Житие иже во святых отца нашего Симеона Столпника  //ППС. Вып. 57 (XIX/3). СПб., 1907. Житие преподобнаго огца нашего Харитона Исповедника  //ПП. Вып. 10. СПб., 1899. Житье и хожденье Даниила русскыя земли игумена 1106–1107 гг.  /Под ред. М. А. Веневитинова//ППС. Вып. 3 и 9 (1/3). СПб., 1885 [греч. текст и рус. перевод] Иероним, блж. Творения. Т. 1–4.  Киев, 1863–1868. Иероним, блж. Творения. В 17-ти частях.  Киев, 1893–1903. Иоанн Дамаскин , прп. Сказание о святом и славном великомученике Артемии, извлеченное из Церковной истории Филосторгия и некоторых других Иоанном монахом//Приложение к ХЧ (1853–1854). С. 439–452. Иоанн Кассиан 1892  =Писания преподобного отца Иоанна Кассиана Римлянина /Пер. с лат. еп. Петра. М., 1892. Иоанн Златоуст , свт.  Беседы к народу Антиохийскому. СПб., 1859 [греч. текст: PG 49, 67–82]. Иоанн Златоуст 1896–1906  =Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского, в русском переводе. В 12 томах. СПб., 1896–1906. Иоанн Фока 1889  =Иоанна Фоки сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, а также Сирии, Финикии и о святых местах в Палестине//ППС. Вып. 23. СПб., 1889. С. 29–59 [греч. текст: PG 133, 928–972 и рус. Перевод] Кекелидзе 1912=Иерусалимский Канонарь VII в. (грузинская версия)/Изд. прот. К. Кекелидзе. Тифлис, 1912. Лавсаик 1873  =Палладия, епископа Еленопольского «Лавсаик» , или Повествование о жизни святых и блаженных отцов/Пер. с греч. [ Евсевия Орлинского ]. СПб., 1873 [перераб. изд.: М., 1992. См. также: Butler С. The Lausiac History of Palladius... и Palladio. La storia Lausiaca...]. Луг Духовный.  Творение блаженного Иоанна Мосха /Пер. с греч. прот. М. И. Хитрова. Сергиев Посад, 1915. (Троицкая библиотека, кн. 1 [репр.: М., 1991; греч. текст: PG 87/3, 2852–3116] Луг Духовный 2004 , см.: Достопамятные сказания 2004. Макарий Египетский , прп.  Духовные беседы. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. Макарий Египетский , прп.  Духовные слова и послания. Собрание типа I (Vatic, graec. 694)/Изд. подг. А. Г. Дунаев. М., 2002.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Васильевский В.  Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем памятных местах, первой половины IX в.//ППС 11 (IV/2). 1886. С. 257–261. Григорий Богослов .  Собрание творений. В 2 томах. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. Две византийские хроники X в.  М., 1959. Деяния Вселенских соборов. В 7 томах.  Казань, 1859–1873. Добротолюбие. В 5 томах.  М., 2004. Древний патерик.  М., 1999 [см.: Apophthegmata, collectio systematica...]. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцев.  Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993 [см.: Apophtegmata, collectio alphabetica...]. Достопамятные сказания 2004  =Луг Духовный 2004=Луг Духовный. Творение блаженного Иоанна Мосха . Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М., 2004. Евагрий 1994  =Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты//Пер., вступ. статья и комм. А. И. Сидорова . М., 1994. Житие и страдания святаго священномученика и чудотворца отца нашего Анастасия Перса, монаха монастыря аввы Иустина  //ПП. Вып. 14. СПб., 1907 [см.: Flusin В. Saint Anastase le Perse...]. Житие и подвизания иже во святых отца нашего преподобнаго Георгия Кипрскаго, иже в Хузиве//ПП. Вып. 9. СПб., 1899 [греч. текст и лат. перевод см. в: Sancti Georgii Chozebitae, confessoris et monachi, vita... P. 97–114, 336–359]. Житие преподобнаго отца нашего Герасима Отшельника  //ППС. Вып. 57 (XIX/3). СПб., 1907. Житие преподобнаго отца нашего Герасима Подвижника  //Там же. Житие иже во святых отца нашего Евфимия Великого//ПП. Вып. 1. СПб., 1885 [см.: Kyrillos von Skythopolis....]. Житие преподобнаго отца нашего Илариона Великого  //ПП. Вып. 4. СПб., 1884 [см.: Strout R. The Greek versions...]. Житие иже во святых отца нашего Иоанна, епископа и молчальника  //ПП. Вып. 3. СПб., 1893 [см.: Kyrillos von Skythopolis...]. Житие преподобнаго отца нашего Кириака Отшельника  //ПП. Вып. 7. СПб., 1899 [см.: Kyrillos von Skythopolis...]. Житие преподобнаго отца нашего Саввы Освященнаго  //ПП. Вып. 2. СПб., 1893 [см.: Kyrillos von Skythopolis...].

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

СПб., 1794; Путешествие к Святым местам, находящимся в Европе, Азии и Африке, совершенное в 1820 и 1821 гг. села Павлова жителем Киром Бронниковым. М., 1824; Хожение Трифона Коробейникова в Иерусалим, Египет и на Синайскую гору//Сказания рус. народа/Собр.: И. П. Сахаров. СПб., 18493. Т. 2. Кн. 8. С. 135-158; Уманец А. А. Поездка на Синай с приобщением отрывков о Египте и Святой Земле. СПб., 1850. 2 ч.; Порфирий (Успенский), архим. Первое путешествие в Синайский мон-рь в 1845 г. СПб., 1856; он же. Второе путешествие в Синайский мон-рь в 1850 г. СПб., 1856; Каминский В. К. Воспоминания поклонника Св. Гроба. СПб., 1859; Дневные заметки во время путешествия по святым местам Востока Киево-Печерской Лавры иером. Иерофея в 1857 и 1858 гг. К., 1863; Логвинович В. И. Путешествие во Святую землю и др. места Востока. К., 1873; Паломники-писатели петровскаго и послепетровскаго времени или путники во град Иерусалим/Ред.: архим. Леонид (Кавелин)//ЧОИДР. 1873. Кн. 3. С. 27-54 (отд. паг.); Смышляев Д. Д. Синай и Палестина: Из путевых заметок 1865 г. Пермь, 1877; Норов А. С. Иерусалим и Синай: Зап. 2-го путешествия на Восток. СПб., 1878; Кондаков Н. П. Путешествие на Синай в 1881 г. Од., 1882. (ЗИНУ; 33) (рец.: Стасов В. В.//ЖМНП. 1883. Апр. отд. 2. С. 325-346); Путешествие св. Саввы, архиеп. Сербского, 1225-1237 гг.//ППС. 1884. Т. 2. Вып. 2(5); Записки Саратовского Спасо-Преображенского мон-ря иером. Паисия, путешествовавшего в Иерусалим, на Синай и Афонскую гору в 1841 г.//ЧОЛДП. 1887. 8. Отд. 3. С. 59-76; Хождение купца Василия Познякова по святым местам Востока, 1558-1561 гг.//ППС. 1887. Т. 6. Вып. 3(18); Князев А. Странствования русского слепца-паломника: Памяти слепца Г. И. Ширяева//Странник. 1889. 3. С. 482-505; 4. С. 705-727; 5. С. 96-119; Описание Турецкой империи, сост. русским, бывшим в плену у турок во 2-й пол. XVII в./Ред.: П. А. Сырку//ППС. 1890. Т. 10. Вып. 3(30). Прил. 1: Челобитная В. Полозова; Житие и хождение в Иерусалим и Египет казанца Василия Яковлева Гагары в 1634-1637 гг.//Там же.

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

Русская Духовная Миссия в Иерусалиме: новые документы и материалы/Сост. и ред. Н.Н. Лисовой //Богословские Труды. Сб. 36. М., 2001; Лисовой Н.Н. Русская Церковь и Патриархаты Востока. (Три церковно-политические утопии XX в.)//Религии мира. История и современность. 2002. М., 2002. С. 143–219; Россия и Православный Восток: Константинопольский Патриархат в конце XIX в./Изд. подг. Л.А. Герд. СПб., 2003; Переписка К.М. Базили и А.Н. Муравьева (1839–1852)/Подг. текста и примеч. И.Ю. Смирновой//Православный Палестинский Сборник. Вып. 103. М., 2006. С. 42–101; Переписка Иерофея, архиепископа Фаворского, с А.Н. Муравьевым (1840–1850 гг.)/Подг. текста и примеч. И.Ю. Смирновой//Там же. Вып. 105. М., 2007. С. 278–362; Смирнова И.Ю. Отношения Российской и Иерусалимской Церквей в 30-е годы XIX столетия по документам архива А.Н. Муравьева//Религии мира. Ежегодник. 2005. М., 2007. С. 169–242; Лисовой Н.Н. , Смирнова И.Ю. Иерофей, Патриарх Антиохийский. Ч. 1–2//ППС. Вып. 105. 2007. С. 209–277; Вып. 106. 2010. С. 193–251; Взаимодействие и отношения ИППО и РДМ в Иерусалиме по неизвестным документам АВП РИ/Публ. Н.Н. Лисового //Православный Палестинский Сборник. Вып. 108. М., 2012. С. 107–130; Русская собственность в Святой Земле по документам Государственного архива Израиля/Публ. Ю.А. Грачева, Н.Н. Лисового , И.Ю. Смирновой//Православный Палестинский Сборник. Вып. 108. М., 2012. С. 131–163; Лисовой Н.Н. , Смирнова И.Ю. Из архитектурной истории храма Гроба Господня в XIX в.: документальное исследование//ППС. Вып. 109. 2013. С. 27–58. 4 Муравьев А.Н. Путешествие ко святым местам в 1830 г. М., 2006; Скалон ДА. Путешествие по Востоку и Святой Земле в свите великого князя Николая Николаевича в 1872 г. М., 2007; Норов А.С. Путешествие по Святой Земле в 1835 году. М., 2008; Архимандрит Леонид (Кавелин). Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока-паломника. М., 2008. 5 Дмитриевский А. А. Императорское Православное Палестинское Общество и его деятельность за истекшую четверть века. 1882–1907. М.; СПб., 2008; Дмитриевский А.А. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме. [Сб. трудов]. М.; СПб., 2009; Дмитриевский А.А. Деятели Русской Палестины. [Сб. трудов]. М.; СПб., 2010; Хитрово В.Н. Собрание сочинений и писем. T. 1. Православие в Святой Земле/Сост., подг. текста, вступит, статья Н.Н. Лисового . М.; СПб., 2011; Т. 2. Статьи о Святой Земле. Из истории Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Из истории русского паломничества в Святую Землю. М.; СПб., 2011; Т. 3. Из эпистолярного наследия. М.; СПб., 2012; Дмитриевский А.А. Праздники Святой Земли/Сост., подг. текста, вступит, ст. Н.Н. Лисового . М., СПб., 2013; Дмитриевский А.А. Палестинское общество и русские школы на Востоке. М.; СПб., 2014; Арсений (Стадницкий) , епископ. В стране священных воспоминаний. М.; СПб., 2014.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

[cxii] См. об этом: Федорова И. В. Из литературной истории «Хожения» игумена Даниила. С. 368-369. [cxiii] См. об этом, напр.: Адрианова-Перетц В. П. Путешествия//История русской литературы. T.I. М.-Л., 1941. С. 373-374. [cxiv] См.: " Пути и расстояния Даниила» (Приложение IV) в изд.: Житье и хоженье Даниила, Русьскыя земли игумена 1106-1108 гг./Под ред. М. А. Веневитинова//ППС. Вып. 3. Спб., 1883. С. 249-257. [cxv] См. об этом: Данилов В. В. К характеристике «Хождения» игумена Даниила//ТОДРЛ. Т.Х. Л., 1954. С. 94-98. [cxvi] Адрианова-Перетц В. П. Путешествия... С. 372. [cxvii] См.: Житье и хоженье Даниила, Русьскыя земли игумена 1106-1108 гг./Под ред. М. А. Веневитинова//ППС. Вып. 3. С. 147. В дальнейшем все цитаты из «Путешествия» Зевульфа даются по этому изд. в тексте (цифры в скобках обозначают номер страницы). [cxviii] Учение о благоприятных и неблагоприятных днях было распространено на Западе, вероятно, с IV в. Существовала даже специальная формула, по которой можно было вычислить эти дни. См.: Путешествие Зевульфа в Святую Землю. 1102-1103 гг. (Приложение V) в изд.: Житье и хоженье Даниила, Русьскыя земли игумена 1106-1108 гг./Под ред. М. А. Веневитинова//ППС. Вып. 3. С. 264. Не вдаваясь сейчас в существо вопроса, отметим, что на Руси «вычислительная», или «инициативная», астрология получила распространение по крайней мере с XV в., причем столь широкое, что известный старец Псковского Елеазарова монастыря Филофей в 1523 или 1524 гг. вынужден был выступить с посланием «На звездочетцы» («Послание к Иоанну Акиндеевичу о злых днях и часах»), направленном против подобной практики. См. об этом: Симонов Р. А. Об астрологическом происхождении древней государственной эмблемы России - единорога//Герменевтика древнерусской литературы. М., 1998. С. 313. [cxix] См.: Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. С. 85. [cxx] См. подр.: Гуминский В. М. Святитель Николай и древнерусская паломническая традиция//Добрый кормчий. Почитание святителя Николая в христианском мире. Сб. статей. М., 2010. С. 193-194.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

СПб., 2001; Он же . Гроб Господень и реликвии Святой Земли//Христианские реликвии в Московском Кремле. М., 2000. 52 Finegan J. The Archaeology of the New Testament. New Jersey, 1992. P. 264. 53 Петра Диакона книга о святых местах//Православный Палестинский сборник (далее — ППС). Т. VII. Вып. 2(20). 1889. Приложение 1. С. 177. Камень был привален таким образом, что вход в Пещеру не преграждался. Это доказывается наблюдением паломницы Сильвии, также посетившей Святые места и службы у Гроба: “А затем приходит епископ с клиром и тотчас входит в пещеру”. — Паломничество по святым местам конца IV в.//ППС. Т. VII. Вып. 2(20). С. 140. 54 Шалина И. А. Боковые врата иконостаса: символический замысел и иконография//Иконостас. Происхождение — Развитие — Символика. Сб. статей/Под ред. А. М. Лидова . М., 2000. С. 63. 55 Евсевий Памфил . Жизнь блаженного василевса Константина. М., 1998. Кн. 3. Гл. 34. С. 119. 56 Паломничество по святым местам конца IV в. С. 177. 57 Путник Антонина из Плацендии конца VI в.//ППС. Т. XIII. Вып. 3(39). 1895. С. 35. 58 Swthr…ou G. A . A… Cristianika… Q»bai thj Qessal…aj.//Arcaiologik» Efhmer…j. 1929. S. 223. 59 Колпакова Г . Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб., 2004. С. 115. 60 Опубликованы M. Эвангелатоу в сборнике: Восточно-христианские реликвии. Eastern Christian Relics/Под. ред. А. М. Лидова . М., 2003. С. 204. 61 “Богатая драгоценная отделка экранов, благородные рельефные работы, кивории над алтарями, в которых расположены Евангелия, кресты, горящие свечи канделябры — всё это создаёт впечатление алтаря, но не земной Церкви, а Небесной” ( пер. автора ). — Kourkoutidou-Nikolaidou E. Wandering in Byzantine Thessaloniki. Thessaloniki. 1997. См. также: Kitzinger E . Byzantine Art in the Making. Cambridge, 1977. P. 57. 62 Kitzinger E . Byzantine Art in the Making. P. 57; Айналов Д. Эллинистические основы византийского искусства. Б. м., б. г. С. 45. 63 Ростовцев М. Эллинистическо-римский архитектурный пейзаж. СПб., 1908. С. IX. 64 Благодарю за консультацию по этому вопросу Леонида Дрейера.

http://azbyka.ru/vethozavetnye-prototipy...

3 Буслаев Ф. Историческая хрестоматия церковнославянского и древнерусского языков. М., 1861. Стлб. 262–265. 16 Хождение архимандрита Агрефения, обители Пресвятыя Богородицы/Под ред. архимандрита Леонида (Кавелина)//ППС. Т. XVI. Вып. 3. СПб., 1896. С. 2. 19 Иконников В. Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории. Киев, 1869. С. 531. 20 Хождение инока Зосимы (1419–1422 гг.)/Под редакцией Х. М. Лопарёва//ППС. Т. VIII. Вып. 3. СПб., 1889. С. 1 (предисловие). 23 Здесь и далее в цитируемом тексте и вне его современные названия городов Кипра приводятся автором статьи. 27 РНБ. Софийское собрание. 1264. Л. 277 (см. Белоброва О. А. Кипрский цикл в древнерусской литературе. Л., 1972. С. 20). 28 Хождение священноинока Варсонофия ко святому граду Иерусалиму в 1456 и 1461–1462 гг.//ППС. Т. XV. Вып. 3. М., 1896. С. 1. 33 Цит. по: Сказания русского народа, собранные И. Сахаровым. Путешествия русских людей. Книга осьмая. СПб., 1849. С. 138. 40 Муравьёв А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. Ч. II. СПб., 1860. С. 45–46, 65–66, 70–71, 137–138, 224–225. 44 Сказание “О Кипрском острове и о подножии Креста Христова” дошло до нашего времени, по-видимому, лишь в одном списке — в рукописном историческом сборнике Погодинского собрания (РНБ. Собр. Погодина. 1570. Л. 185 об.–189 об.). Здесь находится одно из ранних в русской литературе XVII в. упоминание о событиях Кипрской войны 1570 г. 48 В Стромыни эта икона находилась в Успенской церкви и считалась за благословение преподобного Сергия Радонежского первому настоятелю Успенского Стромынского монастыря, основанного в 1379 г. (Розанов Б. М. Богоматерь Кипрская//Душеполезное чтение. 1872. Ч. III. Октябрь. VII. С. 208–211). “Кипрская икона Божией Матери, находящаяся в каменной церкви с. Стромыни, Московской губернии, Богородского уезда, прославилась чудесами в 1841 году”. — Полный богословский энциклопедический словарь. Т. 2. С. 1287. 49 “В день Сошествия Святого Духа празднество образу Богородицы Кипрской совершается в Москве в церкви святителя Николая Чудотворца, что в Голутвине, где сия святая икона находится”. — Смирнов Я. И. Указ. соч. С. 19.

http://pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya...

[xxxiii] См.: Назаренко А. С. Крест «Иерусалимский»? «Новгородский»? «Хильдесхаймский»? К истории одной древнерусской паломнической реликвии//Православный паломник. (13), 2003. [xxxiv] Назаренко А. С. У истоков русского паломничества... С. 67. [xxxv] См. об этом: Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. История русской церкви. Кн. вторая. Т. 3. С. 407. [xxxvi] Добиаш-Рождественская. Эпоха крестовых походов. Запад в крестоносном движении. Общий очерк. 3-е изд. М., 2010. С.2. [xxxvii] Типология итинерариев и записок путешественников предложена в кн.: Richard J. Les Récits de Voyages et de Pèlerinages. Turnhout, 1981. [xxxviii] См.: Бордосский путник//ППС. Т. I. Вып. 2. Спб., 1882. С. 29-30. [xxxix] См.: Паломничество по Святым местам конца IV века//ППС. Т. VII. Вып. 20. СПБ., 1889. С.110, V,108. [xl] См.: Аркульфа рассказ о Святых местах, записанный Адамненом ок. 670 г.//ППС. T.XVII. Вып. 1 (49). Спб., 1898. [xli] См.: Vita Willibaldi episcopi Eichstetensis//Bauch A. Quellen zur Geschichte der Diözese Eichstätt. Regensburg, 1984. S. 13-122. См. также: Palestine Pilgrims.Text Society. The Hodoeporicon of Saint Willibald. Trans.by Rev.Canon Brownlow. London, 1891. [xlii] См.: Itinera Hierosolymitana edd. T.Tobler et Ang.Molinier.Genevae. 1879. I. См. также англ. перевод: Jerusalem Pilgrims before Crusades. Trans. J.Wilkinson. Warminster, 1977. На русский язык итинерарий Бернарда переведен лишь фрагментарно. Рассказ о сошествии Благодатного Огня в Великую субботу (Бернард оставил первое по времени описание этого чуда) вошел в антологию: Святой Огонь, исходящий от Гроба Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в день Великой субботы в Иерусалиме, по сказаниям древних и новых путешественников. М., 1887 и в кн.: Дмитриевский А. А. Благодать святого Огня на Живоносном Гробе Господнем в Великую субботу. Спб., 1908. [xliii] Из обширной литературы, посвященной западным средневековым паломничествам, ограничимся ссылкой на работы отечественных исследователей. См.: Горелов Н. С. На пороге царствия небесного//Царствие небесное. Легенды крестоносцев XII-XIV вв. Спб., 2006. С. 7-8. См. также: Добиаш-Рождественская О. А. Западные паломничества в средние века. Пг., 1924. Большинство итинерариев пилигримов этой эпохи не являются авторскими произведениями в собственном смысле слова, а дошли до нас в записи современников: для Эгерии таким посредником стал бл. Иероним, рассказ епископа Аркульфа о паломничестве записал св. Адамнен, св. Виллибальд поведал о своем паломничестве родственнице (племяннице), монахине из Хайденхайма Хигебург. Исключение составляют только Антонин из Пьяченцы и монах Бернард, собственноручно записавшие свои путевые впечатления.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

[lxxiii] См.: Кондаков Н. П. Византийские церкви и памятники Константинополя. С.89. [lxxiv] О том, что «наши паломники» (в том числе, Антоний) были руководимы, «очевидно, греками-гидами» писал еще тот же Н. П. Кондаков (Там же. С. 98). После него о «рассказах греческих проводников» постоянно упоминал Хр. М. Лопарев (см.: ППС. Т. 17. Вып. 51 (3). Спб., 1899. С. XXV, XXXII и др.), который даже подчеркивал, что «Антоний во многих случаях руководился показаниями греческих проводников, заносил в свою книгу не только то, что он видел лично, но и то, о чем он только слышал». О «византийском гиде» Добрыни Ядрейковича, «несколько спрямившим историю» при рассказе о гробнице мучеников Карпа и Папила в константинопольском мартирии (он приписал его строительство Константину Великому, тогда как, «согласно господствовавшей легенде», тот был построен его матерью, императрицей Еленой по образцу храма Гроба Господня), пишет и современный византинист. См.: Иванов С. А. В поисках Константинополя. Путеводитель по византийскому Стамбулу и окрестностям. М., 2011. С. 392. [lxxv] Кондаков Н. П. Византийские церкви ... С. 97. [lxxvi] См.: Савваитов П. И. Путешествие Новгородского архиепископа Антония в Царьград в конце XII столетия. Спб., 1872. [lxxvii] Кондаков Н. П. Византийские церкви ...С. 99. [lxxviii] Там же. С. 122. Замечания и поправки Хр. М. Лопарева к топографии Константинополя у Антония Новгородского и ее интерпретации у Н. П. Кондакова см.: ППС. Т. 17. Вып. 51 (3). С. XXVIII-LXIV. [lxxix] Речь идет о византийском императоре Алексее III Ангеле (ок. 1153-1211). [lxxx] Имеется в виду патриарх Иоанн Каматир (1198-1206). [lxxxi] «В 1200 году Пасха праздновалась 9 апреля, - отмечает Хр. М. Лопарев, - 21 мая действительно приходилось на воскресенье (день недельный), тогда (7-е воскресенье по Пасхе) праздновался и собор 318 отцев Первого Вселенского собора» (см.: ППС. Т. 17. Вып. 51 (3). С. CXXVI). «Полный месяцеслов Востока» архиепископа Сергия (Спасского) (М., 1997. Т. II. С. 151-152; Т. III. С. 190-191) относит память Первого Вселенского (Никейского) собора 325 г., в котором участвовал император Константин и 318 епископов, среди которых были свт. Николай Чудотворец, свт. Спиридон Тримифунтский и др. святые отцы, не к 21, а к 29 мая, когда она и отмечается по сию пору. День памяти св. равноапостольного царя Константина и матери его Елены всегда отмечается 21 мая.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Соборный храм мон-ря в Наблусе, Израиль Эта церковь также упоминается в «Книге о расположении и названиях еврейских местностей» (ок. 390) блж. Иеронима Стридонского ( Hieron. Onomast.//PL. 23. Col. 923; рус. пер.: ППС. 1894. Т. 13. Вып. 1(37). С. 119). Хотя в этих источниках ничего не говорится об архитектурных особенностях храма, Д. Прингл считает, что он принадлежал к типу «свободного креста», как и более поздняя церковь, построенная на его месте ( Pringle. 1998. Р. 258). На Мадабской мозаичной карте (ок. 565) храм изображен прямоугольным в плане. Анонимный паломник из Плаценции (ок. 570) называет храм базиликой и уточняет, что колодец находился перед алтарной преградой. В храме хранилось ведерко, из которого пил Спаситель, а от воды из К. И. происходили исцеления ( Ps.-Antonini Placentini Itinerarium//Itineraria et alia geographica. P. 131-132; рус. пер.: Путник Антонина из Плаценции кон. VI в.//ППС. 1895. Т. 13. Вып. 3(39). С. 28). По всей видимости, первоначальная церковь была разрушена во время восстания самарян в 484 или 529 г. и восстановлена имп. Юстинианом I. Описание этого здания было сделано св. Адамнаном (Адомнаном), составившим соч. «О святых местах» по рассказам Галльского еп. Аркульфа (ок. 670 или 685). В нем говорится, что это здание имело крестообразную форму, а колодец находился в центре, на месте пересечения рукавов креста. Храм был обнесен стенами. Колодец имел 40 локтей в глубину ( Adamnani De locis sanctis//Itineraria et alia geographica. P. 216-219 (рус. пер.: Аркульфа рассказ о св. местах, записанный Адамнаном ок. 670 г.//ППС. 1898. Т. 17. Вып. 49. С. 95-96). А. Овадия считает, что длина храма составляла примерно 30 м, ширина каждого из рукавов - 9 м. Апсиды отсутствовали, т. к. смысловым центром постройки являлся колодец. Археологи обнаружили остатки мозаичных полов с геометрическим орнаментом (в сев. и юж. рукавах креста, а также на стыке сев. и зап. рукавов), фрагменты колонн и темплона ( Ovadiah, Gomez de Silva. 1981. P. 245). Прингл отмечает, что это здание существовало в 20-х гг. VIII в. и, возможно, в нач. IX в. ( Pringle. 1998. Р. 258). По мнению Овадии, оно было разрушено арабами в Х в. ( Ovadiah, Gomez de Silva. 1981. P. 245).

http://pravenc.ru/text/1841770.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010