Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕТР Алексеевич Мичурин (кон. XVIII в., близ г. Кузнецка (ныне Новокузнецк Кемеровской обл.) - 1819, Кузнецкий у. Томской губ.), прав. (пам. 4 марта, 10 июня - в Соборе Сибирских святых, в последнее воскресенье авг.- в Соборе Кемеровских святых), пустынножитель, ученик преподобных Василиска (Гаврилова) и Зосимы (Верховского) . Наиболее подробные сведения о П. сохранились в очерке «Жизнь и подвиги Петра Алексеевича Мичурина в пустынях Сибири», составленном его учителем, прп. Зосимой. Очерк был опубликован насельником Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни иноком Порфирием (Григоровым; † 1851) в составе житийного цикла, составленного старцем Зосимой,- в «Записках о жизни и подвигах Петра Алексеевича Мичурина, монаха Василиска и... юродивого Ионы» (1849). В жизнеописании мон. Василиска (Гаврилова) старец Зосима, говоря о житии своего учителя, в качестве свидетельства о благодатных действиях непрестанной молитвы, к-рую творили его ученики-пустынножители, писал и о П.: «Еще свидетельствует житие ученика его, юноши Петра Алексеева, по прозванию Мичурина, который его наставлением и примером в великом постничестве и подвиге жизнь свою скончал, как в особенной книжке показано» ( Зосима (Верховский), прп. Жизнь монаха и пустынножителя Василиска (писанное учеником его Зосимою Верховским)// Он же. Записки. 1849. С. 86-87). «Особенная книжка» - это и есть жизнеописание П., составленное старцем Зосимой. П. род. в дворянской семье Алексея и Домники, с детства полюбил молитву, предпочитал ее детским забавам. В юношеские годы был отдан родителями на военную службу. В 1818 г., стремясь к подвижнической жизни, получил отставку с военной службы и, «ничего не потребовав из имения и ничего не имея при себе», удалился в безлюдную тайгу к проживавшим в 50 верстах от Кузнецка старцам Зосиме и Василиску. В течение 8 месяцев П. жил в землянке, подвизаясь в молитве, посте и послушании старцам. Прп. Зосима писал, что П., «находясь еще в военной службе, оставил мясное и довольствовался постным; жажду едва утолял и много раз целые дни без пищи проводил; а когда готовился к причащению Святых Тайн, тогда пять дней ничего не вкушал, побеждая себя непрестанным возношением в сердце своем» Молитвы Иисусовой и чтением «книг священных» ( Он же. Жизнь и подвиги. 1849. С. 5).

http://pravenc.ru/text/2580290.html

Н.В. Маслов Письма настоятеля Глинской Пустыни игумена Филарета (Данилевского) 1 Игумен Филарет (в миру Фома Данилевский), возродите ль Глинской пустыни, родился на Украине в 1777 году. В юношеском возрасте посетил с одним протоиереем Киево-Печерскую Лавру. Настоятель Дальних пещер предложил Фоме остаться у него келейником и канонархом, что и определило дальнейший жизненный путь будущего игумена. В 1802 году Фома поступил в Софрониеву пустынь. В том же году пострижен в мантию с именем Филарет. 8 февраля 1803 года рукоположен в иеродиакона и назначен на должность уставщика Софрониевой пустыни. В 1806 году представлен к рукоположению в иеромонаха и получил новое, более сложное послушание – благочинного монастыря. 6 июня 1817 года иеромонах Филарет принял настоятельство в Глинской пустыни. Укрепляемый помощью свыше, отец Филарет за годы своего настоятельства в полном смысле преобразил Глинскую пустынь и внешне, и духовно. Заботясь о высоте нравственно-подвижнической жизни братии, он постепенно начал вводить в Глинской пустыни строгий общежительный устав по образцу Святой Афонской Горы. Отец Филарет привел обитель в цветущее состояние через утверждение в ней старчества. Глинская пустынь стала одной из тех редких обителей, где старческое окормление было утверждено уставом. В течение 1821 – 1825 годов отец Филарет совершил четыре поездки в Петербург, во время которых прославился как поборник Православия и ревностный защитник монашества, выступая против еретических лжеучений. Под руководством старца Филарета воспиталось целое поколение опытных подвижников. Двенадцать учеников отца Филарета были назначены настоятелями в другие святые обители. Духовные и внешние преобразования, осуществленные в период настоятельства игумена Филарета, положили начало систематической и плодотворной благотворительной деятельности, о которой было записано в уставе Глинской пустыни. 20 января 1829 года отец Филарет был награжден золотым наперсным крестом из кабинета императора Николая I (весом 15 золотников). 14 марта 1839 года возведен в сан игумена.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Н.В. Маслов Предисловие Знаменитая Глинская Рождество-Богородицкая пустынь в течение почти пяти веков известна как могучий центр духовного просвещения. «Пустынь возникла в первой половине XVI века на месте явления чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы недалеко от г. Путивля 1 . Пустынь славилась строгостью истинно подвижнического устава, высотой духовной жизни своих насельников, особой силой религиозно-нравственного воздействия на народ, для которого всегда была идеалом христианского богослужения и местом духовного подвига. Это отмечали многие иерархи Русской Православной Церкви, считая Глинскую пустынь истинной школой монашеского делания, “школой Христовой” 2 . В отчетах Святейшему Синоду о Курской епархии правящие архиереи называли Глинскую пустынь лучшей обителью, а ее старцев – украшением монашества» 3 . «В Глинской пустыни неукоснительно соблюдался строгий устав, составленный по образцу Афонского, что возводило ее насельников на особую высоту духовной жизни» 4 . Впоследствии Глинский устав был полностью или частично заимствован многими монастырями, как в России, так и за рубежом. Глинская пустынь широко известна своей просветительской, благотворительной, патриотической и миссионерской деятельностью, «В ряду православных монастырей Глинская пустынь занимала особое место по своему воздействию на духовную жизнь России. Своей подвижнической жизнью и деятельностью Глинские старцы оказывали огромное влияние не только на иноков, но и на все слои общества. Многочисленные паломники со всех концов России устремлялись к ним с целью укрепления своих духовных сил, за советом и наставлением. Обитель поистине была центром духовного просвещения. Религиозно-воспитывающей духовной силой были и богослужения Глинской пустыни. Глинскую пустынь называли “духовной школой в которой постоянно получали духовное православное воспитание слушатели разных слоев русского общества” . Но особенно выделялась Глинская пустынь среди других монастырей процветавшим в ней старчеством. Это была одна из тех редких на Руси обителей, в которой старческое окормление было утверждено уставом» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Наставления старца игумена Назария I. О монашестве Христос Спаситель говорит: аще кто хощет по мне ити, той непременно должен отвергнуться себе, и взять крест свой, и по Мне ити ( Мф.16:24 ). Сие шествие должно быть не иное какое, как то, чтоб совершенно удалиться от мира. Исаия Пророк вопиет: Изыдите от среды его, и нечистотам не прикасайтеся ( Ис.52:11 ). И Иеремия о том же: бежите от среды Вавилоня ( Иер.51:6 ). И Давид вопиет: се удалихся бегая, и водворихся в пустыню, яко видех беззаконие и пререкание во граде день и нощь ( Пс.54:8:10 ). Познай, что Сын Божий сошел на землю не погубити душ человеческих, но на путь истинный наставити нас. Он, образом жития Своего, а не словом только, учил презирати мир. Господь не имел покоя в мире: и последующим по Нем повелел бегати его. Прелестна бо и обманчива жизнь мира, бесплоден его труд, опасно его веселие, скудно его богатство, призрачна его честь, непостоянна, ничтожна; и горе надеющимся на его мнимые блага: от сего многие без покаяния умирают. Блаженны и преблаженны удаляющие себя от мира и от похотей его. Тецы, тецы, возлюбленне, к мирному и преславному иноческому житию, вступи в ярем похвальный, который Сам Сын Божий наименовал Своим благим игом и легким бременем. Святии Апостолы возлюбили сие иго и предали верным; Богоносные и Богодухновенные Отцы, помощию благодати Божией и искусством, в оном жительстве успели, и советуют нам, как должны и мы в оном подвизаться. Раз смотри, возлюбленне, и познай, что монашеское житие основано на Божественной заповеди, по пророческому, Евангельскому и Апостольскому учению, о сем рече Господь: могий вместити да вместит ( Мф.19:12 ). Сюда зрит и слово Апостола Павла: хощу быти всем яко же аз ( 1Кор.7:7 ). Еще прежде Моисеева закона подвижническая жизнь просияла в Енохе и Мельхиседеке, под законом в Илие и Иоанне Крестителе, а во времена благодати – в целых соборах и полках монашествующих. Рассмотри прилежно, сколь многие благоугодно в иночествующем образе пожившие, к Богу преселилися и ныне со Ангелами пребывают. Если и ты, возлюбленне, желаешь безмолвного и благого иноческого жития: то благое себе избираеши.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Духовник Русика старец Виссарион. День памяти - 11 января Духовник Русика старец Виссарион. День памяти - 11 января 11 января н.ст. 1954 г. отошел ко Господу духовник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря иеросхимонах Виссарион (Хлыстов). На Святой Горе он подвизался ровно 50 лет. Был автором Летописи русского святогорского монастыря, одно время исполнял послушание библиотекаря обители, а затем и духовника братии. Последнее, самое ответственное и сложное послушание, он пронес ровно 25 лет. В самый трудный для Свято-Пантелеимонова монастыря период старец Виссарион личным примером и наставлениями сумел сохранить высокий подвижнический дух в обители. Был утешителем не только братьев монастыря, но и многих мирян — русских белоэмигрантов, с которыми вел постоянную переписку. Он непоколебимо верил, что после определенного упадка непременно настанет период нового возрождения Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе, в чем убеждал и многих отчаивавшихся братий. И эта уверенность старца оказалась пророческой... Иеросхимонах Виссарион (в миру Вячеслав Иванович Хлыстов) родился в 1878 году в мещанской семье города Москвы. По окончании философского факультета Московского императорского университета ему сулили на светском научном поприще большое будущее, но одна встреча изменила всю его жизнь. Однажды он сопровождал своего друга в Кронштадт, дабы тот, давно планируя поступить в монастырь, получил на это благословение от отца Иоанна Кронштадтского. Встреча с великим святым так поразила Вячеслава Ивановича, что он тоже решил посвятить свою жизнь Богу и не философскими размышлениями занимать ее, а фактической реализацией христианской любви. Позже в дневнике он так обоснует свое решение: «В наш век опыта, когда тысячи философских рассуждений затемняют разум читателя, явление Богочеловека есть камень, на котором зиждется богопознание. Само Евангелие опытно утверждает человека в действительности общения человека с Божеством. Но оно действительно только тогда, когда приводится в жизнь на самом деле, а не мысленно».

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=0&iid=28...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Свт. Афанасий I Константинопольский. Спал он на голой земле День памяти – 10 ноября Свт. Афанасий I Константинопольский. Спал он на голой земле День памяти – 10 ноября   10 ноября (28 октября ст.ст.) Православная Церковь чтит память святителя Афанасия I (ок. 1235 - ок. 1315), Патриарха Константинопольского (с 1289 по 1293 гг. и с 1303 по 1309 гг.), начинавшего свой подвижнический путь простым послушником на Святой Горе Афон. Святитель Афанасий (в миру Алексий) родился около 1235 года в Адрианополе, в семье благочестивых родителей Георгия и Евфросинии. Еще в юности, преуспев в познании мудрости Христовой, он покинул дом и ушел в Фессалоники, где в одном из монастырей принял иноческий постриг с именем Акакий. Оттуда он скоро удалился на Святую Гору Афон и вступил в братство Есфигменской обители, где три года служил трапезарем. В трудах и подвигах он стяжал дар слез, а своими добродетелями снискал всеобщее расположение братии. Боясь похвал, смиренный Акакий по благословению старцев с Афона отправился в дальнее странствие к святыням Иерусалима и Синая, а затем на Латрийскую гору около Милета, где долгое время подвизался в отшельничестве. Оттуда подвижник перешел на Авксентиеву, а потом на Галесийскую гору близ Ефеса в монастырь святого Лазаря. Здесь он провел восемь лет, принял монашество с именем Афанасий, получил священный сан и стал экклесиархом. Здесь святой удостоился Божественного откровения: от распятия он слышал глас Господень, предсказавший ему Патриаршее служение и призвавший его пасти " словесных овец. " Спустя 10 лет, желая еще более укрепить свой дух в безмолвии и молитве, святой Афанасий вновь поселился на Афонской горе в монастыре Каракалл. Однако из-за возникших там нестроений переслился на гору Ганос во Фракии. Здесь ему недолго пришлось оставаться в уединении. Постепенно вокруг него собралась братия, множество народа стекалось к нему за пастырским наставлением. Слава об аскетических подвигах святого достигла и царского двора. В 1285 году святой Афанасий участвовал во Влахернском Соборе.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2737

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Схиархимандрит Стефан Карульский (1922 - 2001) Стефан Карульский     Схиархимандрит Стефан Карульский (1922 - 2001)   Афонский подвижник схиархимандрит Стефан Карульский часто упоминается в разговорах обитателей Карули и является образцом благочестия для карулиотов до сих пор. На Карули издавна селились русские, и вся жизнь афонского старца была тесно связана с братским русским народом. Схиархимандрит Стефан Карульский (Милкович)  родился в 1922 году. Учился в сельскохозяйственном техникуме. Знания, полученные там, пригодились ему впоследствии, когда он стал афонским монахом. Ещё до Второй мировой войны схиархимандрит Стефан Карульский поступил послушником в монастырь Туман в Сербии, где в то время подвизалось русское братство. Во время войны находился в монастыре Студеница. По словам схиархимандрита Стефана Карульского, однажды коммунисты хотели его расстрелять, но ему удалось спастись бегством. Это находит подтверждение в воспоминаниях о монастыре тех лет архимандрита Иоанна (Радосавлевича). В это время схиархимандрит Стефан Карульский был рукоположен владыкой Николаем (Велимировичем) в диакона.  На Афон, по собственным словам, схиархимандрит Стефан Карульский, он пришёл из Сербии пешком, в самом начале пятидесятых годов. Сначала поступил в сербский монастырь Хиландарь, где пробыл совсем недолго.   Жил с русскими монахами в Карее, затем один в Старом Руссике, а потом поселился на Каруле, месте самых суровых подвигов афонского монашества. Здесь схиархимандрит Стефан Карульский провёл почти 40 лет. Схиархимандрит Стефан Карульский принадлежал РПЦз, как и некоторые другие карульские подвижники, но принимал всех, кто обращался к нему за советом и помощью. На Каруле схиархимандрит Стефан Карульский вёл строгую подвижническую жизнь  и был известен во всей Греции. Сотни людей  приходили к нему или обращались письменно за наставлением или испрашивая молитв.  Во время своего пребывания на Каруле схиархимандрит Стефан Карульский служил ежедневно Божественную Литургию. Причём часто ему приходилось служить в одиночестве, так как все эти годы он практически не имел  послушников. Стефан Карульский был великим молитвенником, и люди , зная это, почитали его и любили...

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=100...

преподобные Варсонофий и Иоанн СВЯТЫХ ПРЕПОДОБНЫХ ОТЦОВ ВАРСАНУФИЯ И ИОАННА ПОДВИЖНИЧЕСКИЕ НАСТАВЛЕНИЯ (Выбирается подряд все, относящееся к подвигам и борьбе со страстями) 1. Настрой себя благодарить Бога за все, слыша слово Апостола: «о всем благодарите» ( 1Сол. 5, 18 ). Будешь ли ты в скорбях, или в нуждах, или в утеснениях, или в болезнях и трудах телесных, – за все, постигающее тебя, благодари Бога, ибо «многими скорбми подобает нам внити в царствие Божие» ( Деян. 14, 22 ). Итак, не сомневайся душой твоего и не расслабевай ни в чем сердцем твоим; но вспоминай Апостольское слово: «аще внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни» ( 2Кор. 4, 16 ). Если не претерпишь страданий, не можешь взойти на крест и причастником быть спасительных плодов его. 2. Пока корабль на море, он бывает подвержен опасностям и приражению ветров. Когда же достигнет в тихую и мирную пристань, не страшится более опасностей, бедствий и приражения ветров, но пребывает в безопасности. Так и ты, пока пребываешь с людьми, ожидай скорбей, опасностей и приражения мысленных ветров. Когда же достигнешь в уготованное тебе пристанище безмолвия, тогда не будешь иметь страха. 3. Не унывай в скорбях и трудах телесных, которые несешь, трудясь ради общежития; ибо и это также значит – «полагать душу свою за братию» ( 1Иоан. 3, 16 ), – и надеюсь, что велика будет награда за труд сей. Как Иосифа Господь поставил прокормить братию свою во время голода ( Пс. 32, 19 ) в Египте, так и тебя поставил Он послужить общежитию. Я же повторяю тебе слова Апостола: «ты, убо, чадо, возмогай благодатью Духа Святого» ( 2Тим. 2, 1 ). 4. Один трудами по Богу достигает в покой Его, а другой достигает туда же смирением. Ты же держись в том устроения, чтоб получить оный за то и другое, когда умрет в тебе гнев, вследствие укрощения раздражительности в сердце твоем; и тогда исполнится в тебе слово Писания: «виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя» ( Пс. 24, 18 ). Господь да сохранит душу твою, и тело твое, и дух твой от всякого зла, от всякой противности, наносимой дьяволом, и от всякого мечтания, возбуждающего мятеж мыслей.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

преподобный Авва Дорофей ПОДВИЖНИЧЕСКИЕ НАСТАВЛЕНИЯ СВ. АВВЫ ДОРОФЕЯ (Извлекаются подряд) 1. По благости Своей Бог дал нам заповеди, очищающие нас, дабы мы, если пожелаем, могли соблюдением заповедей очиститься не только от грехов, но и от самых страстей. Ибо иное суть страсти, и иное грехи. Страсти суть: гнев, тщеславие, сластолюбие, ненависть, злая похоть и тому подобное. Грехи же суть самые действия страстей, когда кто приводит их в исполнение на деле, т.е. совершает с телом те дела, к которым побуждают его страсти; ибо можно иметь страсти, но не действовать по ним. 2. Закон (ветхий) имел целью научить нас не делать того, чего сами не хотим пострадать; потому он и останавливал нас только от делания зла. Ныне же (в Новом Завете) требуется изгнать самую страсть, побуждающую делать зло, – самую ненависть, самое сластолюбие, самое славолюбие и прочие страсти. 3. Послушайте, что говорит Господь: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» ( Мф. 11, 29 ). Здесь Он показал корень и причину всех зол и врачевство от них, – причину всего доброго; показал именно, что возношение низложило нас, и что помилование получить иначе невозможно, как чрез противоположное ему смиренномудрие. – Отчего подверглись мы всем скорбям? Не от гордости ли? Человек был создан во всяком наслаждении и был в раю. Но ему было повелено не делать одного дела, а он сделал. Видишь гордость? Видишь непокорность (дщерь гордости)? – Тогда Бог сказал: человек не умеет наслаждаться одною радостью; если он не испытает злоключений, то пойдет еще далее и совершенно погибнет; если не узнает, что такое скорбь и труд, то не узнает, и что такое радость и покой; – и изгнал его из рая. – Тут он предан был собственному своему самолюбию и собственной воле, чтобы они сокрушили кости его, и чтобы чрез то научился он следовать не самому себе, но заповедям Божиим, и чтобы самое злострадание преслушания научило его блаженству послушания, как сказано у Пророка: «накажет» (научит) «тя отступление твое» ( Иер. 2, 19 ). – Вот ныне благость Божия и взывает: «придите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и обрящете покой душам вашим» ( Мф. 11, 28 ). Как бы так: вот вы натрудились и настрадались, испытали злые последствия непокорности: придите же теперь и обратитесь; оживите себя смиренномудрием, вместо высокомудрия, которым вы себя умертвили. «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим» ( Мф. 11, 29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Преподобный Антоний Великий Преподобный Антоний, величайший подвижник, основатель пустынножительства и отец монашества, получивший от Святой Церкви наименование Великий, родился в Египте, в селении Кома, близ Фиваидской пустыни, в 251 году. Родителями его были благочестивые христиане знатного происхождения. Антоний с юности был всегда серьезным, сосредоточенным. Он любил посещать церковные службы и слушал Священное Писание с таким глубоким вниманием, что запоминал слышанное на всю жизнь. С юности руководствовался он заповедями Господними. Святому Антонию было около двадцати лет, когда он лишился родителей, и на его попечении осталась малолетняя сестра. Посещая церковные службы, юноша проникся благоговейным чувством к тем христианам, которые, как повествуется в Деяниях апостольских, продавали свои имения, а цену их полагали к ногам Апостолов. Услышав в церкви Евангельские слова Христа, обращенные к богатому юноше: " Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною " ( Мф. 19, 21 ), Антоний воспринял их как сказанные лично ему. Он продал имение, оставшееся ему после смерти родителей, роздал деньги нищим, оставил сестру на попечении благочестивых девственниц в монастыре, покинул родительский дом и, поселившись недалеко от своего селения в бедной хижине, начал подвижническую жизнь. Трудами рук своих он зарабатывал на пропитание и на милостыню бедным. Иногда святой юноша посещал и других подвижников, живших в окрестностях, и от каждого старался получить наставления и пользу. К одному из подвижников он обратился за руководством в духовной жизни. В этот период жизни преподобный Антоний подвергся тяжким искушениям от диавола. Враг рода человеческого смущал молодого подвижника помыслами, сомнениями в избранном пути, тоской по сестре, пытался склонить Антония к плотскому греху, но преподобный хранил твердую веру, непрестанно творил молитву и усилил подвиги. Антоний молился, чтобы Господь указал ему путь спасения, и ему было явлено видение. Подвижник увидел человека, который попеременно то совершал молитву, то начинал трудиться - это был Ангел, которого Господь послал для вразумления Своего избранника. Тогда преподобный установил строгий порядок своей жизни. Он принимал пищу один раз в сутки, а иногда один раз в два-три дня; все ночи проводил в молитве, предаваясь краткому сну лишь на третью или четвертую ночь после непрерывного бдения.

http://patriarchia.ru/db/text/909737.htm...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010