занимался изучением ПВЛ, обосновал гипотезу об использовании на начальном этапе создания свода XII в. утраченного рукописного моравско-паннонского источника о «поляно-руси» - «Сказания о преложении книг». Важным аспектом творчества Н. стало собирание, а затем систематизация славянорус. рукописного материала в связи с тем, что в 1898 г. Отделение рус. языка и словесности АН поручило ему составить «Повременной список древнерусских авторов» для готовившегося издания полного собрания сочинений рус. писателей XI-XVII вв. Утвердив предложенный Н. план подготовки собрания, АН предложила ученому осуществить археографическую поездку по городам северо-запада России с целью исследования состава рукописных хранилищ для задуманного издания. Вернувшись из экспедиции (нояб. 1899 - окт. 1900), Н. систематизировал собранные сведения и в 1906 г. опубликовал корректурное издание «Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (X-XI вв.)» (в 1906 удостоено Макариевской премии); часть собранных во время экспедиции данных позднее была опубликована Н. в академических научных журналах. Сведения о рукописях, обнаруженных в государственных и частных собраниях, Н. включал в библиографическую картотеку, располагая карточки по разработанной им системе. В 1902 г. в работе «Ближайшие задачи изучения древнерусской литературы» (ПДП. 1902. Вып. 149) он представил свой взгляд на проблемы исследования истории древнерус. литературы, доказывая необходимость предварительного рассмотрения, систематизации и обобщения всех доступных сведений о древнерусской книжности. Летом 1912 г. Н. предпринял научную поездку по городам Европы с целью сбора сведений о составе зарубежных рукописных собраний, итогом поездки стало издание в 1914 г. труда «Рукописная книжность древнерусских библиотек (XI-XVII в.): Материалы для словаря владельцев рукописей, писцов, переводчиков, справщиков и книгохранителей. Вып. 1: А-Б». Материалы Н. собирал вплоть до 1917 г. Переданная в АН СССР составленная им картотека насчитывает 174 тыс. карточек (ныне в Б-ке РАН). Материалы личного архива Н. свидетельствуют о том, что в 20-х гг. XX в. он обращался к изучению вопросов, ранее не входивших в круг его интересов, напр., истории правления имп. Петра I, а также основания АН и ее б-ки, Кунсткамеры.

http://pravenc.ru/text/2566206.html

Кончина свт. Ефрема и постановление еп. Феодосия на Ростовскую кафедру. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV.225. Л. 855) Управление Е. Ростовской кафедрой пришлось на сложный период междоусобных войн за великокняжеский стол между московским кн. Василием II и Георгием (Юрием) Димитриевичем , затем между кн. Василием II и сыновьями Георгия Димитриевича. Из-за длительного отсутствия в Русской Церкви митрополита, вызванного изгнанием в 1441 г. с митрополичьего престола принявшего унию Исидора , и в силу традиц. отстранения от общерус. дел Новгородского архиеп. св. Евфимия II (Вяжицкого) Е. являлся в этот трудный период старшим из рус. иерархов. С сер. 30-х гг. Xv в. военные действия неоднократно велись на территории Ростовской епархии, в них была втянута значительная часть паствы Е. Как видно из Ростовского владычного свода - Типографской летописи,- Е. и его окружение сочувственно относились к притязаниям вел. кн. Георгия Димитриевича. Иным было отношение к участию в борьбе за великокняжеский стол сыновей кн. Георгия - Василия Косого и Дмитрия Георгиевича Шемяки. Весной 1435 г. устюжане попытались убить в церкви кн. Василия Косого. В отместку, захватив в 1436 г., после 9-недельной осады, повторно Устюг, Василий Косой приказал повесить Иова Булатова, десятильника Ростовского епископа, и казнить многих устюжан. ранее, весной 1435 г., начиная военные действия, Василий Косой «владыку Ростовского, идучи, пограбил». важной в этот период была миротворческая роль братии расположенного неподалеку от Ростова Борисоглебского на Устье мужского монастыря , к-рому покровительствовали вел. кн. Василий II и его мать вел. кнг. София Витовтовна (Повесть о Борисоглебском мон-ре [около Ростова] XVI в./Сообщ.: Х. М. Лопарев//ПДП. 1892. Вып. 86. С. 12). В 1433-1434 гг. изгнанный из Москвы Василий II укрывался в Борисоглебском мон-ре, в кон. янв.- нач. февр. 1441 г. игум. мон-ря Питирим вместе с троицким игум. Зиновием крестил в обители сына Василия II - буд. вел. кн. Иоанна III ( Стрельников С. В. Кто крестил Ивана III?//Российское государство в XIV-XVII вв.: Сб. ст., посвящ. 75-летию со дня рожд. Ю. Г. Алексеева. СПб., 2002. С. 64-67). В 1436 г. борисоглебский монах по просьбе кн. Василия Косого добился заключения перемирия с вел. князем Московским.

http://pravenc.ru/text/182081.html

Принесение иконы прп. Димитрия в Вологду. Оборот двусторонней иконы. 2-я пол. XVI в. под записью XVII в. (ВГИАХМЗ) Принесение иконы прп. Димитрия в Вологду. Оборот двусторонней иконы. 2-я пол. XVI в. под записью XVII в. (ВГИАХМЗ) С нач. XVI в. в Вологде 3 июня празднуется Сретение чудотворной иконы Д. (1-е упоминание о «стихирах и каноне на Сретение образа чудотворца Димитрия» содержится в «Указце книгохранителя Спасо-Прилуцкого монастыря Арсения Высокого 1584 г.» - ПДП. 1914. Вып. 184. С. 14). Установление праздника связано с присылкой в 1503 г. вел. кн. Иоанном III в Вологду образа Д. в память о помощи святого рус. войскам и о явлении Д. вел. князю во время похода на Казань (вероятно, в 1487, когда была установлена зависимость Казанского ханства от Москвы; известно, что Иоанн III посетил Вологду перед походом; по преданию, в Москву из Спасо-Прилуцкого мон-ря для моления во время похода был увезен небольшой образ Д.). Чудотворная икона была встречена вологжанами во главе с Вологодским и Великопермским еп. Никоном (в «Сказании о Сретении чудотворного образа преподобного и богоносного отца нашего Димитрия, Прилуцкого чудотворца», нач. XIX в., назван еп. Стефан, неизвестный др. источникам). На месте встречи иконы в Вологде была воздвигнута ц. во имя Д. (позднее переосвящена во имя равноапостольных Константина и Елены). В память о событии ежегодно устраивался крестный ход из города в мон-рь, где правящий архиерей с настоятелем обители и клириками епархии служил литургию; после литургии совершался молебен Д., затем крестный ход возвращался в Вологду. Торжества продолжались 3 дня. Память Сретения чудотворного образа Д. праздновалась не только в вологодских церквах, но, по-видимому, также в др. севернорус. храмах. Этот праздник отмечен в Уставе кон. XVI - нач. XVII в., написанном в Архангельске (РНБ. Собр. П. Д. Богданова. 977). Икона, присланная в Вологду вел. князем Иоанном III, не сохранилась. В 1487-1491 или в 1503 г. художником круга прп. Дионисия был написан сохранившийся до наст. времени образ Д. с житийными клеймами (ныне в ВГИАХМЗ; клейма отражают Минейную редакцию Жития святого).

http://pravenc.ru/text/178017.html

«Просто знать, что крик – это плохо, недостаточно, – говорит Алан Каздин, профессор психологии и детской психиатрии в Йельском университете. – Крик – это не стратегия, это средство выпустить пар». «Если цель родителя – катарсис (я хочу вытащить раздражение наружу и показать, насколько я зол), тогда, пожалуй, крик – идеальный выход, – говорит доктор Каздин. – Но если цель – что-то изменить в ребенке или развить у него положительную привычку, крик – неверный путь». Есть и другие стратегии, не обязательно орать, как сумасшедшая. Если мы не будем кричать, наши дети будут вести себя лучше Многие думают, что позитивное отношение – форма лени, как будто родители, которые практикуют позитивный настрой, не воспитывают детей. Но умение не кричать требует от родителей особой дисциплинированности. Доктор Каздин предлагает программу под названием ПДП: предваряющая работа, действия и последствия. Предваряющая работа – способ объяснить ребенку, что вы от него хотите, прежде чем он займется этим делом. Действия – когда поведение определяется и формируется по заданной родителем модели. И последствие включает в себя выражение одобрения жестом, когда действие выполнено. Поэтому, вместо того, чтобы кричать на своего ребенка каждый вечер за разбросанную обувь, спросите его утром, сможет ли он убрать ботинки, когда вернется домой. Убедитесь, когда вернетесь домой, что сами поставили свою обувь на место. И, если ваш ребенок уберет свои ботинки или даже поставит их ближе к тому месту, где они должны быть, скажите ему, что он проделал отличную работу, а затем обнимите его. Метод ПДП – весьма специфичен. Когда вы хвалите ребенка, вы должны бурно выражать свои чувства, надев на лицо большую тупую улыбку и размахивая руками в воздухе. Затем вы должны сказать очень высоким, веселым голосом, за что вы хвалите ребенка. И, наконец, вы должны прикоснуться к ребенку, чтобы дать ему некую невербальную похвалу. Чем глупее это выглядит на ваш взгляд, тем лучше. Тогда ребенок запомнит, что он получает похвалу именно за правильное поведение. Это нам и нужно.

http://pravmir.ru/davayte-budem-chestnyi...

В журнале боевых действий 40-й армии о том бое осталась лаконичная запись: «2/180 мсп, 3/317 и 3/350 пдп продолжают рейдовые действия в районе н. п. АСМАР, н. п. ШИГАЛ». На самом же деле тот бой стал первым крупным сражением афганской войны, в котором были задействованы значительные силы десантников и мотострелков. И потери, к сожалению, с нашей стороны тоже оказались весьма ощутимыми. С боевых действий в Кунаре в феврале 1980 года, по сути, и началась настоящая война в Афганистане. Что касается Сергея Соколова, звезду Героя он получил за умелое руководство советскими и афганскими войсками в начальный период афганской войны. В 1980 году, как известно, Соколов, будучи первым заместителем министра обороны СССР, возглавлял Оперативную группу Министерства обороны СССР в Афганистане, то есть осуществлял взаимодействие между советскими и афганскими войсками, планировал боевые операции. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1980 года «за личное мужество и умелое управление войсками, проявленные при оказании интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан» Маршал Советского Союза Сергей Леонидович Соколов был удостоен звания Героя Советского Союза. Сергей Альбертович Холодов, историк, член Попечительского совета Войсковой Православной Миссии Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2020/04/28/pe...

747 Отрывок об этимологии нового имени Иакова, возможно, подвергся существенной порче. Помимо контаминации сюжетов и внесения в толкование сугубо славянской вставки об издранной жиле, вызывает недоумение постановка имени Израиль в прямую связь со взятием Иаковом четырёх жён. 748 В тексте Палеи имеет место контаминация разных библейских сюжетов и мотивов. Иакова, боявшегося встречи с Исавом, встретили для ободрения ангелы Божии ( Быт. 32:1 ). Но все же Иаков не избавился от страха и послал вперёд вестников ( Быт. 32:3 ). Недалеко от потока Иавок во время ночлега Иаков выдержал таинственную борьбу с Богом, за что получил имя Израиль ‘Богоборец’; это место сам Иаков назвал Пенуэл ‘лицо Божие’: “я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя” ( Быт. 32:30 ). В тексте Палеи имя Израиль получило двойную этимологизацию: в духе народной этимологии оно произведено от слова издранный; кроме того, ему присвоено значение имени Пенуэл. Значение мъ ба види читается в Словаре «Изборника XIII b.» (Речь тонкословия греческого/ПДП. T. CXIV. 1896. С. 70). В. М. Истрин рассматривает это объяснение как влияние словарного первоисточника и указывает на точную греческую аналогию Палее: σραλ – νος ρν θεν. Omмeчaюmcz также варианты зр гда и зри ба в oбъzchumeльhыx cлobapzx XІІІ–XІV bb. (см.: Истрин–1897. С. 38–41). Этимологические дonoлhehuz отражают работу Cocmabumeлz со справочными материалами, длz єтой цели он oбpaщaлcz к разным источникам, coeдuhzz их, как и в случае ucmoлkobahuz имени Израиль, с оригинальным авторским пониманием смысла. 749 Патриарх Исаак пророчествовал об Иакове: «Да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей» ( Быт. 27:29 ). Фактически же Иаков поклонился Исаву. Из противоречия между пророчеством и фактом Составитель Палеи сделал вывод, что пророчество относилось не к Иакову, а к Иисусу Христу, произошедшему по Матери из рода Иакова. – А.М.К. 750 События возвращения иаковичей в Палестину описываются предельно кратко, поэтому содержание пророческих благословений двенадцати сыновей Иакова в части, касающейся описания обстоятельств их жизни, не находят основания в палейных материалах по ветхозаветной истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Д. С.- герой «Слова о князьях», произведения черниговской литературы, созданного, вероятнее всего, во 2-й пол. XII в., главной темой к-рого является призыв к рус. князьям о братолюбии и прекращении междоусобных распрей. В этой связи о Д. С. говорится как об идеальном правителе, при этом, возможно, подразумевается противопоставление его Олегу Святославичу, неоднократно затевавшему усобицы, выступавшему против старших князей, приводившему на Русь половцев. Автор «Слова...» упрекает младших князей за то, что они не желают стерпеть даже малой обиды от старших, отказываются от вассальных обязанностей, готовы по любому поводу воевать и даже призывают на «братию» половцев. (Из письма Владимира Мономаха Олегу Святославичу видно, что Д. С. в отличие от брата был готов «рядитися» со старшими князьями (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 254-255).) Автор «Слова...» пишет, что Д. С. «ни с кем не имеаше вражды»: если кто-то шел на него войной, князь ее останавливал миролюбием, всегда был верен крестоцелованию. Смерть черниговского князя описана в «Слове...» как кончина святого. Останки князя сначала поместили в черниговском Преображенском соборе, над к-рым появилась звезда, когда же тело князя перенесли в ц. святых Бориса и Глеба, звезда переместилась и встала над ней. Солнце не заходило до тех пор, пока не совершились похороны. Автор «Слова...», полемизируя с теми, кто полагали невозможным спасение для людей, у к-рых есть жена и дети, приводил Д. С. в качестве примера того, что можно спастись, оставаясь мирянином. Характеристика, данная Д. С. в «Слове о князьях», была использована в 60-х гг. XVI в. в «Книге степенной царского родословия» («О блаженном князе Давыде Святославичи, внуке Ярослава Владимировича, чюдесная повесть»). Д. С. почитается в Черниговской земле. Ист.: Слово похвальное на пренесение мощей святых Бориса и Глеба: Неизд. памятник XII в./Сообщ.: Х. Лопарёв. СПб., 1894. (ПДП. 98); ПСРЛ. Т. 1; Т. 2-3; Т. 21. Ч. 1 (по указ.); ПЛДР: XII в. М., 1980. С. 338-343, 671-674; Изборник Святослава 1073 г. М., 1983.

http://pravenc.ru/text/168578.html

Сиф (Σθ ) – от евр. ‘ставить, восстанавливать, класть, hanpabлzmь’ (см.: Истрин–1897. Отсюда, в разделе poдocлobuz патриархов до потопа, haчuhaemcz цикл толкований собственных еврейских имєн. Toлkobahuz pacnpocmpahzюmcz также на отдельные персонажи послепотопной истории (Ной, Рувим, Левий, Вениамин). В характеристике патриархов от Сифа до Hoz преобладают библейские характеристики, совмещєнные с єтимологическими paзъzchehuzмu значений имєн. Мотивы апокрифического характера, которым haxoдzmcz coombemcmbuz в материалах хроник, в комментируемом разделе Палеи незначительны. Дополнительным материалом к ветхозаветным cbeдehuzм здесь zbлzюmcz oбъzchehuz имєн. который специально зahuмaлcz их анализом, первоначально считал, что moлkobahuz принадлежат cлabzhckoмy автору, который был непосредственно и хорошо знаком с еврейским zзыkoм, что npeдcmabлzлocь ему логичным в свете задач hanucahuz антииудейского полемического труда (см.: Истрин–1897. Позднее в его pacnopzжehuu оказались материалы, которые убедительно свидетельствовали в пользу того, что у Cocmabumeлz Палеи могли быть готовые словарные материалы, xomz в пределах доступных исследователю словарей обнаружено всего несколько точных параллелей палейным oбъzchehuzм. Главным аргументом стало опубликование т. н. «Речи zзыka жидовского», komopaz входила в состав «Изборника из coбpahuz РНБ. и включала в ceбz сходные с Палеей moлkobahuz (см.: Речь mohkocлobuz греческого/ПДП. Т. CXІV. 1896; Истрин–1906. Отличную от палейной редакцию oбъzchumeльhoro cлobapz давали списки «Новгородской кормчей (Син. «Гoдyhobckaz псалтирь» (Син. декабрьский том «Миней Четьих» митрополита Makapuz и pzд других древнерусских naмzmhukob. Разрозненные coombemcmbuz палейным трактовкам обнаружил в греческих и латинских cлobapzx, состав которых, по его мнению, фopмupobaлcz из coeдuhehuz разных словарей. В древнерусских материалах он выделил две редакции cлobapz (типа «Изборника и типа «Кормчей XІІІ в.»), но с Палеей cbzзaл третью, не coxpahubшyюcz редакцию cлobapz, в создании которого он теперь не исключал греческого посредничества (см.: Истрин–1906. Далеко не все oбъzchehuz палейной єтимологии имеют coombemcmbuz в обнаруженных греческих и древнерусских словарных источниках. Отмечены также pacxoждehuz с библейскими трактовками имєн патриархов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

дядя Саша 15 декабря 2012, 13:19 Помнится как его дедушка- отец Михаил, показывал внуку свои медали, рассказывал, как служил после войны в пехоте у Жукова целых 4 года. Видимо свой выбор Иван сделал задолго до совершеннолетия, тем более весь мужской род Ивана - отец и дядьки, прослужили Родине положенные годы. Согласен, что рассказ " чудесен " , но это только подтверждает правило, с кем Бог - тот не пропадет! Про свою службу хвалиться не буду - она во многом схожа с рассказам Ивана и посвоему чудесна. Пока парень был в строю, батька, дед да дядьки молились " о здравии воина Ивана " . По моему, наглядный пример для тех, кто сейчас ждет свою кровинушку из армии и кому еще предстоит. Поверьте, я видел многих, кто ждет своих сыновей из армии не выходя из храма. Неужели остальным нет дела до своих сыновей? Николай 15 декабря 2012, 00:27 Армия духовное зеркало общество. Если общество не здорово то и армия будет с этими болячками. О дедовщине: ее не будет если солдаты будут заниматься боевой подготовкой и стоя в строю на вечерней поверке (кто служил поймет меня) засыпать. Иван молодец дай Бог стать разумным пастырем. Илья 14 декабря 2012, 16:03 Иван, помню тот день, когда мы встретились с тобой на распределительном пункте! Вот думаю сейчас, а ведь тоже мог попасть в ВДВ тогда... Но у каждого своя дорога! Хороший рассказ о службе в армии! Абсолютно согласен со всем выше сказанным! Долг Родине НАДО отдавать! Хотя и были какие то плохие моменты, но куда без них?! Это тоже закалка. В конце вспоминается только хорошее! Спасибо за статью! Вячеслав. 13 декабря 2012, 19:52 а где Отец Киприан, когда то служивший в нашем 331 ПДП, а потом стал Священником. рустик 13 декабря 2012, 10:26 спаси вас господи !воины россии ! Серафим Григорьев 13 декабря 2012, 02:32 Какой бы художественный фильм можно поставить?!.. Так нет же, вбухают деньги немалые на бандитов, проституток и ментов. Николай 12 декабря 2012, 23:59 Молодец, поступил, как настоящий мужчина А для тех, кто панически боится армии - статистика говорит, что там несчастных случаев не больше, чем на гражданке. А отношение к себе человек формирует сам.

http://pravoslavie.ru/57951.html

Закрыть Как российский патриотизм сдают в чужие руки Харизматическая «Юнармия» Ярославля. 6 часть 03.09.2018 1428 Время на чтение 36 минут 1 часть 2 часть 3 часть 4 часть 5 часть ПРИЛОЖЕНИЕ Покорение России. Чупин Николай Николаевич: история слияния сект, власти и бизнеса на примере одного региона Николай Николаевич Чупин родился 6 января 1960 года в Казахской ССР хотя позже сообщал СМИ недостоверные сведения о том, что «родом с Кубани», где до сих пор живут его отец и мать Детство провел в поселке Сары-Озек Гвардейского района Алма-Атинской области Казахской ССР, где учился в 270-й (ныне 49-й) средней школе Утверждал, что на этом этапе «увлекался музыкой, играл в ансамбле» В 1978 году был призван для прохождения срочной военной службы в 13-ю отдельную десантно-штурмовую бригаду 108-го ПДП 7-й Воздушно-десантной дивизии. Сообщал, что все два года «служил в должности заместителя командира взвода» В 1980 году демобилизовался из рядов Советской Армии. Утверждал, что после службы ему предлагали пойти в Рязанское военное училище, но он отказался, поскольку хотел «поскорее вернуться к гражданской жизни» Упоминал о своем отце, мечтавшем, чтобы сын «стал директором автобазы» - и именно поэтому, якобы, начал учиться в некоем алма-атинском институте по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство», но ВУЗ «не закончил» Затем, как сообщал в поздних биографиях, «работал на транспортных предприятиях страны, в том числе на предприятиях военно-промышленного комплекса на разных должностях» Однако из более ранних оговорок Чупина в различных доступных источниках известно, что в итоге он перебрался в г. Абинск Краснодарского края, где увлекся идеями казачества и стал членом Таманского отдела Кубанского казачьего войска Как бы то ни было, можно с большой долей вероятности утверждать, что уже на этом этапе он женился первый раз - поскольку известно, что в августе 1987 года у Николая Чупина родился сын, тоже названный Николаем. Кто была первая супруга Чупина, при каких обстоятельствах они расстались и где до переезда в Ярославль находился сын, неясно.

http://ruskline.ru/analitika/2018/09/201...

  001     002