Напротив, Гиббон, ссылаясь на то, что между изданными Валентом законами нет ни одного, который был бы направлен против никейцев и имел бы какое-либо сходство с тем, который был впоследствии издан Феодосием против ариан 1503 , не находит возможным считаться со всеми показаниями историков 1504 . И это вполне справедливо. Правда, Валент в 365 году издал эдикт, по которому повелевалось изгонять из городов епископов, низверженных при Констанции и восстановленных при Юлиане, но полное применение на практике этот эдикт едва ли встретил. Точные исторические данные насчитывают имена только четырех епископов, подвергнувшихся ссылке, а именно: Мелетия Антиохийского, Пелагия Лаодикийского, Евсевия Самосатского и Варсы Эдесского 1505 . Некоторые епископы просто отделывались денежными штрафами 1506 . Больше того, главы никейцев – Афанасий В., за исключением непродолжительной его ссылки, и Василий В. – пользовались глубоким уважением Валента 1507 , который вообще пасовал перед сильною волею или громкою известностью 1508 . Все эти факты наглядно показывают, как плохо жилось в правление Валента вообще всем догматическим партиям. Если же церковные историки и рисуют кровавые ужасы 1509 , то в этом естественнее видеть характеристику нравов того времени, а не личности Валента 1510 . Последний же мало был склонен к религиозному фанатизму, и в его политике отсутствовала строгая систематичность и вмешательство во внутренние догматические споры 1511 . Если же и можно говорить о гонениях в правление Валента, то только в том смысле, что Валент преследовал определенную религиозную политику. Вступление на престол Грациана знаменует собою возврат к политике Константина В. до начала антиникейской реакции и представляет новую эру в отношениях к еретикам, завершенную Феодосием В. Теперь толерантная политика некоторых императоров, как ненадежное средство привести религиозные партии к монизму, сменяется политикой репресий, а общий поворот симпатий в пользу никейства, начавшийся еще с царствования Юлиана, приводит к тому, что «никейство» становится мерилом православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во второй из них после φοβοντο γρ [ибо они боялись] оставлена совершенно белой целая колонна, чего в ней нет более нигде для Нового Завета. Это неоспоримый знак, что у копииста был еще материал, но он воздержался воспроизводить его. Подобно этому и в более половины колонны заполнено тщательными и витиеватыми арабесками чернилами и киноварью, как бы с намерением, чтобы кто не внес дальнейшего содержания. Из этого опять же выходит только, что у списателей разбираемых кодексов насчет конца Маркова Евангелия имелось подозрение, но в самом оригинале он был 615 , – как это показывает и обращение редакции « λλως» [по-другому]. Теперь посмотрим, насколько солидно это сомнение и по своему количеству и качеству. Касательно обилия материала нас сначала сильно поражает множество документальных данных в пользу неподлинности нашего заключения и не меньшей древности другого: кроме и В мы находим целую массу манускриптов такого характера с L (cod. Parisiensis, VIII в.) во главе. Но уже Тишендорф допускал единство происхождения двух первых кодексов, а теперь можно считать вполне твердым, что по крайней мере в последней части они написаны одной рукой 616 . Двойка сокращается до единицы. Затем L стоит в прямой зависимости от В, и потому все они – вместе с – сводятся к общему корню. Внимательное исследование убеждает, что таковым был Евсевий; значит, всё это, вероятно, копии тех списков, которые изготовлены были по приказу Константина Великого 617 . Ясно, что цифра наших врагов далеко не так огромна, как может показаться на первый взгляд. В такой же мере не совсем непреоборима и их арматура. Аргументы по этому предмету были формулированы еще у Евсевия и от него перешли к Григорию Нисскому 618 и Виктору Антиохийскому 619 , причем блж. Иероним без всякой нужды и основания приподнял тон кесарийского историка 620 . Но и эти подражатели не безусловно поддерживают унисон со своим поручителем и стараются свергнуть его иго. Иероним в сочинении против Пелагия ясно допускает авторитетность всего нашего отдела 621 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В этих спорах Феодор принимал самое деятельное участие. Для Свита это обстоятельство является основанием для датировки terminus a quo написания послания 415 годом (I, LXII). Об отношении Феодора к пелагианству см. И. Гурьев, ор. cit. стр. 152–160; 270–297 и др.; А. Кремлевский . История Пелагианства и пелагианская доктрина. Казань, 1898, стр. 41–43, 146. О близости между несторианством и пелагианством – Кремлевский, 147–162. Однако, эта близость между двумя рационалистическими сектами не может служить поводом для предположения, что воззрение несторианствующих на второбрачие могло быть следствием влияния на них со стороны пелагиан, так как ничего подобного о пелагианах мы не знаем и учение Пелагия о браке и безбрачии, выраженное, например, в письме к Димитриаде, плохо мирится с таким предположением. Скорее можно видеть здесь влияние толкования Иеронима на Тита (Migne, 26, 564). 181 Τος γμοις κα τας χραις – в первом случае речь идет о мужчинах (τς) во втором о женщинах (τας). Широкое значение γαμος – означающего и безбрачного и вдовца в сопоставление с весьма ясным χραις приобретает более узкий последний смысл. 182 Modestiae enim est ablatum (matrimonium) non desiderare, et ablatum a Domino Deo, sine cuius voluntate nec folium de arbore delabitur, nec passer assis unius ad terrain cadit». De exhort. cast, с. I, Migne, S. Lat. II, 915. 183 См. напр. Робертсон, История христианской Церкви. I, стр. 409. Ср. проф. Н. Н. Глубоковский , ор. cim. II, 66: «...Рационалистическая терпкость Феодора. Привязавшись к букве, этот комментатор часто не разумел ея высшаго смысла и впадал в иудейское упрямое безумие, не освящаемое лучами христианской глубины и назидательности. Раб своего узкаго ума, он потерял связи с церковным преданием и удалился в сферу еретическаго своеволия. Пророчество для него исчезло. Песнь Песней превратилась в свадебный гимн». Любопытно сравнить с этой безусловно справедливой характеристикой отзывы о Феодоре протестантских богословов, например Земиша и Адольфа Гарвака, называющих его «великим учителем греческой церкви, в котором антиохийская теология нашла свое завершение», см.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Эта дискуссия представляет собой еще одну трансформацию давней проблемы, касающейся сотворения человека по образу Божьему. Примечательно, что, как и в вопросе о благодати и откровении, вопрос ставился категорично: или – или: после rpexonaдehuя imago Dei либо «утрачен» (полная испорченность), либо «сохранился». Как следствие, о человеке говорили, либо подчеркивая состояние греховности, в котором он пребывает (например, Р. Нибур), либо указывая на его способность к божественному (например, К. Ранер). Способность и неспособность, по сути, никогда не переставали быть двумя вариантами разрешения дилеммы в богословских дискуссиях. Я не ставлю перед собой цель проследить историческое развитие этих проблем – говорить об этом я буду только в той мере, в какой это необходимо для того, чтобы иллюстрировать главную проблему, составляющую их подоплеку. Таким образом, следует отметить: хотя Восток и Запад с самого начала стремились подчеркнуть различие между природой Бога и природой человека – чем объясняется их единодушие на Халкидонском соборе, – тем не менее Запад всегда был склонен рассматривать эти две природы с точки зрения их отличительных качеств и подходить к тайне спасения с несколько гипертрофированным интересом к тому, что происходит с человеком как человеком. Это уже прослеживается у Тертуллиана и становится весьма очевидным в споре Августина и Пелагия, главным предметом которого был вопрос о том, содействует ли человек в какой–либо мере спасению или нет. В таком подходе почти неизбежной, и с точки зрения исторической интересно, что аристотелевская схоластика Средневековья не отменила этой в сущности платонической, августинианской схемы, несмотря на многие различия между Августином и Фомой. На Востоке такой же подход появляется в антиохийской богословской традиции, с ее акцентом на автономии того и другого, человеческой и божественной природы во Христе. Можно было бы доказать – но здесь это делать неуместно, – что во всех этих случаях подлинная проблема заключается в попытке понять феномен человека, рассматривая его интроспективно, – когда он мыслится либо как автономный нравственный субъект ( Тертуллиан , антиохийцы), либо как Эго психологического комплекса (Августин), либо как сущность, обладающая определенными потенциями (схоласты).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

В.А. Лунков отбеляза, че пак тогава е било решено патриаршеският манастир «Св. Текла» в Маалула, един от най-древните манастири в света и място, радващо се на особена почит и поклонение от страна на милиони християни от Сирия и целия свят, да бъде снабден с електрооборудване на основата на слънчеви панели. По време на войната градът и обителта са пострадали силно от варварските действия на терористите; електроснабдяването е било нарушено. «През август секретариатът на Президента на Руската Федерация изпрати тук група специалисти за проучване на обекта, проектиране на системата за електроснабдяване на манастира, определяне на конфигурацията, типа и мощността на монтираното оборудване», каза той, като изрази благодарност на всички, участвали в реализацията на този мащабен проект. Заместник-ръководителят на секретариата на Президента на Руската Федерация предаде на обителта «Св. равноапостолна Текла» сертификат за комплексното електрооборудване на манастира. «Позволете ми да ви приветствам, скъпи братя и сестри, чеда на единното руско-сирийско семейство», каза в ответното си слово Лариският епископ Моисей, който се обърна към членовете на руската делегация от името на Блаженейшия Патриарх на Антиохия и целия Изток Йоан Х. Като напомни, че само преди седем години обителта в Маалула е била в развалини след нападението на терористите, архипастирят подчерта: «От името на сирийския народ и на Антиохийската Православна Църква начело с Блаженейшия Патриарх Йоан Х ние благодарим на братския руски народ и особено на Негово Превъзходителство Президента на Русия В.В. Путин и на Светейшия Патриарх Кирил, както и на всички, които имаха пряко или косвено отношение към възстановителните работи в тази обител». Епископ Моисей връчи паметни дарове на специалния представител на Президента на Русия по въпросите на сирийското омиротворяване А.Л. Лаврентиев, заместник-ръководителя на секретариата на Президента на Русия В.А. Лунков и посланика на Русия в Сирия А.В. Ефимов. След това делегацията, съпровождана от епископ Моисей, архимандрит Матей, игуменията Пелагия и сестрите на обителта, се запъти към централния манастирски храм, където се поклони на мощите на света равноапостолна Текла.

http://mospat.ru/bg/news/89727/

Он, юноша, тот инок, очень томился духом и молил Господа дать указание. Молил преподобную принять или отвергнуть. Накануне того дня, когда был прочитан за Богослужением акафист, под утро, этот скромный автор и недостойный творец акафиста видел сон такой. Ей-ей, это правда, пишу эти строки по совести своего звания! Он видит себя в очень большом красивом-красивом саду (красивее красивой и волшебной Софиевки) , там было много павильонов разных форм и стилей. Этот автор, как бы еще мальчик в штанишках и рубашечке только, поражен красотой сада и павильонов. Он волнуется, боится, и никого из людей там нет; сад — отблеск райской красоты на земле, и павильоны величественно стоят. Он вбегает в один из павильонов, состоящий из цветного металла и толстого стекла. Там чудные вокруг прилавки и полки, а на полках до потолка ряда в четыре стоят разные красивые, красивые корзинки с разными фруктами, ему незнакомыми, невиданными красивыми фруктами. Преподобная Пелагия Антиохийская Мальчик-юноша, автор этот, с расширенными зрачками и бьющимся сердцем смотрит на всю эту безмолвную красоту, и вдруг влетает белая-белая голубка с красным гребешком на голове и, облетев несколько раз вокруг единственного этого человека, села наверх полки на край плетенной из золотых прутьев корзинки, которая была полна красивейших золотисто-красных яблок, и, ранив одно яблочко клювом, сбросила, и мальчик-автор на лету подхватил то яблоко и от восторга вскрикнул: «За одну копейку такое чудесное яблоко!» И проснулся с полными слез глазами и биением сердца. Автор, конечно, понял, что его — хотя и копеечный — труд, но принят преподобной, и сам он еще малый-малый человек... Тот святитель, Нонн святый, обративший в христианство Маргариту (Пелагию), видел во сне, что он литургисал, и черная смрадная голубка летала вокруг престола, а после Литургии, когда он выходил из храма, она опять летала вокруг его головы, и, когда он приблизился к выходу, направо был баптистерий, где крестили людей взрослых, он схватил ту голубку и трижды окунул в купели, она мгновенно стала белая-белая, и ароматом залило весь храм, и она скрылась в небесной голубой выси...

http://pravoslavie.ru/65086.html

Захваченные в Сирии в заложники монахини живы Москва, 4 декабря 2013 г. Игуменья Пелагия с девочкой из приюта. Фото сделано до захвата      Монахини из сирийского монастыря Святой Равноапостольной Феклы, захваченные в заложники сирийскими боевиками, живы и находятся в городе Ябруд. МИД РФ требует немедленно освободить монахинь, сообщает радио " Голос России " . По словам представителя Антиохийского патриархата митрополита Луки Хури, с похитителями удалось установить контакт и передать сестрам продукты. C похитителями удалось установить контакт и передать сестрам продукты Митрополит Лука сообщил новостной службе " Ан-Нашра " , что " все сестры здоровы и никто из них не пострадал " . Он не упомянул, какая группировка похитила монахинь, но подчеркнул, что боевикам передано требование " немедленно освободить заложниц " . По сообщениям телеканала " Аль-Маядин " , в настоящее время сирийские военнослужащие вместе с силами народной обороны готовятся к штурму Маалюли. Город захвачен связанными с " Аль-Каидой " наемниками, которые бежали из соседнего Набака, где подходит к завершению антитеррористическая операция. Боевики захватили старинную часть Маалюли, где находятся христианские обители и святыни. Две трети населения этого города состоит из христиан, остальные - мусульмане. Маалюля под обстрелом      Как сообщалось, 12 сестер вместе с игуменьей попали в руки вооруженных экстремистов после их нападения на древнюю обитель в городе Маалюля, расположенном в 55 километрах к северу от Дамаска. Судьба монахинь оказалась в центре внимания региональных и мировых СМИ. Как стало известно, боевики сирийской экстремистской группировки " Движение за освобождение Леванта " концентрируются в окрестностях второй христианской святыни мирового значения, расположенной в окрестностях Дамаска - населенного пункта Сейдная - и готовят его захват по сценарию Маалюли После освобождения Маалюли от боевиков в сентябре 2013 г; Монахиня одевает крест сирийскому журналисту      Об этом сообщил источник в силах гражданской обороны Сирии. " Сотни боевиков Движения за освобождение Леванта совершают перегруппировку из Ан-Набака в окрестности Сейднаи, в частности, в район населенного пункта Ранкус " , - заявил источник.

http://pravoslavie.ru/66437.html

Однажды антиохийский первосвященник вместе с подчиненными ему епископами сидел перед храмом мученика Иулиана и беседовал о душеполезном. Мимо проезжала Пелагия в своем обычном украшенном драгоценностями наряде, стоя в колеснице, которую сопровождала большая толпа. Воздух вокруг наполнился благоуханием ароматов, соперничавшим с блеском ее драгоценных камней и жемчугов, сверкавших всеми цветами радуги. Когда пастыри увидели, с каким дерзким бесстыдством она проезжает мимо, то некоторые из них тут же осудили ее за кричащую роскошь, свойственную блудницам. Ибо они видели только то, что было выставлено напоказ и что мешало увидеть скрытое от их проницательного взора — святые отцы только покраснели от смущения и отвернулись. Лишь один Нонн рассмотрел ее, и вывод его созерцания был прямо противоположным. Только его души коснулось тонкое сожаление, от которого, как от лучины, в нем загорелся огонь Добродетели. В отличие от других отцов, он не спускал с нее глаз и пока она ехала, внимательно разглядывал ее. Она уже давно скрылась из виду, а он все еще продолжал смотреть ей вслед. Наконец, Нонн глубоко вздохнул, и на его глаза навернулись слезы. Блаженный муж стал оплакивать самого себя и говорить, что ему самому в осуждение то, как она себя украшает. «Она, — считал Нонн, — влюбляясь в тленные тела и оскверняя себя, хотя и обладает подлинно цветущей телесной красотой, не ленится однако приумножать природную красоту чудесами своей изобретательности. С помощью одежды и косметики ей удается достичь необычайного блеска только для того, чтобы заполучить горькое рабское наслаждение. А мы, когда Возлюбленный нашей души и Любящий нас бессмертен, когда нас ждет неувядающая благодать и вечные обители (на небесах), настолько пренебрегаем украшением своей бессмертной души, что беззастенчиво срамим ее естественную красоту. Мы глумимся над собой и жалким образом отделяем себя от несказанного и дивного наслаждения. Неужели мы забыли о том, какие муки нам приготовлены и что Суд над нами будет суровым?»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

Не честна была жизнь Пелагии до принятия веры христианской. В молодости своей, при поразительной красоте телесной, она была в Антиохии всем известною блудницею, нажила огромное состояние, имела открытый для всех богатый дом, множество прислуги, одевалась роскошно, давала обеды и ужины, являлась с пышностью на всех церемониях и зрелищах города, окруженная толпою почитателей и все время жила для одних чувственных удовольствий. У язычников подобные женщины, при их многочисленных знакомствах и связях, имели значительный вес и влияние на частные и даже общественные дела и пользовались поэтому почетом и уважением. И из этой чувственной женщины Господь творит высокую подвижницу благочестия. Архиепископ антиохийский, по обычаю, созывает в Антиохию подведомых себе епископов окрестных городив для совещания по некоторым церковным вопросам. Между другими епископами прибыл в Антиохию и епископ города Илиополя Нон, известный не только святостью жизни, но и своим учительным словом обративший в христианство жителей города, исстари славившегося слепою и безумною преданностью язычеству. Заседание епископов открыто было в храме мученика Иулиана, находившемся в центре города, по желанию архиепископа, словом епископа илиопольского. Для беспрепятственности слушанию входящими и выходящими, двери храма были отворены. Во время проповеди Нона с шумом проходит мимо дверей церковных Пелагия, окруженная многочисленною свитою молодых людей обоего пола, разодетая и благоухающая. Епископы со смущением и стыдом преклонили головы. Нон, которому особенно видна была шествующая, прервал слово и смотрел вслед Пелагии, доколе она не скрылась из виду. После этого он обращается к собранию со следующими словами: «Не знаю, какое впечатление произвела на вас, а на меня эта женщина произвела поразительное впечатление. Чтобы быть приятной другим, эта женщина должна была много часов провести ныне в умыванье, притиранье, одеванье к лицу и вообще в украшении себя. И она это с любовью и терпением делала. Прилагаем ли мы хотя часть такой заботы к душе своей, которую желаем представить Христу, как невесту, Ему угодную?» Залился старец слезами, ушел из храма и остаток дня и всю ночь в молитве и за себя и за Пелагию. Пред утренею, забывшись несколько, видит он во сне, что возле и кругом его летает черная и безобразная какая-то голубица, которую он схватил и бросил в воду, стоявшую в притворе церковном, откуда она вылетела белою и чистою, взвилась под небеса и скрылась из глаз.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

1) Exempli synodi habitae Romae episcoporum XCIII ex rescripto imperiali. Damasus Valerianus Vitalianus Aufidius Paeanius Victor Priscus Innocentius Abundios Theodulus et ceteri, qui ad audiendam causam Auxentii exponendamque fidem in urbe Romae convenerunt, episcopis catholicis per Orientem constitutis in domino salutem. Confidimus etc. Вполне законченное, послание это заключается припиской: ego Sabinus diaconus Mediolanensis legatus de authentico dedi. Затем следуют всякий раз под рубрикой item ех parte decreti, три, только фрагментарно выписанные, письма, начинающиеся 2) ea gratia, 3) illud sane, 4) non nobis Наконец, следует приписка: Explicit haec epistola vel expositio synodi Romanae habitae sub Damaso papa et transmissa ad Orientem, замыкающая весь этот отдел. Как слова этой приписки, которая не принадлежит к акту, так и те, которые непосредственно за ней следуют и составляют вторую часть, – не документ, но историческое сообщение. II. in qua omnis Orientalis ecclesia facta synodo apud Antiochiam consona fide credentes et omnes ita consentientes eidem super ex positae fidei singuli sua subscriptione confirmant, после чего следуют подписи Мелетия антиохийского , Евсевия самосатского, Пелагия лаодикийского, Зенона тирского, Евлогия едесского, Бематия мальского и Диодора тарского, и наконец, краткая заметка: similiter et alii CXLVI Orientales episcopi subscripserunt, quorum subscriptio in authentico hodie in archivis Romanae ecclesiae tenetur. Expl. synodus Romana et Antiochensis. Confidimus, дошедшее до нас также в греческом переводе у Созомена и Феодорита 2661 , есть ни что иное, как послание римского собора от лета 372 года, отправленное на восток при посредстве диакона Сабина Афанасию Великому , а также иллирийским епископам 2662 . Послание это было переслано Афанасием Василию, который, воспользовавшись благоприятным случаем, при посредстве того же Сабина отправил на запад несколько своих писем с просьбой протянуть руку помощи восточным и признать православие Мелетия и младоникейцев 2663 . Ответом на эти письма явилось высокомерное, римское послание от 373/374 года, содержание которого легко реконструируется благодаря 156 письму Василия. Каков, впрочем, был ответ, можно догадаться из того, что привезший его в Антиохию пресвитер Евагрий отказался иметь какое-либо общение с Мелетиевым диаконом Дорофеем и объявил мелетианскому клиру в Антиохии римское требование о безусловном признании никейского символа 2664 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010