Время появления термина «новомученик» (греч.: νεομρτυς) и его хронологические рамки определяются исследователями по-разному. В визант. агиографических источниках эпитет «новый» (νος) и обозначение «новый мученик» (νος μρτυς), или «новомученик», обычно прилагались к святым, пострадавшим от мусульман и от иконоборцев начиная с VII-VIII вв. Вероятно, эпитет «новый» использовался для того, чтобы отличить мученика, пострадавшего в недавнее время, от «древнего» святого (I-VII вв.) ( Τσμης. 1999. Σ. 108). Эпитет «новый» встречается в агиографических текстах VIII в., что видно на примере Мученичества шестидесяти святых новых мучеников, пострадавших от арабов в Иерусалиме в 725 г. (текст издан А. И. Пападопуло-Керамевсом: ППС. 1892. Т. 12. Вып. 1. С. 1-7). Первоначально Мученичество было написано на сирийском языке, однако сохранилось лишь в переводе на греческий. Также термин «новомученик» присутствует: в груз. Мученичестве Або Тбилисского († 786; пам. 8 янв.), араба по происхождению, принявшего христианство; в греч. Мученичестве Илии Дамасского († 779; пам. сир. 1 февр.; пам. визант. 4 февр.), пострадавшего за отказ отречься от Христа (текст издан А. И. Пападопуло-Керамевсом: ППС. 1907. Т. 19. Вып. 3(57). С. 42-59); в греч. Мученичестве Вакха Нового († 786/7; пам. греч. 15, 16, 17, 18 дек., 11 апр.), к-рый воспитывался в семье мусульманина и христианки, затем принял веру матери и не пожелал отступить от нее (изд.: Combefis F. Christi martyrum lecta trias: Hyacinthus Amastrensis, Bacchus et Elias novi martyres. P., 1666. P. 61-126); в синаксарном сказании о Феофиле Новом († 780; пам. греч. 30 янв.), попавшем в плен к арабам (SynCP. Col. 434); в груз. переводе греч. Мученичества Романа Нового († 780; пам. греч. 1 мая), монаха, жившего в период иконоборчества ( Peeters P. S. Romain le néomartyr († 1 mai 780) d " après un document géorgien//AnBoll. 1911. Vol. 30. P. 393-427). Раннее свидетельство употребления термина «новомученик» содержится в «Душеполезных рассказах» прп. Анастасия Синаита († после 701), в частности в повествовании о христианке Евфимии,- рабыне аристократа мусульманина из Дамаска, который жестоко избивал ее за посещение церкви ( Binggeli A. Anastase le Sinaïte: Récits sur le Sinaï et Récits utiles à l " âme. Éd., trad., comment. P., 2001. P. 252 [diss]).

http://pravenc.ru/text/2577845.html

309. Также см. в «Сказании о мученичестве святых отцев»: «...Производились удары в било ( κρουσμτων те  хал  σημαντηρων  γινομνων), и мы слышали удары в дерево, как бы возвещающие присутствие смерти ( ως θαντου  παρουσας το ξλου τα  κροσματα  α)» (ППС. Вып. 57. С. 8). Прп. Иоанн Кассиан сообщает о том, что в обязанности кого-либо из братьев входило будить остальную братию на ночную службу при помощи тех же ударов по дереву, причем делал он это «по рассмотрении положения зbeзд» (Jean Cassien 1965. P. 88.17.1–9). Опоздавшие на ночную службу до окончания первого псалма, а на дневную – до начала второго, не допускались на богослужение и должны по выходе братии просить прощения, кланяясь до земли (Ibid., 71.7.1–72.7.30). Так называемое «клепание», то есть «ударение в било», могло входить в обязанности канонарха, как в житии прп. Саввы, или парекклесиарха, либо «кандилапта». Со временем появляются различные била: великое – μγα, бить в него – «ударять в тяжции», малое – μικρν, и железное или медное – σιδερν, χαλκν; появляются и различные правила, регламентирующие, в каких случаях и в какие моменты службы в какое из бил ударять. С древних времен регламентировалась также внутренняя сторона данного служения. Еще устав прп. Пахомия Великого предписывает в 36-м правиле: «Кто ударяет в било перед обедом или молитвою, должен иметь назидательное размышление во время ударения (meditetur in percutiendo)» (Pachomius 1932. P. 22.3–4), а «Житие прп. Кириака Отшельника» сообщает о том, что он «не переставал бить в било в лавре к ночному псалмопению до тех пор, пока не окончит стихогласовать «Непорочны " » (Kyrillos 1929. Р. 227.4–6; рус. пер.: ПП. Вып. 7. С. 7). 19 . ...в некоем строении –  Πιζολιον – слово, отсутствующее в старых и новых словарях и лексиконах. An. Boll., приводя это слово в списке греко-варварских слов, дает перевод «vestibulum» – «вестибюль», комнатка, преддверие, передняя в доме; Флюзен, однако, поясняет это слово не как «комнатка», а как «домик», edicule – небольшое строение между входом во двор и самим дoмoм (Flusin 1992. Т.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

14 . Кривушин И. В. Ранневизантийская церковная историография. СПб., 1998. 15 . Лебедев А. П. Вселенские соборы IV и V вв. М., 1879. 16 . Лебедев А. П. Церковная историография в главных ее представителях с IV до XX в./Научн. ред. М. А. Морозова. Вступ. ст. И. В. Кривушина. СПб., 2001. 17 . Лебедев Д. А. К истории времясчисления у евреев, греков и римлян. Пг., 1914. 18 . Лебедев Д. А. Послесловие редактора к Календарно-хронологическому справочнику Н. В. Степанова//ЧОИДР. 1917. Кн. 1. С. 299–308. 19 . Лебедев Д. А. Средники//ЖМНП. 1911. Ч. 33. С. 106–156. 20 . Любарский Я. Н. «Хронография» Иоанна Мала- лы (проблемы композиции)//Любарский Я. Н. Византийские историки и писатели. СПб., 1999. С. 7–20. 21 . Любарский Я. Н. Византийские историки и писатели. СПб., 1999. 22 . Нейхардт A.A. Скифский рассказ Геродота в отечественной историографии. Л., 1982. 23 . Пиотровская Е. К. Византийские хроники IX века и их отражение в памятниках славяно-русской письменности («Летописец вскоре» Константинопольского патриарха Никифора)//ППС. Вып. 97 (34). СПб., 1998. 24 . Ранович А. Б. Эллинизм и его историческая роль. М.Л., 1950. 25 . Редин Е. К. Христианская топография Козьмы Ин- докоплова (по греческим и русским спискам). Ч. I. М., 1916. 26 . Романова А. А. Древнерусские календарно-хронологические источники XV-XVIII вв. СПб., 2002. 27 . Самуткина Л. Л. Концепция истории в «Хронографии» Иоанна Малалы. Иваново, 2001. 28 . Соколов П. История ветхозаветных Писаний в христианской церкви от начала христианства до Оригена включительно. М., 1886. 29 . Степанов Н. В. Календарно-хронологический справочник//ЧОИДР. 1917. Кн. 1. 30 . Терновский С. А. Очерки из церковно-исторической географии. Области восточных патриархов Православной церкви до IX века. Вып. 1. Казань, 1899. С. 170–187. 31 . Томсон Дж. О. История древней географии/Пер. с англ. Н. И. Скаткина под ред. А. Б. Дитмара и Д. Г. Редера. М., 1953. 32 . Торьиилов Д. О. Античная мифография: мифы и единство действия. СПб., 1999. 33 . Флоровский Г. В. Восточные Отцы IV века. М., 1992.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прп. Авксентий Вифинский. Миниатюра из Минология XI в. (ГИМ) [греч. Αξντιος] (ок. 420, Сирия - ок. 470, Вифиния), прп. (пам. 14 февр.; 28 янв., 12, 15 февр., 15 апр.), отшельник, гимнограф. Род. в знатной семье, получил прекрасное образование. Прибыл в К-поль при имп. Феодосии II , служил в придворной гвардии (в 4-й схоле). Ок. 442 г. ушел в один из вифинских мон-рей, где принял постриг, был посвящен во диакона, а затем и во пресвитера. После этого он удалился для уединенного подвига в пещеру на г. Оксия. Согласно житию А., имп. Маркиан вызвал его на Халкид. Собор (451; см. Вселенские Соборы ), где А. обличал приверженцев ересей несторианства и евтихианства , однако в актах Собора его имя отсутствует. А. был тесно связан с мон-рем Руфина во время своего второго пребывания в К-поле. Вновь покинув столицу, А. поселился в пещере Скопа в Вифинии. Впосл. на этом месте был основан мон-рь, освященный во имя А. (см. Авксентия святого гора ). Здесь А. стал аввой для Вифинии; он духовно провидел кончину прп. Симеона Столпника , вскоре после к-рой почил сам. Мощи А. находились в К-поле, о чем свидетельствуют лат. рукопись нач. XII в. (Digb. lat. 112. Fol. 17-28v): «37. В церкви святого Воскресения лежат святой Авксентий, монах и игумен, и святой Маркиан - пресвитер и казначей Великой церкви» (Описание святынь Константинополя в латинской рукописи XII в./Пер. Л. К. Масиеля-Санчеса//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. C. 436-464) и Антоний Новгородский , видевший мощи А. в 1200 г. во время паломничества по святым местам и записавший в «Книге паломник»: «Ту же лежит св. отец Ауксентей» (Книга паломник: Сказание мест святых во Цареграде Антония, архиеп. Новгородского в 1200 г./Под ред. Х. М. Лопарева//ППС. 1899. Вып. 51. С. 1-39, 71-94). Житие А. составлено Симеоном Метафрастом якобы на основании свидетельств, оставленных Георгием, учеником А., позднее переработано Михаилом Пселлом , к-рый приписывает А. собственные биографические черты (Kadan A.//Byz. 1983. Vol. 53. P. 546-556).

http://pravenc.ru/text/62824.html

Предполагали, что воздух мог являться храмовой иконой собора Рождества Богородицы в Суздале, для которого он и был сделан (Щепкин В.И. Указ. соч. С. 67), или украшать стену «в средней апсиде алтаря»: Свирин А.Н. Древнерусское шитье. М.. 1963. С. 48. 256 Согласно надписи, вышитой по краю средника с «Евхаристией», пелена была создана в 1485–1487 гг. «замышлением» рязанской княгини Анны (сестры Ивана III) для Успенского собора в Рязани: Щепкин В.И. Указ. соч. С. 44: Вагнер Г.К. Рязань. М., 1971. С. 18. Ил. 20–21. 259 В связи с «Суздальским воздухом» см.: Свирин А.Н. Указ. соч. С. 48: Бадяева Т.А. О внутреннем убранстве. С. 68. 260 Такое размещение предполагалось для новгородской «Пелены с Распятием», «Воздуха Марии Тверской», «Суздальского воздуха». По мнению Т.А. Бадяевой. «в алтаре такая большая пелена (Марии Тверской. – А. Л.) могла украшать либо овальную апсидную стену, либо престол, будучи завесой, которая подвешивалась между столбами напрестольной сени, кивория, на лицевой, обращенной в храм стороне» (Бадяева Т.А. Пелена Марии Тверской. С. 505). 261 Книга Паломник. Сказание мест святых во Цареграде. Антония, архиепископа Новгородского в 1200 г./Под ред. Хр. М. Лопарева//ППС. СПб., 1899. Т. 17. Вып. 3. С. 9–11, 45–46, 75–76. «Во алтаре же великом над святою трапезою великою, на среде ея, под катапетазмою повешен константинов венец (с драгими камением) (и жемчугом учинен), а у него повешен (злат) крест; под крестом голубь злат: и иных царей венцы висят окрест катапетазмы. Та ж катапетазма вся сотворена от злата и сребра, а столпы алтарные (и терем) и амвон – все сребряно (тако же златом и сребром учинен мудро зело). А у катапетазмы повешены венцы малы, 30 их, в память всем Христианом в незабытие Иудиных ради 30 серебреник, на них же Господа нашего предаде. Тем же речено бысть: «Ядый мой хлеб возвеличил есть на Мя лесть». Да, разумеете вси христиане, блюдутся Иудина злаго и неправедного сребролюбства. Прежние же святители служаху (за) завесою паволочинюю, повесивше катапетазму. (Мы же вопросихомъ, чегоже ради та бысть? Они поведаша, яко) видения ради женска и всего народа, да не мутным умом и сердцем Богу Вышнему, Творцу небеси и земли, службу вослют; потом же еретицы паки, вземше тело Господне и кровь, не ведуще никомуже завесы ради (что творят они ж окоянние вышедше из-за завесы вне), выплевавше вступаху ногами. Ту же ересь увидевше святые отцы Духом, привезаша завесы те ко столпам катапетасмы и (оттоле) к патриарху и к митрополиту и к епископу и к попу (тому) приставиша протодьякона (верна к Богу) (или дьякона), да зрит (их), да без ереси праведно служат Богу. Та же завеса в Распятие Господне раздрася до долу беззакония ради жидовскаго (иегда пленен бысть Иерусалим Титом, и многи сосуды церковные и завесы пленены быша в Рим, и от царских сокровищ вдана бысть в церковь святыя Софии) и тма бысть по всей земли: гроби отверзошася и мертвых телеса возташа, да бы, видевши чудо то, познали Сына Божия» (Там же. С. 45–46).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

[cxxi] См.: Там же. [cxxii] См. об этом: Гуминский В. М. Путешествие Гоголя по Святой Земле в контексте развития паломнической литературы//Новая книга России. 2011. С. 26 (примеч. 3). [cxxiii]Дahuлebckuй И. Н., Турилов А. А. Даниил//ПЭ. Т. XIV. С.81. [cxxiv] Прохоров Г. М. Комментарии//ПЛДР. XII век. М., 1980. С. 627. То же самое исследователь дословно повторил и в последнем издании паломничества игумена Даниила. См.: «Хожение» игумена Даниила в Святую Землю в начале XII в. СПб., 2007. С. 8. . [cxxv] См.: Igumen Daniil. Wallfahrtsbericht. Nachdruck der Ausgabe von Venevitinov 1883/1885 mit einer Einleitung und bibliographishen Hinweisen von Klaus Dieter Seeman. München, 1970 (Slavische Propyläen. Bd. 36). S. XIII. [cxxvi] Собственно, русская часть маршрута и далее до Синая (без описания населенных пунктов, но с указанием расстояния между ними) представлена уже в «Хожении архимандрита Агрефения» («...от Москвы и от Тфери до Смоленьска 490, от Смоленьска до Меньска пол 4-ста...»), обычно датируемым 1370-ми гг. См.: Малето Е. И. Антология хожений русских путешественников. М., 2005. С. 286. О. Р. Бородин увидел в этом «перечне населенных пунктов от Москвы до Синая с расстояниями между ними» «включение итинерария классического типа». См.: Бородин О. Р. Развитие географии в поздней Византии. С. 393. [cxxvii]Жumьe и хоженье Даниила, Русьскыя земли игумена 1106-1108 гг./Под ред. М. А. Веневитинова//ППС. Вып. 3. С. I. [cxxviii] Белоброва О. А. «Книга Паломник» Антония Новгородского. С. 180. [cxxix] ППС. Т. XXI. Вып. 1 (61). СПб., 1914. С. IV. [cxxx] Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1971. С. 282. [cxxxi] Трубецкой Н. С. История. Культура. Язык. М., 1995. С. 579, 580-581. [cxxxii] Котельников В. А. Ποντορια Ивана Гончарова//Da Ulisse a Ulisse... Il viaggio per mare nelimmaginario letterario ed artistico. Atti del Convegno Inernazionale. Pisa, 2003. P. 156-157. [cxxxiii] См. об этом: Гуминский В. М. Русский человек в море и у моря//Da Ulisse a Ulisse... La città e il mare Dalla Liguria al mondo. Atti del Convegno Inernazionale. Pisa, 2004. P. 607-610.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

По ее словам, «приятнее всего и наиболее примечательно здесь то, что всегда как песни, так и антифоны и чтения, а также и молитвы, произносимые епископом, читаются так, что всегда оказываются приспособленными и подходящими ко дню, который празднуется, и к месту, где совершается служба» (Паломничество по св. местам//ППС. 1889. Т. 7. Вып. 2(20). С. 171). Она многократно отмечает эту особенность, и нет практически никаких сомнений в том, что это именно К. разработал и ввел в своей епархии описанную систему библейских чтений, тщательно подобранных по теме праздника, а также сопроводил их специально написанными молитвами и песнопениями (см., напр.: Wilkinson J. Egeria " s Travels: Newly Translated with Supporting Documents and Notes. L., 1971. P. 54-55, 86-87). С этой системой по состоянию на V в. можно ознакомиться в древнейших списках арм. перевода иерусалимского Лекционария ( Renoux. Lectionnaire arménien), и она существенно подробнее, чем др. известные лекционарные системы того времени. Пример Иерусалима в этом отношении стал ярким образцом для подражания как на Востоке, так и на Западе. Еще одна черта, о к-рой подробно пишет Эгерия,- это увязка богослужений на различные праздники церковного года с топографией Иерусалима и окрестностей, так что на каждый праздник служба совершается в церкви на том месте, к-рое так или иначе связано с его содержанием (или и вовсе проходит в форме шествия с места на место - как, напр., в ночь на Великую пятницу, когда верующие во главе с епископом, т. е. самим К., последовательно обходили места Страстей Господних - Паломничество по св. местам//ППС. 1889. Т. 7. Вып. 2(20). С. 155-158). В этом внимании к св. местам, как и в тщательном подборе библейских чтений по темам праздников, легко заметить те же особенности богословского метода К., которые проявили себя в его огласительных поучениях. А с учетом того, что первые церковные здания на св. местах в Иерусалиме появились только в годы пресвитерства, а затем епископства К., именно его следует считать создателем традиции стационального богослужения в христ.

http://pravenc.ru/text/1840257.html

Лит.: [Каминский В. К.] Неск. летописных данных из первых дней существования Рус. подворий в Иерусалиме//СИППО. 1901. Т. 12. 1. С. 64-75; Дмитриевский А. А. Имп. ППО и его деятельность за истекшую четверть века, 1882-1907. СПб., 1907; он же. Памяти Б. П. Мансурова//СИППО. 1910. Т. 21. 3. С. 446-457; он же. Деятели рус. Палестины/Сост.: Н. Н. Лисовой. СПб., 2010; он же. Палестинское об-во и рус. школы на Востоке: Статьи, очерки, отчеты//Сост.: Н. Н. Лисовой. СПб., 2014; Иловайский С. И. Ист. очерк 50-летия Рус. об-ва пароходства и торговли. Од., 1907; Аничков Н. М. Учебные и врачебные заведения ИППО в Сирии и Палестине. СПб., 1910. Ч. 2: Учеб. заведения Галилеи; Stavrou Th. G. Russian Interests in Palestine, 1882-1914. Thessal., 1963; Hopwood D. The Russian Presence in Syria and Palestine, 1843-1914. Oxf., 1969; Баталден С. К. Судьба рус. землевладения в Иерусалиме во время Палестинского мандата//ППС. 1992. Вып. 31(94). С. 25-31; Грушевой А. Г. Имп. Правосл. Палестинское об-во: (По петербургским архивам)//Архивы рус. византинистов в С.-Петербурге. СПб., 1995. С. 134-156; Юзбашян К. Н. Палестинское обво: Страницы истории//Ист. вестн. 2000. 2(6). С. 102-140; 3/4(7/8). С. 132-154; Лисовой Н. Н., Платонова З. И., Савушкин В. А. Сводный кат. рус. недвижимостей в Св. Земле//Россия в Св. земле. М., 2000. Т. 1. С. 691-719; Лисовой Н. Н. В. Н. Хитрово - основатель ИППО// Хитрово В. Н. К Животворящему Гробу Господню: Рассказ старого паломника. М., 2003. С. 5-59; он же. Рус. присутствие в Св. Земле: Учреждения, люди, наследие//ОИ. 2003. 2. С. 19-37; 3. С. 84-103; он же. Из истории руководства ИППО: 4 секретаря (М. П. Степанов - В. Н. Хитрово - А. П. Беляев - А. А. Дмитриевский)//ППС. 2005. Вып. 102. С. 6-35; он же. Рус. духовное и полит. присутствие в Св. Земле и на Ближ. Востоке в XIX - нач. XX в. М., 2006; он же. Св. Земля: История и наследие: Правосл. путев. М.; СПб., 2015. Н. Н. Лисовой Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор " Китайского благовестника "

http://pravenc.ru/text/2578717.html

1092 These relics were di splayed at the monastery named after the two saints in the neighborhood called “Cosmidion”, outside the landwalls above the Golden Horn (Majeska G. Russian Travelers... p. 331–333); on their cult see Halkin F. Bibliotheca hagiographica graeca. Vol. I, p. 126–136. 1093 It was on the right hand side as one entered the Church of the Holy Apostles (Majeska G. Russian Travelers... p. 301). 1095 Книга Паломник. Сказание мест святых во Царьграде Антония Архиепископа Нов- городскаго в 1200 году/Под ред. Хр. М. Лопарева//ППС. Т. XVII. Вып. III. СПб., 1899, с. 22. 1099 Рисунок хранится в Отделе письменных, изобразительных и печатных источников ГММК. Впервые издан: Древности Российского государства, 1849. Отд. 1, 25, 26. 1100 Стерлигова И. А. Иерусалимы как литургические сосуды в Древней Руси//Иерусалим в русской культуре/Ред.-сост. А. Баталов, А. Лидов. М., 1994, с. 51 (далее – Стерлигова И. А., 1994); Она же. Памятники серебряного и золотого дела в Новгороде XI–XII вв. Кат.7: Крест воздвизальный//Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл XI–XV века. М., 1996, с. 130–134 (далее – Стерлигова И. А., 1996). 1101 Опись 1749 г. См.: Описи имущества Новгородского Софийского собора XVIII – начала XIX в./Сост. Э. А. Гордиенко, Г. К. Маркина. Новгород, 1993. Вып. 2, с. 46. (далее – Гордиенко, Маркина. Вып. 2). 1103 Штендер Г. М. К вопросу об архитектуре малых форм Софии Новгородской//ДРИ: Художественная культура Новгорода. М., 1968, с. 88 (далее – Штендер Г. М., 1968). 1104 Куприянов И. К. Отрывки из Описи Новгородскаго Софийского собора первой половины XVII века//Известия Императорского Археологического Общества. Т. III. Вып. 5. СПб., 1861, с. 376. 1105 В описи 1751 г. применительно к этому ящичку указывается уже пятьхрусталей. См.: Покровский Н. В. Древняя Софийская ризница в Новгороде. М., 1914. Т. I, с. 87. 1106 Ларчик поновлялся, ковчег передублировался на новую деревянную основу, внутренняя обивка – поздняя. 1107 Даркевич В. П. Произведения западного художественного ремесла в Восточной Европе X–XIVbb. М., 1966, с. 30–31.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Бессонов П. Калики перехожие. М., 1861-1864; Дашков Д. Стихи и сказания про Алексея Божия человека//Беседы в ОЛРС. 1868. Вып. 2; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 451; Т. 2. С. 77; Т. 3. С. 109-110, 511; Duchesne L. Notes sur la topographie de Rome au Moyen-âge//Mélanges d " archéologie et d " histoire d " École française de Rome. 1890. T. 10. P. 225-250; Plaine F. La vie syriaque de S. Alexis et l " authenticité substantielle de sa vie latine//Revue des questions hist. 1892. T. 51. P. 560-576; Kirsch J. -P. Alexis (1)//DHGE. T. 3. Col. 379-381; Petit L. Bibliographie des acolouthies grecques. Brux., 1926. P. 4-6; Gaiffier B. de. Intactam sponsam relinquens: À propos de la vie de St. Alexis//AnBoll. 1947. T. 65. P. 157-195; Мурьянов М. Ф. Алексей человек Божий в славянской рецензии византийской культуры//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 109-126; Stebbins C. E. Les origines de la légende de Saint Alexis l " homme de Dieu//Revue belge de philologie et d " histoire. 1973. T. 51. P. 497 sv.; Gieysztor A. La légende de S. Alexis en Occident: Un idéal de pauvreté//Études sur l " histoire de la pauvreté/Sous la dir. de M. Mollat. P., 1974. T. 1. P. 125-139; Mohr W. Alexius//TRE. Bd. 2. S. 264-266; Drijvers H. Die Legende des heiligen Alexius und der Typos des Gottesmannes im syrischen Christentum//Typos, Symbol, Allegorie bei den östlichen Vätern und ihren Parallelen im Mittelalter. Eichstätt, 1982. S. 187-217; Storey Ch. An Annotated Bibliography and Guide to Alexis Studies (La Vie de Saint Alexis). Genève, 1987; Пайкова А. В. Легенды и сказания в памятниках сирийской агиографии//ППС. 1990. Вып. 30 (93); Бобров А. Г. Житие Алексея Божия//СККДР. Вып. 1. С. 129-131; Иванов С. А. Византийское юродство. М., 1994. С. 44-49; Esbroeck M. van. La Vie de St. Jean le Pauvre ou le Calybite en version géorgienne//OrChr. 1998. Vol. 82. P. 153-183; idem. Le monachisme syriaque//Le monachisme syriaque aux premières siècles de l " Église (2e - début 7e siècle). Liban, 1998. P. 71-80; Беневич Г. И. Житие преподобного Алексия, человека Божия (преодоление чуждости в контексте церковного предания)//Чужое: опыты преодоления. М., 1999. С. 95-159; Турилов А. А. Сказание о руке Алексия, человека Божия, в Новгороде//Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. М., 2000. С. 171-179.

http://pravenc.ru/text/114016.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010