Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНАТОЛИЙ (ЗЕРЦАЛОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Анатолий (Зерцалов), иеросхим. Оптинский Анатолий (Зерцалов) ( 1824 - 1894 ), иеросхимонах , Оптинский старец , преподобный . Память 25 января , 11 октября ( Собор Оптинских старцев ). В миру Алексей Моисеевич Зерцалов. Родился 24 марта 1824 года в семье диакона , служившего в храме села Бобыли Калужской губернии. Родители воспитывали сына в строгости и благочестии, надеясь, что со временем он выберет путь служения Богу. После окончания Калужской духовной семинарии Алексей поступил на службу в Казенную палату, но вскоре тяжело заболел. В те времена чахотка считалась болезнью смертельной, и Алексей дал обет: если исцелит его Господь, то примет он монашеский постриг. Господь даровал ему жизнь, и вскоре, в июле 1853 года, испросив родительского благословения, пришел он в Оптину пустынь . Старец Макарий сказал матери будущего инока: «Благословенна ты, добрая женщина, на такой хороший путь отпустила сына!» С этого дня преподобный старец Макарий стал руководить духовной жизнью молодого послушника. Со временем, предчувствуя приближение немощей и кончины, благословил обращаться за советом к преподобному старцу Амвросию . 17 ноября 1862 года брат Алексей был пострижен в мантию с именем Анатолий. К этому времени он был уже в послушании у преподобного Амвросия. С самых первых лет пребывания в обители жизнь будущего преподобного старца Анатолия была посвящена трудам на пользу ближних. Когда он работал на кухне, то не оставалось времени даже на сон, да и спать приходилось на дровах. А чтобы помолиться, побыть в редкие свободные минуты наедине с Богом и своей совестью, приходилось уходить далеко в лес... Позже старец Амвросий стал посылать преподобного Анатолия в монастырскую гостиницу утешать скорбящих. А когда увидел прозорливый старец, что ученик созрел для того, чтобы наставлять других в духовном делании, то стал постепенно вводить его в старческий труд, готовя себе ближайшего сотрудника и помощника.

http://drevo-info.ru/articles/6355.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЛЕВКИЙ ВРУНТИСИОПОЛЬСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Левкий Врунтисиопольский ( V в.), епископ , исповедник , святитель . Память 20 июня . В миру Евтропий, родился в городе Александрии от благочестивых родителей Евдикия и Евфросинии. Мать умерла, когда отроку было 11 лет, а отец принял монашеский постриг в монастыре святого Ермия и взял сына с собой в обитель. Мальчик воспитывался под духовным руководством игумена Никиты и опытных монастырских старцев. Он оказался очень способным, прекрасно изучил Священное Писание. Евтропий рос тихим, кротким и послушливым отроком. Когда ему исполнилось 18 лет, скончался игумен Никита. Братия монастыря единогласно избрала игуменом Евтропия, хотя он еще не был пострижен в иночество . Считая себя недостойным руководить кем бы то ни было, Евтропий отказался. Семь лет монастырь святого Ермия оставался без настоятеля. За эти годы Евтропий, подвизаясь в монашеских подвигах, достиг высокой степени духовной жизни. Однажды Евдикий вместе с двадцатипятилетним сыном святым Евтропием отправился на праздник Успения Божией Матери в почитавшуюся всеми церковь Успения в окрестностях города Александрии. На праздновании присутствовал Еллий, епископ Елиопольский , со своим клиром. Одновременно он посетил монастырь, которым управлял игумен Феодор. В том же монастыре остановились и отец с сыном. Ночью Евдикию было откровение о его скорой кончине и о том, что его сын будет епископом и просветит светом Христовой веры город и землю Врунтисиопольскую в Италии. В этом видении Евтропию было предсказано новое имя - Левкий, означающее " Прииде на него Дух Господень " . В день праздника в церкви Божией Матери епископ Еллий услышал глас с Неба, благословивший Левкия на архипастырский подвиг, и приказал архидиакону спросить молящихся, кто носит это имя. Потом с любовью благословил святого Левкия и его отца.

http://drevo-info.ru/articles/10903.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СТИЛИАН ПАФЛАГОНЯНИН Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Стилиан Пафлагонянин Стилиан Пафлагонянин (греч. Στυλιανς, Στυλιαν; V в.), монах , преподобный Память 26 ноября (Греч. ) Родился в городе Адрианополе в Пафлагонии в Малой Азии, в V веке. Он был благословен от чрева матери своей, и чем старше становился, тем в большей мере по милости Божией Дух Святой поселялся в нем. С детского возраста он выказывал редкое устремление к святой жизни. Достигнув совершеннолетия, он раздал свое имущество бедным. И когда ничего не осталось от отцовского наследства, преисполненный облегчения и радости, сказал: " Я скинул тяжелый якорь, который держал меня на привязи желаний моего падшего тела. Отныне открыт передо мной путь к истинной жизни " . После этого святой принял монашеский постриг в одном из малоазийских монастырей. Благодаря суровой аскезе он снискал добродетели нестяжательности, чистоты и послушания. Никакого имущества у него не осталось, он жил в простоте и нищете. Подчиняя свою волю старцу, он успешно боролся с искушениями от беса, мира и плоти. Затем, желая еще ближе подойти к совершенству, он распрощался с братьями и удалился в безлюдную пустыню, где поселился в пещере. Дни и ночи он проводил в молитве и славословии Бога. Многие годы подвижнической жизни провел он в пустыне, до того как Господь решил явить людям сего " светильника светла " . Со временем в округе разнеслась молва о святости отшельника и многие люди, с верой и благочестием, потянулись к его пещере. Преподобный Стилиан Пафлагонский. Икона протоиерея Илии Тетерько (Одесса) Глубоко запали в душу святому Стилиану евангельские слова: " ...Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное " ( Мф. 18, 1 -4). Господь даровал ему благодать покровительства малышам. Матери из близлежащих городов и деревень, издалека приносили ему своих больных детей, и святой исцелял их. Достигнув пещеры, матери падали перед святым на колени, славили Бога и молили о своем ребенке. Святой Стилиан брал его на руки, со слезами просил у Бога исцеления, и Господь даровал его. Кроме того, по молитвам святого бесплодные женщины становились многодетными матерями.

http://drevo-info.ru/articles/16838.html

Его устрашило слышанное им среди прочих слов слово Господне: " Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царствие Божие " (Мф. 19:24). И вот, он пришел однажды к преподобному Антонию и открыл ему свою мысль, говоря: " Хотел бы я, отче, если Богу угодно, быть иноком и жить с вами " . Отвечал ему старец: " Хорошо желание твое, чадо, и мысль твоя исполнена благодати, но смотри, чтоб богатство и слава мира этого не возвратили тебя назад. Ибо (по слову Господню) " никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для царствия Божия " (Лк. 9:62). И о многом другом беседовал старец на пользу блаженного, и сердце Варлаама распалялось еще более любовью к Богу, и так ушел он домой. На другой день после беседы со старцем он оставил не только родителей, но и обрученную уже с ним жену; одетый в светлую и богатую одежду, сел на коня и, окруженный шедшими вокруг него многочисленными слугами, ведшими коней, нагруженных добром, в великой славе подъехал к пещере. Когда преподобные вышли и поклонились ему, как кланяются вельможам, он также поклонился им до земли. И тогда, сняв с себя боярскую одежду, положил ее пред ногами преподобного Антония и также поставил пред ним нагуженных коней, говоря: " Это, отче, все сокровища, прелесть мира этого, делай с ними, что хочешь, а я " от всего отказался и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа... " (Флп. 3:8), и хочу жить с вами в этой пещере, и уже не возвращусь в мой дом. Преподобный же Антоний сказал ему: " Подумай, чадо, Кому обещаешься ты и Чьим хочешь быть воином. Ибо невидимо предстоят ангелы Божии, принимая обещания твои. Смотри, как бы отец твой, придя сюда с великой силой, не увел бы тебя против воли, и мы не будем в состоянии тебе помочь; ты же явишься пред Богом лжецом, отметником Его " . Отвечал ему блаженный: " Верую Богу моему, отче, что, если мой отец захочет и мучить меня, я не вернусь к мирской жизни, и только прошу тебя скорее постричь меня " . Тогда преподобный Антоний приказал блаженному Никону постричь его и облечь в монашескую одежду; и тот, сотворив обычные молитвы, постриг блаженного Варлаама и облек его в монашеские одежды.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1825...

Естественно, что такое новое рождение будет иметь последствия, превышающие рамки земной человеческой жизни (собственно, оно и совершается именно с целью преодоления этих рамок). Именно в связи с рождением в Царство Божие, в связи с мистериальным рождением в Вечность Евангелие употребляет слово, которое в греческом религиозном лексиконе было вполне техническим термином для обозначения перевоплощения: (Мф. 19, 28). В герметическом корпусе известен даже трактат о душепереселении, носящий название. Но 19 глава Матфея этого смысла несомненно не предполагает, именуя «пакибытием», «новым бытием», «новым рождением» не возвращение в мир сей, но, напротив, вхождение в Царство Небесное: «вы, последовавшие за Мной, в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат, и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними и последние первыми»(Мф. 19, 28-30). Здесь обещается «жизнь вечная», а не «жизнь лучшая». Кроме того, слово употребляется также в Тит. 3, 5: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом». Что это слово не имеет никакого намека на реинкарнацию, видно из его употребления Оригеном: «Возрождение есть некое новое рождение, когда творятся новое небо и новая земля посредством обновления их самих и передается Новый Завет и чаша его» (Толк. на Мф. кн.15, гл. 22; PG XIII, 1320). Как видим, речь идет о мистериальном рождении в Духе, а не о новом рождении в теле. Помимо крещения, еще два таинства в православии насыщены символикой нового рождения: исповедь (именуемая «вторым крещением» и, подобно крещению, «баней пакибытия») и монашеский постриг (исповедь, из слов перешедшая в дело). Библия содержит немало стихов, которые в православной перспективе обретают мистериальное значение: «И найдет на тебя Дух Господень и ты сделаешься иным человеком» (1 Цар. 10, 6). Саулу при помазании «Бог дал иное сердце» (1 Цар. 10, 9).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

И принимает он монашеский постриг, и отвергает от себя мирские одежды и надевает монашеские, и нарекли имя ему Варсонофий, и, дав ему наставление изрядное, поручил блаженному Кириллу устроение отца его. Блаженный же Кирилл принял отца своего, как ангела Божия, и отвел его в келию свою, и поучил его изрядно из Божественного Писания, как ему спасаться. И ушел в келию свою, и, упав на землю, с плачем молился Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой его Матери о принятии отцом его иноческого образа. В 8 же день пришел юноша из дома отца его и поведал блаженному Кириллу о родной его матери, что, достойно прожив жизнь, приняла она ангельский образ и нарекли ей имя Елена, и с миром преставилась и отошла в вечный покой. И узнав о том, что родители его отошли от жизни, блаженный Кирилл воздал Богу благодарные молитвы и повелел имущество отца своего раздать нищим, а работникам дать свободу. Также и отец блаженного Кирилла, прожив 3 года в посте, и в молитвах, и во всех добрых деяниях, дух свой предал в руки Божии и с миром преставился. Блаженный же Кирилл скутал трудолюбивое его тело и, отпев надгробное пение, достойно похоронил отца своего, и прослезился о том, и сказал: «Как родители мои от жизни преставились, так же и я смертен». И с тех пор начал он к большему подвигу устремляться, труды к трудам прилагая, иногда в поварне, а иногда в пекарне, и по порядку обошел все службы, трудолюбивое свое тело изнуряя. Послушный всем, свою же волю до конца от себя отвергая, послушание и покорение имел не только блаженному Корнилию, но и остальным братьям. Страхом Божиим ограждаясь и сопротивляясь всем действам дьявольским, богатея смирением в умножающейся мудрости, изнурял тело свое голодом и жаждой. И беспрестанно были у него на устах слаще меда и сотов Божии словеса, ибо ночью и днем славословил псалмы Давидовы. И в молитве, и в чтении внимал житиям преподобных отцов, и в уме держа поучения их, желая их делом исполнить. Слезы всегда были на глазах его, ибо помнил он смертный час, и ожидал будущего страшного и праведного суда и воздаяния грешникам, каждому по делам его, и так наполнялся слезами «как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист его не отпадет». Приносил же Богу постоянно и этот плод добродетели: во время молитвенного пения входил в церковь с благоговением, словно пред лицем Божиим предстоя со страхом и трепетом. Братия же вся удивлялась доброму его изволению и разумному боголюбию, которые приносили им величайшую пользу. Блаженный же Кирилл преуспевал в добродетелях, окружив себя благою кротостию, разумной простотою и смирением, и освободившись от различных земных забот, имел одну заботу, как бы угодить Богу, его к добру направляющему.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Игумен Даниил (Соколов; † 7 июля 2016) И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить. (Мф. 10: 28) И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число. (Откр. 6: 11) 15 августа исполняется 40 дней со дня убиения игумена Даниила (Соколова; † 7 июля 2016) – наместника Свято-Троицкого Данилова монастыря города Переславля-Залесского. То, что случилось в древнем православном Переславле-Залесском 7 июля, повергло в шок весь город. Достаточно скромная, если не сказать бедная, обитель мгновенно стала «звездой» телеэкрана, предметом досужих разговоров всей страны, что, безусловно, только усугубляло скорбь православных переславцев, не знающих, чем избыть свое безмерное горе. – Что вы скажете об игумене Данииле? – спросил репортер одного из центральных каналов телевидения послушника обители… Тот долго с ужасом и удивлением смотрел в равнодушно-мертвый «глаз» объектива телекамеры, а потом, когда осознал, что весь этот безумный ужас не сон, простодушно по-детски расплакался… – А вот все хорошее, светлое, доброе, чистое, что только может быть в человеке, в нем и было… Отец Даниил пришел подвизаться в монашеском делании в Свято-Троицкую обитель в 1997 году. Спустя два года его постригли в монашество. Монашеский постриг он принял от архиепископа Ярославского и Ростовского Михея в храме Всех святых Свято-Троицкого Данилова монастыря. Игумен Даниил (Соколов) В этом же году был рукоположен в сан диакона и в сан священника. С тех пор в течение 17 лет отец Даниил служил у Престола Божия. Сначала служение отца Даниила проходило в Троицком Даниловом монастыре. В течение 10 лет, до 2009 года, иеромонах Даниил был штатным клириком обители, вместе с наместником монастыря игуменом Иоанном (Коваленко), ныне епископом Калачевским и Палласовским, и братией восстанавливал монастырь, окормлял прихожан и нес различные послушания в обители. Вместе с тем отец Даниил получал духовное образование – в 2005 году он завершил обучение в Московской духовной семинарии.

http://pravoslavie.ru/96139.html

Игумен Сергий постриг его и дал ему в монашестве имя Феодор. Видя это, старцы дивились вере Стефана, не пощадившего своего сына-отрока, но с детских лет отдавшего его Богу, как в древности Авраам не пощадил своего сына Исаака. Феодор же с младых ногтей был воспитан во всяком благочестии и чистоте и в посте; поучаясь от дяди, он был исполнен и украшен всеми монашескими добродетелями — и так достиг возраста зрелого мужчины. Одни говорили, что Феодор был пострижен в десять лет, а другие — что в двенадцать; о последующей его жизни мы напишем ниже, потому что об этом следует сказать в другом месте, а сейчас вернемся к нашему рассказу, чтобы повествование не прервалось.    Многие люди, имена которых записаны в Книге Жизни, из разных городов и сел собирались у Сергия и оставались с ним жить. И монастырь понемногу расширялся, поскольку число братии увеличивалось и строились новые келлии. Видя это, Преподобный Сергий умножил свои попечения о братии, прилагая труды к трудам и подавая пример стаду своему, как сказал апостол Петр: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно... не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду (1 Пет. 5:2—3). В книгах отеческих, то есть в Патерике, записано такое предание: «Сошлись святые отцы и, пророчествуя о последних временах, сказали, что в последние времена люди будут слабы». Но Преподобного Сергия Бог укрепил для Себя в последнем роде и явил в нем как бы одного из древних святых отцов. Бог сделал его тружеником, наставником множеству иноков, Игуменом и главой многочисленной братии.    Кто бы мог подумать, что на месте, где прежде была лесная чаща, — пустыня, где жили зайцы, лисицы, волки, куда забредали медведи и где бесчинствовали бесы, — на этом месте будет поставлена церковь, воздвигнется великий монастырь, соберется множество иноков, которые и в церкви и в келлиях будут славословить Бога и возносить к Нему непрестанные молитвы? Всего же этого зачинатель и основатель — Преподобный отец наш Сергий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

Из глубины веков Фото Юлии Маковейчук Таинство Елеосвящения, как и прочие таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Христом. Как мы узнаём из Евангелия от Марка (6-я глава), “призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли”. Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие, оно подавало помощь больным и телесно, и духовно. Затем мы находим сведения о Таинстве Елеосвящения в послании святого апостола Иакова (5-я глава, стихи 14-15). “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему”. Богослужебный чин таинства Соборования известен в нынешнем виде только с XV века. Чин (то есть порядок совершения таинства) видоизменялся на протяжении веков, становясь более пространным, более фиксированным. Какие же тут были этапы? Сразу скажу, что известно нам далеко не всё. О первых веках мы знаем очень мало. В самых ранних памятниках, которые имеют отношение к этому чину (III-IV века), существуют такие чины, как “благодарение воды и елея” и молитва о приносимом елее. Молитва о елее включала в себя просьбу благословения у Бога на этот елей для помазания болящих и для потребления его ими в пищу. В IV веке освящение елея иногда совершал епископ – впрочем, в то время и другие таинства совершались преимущественно епископами. Затем, в византийских богослужебных книгах VIII века, мы видим уже более детализированную последовательность молитв, первая из которых – та, что начинается словами: “Отче Святый, врачу душ и телес...” Эта древняя молитва и в наше время произносится при совершении Соборования, и более того – является, говоря богословским языком, тайносовершительной формулой. Фото Юлии Маковейчук Иногда спрашивают – а когда Соборование начали воспринимать именно как таинство, когда его включили в число семи церковных таинств ? Кстати, представление о том, что таинств ровно семь, не догматизировано в Православии, это западная богословская традиция, которая вошла и в наши учебники. Но некоторые святые отцы считали таинствами и другие священнодействия, например, Великое освящение воды в праздник Богоявления, монашеский постриг... Как бы там ни было, Елеосвящение достаточно рано стало восприниматься как таинство и на Востоке, и на Западе.

http://foma.ru/tainstvo-bolnyix-i-zdorov...

монах Павел Эвергетинос О том, что неопытным уходить в отшельники опасно А. Из Патерика Один брат отрекся от мира и только принял постриг, сразу ушел в затвор и сказал: – Я отшельник. Когда об этом услышали старцы, то пришли, вывели его из затвора и заставили обходить монашеские кельи, класть поклоны и говорить: – Простите меня, я не отшельник, а только новоначальный. Старца спросили: – Когда человеку можно жить в уединении? Старец ответил: – Борец, если не будет упражняться в борьбе с многими соперниками, не сможет овладеть искусством побеждать, а, значит, и не сможет вступить в единоборство с противником. Так и монах, если он не воспитывался вместе с братьями и не научился искусству борьбы с помыслами, то не сможет жить один, ни бороться с помыслами. Авва Феодор сказал: «В наше время многие избрали покой, прежде чем его даровал им Бог». Б. Из аввы Исаии Авва Исаия говорил: «Если ум захочет взойти на крест, прежде чем преодолеет немощь чувств, на него падет гнев Божий. Ибо он взялся за дело выше своих сил, не исцелив своих чувств. Господь наш Иисус Христос сначала уврачевал все страсти человеческие, ради чего Он и пришел к нам, а потом уже взошел на Крест. Сам Он сказал до того, как Его распяли: Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне ( Мф. 11:4–6 ). Крещением Господа нашего Иисуса Христа Иоанн показал: тому, кто приходит служить Богу, сначала следует покаяться в содеянном. В Писании сказано, что они крестились от него.., исповедуя грехи свои ( Мф. 3:6 ). Много и других знамений сотворил Господь Иисус. Из того, что перечислено здесь, мы узнаем вот что. Слепые прозревают – это означает: в ком живет надежда на сей мир, тот слеп. Однако если он оставил мир и устремился к истинной надежде, то прозрел. Хромые ходят указывает, что тот, кто стремится к Богу, но любит плотские помыслы сердца, хромает. Но если он откажется от них и возлюбит Бога всем сердцем своим, то перестанет хромать. Слова глухие слышат учат нас, что погрязший в мирской суете становится глухим в своем плену и забвении. Если же он обратится к (истинным) знаниям, то слух вернется. Выражение прокаженные очищаются показывает нам следующее. В законе Моисея записано: Нечистым не входи в дом Господень (Ср.: Втор. 23:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010