голгофской жертве, о предстоящих Христу страданиях, о том, что грехи человеческие будут искуплены кровью Сына Божьего и Спасителя. Три апостола пережили явление Божественного света, как ни с чем не сравнимую великую радость. Казалось, само время остановилось в созерцании Божественного света. Изумленные апостолы пали на землю. Видение кончилось. Вместе с Иисусом Христом они спустились с горы и к утру вернулись в Капернаум. Господь не только проповедовал Евангелие народам Палестины, Он одновременно воспитывал и просвещал своих учеников. И постепенно открывался Он им не только как Мессия Израиля, но всего человечества, как Царь вечного духовного царства. Слова Мессии о том, что он должен быть замучен в Иерусалиме, вызвали у апостолов изумление и страх. Вид Мессии, пригвожденного к Кресту, мог вызвать у учеников Христа чувство отчаяния, мысль о том, что все безвозвратно потеряно. Тайна искупления могла предстать их взору как поражение, как бессилие Мессии. В часы уныния, сомнений свидетельство трех апостолов о Преображении должно было укрепить в вере остальных учеников.

http://pravmir.ru/preobrazhenie-gospoda-...

И тогда Иисус сказал ученикам Своим: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее…» . Непостижимо тяжко земному человеку было даже понять законы Царства, которые принес с Собой на землю Христос, осознать и принять путь Креста, ведущий в Царство Божие. И исполнить его идет Сам Сын Божий, идет ради нас, грешных, идет ради победы Царства Небесного на земле, чтобы даровать Его Божию созданию – человеку. И каждому из нас надо принять этот Богом определенный Крестный путь нашего спасения : кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною . И только этот путь открывает нам и Преображение Господне и показывает нам ту славу, то преображение человеческой души и преображение человеческой жизни, когда в нее входит Господь, когда мы следуем за Христом. Чтобы понять Божие, надо приподняться от земли. Путь ко Христу – это исполнение Его евангельских заповедей. Заповеди Христовы, исполняемые делом, меняют человека. Они грешного человека преображают в праведного, что мы можем увидеть в жизни святых, например, преподобной Марии Египетской, да и в нашей собственной жизни, когда из глубоко греховного мрака нас призывает Спаситель. Царь Давид воспевал: заповедь Господа светла, просвещает очи (Пс. 18:9), Закон Твой… свет путям моим (Пс. 118:105). Спаситель, в Нагорной проповеди обращаясь к Своим ученикам, исполняющим Его слова, говорит: «Вы – свет мира». Состояние души, при котором в ней преодолеваются и устраняются надмение, гнев, ненависть, памятозлобие и осуждение, есть новое преображенное состояние, в котором христиане, по слову апостола Павла, «как светила в мире» сияют «среди строптивого и развращенного рода» (Флп. 2:15).    Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:14,16). Бог есть свет и тем, кто соединяется с Ним, Он сообщает, соразмерно их очищению, Свое сияние.

http://pravoslavie.ru/96305.html

Иисус Христос показывает Себя Владыкой Неба, земли и всего мира: из преисподней, из ада, Он вызвал Моисея, а из мира Небесного — пророка Илию. Апостолам было необыкновенно хорошо пребывать в этом свете. Желая хоть как-то продлить эти радостные минуты, апостол Петр воскликнул: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии ( Мф.17:4 ). Кущи — это палатки или шалаши из древесных ветвей. Почему апостолы хотели продлить как можно дольше эти прекрасные мгновения? Потому что на Фаворе воссиял тот Божественный Свет, который сияет в обновленном мире Царства Небесного, и они, пусть и ненадолго, ощутили радость пребывания с Богом в Его славе. Когда Петр еще просил Христа продлить это время, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте ( Мф.17:5 ). Услышав громовой голос Бога Отца, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса ( Мф.17:6–8 ). Когда они сходили с горы, Иисус Христос запретил им рассказывать об увиденном, пока Он не воскреснет из мертвых. Вопросы: 1. Кто взошел на гору с Иисусом Христом? 2. Что произошло на горе Фавор? 3. Какой свет видели апостолы на Фаворе: солнечный, электрический или какой-то другой? 4. Чей голос услышали апостолы на Фаворе? 28. Праздник Преображения Господня 19 августа по новому стилю или 6 августа по старому Православная Церковь отмечает праздник Преображения Господня. В тропаре праздника говорится: «Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху; да возсияет и нам, грешным, свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе». Незадолго до Своей Крестной Смерти Иисус Христос являет апостолам Свою Божественную славу, показывая этим, что страдания, предстоящие Ему, добровольны, а не вынуждены и не являются поражением. Слава Богочеловека проявилась на Фаворе очень ярко, но ученики могли её видеть «якоже можаху», то есть в той мере, насколько они были к тому духовно готовы. Важно понимать, что событие Преображения было дано не для трех апостолов, а для всех учеников Христовых. Поэтому мы и просим Господа, осознавая свое собственное недостоинство и опираясь на молитву Его Пречистой Матери, чтобы и нам воссиял этот Божий вечный свет. Воссиял в наших сердцах, просвещая и очищая внутренний мир наших душ.

http://azbyka.ru/katehizacija/velikie-pr...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Свет в иконе Говоря об иконах, нужно сказать и о " светоносной благодати Христа " . Здесь нашла свое выражение концепция, содержащаяся в исихазме - учении, принятом православием: Бог непознаваем в Своей сущности. Но Бог выявляется благодатью - божественной энергией, изливаемой Им в мир, Бог изливает в мир свет. Как учил великий идеолог исихазма Григорий Палама (1296-1359), Иисус Христос есть Свет, а Его учение есть просвещение людей. Светозарность Иисуса Христа непостижима и несказанна. Он - " неизреченно сияющий " . В возможной и доступной для человека форме этот божественный свет был показан Иисусом Христом ближайшим ученикам на горе Фавор. " ...взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет. И вот, явился им Моисей и Илия, с Ним беседующие " (Мф. ХУП,1-3). Фаворский свет Преображения, согласно исихазму, не был чувственным и тварным, а озаренные им апостолы сподобились нетелесного восприятия " паче-естественного света " . Свет в православии под влиянием исихазма приобрел совершенно исключительное значение и особый смысл. Все причастное к Богу пронизано божественным сиянием и светоносно. Сам же Бог в своей непостижимости и непознаваемости и по причине неприступности блеска Его сияния есть " сверхсветлая тьма " . Как показать такое даже языком символов? Как изобразить это " белое как свет сияние " в сцене Преображения? Иконописцы пытались сделать невозможное. Насколько им это удавалось, можно судить по дошедшим до нас образам " Преображения " ... Энергии Божии всколыхнули землю, и резче обозначились острые ребра иконных горок, " ...облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте " . И пали ошеломленные апостолы, прикрывая ладонями глаза. Фигура Христа источает непостижимый свет, который несет в мир благодать и духовное просвещение.

http://pravicon.com/text-23

Когда беседа закончилась, и ветхозаветные мужи стали отходить от Господа, апостолы, впавшие перед тем в блаженное состояние, взмолились устами Петра: Наставник, хорошо нам здесь быть. Сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, и евангелист Лука добавляет: не знал, что говорил ( Лк. 9:33 ), т. е. не давая себе отчёта в сказанном, ибо Иисусу Христу вскоре предстояло быть униженным и поруганным в Иерусалиме. Когда апостол Пётр заканчивал свою просьбу – молитву к Господу, явилось светлое облако и осенило апостолов, и был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный: Его слушайте. Это был кульминационный пункт всего совершившегося на Фаворе. Светлое облако, осенившее апостолов, было для них новым Светом, новым благодатным осенением. Неожиданность этого второго события на Фаворе повергла их в такой страх, что они пали на землю. И только подошедший Христос, принявший свой обычный вид и сказавший им: встаньте и не бойтесь, возвратил их к действительности. Так закончилось дивное видение, славное созерцание апостолов пресветлого Преображения Господня на горе Фавор. Преображение Господне должно было коснуться и действительно коснулось всех участников его и тем вскрыло внутренний духовный смысл этого великого события. В отношении Самого Спасителя оно явилось свидетельством Его Божественного достоинства, как Единородного Сына Божия, обнаружением Его Божественной славы, с участием в ней и тела Его, преобразуя его тело в будущее преславное прославление. Преображение Господне оказалось поворотным пунктом в общественном служении Спасителя, вплотную приблизившим Его к совершению крестного подвига и к подготовке к нему всех умерших (в лице Моисея и Илии) и всех живых (в лице апостолов). Эта подготовка выразилась в следующем: Моисей и Илия, озарённые Фаворским Светом и беседой с Христом, уразумели, что чаяния умерших об избавлении от сени смертной найдёт в лице Иисуса Христа своё удовлетворение. И что сами они должны быть вестниками наступающего искупления и для умерших душ. Как представители закона и пророков, они оказались призванными воздействовать (своим явлением и беседой) и на апостолов в деле уразумения ими неизбежного (исхода) Иисуса Христа на вольные страдания и смерть. Свидетельство их должно было исключать в умах апостолов всякое сомнение. Голос Отца, призвавший их к послушанию Сыну (Того слушайте), также побуждал их к вере в Спасителя как страждущего Мессию, чтобы проповедовать потом Христа распятого, бывшего соблазном для иудеев и безумием для язычников ( 1Кор. 1:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Мы сегодня пожинаем благодатные плоды их трудов и страданий. Мы собрались здесь приобщиться Божественной благодати, и священномученик Иларион вместе с нами ликует и радуется, видя, что это преображение коснулось и наших грешных сердец и душ. В сегодняшнем Евангелии мы слышали, как люди отзывались на призыв Божий. Один говорит: «Я купил землю, не могу прийти, надо ей заняться». Другой говорит: «Я купил скот, надо ими заняться». Третий говорит: «Я женился, тоже не пойду» (см. Лк. 14, 18–20). Так и мы очень часто, когда Господь зовет нас к преображению, к изменению, к приобщению самых главных Своих благ, оказываемся глухи. А священномученик Иларион всего себя отдал Церкви. Это противоположный пример тем нерадивым людям, к которым относимся и мы с вами. «Главный враг преображения, — говорит священномученик, — это грех». И сегодня апостол нас призывает, чтобы мы умертвили земные члены наши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение (Кол. 3, 5), отложили гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст наших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его (Кол. 3, 8–10). Все апологеты прогресса и развития — это своеобразные «апостолы» разных политических учений. Если бы хоть кто-то из них сказал, в первую очередь, об этом. Говорится о чем угодно, о пустых, временных вещах, за которыми нет никакой силы, истины Божией. Апостолы говорили о простых вещах, доступных каждому из нас, без которых невозможно преображение в Духе Святом, невозможно спасение христианина. Никакой другой рецепт не способен спасти человеческую душу и привести ее к познанию Бога. К тому познанию, к которому пришел путем всей своей жизни, учебы, трудов, подвигов и, наконец, мученичества за Христа, святой священномученик Иларион, который и будет нам помощником и путеводителем в этом пути преображения и спасения и соединения со Христом Господом нашим в Царствии Небесном. Аминь.

http://pravoslavie.ru/76170.html

Не употребляй в молитве твоей премудрых выражений. Небесному Отцу простой и неухищренный лепет детей благоугоднее красноречий мудрых века сего. Избегай в молитве многословия, памятуя, что одно слово мытаря умилостивило Бога и одно изречение, исполненное веры, спасло разбойника на кресте, и блудный сын одним словом умилостивил отца своего. Не будь дерзновен в молитве, хотя бы ты стяжал чистоту. Напротив, приступай к Богу с глубочайшим смиренномудрием. Хотя бы ты взошел на вершину лестницы добродетелей, однако и тогда молись как грешник. Ибо все мы грешники, хотя и в различной степени. Молись с верою, ибо вера воскриляет молитву, а без веры молитва не может возлететь на небо. Наконец, долго пребывая в молитве и не видя плода от нее, не говори: я ничего не приобрел. Ибо самое пребывание в молитве есть уже приобретение; и какое благо выше сего, чтобы прилепляться к Господу и пребывать непрестанно в соединении с Ним? (см.: Лествица. Слово 28). Если ты будешь молиться, не отринет тебя Господь. Молись сначала как можешь, молитвой несовершенной, и Господь подаст тебе молитву совершенную. А сия последняя не только вознесет тебя на Фавор, но и на самое небо! Аминь. Произнесено 6 августа 1928 г. в Варне Слово в день Преображения Господня В настоящий день мы празднуем событие Преображения Господня. Но чтобы наше празднование сего события было разумным, нам необходимо не только праздновать, но и понимать смысл сего события. Необходимо это всегда, а особенно в настоящее время. Христиане последних времен настолько перестали понимать смысл сего праздника, что стали исключать его из числа своих праздников. Неизменно без всяких колебаний празднует его до последнего времени лишь одна Православная Церковь . Каков же догматический смысл сего праздника, на котором обосновывается церковное празднование его? Ясный ответ на это дает евангелист Лука. По словам этого Евангелиста, избрав двенадцать учеников, Христос послал их проповедовать Царствие Божье (см.: Лк.9:1–2 ). И Сам Он неоднократно беседовал и с народом, и с учениками о Царствии Божьем ( Лк.9:11 ). Одну из таких бесед с учениками Он заключил словами: Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божье ( Лк.9:27 ). И после сих слов, дней через восемь, замечает Евангелист, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться, и во время молитвы Его на этой горе совершилось дивное событие Преображения: и просияло лице Его, как солнце; одежды же Его сделались белыми, как свет ( Мф.17:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Он не навсегда запретил Апостолам скрывать это, но только до тех пор, пока Он восстанет из мертвых. Что же после того? Не могли ли они соблазниться? Никак. Ибо нужно было только пройти времени до креста, а после они исполнились Духа, и в знамениях находили голос, споспешествующий им, и события не возбуждали уже никакого соблазна.» У еванг. Марка здесь прибавлено: Апостолы удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых ( Мк.9:10 )? Удержали это слово, т. е. умолчали о событии Преображения Господня, которое видели на Фаворе и о котором Господь запретил им рассказывать до времени Своего воскресения из мертвых (ст. 9). Слово удержали показывает, что Апостолы с трудом сохраняли заповедь Христову об умалчивании о дивном событии Преображения, особенно пред другими Апостолами, которые, несомненно, спрашивали их о том, что было с ними наедине с Господом на Фаворе, куда Он благоволил взять только их троих. Что значит воскреснуть из мертвых? Апостолы не того собственно не разумели, что значит вообще воскреснуть из мертвых, а не понимали именно того, как это их Господь и Мессия должен воскреснуть, когда Он, по их тогдашнему мнению, согласному с общим народным мнением, не должен был и умирать ( Ин.12:34 ). Зач. 46-е. Исцеление бесноватого отрока. Читается в субботу 25-й недели по Пятидесятнице. И евангелисты Матфей ( Мф.17:14, 20 ) и Марк ( Мк.9:14, 29 ) повествуют об этом чуде; Марк повествует подробно, а Матфей и Лука короче, но все – совершенно согласно. Лк.9:37 . Бысть же в прóчий дéнь, сшéдшым им с горы, срете егó нарóд мнóг. Лк.9:38 . И сé мýж из нарóда возопи, глагóля: учителю, молютися, призри на сына моегó, яко единорóден ми éсть: Лк.9:39 . и сé дýх éмлет егó, и внезáпу вопиéт, и пружáется с пенами, и едвá отхóдит от негó, сокрушáя егó: (В следующий же день, когда они сошли с горы, встретило Его много народа. Вдруг некто из народа воскликнул: Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего, он один у меня: его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену; и насилу отступает от него, измучив его.) Это было после Преображения, когда Господь сходил с горы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Ответ на возражение 4. Возвышенные тайны нельзя сообщать всем подряд, но должно в надлежащем порядке передавать их от старших к младшим. Поэтому как говорит Златоуст [в своем комментарии к сказанному в евангелии от Матфея], «Он взял этих трех потому, что они превосходили остальных». Так, «Петр превосходил других в своей любви» к Христу, а также в дарованной ему власти; Иоанн – в той особой любви Христа к нему по причине его невинности, а также потому, что он был удостоен чести стать евангелистом; Иаков – в своем исключительном мученичестве. И при этом Он пожелал, чтобы они не говорили другим об увиденном вплоть до Его Воскрешения, поскольку по словам Иеронима, «такое удивительное чудо могло показаться им невозможным, к тому же, услышав о столь великой славе, они были бы возмущены распятием». Или, возможно, [Он не хотел] «чтобы люди помешали [распятию]», или «чтобы они стали свидетелями духовных вещей прежде, чем исполнились Святым Духом». Раздел 4. Надлежало ли быть свидетельствующему гласу Отца, глаголющему: «Сей есть Сын Мой возлюбленный»? С четвертым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что свидетельствующему гласу Отца не приличествовало глаголить: «Сей есть Сын Мой возлюбленный». Ведь сказано же [в Писании]: «Бог говорит однажды» ( Иов. 33, 14 ). Но глас Отца свидетельствовал [о Христе] во время Его крещения. Следовательно, Ему не приличествовало свидетельствовать о Нем вторично. Возражение 2. Далее, при крещении, когда слышали глас Отца, в виде голубя явился Святой Дух. Но при преображении этого не случилось. Следовательно, похоже, что свидетельство Отца было произведено ненадлежащим образом. Возражение 3. Далее, Христос начал проповедовать после Своего крещения. Однако тогда глас Отца не заповедал людям слушать Его. Следовательно, не должно было заповедать это и при преображении. Возражение 4. Кроме того, не нужно говорить человеку то, что он не может вместить, согласно сказанному [в Писании]: «Еще многое имею сказать вам – но вы теперь не можете вместить» ( Ин. 16, 12 ). Но ученики не могли вместить глас Отца, в связи с чем читаем: «Услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались» ( Мф. 17, 6 ). Следовательно, к ним не должно было обращать глас Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Петр еще не успел договорить, как учеников осенило светлое облако и они услышали из облака голос Бога Отца, свидетельствовавшего о Христе и призвавшего их быть внимательными ко всем словам Христа: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» ( Мф. 17: 5 ). В этом свидетельстве Бог Отец призвал апостолов слушать то, что им давалось наиболее тяжело, – учение о Мессии страдающем. Глас Отца последовал, когда пророки удалились, Христос был уже один, и свидетельство могло относиться только к Нему. Отметим, что в свидетельстве Отца есть отсылка к мессианскому пророчеству Второзакония: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, – Его слушайте» ( Втор. 18: 15 ). Свидетельство Отца о Сыне и беседа со Христом двух великих ветхозаветных праведников, олицетворявших весь «закон и пророков» ( Лк. 16: 16 ) подтвердили апостолам исповеданное ими у Кесарии Филипповой Богосыновство Иисуса Христа и исполнение на Нем обетования о приходе подобного Моисею Пророка, который даст новый закон. Ученики знали, что в народе одни принимали Иисуса за Илию, а другие за одного из пророков; во время Преображения они познали разницу между Сыном и пророками как слугами Божиими. Существенно для понимания этого явления то, что и Моисей, и Илия – боговидцы, тому и другому было явление Бога, поэтому на горе Преображения они присутствуют как свидетели о Христе как Сыне Божием. Кроме того, ученики должны были понять, что Иисус есть именно Мессия страдающий – об этом говорили «закон и пророки» в Ветхом Завете, и именно об этом представители «закона и пророков» беседовали со Спасителем на Фаворе. И, наконец, тот факт, что ученики увидели Христа, неоднократно упрекаемого иудеями в нарушении закона и пророков и разорении субботы, беседующим с законодателем Моисеем и ревнителем веры Илией, должен был устранить все поводы для смущения относительно власти Христа. Хотя влияние всевозможных толков народа о Христе апостолы, безусловно, испытывали. Это видно, например, из вопроса после Преображения, показывающего, что они стараются сопоставить собственный опыт и знание о Христе и Его Царстве с тем, что говорят те или иные люди: «Как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?» ( Мк. 9: 11 ). Но вера апостолов на фоне разных слухов, предположений и заблуждений народных тем ценнее; с их стороны это заслуживающий ублажения подвиг веры – пойти ради Христа против общего течения слухов и мнений.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010