На Своем богочеловеческом пути в этом мире Господь Христос пронес Свое человеческое естество и через преображение как необходимое событие в Своем божественном домостроительстве спасения. Преобразившись на Фаворе, Господь показал, что преображение человеческого естества Божественным есть необходимое условие богочеловеческого подвига спасения мира от греха, зла и смерти. Ибо спасение невозможно без преображения человеческого естества Богом из греховного в святое, из дурного в доброе, из смертного в бессмертное. В самом деле, спасение и состоит во всестороннем преображении человеческого естества Богом. Как и все, принадлежащее Спасителю, преображение Его имеет общечеловеческое значение, ибо, по словам святого Прокла, Он не просто преобразился, но преобразился, чтобы показать нам будущее преображение естества 1 . Как новый родоначальник, Спаситель на Фаворе показывает, через какое преображение должно пройти человеческое естество на своем пути освящения, обожения, спасения. Как Новый Адам, Богочеловек Христос Своим преображением чудесным образом охватывает весь род человеческий, и в Своем человеческом естестве совершает, в принципе, преображение всего человеческого естества. Живя Господом Христом как своей непрерывной и вечной жизнью, Православная Церковь всем существом своим чувствует незаменимое значение преображения Спасителя в деле спасения рода человеческого и всей твари... На горе Фавор Господь преобразился, осияв всю вселенную Своим светом, чтобы избавить мир от преступления 2 . Спасителево преображение есть «бездна неприступного света», света, который изобильно излился на Фаворе 3 , и залил всю тварь, и в первую очередь род человеческий. Ибо, по словам святого Анастасия Антиохийского , блистание одежд Спасителя означает изменение наших тел. Потому что мы стали одеждой Спасителю, когда Он облекся в наше тело 4 . Между Спасителевым крещением и распятием стоит преображение, которым он явлен как Господь Ветхого и Нового Заветов 5 и заново засвидетельствован как Сын Божий. Так незадолго до Голгофского Креста засвидетельствовано Божество Господа Иисуса, а тем самым и спасение мира, потому что только Бог может спасти мир от греха, зла и смерти. Вся жизнь Спасителя на земле, включая и святое преображение, представляет собой единый неделимый подвиг спасения рода человеческого, единую неделимую органическую целостность. В центре всего стоит Пресвятая Троица, которая и совершает спасение божественным образом. Прежде Своего крестного страдания Господь совершил все, что было необходимо в домостроительстве спасения, и на Фаворе показал таинственно образ Троицы 6 ...

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

На Своем богочеловеческом пути в этом мире Господь Христос пронес Свое человеческое естество и через преображение как необходимое событие в Своем божественном домостроительстве спасения. Преобразившись на Фаворе, Господь показал, что преображение человеческого естества Божественным есть необходимое условие богочеловеческого подвига спасения мира от греха, зла и смерти. Ибо спасение невозможно без преображения человеческого естества Богом из греховного в святое, из дурного в доброе, из смертного в бессмертное. В самом деле, спасение и состоит во всестороннем преображении человеческого естества Богом. Как и все, принадлежащее Спасителю, преображение Его имеет общечеловеческое значение, ибо, по словам святого Прокла, Он не просто преобразился, но преобразился, чтобы показать нам будущее преображение естества Как новый родоначальник, Спаситель на Фаворе показывает, через какое преображение должно пройти человеческое естество на своем пути освящения, обожения, спасения. Как Новый Адам, Богочеловек Христос Своим преображением чудесным образом охватывает весь род человеческий, и в Своем человеческом естестве совершает, в принципе, преображение всего человеческого естества. Живя Господом Христом как своей непрерывной и вечной жизнью, Православная Церковь всем существом своим чувствует незаменимое значение преображения Спасителя в деле спасения рода человеческого и всей твари... На горе Фавор Господь преобразился, осияв всю вселенную Своим светом, чтобы избавить мир от преступления Спасителево преображение есть " бездна неприступного света " , света, который изобильно излился на Фаворе и залил всю тварь, и в первую очередь род человеческий. Ибо, по словам святого Анастасия Антиохийского, блистание одежд Спасителя означает изменение наших тел. Потому что мы стали одеждой Спасителю, когда Он облекся в наше тело Между Спасителевым крещением и распятием стоит преображение, которым он явлен как Господь Ветхого и Нового Заветов и заново засвидетельствован как Сын Божий. Так незадолго до Голгофского Креста засвидетельствовано Божество Господа Иисуса, а тем самым и спасение мира, потому что только Бог может спасти мир от греха, зла и смерти. Вся жизнь Спасителя на земле, включая и святое преображение, представляет собой единый неделимый подвиг спасения рода человеческого, единую неделимую органическую целостность. В центре всего стоит Пресвятая Троица, которая и совершает спасение божественным образом. Прежде Своего крестного страдания Господь совершил все, что было необходимо в домостроительстве спасения, и на Фаворе показал таинственно образ Троицы

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/278/...

Преображение Господне 19 августа в 2024 году В праздник Преображения раскрывается мистическое богословие Христианской Церкви. 18 августа, 2005 В праздник Преображения раскрывается мистическое богословие Христианской Церкви. Зачем на Преображение освящают овощи и фрукты в церкви? Преображение Господне в 2024 году будут праздновать 19 августа. В этот день раскрывается мистическое богословие Христианской Церкви. Преображение Господне в 2024 году – 19 августа Преображение Господне в 2025 году – 19 августа Преображение Господне в 2026 году – 19 августа Преображение Господне в 2027 году – 19 августа Что такое Преображение Господне? Чтобы поддержать веру в Своих учениках, когда они увидят Его страдающим, Иисус Христос показал им Свою божественную славу. Незадолго перед распятием Иисус Христос взял трех из Своих ближайших учеников: Петра, Иакова и Иоанна — и взошел с ними ночью на высокую гору помолиться. Это была гора Фавор, покрытая богатой растительностью от основания до вершины. Когда Спаситель молился, утомленные ученики заснули. А когда проснулись, увидели, что Иисус Христос преобразился: Лицо Его просияло, как солнце, а одежды Его стали белее снега и блистали, как свет. В это время ученики увидели рядом с Иисусом Христом пророков — Моисея и Илию, беседующих с Ним. Необычная радость наполнила при этом сердца учеников. Когда же они увидели, что Моисей и Илия отходят от Иисуса Христа, тогда Петр воскликнул: «Господи! Как хорошо нам быть здесь. если хочешь, сделаем здесь три кущи (т.е. палатки) — Тебе, Моисею и Илии.» Когда он так сказал, светлое облако появилось над апостолами, и они услышали голос Бога Отца: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Его послушайте!» Ученики в страхе пали на землю. Иисус Христос подошел к ним, коснулся их и сказал: «Встаньте, не бойтесь.» Ученики тогда встали и увидели Иисуса уже в обыкновенном виде. Когда они потом спускались с горы, Христос повелел никому не рассказывать о том, что они сейчас видели, — до тех пор, пока Он не воскреснет из мёртвых.

http://pravmir.ru/preobrazhenie-gospodne...

Ижма. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь; Спасо-Преображенская церковь; Спасопреображенская церковь Деревянная церковь. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Спаса Преображения Год постройки:1679. перестроен в 1717, перенесён на др. место с полной переборкой в 1911. Адрес: Архангельская обл., Приморский р-н, с. Ижма Координаты: 64.7216, 40.7862 Проезд:от Архангельска автобусом 124 (на Часовенскую) до Ижмы Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Храм Спаса Преображения в селе Ижма Деревянный храм во имя Спаса Преображения первоначально относился к Ижемскому приходу Архангельской губернии. Приход, в который входили село Ижма и деревня Ижмозерская, находился к северо-востоку от Архангельска и располагался на берегу реки Ижмы. Первые упоминания о нем относятся примерно к середине XV столетия. Затем он отмечен в Писцовой книге Мирона Вельяминова (1622-1624 годы), где указано, что уже в 1619-1620 годы здесь существовала деревянная церковь, но никаких иных достоверных сведений о ней найти пока не удалось. Существующая сейчас холодная церковь Преображения Господня некогда имела два придела: южный – преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и северный – преподобного Антония Сийского. Из надписи на иконостасе следует, что главный престол освятили 6 июня 1679 года: «Освятися храм сей во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа лета 7187 июня 6 числа» В 1681 году был достроен северный придел, а еще через несколько лет – южный Наиболее древние антиминсы приделов датировались 1763 и 1772 годами В конце XVII века на самом берегу Ижмы поставили вторую церковь Ижемского прихода – теплую. В XVIII-XIX веках она меняла свое местоположение и не раз горела. Сейчас летний храм освящен во имя Воскресения Христова и относится к 1887 году. Между двумя храмами некогда существовала колокольня с небольшим подбором. Преображенская церковь имеет не совсем обычный для своей местности скромный облик: рубленая клеть, перекрытая на четыре ската и увенчанная пятью главами на высоких барабанах, как бы " врезанных " в грани кровли. Традиционно считается, что пятиглавие на деревянных храмах является следствием распоряжения патриарха Никона ставить деревянные церкви строго по канонам церковного зодчества. Подобное завершение обычно называли «верх на каменное дело». Некоторые исследователи даже называли этот внешний вид «убогим» и считали, что он «является вынужденной уступкой известному направлению» Такой отзыв представляется не совсем справедливым. Все же, столь лаконичное решение зодчих имело определенную прелесть и напоминало древнюю архитектуру дозорных башен. Однако, в данном случае, изначально храм имел совсем иной (и более живописный) облик: все три объема-четверика венчали высокие шатры (предположительно –четырехгранные) К большому сожалению, в 1717 году, по благословению архиепископа Варнавы, церковь «поправили» - разобрали шатры, сделали сохранившееся до наших дней перекрытие и пять главок

http://sobory.ru/article/?object=13845

Тайна Преображения Спасителя и тайна спасения Преподобный Иустин (Попович) На Своем Богочеловеческом пути в мipe сем Господь Иисус Христос провел Свое человеческое естество и через Преображение как через необходимое событие Своего Божественного домостроительства спасения человеческого рода. Преобразившись на Фаворе, Господь показал, что преображение человеческого естества Божественным – непременное условие в Богочеловеческом подвиге спасения мipa от греха, зла и смерти. Ведь спасение невозможно без преображения человеческого естества Богом из греховного в святое, из худого в доброе, из смертного в безсмертное. Спасение, собственно, и состоит во всестороннем преображении человеческого естества Богом. Как и всё присущее Спасителю, Его Преображение имеет общечеловеческое значение, ибо Он, по слову святого Прокла, «преобразился не просто так, а для того чтобы явить нам грядущее преображение естества» (Свт. Прокл Константинопольский. Слово на Преображение Господне). Как новый Родоначальник Спаситель на Фаворе показывает, через какое преображение должно пройти человеческое естество на своем пути освящения, обожения, спасения. Как Новый Адам Богочеловек Христос Своим Преображением чудесным образом объемлет весь человеческий род и в Своем человеческом естестве, совершая преображение всего человеческого естества в принципе. Живя Господом Иисусом Христом как своей непрестанной и вечной Жизнью, Православная Церковь всем своим существом чувствует незаменимое значение Преображения Спасителя в деле спасения человеческого рода и всей твари. Рассматривая sub specie Christi Адамово естество человеческого рода, проницательное сознание Вселенской Церкви видит в Преображении Спасителя Его желание изменить человеческое естество, преобразив его Своим Божеством (5 августа. Предпразднство Преображения Господа нашего Иисуса Христа, на вечерни, на стиховне стихиры: «Естество же во Адаме Христос изменити хотяй, на гору ныне восходит Фаворскую, да обнажит таинником Божество»). Своим Преображением Господь преобразил состав нашего естества, озарив его Своею Божественною плотию, и дал ему первоначальное достояние безсмертия (Там же.

http://pravoslavie.ru/48146.html

архим. Кирилл (Павлов) Наше преображение совершается крестом. Слово на Преображение Господне На горе Фаворстей преобразился ecu, Иисусе, посреде Илии и Моисеа премудрых, со Иаковом, и Петром, и Иоанном. Петр же сопребывая, сия Тебе глаголаше: добро зде есть сотворити три сени, едину Моисею, и едину Илии, и едину Тебе, Владыце Христу. Иже тогда свет Твой сим возсиявый, просвети души наша. Седален Возлюбленные Богом братия и сестры, сегодня христиане всего мира с великою радостью празднуют преславное Преображение Господа нашего Иисуса Христа. Торжествуют и радуются христиане, празднуя этот праздник, потому что славное Преображение Господне величайшее дает утешение христианскому сердцу. Твердой и непоколебимой становится наша вера во Христа и наше упование во Христе на вечное блаженство, когда мы духом переносимся на Фавор и делаемся зрителями Преображения Спасителя. Здесь, на Фаворе, Божество Христово подтверждается и самим Преображением Его, и явлением из загробного мира, и беседой с Ним двух ветхозаветных пророков – Моисея и Илии, и, наконец, свидетельством с Неба Отеческого гласа: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте ( Мф. 17: 5 ). Ведь мы знаем, дорогие, что Господь наш Иисус Христос смиренно и в уничиженном виде совершал Свое великое служение человеческому роду. Приняв образ раба, Сын Божий повсюду являл себя Сыном Человеческим, на Него все смотрели как на простого человека. Господь под завесою Своей плоти скрывал Свое Божество, лишь по временам являя Свое Божественное достоинство в совершении чудес, знамений и исцелений больных. Готовясь на великий подвиг крестных страданий, Спаситель яснейшим образом явил на сей святой горе ученикам Свое Божественное величие, дабы, как воспевает Церковь , егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты ecu воистинну Отчее сияние. Господь видел, что вера учеников в Божественное Его посланничество и в Божественное Его достоинство еще очень слаба, и Он желал укрепить эту нетвердую веру, веру, которой предстояло великое испытание – опасность поколебаться. Ведь увидев, как злые враги будут ругаться над Христом, мучить и распинать Его, а Он, как безгласный Агнец, все будет беспрекословно терпеть и молчать, не могли разве они усомниться и подумать, что, видно, Он не Бог, не Сын Божий, не обещанный Спаситель мира, а льстец, от которого надо отстать и пристать к Его врагам?

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

Преображение: праздник, говорящий о нашем будущем На Фаворе Христос просветился как солнце – и мы тоже призваны к этому просвещению 19 августа, 2018 На Фаворе Христос просветился как солнце – и мы тоже призваны к этому просвещению Проповедь протоиерея Владимира Залипского (1926 – 1997) на Преображение Господне 1985 года в таллинском Александро-Невском соборе. Братья и сестры, могу сказать вам так: сегодня нет дороги для слов о мрачных, тягостных грехах, потому что праздник-то сегодня света и радости. Сегодня душа лежит к свету и к радости, к веселью духовному, христианскому. Поэтому сейчас мне хочется сказать вам такое, что перекрыло бы то тяжелое, что, может быть, вы сегодня слышали на исповеди – не о грехах, а о том, что нам предстоит. И это все связано с сегодняшним праздником. Праздник этот замечательный, он особенный – он выходит из ряда даже и в круге праздников церковных. Вот в каком смысле: дело в том, что у нас все праздники расположены в порядке истории, в порядке жизни Христа Спасителя. А Христос, как вы знаете, преобразился до Своих страданий, смерти, Воскресения, Вознесения, но празднуем мы Преображение после всего этого, почти в самом конце церковного года. Почему же? Потому что Преображение – это праздник, говорящий о будущем нашем состоянии, о будущем состоянии верующих в Христа. Получается так, что этот праздник относится, во-первых, к будущему, ну а потом и к настоящему. Почему – к будущему? Есть слова Христа в Писании: «Тогда праведники просветятся как солнце в Царстве Отца их». На Фаворской горе Христос просветился как солнце – и мы тоже, христиане, призваны к этому просвещению, мы тоже будем просвещены в будущем веке, в загробной жизни, в Царстве Божием. А Царство Божие и есть это просвещение. Христос перед Преображением сказал ученикам, что «есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе». Что же такое – Царствие Божие, пришедшее в силе? Вот это Господь показал на Фаворе, когда Он преобразился, но преобразился во время молитвы, это очень показательно. Тут сразу и будущее, и настоящее. Будущее – по виду, по этому свету, по блеску, по сиянию, по небесному состоянию, которое так и воспринималось бывшими там апостолами. Но это, дорогие братья и сестры, есть состояние также и земное – в том смысле, что оно начинается уже здесь, на земле.

http://pravmir.ru/preobrazhenie-prazdnik...

Пенза. Спасо-Преображенский мужской монастырь (загородный). /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1689. В 1794 перенесён за город. Год утраты:приблизительно 1935 (снесён) Адрес: Россия, Пензенская область, г. Пенза, на месте здания по адресу ул. Индустриальная, д. 42 Координаты: 53.165614, 45.027745 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В. Спасо-Преображенский монастырь, 3 класса, в 1 версте от города Пензы. Основан между 1667 — 1689 годами и находился в самом городе; с 1764 года пришел в ветхость; с 1798 года по желанию жителей был перенесен на настоящее место. В 1849 году в монастыре построена церковь Рождества Христова, имеющая подобие Вифлеемской пещеры. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Пензенский Спасо-Преображенский монастырь, основанный в 1689 году на крутом склоне между крепостной стеной и рекой Пензой, был перенесен в 1794 году из-за своего неудобного положения, за черту города, на юго-восток, к Вознесенскому кладбищу. Первым монастырским храмом стала кладбищенская Вознесенская церковь, сооруженная в 1779- 1784 годах. В 1798 году была возведена трехъярусная каменная колокольня с церковью Тихвинской иконы Божией Матери на первом этаже. В 1816-1817 годах действительная статская советница А.А.Евреинова, над могилой своего мужа - пензенского вице-губернатора А.М.Евреинова, выстроила небольшую каменную церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского, расширенную в 1833 году полковницей М.Е.Вигель. В 1821-1828 годах был сооружен каменый Спасо-Преображенский собор с приделом во имя Успения Божией Матери. В 1849 году известная благотворительница Мария Михайловна Киселева, над могилой своего мужа Александра Григорьевича Киселева, построила двухэтажный каменный храм во имя Живоночальной Троицы (он же Вифлеемо-Воскресенский). Вверху его располагались престолы во имя Живоночальной Троицы и Обновления Храма Воскресения Христова, освященные в 1862 году, а внизу - во имя Казанской иконы Божией Матери, святого благоверного князя Александра Невского и Рождества Христова, освященные соответственно в 1852, 1853 и 1855 годах. Последний придел, располагавшийся в центре нижнего этажа, представлял собой отдельную церковь, устроенную по образцу Палестинского Вифлеемского храма.

http://sobory.ru/article/?object=05619

Разделы портала «Азбука веры» На небольшом маршрутном такси 15 минут по крутому серпантину – и мы на вершине. Путь сюда пешком занимает не меньше 2 часов. Тем, кому интересно, я предлагаю интересный текст о храмах Фавора. Итак, Фавор. Эта почти 600-метровая гора – украшение Святой Земли. Она видна за многие километры и отмечена в истории как узловой пункт многих важных событий Священной Истории. Здесь решались судьбы народов Святой Земли в эпоху Судей. За тысячу лет до Рождества Христова израильтяне под предводительством Деворы одержали здесь победу, а в 53 году до Рождества Христова, напротив, были разбиты римлянами. В том сражении погибло более 10 тысяч иудеев. В 67 году по Рождестве Христовом эта гора становится форпостом израильтян, опять же в борьбе против Рима, однако и тут евреи были разгромлены. О страшных страницах этих исторических событий сообщает Иосиф Флавий (см. его книгу «Иудейская война»). В новозаветную историю Святая гора Фавор вошла как гора Преображения, хотя в Евангелии нет упоминания о пребывании Спасителя с учениками именно на Фаворе. Есть упоминание в Евангелиях от Матфея и Марка о «горе высокой»: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних» ( Мф. 17, 1 ). Евангелист Лука упоминает только о «горе». Традиция почитания горы Фавор местом Преображения Спасителя утвердилась при святой равноапостольной царице Елене. Несомненно, что гора эта была связана с местом Преображения Спасителя не случайно. Сохранялись какие-то предания среди древних христиан, да и само положение горы – этого великолепного холма, видного отовсюду, прославленного священными историческими событиями, находящегося невдалеке от Назарета – родины Спасителя, позволяет остановиться именно на этой горе и признать именно ее – самым вероятным местом Преображения Христова. При святой Елене на этом месте строится величественный храм, а рядом – другой, на том месте, на котором в момент Преображения находились ученики. В VI веке, на Пятом Вселенском Соборе, было решено образовать здесь епископию, и епископ оставался на Фаворе даже при нашествии мусульман.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/svyata...

Интерьер Спасо-Преображенского собора. Литография. 1910 г. (РГБ) На средства архиеп. Платона по проекту архит. Н. М. Одоевского в 1783 г. началось строительство уникального двухпрестольного храма, нижняя, пещерная, церковь к-рого 6 авг. 1785 г. была освящена в честь Воскрешения прав. Лазаря Четверодневного, верхняя церковь 6 авг. 1786 г. освящена в честь Преображения Господня. Необычный интерьер храма, спроектированный скульптором К. Песковым, иллюстрировал события Преображения Господня. Престол был устроен на покрытом цветами и травой искусственном возвышении, символизирующем гору Фавор. По обеим сторонам «горы» находились лестницы, ведущие к сев. и юж. дверям алтаря верхней церкви. Алтарь на вершине горы представлял собой сень с круглым позолоченным иконостасом, увенчанным куполом,- в воспоминание 3 сеней, к-рые пожелал устроить на месте Преображения ап. Петр. С правой стороны иконостаса в серебряной позолоченной ризе находилась икона Преображения Господня, с левой стороны - список с Купятицкой иконы Божией Матери , над царскими вратами - икона Спаса Эммануила. У сев. дверей в алтаре помещался образ Воскресения Христова, пещера и гроб Спасителя на этой иконе были выложены самоцветами работы уральских мастеров. Рядом находилось вырезанное из кости изображение поклонения волхвов Спасителю. У основания «горы» располагался вход в нижнюю Лазаревскую пещерную ц., у алтаря к-рой был положен огромный рог носорога и китовые позвонки. Одна из чтимых икон Лазаревской ц.- перламутровый образ Рождества Христова - была прислана митр. Платону Иерусалимским Патриархом Авраамием . По периметру Преображенского храма располагались хоры, опиравшиеся на колонны (в 1832 колонны были заменены железными кронштейнами). На хорах находились живописные изображения святых, в центре - икона Спасителя. Настенную роспись храма выполнил И. Никифоров. Впосл. по подобию Преображенского собора был возведен Троицкий храм в Стефановом Махрищском мон-ре и Преображенская ц. в с. Творишичи (ныне Жирятинского р-на Брянской обл.).

http://pravenc.ru/text/158880.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010