Скачать epub pdf Содержание От автора Введение Глава I. Грузинская Православная Церковь История Грузинской Православной Церкви 1. Древнейший период истории Грузинской Православной Церкви 2. Грузинский Экзархат в составе Русской Православной Церкви 3. Восстановление автокефалии 4. Католикосы-Патриархи после восстановления автокефалии 5. Духовная жизнь: древнейшие храмы и их святыни; монашество; подвижники, мученики 6. Современное положение Грузинской Православной Церкви 7. Отношения между Грузинской и Русской Православными Церквами в прошлом и настоящем Монастыри Грузинской Православной Церкви Епархии Грузинской Православной Церкви Предстоятели Грузинской Православной Церкви Библиография к главе I «Грузинская Православная Церковь» Глава II. Сербская Православная Церковь Исторический очерк Сербской Православной Церкви 1. Православная Церковь в королевстве Сербском, Османской империи и в восстановленной Сербии 2. Митрополия-Патриархат в Австро-Венгрии 3. Положение церковных дел в Далмации, Боснии и Герцеговине 4. Черногорская митрополия 5. Церковная письменность и виднейшие сербские церковные писатели прошлого 6. Сербская Православная Церковь в XX веке 7. Современное положение Сербской Православной Церкви 8. Сношения Сербской и Русской Православных Церквей 9. Участие в экуменической и миротворческом движениях Македонская Православная Церковь 1. Краткая история с древнейших времен 2. Обстоятельства провозглашения автономии и «автокефалии» 3. Современное положение Епархии Сербской Православной Церкви Епархии Македонской Православной Церкви Предстоятели Сербской Православной Церкви IV. Предстоятели Македонской Правосланой Церкви Библиография к главе II «Сербская Православная Церковь» Глава III. Румынская Православная Церковь Исторический очерк Румынской Православной Церкви 1. Период раннего христианства на территории современной Румынии 2. Церковь в румынских княжествах до турецкого порабощения 3. Румынская Православная Церковь при османском владычестве 4. Православная Церковь в Валахии и Молдове, объединенных в единое государство Румынию 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

     О проблемах украинского православия, насколько последние решения и действия Константинополя является угрозой для единства и канонического порядка православного мира — управляющий делами Украинской Православной Церкви, митрополит Бориспольский и Броварской Антоний во время своего визита в Болгарию дал интервью изданию pravoslavie.bg. Информационно-просветительский отдел УПЦ публикует интервью в переводе на русский язык. — Ваше Высокопреосвященство, весь православный мир, в том числе православные в Болгарии, весьма встревожены и следят напряженно за тем, что происходит в последние месяцы на Украине. В результате так называемого “объединительного собора” в Вашей стране была создана новая структура – “Православная церковь в Украине”, которая получила в начале этого года томос об автокефалии из рук Константинопольской патриархии. Недавно в Киеве совершилась интронизация главы ПЦУ. Как к этим событиям относится верующий народ Украины и Украинская Православная Церковь? — Украинская Православная Церковь уже более 1000 лет несет свое служение на территории Украины. По-разному в истории называлась наша Церковь, в разные юрисдикции входила, но всегда она была единственной истинной Церковью. В истории часто бывает так, что параллельно с истинной Церковью возникают ереси и расколы, которые выдают себя за Церковь или хотят называться Церковью, но они никогда не заменят собой Церковь. Так и в нашем, украинском случае. Например, в 1989 году возник один раскол – «Украинская Автокефальная Православная Церковь» (УАПЦ). Потом в 1992 году образовывается второй раскол «Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (УПЦ-КП)». Затем эти две структуры были соединены в декабре 2018 года в одну под названием «Православная Церковь Украины» (ПЦУ). Однако, несмотря на все эти ихние метаморфозы раскол остался расколом, а наша Украинская Православная Церковь была и остается неизменной, единой и истинной. Верующий народ видит и чувствует, где есть истинная Церковь, а где только ее искаженное подобие. Вместе с тем, наши верующие болезненно переживают все эти события, которые наносят тяжелые раны Телу Церкви.

http://pravoslavie.ru/119375.html

Митрополит Иларион: Когда мы говорим, что Церковь находится поверх схватки, это не означает, что происходящее ее не касается Русская Православная Церковь не занимает ту или иную сторону в политическом конфликте. 23 мая, 2014 Русская Православная Церковь не занимает ту или иную сторону в политическом конфликте. 22 мая в Туле состоялась встреча председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона со студентами вузов города – Тульского государственного университета, Тульского педагогического университета имени Л.Н. Толстого и других. Во встрече, которая прошла в ТулГУ, также приняли участие митрополит Тульский и Ефремовский Алексий, епископ Белевский и Алексинский Серафим, министр образования Тульской области Д.В. Бычков, ректор Тульского государственного университета М.В. Грязев, заведующий кафедрой теологии ТулГУ протоиерей Лев Махно, преподаватели, представители духовенства. Присутствующие задали митрополиту Илариону вопросы о жизни и миссии Церкви, о ситуации на Украине, роли мирян в церковной жизни и другие. Вопрос: Как Русская Православная Церковь воспринимает и оценивает ситуацию на Украине? Митрополит Иларион: Вопрос очень непростой и очень болезненный, и я хотел бы, чтобы вы хорошо понимали, что Русская Православная Церковь – это не только Церковь России, но и Церковь Украины, а также Белоруссии, Молдавии, Казахстана, четырех государств в Средней Азии, трех государств в Балтии, Китая и Японии. По сути дела, это многонациональная, всемирная Церковь. Более того, если говорить о количестве верующих, по этому показателю Русская Православная Церковь является второй христианской Церковью после Римско-Католической Церкви. Мы должны понимать, что у Русской Православной Церкви в силу ее размеров, влияния, числа паствы, в силу ее интернационального характера – совершенно особые задачи. Она не может идентифицироваться с позицией только одного государства, не может решать задачи только одной страны. На так называемом постсоветском пространстве она является объединяющей силой для людей, разделенных политическими границами. Границы, которые возникли на этом пространстве в начале 90-ых годов, Церковь уважает, но существует она поверх тех границ. Именно этим и обусловлена роль, которую сегодня играет она и в России, и на Украине и в других перечисленных странах.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-kog...

Старая Русса. Церковь Мины великомученика. Карта и ближайшие объекты Старая Русса. Церковь великомученика Мины (XIV в.) - небольшое четырехстолпное здание кубической формы. Почти во всю высоту стен сохранилась древняя кладка из красного ракушечника. По своему облику, размерам и форме кирпичей, декору и архитектурно-конструктивным особенностям церковь относится к XV веку, а возможно, к 30-40 годам XV века. Церковь имела подцерковье, на втором этаже находился непосредственно храм. Апсида декорирована вертикальными жгутами и арочками. В XV веке церковь была перекрыта позакомарно, что достаточно редко в Новгородской земле в этот период. В 1874 году храм перестраивался; была пристроена трапезная и построена каменная колокольня. По преданию, в ней ослепли шведы, когда, не имея пристанища в разоренном и разрушенном городе, на конях въехали в храм. Шведский военачальник послал слепцов в Швецию как доказательство чудес, творящихся в православных русских храмах. В 1751 году храм был возобновлен стараниями архиепископа Стефания Калиновского и прихожан. В настоящее время церковь находится в печальном состоянии. К церкви Мины были приписаны церкви, не сохранившиеся до наших дней: Дмитриевская церковь с приделом во имя Рождества Богородицы и деревянная церковь во имя Вознесения Господня. Церковь св. великомученика Мины. Отсутствие известий о времени появления храма. Основные архитектурные формы. Святыни церковные. Травой муравой заросла дорожка среди людного, шумливого когда-то Мининского конца между реками Порусьею и Перерытицею. С давних пор так назывался этот конец, а назывался потому, что стояла здесь древняя церковка в честь св. мученика. В глубине столетий скрываются преданья о начале ее. Пережила она и нашествия литовские, и смутное время. В последнее нашествие враги разорили церковь; раз­грабили ее драгоценности; и остались только толстые каменные стены, сложенные из кирпича, дикого камня и плиты с желез­ными связями. Крепко строили в древности каменщики, уцелели стены церковные от разоренья. Да памятна была церковь и ворогам. Преданье говорит, что в ней ослепли шведы и их лошади, когда они, за неименьем пристанища, после разорения города вошли в храм вместе с конями. Делегарди, пораженный этим событием, послал всех слепцов в Швецию, в доказательство чудес, какие творятся в православных русских храмах. После этого почти полтораста лет стояли еще стены храма запустелые, заброшенные. Наконец, собрались с силами прихожане, возобновили его, а с запада пристроили деревянный притвор-трапезу с сенями. Это было уже в 1751 году 1).

http://sobory.ru/article/?object=00490

Церковь Церковь есть установленное от Бога общество людей, соединенных православной верой, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Из этого понятия о Церкви нужно видеть, что к ней принадлежат не только живущие православные христиане, но и все скончавшиеся в истинной вере и святости. О таком соединении Церкви небесной с земной ап. Павел говорит: вы (христиане) приступили к горе Сиону, и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства и к ходатаю нового завета Иисусу ( Ebp. XII, 22–24 ). Сие соединение Церкви небесной с земной указывает на нее, как на предмет веры. Веровать в Церковь значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову, повиноваться ее учению и заповедям, по уверенности, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от единой вечной главы ее, Господа Иисуса Христа. В благодати Божией, всегда пребывающей в истинной Церкви Христовой, мы убеждаемся, во-первых, тем, что глава ее есть Богочеловек Иисус Христос, исполненный благодати и истины ( Uh. I, 14 ) и исполняющий благодати и истины тело Свое, то есть Церковь ( Uh. I, 17 ). Во-вторых тем, что Он умолил Отца небесного послать ученикам Своим другого Утешителя, который да пребудет с ними во век ( Uh. XIV, 16 ). Утешитель же, Дух Святый, поставляет пастырей пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею ( Деян. ХХ, 28 ). Имея главой и руководителем самого Бога, Церковь Христова по благодати Божией всегда пребывала и будет пребывать до скончания века: созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ( Mф. XVI, 18 ); или – Я с вами во все дни до скончания века, говорит Иисус Христос ( Mф. XXVIII, 20 ). В исповедании веры мы признаем Церковь «единой». Сие наименование указывает на то, что Церковь Христова составляет одно духовное тело, имеет одну главу, Иисуса Христа, одушевляется одним Духом Божиим. Одно тело и один дух, как вы и призваны в одной надежде нашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех ( Eф. IV, 4–6 ). Для Церкви, как тела Христова, не может быть иной главы, кроме Иисуса Христа ( I Kop. III, 10–11 ). Хотя и существуют в Церкви православной как бы отдельные и самостоятельные Церкви, например: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская, но все эти Церкви суть части единой Вселенской Церкви. Отдельность видимого их устройства не препятствует им духовно быть великими членами единого тела Церкви Вселенской, иметь единую главу – Христа и единый дух веры и благодати. Видимо сие единство выражается одинаковым исповедыванием веры, общением в молитвах и таинствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

1. Введение 1. Церковь и право 1.1.Богочеловеческая природа Церкви. Являя собой Царство Небесное на земле и имея богочеловеческую природу, Церковь Христова отличается от всех иных человеческих обществ, в том числе и религиозных. Церковь – это Божественное учреждение, в котором Святой Дух подает людям благодатные силы для духовного возрождения, спасения и обожения. Церковь Христова – это Царство не от мира сего ( Ин. 18:36 ), в то же время это – Царство, видимо явленное в сем мире. С человеческой стороны она представляет собой, по авторитетному определению из Катехизиса святителя Филарета, «общество человеков, соединенных православной верой, законом Божиим, священноначалием и Таинствами» 1 . В самом Священном Писании слово « церковь » употребляется: 1) для указания на ее неземную природу: дом Божий, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины ( 1Тим 3:15 ), Тело Христово, которое есть Церковь ( Кол 1:24 ); и 2) для обозначения ее как человеческого общества: говоря о том, что согрешившего брата надо сначала обличить наедине, а если не послушается, то перед свидетелями, затем Господь добавил: Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф 18:17 ). Характерно, что сама этимология слова « церковь » на разных языках проливает свет на оба эти начала – Божественное и человеческое – в природе Церкви. Понятие « церковь » ведет происхождение от двух греческих слов: на славянских и германских языках («црква» – по-сербски, Kirche – по-немецки, church – по-английски) слово «церковь» восходит к греческому словосочетанию κριακη οκον (дом Господень), а по-латыни и в языках романских (ecclesia, l " église, chiesa) происходит от греческого слова κκλησα, которое обозначает народное собрание – высший орган власти в греческих полисах. Как Тело Христово Церковь бесконечно превосходит все земное и никаким земным законам не подлежит, но как человеческое общество она подчиняется общим условиям земного порядка: в частности, вступает в те или иные отношения с государствами и другими общественными образованиями. Уже одно это обстоятельство вводит ее в область права. Однако область права касается не только статуса Церкви в государстве и ее отношений с другими общественными образованиями. Она охватывает и внутрицерковную жизнь, устройство Церкви, взаимоотношения между церковными общинами и институтами, а также между отдельными членами Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

III. Церкви, палатки при церквах и колокольня В настоящее время в лавре 15 церквей. Они суть: 1) Троицкий собор; 2) Никоновская церковь; 3) Духовская, или Сошественская, церковь; 4) Филаретовская церковь; 5) Успенский собор; 6) Смоленская церковь; 7) Трапезная церковь преподобного Сергия; 8) церковь преподобного Михея; 9) Больничная (так называемая) церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких; 10 и 11) Иоанна, списателя «Лествицы», а под нею церковь великомучениц Варвары, Анастасии и Акилины; 12) надворотная церковь Иоанна Предтечи; 13) домовая церковь Казанской Божией Матери (в митрополичьих покоях); 14) домовая церковь Покрова Богородицы (в наместничьих кельях) и 15) Всех святых (под Успенским собором). Палаток при церквах две – Серапионовская, или трех мощей, при Троицком соборе и Максимовская при Духовской церкви. 1. Троицкий собор Значение собора в монастыре. Деревянные церкви до нынешней каменной. Построение нынешней каменной церкви: время, когда начато ее строение; материал, из которого она построена; ее размеры и форма, ее красота; ее ктиторы и продолжение времени ее строения. Внешность собора: позолота купола (главы), позолота кровли, роспись стен; пристройка папертей. Внутренность собора; замечательное в алтаре; бывший придел в южном отделении алтаря; иконостас и местные иконы; царские врата; рака с мощами преподобного Сергия; замечательные иконы в церкви; ковчег с мощами; стенная живопись; паникадила и лампады. Настилка чугунного пола вместо деревянного и обращение собора из холодного в теплый. Погребенные в соборе. Записи в северной паперти собора. Троицкий собор, или церковь во имя святыя Троицы, есть главная церковь монастыря, по которой он называется Троицким и в которой почивают мощи преподобного Сергия. Церковь принято называть собором, потому что между многими церквами лавры она есть главная и что именно в ней совершаются торжественные соборные служения (кроме нашей Троицкой церкви усвоено название собора еще другой церкви монастыря – Успенской, как представляющей собою вторую главную церковь монастыря).

http://sedmitza.ru/lib/text/438573/

Введение. Церковь и право Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Богочеловеческая природа Церкви. Являя собой Царство Небесное на земле, Церковь с самого своего рождения обнаружила свою Богочеловеческую природу, которой она отличается от всех иных человеческих обществ, в том числе и религиозных. Церковь - это Божественное учреждение, в котором Святой Дух подает людям благодатные силы для духовного возрождения, спасения и об о жения. Церковь Христова - это Царство не от мира сего (Ин. 18:36), в то же время это - Царство, видимо явленное в сем мире. С человеческой стороны она представляет собой «общество человеков, соединенных православною верою, законом Божиим, священноначалием и Таинствами.» В самом Священном Писании слово «церковь» употребляется и для указания на ее неземную природу: дом Божий, «Который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15), Тело Христово, «Которое есть Церковь» (Колосс. 1:24-25), - и для того, чтобы обозначить ее как человеческое общество: говоря о том, что согрешившего брата надо сначала обличить наедине, а если не послушается, то перед свидетелями. Господь добавил: «Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:17). Понятие «церковь» ведет происхождение от двух греческих слов, которые указывают на обе эти - Божественную и человеческую - стороны в природе Церкви. На славянских и германских языках («црква» - по-сербски, Kirche - по-немецки, church - по-английски) слово «церковь» восходит к греческому словосочетанию «κυριακη οικου» (Дом Господень), а по-латыни и в языках романских (ecclesia, 1 " eglise, chiesa) происходит от греческого слова «εκκγησια» которое обозначает общественное, или народное, собрание. Как Тело Христово Церковь бесконечно превосходит все земное и никаким земным законам не подлежит, но как человеческое общество она подчиняется общим условиям земного порядка: вступает в те или иные отношения с государствами, другими общественными образованиями. Уже одно это обстоятельство вводит ее в область права. Однако область права касается не только указанных отношений Церкви. Она охватывает и внутрицерковную жизнь, устройство Церкви, взаимоотношения между церковными общинами и институтами, а также между отдельными членами Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/432341/

Вожгалы. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты По материалам исследователя О.Н. Виноградова: " Церковь Преображенская. Из церковных документов – клировых ведомостей 1814 года видно, что в 1672 году была построена деревянная церковь во имя св. Петра и Павла. По ведомости 1727 года в числе архиерейской вотчины значится погост Вожгальский «подле речку Лебедку» построен вновь, а на погосте церковь во имя св. Верховных апостолов Петра и Павла – дело 1727 На месте первой деревянной церкви был построен в 1728 году каменный храм двухпрестольный – холодный Покровский и теплый Петропавловский. В 1798 году преступлено к перестройке теплого храма. По перестройке коего в нем устроено два придела – Петропавловский освящен 16 марта 1874 года и в честь св. Василия Великого Кесарийского. В 1833 году холодный храм по тесноте разобран и вместо его на том же месте заложен новый храм, который и построен в течении 8 лет. Престолы освящены: главный средний во имя Преображения Господня 28 сентября 1841 года, северный в честь Покрова Пресвятой Богородицы 17 июня 1844 года и южный в честь св. апостолов Петра и Павла 18 июня 1844 года. В теплой же церкви Петропавловский престол преосвящен в честь св. мучеников Гурия, Самона и Авива. В 1859 году теплая церковь расширена. На приходском кладбище в 1857 году построена каменная церковь с одним престолом в честь Воскресения Господня. Церковь заложена в 1846 году по храмозданной грамоте от 26 февраля 1846 года за 1050 и освящена 1 декабря 1857 года. К 1914 году церковь эта была двухэтажной, престолов в ней два – в верхней церкви в честь Воскресения Господня, а в нижней св. Константина митрополита Киевского. " Преображенская церковь каменная, построена в 1833 г., расстоянием от г. Вятки в 60 верстах. На приходском кладбище Воскресенская церковь, каменная, построена в 1857 г. Часовни: при починке Суслопаровском, построена в 1875 г. и при дер. Лыстанской, построена в 1889 г. Причта по штату положено: 3 священника, 1 диакон, 3 псаломщик; священник Молчанов и псаломщик Бизяев живут в казенных квартирах, псаломщик Басманов проживает на частной квартире и получает квартирное пособие 3 руб. в месяц, а остальные члены причта имеют свои дома. Земли: пахотной и сенокосной 33 десятины 964 сажени, из коих 30 десятин в пользовании крестьян, есть и усадебная, но количество её неизвестно. Братский денежный доход: священника 827 руб. 55 коп., диакона 551 руб. 70 коп., псаломщика 275 руб. 85 коп. Руги собирается на весь причт до 350 пуд. ржи, 475 пуд. овса и 400 пуд. ячменя. Прихожан: православных русских 4371 муж. пола, 4826 жен. пола; приход состоит из 80 селений расстоянием до 12 верст.

http://sobory.ru/article/?object=26408

Воронеж. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Пятницкая церковь, Рождество-Богородицкая церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Маленькую церковку, которая стояла на углу современных улиц Кости Стрелюка и Володарского, как и некоторые другие, я называю не строго церковным, а принятым среди прихожан именем. Главный престол ее посвящался Рождеству Богородицы, и церковь, следовательно, в документах писалась Рождество-Богородицкой. Церковь Рождества Богородицы известна в Воронеже с начала XVII века, она упоминается деревянной в Писцовых книгах 1628 года. Уже тогда ее изредка именовали Пятницкой по приделу. В описании города 1666 года ближайшая к церкви проезжая башня называлась Пятницкой. Храм находился за пределами крепости, на посаде, в центре тогдашнего базара. Со всех сторон его окружали лавки, рыбные и мясные ряды, близ колокольни — красные ряды. Первая церковь действовала до 1738 года. В это же лето была сооружена новая церковь, тоже деревянная (хотя иногда упоминается, что она была уже каменной). В 1746 году старый храм продали и увезли в Елец, на его месте в конце минувшего века размещалась усадьба купца Абрамова. Вторую церковь поблизости от прежней сооружали на средства богача-фабриканта Феодосия Миновича Постовалова. Долго жить ей было не суждено: она сгорела в пожаре в ночь с 9 на 10 мая 1748 года. Наследники купца Постовалова решили строить долговечный каменный храм, который освятили 26 ноября 1761 года. Здесь тоже имелся придел в честь святой мученицы Параскевы Пятницы, давший расхожее название всей церкви. В сентябре 1772 года был освящен еще один придельный алтарь — «в честь воспоминания бывшего Знамения и чудес от иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы в великом Новеграде». В 1825 году Пятницкая церковь капитально перестраивалась — были расширены окна, сломана внутренняя стена, отделявшая отапливаемую часть от холодной, вместо чугунных полов настелили деревянные, пристроили паперть. В 1864 году на средства Капканщиковых и Кряжовых интерьер нефа и трапезной отделали под мрамор, подновили придельные иконостасы, вся церковь стала теплой.

http://sobory.ru/article/?object=09287

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010