62       Эделби предлагает производить вторую часть топонима не от несуществующего греческого γρ, а от персидского girda (круг) или gird (вокруг), получая в итоге значение «округ ромеев». 65       Последним дошедшим до нас свидетельством о сосуществовании двух католикосатов является указание Notitia patriarchatuum, составленной в первой пол. XII в. (Parthey. Op. cit. Р. 271). 66       Впоследствии аутентичность сведений Жития по этому вопросу подверг критике Ж.-М. Фие (Fiey J.-M. «Rum» a Test de l’Euphrate//Le Mu- s£on. Louvain, 1977. Vol. 90. P. 365–420), но его доводы в целом опровергли Ж. Насралла (Nasrallah J. R6ponse a quelques critiques recentes au sujet des catholicosats melchites de Bagdad et de Romagyris//РОС. 1983. Vol. 33. P. 160– 170) и В. Клайн (Klein W. Das orthodoxe Katholikat von Romagyris in Zentralasien 11 PdO. 1999. Vol. 24. P. 235–265). 67       Fragmenta historicorum arabicorum. Lugduni Batavorum, 1871. T. 1. Отд. изд.: The Tajarib al-Umam or History of Ibn Miskawayh (Abu Ali Ahmad b. Muhammad) ob. A. H. 421/Reproduced in facsimile from the MS. at Constantinople in the Aya §ufiyya library with a summary and index by L. Caetani. L., [S. a.]. (E. J. W. Gibb Memorial Series). 68       Ibn-el-Athiri Chronicon quod perfectissimum inscribitur/Ed. C. J. Tornberg. Lugduni Batavorum, 1862. Vol. 8. 69       Kamal al-DTn ‘Umar ibn Ahmad Ibn al-Adim. Zubdat al-halab ft ta’rlkh Halab. Dimashk, 1951. Pt.l. 70        al-Dn ibn Saddad. Description de la Syrie du Nord/Trad, annotee: A.-M. Edd6-Terrasse. Damas, 1984. Арабский текст главы, посвященной пограничным областям, в число которых входит Антиохия, опубликован в: Mashrik. Bayrut, 1935. Vol. 33. P. 161–223, 586–608. 71       См. о нем: Graf. Op. cit. S. 49–51; Nasrallah. Histoire... P. 167–172. Издание летописи Яхьи с французским переводом: Histoire de Yahya-ibn-Sa " id dAntioche... Pt. 1–2; русский перевод отрывков см.: Розен В. Р. Император Василий II Болгаробойца: Извлечения из летописи Яхьи Антиохийского. СПб., 1883; Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам//ППС. 1903. Т. 17. Вып. 2(1). С. 328–390; Васильев А. А. Византия и арабы. СПб., 1902. Т. 1. Ч. 2. С. 58–68.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[lxxxii] Хожение в Царьград Добрыни Ядрейковича... С. 225. [lxxxiii] См.: Медынцева А. А. Древнейшие надписи новгородского Софийского собора XI-XIV вв. М., 1978. С. 56-57. Т. Ю. Царевская со ссылкой на Софийскую первую летопись указывает: «Как известно, дата закладки Софийского собора... связана с днем Воздвиженья Креста - 14 сентября» (Царевская Т. Ю. О царьградских реликвиях Антония Новгородского//Восточнохристианские реликвии. М., 2003. С. 406). Однако в летописи в данном месте говорится о другом событии: «В лето 6558. Священа бысть святая Софеа в Новегороди на Въздвижения честнаго креста повелением князя Ярослава...» (ПСРЛ. T.V. СПб., 1853. С. 130). Впрочем, в дальнейшем исследовательница говорит только об освящении храма. [lxxxiv] См.: Повесть о Царьграде (его основании и взятии турками в 1453 году) Нестора Искандера XV века. Спб., 1886. С. 23-24. [lxxxv] Эти «константинопольские» даты сближал уже Хр. М. Лопарев, причем не в «радужном» (как Добрыня Ядрейкович в «Книге Паломник», говоря о чуде 1200 г.), а в мрачном истолковании: «Огонь временно подымался кверху и снова опустился на землю: это означало занятие Цареграда неприятелями, но только временное; напротив, по чуду 21 мая 1453 года, огонь из Св. Софии совсем ушел в небо, и это означало уже окончательное завоевание» (см.: ППС. Т. 17. Вып. 51 (3). C.LXXVIII). [lxxxvi] См.: Ипатьевская летопись. ПСРЛ. Т.2. М., 1998. Стлб. 64; см. также: Успенский сборник XII-XIII вв. М., 1971. С. 359. [lxxxvii] Хожение в Царьград Добрыни Ядрейковича... С. 223. [lxxxviii] Хожение в Царьград Добрыни Ядрейковича... С. 225. [lxxxix] Там же. С. 232, 231. [xc] Там же. С. 221. [xci] Там же. С. 229. [xcii] Там же. С. 222. [xciii] Там же. С. 232. [xciv] Там же. С. 224. [xcv] Там же. С. 234. [xcvi] Еще Л. П. Бельский писал, что Добрыня был отправлен в Константинополь для приобретения святынь и ознакомления с греческим богослужением. См.: Бельский Л. П. Антоний, архиепископ Новгородский, и его путешествие в Царьград. Из истории паломничеств русских. Спб., 1890. С. 19.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Именно этому сообщению мы не склонны доверять. Комплексный анализ источников приводит нас к выводу о появлении почитания св. Климента в Херсонесе лишь в середине IX в. (подробнее см. Уханова Е. В. Обретение мощей св. Климента, папы Римского, в контексте внешней и внутренней политики Византии середины IX в.//Византийский временник. 59 (84), М., 2000, с. 116–128). Единственный текст, который как будто противоречит этому, – сочинение Феодосия «О местоположении Святой земли» нач. VI в.). В нем после описания Иерусалима, без всякой связи с предыдущим и последующим, говорится: «Также город Херсон, что у моря Понта; там претерпел мучение св. Климент; гробница его в море, где было брошено его тело. Этому святому Клименту был привязан на шею якорь, и теперь, в день его памяти, все, народ и священники, садятся в ладьи, и когда приплывают туда, море высушивает 6 миль, и на месте, где находится, раскидываются шатры и сооружается алтарь, и в течение 8 дней служатся там литургии, и Господь совершает там много чудес; там изгоняются бесы, и если кто из одержимых получит возможность прикоснуться к якорю, и прикоснется, то тотчас исцеляется» (Феодосий. О местоположении Святой Земли/Изд. и пер. И. Помяловского//ППС. Вып. 28. СПб., 1891, с. 5–6, 17–18). Однако исследователи отмечают, что сочинение Феодосия дошло в списках, изобилующих позднейшими интерполяциями, поэтому в подлинности этого свидетельства уверенными быть нельзя (Бертъе-Делагард А. Л. Древности Южной России. Раскопки Херсонеса... с. 59; Диатроптов П. Д. Распространение христианства в Северном Причерноморье. Дис. ... канд. истор. наук. М., 1987, с. 135). Эти же исследователи справедливо отмечают, что Григорий Турский (2-я пол. VI в.), знакомый с сочинением Феодосия, тем не менее ничего не знает о локализации мучения св. Климента. Кроме того, массовая христианизация Херсонеса началась лишь в VI в., поэтому вероятность существования уже в начале этого столетия паломничества к мощам св. Климента, с нашей точки зрения, крайне мала.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Крипта с гробницей (мраморным кенотафом) вмч. Георгия расположена в вост. части храма, туда из центрального нефа ведут 2 лестницы. В храме возле одной из колонн находится цепь, к-рой был скован великомученик. В алтаре хранится ковчег с частью мощей вмч. Георгия. Строения совр. греч. мон-ря находятся напротив храма, через дорогу. Ист.: Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем мест 1-й пол. IX в.//ППС. 1886. Т. 4, вып. 2. (Вып. 11). С. 25; Иоанна Фоки сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о св. местах Палестины кон. XII в.//Там же. 1889. Т. 8, вып. 2. (Вып. 23). С. 57-58; Феодосий. О местоположении Св. земли нач. VI в.//Там же. Т. 10, вып. 1. (Вып. 28). 1891. С. 14; Путник Антонина из Плаценции кон. VI в.//Там же. Т. 13, вып. 3. (Вып. 39). 1895. С. 39; Аркульфа рассказ о св. местах, записанный Адамнаном ок. 670 г.//Там же. 1898. Т. 17, вып. 1. (Вып. 49). С. 100-114; Itineraria et alia Geographica. Turnhout, 1965. P. 116, 142. (CCSL; 175); Sawirus Ibn al-Muqaffa. History of the Patriarchs of the Egyptian Church, Known as the History of the Holy Church. Cairo, 1970. Vol. 2. III 358; William of Tyre. Chronicon. Turnhout, 1986. P. 372, 797, 988-989. (CCCM; 63). Лит.: Vog üé M. , de. Les églises de la Terre Sainte. Р., 1860. P. 363-367; Ovadiah A. Corpus of the Byzantine Churches in the Holy Land. Bonn, 1970. P. 130-131; Ανανας (Ρεβελκης), ρχιμ. Βος Αγου Γεωργου κα στορα τς πλεως Λδδης. Ιερουσαλμ, 1993; Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus. Camb., 1998. Vol. 2. P. 9-27. О. В. Лосева Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ ап. от 12-ти (пам. 30 нояб., в Соборе 12 апостолов, в Соборе Карельских святых и в Соборе Крымских святых)

http://pravenc.ru/text/164497.html

Δ. Γ. Τσμης. Θεσσαλονκη, 1988; Burckhardt J. L. Travels in Syria and the Holy Land. L., 1992; Пятницкий Ю. А. Жалованная грамота 1689 г. мон-рю св. Екатерины на Синае//Россия и Христ. Восток. М., 2004. Вып. 2/3. С. 448-450 [публ. текста]; Чеснокова Н. П. Описание Синайской горы 1686 г. из собр. РГАДА//Там же. С. 430-433 [публ. текста]. Лит.: Порфирий (Успенский), архим. Синайский полуостров//ЖМНП. 1848. Нояб. Отд. 2. С. 137-170; он же. Синайская обитель//Там же. Дек. Отд. 2. С. 171-210; Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858. Т. 1; Антонин (Капустин), архим. Из записок синайского богомольца//ТКДА. 1871. 2. С. 375-407; 4. С. 68-104; 8. С. 274-332; 1872. 5. С. 272-342; 1873. 3. С. 363-434; 9. С. 324-400; Воронов А. Д. Синайское дело: Из истории синайского управления//ТКДА. 1871. 5. С. 330-401; 1872. 2. С. 273-315; 7. С. 594-668; Малышевский И. И. Александрийский патр. Мелетий Пигас и его участие в делах Рус. Церкви. К., 1872. Т. 1; Монастырь на Синайской горе и значение его для христианства на Востоке. СПб., 1875; Каптерев Н. Ф. Русская благотворительность Синайской обители в XVI, XVII и XVIII ст.//ЧОЛДП. 1881. 10/11. С. 363-414; он же. Сношения Иерусалимских патриархов с рус. правительством//ППС. 1895. Т. 15. Вып. 1(43). Ч. 1: С пол. XVI до кон. XVIII ст.; Дмитриевский А. А. Путешествие по Востоку и его науч. результаты. К., 1890; История Христианской Церкви в XIX в. СПб., 1901. Т. 2; То же, изм. загл: История Православной Церкви в XIX в. Серг. П., 1998р; Васильев А. А. Поездка на Синай в 1902 г.//СИППО. 1904. Т. 15. Вып. 3. С. 173-181; он же. Заметки о нек-рых греч. рукописях житий святых на Синае//ВВ. 1907. Т. 14. Вып. 2/3. С. 276-333; Соколов И. И. Константинопольская Церковь в XIX в. СПб., 1904. Т. 1; он же. Александрийские документы, относящиеся к истории Правосл. Церкви в Египте в XVIII и XIX ст.//ППС. 1916. Вып. 62; Померанцев И. Об управлении Синайского мон-ря//СИППО. 1906. Т. 17. Вып. 1. С. 94-103; Cheikho L. Les archevêques du Sinai//MFO.

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

1 Православный Палестинский сборник (далее — ППС) . Т. 1. Вып. 2. СПб., 1881. С. 25. 8 Бартольд В. Ориентировка первых мусульманских мечетей//Еже­годник Российского института истории искусств. Т. 1 . Вып. 2 . Пг., 1922. С. 113–144. 11 Медников Н. А . Палестина от завоевания до крестовых по­ходов по арабским источникам//ППС. Т. 17. Вып. 2. С. 872. 18 Олесницкий А. А. Указ. соч. С. 121. См. также Муравьев А. Н . История святого града Иерусалима. Т. II . СПб., 1844. С. 187–188. 29 Путешествие в Святую землю священника Иоанна Лукьянова // Русский архив . М., 1863. С. 323–324. 39 Вторичное странствование во святый град Иерусалим в 1870–71 гг. игумена Гуслицкого монастыря иеромонаха Парфения//Душеполезное чтение. 1872. Июнь. С. 179. 43 Путешествия Ивана Шильтбергера по Европе, Азии и Африке с 1394 по 1427 г. Одесса, 1866. С. 101. 45 Медников Н. А . Палестина от завоевания до крестовых походов по арабским источникам//Православный Палестинский сборник. Т. 17. Вып. 2. СПб., 1897. С. 310. 56 Цит. по: Современное состояние Оттоманской империи/Сост. А. Убичини и П. де-Куртейль . СПб., 1877. С. 217–218 (приложение). 57 Ханбалиты — сторонники одного из четырех канонизированных суннитских богословских направлений (мазхабов), названного по имени основателя Ахмада бин Ханбала (780–855). В отличие от других суннитских мазхабов ханбалитство возникло как религиозно-политическое движение и уже потом оформилось в догматико-правовую школу. Хотя она оформилась к началу XI в., обобщающие труды по ханбалитскому праву появились гораздо позднее (Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991. С. 271–272). 85 Недумов О., Тульский М . Израиль и Палестина на грани войны//Там же. 2000. 19(66). 11 октября. С. 1. 87 Неприкосновенность святых мест иудаизма, таких как гробница Иосифа в Шхеме и синагога “Шалом аль-Исраэль” в Иерихоне, гарантирована Норвежскими соглашениями. Гробница расположена между новостройками, и при ее защите во время волнений 1996 г. израильская армия потеряла шестерых солдат убитыми. Осенью 2000 г. израильская армия еще раз убедилась в том, что при нападении гробницу не защитить: эвакуация раненого солдата оттуда заняла несколько часов.

http://pravmir.ru/svyatyinya-treh-religi...

А. Протасову//РА. 1876. 10. С. 170-174; Порыв к единению Церквей 17 лет назад: Мат-лы для буд. решения вопроса: [Переписка бар. Гаксткаузена с митр. Филаретом и А. Н. Муравьёвым]//ХЧ. 1876. 7/8. С. 153-185; Записка о состоянии Правосл. Церкви в России//РА. 1883. Кн. 1. Вып. 3. С. 175-203; Моск. Сретенский мон-рь. М., 1885; Воспоминания поклонника о Святых горах. Од., 1890; Мои воспоминания//Рус. обозрение. 1895. 5. С. 56-85; 12. С. 586-606; 1896. 2. С. 505-543 (отд. изд.: М., 1913); Письма д. с. с. камергера А. Н. Муравьёва// Львов. 1900. С. 255-306; Основные черты христ. вероучения и нравоучения. СПб., 1901; Новгородский Юрьев мон-рь. Новг., 1908; Памятная записка для будущего: Из бумаг А. Н. Муравьёва. СПб., Письмо к гр. А. Д. Блудовой. СПб., 1913; Записка о состоянии Правосл. Церкви на Востоке: (Из архива А. Н. Муравьёва). М., 1914; Из записки о преосв. Иннокентии, архиеп. Камчатском. Пг., 1915; Из письма к М. П. Погодину (23 июня 1859 г.)//Старина и новизна. Пг., 1915. Кн. 19. С. 90-93; Мои воспоминания: [Киевский период]/Подгот. текста, примеч.: Н. А. Хохлова//ППС. 2005. Вып. 103. С. 186-218; Ответ г-ну Э. Боре на вопрос о св. местах/Пер. с франц., подгот. текста: З. И. Платонова//Там же. С. 106-129; Переписка К. М. Базили и А. Н. Муравьёва (1839-1852)/Подгот. текста, примеч.: И. Ю. Смирнова//Там же. С. 42-101; Переписка с Иерусалимским патр. Афанасием V//Религии мира: Ежег., 2005. М., 2007. С. 199-223; Переписка Иерофея, архиеп. Фаворского, с А. Н. Муравьёвым (1833-1848)/Подгот. текста, коммент.: И. Ю. Смирнова//ППС. 2007. Вып. 105. С. 278-362; Из переписки А. Н. Муравьёва и митр. Филарета (Дроздова) с патр. Антиохийским Иерофеем//Там же. 2008. Вып. 106. С. 252-273; Записка «Заметка об униатах в Антиохийской Церкви» [май 1838 г.]»//Евразия: Духовные традиции народов. М., 2012. 3. С. 153. Ист.: Худобашев А. М. Правда беспристрастного армянина о 2-й ч. последнего соч. А. Н. Муравьёва, изд. в 1848 г. под заглавием: «Грузия и Армения». [СПб., 1849]; С. Н. О сочинениях А.

http://pravenc.ru/text/2564350.html

К 1335 г. относится 1-е упоминание о хранящейся в И. П. м. в кипарисовом ковчеге левой руке св. Иоанна Предтечи (Le pèlerinage du moine augustin Jacques de V é rone. 1902. Р. 211). По-видимому, эта реликвия была перенесена туда после 1187 г. из кафедрального собора Севастии (в 10 км от Наблуса). Примерно в это же время Стефан Новгородец (1348 или 1349), упоминая при описании святынь К-поля десницу св. Иоанна Предтечи, говорит, что его левая рука хранилась в И. П. м. ( Majeska G. P. Russian Travelers to Constantinople in the 14th and 15th Cent. Wash., 1984. P. 45). Архим. Агрефений (ок. 1360 или 1370) считает, что вышеупомянутая реликвия - «рука левая по запястие никоего святаго старьца» не сгорела, когда сарацины бросили монахов в печь, потому что за нее старца держал св. Иоанн Предтеча (Хождение архим. Агрефенья обетели Пресвящыя Богородица//ППС. 1896. Т. 16. Вып. 3(48). С. 17). По словам этого автора, И. П. м. находился на расстоянии полверсты от Иордана, а руины ц. Св. Троицы на месте Крещения - на противоположном берегу (Там же. С. 16). В 1384 г., по сведениям флорентийских паломников Л. Фрескобальди и Дж. Гуччи, в мон-ре оставались всего 1-2 монаха (Visit to the Holy Places. 1948. Р. 78, 134). В 1421 г. диак. Зосима уже застал мон-рь заброшенным: «Ту стоит церковь святая Троица, был монастырь, ныне же от злых арапов разорена» ( Прокофьев Н. И. Хожение Зосимы в Царьград, Афон и Палестину: Текст и археогр. вступление//Вопросы рус. лит-ры. М., 1971. С. 35. (УЗ МГПИ; 455)). По словам Ф. Фабера, в нач. 80-х гг. XV в. в мон-ре жили араб. разбойники (The Book of the Wanderings of Brother Felix Fabri. 1887. Vol. 2. Р. 35). В 1515 г. И. П. м. находился в запустении, но в 1561 г. в нем снова проживали греч. монахи (Хождения купца Василия Познякова по святым местам Востока, 1558-1561 гг./Ред.: Х. М. Лопарев//ППС. 1887. Т. 6. Вып. 3(18). С. 61). В кон. XVI в. мон-рь был окончательно заброшен и постепенно разрушался. Неизвестно почему местные арабы стали называть эти развалины Каср-эль-Яхуд, т. е. «замок евреев».

http://pravenc.ru/text/577918.html

В 30-х гг. XIII в. свт. Савва Сербский посетил К. по пути на Синай (Путешествие св. Саввы, архиеп. Сербского//ППС. 1884. Т. 2. Вып. 2(5). С. 17, 59). Долгое время считалось, что с кон. XIII в. К. стал именоваться мон-рем прп. Герасима по соседней заброшенной обители (см. в ст. Герасима Иорданского мон-рь ). Однако в результате недавних раскопок было высказано мнение, что К. находился не в Дайр-Хаджала на месте совр. монастыря прп. Герасима, а на расстоянии примерно 1 км к северу близ источника Хаджала, где были обнаружены развалины большого мон-ря ( Hirschfeld. 2002. P. 132-133; Sharon. 2004. P. 48-54). По археологическим данным, мон-рь близ источника Хаджала был оставлен монахами до кон. XIII в., что следует из араб. надписи 1295 г. из дер. Хаджала, построенной прямо на месте мон-ря, тоже вскоре покинутой. Ист.: Ioan. Mosch. Prat. spirit. 26, 40, 46, 98, 157, 163//PG. 87. Col. 2872, 2893, 2900-2901, 2957, 3025, 3029-3032 (рус. пер.: Иоанн Мосх. Луг духовный. С. 32-33, 54, 61-62, 120, 187-188, 193-194); Vita S. Georgii Chozebitae confessoris et monachi auctore ejus discipulo Antonio/Ed. C. Houze//AnBoll. 1888. T. 7. P. 97-144, 336-370; Иоанна Фоки Сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о св. местах Палестины кон. XII в.//ППС. 1889. Т. 8. Вып. 2(23); Sharon M. Corpus Inscriptionum Arabicarum Palaestinae. Leiden, 2004. Vol. 3; «Хожение» игум. Даниила в Св. Землю в нач. XII в./Отв. ред.: Г. М. Прохоров. СПб., 2007. Лит.: Vailh é S. Les Laures de S. Gérasime et de Calamon//EO. 1898. T. 2. P. 106-119; Schneider A. M. Das Kalamon-Kloster in der Jerichoebene//Oriens Chr. Ser. 3. 1938. Bd. 13. S. 39-43; Janin R. Calamon//DHGE. 1949. Т. 11. Col. 338; Hirschfeld Y. List of the Byzantine Monasteries in the Judean Desert//Christian Archaeology in the Holy Land: New Discoveries: Essays in Honor of V. C. Corbo. Jerusalem, 1990. P. 18-19, 24-26. (SBF. Coll. Major; 36); idem. The Judean Desert Monasteries in the Byzantine Period. New Haven, 1992. P. 13, 31, 73, 77, 86-87, 96, 105, 177-178, 180-181; idem. The Desert of the Holy City: The Judean Desert Monasteries in the Byzantine Period. Jerusalem, 2002. P. 132-133 (на ивр.); Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus. Camb.; N. Y., 1993. Vol. 1. P. 197-202; Читти Д. Д. Град пустыня. СПб., 2007. С. 243-245, 251.

http://pravenc.ru/text/1319919.html

Мужской монастырь Илии Пророка (Иерусалим) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Мужской монастырь Илии Пророка находится на пути из Иерусалима в Вифлеем, недалеко от гробницы Рахили. Впервые этот монастырь упоминается западными паломниками около 1160 года. Принадлежит Иерусалимской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] По сообщению Иоанна Фоки (1185), монастырь Илии Пророка, «древнейшими боголюбивыми мужами воздвигнутый», был разрушен землетрясением и восстановлен игуменом-сирийыем на средства византийского императора Мануила I. (Иоанна Фоки сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о св. местах Палестины конца XII в.//ППС. 1889. Т. 8. Вып. 2 (23). С. 24, 54). По всей видимости, имеется в виду землетрясение, происшедшее ок. 1157 г. Согласно греч. анонимному паломнику (1187), монастырь, имевший церковь с куполом (PG. 133. Col. 989), находился на том месте, где пророку Илии скрывшемуся в пустыне от Иезавели явился Ангел (3 Цар 19, 4-8). К этому преданию апеллировали зап. паломники (в т. ч. Филипп из Савоны (1283) и Николай из Поджибонси (1346-1350)), тогда как пилигримы жившие позднее ошибочно связывали основание мон-ря либо с местом рождения прор. Илии - Номпар де Гомон (1418), Иоанн Полонер (1422), Б. Амико (1620) - либо с местом, куда пророк удалился во время засухи (3 Цар 17, 1-7),- Игнатий Смолянин (1396-1402) (Хождение Игнатия Смолянина//ППС. 1887. Т. 4. Вып. 12(3). С. 22), либо даже с местом, где он был взят на небо - Петр де Пеннис (ок. 1350). Последние 2 события ветхозаветной истории традиционно связываются с пещерой прор. Илии в монастыре Хозива и с ущельем Харран за р. Иордан. С монастырем Илии Пророка также связывают ряд новозаветных преданий. Считается, что здесь прав. Иосифу явился во сне ангел, сказав: «Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого» (Мф 1. 20), и что на этом месте волхвы снова увидели звезду, которую потеряли из виду, когда пришли в Иерусалим, чтобы спросить, «где родившийся Царь Иудейский» (Мф 2. 2) (RapmTpouloj. 1996. S. 140-141).

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010