XV. Кроткий ответ укрощает ярость, а грубое слово усиливает гнев. Жертва беззаконных противна Господу, а молитва праведников приятна Ему. Распутный не любит, чтоб его учили, к умным он не пойдет. Лучше немногое при благоговении пред Господом, нежели большое сокровище, и при нем шумная суетливость. Лучше небольшой участок овощей, и при нем дружба, нежели откормленный бык, и при нем неприязнь. Светлый взгляд очей радует сердце, добрая весть утучняет кости. Славе предтеча смирение. XVI. Возложи на Господа дела свои, и предприятия твои совершатся. Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков беззаконных. Уста праведные приятны царю, и кто говорит истину, того он любит. Иметь мудрость гораздо лучше, нежели золото, и иметь разум приятнее, нежели серебро. Падению предтеча гордость. Приятная речь есть сотовый мед, сладка для души и целебна для костей. Человек коварный плодит раздоры, и ябедник разлучает друзей. Человек злой и друга своего обманет, и заведет его на дорогу не добрую. XVII. Разумного сильнее трогает выговор, нежели когда глупого сто раз побьешь. Родивши глупца, родил его на горе себе и не порадуется отец безумца. XIX. Не пристало глупцу жить пышно. Дом и имение достаются по наследству от родителей, а умная жена от Господа. Слушайся совета и принимай наставления, чтобы впоследствии быть умным. Похвальна в человеке благотворительность его, и нищий лучше обманчивого богача. Кто отца разорит, мать выгонит, тот срамный и бесчестный сын. XX. Честь человеку отстать от ссоры, а всякий глупец задорен. С осени ленивец не орет, летом спросит, и ничего нет. Праведник спокойно живет с своею честностью, блаженны и дети его после него! Не люби спать, чтобы не обеднеть. Кто злословит отца своего и матерь свою, у того погаснет светильник среди глубокой тьмы. Имение, собираемое жадно прежде, и в последствии не благословится. Не говори «я отплачу за зло»; жди Господа, и Он вступится за тебя. XXI. Кто затыкает ухо свое от воплей бедного, тот и сам будет звать, и не откликнутся. Любящий веселие останется в нищете; кто любит вино и масти, не разбогатеет. Алчный всякий день алчет, а праведник дает и не жалеет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Кто хочет знать, как смотрит Библия на внешнюю человеческую мудрость, а следовательно и на культуру вообще, поскольку она не стремится стать самодовлеющей и не отделяется от религии, то пусть читает похвальное слово Соломону, в третьей книге Царств и у Премудраго Сираха: – И дал Бог Соломону мудрость и весма великий разум и обширный ум, как песок на берегу моря. И была мудрость Соломона выше всех сынов Востока и всей мудрости Египетской... и изрек он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять. И говорил он о деревях от кедра, что в Ливане, до иссопа, выростающего из стены и о животных и о птенцах и о пресмыкающихся и о рыбах. И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона и от всех царей земных, которые слышали о мудрости его ( 3Цар. 4:29–34 ). Как мудр был ты, (Соломон), восклицает восторженно Сирах, в юности твоей и, подобно реке, полон разума. Душа твоя покрыла землю, и ты наполнил ее загадочными притчами; имя твое пронеслось до отдаленных островов и ты был любим за мир твой; за песни и изречения, за притчи и изьяснения тебе удивлялись страны ( Сир. 47:16–19 ). Главное – мудрость, завещает он сам своему сыну, приобретай мудрость и всем умением твоим приобретай разум; высоко цени ее и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишся к ней ( Притч. 4:7–8 ). ЮНОСТЬ ВСЕГДА ВНУТРЕННЕ ПОЕТ и, как арфа, струит из себя тихие и светлые мелодии. Она везде ищет звуков небес – откровения совершенной гармонии и идеальной красоты – особенно в человеке – этом венце творения. Не ее вина если суровая действительность, разбивая ее мечты, ведет ее к горьким разочарованиям, и она часто напоминает нам бабочку, летящую на огонь, чтобы обжечь свои крылья. УДИВИТЕЛЬНО, ЧТО ВСЕ В ПРИРОДЕ стремится к покою. Только ея царь – человек – чувствует всегда какое-то беспокойство и тревогу, которая только усиливается по мере развития цивилизации. Всегда «мятежный он иищет бури как будто в бурях есть покой». В ТЕЧЕНИЕ ВЕКОВ человечество с жадностью припадает к доступным ему источникам знания и только для того, чтобы убедиться в том, что оно черпает из сокрушенных кладенцов, которые не только не удовлетворяют его духовной жажды, а скорее только распаляют ее; чем более узнает наш ум, тем яснее начинает понимать, что обнять и постигнуть все тайны мира для него значит то же, что исчерпать черепком море. Отсюда рождается неудовлетворенность и томление духа, которое люди, насыщенные знанием, испытывают еще со времен Екклезиаста: Вот я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания. И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость; узнал, что и это томление духа: потому что в многой мудрости много печали и кто умножает знание – умножает скорбь ( Еккл. 1:16–18 ). «Я знаю только, что ничего не знаю» признается потом Сократ, подводя итоги своей мудрости, которой до сих пор еще изумляется мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Grib...

Просила мать сынов Зеведеевых, страдавшая чадолюбием и не знавшая меры просимого, однако же извиняемая избытком любви и благожеланием, какое должно иметь к детям, потому что нет ничего сердобольнее матери; и я говорю это, чтобы поставить в обязанность почитать матерей, – итак, просила Иисуса мать сынов Зеведеевых, чтобы одному сесть по правую, а другому по левую Его руку. Что же Спаситель? Сперва спрашивает, могут ли пить чашу, которую Сам Он имеет пить? А когда они сказали, что могут, и Спаситель не стал противоречить этому (ибо знал, что и их та же чаша ведет, или, лучше сказать, приведет к совершенству), тогда что говорит? Чашу будут пить, а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, – говорит Он ( Мф.20:23 ), но кому дано. Итак, ничего не значат ни владычественный ум, ни труд, ни слово, ни любомудрие, ни пост, ни бдение, ни возлежание на голой земле, ни источаемые потоки слез? Все это ничего не значит? Но по какому-то предызбранию и Иеремия освящается, и иные отделяются еще во утробе материнской? Боюсь, чтобы не присоединилась к этому нелепая мысль, будто бы душа имела другую жизнь, а потом уже соединена с этим телом, и за тамошнюю жизнь одни получают здесь дар пророчества, а другие, жившие там худо, осуждаются. Но поскольку допустить это крайне нелепо и несообразно с учением Церкви (хотя другие и забавляются такими учениями, но нам забавляться подобными толками небезопасно), то и в этом месте к словам кому дано добавляй: то есть достойным, а то, чтобы стать достойными, не только получили они от Отца, но и сами себе дали. Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились и пр. ( Мф.19:12 ). Очень желал бы я сказать о скопцах что-нибудь сильное. Не высоко думайте о себе, скопцы по природе! Может быть, что вы и непроизвольно целомудренны, потому что целомудрие ваше не подвергалось искушению и не доказано опытом. Что сделано доброго по естественному влечению, то не заслуживает одобрения, а что сделано по свободному произволению, то похвально.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Лк.10:38 .  В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; Лк.10:39 .  у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Лк.10:40 .  Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Лк.10:41 .  Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, Лк.10:42 .  а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё. Велико благо и от гостеприимства, как показала Марфа, и не нужно пренебрегать им; но еще большее благо – внимать духовным беседам. Ибо тем питается тело, а сими оживляется душа. Не для того, – говорит, – существуем мы, Марфа, чтобы наполнять тело разными яствами, но для того, чтобы творить полезное душам. Примечай и благоразумие Господа. Он ничего не сказал Марфе прежде, чем от нее получил повод к упреку. Когда же она покусилась отвлечь свою сестру от слушания, тогда Господь, воспользовавшись поводом, упрекает ее. Ибо гостеприимство дотоле похвально, доколе оно не отвлекает и не отводит нас от того, что более нужно; когда же оно нам начнет препятствовать в важнейших предметах, тогда довольно предпочесть ему слушание о божественных предметах. Притом, если сказать точнее, Господь возбраняет не гостеприимство, но разнообразие и суетность, то есть развлечение и смущение. Для чего, – говорит, – «Марфа, ты заботишься и... печешься о многом», то есть развлекаешься, беспокоишься? Мы имеем нужду в том только, чтоб сколько-нибудь поесть, а не в разнообразии яств. Иные слова «одно только нужно» разумели не о пище, но о внимании к учению. Итак, сими словами Господь научает апостолов, чтобы, когда они войдут в чей-либо дом, не требовали ничего роскошного, но довольствовались простым, не заботясь более ни о чем, как о внимании к учению. Пожалуй, разумей под Марфой деятельную добродетель, а под Марией – созерцание. Деятельная добродетель имеет развлечения и беспокойства, а созерцание, став господином над страстями (ибо Мария – значит госпожа), упражняется в одном рассмотрении божественных изречений и судеб.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Так научитесь из сказанного и вы, братья мои Христиане, почитать вашего Архиерея как своего спасителя и благодетеля. Если вы должны почитать и уважать ваших Священников, как повелевает Сирах: « Всею душею твоею благоговей пред Господом и священников Его чти » , — то насколько более вам следует чтить своего Архиерея? Ведь через него вы имеете Богопознание и благочестие. От него вы получаете все Таинства нашей Веры: Крещение, Миропомазание, Причащение, Брак, Покаяние, Священство и Елеосвящение. Честь и слава, которые вы воздаете ему, восходят к Богу, как говорит божественный Златоуст: «Почтение к Священникам к Владыке всех восходит» . А если к Священникам, то насколько более к Архиереям? Ведь вы находитесь в его руках — и живые, в настоящей жизни, и по смерти, в жизни иной. Благодаря ему вы получаете исцеление от душевных немощей и достигаете вечного спасения. Да, возлюбленные мои братья, малые и большие, священнослужители и миряне, слушайтесь все этого наставника (игумена) и вашего Архиерея, как заповедует вам Павел, потому что и он бодрствует о вашем спасении, как если бы он должен был дать отчет вместо вашего отчета в день Судный, и потому что когда вы подчиняетесь ему, тогда и он с радостью исполнит свое дело, а именно — позаботится о ваших душах: « Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая » . Да, снова и часто я умоляю вас, явите, братья мои, ему всякую сыновнюю покорность как чада послушания , и пусть он будет для вас образом и подобием Бога и Господа нашего Иисуса Христа. И не делайте ничего без его ведома, как и он ничего не должен делать без ведома Бога, как говорят богоносный Игнатий и божественный Златоуст: «Поэтому один из великих древних мужей, Игнатий по имени, украшенный Священством и Мученичеством, в письме к одному Священнику сказал: " Пусть ничего не происходит без твоего ведома, но и ты ничего не делай без ведома Бога " » . Тогда и вы, с его помощью, удостоитесь стать наследниками вечных благ, чего да сподобимся все мы по Благодати Христовой. Аминь.

http://pravoslavie.ru/38079.html

Это означает, что если повелевает Архиерей, чтобы кто-либо оставался связанным на земле, то он тотчас связан и на Небе. Если говорит, что такой-то разрешается на земле, и одновременно он разрешен и на Небе. У божественного Златоуста есть высказывание и об этом: «Что священники совершают в дольних, то Бог постановляет в горних, и мнение рабов утверждает Владыка» . И если это относится к просто к Иереям, то намного более — к Архиереям. Здесь, поистине, мною овладевает огромное восхищение превосходством архиерейской власти. Бог говорит через Пророка: « Небо небес Господу, землю же дал сынам человеческим » . Однако во власть Архиереев Он дал и небо, что явствует из того, что они, прося и умилостивляя Бога в молитвах, оттуда свыше своими призываниями низводят в Таинства Благодать Святого Духа. Но что мне говорить только о небе и земле? Даже преисподнюю ада Он дал во власть Архиереев, поскольку они своими ходатайствами к Богу и приносимыми ими бескровными священнодействиями могут помочь находящимся в аду душам. « Проси, — говорит Исаия Ахазу, — себе знамения у Господа Бога твоего в глубине или на высоте » . Попроси теперь, Христианин, говорю тебе и я, попроси и ты знамения в глубине или на высоте , в небе или на земле, на земле или в аду, и найдешь, что Архиерей достигает всюду. Попроси знамения на небе — и увидишь, что он, как Илия, низводит оттуда Небесный и Божественный огонь Святого Духа. Попроси знамения на земле — и увидишь, как он разрешает и связывает грехи живых людей. Попроси знамения в аду — и увидишь, как он помогает находящимся там душам умерших. И если это правда — а мы верим, что это так, — то, следовательно, Архиерейство держит в своей руке все части мира, и все коленопреклоняются перед ним: небесные, земные и преисподние, как они преклонят колена перед Сыном Божиим, по слову Апостола: « дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних » . Видите преимущества? Видите почести? Видите величие Архиерейства? Стало быть, ты, Архиерейство, являешься одушевленным образом Божества, ты посредник между Богом и людьми, и, наконец, ты представляешь собой подобие Бога в церковной Иерархии.

http://pravoslavie.ru/38079.html

Есть у нас и более высокое сравнение — Архиерея и Ангелов. Воистину, велико достоинство Ангелов, потому что это служебные духи, посылаемые на служение , потому что это огнь пламенеющий , потому что они непосредственно принимают божественные и близкоблистательные (πλησιφαες) осияния Трисолнечного Богоначалия. Но что касается власти, которую получили Архиереи, отпускать и вязать грехи, что касается силы, которую они имеют для преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христа, то в этом отношении, конечно, они превосходят даже Ангелов: « Кто может на земле отпускать грехи, кроме одного Бога? » . И однако, Архиереи почтены этой высочайшей властью и силой. «Людям, живущим на земле и еще пребывающим на ней, — говорит божественный Златоуст, — позволено распоряжаться Небесным, и они получили власть, которой не дал Бог ни Ангелам, ни Архангелам; ибо не им сказано: " что вы свяжете на земле, то будет связано на небе ; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе " » . К тому же, кто из Ангелов может, не говорю, войти внутрь, но даже проникнуть к тем ужасным и страшным Тайнам, которые Архиерей и руками своими раздробляет, и своими устами ест и пьет, — к тем, в которые, по Писанию, « желают проникнуть Ангелы » ? Итак, в этом Архиерей превосходит даже самих исключительных Ангелов. Кроме того, он носит на себе подобие Бога в церковной Иерархии, согласно нашему первому пункту. Но что я говорю подобие Бога? Богом называет Архиерея Закон Божий. « Богов не злословь », — говорит одно место Писания , которое объясняет божественный Златоуст следующим образом: «Почтенных Священством закон называет Богами» . Тех, говорит, кого Бог почтил достоинством Священства, закон именует Богами, как он Моисея назвал Богом для Фараона: « Вот, Я поставил тебя Богом Фараону » . И если уж Святой говорит здесь, что Священников так называет закон, то тем более это должно относиться к Архиереям, которые являются родоначальниками, рукополагающими Священников. Это же самое следует как из посредничества, так и из слов Иисуса Христа, Сына Божия.

http://pravoslavie.ru/38079.html

А чины Иереев и Диаконов, окружающие его в Святом Алтаре в трепетный час совершения Божественного Священнодействия, обозначают Чины Ангельские, которые на Небесах окружают Бога. В это трепетное и страшное время мне, крайне изумленному, кажется, что я вижу некое светлое облако, как оно сошло и осенило весь священный и Святой Престол, и что внутри облака присутствует Сам Бог, дабы освятить Своей освящающей Благодатью и силой Честные и Святые Дары, как некогда сошел Он в облаке на гору Синай. Вижу также и Архиерея, как он входит внутрь облака и таинственно беседует с Богом, словно другой Моисей, весь измененный, весь обоженный. Предстоит он пред Богом по природе как другой Бог по благодати, священнодействующий и тайнодействующий животворящее Тело и Кровь Сына Божия, посредник между Богом и людьми. И Благодать от Бога он низводит на вас, свое стадо, ваши же молитвы, наоборот, возносит к Богу. И так он вас очищает, вас просвещает и ведет вас к совершенству. Таким образом он вас питает, вас воодушевляет и вас оживотворяет. Одним словом, он дарит вашим душам вожделенное спасение. О, неизреченное величие дара, который вы, возлюбленные мои братья, сподобляетесь получать благодаря такому Владыке! О, Небесная благодать, которой вы приобщаетесь через него! Я ублажаю вас за великое и неизъяснимое счастье, которое вы улучили, удостоившись такого Пастыря, такого любвеобильного отца, такого небесного посредника и ходатая. К нему по праву можно отнести все те щедрые и удивительные похвалы, которые некогда были обращены Премудрым Сирахом к Онии, великому Архиерею: « Как величествен был он среди народа, при выходе из завесы храма! Как утренняя звезда среди облаков, как луна полная во днях, как солнце, сияющее над храмом Всевышнего, и как радуга, сияющая в величественных облаках, как цвет роз в весенние дни, как лилии при источниках вод, как ветвь ливана в летние дни, как огонь с ладаном в кадильнице, как кованый золотой сосуд, украшенный всякими драгоценными камнями, как маслина с плодами, и как возвышающийся до облаков кипарис. Когда он принимал великолепную одежду и облекался во все величественное украшение, то, при восхождении к святому жертвеннику, освещал блеском окружность святилища » .

http://pravoslavie.ru/38079.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010