Архив Гость сайта Воспоминания архимандрита Афанасия (Культинова). Часть 3 Архимандрит Афанасий (Культинов) и настоятельница кадомского Милостиво-Богородицкого монастыря монахиня Евгения Теперь о монашестве. Когда мне уже, наверное, за пятьдесят было, у меня появилось желание тайно принять монашество. Еще году в семьдесят шестом схимница Филарета (сейчас про нее никто не вспоминает почему-то) прислала мне из Москвы с одной рабой Божией три мантии и два клобука. После этого прошло двадцать с лишним лет, прежде чем я монашество принял. И облачение это у меня лежало в чемодане. Не было у меня тогда желания уйти в монастырь. Но когда владыка митрополит заболевал, у меня появлялась такая мысль: не хочет ли он меня на свое место избрать? Хотя я знаю: какой я архиерей, когда у меня рука сожжена! Это только в военное время может быть, как в армии любой, с сожженной рукой или ногой воевать отправляли, – так и в священстве и в архиерействе. А в мирное время с какой стати неполноценного в архиереи рукополагать? Но, по крайней мере, такое искушение было. Многих священников, наверное, посещают такие мысли. Читаешь акафист и думаешь, это про тебя написали. Точно, точно, это духовная жизнь, никуда от нее не сбежишь. Такие мечтания враг вносит! Ну, в конечном итоге, я владыке Симону заявил: «Владыко, мы с матушкой хотим принять тайный постриг». – «Как так?» – «Ну, владыко, вот так» – «А как она?..» Тогда владыка Симон не дал благословение на постриг. Теперь я понял, что он молился, меня вымаливал, чтобы мне можно было мирно, по совершенному согласию с матушкой, монашество принять. И матушка моя начала склоняться к тому, чтобы я принял постриг тайный. Сама она пока не решалась на это. И когда в 1999 году я первый раз поехал на Афон, мы с ней обговорили перед поездкой, что я, возможно, там приму тайный постриг. Потому-то мы здесь и облачение заготовили. Но на Афон я полное облачение не взял – только мантию, чтобы освятить для дальнейшего Как только я ступил на землю Греции, как только мы пришли в архондарик нашего Пантелеимонова монастыря, желание принять монашеский постриг возобновилось у меня с прежней силой. «Матерь Божия, – со слезами молился, – разреши мне постриг!» Я сказал о своем желании монастырскому начальству, но определенного ответа не получил.

http://pravoslavie.ru/guest/070510104530...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ (кн. Иван (?) Михайлович Оболенский; † 6.10.1513, Ферапонтов мон-рь), бывш. архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский. И. принадлежал к роду, представители к-рого состояли на службе у московских правителей со 2-й пол. XIV в. Ближайшие родственники И. входили в непосредственное окружение вел. князей Василия II Васильевича , Иоанна III Васильевича и Василия III Иоанновича . Князья Оболенские поддерживали Василия II в ходе феодальных войн 2-й четв. XV в., воевода кн. Василий Иванович Оболенский в 1450 г. одержал победу под Галичем над Дмитрием Георгиевичем Шемякой, после чего последний бежал в Новгород. Двоюродными братьями И. были ближайшие сподвижники Иоанна III князья Иван и Ярослав Васильевичи Стригины-Оболенские. Двоюродный племянник И. Василий Иванович принял постриг с именем Вассиан и в 1477 г. стал Тверским епископом. Согласно родословным книгам XVI-XVII вв., И. являлся сыном кн. Михаила Константиновича и был Рюриковичем в 18-м колене. Во всех родословных списках отмечено, что И. был бездетным, ни в одном из них не указано его мирское имя. Это дает основание считать, что И. принял монашеский постриг в раннем возрасте. Поскольку в эпоху позднего средневековья на Руси существовала традиция нарекать в монашестве именем, начинающимся с той же буквы, что и мирское имя, а в роду Оболенских во 2-й пол. XV - 1-й трети XVI в. давалось только одно имя, начинающееся с «И»,- Иван, можно предположить, что при крещении И. был назван Иваном ( Серебрякова. 1994. С. 5; мнение Я. С. Лурье о том, что И. в миру звался Исаак-Савва (см.: Казакова, Лурье. 1955. С. 200), необосновано). Достоверных сведений о раннем периоде жизни И., равно как и о времени его монашеского пострига, нет. Бытовавшее в Ростове позднее предание о том, что И. принял постриг, овдовев после непродолжительного брака с кнж. Дарьей Луговской, а также о предсказании ему архиерейского сана блж. Исидором Твердисловом († 1474) на свадьбе, является малодостоверным, хотя в предании фигурирует мирское имя И.- Иван ( Титов. 1885; Стрельникова. 1994). И. принял монашеский постриг в Ферапонтовом Белозерском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре , был учеником и пострижеником прп. Мартиниана Белозерского. 1-е упоминание И. в документах относится к нач. 1470 г.: «князь Асаф» выступил свидетелем от Ферапонтова мон-ря при данной грамоте В. А. Горбова в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской. монастырь (АСЭИ. Т. 2. 209. С. 135-136). Вероятно, в 1479-1480 гг. И. являлся игуменом Ферапонтова мон-ря ( Серебрякова. 2002).

http://pravenc.ru/text/578100.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Паисий Святогорец. Постриг в Эсфигмене и искушения диавола Паисий Святогорец. Постриг в Эсфигмене и искушения диавола   Новое Житие прп. старца Паисия описывает нам подлинное монашество, немного приоткрывает завесу над этой бесплотной жизнью. См. также Паисий Святогорец на Афоне .   Когда в монастырь Эсфигмен приходил кто-то с целью стать монахом, до пострига проходило обычно от одного до трёх лет. Однако игумен, видя, как в Арсении день ото дня увеличивается ревность к монашеской жизни, после семи месяцев послушничества предложил постричь его сразу в великую схиму. Арсений колебался с ответом, и игумен отправил к нему одного из отцов, чтобы обсудить этот вопрос.   Когда присланный игуменом монах спросил у Арсения, почему он не хочет принять постриг в великую схиму, тот ответил: «Я действительно не понимаю, что изменится оттого, стану я великосхимником или, например, рясофорным монахом. Для меня всё изменится, если станет монахом мой внутренний человек. Мне достаточно просто того, чтобы по-монашески жить». Однако после этой беседы Арсению было такое видение: он стоял в храме и видел, как все монахи входят в алтарь через царские врата. В правой части алтаря стоял Христос. Входя в алтарь, монахи кланялись Христу, потом отходили ко святому жертвеннику, где омывались, а оттуда они уходили на небо и терялись из виду. Арсений понял, что Бог показал ему это видение для того, чтобы он понял, насколько сильно всё меняется для человека после монашеского пострига. Становясь монахом, человек добровольно приносит себя Христу и восходит к очищению и единению с Богом. Арсений рассказал об этом видении игумену и попросил прощения у брата, который с ним беседовал.   Но всё же он просил у игумена не постригать его в великую схиму, а ограничиться рясофором. Попросил он об этом потому, что, во-первых, не чувствовал себя готовым к великой схиме, а во-вторых, не хотел связываться обетом «пребывать в монастыре сем до самой смерти» " поскольку желание безмолвнической жизни в

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=45&iid=2...

Предисловие Сказание о новой ереси новгородских еретиков: Алексея протопопа, Дениса попа, Федора Курицына и других, то же исповедующих Слово первое Слово второе Слово третье Слово четвертое Слово пятое Слово шестое Слово седьмое Слово восьмое Слово девятое Слово десятое Слово одиннадцатое Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Слово двенадцатое Слово тринадцатое Слово четырнадцатое Слово пятнадцатое Слово шестнадцатое Послесловие Творение святого преподобного Иосифа Волоцкого (1440–1515) «Просветитель» сложилось в борьбе с ересью жидовствующих, потрясшей Россию на рубеже XV – XVI вв. Этот емкий свод православного богословия объединяет в стройной системе фрагменты Священного Писания и святоотеческих творений, эпизоды из житий святых и истории Церкви. Полемически острая, богословски глубокая, живо и ярко написанная, книга эта на протяжении веков оставалась живым явлением русской культуры и оружием идейной борьбы. Нападки на православное вероучение, которые приходилось отражать преподобному Иосифу в XVI веке, повторяются в наши дни с новой силой со стороны бесчисленных сект, ересей и «новых» религиозных и безрелигиозных учений, поэтому «Просветитель», впервые полностью переведенный с церковнославянского на русский язык, актуален и сегодня. Предисловие Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иоанн Санин) родился 12 ноября 1440 года в селе Язвище-Покровское близ города Волока Ламского (ныне Волоколамск) в семье благочестивых родителей Иоанна и Марины. Семилетним отроком Иоанн был отдан в обучение иноку Крестовоздвиженского Волоколамского монастыря Арсению. В двадцать лет, презрев мирскую суету, Иоанн избрал путь монашеской жизни. По благословению старца Тверского Саввина монастыря Варсонофия он удалился в Боровск, в обитель преподобного Пафнутия († 1478; память 1 мая), который постриг его в иночество с именем Иосифа. Постриг и последующие монашеские подвиги преподобного Иосифа дали благодатные плоды в жизни всей его семьи. Вскоре после ухода преподобного из мира отец его, Иоанн, был поражен тяжелой болезнью – парализован. Преподобный Пафнутий немедленно принял и его в свой монастырь, постриг в иночество с именем Иоанникия и поручил заботам сына, который покоил его в течение 15 лет, до самой кончины. Матери своей преподобный Иосиф написал увещательную грамоту, советуя избрать иноческий чин; она приняла постриг во Власиевской женской обители Волока Ламского (в схиме Мария). Вслед за родителями ушли в монашество и братья преподобного Иосифа.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

составитель Л.В.Филимонова Скачать epub pdf Предисловие Список святых жен с именем Анна открывают святая пророчица Анна, мать пророка Самуила, и святая праведная Анна Пророчица, дочь Фануила, из колена Асирова. О первой из них мы узнаем из Ветхого Завета, о второй – из Нового Завета. Имя Анна носила и святая родительница Божественной Отроковицы, которая была особенно почитаема на Руси с древнейших времен. Во имя ее было построено большое количество церквей и создано множество монастырей. Почти все канонизированные жены Древней Руси – княгини. На них с первых веков христианства в Русской земле Промысл Божий наложил особый подвиг – явить своим сестрам образцы христианской женственности, стоять светильником горящим и светящим ( Ин. 5, 35 ), свечой на подсвечнике и светить всем в доме (см.: Мф. 5, 15 ). Для X – первой половины XVI века содержанием женского религиозно-нравственного идеала является идея целомудренного брака в соединении с идеей сослужения во власти. Идея о неразрывной связи святости брака и сакральной царской власти стала сутью женского религиозно-нравственного идеала с середины XVI – первой четверти XVII века. Эта идея послужила основой для жития преподобной княгини Анны Кашинской. В Житии образ святой княгини Анны Кашинской отражает исповеднический подвиг ее супруга князя Михаила Александровича и иноческое служение, сопряженное с политическим наставничеством сыновей. Благоверные княгини Руси, овдовев, не выходили замуж во второй раз, хотя Церковь не запрещала второй брак. Монашеский постриг – обручение Небесному Жениху – стал путем, который наиболее соответствовал идеалу жизни вдовы. Поэтому постриг вдов в княжеской и боярской среде стал почти правилом. Церковь украшала монашеским чином завершенный подвиг супружеской жизни. Русскому народу княгини-инокини являли пример достойного завершения единобрачия. Из истории Церкви на Руси явствует, что из княжеских родов женщины прежде мужчин принимали на себя иго иночества. Прежде всех приняла постриг супруга великого князя Ярослава – Ирина, в иночестве святая Анна. Второй инокиней, и первой девственницей из княжеского рода, была блаженная Анна, дочь Всеволода. Она приняла постриг в 1086 году, тогда как первым добровольным иноком из князей был святой Николай Святоша, поступивший в иноческую обитель в 1106 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святитель Гурий Казанский 17.12.2009 704 Время на чтение 16 минут В истории русской иерархии XVI века были три наиболее выдающиеся архиерейские хиротонии. В 1515 году, после покорения Смоленска, был рукоположен епископ Иосиф (1515 - 1532). Затем, когда произошло дальнейшее расширение страны на запад, в Полоцк в 1563 году был торжественно поставлен архиепископ Трифон (Ступишин). Собор архиереев Русской Церкви определил при этом старейшинство новой епархии. Несколько ранее,после покорения Казани, был рукоположен первый Казанский архиепископ - святитель Гурий (Ф 1563;память 5 декабря). В длинном ряду иерархов, которых рукоположил митрополит Макарий, Предстоятель Русской Церкви середины XVI века, первый Казанский архиепископ, впоследствии причисленный к лику святых, занимает совершенно особое место. В житии архиепископа Гурия, составленном Казанским митрополитом Ермогеном (1589 - 1606), бывшим в Смутное для России время Всероссийским атриархом (†1612), говорится: «...родился и воспитан был в городе Радонеже...в миру носил имя Григорий, сын Григорьев, по прозвищу Руготин» (1). Таким образом, родная земля святителя Гурия ранее была освящена стопами Преподобного Сергия Радонежского. Еще при жизни в миру Григорий Руготин был оклеветан перед своим господином, который хотел предать его смерти. «Сын же князя, будучи человеком благоразумным, распознал зло, понял нестерпимый срам отцу и матери и сам расследовал слова клеветников, подобно Даниилу, ограждающему целомудренную от клеветы» (2). По ходатайству своего сына князь не предал праведника смерти, а заключил его в темницу. Святитель Ермоген сравнивает страдания Григория с подвигом тезоименитого ему святителя Григория Акрагантийского (VI - VII века; память 23 ноября) (4). Во время заточения «Григорий начал писать небольшие книжицы для обучения маленьких детей и просил продавать их, а вырученные деньги раздавать нищим» (4). Находясь в темнице, он не искал себе облегчения, во всем положившись на волю Божию, и дал «обет принять постриг» монашеский в Иосифо-Волоколамской обители в случае своего освобождения. Неожиданно Божиим произволением освободившись после двухлетнего заточения, он пришел в монастырь, основанный преподобным Иосифом Волоцким, и стал там послушником. Затем принял монашеский постриг, в котором был назван Гурием, став «чудным иноком» (5). Скорее всего, это произошло при игумене Нифонте (Кормилицыне; 1522-1543), который в таком случае мог и совершить его монашеский постриг. Когда Волоцкий игумен стал епископом Крутицким, инок Гурий был назначен настоятелем обители (1544 - 1551). Затем недолгое время он подвизался настоятелем Троицкой Селижаровой обители в Тверской епархии (6).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Что нам делать с Боголюбово? События в Боголюбово высветили такие проблемы, которые свойственны вообще многим современным монашеским общинам нашей Церкви: Что должно происходить с имуществом поступающих в монастырь? Как избежать махинаций с недвижимостью постригающихся? Что делать с несовершеннолетними детьми тех родителей, которые желают принять постриг? 4 ноября, 2010 События в Боголюбово высветили такие проблемы, которые свойственны вообще многим современным монашеским общинам нашей Церкви: Что должно происходить с имуществом поступающих в монастырь? Как избежать махинаций с недвижимостью постригающихся? Что делать с несовершеннолетними детьми тех родителей, которые желают принять постриг? От редакции: Портал «Правмир» приглашает читателей к дискуссии о том, как можно предотвратить повторение возникшего в Боголюбово конфликта, и примет к публикации материалы по теме. Сюжет: Боголюбовский конфликт События, происходящие последние два года вокруг Боголюбского монастыря Владимирской епархии Русской Православной Церкви , известны многим. В споре вокруг Боголюбского монастыря уже сломано масса копий. Выясняется кто прав, а кто виноват. Строятся теории и предположения, что же на самом деле происходило и происходит в самом монастыре и в детском приюте при нем. Но прежде всего, события в Боголюбово высветили такие проблемы, которые свойственны вообще многим современным монашеским общинам нашей Церкви: Что должно происходить с имуществом поступающих в монастырь? Как избежать махинаций с недвижимостью постригающихся? Что делать с несовершеннолетними детьми тех родителей, которые желают принять постриг? Попробуем сформулировать, какие проблемы нужно решить, чтобы конфликты, подобные боголюбскому, впредь не повторялись. Прежде всего, среди таких проблем стоит выделить: 1. Проблему неурегулированности того, что может препятствовать постригу в монашество; 2. Проблему собственности монахов, кандидатов в монашествующие и монастырских трудников. В первую очередь, собственности, которую желающий постричься в монашество имел до того в миру, а также проблему наследования такой собственности детьми, вторыми супругами и другими близкими родственниками;

http://pravmir.ru/chto-nam-delat-s-bogol...

Получив в одном из боев с половцами неизлечимую рану в грудь и повинуясь зову сердца, Илья принял монашеский постриг в Киево-Печерском Успенском монастыре. Святой Илья Муромец — кем он был? В этой статье Вы найдёте всю подробную информацию: житие, молитвы и иконы в честь великого русского богатыря и святого. Святой Илья Муромец: житие Преподобный Илия Муромец, Печерский, по прозвищу Чоботок родился, предположительно, около 1143 года в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области в семье крестьянина Ивана, Тимофеева сына и его жены Евфросиньи, дочери Якова. Народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором складывались многочисленные былины. Кстати, он является главным действующим лицом – могучим витязем княжеского рода Ильей Русским – и германских эпических поэм XIII века, основанных на более ранних сказаниях. С детства и до 30 лет Илья Муромец был парализован, а потом чудесным образом получил исцеление от трех вещих старцев – калик перехожих (нищих странников), – которые предсказали, что «смерть ему на бою не писана». Взяв родительское благословение, Илья много лет состоял в дружине киевского князя Владимира Мономаха – был «первый богатырь во Киеве», не знавший поражений. Илья Муромец прославился многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости. Получив в одном из боев с половцами неизлечимую рану в грудь и повинуясь зову сердца, Илья принял монашеский постриг в Киево-Печерском Успенском монастыре. В то время так поступали многие воины, заменяя меч железный мечом духовным и проводя свои последние дни в сражении не за земные ценности, а за небесные. Отсутствие в Киево-Печерском патерике жития преподобного Илии косвенно свидетельствует о том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести не так много времени. Это дает основание предположить, что его постриг пришелся на время игуменства преподобного Поликарпа Печерского (1164–1182).

http://pravmir.ru/ilya-muromec/

Архиепископ Гайновский Мирон ЦВ 8 (429) апрель 2010 /  29 апреля 2010 г. Трагическая гибель архиепископа Мирона 10 апреля, в последний день Пасхальной седмицы, в авиакатастрофе под Смоленском трагически оборвалась жизнь иерарха Польской Православной Церкви архиепископа Гайновского Мирона. Архиепископ Мирон нес в Польской Церкви одно из наиболее специфичных и трудных послушаний: в звании бригадного генерала он возглавлял Православный ординариат Войска Польского. Трагедия под Смоленском потрясла не только Православную Церковь, но и всю Польшу. Владыка Мирон (в миру — Мирослав Ходаковский) родился 22 октября 1957 года в городе Белостоке. В 1972 году, в возрасте пятнадцати лет, Мирослав Ходаковский поступил в Варшавскую духовную семинарию и общеобразовательный лицей. До семинарии будущий иерарх прислуживал в кафедральном Свято-Никольском соборе при блаженной памяти архиепископе Белостокском и Гданьском Никаноре (Неслуховском, † 1982), который в 1975 году постриг его во чтеца. После окончания Варшавской духовной семинарии он продолжал свою учебу в Высшей семинарии в Яблочинском Свято-Онуфриевском монастыре, где наместником и ректором был архимандрит Савва (Грыцуняк) — ныне Блаженнейший Митрополит Варшавский и всея Польши, от которого в декабре 1978 года чтец Мирослав Ходаковский принял постриг в рясофор. Несколько дней спустя он был рукоположен Блаженнейшим Митрополитом Василием († 1998) в сан диакона. 14 февраля 1979 года иеродиакон Мирослав был рукоположен в сан иеромонаха, а в декабре того же года принял монашеский постриг с наречением имени Мирон в честь священномученика Мирона Пресвитера. В связи с епископской хиротонией тогдашнего наместника архимандрита Саввы во епископа, двадцатидвухлетний иеромонах Мирон стал сначала исполняющим обязанности, а затем и наместником Яблочинского монастыря, преподавателем, воспитателем и проректором Яблочинской семинарии. За годы управления монастырем он показал себя перспективным хозяином и служителем на ниве Христовой. Как он сам неоднократно вспоминал, ситуация в обители и духовной семинарии осложнялась введенным в Польше в 1981 году военным положением, что означало не только ограничение свободы, но прежде всего — серьезный экономический кризис. Видя преданность молодого наместника Церкви, епископат в 1984 году принял решение о его возведении в сан игумена. После чего он был переведен в разрушенный и недействующий древний монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы в Супрасле Белостокско-Гданской епархии, которую возглавлял епископ Савва.

http://e-vestnik.ru/church/tragicheskaya...

Воспоминания Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии о митрополите Зиновии (Мажуга) Источник: Московская православная духовная академия Прп. Зиновий, в схиме Серафим (Мажуга), митрополит Тетрицкаройский Говорить о Владыке Зиновии можно очень много. Во-первых, Грузия спасла от преследования глинских монахов, когда они остались без монастыря. Некоторые из них приехали в Грузию. Святейший Патриарх Каллистрат их принял с любовью и, фактически, Святейший и Блаженнейший Патриарх спас глинских монахов, в том числе и Владыку Зиновия. Все титулы, которые он имел, он получил в Грузии: архимандритство, епископство, митроплитство. Он был выдающимся человеком и очень мудрым, корректным. Он знал, где что сказать. Он принял участие в моем восхождении по духовной линии. Когда я прибыл сюда, будучи студентом 2-го курса Московской духовной академии, для пострига, то Святейший и Блаженнейший Патриарх – Католикос всея Грузии Мелхиседек III поручил Владыке Зиновию совершить мой монашеский постриг. Это было 16 апреля 1957 года. Тогда ещё грузинских монахов не было. Ни один грузин не участвовал в моем постриге. Матушки были, особенно выделялась матушка Феофания. Они меня покрывали мантией. Они все были приезжие. Во время преследования как-то в Грузии легче было. И вот, я ждал, каким именем назовут меня, и услышал имя Илия. Был Ираклий, а стал Илия. Ираклий – это сила физическая, Геракл отсюда происходит, а Илия – сила Божия, духовная. Духовная сила заменила физическую. Постриги Владыка совершал в Александро-Невской церкви. Святейший Патриарх звонил ему. Когда Владыка меня постригал, то перед этим Патриарх позвонил Владыке Зиновию и сказал: «К вам придет студент духовной академии. Совершите постриг». Я помню, думал, что меня оставят на ночь после пострига в Александро-Невском храме. Кончился постриг. Мне было очень тяжело. Какая-то борьба была внутренняя. Я чувствовал, что все, уже мир закрыт от меня. Мы зашли в келию Владыки. Он мне подарил скуфью, четки и сказал: «вызовите такси, чтобы он поехал на квартиру».

http://pravoslavie.ru/38204.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010