За период ректорства в Духовных Академиях епископ Антоний постриг более 60-ти студентов, из которых впоследствии большинство стали архиереями. Уже в позднейшие годы в своих поучениях он много и убедительно говорил о том, какие тяжелые жизненные последствия постигают тех, которые предполагая вступить на путь монашества, как бы услышав зов Божий, по каким либо житейским соображениям уклонились от этого пути. В 1900 г. 14 июля епископа Антония перевели на самостоятельную кафедру в г.Уфу, епископом Уфимским и Мензелинским. По предложению и.д.ректора, инспектора Казанской Академии от 17 авг. 1900 года, Преосв.Антония, епископа Уфимского и Мензелинского постановили: избрать в почетные члены Казанской Духовной Академии ввиду высокопреосвещенной и плодотворной деятельности, ввиду его солидных литературных и научно-богословских трудов, ввиду выдающегося церковно-ораторского таланта и неутомимого проповедования слова Божия и, наконец, ввиду его щедрой благотворительности и материального вспоможения нуждающимся студентам Академии. В 1902 г. 27 апр. Преосв.Уфимского Антония перевели на Волынскую кафедру епископом Волынским и Житомирским, Почаевской Успенской Лавры священноархимандритом. В 1906 году Преосв.Антоний был возведен в сан архиепископа. В 1908 г. управляя Волынской епархией, он первый из русских иерархов откликнулся на суждения по вопросу о восстановлении патриаршества в России, издав брошюру соответствующего содержания, как приложение к журналу «Русский Инок». Антоний с юных лет был большим приверженцем патриаршества. На учебнике русской истории Илловайского его рукой нанесены заметки, восхваляющие Патриарха Никона и порицающие царя Алексея. В 1911 г. Преосв.Антоний был награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. В 1912 был назначен членом Святейшего Синода с оставлением его на занимаемой кафедре. Высокопреосв.Антоний исконный друг и горячий покровитель Православной миссии, которую он широко развил при Почаевской Лавре, оказывающей глубокое миссионерское влияние на зарубежную Русь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Между службами сидим в парке лаврского двора, опочиваем. Рядом пожилой учитель, впечатлительной внешности, из Волгограда, вдохновенно рассказывает, как приехал в Лавру и исцелился от болезни ног. Клеймит безбожников на чем свет стоит. Я его запомнил. Разговоры о красных паспортах: брать нельзя. Зеленые еще можно держать, но красные советские — это цвет самого пламени адова, печать антихристова, кто взял — тот уже не христианин и не спасен… Одним словом, фонтан-коктейль духовной жизни рядового дня Лавры полнокровно бродил и клокотал. Всего одно мгновение мировой духовной истории. День — пространство для новостей. А над всем этим высокое и глубокое небо Почаева, лествица, путь восхождения, парения духа человеческого к вершинам духа… Читайте также: История появления Почаевской иконы Божией Матери Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 28 ноября, 2018 24 ноября, 2018 21 апреля, 2020 3 января, 2019 7 декабря, 2018 7 декабря, 2018 30 ноября, 2018 29 ноября, 2018 28 ноября, 2018 28 ноября, 2018 24 ноября, 2018 21 апреля, 2020 3 января, 2019 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/moj-pervyj-den-v-pocha...

Представляя все сие на благоусмотрение вашего сиятельства, почитаю обязанностью откровенно объяснить, что без перевода в губернский город епархиальных управлений православного и католического невозможно ожидать никаких полезных преобразований для Волынской губернии и она надолго может остаться в настоящем неудовлетворительном своем положении, ибо, как изъяснил я вашему сиятельству в помянутом отзыве моем 3960), подробно излагая причины вредного преобладания здесь римского духовенства пред нашим, без устранения причин зла никакие распоряжения не сильны отвратить его. К сему долгом поставляю присовокупить, что для наблюдения за Почаевской лаврой и кременецкими семинариями может быть назначен в Почаев викарный епископ, который и будет ближайшим их начальником; в губернский же город я просил бы перевести только архиепископа, с консисторией и штатом. Таковой перевод не может дорого стоить; впрочем, я всегда тех мыслей, что издержки для пользы общей не могут останавливать правительственных мер, особенно тогда, когда сии меры столь необходимы для спокойствии края и целой империи». 138 Кроме этой важной перемены, Никанор, в свое управление волынской епархией, учредил в ней школы при приходских церквах, для обучения крестьянских детей, и ввел катехизические поучения для простого народа. В 1843 г. Никанор был переведен в Варшаву, на место Антония, с оставлением однако же за ним и управления волынской епархией и звания священно-архимандрита Почаевской лавры. Он находился в это время в Петербурге и, при отбытии к новому своему назначению, удостоился прощальной аудиенции у Государя. По уравненному уже Антонием пути ему только оставалось действовать в том же духе, а у него было довольно практического благоразумия, природной и заученной любезности, кротости и ласковости, чтобы удовлетворить всем требованиям. Между тем, частые посещения Варшавы Государем и членами Царственного дома представляли для Никанора самые удобные случаи более и более делаться известным всей Царской фамилии, и когда лейб-медик Арендт объявил, что положение Антония безнадежно, почти все петербургское духовенство было уверено, что место его займет Никанор.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Агитация против Почаевского союза была весьма разнообразна. Далеко не полный свод ходивших в народе небылиц, составленный «Почаевскими известиями», включает 11 пунктов. Тут и разные кары, которые правительство якобы применит к союзникам, и фантастические намерения, приписываемые Союзу и непопулярные среди народа (союзники выступают за восстановление «панщины»), и разоблачения якобы меркантильных намерений лавры . Особую роль сыграли «nibpyблu», полтинники - 50-копеечные членские взносы, взимавшиеся с крестьян при записи в Союз. Какого только назначения не связывали слухи с этими деньгами! Наиболее оригинальное заключалось в том, что на союзные деньги будет выкуплен некий архиерей, попавший в острог . А наиболее простое - что народные деньги прикарманил самый яркий из почаевских монахов. «Жиды говорят вам, что Илиодор на ваши полтинники купил себе шелковую рясу и отрастил во какое брюхо! - говорил народу худощавый до прозрачности о.Илиодор, для убедительности хлопая себя по животу. - Смотрите же, православные, такое ли у меня брюхо? Шелковая ли у меня ряса? Видите, как врут все пархатые. От меня же вы услышите одну только правду. Клянусь вам вот этой святой лаврой!» . Осенью 1906 г., когда о.Илиодор тяжело заболел, стали говорить, что он сам отравился, боясь нареканий за растрату чужих «nibpyблeй», и... умер. Но даже когда все убедились, что он жив, евреи продолжали говорить крестьянам: «на шо вы даете mi nibpyблu, их монахи соби берут. Ну, хоште, записуйтесь в Союз, а грошей не давайте» . «Почаевские известия» были убеждены, что имеет место целенаправленная агитация против Союза. Газета печатала то пересланное редакции письмо к старшинам и старостам: «Монахи вас обманывают самым поганым способом», то жалобу какого-то жителя Мирополя на местных евреев, которые в агитационных целях «не жалеют водки на магарычи» . Сельским союзникам приходилось очень солоно. Над ними смеялись волостные писари и старшины, односельчане препятствовали открытию отделов Союза, а лица, сталкивавшиеся с союзниками по каким-то сельским делам, так и норовили содрать лишнюю копейку, выставляя следующий довод: «як маете даваты монахам до Почаева по пиврубля, то также ще добавте и до штукы товару по пиврубля». Некие крестьяне с горя даже написали в «Почаевские известия»:просим-де выдать в каждое село бумагу, запрещающую насмехаться над союзниками...

http://ruskline.ru/analitika/2018/10/201...

Илиодор начал публиковать крайне правые статьи в газетах и после некоторого периода служения в духовных школах попадает на запад Российской империи, в Почаевскую лавру, участвует в ее издательской деятельности тоже крайне правого настроения в защиту монархии, категорически против парламентаризма. Наверное, в изданиях Почаевской лавры того времени больше, чем о Христе и о вере, говорилось именно о политике. И, наконец, находясь в Почаевской лавре, он добивается того, что Синод запрещает ему писать и публиковаться, обращает внимание на то, что он должен служить Богу, предстоять перед алтарем, а не занимать большую часть своего времени публицистикой и писанием статей в газеты. Но вспомним, что время революционное, и иеромонах Илиодор пренебрегает этим запретом. Это было его первое пренебрежение, а таких еще будет несколько. Благодаря влиянию определенных кругов и благодаря симпатиям к нему в высших кругах, вскоре Илиодор попадает в Саратовскую епархию к будущему священномученику епископу Гермогену (Долганову) и начинает очень тесно сотрудничать с ним именно в русле общественной деятельности. Он начинает снова публиковаться. Епископ Гермоген выпускал газету «Братский листок», которая носила не чисто церковный характер, но церковно-общественный и отчасти политический. И, наконец, что гораздо важнее, чем публицистика, – это строительство собственного духовного центра. Иеромонах Илиодор попадает на юг Саратовской епархии, в город Царицын (нынешний Волгоград) и начинает строить там Свято-Духово архиерейское подворье, которое превращается в центр «илиодоровщины». Буквально за два-три года он смог сплотить вокруг себя огромные народные массы, связанные в том числе с простыми рабочими. Тем самым иеромонах Илиодор предлагает альтернативу социалистическим партиям, которые в то время уже начинают внедрять лозунг об объединении всех пролетариев и о том, что именно социалистическая идеология должна сплотить низшие трудовые слои общества, постоянно находящиеся в трудах и заботах о хлебе насущном, но уровень социальной защищенности (говоря современным языком) которых находится на весьма низком уровне.

http://academy.foma.ru/tag/sobor-1917-go...

Хотя полный хор архиерейских певчих, составленный из лучших голосов, был сам по себе хорош: но для приучения его к пению в возможно лучшем вкусе, в первых числах февраля 1832 года, по Высочайшему повелению, прибыл в Почаев из Санкт – Петербурга придворный протодиакон Павел Дашковский с псаломщиком Никитиным, который, пробыв в лавре известное время, ввел по церковному чтению, пению, и вообще по богослужению, порядок лавры Александровской. Утварных и ризничных вещей, с передачей базилианами монастыря в ведение православных, принято не мало; но в числе их почти не было таких, которые соответствовали бы торжественности священнослужения православного, а тем более архиерейского. Преосвященный Амвросий, по принятии в свое управление обители, немедленно озаботился о восполнении недостающего. По его распоряжению привезено из Москвы купцом Хаботиным лучшей утвари и ризницы на 1308 рублей сер. И 805 р. ассигнациями. 163 Богослужебное вино базилиане употребляли для священнодействий литургии без разбора то самое, которым были наполнены их погреба. Большей частью они служили на венгерском вине не красном, а белом, и не обращали внимания, было ли оно с примесью, крепкое или хмельное. Эта неуважительность к таинству показалась весьма противной православному архипастырю. По его повелению принято правилом приобретать богослужебное вино чистое – виноградное, без примеси и притом всегда цвета красного. 164 Приход и расход денег, по всем монастырским статьям, сперва записывался в тетрадях частных; но вскоре велено завести шнуровую книгу, назначен казначей, которому вменено в обязанность исключительно этим заниматься. В первые четыре месяца поверки сумм и приходо-расходных записей, приметно, не было делано. Уже 9–го марта, по предложению преосвященного Амвросия, вследствие полученного указа о переводе его из Волынской в епархию Нижегородскую, представлена ему Духовным собором отчетность за четыре с половиной месяца вместе. Из этой отчетности видно, что с 24-го октября по 9 марта прихода было 305 червонцев, 2574 рубля сер. ассигнациями 1628 рублей и медью 4 р. 83 к., а в расход поступило 300 червонцев, 5571 рубль сер. и ассигнациями 1290 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

Касательно этой секретной книги рождается вопрос: что заставило базилиан зарыть ее в щебне на чердаке братского корпуса, когда и наличный капитал 785,051 злотый и подлинные долговые письма на 529,817 злотых они успели уже похитить? Вероятно, они полагали, что спрятав ее там, сделали тоже, что и сожгли ее, или другим образом уничтожили; ибо думали, что никому в мире не прейдет в голову, чтобы на чердаке в мусоре было что либо подобное спрятано, – или может быть имели мысль, впоследствии незаметно взять ее оттуда для своих целей. Последняя догадка более вероятна. По выведении из Почаева базилиан некто иеромонах Галинский находился в Кременецком базилианском монастыре. Под разными предлогами он несколько раз приезжал в Почаев и в последний раз просил дозволения пойти на тот же чердак для забрания принадлежавшего ему курительного простого в папушках табаку. Ему это дозволено; но за ним зорко следили, и он действительно набрал целую бычку табаку, однако не мог взять клада, за которым приехал. Не успев в своем предприятии, он прибег к другому средству. Увидев в Кременце на ярмарке лаврского служителя Мартина Погорелецкого, пользовавшегося доверенностью базилиан, он просил его доставить ему секретную книгу, объявив ему вместе все признаки книги и место на чердаке, где она спрятана, – при чем обещал ему за это награды сто червонцев. Но Погорелецкий, будучи древле православным и верным православному своему лаврскому начальству, пренебрег этим обещанием, и о всем том секретно объявил тогдашнему наместнику Лавры архимандриту Антонию. Наместник взял с собой епархиального архитектора, двух экономов, двух каменщиков и других лиц, пошли на чердак будто бы для осмотра труб, отрыли щебень и, по указанию того же Погорелецкого, нашли в нем искомую книгу. Она вся писана рукой базилианского казначея иеромонаха Феодота Постанкевича. На спрос военно-судной киммисии он – Постанкевич изъяснил, что за год до смерти провинциала Билинкевича, он по требованию его вручил ему таковую, – и вместе с ней все долговые документы, и наличными деньгами шестнадцать тысяч червонцек.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

А до того времени, как говорит Преосвященный Макарий, «ничто не благоприятствовало восстановлению разрушенных на юго-западе обителей», в том числе и Киево-печерской Лавры, «так как Киевское княжество после нашествия Батыева около восемидесяти лет хотя имело по временам своих князей, но находилось собственно под властью монгольских баскаков, живших неподалеку от Киева, и подвергалось весьма часто набегам со стороны татар и Литовцев и крайне обеднело жителями». От того, если и согласиться с тем же Преосвященным, что Лавра Киево-печерская «продолжала существовате» и после постигшего ее разорения, 743 то во всяком случае нельзя допустить, чтобы новые насельники ее собрались весьма скоро, и при том в таком количестве, чтобы из них могло выйти столько святых, сколько мы видим их даже в приведенном нами кратком перечне печерских святых XIII века у преосвященного Филарета. Следовательно, святые эти должны были жить до нашествия Монголов, и таким образом по всей справедливости были современниками основателей Почаевской Лавры, вышедшими из Киева в это время. Не от того ли, что те же святые вели по преимуществу жизнь затворническую, и при том именно в темные времена погрома Монгольского, – мы имеем и самые скудные сведения об их жизни и деятельности? Затворническая жизне и сама по себе такова, что не представляет, особенно много данных для биографии затворника. От того мы не можем похвалиться, что имеем много сведений и о затворниках, предшествовавших нашим святым в XI и XII веках... Да и кому было писать об этих святых, когда, как гласит сама история, «большая часть Киево-печерских иноков того (монгольского) времени были перебиты, а немногие, оставшиеся в живых, разбежалисе...». 747 Когда же потом собрались в Лавре новые иноки, то им далеко было не до того, чтобы писать о своих предшественниках. У них было множество своих самых разнообразных насущных нужд, которым они должны были удовлетворить прежде, чем браться за перо, тем более, что и в лучшие времена Киево-печерской обители, как мы видели, проходили целые десятилетия и чуть ли не века, пока находились люди способные писать и описывать жизнь и деяния своих предшественников и сподвижников.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

- эти кавычки, они,  кстати,  легко как открыватся,  так и  закрываются:-)... Сергей Валентинович Чертков, Москва 11 мая 2018г. 14:57 Приведённая Лидией Константиновной первая цитата -- вопиющий пример безграмотности автора статьи. Но и научная подготовка не выдерживает критики. Архимандрит Паисий не был " постоянным участником заседаний Отдела о монастырях и монашестве до третьей сессии " , поскольку работал на Соборе только на 1-й сессии до 9 декабря 1917 г. Отмеченное в комментарии отсутствие редактуры статьи бросается в глаза. Например, " назначен исправляющим должность духовного собора Почаевской лавры " . Здесь явно пропущено слово, но НЕ " членом " , т. к. далее указано: " В 1903 г. 19 января он был назначен членом духовного собора лавры " . Редакция сайта должна потребовать от автора должным образом доработать статью. Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.

http://bogoslov.ru/article/5823264

2. Поручить временное исполнение обязанностей наместника архимандриту Назарию (Лавриненко). – 1997, 1, 4. 2487. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 17 апреля 1997 года: Утвердить архим. Назария (Лавриненко) наместником Лавры с сохранением за ним временного исполнения обязанностей настоятеля Коневского мужского монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы. – 1997, 6, 8. -------- 2488. КОЗЛОВА В. Святой Антоний Печерский и начало Киево-Печерской обители. – 1988, 6, 73. 2489. ПОСЕЩЕНИЕ Киево-Печерской Лавры (Р.М. Горбачевой). – 1989, 6, 5. 2490. ФИЛАРЕТ, митр. Начало истории Киево-Печерской Лавры. – 1989, 9, 14; 10, 20. 2491. ПИМЕН, патр. Телеграммы от имени Поместного Собора РПЦ М.С. Горбачеву, Генеральному секретарю ЦК КПСС и В.А. Масолу, Председателю Совета Министров Украинской ССР. (Благодарит за передачу Церкви части Киево-Печерской Лавры – Дальние пещеры). – 1988, 8, 19–20. 2492. ГУЛИЧКИНА Г. …Яко на сих горах возсияет благодать Божия. – 1989, 7, 17. 2493. ГАВРИЛЕНКО З. Возрождение великой лаврской святыни. – 1991, 11, 24. -------- 2494. БАБИЧ В., прот. Праздник преподобного Иова в Успенской Почаевской Лавре. – 1985, 1, 24. 2495. APXIMAHДPUT Марк – наместник Почаевской Успенской Лавры. – 1985, 11, 55. 2496. БАБИЧ В., прот. Празднование в Почаевской Успенской Лавре. – 1985, 12, 13. 2497. ГЕНСИЦКИЙ Б., протодиак. Праздник преподобного Иова в Почаевской Успенской Лавре. – 1986, 2, 18. 2498. БАБИЧ В., прот. Праздник преподобного Иова в обители Почаевской. – 1987, 1, 9. 2499. ЕГО ЖЕ. БАБИЧ В., прот. Праздник преподобного Иова на горе Почаевской. – 1988, 2, 22. 2500. УКАЗ Святейшего Патриарха Пимена от 20 июля 1988 года. Наместником Свято-Успенской Почаевской Лавры назначен архимандрит Онуфрий (Березовский), благочинный Свято- Троице-Сергиевой Лавры. – 1988, 10, 6. 2501. APXIMAHДPUT Онуфрий – наместник Почаевской Успенской Лавры. – 1989, 2, 24. 2502. ПИТИРИМ, архим. Торжества в Успенской Почаевской Лавре. – 1989, 3, 29. -------- Троице-Сергиева Лавра 2503. ФЕОФИЛАКТ, иером. Новый наместник Троице-Сергиевой Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010