Свт. Игнатий следует общей святоотеческой традиции, именуя созданную по образу Всевышнего человеческую природу храмом Божиим. Согласно св. Макарию Великому, Бог создал тело и душу человека в жилище Себе, и нет другой такой близости и взаимности, какая есть у души с Богом: «Самая душа наименована храмом и жилищем Божиим, и невестою царскою. Бог говорит: вселюся в них и похожду» (2 Кор. 6:16). Человеку естественно стремиться к общению с Богом, своим Небесным Отцом, лишь в нем мы находим упокоение. Во Христе же богозданная природа человека приняла в себя страстворение и общение природы небесной, и потому мы, приобщаясь Христу, соделываемся обителью Бога. (Макарий Египетский, прп. Духовные беседы. ТСЛ, 1994. С.243, 291, 312). (На эту тему также смотри: Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М. 1996. Гл.I. Православное учение об усвоении каждым человеком спасения). Для этого, по святым отцам, необходима внутренняя чистота и целомудрие. Бог вселяется в человека, когда человек направляет жизнь по воле Божией, тогда в нем во всей ясности сияет образ Божий. Смотри об этом: Исаия, авва. Избранные изречения//Отечник, составленный свт. Игнатием Брянчаниновым. Подворье русского на Афоне Св.-Пантелеимонова м-ря. Изд. Правило веры, 1996. С.206—206; Антоний Великий, прп. Наставления//Добротолюбие. Т.1. ТСЛ, 1993. С.33, 59; Марк Подвижник, прп. Нравственно-подвижнические слова. Изд. Козельской Введенской Оптинской пустыни. Сергиев Посад, ТСЛ, 1911. С.85; Евагрий, авва. Наставления о деятельной жизни//Добротолюбие. Т.1. С.601; Нил Синайский, прп. Увещательные главы//Добротолюбие. Т.2. С.274, 276; Феогност, прп. О деятельной и созерцательной жизни//Добротолюбие. Т.3. С.387; Диадох, еп. Фотики, блж. Подвижническое слово//Добротолюбие. Т.3. С.57; Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. М.: Правило веры, 1993. С.276, 352. В этом — предпосылка прохождения умного делания. «Нерассеянная молитва, — пишет св. Исаак Сирин, — производит в душе ясную мысль о Боге. И водружение нами в себе Бога памятованием — вот вселение в нас Бога. Так соделываемся мы храмом Божиим». (Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. С.427). Такова цель нашего бытия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

Преподобный Феодор Студит. Подвижнические монахам наставления 10. 1) Господь сшествует, – терпите; – и чем подкрепляться. – 2) Вот – ваш конец, – и рай: там забудем все тяготы. – 3) Там в чертогах Господа ликование за злострадание: кто же охотно не изберет их? – 4) Радуйтесь, что живете в теснотах и скудости: се инок. – 5) Друг другу помогайте во всем, – и Господь близ. 11] 1. Путем Божиим шествуйте, каждодневно имея Господа, по обетованию Его, сшествующим вам. Ибо Он сам в лице Апостолов своих сказал всем, «взыскающим завета Его и свидения Его» ( Пс. 24, 10 ), что Он с ними будет до «скончания века» ( Мф. 28, 20 ). На пути Его и стези неведомы. Невидимо соприсутствует Он очам ума и безгласно собеседует с теми, кои чисты сердцем. Держитесь пути своего правого, минуя козни завистливого дьявола. Воспримите крылья любви Божией, чтоб парить наравне с облаками, превыше всяких наземных сетей. Умастите ноги ваша елеем радования и целомудрия, не ужасаясь ступания по скорбному пути Господню. Если жаждете от малодушия, пейте воду терпения; если алчете от изнеможения душевного, вкушайте хлеб, питающий и укрепляющий сердце человека, – слово премудрости, подающее благую силу и мужество. Добре препоясаны вы и бодры; взирая убо горе, не возлагайте на себя не удобоносных бремен: разумею недобрые пожелания вражеские. Довольно для шествующего путем, ведущим от земли на небо, без малодушия идти путем сим, не налагая на себя никакой ноши. 2. Добре рассудили вы, премудро поступили, что вышли из мipa, и теперь преподобно приметаетесь к дому Божию, работаете Господу и служите Ему каждодневно, отвращаясь от всего привременного, и рода, и отечества, и всяких похотений плоти. Дело наше – дело Ангельское. Еще не много потерпим, не много позлопостраждем. Приходит уже конец и предел жизни нашей; взяты будем святыми Ангелами, и начнем радоваться вовеки, наследниками став обетованных благ со всеми святыми. И тогда никакого не будет у нас жаления, – ни о том, что победствовали, ни о том, что измождились подвижничествуя, ни о том, что испостились, или лишали себя сна, или терпели холод и стужу, или иным каким образом лишали себя удовлетворения пожеланий своих. Напротив будем благословлять и ублажать тот день и час, когда благоволил Бог , чтоб мы убежали из мipa и приняли монашескую схиму. Там каждому за всякое здесь злострадание воздано будет сторицей, и вместо печального обретем там всерадостное и присноживотное. Почему никто из нас да не отказывается потерпеть находящее; ибо в замен этого получим радование неизглаголанное и вечное. Да не будет же услышать кому-либо из нас: «помяни: яко восприял еси благая твоя в животе, твоем»; и: «между нами и вами пропасть велика утвердися» ( Лк. 18, 26 ). Се страшный глас, отделяющей грешника от праведника, страшный и когда помышляешь о нем. Каково же будет услышать его!

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Преподобный Феодор Студит. Подвижнические монахам наставления 20. 1) Радуют меня ваши успехи... в ком смирение, в ком... (перечисляет иноческие добродетели). – 2) В том же – все дальше и выше отгоняя мысль: еще долго жить,... успеем. – 3) Не возноситься ни естественными дарами, ни приобретенным чем, и бог большее даст; от противного – потери. 22] 1. Земледельца радует доброплодное поле; а настоятелей еще паче восхищает духовное плодоносие вверенных их руководству душ. Радуете и вы меня, чада мои, мое насаждение, Божие же возращение ( 1Кор. 3, 6 ). Радуюсь, видя ваше старание, ревность и рвение о всем, что требуется для спасения. Радуют меня, – в ком кротость, в ком неутомимость, в ком стыдение и почтительность, в ком отражение и препобеждение прилогов вражеских, в ком безропотность в исполнении возложенного на него послушания, в ком мирность и тихость душевная, в ком простота нрава, в ком вера к моему смирению паче моего достоинства, в ком бесстрастие и не миролюбивый нрав, – всех же вас духовное преуспеяние и совершенствование и любовное во едино тело, сочетание, Божиим мановением свыше, и молитвою отца моего и вашего. Радуюсь сему, и дивлюсь, ибо сие всякого удивления достойно. 2. Боюсь, как бы Господь, за мое невнимание и преогорчение Его грехами, не принял простертую над нами промыслительную десницу Свою, – и в среду нас не вошло что-либо такое, о чем не только говорить, но и думать не подобно – разленение и расстроение какой-либо души, или даже падение, неявное или явное. Внемлите убо себе, не сдвигайтесь с направления вашего течения, но, пребывая в том же, преобразуйтесь от светлости в светлость и от боголепия в боголепие. Неподвижны будьте, и не выходите из круга дел, какие обещали вы пред Богом и Ангелами, и пред моим смирением; но паче прилагайте труды к трудам. Блюдитесь, да не расстроит вас мысль о долголетии, и да не расслабит крепости решения вашего жить в самопротивлении и самопринуждении. Мысль эта ложна: ибо что жизнь наша? Сон и тень. Ложна мысль сия, но обольстительна: ибо располагает вместо того, чтоб прилагать смирение к смирению и послушание к послушанию, давать себе послабление за послаблением, которое нередко приводит к совершенному расстройству жизни Богоугодной.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Грехи и страсти. В чем разница. 15.03.2023 12:03:23 Иерей Сергий Генченков: Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Сегодня всех вас поздравляю с Великим постом. Началась у нас вторая седмица. Торжество Православия мы с вами празднуем и благодарим Бога за возможность нам с вами поститься постом приятным и благодарить Бога за то, что вот так все премудро и красиво в Церкви Божией устроено. Конечно, поздравляю с календарной, ну пусть еще по новому стилю, но уже с календарной весной. И сегодня, можно сказать, пост у нас только в начале. Хотел бы разобрать с вами такую тему, важную тему: грехи и страсти. В чем разница? Что это значит? Потому что сейчас Великий пост, и самое время над такими вещами поработать. Во-первых, кто бы нам помог разобрать эту тему – это преподобный авва Дорофей. Его же молитвами святыми Господь не оставит нас. Подвижнические наставления святого преподобного аввы Дорофея из второго тома «Добротолюбия». Преподобный авва Дорофей в конце 6 – начале 7 века жил и оставил нам замечательные душеполезные свои поучения и подвижнеческие наставления, которые перевел святитель Феофан Затворник для нас. И составилась пятитомное «Добротолюбие», ценнейшее, конечно, особенно для поста и для нас, в том числе и мирян. То есть не только для монахов, но и для тех, кто живет в миру, очень ценные наставления. И вот как раз у него первое слово. Давайте я вам зачитаю, чтобы нам сразу взять ритм. В первом же своем слове он говорит так: «По благости Своей Бог дал нам заповеди, очищающие нас, дабы мы, если пожелаем, могли соблюдением заповедей очиститься не только от грехов, но и от самых страстей, ибо иное суть страсти, и иное грехи». Не одно и то же. Из-за чего мы с вами и разбираемся в этом. «Страсти суть: гнев, тщеславие, сластолюбие, ненависть, злая похоть и тому подобное. Грехи же суть самые действия страстей, когда кто приводит их в исполнение на деле, т.е. совершает с телом те дела, к которым побуждают его страсти; ибо можно иметь страсти, но не действовать по ним». Вот такое первое слово.

http://radonezh.ru/2023/03/15/grehi-i-st...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Старец Паисий Святогорец, Неизвестные духовные наставления     Старец Паисий Святогорец, Неизвестные духовные наставления   М алоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), по книге Απ την ασκητικ κα αγιορετικη παρδοση. Αγι ρος, 2011.     «Что такое молитвенное правило? Это возможность попросить у Бога прощения. Кто знает? Быть может последняя в жизни. Поэтому им никогда не стоит пренебрегать». «В одной афонской обители монах показал большое рвение в духовной жизни. Видя любовь инока к аскезе, духовник благословил его на отшельническую жизнь, предоставив в его распоряжение небольшую уединённую келью. Однако монах не распорядился предоставленной ему старцем свободой благоразумно. Он подумал, что Бог не воздаёт ему за его труды и подвиги, быстро утомился и бросил подвижническую жизнь. Время от времени он стал листать журналы, которые забывали в келье паломники. Нечистые изображения, которые он там увидел, воспалили его воображение. День и ночь он был погружен в свои плотские фантазии и в конце концов решил вернуться в мир и оставить монашество. У инока был приятель в Салониках и он решил написать ему письмо, в котором рассказывал, что жалеет о том, что стал монахом, и просил найти ему хорошую девушку, на которой он сможет жениться. Накануне отъезда монах зашёл ко мне, чтобы попрощаться (так как мы были с ним знакомы). Увидев его, я сразу понял, что с ним что-то не так. Я задал ему несколько вопросов и разговорил его. Он рассказал мне всё. Он дошёл до того, что вынужден был обратиться к психиатрам, принимал прописанные ими лекарства, но помощи так и не получил. В отчаянии он покидал Афон, чтобы жениться. – Постой-ка, – сказал я ему, – ты ошибся в своих выводах. И в монашеской жизни есть своя радость и утешение, которого ты не почувствовал. – Я не хотел становиться монахом. Я пришёл на Афон словно одурманенный. И не успев всё осознать, принял постриг. Но я этого не хотел. – Разве ты не чувствуешь, какая тебе оказана честь: ты не хотел становиться монахом, а Господь избрал тебя к подвижнической жизни. Мы все, прежде чем стать иноками, всё хорошо обдумали. Принятие пострига стало исполнением наших желаний и устремлений. А ты жил своей обычной жизнью, но Бог, видя твоё чистое сердце, привёл тебя в монастырь. Господь возлюбил тебя так сильно, разве ты не чувствуешь, какая тебе оказана честь? Не отчаивайся!

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=140...

I. Святыня и священные достопамятности в Кремле Успенский собор 1 Главным святилищем Москвы и сокровищницей отечественных святынь и древностей почитается Успенский собор. Он первоначально основан был в 1326 году святым Петром, митрополитом Московским , при великом князе Иоанне Даниловиче Калите. Святой Пётр родился в земле Волынской от благочестивых родителей. Пришедши в отроческие лета, он почувствовал в себе призвание к духовной жизни. Поэтому он пришёл в один из близких к месту его рождения монастырей. Игумен монастыря скоро полюбил юного инока Петра и удостоил его священной степени пресвитера. После этого он ещё более начал упражняться в духовной жизни. К этому он присоединил ещё другое благочестивое занятие – начал писать иконы. Спустя немного времени, Пётр нашёл себе одно безмолвное место на реке Рате, где начал провождать самую строгую жизнь. Окрестные жители, узнавши подвижническую жизнь Петра, начали приходить к нему для духовного наставления. Духовный подвижник никому ни в чем не отказывал; если у него нечего было дать нуждающемуся, то отдавал и последнюю свою власяницу. Дивясь равноангельскому житию Петра, сам великий князь с любовью приходил слушать его наставления. В то время скончался Владимирский святитель Максим, известный своей добродетельной жизнью, великий князь, знавший духовную жизнь Петра, возымел желание поставить его на святительскую кафедру. Для сего он отправил его в Константинополь к патриарху. Когда Пётр явился в Церковь Святой Софии, патриарх пророчески; сказал: «повелением Божиим пришёл к нам дивный муж, который благодатию Божиею упасёт вверенное ему стадо». Итак, Пётр был рукоположен в сан святителя на кафедру митрополии всей России. Получив сан, святитель святой Пётр прибыл в Киев. Здесь открылась для него самая обширная деятельность пастырского служения: он начал ревностно заботиться о своей пастве, неутомимо объезжал епархии, словом и примером наставлял всех в вере и благочестии. Святитель Пётр, просвещённый благодатию Божией, провидел будущую славу Москвы, вознамерился перенести кафедру митрополии в Москву и сам решился остаться здесь навсегда. Тогдашний великий князь Иоанн Данилович Калита полюбил избранника Божия; равно также и святитель Пётр, узнавши благочестие великого князя, возымел к нему особенную любовь. Он предложил великому князю построить в Москве каменный храм в честь Успения Богоматери. «Если послушаешь меня, сын мой, говорил святитель Пётр великому князю, то и сам прославишься с родом твоим более других князей, и твой град будет славен между другими городами. Святители будут жить в нём, и Бог прославится в нём».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

К 50-летию обретения св. мощей преп. Серафима Саровского. «Радуйся, правило веры и благочестия; радуйся, образе кротости и смирения»... (из акафиста). В таких умилительных словах и выражениях св. Церковь прославляет величайшего подвижника последних времен преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. В нынешнем году 19 июля исполняется точно 50 лет со дня торжественного открытия его св. мощей. Празднование пятидесятилетнего юбилея установлено Самим Господом Богом еще в Ветхом Завете. Оно побуждает нас с особым вниманием остановиться на самых характерных, чертах личности преподобного Серафима, особенно углубленно отнестись к его наставлениям – к тому, чему он учил, как словом, так и самым примером своей дивной подвижнической жизни. Это тем более необходимо, что все более и более умножаются признаки, как внешние, так и внутренние, свидетельствующие о несомненном приближении тех страшных времен, о которых предсказывал преподобный. Эти страшные времена мы должны встретить во всеоружии, чтобы не быть застигнутыми ими врасплох. Чему же учил нас этот великий подвижник, просиявший на нашей русской земле, а потому особенно близкий и дорогой нам? Мало дошло до нас письменных записей его наставлений: он учил не столько словом, сколько примером своей жизни. Но все же кое-что из его наставлений было записано его верным «служкой» помещиком Н. А. Мотовиловым, а также и некоторыми другими почитателями преподобного, глубоко чтившими в нем «правило веры и благочестия, образ кротости и смирения». Самое важное , чему он учил, это то,  что цель нашей земной жизни заключается в « Стяжании Духа Святаго Божиего». Все добрые дела, нами совершаемые, все добродетели, нами приобретаемые, лишь постольку хороши и имеют смысл, поскольку они помогают достижению этой цели. Всякое доброе дело, Христа ради делаемое, есть средство для стяжания Святого Духа Божиего. Но более всего дает нам в этом отношении молитва , ибо она «как бы всегда в руках наших». И мы видим, что преподобный Серафим, будучи сам великим молитвенником, подобным великим отцам древности, проводившим в молитве подлинно день и ночь, и приходящих к нему учил прежде всего молитве .

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

От составителя Часть 1. Жизнь, труды и подвиги преподобного Парфения Киевского Детство преподобного Парфения Благодатный отрок Посещение Киево-Печерской Лавры Возвращение навсегда в Киево-Печерскую Лавру и начало подвижнической жизни Принятие монашеского пострига Иеромонах и духовник Киево-Печерской Лавры Восприятие великого ангельского схимнического образа Случай прозорливости Последние годы жизни Последние дни жизни и блаженная кончина праведника Голосеевская пустынь Часть 2. Объединенные Духом О последних годах, днях жизни и блаженной кончине преподобного Парфения Е.Н. Бердяева, урожденная Бехметеева, духовная дочь Парфения тайная монахиня Семейство Мухановых Святитель Филарет, Митрополит Киевский и Галицкий Тайная монахиня Агния (графиня Анна Алексеевна) Блаженный Паисий Христа ради юродивый Киево-Печерский Преподобный Алексей Голосеевский, Киевский Ионникий (Руднев) митрополит Киевский и Галицкий Архиепископ казанский и свияжский Антоний (Амфитеатров) Святитель Феофан, затворник Вышенский Игуменья Парфения Вечер Великой Субботы К христианину Ответ на вопросы На смерть младенца Капли из океана Антоний (Смирницкий), архиепископ Воронежский и Задонский Священномученик митриполит Казанский и Свияжский Преподобный Варсонофий Оптинский Святой Силуан Афонский Святой праведный Феодор Томский Евгений Поселянин (Погожин) духовный писатель Часть 3. Духовные наставления и молитвы Духовный наставления и изречения Преподобного Парфения О помощи Божией О молитве О борьбе со страстями и о стяжании добродетелей О монашестве О Чтении Слова Божия Молитвы Преподобного Парфения Киевского Ежедневная молитва Преподобного Парфения Киевского Молитва ко Иисусу Христу, нашему Спасителю, о всех людях Молитва ко святому Духу Воззвание к пресвятой Богородице: Молитва ко Пресвятой Богородице Молитва Пресвятой Богородице о защите от злобных стражей мытарств Молитвенное поклонение святым угодникам, почивающим в пещерах Киево-Печерской Лавры Молитва преподобным отцем, глаголемая при входе в пещеры или когда и где кто изволит Часть 4. Портреты преподобного Парфения Портреты Преподобного Парфения Заключение Тропарь и кондак Источники Мир Вашему дому  

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

Успенский собор Успенский собор первоначально основан был в 1326 году св. Петром Митрополитом Московским, при Великом Князе Иоанне Даниловиче Калите. Святой Пётр родился в земле Волынской от благочестивых родителей. Пришедши в отроческие лета, он почувствовал в себе призвание к духовной жизни. С этим намерением он пришёл в один из близких к месту его рождения монастырей. Игумен принял его в число братства. Здесь юный Пётр начал исполнять все монастырские послушания: носил воду для братии, мыл для них власяницы; по первому удару колокола первый являлся в церковь и во время богослужения всегда стоял с благоговением. Игумен монастыря скоро полюбил юного инока Петра и удостоил его священной степени пресвитера. После этого он ещё более начал упражняться в подвигах духовной жизни. К этому он присоединил еще другое благочестивое занятие – начал писать иконы. Спустя немного времени, Пётр нашёл себе одно безмолвное место на реке Рате, где начал провождать самую строгую жизнь. Окрестные жители, узнавши подвижническую жизнь Петра, начали приходить к нему для духовного наставления. Духовный подвижник никому ни в чём не отказывал; если у него нечего было дать нуждающемуся, он отдавал и последнюю свою власяницу. Дивясь равноангельному житию Петра, сам Великий Князь в любовию приходил слушать его наставления. В то время скончался Владимирский святитель Максим, известный своею добродетельною жизнью. Великий Князь, знавший духовную жизнь Петра, возымел желание поставить его на святительскую кафедру. Для сего он отправил его в Константинополь к Патриарху. В то время в Константинополе занимал Патриаршую кафедру Афанасий, муж дивный по добродетелям. Когда Пётр явился в церковь св. Софии, как говорят, храм наполнился благоуханием. Патриарх пророчески сказал: «Повелением Божиим пришёл к нам дивный муж, который благодатию Божиею упасёт вверенное ему стадо.» Итак, Пётр был рукоположен в сан святителя на кафедру митрополии всей России. Говорят, когда происходило посвящение св. Петра, лице его просияло, так, что все служившие с Патриархом, изумились.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

28-е † Преставление преп. Иова Почаевского Преп. Иов, в крещении Иоанн, сын православных родителей из Покутья, прозываемых Железо 343 , полагал начало подвижнической жизни в Угорницком Спасском монастыре, одном из Карпатских. Сюда поступил он 10 лет и спустя два года пострижен был в монашество. – Возрастая послушанием, чистотой и кротостью в жизни духовной, он утешал друзей благочестия жизнью своею. Здесь же удостоился он, против воли своей и по воле настоятеля, сана священства, что было конечно не прежде, как на 30 году жизни его. В сане священства Иов удвоил ревность свою к подвижничеству. Известность добродетелей его разносилась по Украине. По любви к благочестию и чистой вере, кн. Константин Константинович Острожский, узнав о духовной твёрдости его, выпросил его у горняцкого игумена для должности настоятеля Дубенской обители своей 344 . Дубенский крестный монастырь расположен был на острове, омываемом с трёх сторон рекой, близ г. Дубно. Благочестивый князь с тем вызвал блаж. Иова в свою обитель, чтобы поддержать искреннее благочестие в иноках обители, среди разливавшейся порчи нравов, растлеваемых папизмом. Кн. Константин, при всём том, что владел огромным богатством, старался жить по уставу православной Церкви, в великий пост вкушал хлеб с водой и занимался только молитвой. Для поддержания православия содержал он училища, издавал книги, – как то: Библию, творения Василия В. и другие. Но папизм незримо портил людей. Вот явилась и уния – проводник растлевающего папизма. Пока жив был князь, он, сколько мог, охранял православие даже за пределами своих владений. Но в 1608 году он умер. Униат Поцей, сперва епископ Владимирский, потом митрополит, поступал с православными как палач. Иезуиты, наставники его, поступали ещё жесточе. По их наставлениям, недостойный, полупомешанный сын великого отца, кн. Януш Острожский стал фанатиком папизма: в 1615 г. через иезуитов лишил он наследства племянников своих, князей Константина и Ивана, за то, что не согласились они быть папистами.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010