1695 . Медведев И. П. Очерки византийской дипломатики (частноправовой акт). – Л.: Наука, 1988. – 263 с. 1696 . Медведев И. П. Петербургское византиноведение. Страницы истории. – СПб.: Алетейя, 2006. – 334, 16 с. 1697 . Медведев И. П. Политическая экономия Георгия Гемиста Плифона//ВВ. – 1973. – Т 31. – С. 88–96. 1698 . Медведев И. П. Правовая культура Византийской империи. – СПб.: Алетейя, 2001. – 576 с. 1699 . Медведев И. П. Правовое образование в Византии как компонент городской культуры//Городская культура. Средневековье и начало нового времени. – Л.: Наука, 1986. – С. 8–26. 1700 . Медведев И. П. Проблема мануфактуры в трудах классиков марксизма-ленинизма и вопросы о так называемой византийской мануфактуре//В. И. Ленин и проблемы истории. – Л.: Наука, 1970. – С. 391–408. 1701 . Медведев И. П. Роль Византии в средневековом христианском мире вообще и в христианизации Руси в частности//Рим, Константинополь, Москва: сравнит. ист. исследование центров идеологии и культуры до XVII в.: VI Междунар. семинар ист. исследований «От Рима к Третьему Риму», Москва, 28–30 мая 1986 г/Отв. ред. А. Н. Сахаров. – М., 1997. – С. 124–134. 1702 . Медведев И. П. Смертная казнь в толковании Феодора Вальсамона//ВВ. – 1992. – Т 53. – С. 53–61. 1703 . Медведев И. П. Феномен трансурбанизации и его роль в становлении феодального византийского города//АДСВ. – 1969. – Вып. 6. – С. 79–90. 1704 . Медведев И. П. Юридический скрипторий Константина Арменопула//Вспомогательные исторические дисциплины. – 1985. – Т 17. 1705 . Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по рарбским источникам. Приложения II (1)/ППС. – Спб., 1897. – Вып. 50. – Т 17. – Вып. 2. – 816 с. 1706 . Медовиков П. Латинские императоры в Константинополе и их отношения к независимым владельцам греческим и туземному народонаселению вообще. – М., 1849. 1707 . Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие. – Вильнюс; М.: Весть, 1992. – 359 с. 1708 . Мейендорф И. Византийское богословие. Исторические направления и вероучение/Пер. с англ. А. Кавтаскина. – М.: Когелет, 2001. – 432 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Райт. Очерк. С. 32-33; Labourt. Christianisme dans l " empire perse. P. 87-99; Tisserant E. Marouta de Maypherkat//DTC. T. 10. Col. 142-149; Baumstark. Geschichte. S. 53-54; Marcus R. The Armenian Life of Marouta of Maipherkat//HarvTR. 1932. Vol. 25. P. 47-71; Vosté J. M. Marouta de Maïpherqat et le «Liber ad baptizandos» de Théodore de Mopsueste//OCP. 1946. Vol. 12. P. 201-205; Ortiz de Urbina. PS. P. 48-51; Sauget J.-M. Maruta//BiblSS. 1966. Vol. 8. Col. 1305-1309; Тер-Петросян Л. А. Два сирийских агиогр. памятника, известных по арм. переводу//ППС. 1974. Вып. 25(88). С. 144-151; он же. О значении предисловия к сборнику Маруты Майферкатского//Древний Восток. Ер., 1976. Вып. 2. С. 238-250; idem (Ter-Petrossian L.). L " attribution du recueil des Passions des martyrs perses à Maroutha de Maypherqat//AnBoll. 1979. Vol. 97. N 1/2. P. 129-130; Fiey J.-M. Martyropolis syriaque: Après Ma  ru  ta  //Le Muséon. 1976. Vol. 89. N 1/2. P. 5-38; idem. Maruta de Martyropolis d " après Ibn al-Azraq (1181)//AnBoll. 1976. Vol. 94. P. 35-45; Sanspeur C. L. La préhistorie de la plus ancienne vie grecque de S. Marouthas//OLP. 1978. Vol. 9. P. 159-165; Пигулевская Н. В. Культура сирийцев в ср. века. М., 1979. С. 197-198; Drijvers J. W. Marutha of Maipherqat on Helena Augusta, Jerusalem and the Council of Nicaea//StPatr. 2001. Vol. 34. P. 51-64; Dupont V. L. À propos de l " hémine de vin: une source inexplorée?: Les canons de Maruta//Collectanea Cisterciensia. Chimay, 2005. Vol. 67. N 4. P. 322-325; Смелова Н. С. Правила Первого Вселенского Никейского собора по ркп. Сир. 34 из собр. ИВР РАН///Письменные памятники Востока. СПб., 2009. Вып. 2(11). С. 42-65; Munt H. Ibn al-Azraq, Saint Marutha, and the Foundation of Mayyafariqin (Martyropolis)//Writing «True Stories»: Historians and Hagiographers in the Late Antique and Medieval Near East/Ed. A. Papaconstantinou et al. Turnhout, 2010. P. 149-174; Stevenson W. John Chrysostom, Maruthas and Christian Evangelism in Sasanian Iran//StPatr. 2010. Vol. 47. P. 301-306; Brock S. Marutha of Maypherqat//GEDSH. 2011. P. 273; Calzolari V. Figures de l " hagiographie syriaque dans la tradition arménienne ancienne (Šalita, Jacques de Nisibe, Maruta de Mayperqat)//L " hagiographie syriaque/Éd. A. Binggeli. P., 2012. P. 141-170. (Études syr.; 9).

http://pravenc.ru/text/2562488.html

араб. писателя Усамы ибн Мункыза). Полное издание трудов К., связанных с изучением христ. Востока, вышло в свет лишь в 2015 г. Преследования ленинградских ученых в кон. 40-х - нач. 50-х гг., разгром и без того малочисленного араб. кабинета Ленинградского отд-ния ИВ АН СССР, конфликт с директором ин-та С. П. Толстовым тяжело сказались на здоровье К., и в ночь на 24 янв. 1951 г. он скоропостижно скончался от паралича сердца. Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища в С.-Петербурге. В 2010 г. ИВ РАН учредил медаль И. Ю. Крачковского, к-рой награждаются отечественные и зарубежные ученые, внесшие выдающийся вклад в востоковедные исследования, а также зарубежные общественные деятели за усилия по установлению связей между РФ и странами Востока. Соч.: Избр. соч. М.; Л., 1955-1960. 6 т.; Б. А. Тураев и христианский Восток. Пг., 1921; В. Ф. Гиргас: (К 40-летию со дня его смерти)//Зап. Коллегии востоковедов. Л., 1928. Т. 3. Вып. 1. С. 63-90; Введение в эфиопскую филологию. Л., 1955; Записки о деятельности Российского Палестинского Общества/Публ., вступ. ст., коммент.: А. О. Тамазишвили//Неизвестные страницы отеч. востоковедения. М., 1997. [Вып. 1.] С. 137-154; Воспоминания ученика о бароне В. Р. Розене/Предисл.: А. А. Долинина//Очерки по истории С.-Петербургского ун-та. СПб., 2000. Т. 8. С. 252-280; Труды по истории и филологии христ. Востока/Сост.: А. А. Долинина, С. А. Французов, В. В. Полосин, Л. И. Николаева. М., 2015. Лит.: Якубовский А. Ю. И. Ю. Крачковский как историк//ИАН. Сер. истории и филологии. 1945. Т. 2. 1. С. 40-46; Винников И. Н. И. Ю. Крачковский: Мат-лы к библиографии. М.; Л., 1949; он же. Дополнения к библиографии трудов акад. И. Ю. Крачковского//ППС. 1954. Вып. 1(63). С. 125-129; Беляев В. И., Винников И. Н. Памяти акад. И. Ю. Крачковского//Там же. С. 91-105; Крачковская В. А. И. Ю. Крачковский на Ливане и в Палестине//Там же. С. 106-124; она же. Первые шаги в науке магистранта И. Ю. Крачковского//Памяти акад. И. Ю. Крачковского: Сб. ст. [Л.], 1958. С. 3-20; Кононов А. Н. Акад. И. Ю. Крачковский: К 100-летию со дня рожд.//ИАН. Сер. лит-ры и языка. 1983. Т. 42. 4. С. 374-387; Халидов А. Б. Акад. И. Ю. Крачковский (к 100-летию со дня рожд.)//Народы Азии и Африки. М., 1983. 4. С. 83-89; Долинина А. А. И. Ю. Крачковский как исследователь арабской литературы//Там же. 1985. 2. С. 107-117; она же. Невольник долга. СПб., 1994; она же. И. Ю. Крачковский и ИППО//Указ. трудов ИППО: 1881-2007. СПб., 2009. С. 344-360; И. Ю. Крачковский (1883-1951): Библиогр. указ./Отв. ред.: Н. В. Колпакова. СПб., 2007.

http://pravenc.ru/text/2458991.html

она упоминалась в документах как основная реликвия Каменецкого Троицкого братства. Лит.: ИРИ. Ч. 4. С. 323; Памятная книжка Подольской губ. на 1859 г. Каменец-Подольск, 1859. С. 10, 16; Синицкий Д. А. Ист. сведения о Подольской ДС. Каменец-Подольск, 1866. С. 55-57; он же. Каменецкий Св.-Троицкий первоклассный мон-рь//Подольские ЕВ. 1868. Отд. неофиц. 18. С. 576-586; 19. С. 615-624; 20. С. 637-660; 21. С. 669-701; Петрушевич А. С. Сводная галицко-рус. летопись с 1600 по 1700 г. Львов, 1874. С. 683-684; Доронович М. З. Ист. очерк предградья г. Каменца-Подольского Русских фольварок. Каменец-Подольский, 1883; он же. Предградье г. Каменца-Подольского: Ист. очерки//Подольские ЕВ. 1883. Отд. неофиц. 9. С. 180-190; 10. С. 211-218; 11. С. 241-246; 13. С. 305-314; 16. C. 369-374; 18. С. 393-414; 25. С. 511-520; Отчет Трифона Коробейникова о розданной царской милостыне//ППС. 1889. Т. 9. Вып. 3(27). С. 84-103; Сецинский Е. И., свящ. Мат-лы для истории правосл. мон-рей Подольской епархии: Каменецкий Св.-Троицкий мон-рь//Тр. Подольского епарх. ист.-стат. комитета. Каменец-Подольск, Вып. 5. С. 301-309: он же. То же: Каменецкий Воскресенский мон-рь на Рус. фольварках//Там же. С. 300-301; он же. Г. Каменец-Подольский: Ист. описание. К., 1895; он же. Ист. сведения о приходах и церквах Подольской епархии: Каменец-Подольский, 1895. Вып. 1: Каменецкий у.; он же. Ист. местности Подолии и их достопримечательности. Каменец-Подольск, 1911; Подольская епархия//Сб. стат. и справочных сведений за 1891-1892 гг./Сост.: В. М. Греченко. Каменец-Подольск, 1893. С. 52-53; Гульдман В. К. Памятники старины в Подолии. Каменец-Подольский, 1901; Бевз В. Nonepeдhi результати дocлiджehь ц. Св. Tpiйцi в мicmi Кам " яhцi на Noдiллi//Bichuk icm.-kyльmypoлoriчhoro Noдiльcьkoro братства. Кам " янець на Noдiллю, 1995. 4. С. 73-78; Пламеницька О. А. Xpucmuяhcьki cbяmuhi Кам " янця на Noдiллi. К., 2001; она же. Сакральна apximekmypa Кам " янця на Noдiллi. Кам " яheць-Noдiльcьkuй, 2005; Rolle A. J. Zameczki podolskie na kresach multanskich: Kamieniec nad Smotryczem. Pozna, 2004r. T. 2. S. 237-242.

http://pravenc.ru/text/1470093.html

Др. целью написания «Хожения» было желание свидетельствовать об истинности событий священной, в первую очередь евангельской, истории. Повествуя о том или ином пункте путешествия, Д. постоянно цитирует Свящ. Писание, к-рое является главным лит. источником «Хожения», при этом основное внимание автора обращено к Евангелиям. Библейские цитаты составляются соединением разных текстов, зачастую в свободном изложении автора, придающего им свое толкование. Значительное место в «Хожении» Д. отводит проверке на месте апокрифов и местных легенд, услышанных во время путешествия или вычитанных из книг. Произведение содержит немногочисленные цитаты из апокрифов, в частности из Первоевангелия Иакова. Авторы последующих древнерус. хожений использовали произведение Д. в качестве образца. Ист.: Сахаров И. Путешествие игум. Даниила по святым местам в начале XII столетия//Путешествия рус. людей в чужие земли. СПб., 18372. Ч. 1. С. I-XIX, 1-90; Путешествие игум. Даниила по Св. земле в нач. XII в.: (1113-1115)/Ред.: А. С. Норов. СПб., 1864; Житье и Хождение Данила, Русьскыя земли игумена: 1106-1108 гг./Ред.: М. А. Веневитинов//ППС. 1883. Т. 1. Вып. 3; 1885. Т. 3. Вып. 3; Веневитинов М. А. Лицевой список Хождения Даниила паломника. СПб., 1881. (ПДП; 5); Хождение игумена Даниила/Подг. текста, пер. и коммент.: Г. М. Прохоров/БЛДР. 1997. Т. 4. С. 26-116. Лит.: Пономарёв А. К истории древнерус. письменности и лит-ры: Игум. Даниил и его «Хождение» в Св. землю//Странник. 1880. Дек. С. 467-492; Веневитинов М. А. Заметки к истории хождения игум. Даниила//ЖМНП. 1883. Май. С. 1-13; 1887. Янв. С. 11-67; он же. Хождение игум. Даниила в Св. землю в нач. XII ст.//ЛЗАК за 1876-1877 гг. 1884. Вып. 7. С. 1-138; Заболотский П. Легендарный и апокрифический элемент в Хождении игумена Даниила//РФВ. 1899. 1/2. С. 220-237; 3/4. С. 237-273; Кузьмина В. Д. Сведения об арабах и арабской культуре в Палестине нач. XII в. по «Хождению» игумена Даниила//Вестн. истории мировой культуры. М., 1959. 6. С. 82-87; Янин В. Л. Междукняжеские отношения в эпоху Мономаха и «Хождение игум.

http://pravenc.ru/text/171234.html

Развалины восточного хребта гор занимают то место, где были раскинуты шатры Авраама и Лота; – они значительны по своему объему и построению. Тут еще видно похожее на башню, четырехстороннее здание из больших тесаных камней желтого цвета; оно обрушилось на две стороны; оно обнесено было оградою или крытою галереею, в передовой стене, противу Вефиля, было четыре входа; двери и крыльца частью существуют. Зодчество этого здания походит на римское. Вид отсюда на Иорданскую пустыню обширен и прекрасен. Эта гора, находившаяся между Вефилем и Гаием, называлась, в особенности, – Ефраимскою. Гай, которого малые остатки существовали еще во времена Иеронима, находился по дороге отсюда к Иерихону. В Вефиле погребена была Иаковом Девора, кормилица Ревекки; он соорудил ей у подошвы горы Вефиля памятник, под дубом, который был прозван: дуб плача. Здесь ежегодно судил Самуил, который, конечно, может быть признан за образец теократического правителя. «И судяше Самуил Исраилю во вся дни живота своего. И хождаше от года до года и окрест Вефиля и Галгалы и Массифа; и суждаше Исраиля во всех священных сих» ( 1Цар 8:15–16 ). Вручая правление Саулу, он всенародно воззвал: обидел ли он кого? сотворил ли пред кем неправду? – Народ ответствовал ему благословениями и скорбным плачем расставания! При Иеровоаме Вефиль омрачился поклонением золотому тельцу – и от этого Вефиль навлек на себя, чрез Амоса, грозный глагол Божий: « и Вефиль будет аки не быв!» ( Ам 5:5 ) Пророчество это совершилось!.. Оставляя эту забвенную, великую дебрь, я снял с нее вид, которого еще не было в описаниях святых мест. Я рисовал с Гаваонской дороги. Тем же днем, но поздно, мы возвратились в Иерусалим. Расстояние от Иерусалима до Вефиля – три с половиною часа езды. 73 Itinerarium Burdigalense/Palaestinae descriptiones ex saeculo IV, V et VI/Hrsg. T. Tobler. St. Gallen, 1869 (рус. пер.: Бордосский путник 333 г./ППС. 1882. Т. 1, вып. 2. (Вып. 2)). 75 Иосиф Флавий означает Гаваю в 30 стадиях от Иерусалима (около 2 1/2 верст), что согласуется с нашим мнением.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

1075 Лисовой H. Н. «Президенты Палестины». Памяти первых председателей ИППО Вел. Кн. Сергея Александровича и Вел. Кн. Прмц. Елизаветы Федоровны//ППС. Вып. 100. М., 2003. С. 127 (Приложение 1083 Записка товарища министра иностранных дел А. Е. Влангали к послу в Константинополе А. И. Нелидову. Октябрь, 1886//Там же. С. 562. 1084 Ряжский П. И. Доклад вице-председателю ИППО князю А. А. Ширинскому-Шихматову. Петроград, 9 июня 1915 г.//АВПРИ. Ф. РИППО. Оп. 873/1. Д. 733. Л. 1–13. 1089 В цитированном послужном списке указана дата приезда 1844 г. и, соответственно, время служения Вениамина в Иерусалиме до Крымской войны 10 лет. 1090 Письма [разных лиц] к игумену Вениамину. 1846–1884//Библиотека ИППО, инв. номер: И. П. П. О. Б. IV. 888. С. 1–2. 1093 Письма [разных лиц] к игумену Вениамину. См. письма от 1 и 17 мая 1877 г. (С. 143144, 144 –145) и от 24 мая 1878 г. (С. 146). 1094 Документы по истории подворья составляют отдельную папку в Архиве внешней политики Российской Империи (АВПРИ. Ф. РИППО. Оп. 873/1. Д. 273. Л. 1–176, 1891 – 1914 гг. См. также: Д. 733, Л. 1–13, 1915 г.). Важнейшие из них опубликованы в сборнике: Россия в Святой Земле. Документы и материалы/Сост., подг. текста, вступ. Статья и комм. H. Н. Лисового . T. I. М., 2000. С. 591–606. 1095 Хомутова К. Описание Вениаминовского приюта, как достался Палестинскому обществу//Россия в Святой Земле. Т. 1. С. 601–604. 1096 Прошение соборного иеромонаха Вениамина в Совет ИППО от 29 октября 1891 г.//АВПРИ. Ф. РИППО. Оп. 873/1. Д. 273. 1097 Прошение соборного иеромонаха Вениамина на имя консула Максимова от 17 июня 1891 г.//Там же. Л. 6–8. 1101 Список лиц, живущих в Вениаминовском приюте ИППО, на 1 декабря 1900 г.//Россия в Святой Земле. Т. 1. С. 599–601. 1107 Из донесения контр-адмирала Н. И. Скрыдлова. Бухта Фалеро, 7 июля 1899 г.//АВПРИ. Ф. РИППО. Оп. 873/1. Д. 5. Л. 51–54. 1108 Горбунов Г. Несколько дней в Палестине. Впечатления туриста//СИППО. 1913. T. XXIV. Вып. 1.С. 49–60. 1112 Дмитриевский А. А. Современное русское паломничество в Святую Землю//ТКДА. 1903. С. 281–282.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И. Библиографический обзор апокрифов в южнославянской и русской письменности. Пг., 1921. Вып. 1: Апокрифы ветхозаветные; Иванов Й. Богомилски книги и легенди. София, 1925; Riessler P. Altjüdisches Schrifttum ausserhalb der Bibel. Augsburg, 1928, 1966r; Walker J. Bible Characters in the Koran. Paisley, 1931; Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 196-297; Torrey C. C. The Apocryphal Literature: a Brief Introd. New Haven (Conn.), 1945r. Hamden (Conn.), 1965; Lods A. Histoire de la littérature hébraïque et juive. P., 1950; Metzger B. M. An Inrtoduction to the Apocrypha. N. Y., 1957; Philonenko M. Pseudépigraphes de l " Ancien Testament et manuscrits de la Mer Morte. P., 1967; Denis A. M. Introduction aux pseudépigraphes grecs d " Ancien Testament. Leiden, 1970; Delling G. Bibliographie zur jüdisch-hellenistischen und intertestamentarischen Literatur. B., 19752; Charlesworth J. H. The Pseudoepigrapha and Modern Research. Chico (Calif.), 1981; Елизарова М. М. Ветхозаветная апокрифическая литература и кумранские находки//ППС. Вып. 28 (91). 1986. С. 62-68; Мещерская Е. Н. Ветхозаветные апокрифы в сирийской литературе//ВИД. 1991. Т. 24. С. 38-50; Пиотровский М. Б. Коранические сказания. М., 1991; CAVT; Lehnhardt A. Bibliographie zu den jüdischen Schriften aus hellenistisch-römischer Zeit. Gütersloh, 1999. Новозаветные А. Термин «апокриф» употребляется раннехрист. авторами по отношению к сочинениям, имевшим хождение как внутри христианства, так и вне его, преимущественно в гностической среде. Этим термином называли писания, предназначавшиеся для особо умудренных, избранных читателей, а не для широкого круга верующих. Уже Ириней , еп. Лионский (Adv. Haer. I 20. 1), и Тертуллиан (De Pud. 10. 12) приравнивали значение термина πκρυφος к словам «поддельный» и «ложный» (νθος, falsus), определяя этим словом произведения, не принятые офиц. христ. Церковью. На Западе после сложения в общих чертах к кон. IV в. по Р. Х. канона Свящ. Писания словом «апокриф» могли обозначаться произведения, не включенные в перечень канонических.

http://pravenc.ru/text/75608.html

1962. Vol. 69. P. 524–532; RGG. Bd. 5. Sp. 1648 ff.; Stuiber A. Eulogia//RAC. 1965. Bd. 6. Lfg. 47. Col. 900–928; Westermann C. Blessing in the Bible and the Life of the Church. Phil., 1978; TRE. Bd. 5. Lfg. 3/4. S. 560–573; Corpus benedictionum episcopalium/Ed. E. Moeller. Turnhout, 1971–1979. Т. 1–4. (CCSL; 162); Sodi M. Benedizione//Nuovo dizionario di Liturgia/A cura D. Sartore e A. Triacca. R., 1984. P. 158–175; Heute segnen: Werkbuch zum Benediktionale: Festschrift B. Fischer/Hrsg. A. Heinz, H. Rennings. Freiburg e. a., 1987; Les Bénédictions et les sacramentaux dans la liturgie: (35 semaine de S. Serge). R., 1988; ABD. Vol. 1. P. 753–761; Словарь библейского богословия. К.; М., 1998. С. 59–67, 154–155; О священническом благословении. О благословениях ветхозаветных и новозаветных. М., 2001; Кунцлер М. Литургия Церкви. М., 2001. 2 т.; ВЗ: Pedersen J. Der Eid bei den Semiten. Strassburg, 1914; Фрэзер Дж. Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1985 (пер. с англ.); Hempel J. Die israelitischen Anschauungen von Segen und Fluch im Lichte altorientalischer Parallele//ZDMG. N. F. 1925. N 4. S. 20–110; ThWAT. Bd. 1. Sp. 808–841; Scharbert J. Fluchen und Segen im Alten Testament//Biblica. R., 1958. Vol. 39. P. 1–26; Allegro J. M. A Possible Mesopotamian Background to the Joseph Blessing of Gen. XLIX//ZAW. 1952. Bd. 64. S. 249–251; Schreiner J. Segen für die Völker//BZ. 1962. Bd. S. 1–31; Coats G. W. The Way of Obedience: Traditio-Historical and Hermeneutical Reflections on the Balaam Story//Semeia. Missoula (Mt.), 1982. N 24. P. 53–79; Yardeni A. Remarks on the Priestly Blessing on Two Ancient Amulets from Jerusalem//VT. 1991. Vol. 41. P. 176–185; Barkay G. The Priestly Benediction on Silver Plaques from Ketef Hinnom in Jerusalem//Tel Aviv. 1992. Vol. 19. P. 139-192; Кауфман И. Религия Древнего Израиля//Библейские исследования/Сост. Б. Шварц. М., 1997. Вып. 1. С. 29–75; Емельянов В. В. Шумерские заклинания консекрации и представления о святости у шумеров//ППС. 1998. Вып. 35. С.

http://pravenc.ru/text/149325.html

Перечень других изданий: PG 100, 10–11). Обзор славянских переводов (разных редакций, из которых к греч. подлиннику близка лишь первая, впервые изданная и изученная Я. Н. Щаповым): Пиотровская Е. К. Краткий археографический обзор рукописей, в состав которых входит текст «Летописца вскоре» константинопольского па­триарха Никифора//ВВ 37 (1976), 247–254; Она же. «Летописец вско­ре»//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. (XI – первая половина XIV в.). Л., 1987. С. 231–234 (лит-ра). Новейшие издания славян­ского перевода: «Летописец вскоре» патриарха Никифора// Бенешевич В. Н. Древнеславянская Кормчая XIV титулов без толкований: [В 2 т.] Т. II/Подгот. к изд. и доп. Ю. К. Бегуновым, И. С. Чичуровым, Я. И. Щаповым; Под общ. рук. Я. И. Щапова; [Отв. ред. Д. С. Ангелов, Б. А. Рыбаков]//Со­фия: Изд-во Болгар. АН, 1987. С. 210–230 (текст парал.: слав., греч. Греч, текст [по ГИМ, Син. греч. 467, Владимир 318], как и слав, перевод, при­мерно совпадает с изд. де Боора, р. 81–101); Пиотровская Е. К. Византий­ские хроники IX века и их отражение в памятниках славяно-русской письмен­ности: («Летописец вскоре» константинопольского патриарха Никифора)//СПб., 1998 (ППС, вып. 97 547 Mai A. Spicilegium Romanum. Vol. 10. Pars 2. Roma, 1844. P. 152–156; Papadopoulos-Kerameus A. A= νλεκτα εροσολυμιτικης στχυολογας. Vol. 1. St. Petersburg, 1891; Bruxelles, r 1963. P. 454–460 (лучший текст, чем у Маи). 549 Florilegium из святоотеческих сочинений, составленный патриархом Ники­фором и являющийся дополнением к «Антирретикам» (выше, 1255–1257). Издан Питрой как отдельный трактат после антологии из Макария Магнезийского: Pitra 1852, 336–370. 550 Pitra 1852. P. 302–335. Выборка из сочинения Макария Магнезийского (CPG 6115). Ср.: Арсений (Иващенко), еп. Макарий Магнезийский j j ХЧ 1883. Ч. 1. 5/6. С. 597–632; Сагарда А. И. Антиохийская богослов­ская школа: Макарий Магнезийский// Сагарда Н. И. , Сагарда А. И. Полный корпус лекций по патрологии. СПб., 2004. С. 953–966. 552 Pitra 1858. Р.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010