66 . – Краткие мысли и заметки в Бозе почившего афонского старца иеромонаха Арсения. М., 1894. Первоначально печ.: ДС, 1893–1894. 67 . – О чудесном знамении на небе при встрече Афонской святыни Рогачевского уезда, в местечке Чечерске, 24 авг. 1866 г. – «Странник», 1867, 1, отд. I, с. 58. 68 . – Описание знамений и исцелений благодатью Божией бывших в разных местах в 1863–1866 гг. от святых мощей и части Животворящего Древа Креста Господня, принесенных со Святой Афонской Горы из Русского Пантелеимонова монастыря. Μ., ΡΠΜΑ. 1868. То же. Изд. 4-е. Описание... в 1863–1867 годах... Μ., ΡΠΜА, 1880. 140 с. Изд. 5-е. Μ., ΡΠΜΑ, 1889. Изд. 6-е. Μ., ΡΠΜΑ, 1901 Ср.: Описание знамений и исцелений... 545, 546, 547). 69 . – Письма в Бозе почившего афонского старца иеромонаха Арсения к разным лицам, с добавлением мыслей и заметок о разных предметах веры и нравственности. Вып. 1–3. М., 1883–1897. Вып. 1. М., 1883. Вып. 2. М., 1886; 1890. Вып. 3. М., 1897. То же. Из наставлений афонского инока (Извлеч. из вып. 1). – ЖМП, 1974, 4, с. 27–28. 70 . Арсеньев С. В. Хождение Игнатия Смольнянина (1389–1405). Под ред. С. В. Арсеньева. СПб., 1887, XI, 45 с. (ППС, вып. 12). 71 . Архимандрит Макарий, игумен Афонского Пантелеимоновского монастыря. (Некролог, завещание). – ПрЦВед, 1889, с. 890–894. 72 . Аскоченский В. И. Василий Григорьевич Григорович-Барский, знаменитый путешественник XVIII века. Киев, 1854. 39 с. Перед загл.: В. А. (Авт. установлен по Русскому биографическому словарю). 73 . Афон. – «Воскресный досуг», 1863, т. 2, 45, с. 318–319; 46, с. 331–334. 74 . Афон. – Новый энциклопедический словарь. Под общ. ред. К. К. Арсеньева. Т. 4. Б. г., с. 533–538. 75 . Афон. – Энциклопедический словарь. Брокгауз и Ефрон. Т. 2. 1891, с. 576–585. 76 . Афон. Тенденциозная статистика иноческого населения Святой Горы. Пререкание между румынским скитом Святого Предтечи и греческой Лаврой Святого Афанасия и отношение к нему румынского правительства. – ЦВ, 1887, 46, с. 793–794. 77 . Афон. Чем разрешились толки об интригах русских монахов на Афоне? – ЦВ, 1888, 28, с. 520.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

К 1335 г. относится 1-е упоминание о хранящейся в И. П. м. в кипарисовом ковчеге левой руке св. Иоанна Предтечи (Le pèlerinage du moine augustin Jacques de V é rone. 1902. Р. 211). По-видимому, эта реликвия была перенесена туда после 1187 г. из кафедрального собора Севастии (в 10 км от Наблуса). Примерно в это же время Стефан Новгородец (1348 или 1349), упоминая при описании святынь К-поля десницу св. Иоанна Предтечи, говорит, что его левая рука хранилась в И. П. м. ( Majeska G. P. Russian Travelers to Constantinople in the 14th and 15th Cent. Wash., 1984. P. 45). Архим. Агрефений (ок. 1360 или 1370) считает, что вышеупомянутая реликвия - «рука левая по запястие никоего святаго старьца» не сгорела, когда сарацины бросили монахов в печь, потому что за нее старца держал св. Иоанн Предтеча (Хождение архим. Агрефенья обетели Пресвящыя Богородица//ППС. 1896. Т. 16. Вып. 3(48). С. 17). По словам этого автора, И. П. м. находился на расстоянии полверсты от Иордана, а руины ц. Св. Троицы на месте Крещения - на противоположном берегу (Там же. С. 16). В 1384 г., по сведениям флорентийских паломников Л. Фрескобальди и Дж. Гуччи, в мон-ре оставались всего 1-2 монаха (Visit to the Holy Places. 1948. Р. 78, 134). В 1421 г. диак. Зосима уже застал мон-рь заброшенным: «Ту стоит церковь святая Троица, был монастырь, ныне же от злых арапов разорена» ( Прокофьев Н. И. Хожение Зосимы в Царьград, Афон и Палестину: Текст и археогр. вступление//Вопросы рус. лит-ры. М., 1971. С. 35. (УЗ МГПИ; 455)). По словам Ф. Фабера, в нач. 80-х гг. XV в. в мон-ре жили араб. разбойники (The Book of the Wanderings of Brother Felix Fabri. 1887. Vol. 2. Р. 35). В 1515 г. И. П. м. находился в запустении, но в 1561 г. в нем снова проживали греч. монахи (Хождения купца Василия Познякова по святым местам Востока, 1558-1561 гг./Ред.: Х. М. Лопарев//ППС. 1887. Т. 6. Вып. 3(18). С. 61). В кон. XVI в. мон-рь был окончательно заброшен и постепенно разрушался. Неизвестно почему местные арабы стали называть эти развалины Каср-эль-Яхуд, т. е. «замок евреев».

http://pravenc.ru/text/577918.html

Vol. 2. P. 280-383. С. В. Тарханова, К. В. Неклюдов Не позднее VI в. М. стали называть родиной равноап. Марии Магдалины , куда устремились многочисленные паломники ( Theodos. De situ Terrae Sanctae. 2//CCSL. T. 175. P. 115; рус. пер.: Феодосий о местоположении Св. Земли нач. VI в.//ППС. 1891. Т. 10. Вып. 1(28). С. 13). В VIII-X вв. здесь существовала церковь на месте дома Марии Магдалины, где, как считалось, Спаситель изгнал из нее 7 бесов (Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем местах//ППС. 1886. Т. 4. Вып. 2(11). С. 28). В Житии равноапостольных Константина и Елены (Vat. gr. 974, XI в.) строительство этой церкви приписывается равноап. Елене (Там же. С. 260). В нач. XII в. рус. игум. Даниил сообщает только то, что в М. находился дом равноап. Марии Магдалины («Хождение» игум. Даниила в Св. Землю в нач. XII в. СПб., 2007. С. 104-105). Церковь еще существовала в кон. XIII в., когда М. посетил Рикольдо да Монтекроче, затем ее перестали упоминать паломники. В 1626 г. жители М. показывали путешественникам только место, где она была построена. На принадлежащем францисканцам участке в М. археологи обнаружили остатки храма с апсидой, византийского монастыря и сводчатого здания с апсидой, которое, возможно, не являлось церковью. Отождествить эти постройки с упомянутыми в письменных источниках не представляется возможным ( Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus. Camb., 1998. Vol. 2. P. 28). В 1908 г. начальник РДМ архим. Леонид (Сенцов) приобрел участок земли в 4 км к югу от М., на берегу Геннисаретского оз., который носил название Магдальский сад. Там расположены 3 родоновых источника, в одном из них, по местному преданию, Христос исцелил равноап. Марию Магдалину. Небольшой храм во имя этой святой был построен в 1962 г. и расписан худож. Я. Н. Добрыниным в 1996-1997 гг. Участок является подворьем Горненского монастыря , в июне 1997 г. его посетил Московский и всея Руси патриарх Алексий II и заложил здесь дом для паломников, строительство которого было завершено в 2000 г. ( Лисовой Н. Н. Приди и виждь: Свидетельства Бога на земле. М., 2000. С. 75-78).

http://pravenc.ru/text/2561172.html

В итинерарии Феодосия (ок. 530) говорится, что на Е. г. было построено 24 церкви ( Феодосий о местоположении Св. Земли нач. VI в.//Пер. и объясн.: И. В. Помяловский//ППС. 1891. Т. 10. Вып. 1(28). С. 15), а паломник из Пьяченцы (ок. 570) застал здесь «множество затворников, мужчин и женщин» (Путник Антонина из Плаценции кон. VI в./Изд., пер. и объясн.: И. В. Помяловский//ППС. 1895. Т. 13. Вып. 3(39). С. 33). Кармелитский мон-рь Pater Noster Кармелитский мон-рь Pater Noster Малая Галилея С юж. стороны часовни Вознесения к стене мечети пристроено маленькое прямоугольное здание без к.-л. украшений над пещерой прп. Пелагии († 457, пам. 8 окт.), знаменитой антиохийской красавицы-куртизанки, обращенной в христианство еп. Нонном и много лет подвизавшейся в каменном затворе на Е. г. На дорогу выходит решетчатая калитка, через к-рую небольшая дорожка ведет к глухой двери. В 1-м довольно высоком и просторном помещении, возможно пристроенном позднее, молятся мусульмане, почитающие преподобную, далее неск. крутых ступеней ведут в сводчатую комнату. Она меньше по размеру предыдущей и освещена небольшими окошечками под крышей. Здесь, справа от входа, стоит каменный саркофаг с греч. надписью. На стенах сохранились евр. надписи о почитании пророчицы Фульды, в пустой гробнице к-рой, видимо, и совершала затворнический подвиг прп. Пелагия. Она жила и могла быть похоронена в маленькой низкой каморке с заложенным после ее смерти окошком, через к-рое принимала пищу и беседовала с посещавшими ее для духовного наставления. Есть сведения, что когда-то от Имвомона к пещере Пелагии вели 25 ступеней. Монастырь прп. Пелагии расположен напротив часовни Вознесения и пещеры прп. Пелагии. Этот участок был приобретен в 1845 г. Иерусалимской Православной Патриархией. В 1992 г. стараниями архим. Иоакима, прибывшего с Хиоса, началось строительство нового храма в честь Вознесения Господня. По офиц. версии, были нарушены пункты израильского законодательства, по к-рым муниципальные власти запрещают строить новые христ. храмы на Е. г. и в др. районах Иерусалима. 23 июля 1992 г., когда храм был уже практически возведен, прибыла команда полицейских с бульдозером и церковь была варварски разрушена. Сохранился лишь нижний храм, оборудованный в крипте строившейся церкви. Его спасло чудо: большая круглая деревянная икона Вседержителя, сорвавшись с места, вдруг закружилась перед бульдозером. В этот миг бульдозер сломал зуб, запутавшись в железобетонном перекрытии нижнего храма. После этого израильские полицейские прекратили снос постройки и удалились. В ночь на 8 июля 1995 г. неизвестные злоумышленники ворвались в разоренный мон-рь, связав архим. Иоакима, нанесли ему тяжелые побои и убили его мать, причисленную ныне Иерусалимской Православной Церковью к лику святых мучениц ( Ιωακεμ (Στρογγυλς), ρχιμ. Τ ερ προσκνημα τς Αναλψεως. Ιεροσλυμα, 1996).

http://pravenc.ru/text/189763.html

Рус. паломники Стефан Новгородец (ок. 1350), Игнатий Смольнянин (1389-1393), диак. Зосима (1419-1421) и аноним (1424-1434) оставили упоминания об О. и краткие описания церемонии, к-рая по-прежнему проводилась по вторникам перед иконой «Одигитрия» (Хождение Стефана Новгородца/Ред.: Л. А. Дмитриев//БЛДР. 1999. Т. 6. С. 34; Хождение Игнатия Смолнянина/Ред.: С. В. Арсеньев//ППС. 1887. Т. 4. Вып. 3. С. 8; Хождение инока Зосимы/Ред.: Х. М. Лопарев//ППС. 1889. Т. 8. Вып. 3. С. 4; Majeska G. Russian Travelers to Constantinople in the XIVth and XVth Cent. Wash., 1984. P. 289-295). Десятилетия междоусобиц негативно повлияли на образ жизни монахов в О. Ок. 1358 г. К-польский патриарх Каллист I жаловался в письме патриарху Антиохийскому Пахомию на недостойное поведение монахов-сирийцев и требовал сменить настоятеля мон-ря ( Miklosich, Muller. Vol. 1. P. 379-380). В 60-х гг. XIV в. К-польский патриарх Филофей Коккин отлучил от Церкви свящ. Константина из О. (Ibid. Vol. 2. P. 55). В 1371 г. др. монах из мон-ря был отлучен за колдовство и связь с монахиней из мон-ря св. Андрея в Криси (Ibid. Vol. 1. P. 548). Вероятно, в кон. XIV в. О. был возвращен под управление К-польской Патриархии; после серии скандалов предыдущих лет Антиохийский епископат потерял над ним контроль. В XV в. О. во многом сохранял свое значение. В период подготовки унии с Римско-католической Церковью община О. активно поддерживала политику имп. Иоанна VIII Палеолога . В 1438 г., перед отъездом имп. Иоанна на Ферраро-Флорентийский Собор, в соборе Св. Софии и в О. возносились торжественные молитвы за единство Церкви. О. и традиция почитания иконы «Одигитрия» сохранялись до падения К-поля. По сообщению визант. историка Дуки, во время осады 1453 г. икона была перенесена в мон-рь Хора , где перед ней продолжались службы. Там в момент захвата К-поля икона попала в руки янычар, к-рые сняли с нее драгоценный оклад и разбили ее топором на 4 части ( Ducas. Historia Byzantina/Ed. I. Bekker. Bonnae, 1834. P. 272, 288). Мон-рь О. существовал еще неск. лет после падения Византии. Вероятно, в 1467 г. постройки уже закрытого мон-ря были включены в комплекс нового дворца Мехмеда II (ныне дворец Топкапы).

http://pravenc.ru/text/2578201.html

В 30-х гг. XIII в. свт. Савва Сербский посетил К. по пути на Синай (Путешествие св. Саввы, архиеп. Сербского//ППС. 1884. Т. 2. Вып. 2(5). С. 17, 59). Долгое время считалось, что с кон. XIII в. К. стал именоваться мон-рем прп. Герасима по соседней заброшенной обители (см. в ст. Герасима Иорданского мон-рь ). Однако в результате недавних раскопок было высказано мнение, что К. находился не в Дайр-Хаджала на месте совр. монастыря прп. Герасима, а на расстоянии примерно 1 км к северу близ источника Хаджала, где были обнаружены развалины большого мон-ря ( Hirschfeld. 2002. P. 132-133; Sharon. 2004. P. 48-54). По археологическим данным, мон-рь близ источника Хаджала был оставлен монахами до кон. XIII в., что следует из араб. надписи 1295 г. из дер. Хаджала, построенной прямо на месте мон-ря, тоже вскоре покинутой. Ист.: Ioan. Mosch. Prat. spirit. 26, 40, 46, 98, 157, 163//PG. 87. Col. 2872, 2893, 2900-2901, 2957, 3025, 3029-3032 (рус. пер.: Иоанн Мосх. Луг духовный. С. 32-33, 54, 61-62, 120, 187-188, 193-194); Vita S. Georgii Chozebitae confessoris et monachi auctore ejus discipulo Antonio/Ed. C. Houze//AnBoll. 1888. T. 7. P. 97-144, 336-370; Иоанна Фоки Сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о св. местах Палестины кон. XII в.//ППС. 1889. Т. 8. Вып. 2(23); Sharon M. Corpus Inscriptionum Arabicarum Palaestinae. Leiden, 2004. Vol. 3; «Хожение» игум. Даниила в Св. Землю в нач. XII в./Отв. ред.: Г. М. Прохоров. СПб., 2007. Лит.: Vailh é S. Les Laures de S. Gérasime et de Calamon//EO. 1898. T. 2. P. 106-119; Schneider A. M. Das Kalamon-Kloster in der Jerichoebene//Oriens Chr. Ser. 3. 1938. Bd. 13. S. 39-43; Janin R. Calamon//DHGE. 1949. Т. 11. Col. 338; Hirschfeld Y. List of the Byzantine Monasteries in the Judean Desert//Christian Archaeology in the Holy Land: New Discoveries: Essays in Honor of V. C. Corbo. Jerusalem, 1990. P. 18-19, 24-26. (SBF. Coll. Major; 36); idem. The Judean Desert Monasteries in the Byzantine Period. New Haven, 1992. P. 13, 31, 73, 77, 86-87, 96, 105, 177-178, 180-181; idem. The Desert of the Holy City: The Judean Desert Monasteries in the Byzantine Period. Jerusalem, 2002. P. 132-133 (на ивр.); Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus. Camb.; N. Y., 1993. Vol. 1. P. 197-202; Читти Д. Д. Град пустыня. СПб., 2007. С. 243-245, 251.

http://pravenc.ru/text/1319919.html

Мужской монастырь Илии Пророка (Иерусалим) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Мужской монастырь Илии Пророка находится на пути из Иерусалима в Вифлеем, недалеко от гробницы Рахили. Впервые этот монастырь упоминается западными паломниками около 1160 года. Принадлежит Иерусалимской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] По сообщению Иоанна Фоки (1185), монастырь Илии Пророка, «древнейшими боголюбивыми мужами воздвигнутый», был разрушен землетрясением и восстановлен игуменом-сирийыем на средства византийского императора Мануила I. (Иоанна Фоки сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о св. местах Палестины конца XII в.//ППС. 1889. Т. 8. Вып. 2 (23). С. 24, 54). По всей видимости, имеется в виду землетрясение, происшедшее ок. 1157 г. Согласно греч. анонимному паломнику (1187), монастырь, имевший церковь с куполом (PG. 133. Col. 989), находился на том месте, где пророку Илии скрывшемуся в пустыне от Иезавели явился Ангел (3 Цар 19, 4-8). К этому преданию апеллировали зап. паломники (в т. ч. Филипп из Савоны (1283) и Николай из Поджибонси (1346-1350)), тогда как пилигримы жившие позднее ошибочно связывали основание мон-ря либо с местом рождения прор. Илии - Номпар де Гомон (1418), Иоанн Полонер (1422), Б. Амико (1620) - либо с местом, куда пророк удалился во время засухи (3 Цар 17, 1-7),- Игнатий Смолянин (1396-1402) (Хождение Игнатия Смолянина//ППС. 1887. Т. 4. Вып. 12(3). С. 22), либо даже с местом, где он был взят на небо - Петр де Пеннис (ок. 1350). Последние 2 события ветхозаветной истории традиционно связываются с пещерой прор. Илии в монастыре Хозива и с ущельем Харран за р. Иордан. С монастырем Илии Пророка также связывают ряд новозаветных преданий. Считается, что здесь прав. Иосифу явился во сне ангел, сказав: «Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого» (Мф 1. 20), и что на этом месте волхвы снова увидели звезду, которую потеряли из виду, когда пришли в Иерусалим, чтобы спросить, «где родившийся Царь Иудейский» (Мф 2. 2) (RapmTpouloj. 1996. S. 140-141).

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИИ ПРОРОКА МОНАСТЫРЬ [Дейр-Мар-Ильяс; греч. Μον το προφτου Ηλιο; араб.      ], муж., действующий, принадлежит Иерусалимской Православной Церкви, находится на пути из Иерусалима в Вифлеем, недалеко от гробницы Рахили. Высказывались предположения об основании И. п. м. равноап. Еленой или свт. Илией I (494-516), патриархом Иерусалимским (ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 40). Однако впервые этот монастырь упоминается западными паломниками ок. 1160 г. По сообщению Иоанна Фоки (1185), И. п. м., «древнейшими боголюбивыми мужами воздвигнутый», был разрушен землетрясением и восстановлен игуменом-сирийцем на средства визант. имп. Мануила I ( Иоанна Фоки Сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о св. местах Палестины конца XII в.//ППС. 1889. Т. 8. Вып. 2(23). С. 24, 54). По всей видимости, имеется в виду землетрясение, происшедшее ок. 1157 г. Согласно греческому анонимному паломнику (1187), монастырь, имевший церковь с куполом (PG. 133. Col. 989), находился на том месте, где прор. Илии , скрывшемуся в пустыне от Иезавели, являлся Ангел (3 Цар 19. 4-8). К этому преданию апеллировали зап. паломники (в т. ч. Филипп из Савоны (1283) и Николай из Поджибонси (1346-1350)), тогда как пилигримы, жившие позднее, ошибочно связывали основание мон-ря либо с местом рождения прор. Илии - Номпар де Гомон (1418), Иоанн Полонер (1422), Б. Амико (1620), либо с местом, куда удалившемуся во время засухи пророку приносили пищу вороны (3 Цар 17. 1-7),- Игнатий Смолянин (1396-1402) (Хождение Игнатия Смолянина//ППС. 1887. Т. 4. Вып. 12(3). С. 22), либо даже с местом, где он был взят на небо,- Петр де Пеннис (ок. 1350). Последние 2 события ветхозаветной истории традиционно связываются с пещерой прор. Илии в мон-ре Хозива и с долиной Харрар (в настоящее время на территории Иордании). Мон-рь во имя прор. Илии Иерусалимской Православной Церкви Мон-рь во имя прор. Илии Иерусалимской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/389257.html

описания святынь К-поля, к-рое отразилось в неск. более поздних «Беседе о Цареграде» ( Майков. 1890. С. 12-28) и «Сказании о святых местех, о Костянтинеграде и о святых мощех» ( Сперанский. 1934. С. 83-140). Вскоре, в 1348/49 г., совершил П. в Царьград Стефан Новгородец «съ своими другы осмью»; он оставил описание, по характеру и содержанию напоминающее кн. «Паломник» архиеп. Антония, но заметно более краткое, хотя и содержащее при этом ряд уникальных сведений (Там же. С. 5-82). «Оттоле поидохом к Иерусалиму»,- замечает в заключение Стефан, но эта часть его П. осталась по каким-то причинам без описания. Четверть века спустя, в сер. 70-х гг. XIV в., на Св. земле побывал Агрефений (Грефений (?), имя искажено), вероятно архимандрит тверского Отроча мон-ря, а не смоленского мон-ря Пресв. Богородицы, как долго считалось. Хождение Агрефения - первое после Даниила, причем вполне оригинальное рус. повествование о святынях Иерусалима с окрестностями и Галилеи (ППС. 1896. Т. 16. Вып. 3(48); Прокофьев. 1975). Поездка в К-поль иеродиак. Игнатия Смольнянина в 1389-1393 гг. по цели своей не была паломнической (он попал туда в свите Московского митр. Пимена), чему соответствует и содержание его «Хождения». Сведения о святынях и храмах визант. столицы встречаются в повествовании о событиях (коронация имп. Мануила II Палеолога и проч.), свидетелем которых стал автор. Маршруты Агрефения и Игнатия различны: первый двигался западным путем - через Витебск, Друцк, Слуцк на Белгород (ныне Белгород-Днестровский), второй - по Дону через татар. улусы. Игнатий то ли сильно задержался в К-поле, то ли предпринял в 1405 г. еще одно путешествие - на этот раз в Солунь и на Афон (где, возможно, и поселился), оставив перечень увиденных им храмов (ППС. 1887. Т. 4. Вып. 3(12); ПСРЛ. Т. 11. С. 95-108). Вошедший в некоторые списки (их 24) «Хождения» Игнатия рассказ о посещении Иерусалима, в к-ром особое внимание уделено местам служения в храме Гроба Господня и других церквах представителей разных конфессий, скорее всего относится ко 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/2578754.html

Время появления термина «новомученик» (греч.: νεομρτυς) и его хронологические рамки определяются исследователями по-разному. В визант. агиографических источниках эпитет «новый» (νος) и обозначение «новый мученик» (νος μρτυς), или «новомученик», обычно прилагались к святым, пострадавшим от мусульман и от иконоборцев начиная с VII-VIII вв. Вероятно, эпитет «новый» использовался для того, чтобы отличить мученика, пострадавшего в недавнее время, от «древнего» святого (I-VII вв.) ( Τσμης. 1999. Σ. 108). Эпитет «новый» встречается в агиографических текстах VIII в., что видно на примере Мученичества шестидесяти святых новых мучеников, пострадавших от арабов в Иерусалиме в 725 г. (текст издан А. И. Пападопуло-Керамевсом: ППС. 1892. Т. 12. Вып. 1. С. 1-7). Первоначально Мученичество было написано на сирийском языке, однако сохранилось лишь в переводе на греческий. Также термин «новомученик» присутствует: в груз. Мученичестве Або Тбилисского († 786; пам. 8 янв.), араба по происхождению, принявшего христианство; в греч. Мученичестве Илии Дамасского († 779; пам. сир. 1 февр.; пам. визант. 4 февр.), пострадавшего за отказ отречься от Христа (текст издан А. И. Пападопуло-Керамевсом: ППС. 1907. Т. 19. Вып. 3(57). С. 42-59); в греч. Мученичестве Вакха Нового († 786/7; пам. греч. 15, 16, 17, 18 дек., 11 апр.), к-рый воспитывался в семье мусульманина и христианки, затем принял веру матери и не пожелал отступить от нее (изд.: Combefis F. Christi martyrum lecta trias: Hyacinthus Amastrensis, Bacchus et Elias novi martyres. P., 1666. P. 61-126); в синаксарном сказании о Феофиле Новом († 780; пам. греч. 30 янв.), попавшем в плен к арабам (SynCP. Col. 434); в груз. переводе греч. Мученичества Романа Нового († 780; пам. греч. 1 мая), монаха, жившего в период иконоборчества ( Peeters P. S. Romain le néomartyr († 1 mai 780) d " après un document géorgien//AnBoll. 1911. Vol. 30. P. 393-427). Раннее свидетельство употребления термина «новомученик» содержится в «Душеполезных рассказах» прп. Анастасия Синаита († после 701), в частности в повествовании о христианке Евфимии,- рабыне аристократа мусульманина из Дамаска, который жестоко избивал ее за посещение церкви ( Binggeli A. Anastase le Sinaïte: Récits sur le Sinaï et Récits utiles à l " âme. Éd., trad., comment. P., 2001. P. 252 [diss]).

http://pravenc.ru/text/2577845.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010